Научная статья на тему 'Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона'

Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
334
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА / ИНТЕГРАТИВНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / МАССОВЫЙ СПОРТ / STUDENTS OF A TECHNICAL HIGH SCHOOL / INTEGRATIVE INNOVATIVE TECHNOLOGIES / PHYSICAL EDUCATION / MASS SPORT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шпорин Эдуард Григорьевич, Лебединский Владислав Юрьевич, Колокольцев Михаил Михайлович

Проанализирована деятельность кафедры физической культуры Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета по совершенствованию системы повышения качества физического воспитания студентов и развитию массового спорта в вузе. С позиций системного анализа представлена и рассмотрена характеристика физической культуры и спорта. Показано, что интегративные технологии, используемые в учебном и учебно-тренировочном процессах по физической культуре и при занятиях спортом повышают качество образовательного процесса студенческой молодежи. Использование научно-методических разработок сотрудников кафедры позволило тренерам добиться значительных результатов в выступлениях сборных команд университета на соревнованиях различного уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шпорин Эдуард Григорьевич, Лебединский Владислав Юрьевич, Колокольцев Михаил Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITY OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING OF A TECHNICAL HIGH SCHOOL OF SIBERIAN REGION

The article analyses the activities of the Department of Physical Training of the National Research Irkutsk State Technical University on perfection of the system to improve the quality of students' physical education and development of mass sports in a high school. The characteristic of physical training and sport is presented and discussed from the viewpoint of the system analysis. It is shown that integrative technologies used in educational and training processes of physical training and under going in for sports improve the quality of the educational process of students. The use of scientific and methodological developments of the department staff has allowed coaches to achieve significant results of all-university teams at the competitions of different levels.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза Сибирского региона»

ских ресурсов не является панацеей, универсальным способом обеспечить права и законные интересы потребителей этих ресурсов, снизить платежи граждан, как это зачастую считается. Использование приборов учета - лишь один из технических способов контроля

потребления этих ресурсов. Без детальной правовой регламентации порядка их использования, без инициативы со стороны самих граждан на этот счет приборы не принесут того эффекта, который от них ожидают и потребители, и государство.

УДК 796: 005.591.6

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СИБИРСКОГО РЕГИОНА

Э.Г. Шпорин1, В.Ю. Лебединский2, М.М. Колокольцев3

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова,83.

Проанализирована деятельность кафедры физической культуры Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета по совершенствованию системы повышения качества физического воспитания студентов и развитию массового спорта в вузе. С позиций системного анализа представлена и рассмотрена характеристика физической культуры и спорта. Показано, что интегративные технологии, используемые в учебном и учебно-тренировочном процессах по физической культуре и при занятиях спортом повышают качество образовательного процесса студенческой молодежи. Использование научно-методических разработок сотрудников кафедры позволило тренерам добиться значительных результатов в выступлениях сборных команд университета на соревнованиях различного уровня. Ил. 3. Табл. 1. Библиогр. 10 назв.

Ключевые слова: студенты технического вуза; интегративные инновационные технологии; физическое воспитание, массовый спорт.

INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE ACTIVITY OF THE DEPARTMENT OF PHYSICAL TRAINING OF A TECHNICAL HIGH SCHOOL OF SIBERIAN REGION E. G. Shporin, V.Yu. Lebedinsky, M.M. Kolokoltsev

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article analyses the activities of the Department of Physical Training of the National Research Irkutsk State Technical University on perfection of the system to improve the quality of students' physical education and development of mass sports in a high school. The characteristic of physical training and sport is presented and discussed from the viewpoint of the system analysis. It is shown that integrative technologies used in educational and training processes of physical training and under going in for sports improve the quality of the educational process of students. The use of scientific and methodological developments of the department staff has allowed coaches to achieve significant results of all-university teams at the competitions of different levels. 3 figures. 1 table. 10 sources.

Key words: students of a technical high school; integrative innovative technologies; physical education; mass sport.

Формирование современной концепции укрепления и поддержки физического здоровья молодежи предусматривает поиск прогрессивных технологий, методов рефлексии коллективной деятельности, коррекции и оценочной деятельности при занятиях физической культурой в вузе [4, 8].

Анализ психолого-педагогических источников [1, 3, 6, 7] показывает, что понятие «педагогическая технология» (от греческого techne - «искусство, мастерство,

умение, ремесло» и logos - «учение») начало применяться в педагогической практике еще в начале 60-х гг. прошлого века. В современной педагогике в связи с поисками и разработками научных подходов к организации эффективного учебного процесса технология инноваций приобретает все более широкое применение.

Среди современных педагогических технологий особое место занимает интегративная технология

1Шпорин Эдуард Григорьевич, зав. кафедрой физической культуры, декан факультета физической культуры и спорта, доцент, тел.: (3952) 405022, е-mail: shporin@istu.irk.ru

Shporin Eduard, Head of the Department of Physical Training, Dean of the faculty of Physical Training and Sports, Associate Professor, tel.: (3952) 405022, e-mail: shporin@istu.irk.ru

2Лебединский Владислав Юрьевич, зам декана по НИР факультета физической культуры и спорта, доктор медицинских наук, профессор, е-mail: lebedinskiy@istu.edu

Lebedinsky Vladislav, Deputy Dean for Research of the faculty of Physical Training and Sports, Doctor of Medicine, Professor, e-mail: lebedinskiy@istu.edu

3Колокольцев Михаил Михайлович, доктор медицинских наук, профессор кафедры физической культуры, е-mail: mihkoll@mail.ru

Kolokoltsev Mikhail, Doctor of Medicine, Professor of the Department of Physical Training, e-mail: mihkoll@mail.ru

укрепления физических кондиций и здоровья молодежи, которая обеспечивает оптимальное сочетание учебной и внеучебной деятельности студенчества. Интегративная технология реализации модели совершенствования физической культуры студентов НИ ИрГТУ представляет непрерывный, динамический педагогический процесс постепенного совершенствования их умений и физических качеств. Кроме того, предусмотрена одновременная организация дополнительных функциональных структур вуза, обеспечивающих повышение эффективности учебного и учебно-тренировочного процессов по физическому воспитанию учащейся молодежи и при занятиях спортом. Также осуществляется наращивание интегративных знаний оздоровительной и психолого-педагогической направленности, которые способствуют усилению мотивации студентов к двигательной активности и профилактике появления социально-негативных привычек.

Физическое воспитание студентов - неразрывная составная часть высшего образования, результат комплексного педагогического воздействия на личность будущего специалиста в процессе формирования его профессиональной компетенции [2, 5, 8, 10].

Сегодня неоспоримым является тот факт, что важными аспектами обновления системы физического воспитания должны стать интегративные инновационные подходы к устранению основных причин, порождающих у студентов деформированное отношение к общечеловеческим ценностям физической культуры.

В настоящее время основной методологической базой развития любой науки и отрасли знания является использование системного анализа. С его позиций, по мнению В.Ю. Лебединского [9], физическая культура и спорт представляют собой сложную, полуоткрытую систему биосоциального уровня, которая должна характеризоваться целостностью и выделенностью.

Принципы системного подхода позволяют характеризовать ее целостность на основе: а) уже имеющихся знаний; б) анализа ее структурно-функциональной организации, условий и причин изменчивости; в) получения о ней знаний на основании глубокой аналого-синтетической деятельности.

С позиций системного анализа невозможно представить функционирование этой системы без ее взаимодействия с внешней средой, которая должна быть из нее выделена, т. к. без взаимодействия с последней она будет нежизнеспособна. Их взаимодействие носит сложный, многокомпонентный характер, поскольку внешняя среда неоднородна. Многочисленные ее параметры следует рассматривать и представлять в виде дискретно существующих факторов, отличающихся друг от друга характером действия (спецификой), силой и протяженностью во времени.

Любая система только тогда жизнеспособна и может эффективно функционировать, когда она представляет собой динамичную саморегулирующуюся организацию, системообразующим фактором которой будет являться конечный полезный результат, инициированный воздействием внешней среды.

Сказанное выше демонстрирует еще один признак

систем - наличие организации. То есть все элементы, составляющие систему, должны быть организованы в пространстве и во времени, вступая во взаимодействие для достижения конечного полезного результата.

Пространственная закрепленность взаимодействующих элементов системы представляет собой ее структуру (взаимодействие ее элементов, описанное в пространстве), а функция - это взаимодействие элементов, описанное во времени, т.е. та ее работа, которая направлена на получение конечного полезного результата.

Формирование и функционирование любой как биологической, так и биосоциальной системы возможно только при наличии системообразующего фактора, который является внешним относительно этой системы и составляет часть взаимодействия самой системы и внешней среды (суперсистемы). Это взаимодействие совершается и проявляется переносом вещества, энергии и информации, а сама система должна обладать свойствами самоорганизации, саморегуляции и самовоспроизведения.

Следовательно, с позиций системного анализа сферу физической культуры и спорта можно представить как биосоциальную систему, состоящую из трех основных компонентов, каждый из которых имеет свой системообразующий фактор и конечный полезный результат.

Массовые занятия физической культурой и уровень физического здоровья нации (I) являются базой для развития как массового спорта (II), так и спорта высших достижений (III), а без ее достаточно эффективного функционирования невозможно их успешное развитие (рис. 1).

С учетом изменения морфофункциональных характеристик организма человека в возрастном аспекте следует говорить о трех основных этапах формирования и функционирования этой подсистемы (физическое воспитание): формирование, сохранение и сбережение здоровья (рис. 2).

Кроме того, в процессе функционирования любой биосоциальной системы отмечается специализация образующих ее элементов, которые являются системами более низкого уровня организации. Выделяются три их основные группы: а) «рабочие» элементы; б) элементы «обеспечения»; в) элементы «регуляции».

1. Рабочие элементы - это главные элементы системы, через взаимодействие которых реализуется достижение конечного полезного результата (рис. 3).

Понятно, что ведущим в этом взаимодействии всегда будет учитель, преподаватель, тренер, от квалификации и профессионализма которых и будет зависеть достижение конечного полезного результата.

2. Элементы обеспечения - включают в себя финансовое, материально-техническое, медицинское, научно-методическое и т.д. обеспечение, без развития которых невозможна результативная работа рабочих элементов.

3. Элементы регуляции - обеспечивают регламентацию (нормативно-правовые документы) деятельности самой системы (физическая культура и

Международный престиж в спорте

* Спортивный резерв при

сохранении уровня физического здоровья

* Физическое здоровье нации Конечный полезный результат

Рис. 1. Компоненты физической культуры и спорта: I. Физическая культура; II. Массовый спорт;

III. Спорт высших достижений

Рис. 2. Этапы функционирования подсистемы «физическое воспитание»: I. Период развития организма человека (до зрелого возраста) - здоровьеформирование; II. Зрелый возраст - здоровьесохранение; III. Инвалюция (старшие возрастные группы) - здоровьесбережение (поддержание)

Учитель, преподаватель физической культуры

Ученик, студент

Тренер

Спортсмен

Рис.3. Рабочие элементы системы

спорт), взаимодействие ее с другими системами своего уровня (здравоохранение, образование и др.), самих элементов в системе и ее взаимодействие с суперсистемами государственного и международного уровня.

Основываясь на вышеизложенном, можем определить важное направление деятельности кафедры физической культуры (ФК) - формирование у студенческой молодежи осмысленного отношения к общечеловеческим ценностям физической культуры. Проведенный в 2009-2010 учебном году рейтинговый опрос студентов Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета (НИ ИрГТУ) по их отношению к ценностям физической культуры показал, что у первокурсников первое место в рейтинге занимает показатель сила. Студенты 4 курса приоритет отдают здоровью, что говорит о переосмыслении отношения к ценностям физической культуры за годы обучения на кафедре.

Педагогический коллектив кафедры ФК НИ ИрГТУ постоянно совершенствует учебно-воспитательный

процесс, спортивную и оздоровительную работу среди студентов и преподавателей вуза. Штатное расписание кафедры ФК полностью укомплектовано высококвалифицированными преподавателями. Педагогический процесс ведут 2 профессора, 5 доцентов, 28 старших преподавателей. Более 94% преподавателей и тренеров имеют базовое профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины. В 2006 г. на кафедре была открыта аспирантура по специальности 13.00.04, где проходят подготовку 28 аспирантов и 26 соискателей - сотрудников кафедры ФК НИ ИрГТУ. За последние 5 лет сотрудниками кафедры издано 9 монографий, 12 учебно-методических пособий и опубликовано более 200 научных статей. Для проведения учебного и учебно-тренировочного процессов в вузе в настоящее время представлено 34 спортивных сооружения, в том числе: - стадион, покрытый искусственным газоном пятого поколения, с единовременной пропускной способностью 170 человек; трибуны на 2500 посадочных мест;

- легко-атлетические сектора, отвечающие современным требованиям, 8 беговых дорожек, а также раздевалки и душевые. На стадионе НИ ИрГТУ прошли предолимпийскую подготовку национальные сборные России по лёгкой атлетике, что повлияло на их успешное выступление на ХХ1Х Олимпийских и XIII Параолимпийских играх в г. Пекине (2008 г.);

- игровой зал для проведения занятий, тренировок и соревнований по баскетболу, волейболу и мини-футболу с единовременной пропускной способностью 50 человек, включающий уникальный как по размерам, так и по обилию рельефа скалодром;

- 12 других залов (залы борьбы и бокса, теннисный, тренажерные, игровые, танцевальные залы) и 14 плоскостных сооружений (хоккейные, теннисные корты, баскетбольные и волейбольные площадки, футбольные поля).

Площадь спортивных залов и плоскостных спортивных сооружений в НИ ИрГТУ составляет 84223,84 м2 при их единовременной пропускной способности 1075 человек, что позволяет обеспечить полноценное проведение как учебного, так и учебно-тренировочного процессов по физической культуре и тренировок по различным видам спорта.

Учебный процесс по физическому воспитанию студентов осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом и программой дисциплины «Физическая культура», являющейся компонентом федерального цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин второго поколения.

Вариативно-индивидуальные занятия проводятся со студентами 13-ти факультетов с первого по четвертый курс в объеме 408 часов, а также в техническом колледже. Комплектование студентов происходит с учетом их гендерных признаков и медицинских групп здоровья по 3 основным отделениям:

1 отделение (женское, гимнастики) - осуществляет учебный процесс с использованием современных технологий по фитнес-аэробике. В конце 6-го семестра проводятся внутривузовские соревнования. Индивидуальные программы выступлений команд групп и факультетов разрабатываются самими студентами под руководством преподавателей, что рассматривается как одна из форм научно-исследовательской работы студентов.

2 отделение (мужское, общей физической подготовки - ОФП) - занятия проводятся преимущественно с использованием легкоатлетических, лыжных технологий и спортивно-игровой практики. В начале и в конце учебного года проводятся мониторинговые исследования и тестирование физической подготовленности студентов с использованием соревновательно-игрового метода.

3 отделение (женское / мужское, специальная медицинская группа). Занятия проводятся с учетом вида и тяжести заболевания; используются как восточные оздоровительные (ушу, цигун, йога, дыхательная гимнастика), так и западные (индивидуализация дозирования физических нагрузок) технологии.

Студентам, которым по медицинским показаниям

временно противопоказаны физические нагрузки, предлагаются индивидуальные образовательные маршруты по программе самоподготовки. Они принимают участие в мониторинговых обследованиях по линии научно-исследовательской работы студентов (НИРС).

В своей деятельности педагогический коллектив кафедры использует межпредметные и междисциплинарные связи с другими кафедрами и факультетами. Для обеспечения физкультурно-оздоровительной работы в университете организованы Центры медико-биологических исследований и здоровьесберегающих технологий, круглогодично действующий спортивно-оздоровительный лагерь. Взаимодействие кафедры ФК с этими структурными подразделениями, а также с центром культурно-массовой, воспитательной работы и профсоюзной студенческой организацией вуза позволяет скорректировать совместные планы по оздоровлению студентов и профилактике социально-негативных проявлений в молодежной среде.

Для дальнейшего совершенствования учебно-тренировочного процесса кафедра ФК взаимодействует с Центром медико-биологических исследований (ЦМБИ). Здесь спортсменам и занимающимся физической культурой проводят углублённые функциональные обследования, консультационные, лечебные и реабилитационные мероприятия после заболеваний и травм. Следует отметить, что заболевания и травмы опорно-двигательного аппарата у спортсменов отличаются от таковых у обычных людей и требуют использования высокотехнологичных методов и аппаратуры для реабилитации и лечения.

Это сотрудничество позволяет осуществлять медико-биологическое обеспечение занимающихся физической культурой и спортом в НИ ИрГТУ, создавать научно обоснованные программы и методики по спортивной медицине, исследовать адаптационные изменения организма студентов и спортсменов в условиях управления учебно-тренировочным процессом, определять уровень тренированности, корректировать отбор и спортивную ориентацию физкультурников.

Кафедра физической культуры университета, совместно с центром здоровьесберегающих технологий, осуществляет научно-исследовательскую деятельность по разработке и внедрению инновационных технологий, основанных на интеграции современных достижений в сфере медицины, образования и физической культуры, а также по совершенствованию охраны здоровья участников образовательного процесса, качественному улучшению показателей их физического и психического здоровья.

В соответствии с Федеральной целевой программой «Молодежь России» (2002-2005 гг.), подпрограммой «Физическое воспитание и оздоровление детей, подростков и молодежи в Российской Федерации» (2002-2005 гг.) и межведомственным соглашением «Об информационном взаимодействии Министерства здравоохранения РФ, Государственного комитета РФ по физической культуре, спорту и туризму, Министерства образования РФ в области социально-гигиенического мониторинга», на кафедре организо-

Итоги выступления сборных команд НИ ИрГТУ в 2010 году

Соревнования Кол-во соревнований Кол-во полученных медалей Кол-во кубков

Международные: Кубок Мира Первенство Мира Чемпионат Европы Международные турниры 3 1 1 4 3 золотых, 3 серебряных 2

Всероссийские 19 12 золотых 5 серебряных 5 бронзовых

Сибирского Федерального округа 5 2 золотых 2 серебряных 2 бронзовых

Областные 40 28 золотых, 11 серебряных 14 бронзовых 33

Городские 7 8 золотых, 1 бронзовая 2

Всего: 80 96 37

вана лаборатория мониторинга физического здоровья студенческой молодежи, что позволяет индивидуализировать педагогический процесс по предмету.

Сотрудниками кафедры разработан учебно-методический комплекс, вариативной частью которого является мониторинг физического здоровья студентов.

Использование мониторинговых исследований позволяет:

1) оценить исходный уровень физических и двигательных кондиций обучающихся;

2) внести коррективы в построение учебного и учебно-тренировочного процессов;

3) оценить успешность овладения студентами двигательными навыками;

4) провести сравнительную характеристику физического здоровья у различных групп студентов (группа, курс, факультет, университет);

5) выявить особенности состояния физического здоровья обучающихся в зависимости от разных медицинских групп здоровья;

6) дать характеристику влияния занятий различными видами спорта на особенности физического развития и физической подготовленности студенческой молодежи;

7) провести оценку эффективности работы преподавателей по построению учебного процесса по

дисциплине «физическая культура».

Коллективом кафедры создан электронный сайт, входящий в единую информационную сеть университета и с выходом в интернет. Формируется видеотека учебных занятий для дистанционного обучения. Актуализация теоретического курса дисциплины осуществляется с помощью мультимедиа технологий.

Совместно с кафедрой ФК, спортивно-массовую работу в вузе осуществляет клуб «Политехник», где в 35 секциях занимаются более 1200 студентов. Использование тренерами научно-методических разработок сотрудников кафедры позволило добиться значительных результатов в выступлениях сборных команд университета на соревнованиях различного уровня:

За 2009-2010 учебный год подготовлено: 1 мастер спорта международного класса, 8 мастеров спорта, 24 кандидата в мастера спорта, 136 перворазрядников.

Таким образом, использование инновационных технологий в учебно-воспитательном и учебно-тренировочном процессах позволяет кафедре ФК Национального исследовательского Иркутского государственного технического университета улучшать физическое здоровье участников образовательного процесса и способствовать росту достижений спортивных команд вуза.

Библиографический список

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. М.: Центр «Педагогический поиск», 2003. 256 с.

2. Виленский М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки 1996. №1. С. 27-32.

3. Дмитренко Т.А. Обучение как процесс управления (дидактические основы): конспект лекций. Харьков: УЗПИ, 1993. 64 с.

4. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура». М.: Издательский центр «Академия», 2004. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Ильинич В.И. Физическая культура студента. М.: Гарда-рики, 2001. 448 с.

6. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя вуза: учебник. М.: Эйдос, 1993. 218 с.

7. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: метод. пособие для учителя. М.: Просвещение, 1989. 168 с.

8. Косолапов А.Б., Лофицкая В.А. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов. Владивосток, 2002. 154 с.

9. Лебединский В.Ю. Системные основы совершенствова-

ния деятельности в сфере «Физическая культура и спорт»: материалы Междунар. науч. конф. «Восток-Россия-Запад». Инновационные технологии в развитии современного спорта (6-8 сентября 2008 г.). Иркутск, 2008. Т. 1.

10. Лубышева Л.И. Технология реализации инновационных проектов совершенствования систем физического воспитания на региональном уровне // Воспитание, образование, тренировка 2002. № 3. С. 2-6.

УДК 316.34

СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ КАК РЕСУРСНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА М.Г.Юркова1

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

Рассматривается жизненный путь как проблема личности и свободное время как часть времени жизни. Понимание субъектом свободного времени как субъективной ценности зависит от его частично осознанных, частично неосознанных установок. Вводится определение свободного времени как ресурсного состояния личности и обосновываются характеристики этого состояния. Предлагается метод исследования субъективного отношения и использования субъектом свободного времени как ресурса для удовлетворения субъективных потребностей, обеспечивающих личностный рост. Рассматриваются результаты эмпирического исследования, проведенного на студенческой выборке. Выделены 5 групп со специфическими неосознанными установками в отношении свободного времени. Для каждой группы свободное время как ресурсное состояние переживается сообразно установкам и имеет разные по продуктивности результаты использования временного ресурса. Библиогр. 5 назв.

Ключевые слова: субъектность; свободное время; ресурсное состояние; тип переживания; личностный рост; проективный метод; признаки организации; жизненный путь.

FREE TIME AS A HUMAN RESOURCE STATE M.G. Yurkova

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The paper treats a course of life as a personality problem and free time as a part of a life time. Subject understands free time as a subjective value depending on his/her partially conscious and partially unconscious attitudes. The author introduces the definition of free time as a person's resource state and justifies the characteristics of this state. She proposes a research method of the subjective attitude and the use of free time as a resource by the subject to meet his/her subjective needs that provide his/her personal growth. The results of empirical research conducted on the student sampling are examined. 5 groups with specific unconscious attitudes towards free time are distinguished. Each group experiences its free time as a resource state in conformity with its attitudes and has different results of time resource use according to productivity. 5 sources.

Key words: subjectivity; free time; resource state; type of experience; personal growth; projective method; signs of organization; life journey.

Во всех психологических науках человек является объектом познания. Сложность и неисчерпаемость процесса познания этого объекта, для которого в науке существуют множественные способы описания тех или иных сторон его психической активности в зависимости от поставленной проблемы исследования, позволяют некоторую свободу выделения параметров описания в конкретном исследовании. Проблема данной статьи может быть представлена следующим образом. Как происходит распределение времени жизни у человека на различные по качеству и характеру проживания интервалы, как структурирует человек время своей индивидуальной жизни, насколько он самостоятелен в выборе способа заполнения этих интервалов событиями и насколько он контролирует и отвечает за результат, по большому счету, своей жиз-

ни? Вторая группа вопросов связана с рассмотрением свободного времени как некоторой части всего времени жизни. Что вкладывает каждый человек в понимание свободного времени, как происходит его структурирование и расходование, какие психологические механизмы определяют тот или иной способ реализации? Все поставленные вопросы априори предполагают некоторую субъективную самостоятельность человека в распоряжении своим временем. Рассматривая человека как субъекта своего жизненного пути, можно оставить в стороне различные культурные и социальные факторы, сосредоточиться на индивидуальном способе организации и проживания жизненного пространства и ответить на вопрос, является ли свободное время ресурсом для субъекта? Ресурсом для развития всех его сторон, его качеств, его способ-

1Юркова Марина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии, тел.: 89148728983, e-mail: yurkova_m@mail.ru

Yurkova Marina, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of the Department of Psychology, tel.: 89148728983, e-mail: yurko-va_m@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.