Научная статья на тему 'Насколько совершенна современная система организации физического воспитания в вузах?'

Насколько совершенна современная система организации физического воспитания в вузах? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / СПОРТИВНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ЗАНЯТИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мокеев Геннадий Иванович, Мокеева Екатерина Геннадьевна, Руденко Геннадий Викторович

В статье рассматривается существующая практика организации занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, и предлагаются пути решения проблемы совершенствования учебного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мокеев Геннадий Иванович, Мокеева Екатерина Геннадьевна, Руденко Геннадий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How perfect is modern system of organization of physical training in higher education institutions how?

The article considers the existing practice of organization of classes in physical culture in higher educational institutions, and solutions of the problem of the educational process improvement.

Текст научной работы на тему «Насколько совершенна современная система организации физического воспитания в вузах?»

3. Bochkovskaya, V.L. and Nazarova, M.S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 127, No. 9, pp. 68-72.

4. Bochkovskaya, V.L. and Gorbunov, A.V. (2016), "Pedagogical technology of formation of skills of the organization of an independent physical training at cadets of higher education institutions of air defense", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 138, No. 8, pp. 30-34.

5. Bochkovskaya, V. L. and Nazarova, M. S. (2015), "Pedagogical technology of training in application-oriented float of students of higher education institutions of civil aviation with use of a technique of improving of profitability of movements", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 125, No. 7, pp. 46-51.

6. Caravan, A.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Typological signs of the educational environment necessary for effective physical development of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 9, pp. 5-7.

7. Panchenko, I.A., Volkov, A. V. and Bolotin, A. E. (2014), "Pedagogical model of ensuring physical readiness of staff of mine-rescue divisions", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 32-34.

8. Taymazov, V. A., Bolotin, A. E., Tsvetkov, S.A., and Mikheyev, V.E. (2015), "The indicators characterizing readiness of fighting swimmers for military professional activity", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 169-172.

9. Rudenko, G.V. and Bolotin, A. E. (2015), "Organizational and pedagogical conditions necessary for introduction of the GTO new complex", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 97-99.

Контактная информация: meknikovEV@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2018

УДК 796.011.3

НАСКОЛЬКО СОВЕРШЕННА СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ?

Геннадий Иванович Мокеев, доктор педагогических наук, профессор, Уфимский государственный авиационный университет, г. Уфа; Екатерина Геннадьевна Мокеева, доктор медицинских наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург); Геннадий Викторович Руденко, доктор педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский Горный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

В статье рассматривается существующая практика организации занятий по физической культуре в высших учебных заведениях, и предлагаются пути решения проблемы совершенствования учебного процесса.

Ключевые слова: физическая культура, физическая подготовленность, студенты, спортивная направленность, организация занятий.

HOW PERFECT IS MODERN SYSTEM OF ORGANIZATION OF PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS HOW?

Gennady Ivanovich Mokeev, the doctor of pedagogical sciences, professor, Ufa state aviation university, Ufa; Ekaterina Gennadyevna Mokeeva, the doctor of medical sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg; Gennady Viktorovich Rudenko, the doctor of pedagogical sciences, senior lecturer, St. Petersburg Mining University, St. Petersburg

Annotation

The article considers the existing practice of organization of classes in physical culture in higher educational institutions, and solutions of the problem of the educational process improvement.

Keywords: physical culture, physical fitness, students, sports orientation, organization of occupations.

ВВЕДЕНИЕ

К сожалению, и на сегодняшний день проблема здоровья студенческой молодежи остается исключительно актуальной. Если в 70-х годах прошлого века процент студентов с отклонениями в состоянии здоровья в Уфимском авиационном институте составлял 810%, то в настоящее время он стал уже свыше 30%. А по данным материалов научных конференций в ряде других вузов страны этот процент превысил 40% и более [2, 3]. А поскольку занятия физической культурой в вузе должны быть направлены на оздоровление студенческой молодежи и способствовать улучшению функционального состояния и физической подготовленности студентов, то создавшаяся угрожающая тенденция ухудшения состояния здоровья студентов требует безотлагательного положительного решения.

Исследования последних десятилетий показали, что существующая практика организации учебного процесса по физическому воспитанию в неспортивных вузах при двухразовых 90-минутных занятиях в неделю не дает оптимального тренирующего эффекта, а способствует лишь развитию показателей физической подготовленности и функционального состояния студентов до уровня несколько выше исходного.

Цель исследования - проанализировать и оценить существующие в практике вузовского физического воспитания организационно-методические подходы, направленные на совершенствование учебного процесса с целью повышения его результативности.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЙ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Для повышения эффективности учебного процесса по физическому воспитанию исследователями предпринимались различного рода попытки по его оптимизации, но они носили, как правило, эмпирический характер. Наблюдения, реализуемые в естественных условиях, не являлись экспериментальными и не имели в связи с этим сколь либо серьезного обоснования. Хотя повторюсь, эмпирия специалистов становилась все более разнообразнее и богаче. Наиболее предметным, в оптимизации процесса физического воспитания в вузах следует признать подход, изложенный в работах Л.И. Лубышевой, Г.М. Грузных (1990-1991). Авторы, в своих работах кроме предложений по изменению отдельных организационных схем ведения учебного процесса, его содержания, указали и на необходимость углубления профессиональной компетенции преподавателей в теоретико-методическом аспекте. В дальнейшем, усилия авторов были направлены на исследования, связанные со спортизацией физического воспитания [1, 7], в том числе и в системе общеобразовательных школ. Кстати, последнее нововведение оказалось более привлекательным для большинства преподавателей. Очевидно, это объясняется тем, что практически все выпускники спортивных вузов были квалифицированными спортсменами и хорошо владеют технико-тактическими основами того или иного вида спорта. И студенты, отдавшие предпочтение учебным занятиям спортивной направленности, с большим интересом и желанием готовы совершенствоваться в избранном виде спорта, поскольку в этом случае есть возможность выполнить спортивный разряд, а наиболее способным получить спортивное звание и, таким образом, повысить свой имидж.

И все-таки, даже указанные нововведения как показывает практика, чаще всего не позволяют большей части студентов выйти на нормативный уровень физической подготовленности (подчеркнем - это при условии двухразовых занятий в неделю 90-минутной продолжительности). Кроме того, отсутствие дополнительной физической нагрузки в каникулярное время ведет к утрате накопленного в течение учебного семестра психофизического резерва, что свидетельствует о невысоком «следовом» эффекте двигательной нагрузки, реализуемой в настоящее время в учебном процессе по физическому воспитанию студентов.

Нестандартные, и, как оказалось в итоге, весьма эффективные решения проблемы совершенствования процесса физического воспитания в вузах с уклоном спортизации были реализованы Юдиным А.С. (1991) на примере легкой атлетики и Томаровым С.А.

(2011) на примере мини-футбола. Вначале они экспериментально доказали, что физические нагрузки, реализуемые по способу «концентрированного» воздействия, обладают более выраженным и устойчивым «следовым» эффектом по сравнению с равномерно распределенными нагрузками. Это подтверждалось более длительным, но недостаточным для оптимального, временем сохранения студентами приобретенного уровня психофизической подготовленности по большинству контролируемых показателей состояния.

Подобного рода тенденция изменения показателей состояния была зафиксирована в учебных группах студентов обоих семестров 1-2 курсов, специализирующихся в легкой атлетике и мини-футболе [6, 8].

Следовательно, результаты предварительных исследований указанных авторов не дали четкого ответа на вопрос о том, каким образом организовать учебный процесс, чтобы сделать его более эффективным по качественно-количественным характеристикам.

В дальнейшем усилия исследователей были ориентированы на решение проблемы за счет внутренних резервов, без дополнительных временных затрат труда и материальных ресурсов. В данном случае учебный процесс в группах специализации (легкая атлетика и мини-футбол) был организован в педагогическом эксперименте следующим образом: со студентами (легкоатлетами и футболистами) в течение учебного семестра занятия проводились на открытом воздухе, с первой экспериментальной группой три раза в неделю по 60 минут, со второй - четыре раза в неделю по 45 минут.

В содержание занятий студентов-легкоатлетов включались: кроссовый бег, гладкий бег, силовые и прыжковые упражнения, спортивные игры.

Для студентов-футболистов в первой половине семестра в процессе занятий использовались чаще общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения и упражнения технико-тактической направленности. В заключительном мезоцикле семестра - более всего игровые упражнения и соревнования.

Известно, что эффективность физических нагрузок в значительной степени зависит от интенсивности их выполнения. Заметим, что и легкоатлеты, и футболисты, занимающиеся четыре раза в неделю, освоили нагрузку более высокой интенсивности, чем студенты, занимающиеся три раза. Таким образом, методические различия между экспериментальными группами студентов обеих спортивных специализаций были усилены кратностью занятий, их продолжительностью и уровнем интенсивности.

Для более полного представления о происходящих изменениях в функциональном состоянии и физической подготовленности студентов обеих спортивных специализаций в учебный процесс были включены тесты, их характеризующие. Они наглядно показали положительную динамику, как в состоянии студентов, так и в их подготовленности (см табл. 1 и 2), причем более значительные изменения были в группах, занимавшихся 4 раза в неделю по 45 минут.

Четырехразовые занятия по 45 минут, позволили студентам учебных групп, специализирующихся в легкой атлетике заметно повысить уровень основных физических качеств на 21,8%, показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем на 24%, психических характеристик на 32%. У студентов специализации мини-футбол при такой же организационной схеме показатели изменились еще заметнее: психофизические - до 43%, общефункциональные - до 37%, общей работоспособности - до 28%, специальной подготовленности - до 10%, эффективности соревновательной деятельности - до 15%. Положительная динамика объективных показателей подготовленности студентов обеих учебных специализаций подтверждается и их высокой самооценкой состояния (по карте-анкете ФСАН).

В таблицах 1 и 2 представлены изменения (от начала к концу семестра) показателей функционального состояния и физической подготовленности студентов, специализирующихся в легкой атлетике (таблица 1) и мини-футболе (таблица 2), занимающихся физической культурой три (1 группа) и четыре (2 группа) раза в неделю, соответственно по 60 и

45 минут.

Таблица 1 - Изменение показателей состояния студентов 1 и 2 групп специализации легкой атлетики в начале и конце семестра (Юдин А.С., 1991)_

Показатели Начало семестра Конец семестра

1-я группа 2-я группа 1-я группа 2-я группа

Простая реакция, мс 198 182 187 195

Реакция на движущийся объект, мс 74,0 69,7 47,1 41,0

Чувство времени, мс 148,2 100,1 51,9 57,4

Объем внимания, с 41 36 38 35

Теппинг-тест, количество раз 67 70 70 70

Проба Генчи, с 31 23 41 29

Проба Штанге, с 80 76 102 84

Пульс в покое, уд/мин 77 76 71 71

Пульс-сумма восстановления, уд/мин 338 324 277 302

Спирометрия, мл 3393 3767 4094 3840

PWC170, кгм/мин 1529 1415 1580 1540

Бег на 30 м, с 4,6 4,6 4,2 4,2

Бег за 12 мин, м 2713 2743 3077 2946

Отжимания от пола за 5 сек, количество раз 7 7 9 8

Подтягивание, кол-во раз 10 10 15 11

Прыжок в длину с места, см 224 230 240 236

Таблица 2 - Изменение показателей состояния студентов 1 и 2 групп специализации мини-

футбол в начале и конце семестра (Томаров С.А., 2011)

Показатели Начало семестра Конец семестра

1-я группа 2-я группа 1-я группа 2-я группа

Простая реакция, мс 162,7±4,4 171,2±2,9 131,3±2,1 142,5±2,8

Сложная реакция, мс 207,6±9,9 275±7,8 176,6±4,7 204,4±5,8

Реакция на движущийся объект, мс 42,7±4,9 50,0±2,8 42,3±2,2 49,1±1,2

Чувство времени, мс 77,2±7,1 58,7±5,5 54±10 50,7±3,6

Объем внимания, с 38,95±1,1 43,1±2,1 30,8±4,7 34,71±2,8

Теппинг-тест, количество раз 61,97±3,2 61,29±4,8 68,25±5,5 65,23±6,4

Проба Генчи, с 25,6±4,2 18,95±3,1 30,9±4,9 31,53±3,8

Проба Штанге, с 49,85±7,5 55,65±5,5 52,14±7,9 46,4±4,8

Пульс в покое, уд/мин 75±3,9 78±4 71±3 76±4,4

Функциональная проба (восхождение на ступеньку), уд/2мин 337,58±65,4 312,32±37,9 293,92±53,8 290,55±44,9

Челночный бег 7x50 м, с 70,12±1,7 71,33±0,88 68,13±1,4 69,87±2,6

Челночный бег с мячом, с 15,52±2,4 16,33±0,77 14,64±1,8 15,89±2,1

Бег на 100 м, с 13,5±1,8 13,44±0,48 13,6±2,2 13,25±1,5

Бег на 3000 м, мин 13,1±2,8 13,5±2,6 13,02±1,3 13,3±2,4

Подтягивание, кол-во раз 8,69±1,9 7,55±2,7 9,79±1,7 10,42±1,6

Сгибание и разгибание рук на брусьях, кол- 11,0± 1,9 7,55±3,2 11,79±1 11,0±3

во раз

Поднимание ног к перекладине, кол-во раз 7,41±2,3 5,9±1,6 8,36±2,2 7,4±3,1

Прыжок в длину с места, см 231,58±14,5 210,1± 11,3 231,69±19,7 226,73±21,8

Таким образом, результаты поэтапного контроля за подготовленностью и состоянием студентов обеих спортивных специализаций свидетельствует о высокой эффективности апробированных организационно-содержательных программ процесса физического воспитания.

Проблема 3-х и 4-х разовых занятий в системе вузовского физического воспитания обсуждалась неоднократно на международных и Всероссийских научно-практических конференциях. Кроме того, по данной тематике были успешно защищены 2 диссертации (в 1991 и 2011). К сожалению, развития в реальной жизни (в практике физического воспитания в вузах) эти реализованные в экспериментах исследования не получили.

Почему этого не произошло? Вот предполагаемые аргументы: общая продолжительность 2-х разовых учебных занятий по 90 минут в реальной жизни (в практике) составляет от 50 до 65 минут, т.е. около часа общего времени при интенсивности от 110-130

уд/мин до 150-160 уд/мин. То есть, недовыполнение двигательной нагрузки составляет в среднем 50-80 минут (28-44%) от общего времени за неделю. Реализация нагрузки в полном объеме в учебном занятии, тем более с возрастающей интенсивностью, оказывает сильное воздействие на занимающихся. А поскольку уровень их функционального состояния и физической подготовленности является невысоким, то такие нагрузки нередко ведут к перенапряжению. Повторные напряженные нагрузки (в основном уже через 2-3 дня), тем более, на фоне недовосстановления ведут к глубокому утомлению и, соответственно, вызывают у студентов негативное отношение к занятиям и, как следствие, к их пропуску. В свою очередь, двухразовые еженедельные нагрузки среднего объема и небольшой интенсивности не оказывают должного тренирующего эффекта. Это относится и к специализированным занятиям, и к занятиям общей направленности. Таким образом, лишь нововведения, сопровождающиеся увеличением кратности занятий меньших объемов (до 3-х и 4-х в неделю), но повышенной интенсивности и разнообразия их содержания (в т.ч. спортивной направленности) могут положительно изменить ситуацию в повышении эффективности учебных занятий по физическому воспитанию. Что и было доказано улучшением функционального состояния и физической подготовленности студентов в исследованиях Юдина А. С. (1991) и Томарова С. А. (2011).

В тоже время, и это принципиально важно, с увеличением кратности занятий учебный процесс приобретает более системный характер, т.е. рассматривается с позиции периодизации процесса с выделением двух макроциклов (двух учебных семестров), в каждом из которых предусматривается его организация и содержание с учетом закономерностей вхождения в состояние высшей спортивной (физической) формы к завершению каждого макроцикла (семестра), с учетом показателей тренировочно-соревновательной результативности процесса.

Почему же положительные экспериментальные решения остались без внимания практиков физического воспитания?

На наш взгляд, существует ряд объективных и субъективных причин, препятствующих внедрению этого способа организации учебного процесса.

К числу объективных следует отнести в первую очередь - сложности организационного характера. Чтобы внедрить четырехразовые учебные занятия (по 45 минут) в неделю необходимо максимально уплотнить регламент проведения учебных занятий в недельном цикле и, что особенно сложно, согласовать их с расписанием других учебных дисциплин университета. Возможно, есть и другие решения. Скажем, одно из занятий, не требующих обязательного присутствия преподавателя, вынести за рамки расписания и посвятить, например, повышению выносливости (кроссовый бег, северная ходьба, ходьба на лыжах, плавание и др.) Но в данном случае ответственность за выполнение нагрузки возлагается на студента, а насколько он будет мотивирован на самостоятельное выполнение задания преподавателя - это зависит от профессионализма педагога, его умения быть интересным и уважаемым студентом. А это очень непросто! Кроме того, необходимо будет чаще (не менее трех раз в семестр) проводить определение уровня подготовленности студента, т.к. это позволит преподавателю наиболее точно оценивать и своевременно корректировать процесс подготовки.

Вторая сложность - это временные затраты преподавателя, которые будут существенно возрастать, как в процессе самих учебных занятий, так и при подготовке к ним. Ведь в ходе разработки конспектов занятий преподавателю необходимо предельно точно выполнять подбор и расстановку учебных задач, т.е. по существу организовать реализацию нагрузки в занятии.

Такая организация процесса требует высокой квалификации специалиста, поскольку от правильного выбора средств и методов подготовки, их своевременного избирательного применения зависит характер следовых изменений работоспособности, а, следовательно, и конечный результат, т.е. уровень функциональной и специализированной

подготовленности и, в итоге, состояние здоровья студента.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Для повышения уровня функционального состояния и физической подготовленности студентов помимо оптимизации учебных занятий по физическому воспитанию на наш взгляд необходимы следующие меры:

1. Повышение ответственности руководства вуза за состояние психофизической подготовленности и здоровья студентов. Возможно, эта ответственность должна быть прописана в Федеральном законе «Об образовании». На сегодняшний день руководство вузов, как правило, нейтрально относятся к проблемам физической культуры и спорта; основополагающим для вуза они считают профессиональную подготовку выпускника высшей школы.

2. Участие профессорско-преподавательского состава не физкультурно-спортив-ного профиля в акцентировании внимания студентов на необходимость повышения психофизического потенциала и укрепления их здоровья посредством разносторонней физической нагрузки (для будущего семьи, профессиональной и бытовой работоспособности). Кроме того, при встречах с родителями нужно также уделять внимание этим аспектам.

3. Обучение преподавателями кафедры физического воспитания студентов самостоятельно применять знания, умения и навыки, полученные в процессе учебных занятий по физическому воспитанию для разработки индивидуальных программ двигательной активности, а также оценки и контроля динамики своего состояния.

4. Улучшение материально-технической базы: строительство современных спортивных сооружений, достаточная обеспеченность учебного и учебно-тренировочного процесса помещениями, оборудованием, инвентарем, создание диагностических центров по оценке уровня здоровья и психофизической подготовленности студентов и др. А также адаптированность учебно-спортивной базы и ее содержательной части к учебным занятиям целевой направленности: специальные медицинские группы, группы общефункциональной подготовки, спортивные специализации, в том числе группы повышения спортивного мастерства.

5. Повышение уровня профессиональной компетентности специалистов физкуль-турно-спортивного профиля, который заметно снизился в последние годы, особенно в области таких дисциплин как физиология, теория и методика физического воспитания и спортивной тренировки, психология спорта.

6. Увеличение заработной платы профессорско-преподавательского состава кафедр физического воспитания вузов и тренеров.

ЛИТЕРАТУРА

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Виленский, М.Я. Физическая культура в гуманитарном образовательном пространстве вуза / М.Я. Виленский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировки. - 1996. - № 1.

- С. 27-32.

2. Жован, Г.Ф. О проблеме повышения квалификации преподавателей физической культуры, работающих в специальном учебном отделении / Г.Ф. Жован, О.Г. Румба // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 2. - С. 37-39.

3. Лебединский, В.Ю. Перспективы развития физического воспитания студентов непрофильных вузов / В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев // Теория и практика физической культуры.

- 2016. - № 12. - С. 44-45.

4. Лубышева, Л.И. О программных основах вузовского физкультурного образования / Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных // Теория и практика физической культуры. - 1990. - № 3. - С. 42-44.

5. Лубышева, Л.И. Теоретико-методологическое обоснование физкультурного воспитания студентов / Л.И. Лубышева, Г.М. Грузных // Теория и практика физической культуры. - 1991. - № 6.

- С. 9-12.

6. Томаров, С. А. Эффективность различных вариантов организации и содержания учебных занятий по физическому воспитанию студентов (на примере мини-футбола) : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Томаров С. А. - Санкт-Петербург, 2011. - 25 с.

7. Шпорин, Э.Г. Инновационные технологии в деятельности кафедры физической культуры технического вуза сибирского региона / Э.Г. Шпорин, В.Ю. Лебединский, М.М. Колокольцев // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2011. - № 8 (55). - С. 332-337.

8. Юдин, А.С. Эффективность различных вариантов организации и содержания физического воспитания студентов в вузе : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Юдин А.С. - Санкт-Петербург, 1991. - 23 с.

REFERENCES

1. Vilensky, M.Ya. (1996), "Physical culture in humanitarian educational space of higher education institution", Physical culture: education, education, trainings, No. 1, pp. 27-32.

2. Zhovan, G.F. and Rumba, O.G. (2015), "About a problem of professional development of the teachers of physical culture working in special educational office", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 37-39.

3. Lebedinsky, V.Yu. and Kolokoltsev, M.M. (2016), "Prospects of development of physical training of students of non-core higher education institutions", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp. 44-45.

4. Lubysheva, L.I. and Gruznykh, G.M. (1990), "About program bases of high school sports education", Theory and practice ofphysical culture, No. 3, pp. 42-44.

5. Lubysheva, L.I. and Gruznykh, G.M. (1991), "Theoretical-methodological justification of sports education of students", Theory and practice ofphysical culture, No. 6, pp. 9-12.

6. Tomarov, S.A. (2011), Efficiency of various options of the organization and the maintenance of studies on physical training of students (on the example of five-a-side), dissertation, St. Petersburg.

7. Shporin E.G., Lebedinsky, V.Yu. and Kolokoltsev, M.M. (2011), "Innovative technologies in activity of department of physical culture of technical college of the Siberian region", Messenger of the Irkutsk state technical university, No. 8 (55), pp. 332-337.

8. Yudin A.S. (1991), Efficiency of various options of the organization and content of physical training of students in higher education institution, dissertation, St. Petersburg.

Контактная информация: gena391@mail.ru

Статья поступила в редакцию 08.02.2018

УДК 796.011.3

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПО КОМПЛЕКСУ ГТО

Елена Владимировна Мудриевская, кандидат педагогических наук, доцент, Оксана Сергеевна Ковалёва, старший преподаватель, Сергей Владимирович Осипов, старший преподаватель, Омский государственный технический университет (ОмГТУ), Омск

Аннотация

В статье обобщен двухлетний опыт организации и проведения тестирования студентов высшего учебного заведения по физкультурно-спортивному комплексу «Готов к труду и обороне». На основе анализа результатов испытаний, показанных юношами и девушками в условиях соревнований, дана характеристика их готовности к выполнению нормативов обязательных тестов комплекса и тестов по выбору, а также обозначена актуальность научных исследований в области разносторонней физической и спортивно-технической подготовки студентов.

Ключевые слова: студенты, физкультурно-спортивный комплекс ГТО, нормативы испытаний, обязательные тесты, тесты по выбору.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.