Научная статья на тему 'Инновационное развитие нефтехимического комплекса: аутсорсинговые услуги или активизация внутренних резервов?'

Инновационное развитие нефтехимического комплекса: аутсорсинговые услуги или активизация внутренних резервов? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
191
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / НЕФТЕХИМИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / МОТИВАЦИЯ / АУТСОРСИНГ / INNOVATIVE DEVELOPMENT / PETROCHEMICAL COMPLEX / MOTIVATION / OUTSOURCING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Любарская Мария Александровна, Старков Валерий Геннадьевич

В статье рассматриваются вопросы выбора модели инновационной деятельности в интегрированных организационно-производственных структурах нефтехимического комплекса. Первая модель предполагает активизацию инновационной активности сотрудников и руководителей предприятий НХК, а вторая – привлечение для генерации инновационных идей научно-исследовательских институтов и опытно-конструкторских бюро.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative development of petrochemical complex: outsourcing services or activization of internal reserves?

In article questions of a choice of model of innovative activity in the integrated organizational and production structures of a petrochemical complex are considered. The first model assumes activization of innovative activity of employees and heads of the NHK enterprises, and the second assumes attraction for generation of innovative ideas of research institutes and developmental bureaus.

Текст научной работы на тему «Инновационное развитие нефтехимического комплекса: аутсорсинговые услуги или активизация внутренних резервов?»

конкурентной среды и следование букве закона.

Особенность предпринимательских рисков заключается прежде всего в тесной связи риска и прибыли. Предприниматель проявляет готовность идти на риск в условиях неопределенности, поскольку наряду с риском потерь существует возможность дополнительных доходов. И если экономика государства характеризуется стабильностью и устойчивостью, процент вовлечения предпринимателей в заведомо рисковые проекты будет невысоким. По мнению экспертов,

федеральной власти нужно серьезно и без суеты поддерживать политически и законодательно новые, но уже проверенные начинания в сфере организации инновационной деятельности, заинтересовывать потенциальных инвесторов в финансировании наиболее привлекательных проектов. В здоровой рыночной среде процессы производства, распределения, обмена и потребления продукции предполагают не избегание риска в принципе, а готовности его предвидения и снижения до минимально возможного уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аверченков В.И., Ваинмаер Е.Е.. Инновационный менеджмент. М.: Флинта, 2008.

2. Гаврилов Д., Смирнова Е. Не стать «вещью в себе» // Эксперт. Северо-Запад, 2011. № 2-3 [Электронный ресурс]. URL: www.expert.ru/northwest/ (дата обращения: 05.04.2011).

3. Кириллова И. Трудно быть ангелом //Территория бизнеса. 2011. № 3. С. 58-60.

4. Линнас Н. Всегда гладко на бумаге // Эксперт. Северо-Запад, 2011. №1 [Электронный ресурс]. URL: www.expert.m/шrthwest/(дата обращения: 17.03.2011).

5. Малыгин Л. Головоломка эффективности //Эксперт. Северо-Запад 2011. №1 [Электронный ресурс]. URL: www.expert.ru/northwest/(дата обращения: 17.03.2011).

6. Сажина М.А., Чибриков Г.Г. Основы экономической теории. М.: Экономика, 1995.

7. Классификация предпринимательских рисков [Электронный ресурс]. URL: (www.Grandars.ru/coUege/pravovedenie/predprinimatelskiy-risk.html (дата обращения: 12.07.2012).

8. Медведев в Красноярске сформулировал четыре «И» и семь задач своей экономической программы // Архив новостей [Электронный ресурс]. URL:

http://www.newsru.com/russia/15feb2008/medvedev4i7z.html (дата обращения: 27.06.2012).

9. Санкт-Петербургский международный экономический форум. Архитектура программы: В авангарде инноваций [Электронный ресурс]. URL: www.forumspb.com (дата обращения: 27.06.2012).

УДК 66:338 ББК 65.9 (2) 304.13

ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ НЕФТЕХИМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА: АУТСОРСИНГОВЫЕ УСЛУГИ ИЛИ АКТИВИЗАЦИЯ ВНУТРЕННИХ РЕЗЕРВОВ?

М.А. Любарская

Санкт-Петербургский государственный инженерноэкономический университет 191002, Санкт-Петербург, ул.Марата, 27

В.Г. Старков

Санкт-Петербургский университет управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр, 44, лит.А

Методология формирования моделей осуществления инновационной деятельности в нефтехимическом комплексе (НХК) основана на принципах стратегического и проектного управления, базовым элементом которого является форсайт - разработка стратегического виде-

ния, представляющего собой систему взглядов на состояние объекта в будущем. Форсайт, как правило, осуществляется исходя из требований и интересов широкого круга заинтересованных сторон в развитии экономических систем (компаний, отраслей, государств и т.д.) и

создает согласованную базу для выбора направлений этого развития, определения конкретных целей и задач с последующей разработкой стратегии их достижения и решения.

Данный подход направлен на обеспечение устойчивого развития нефтехимического комплекса, при котором преобразования в нем в первую очередь должны рассматриваться с позиций создания выгод для заинтересованных сторон, что позволяет обеспечить их поддержку и большую вовлеченность в реализацию преобразований, позволяя достигать компромисса между их разнонаправленными интересами. Ключевая роль среди заинтересованных сторон в этом случае принадлежит потребителю, обеспечивающему, в конечном счете, оплачиваемый им спрос на продукцию нефтехимического комплекса. Требования других заинтересованных сторон достигаются преимущественно за счет создания ценности для потребителя, которую формирует не собственно продукт, а полезный эффект, получаемый от их применения.

Такой клиентоориентированный подход позволяет обеспечить снижение рисков неадекватного выбора целей и стратегий при осуществлении инновационных преобразований, повысить степень доверия заинтересованных сторон. Под клиентоориентированностью здесь понимается инструмент обеспечения устойчивости предприятий нефтехимического комплекса в долгосрочной перспективе, основанный на выявлении требований и создании ценности для конечного потребителя. Развитие и реализация такого клиентоориентированного подхода представляется особенно актуальными в складывающихся на сегодняшний день в отечественном нефтехимическом комплексе условиях.

Таким образом, начальной точкой разработки моделей осуществления инновационной и инвестиционной деятельности в нефтехимическом комплексе большинства индустриально развитых стран стало формирование четкого стратегического видения целей и задач разви-

_______или активизация внутренних резервов?

тия нефтехимической промышленности, отвечающей будущим требованиям общества и всех заинтересованных сторон: государства, науки, экономики, бизнеса, потребителей и других институтов. В российском нефтехимическом комплексе разработка стратегического видения, по нашему мнению, должна исходить из следующего базового положения: осуществить экспансию на российском и мировом рынке нефтехимической продукции путем плавного перехода на новые технологии, которые обеспечат выгоды для государства и общества в целом.

В основу его реализации должны быть положены следующие принципиальные позиции:

1. Нефтехимический комплекс оказывает значительное влияние на развитие множества смежных отраслей экономики, в котором заинтересованы все институты: государство, бизнес, наука, население и др. Продукция отрасли имеет высокий уровень общественной значимости и практически не имеет заменителей.

2. Оптимизация качества и эффективности использования всех видов ресурсов (топливных, технических, управленческих, информационных и др.) в технологических процессах на нефтехимических предприятиях.

3. Удовлетворение потребности в продукции нефтехимического комплекса должно осуществляться при одновременном существенном снижении негативного влияния производственных процессов на окружающую среду и здоровье населения.

В рамках реализации стратегии инновационного развития нефтехимического комплекса Российской Федерации разнообразие требований всех заинтересованных сторон (государства, потребителей нефтехимической продукции, производителей оборудования и др.) к ее результатам сведено к группе так называемых ключевых требований «новой нефтехимии», сформулированных как:

- экономичность - оптимизация стоимости производства нефтехимической продукции;

- эффективность - максимизация эффектов от использования всех видов ресурсов, технологий и оборудования в производственных процессах;

- экологичность - органичность взаимодействия с окружающей средой, максимально возможное снижение негативных экологических воздействий;

- безопасность - недопущение на нефтехимических предприятиях ситуаций, опасных для людей и окружающей среды;

- клиентоориентированность - постоянное приведение в соответствие с изменяющимися потребностями клиентов по качественным, ценовым и другим характеристикам номенклатуры продукции НХК.

Принципиально новым здесь является то, что все выдвинутые ключевые требования предполагается рассматривать как равноправные, и степень их приоритетности, уровня и соотношения не являются общими, нормативно зафиксированными для всех, а могут определяться и осуществляться для каждого рассматриваемого объекта НХК индивидуально.

Возрастание роли управления рассматривается как альтернатива развитию нефтехимического комплекса за счет наращивания мощностей и как основа адаптации к условиям нефтехимии инновационных решений из других отраслей и сегментов, и в первую очередь информационно-коммуникационных и компьютерных технологий.

Одним из важных вопросов является определение перспектив развития отраслей - потребителей продукции нефтехимического комплекса, особенно являющихся приоритетными с точки зрения инноваций, и на основе выявленных потребностей в инновационной продукции реализация мероприятий по переходу на выпуск такой продукции.

В условиях отсутствия разработанного механизма формирования научнотехнологических приоритетов развития НХК, увязанных с социально-экономическими и общественными приоритетами, перспективным инструментом, по-

зволяющим выявить приоритеты, являющиеся «сквозными» для всей системы принятия решений и реализации государственной политики, включая систему бюджетного финансирования и косвенного стимулирования, создания кадрового потенциала для приоритетных отраслей экономики, является форсайт.

Разработка новых научно-методических подходов к оценке перспектив и формированию стратегии инновационного развития нефтехимического комплекса России с использованием методологии форсайт (предвидение) позволяет улучшить работу по планированию и формированию государственной политики в данной сфере в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Классическое определение технологического форсайта было дано профессором Беном Мартином, который так обозначил процесс систематической оценки долгосрочных перспектив развития науки, технологии, экономики и общества с целью идентификации зон стратегического исследования и появления родовых технологий, подающих надежды приносить самые крупные экономические и социальные выгоды. Началом применения этого подхода, базирующегося на методе Delphi, считаются 50 - 60-е гг. двадцатого века, когда он впервые был применен учеными из Соединенных Штатов Америки в области оборонных исследований и перспектив безопасности [1].

Этот термин получил широкое распространение несколько лет назад, и в настоящее время имеет отличающиеся друг от друга трактовки.

Форсайт (foresight) включает в себя действия, ориентированные на:

- мышление;

- обсуждение;

- очерчивание будущего [3].

В процессе мышления (прогнозирование, оценка технологий, исследования будущего и другие формы форсайта) -делается попытка определить долговременные тренды и скоординировать на их основе принятие решений. Форсайт появился в последние годы и наиболее ак-

тивно применялся в Европе для выделения приоритетов современных исследований на основе базовых сценариев развития науки, технологии, общества и экономики.

Цель форсайта - определение возможного будущего, создание желаемого образа будущего и определение стратегий его достижения. Но в то же время результаты форсайта могут помочь всем участникам работ развивать и улучшать их собственные стратегии.

Таким образом, сформированный образ желаемого будущего российского нефтехимического комплекса позволяет всем интегрированным организационнопроизводственным структурам НХК (ИОПС НХК) разрабатывать и реализовывать стратегии инновационной и инвестиционной деятельности, нацеленные на перспективное достижение соответствия деятельности предприятий НХК критериям экономичности, эффективности, экологичности, безопасности, клиентоориен-тированности.

Для перспективного достижения этих критериев каждая ИОПС НХК и входящие в нее предприятия должны приложить определенные усилия к активизации генерации инновационных идей, технологических или организационных решений, позволяющих сделать производственный процесс более эффективным и безопасным, а выпускаемую продукцию

- удовлетворяющей интересы потребителей по ценовым, качественным, экологическим и другим характеристикам. В этом отношении возможны два подхода. Первый подход предполагает активизацию внутренних резервов - повышение инновационной активности менеджеров и сотрудников предприятий НХК за счет применения определенного мотивационного комплекса. Второй подход предполагает использование так называемых аутсорсинговых услуг - привлечение к генерации инновационных идей сторон-

них научно-исследовательских и опытноконструкторских организаций.

Мотивация реализации инновационной и инвестиционной деятельности ИОПС НХК представляет собой совокупность потребностей и мотивов, побуждающих предприятия нефтехимического комплекса к активной деятельности в направлении создания и внедрения инноваций. Научно-технический комплекс нефтехимических предприятий должен ориентироваться в своей деятельности на потребности ИОПС НХК в технологическом развитии для решения ее текущих и перспективных проблем.

Важнейшим условием при этом является формирование у менеджмента и сотрудников компаний, входящих в ИОПС НХК, следующих элементов мотивации повышения активности осуществления инновационной деятельности:

- осознание мотивов инновационной деятельности;

- постановка целей инновационной деятельности;

- определение задач инновационной деятельности;

- применение экономических, нормативно-правовых, организационных, информационных и психологических методов активизации инновационной деятельности.

Группировка методов формирования мотивов активизации инновационной деятельности ИОПС НХК приведена в табл. 1. Как видно из этой таблицы, наряду с экономическими, нормативно-правовыми и организационными методами значительную роль в активизации инновационной деятельности нефтегазовых предприятий играют информационные методы, которые представляют собой тиражирование положительного опыта внедрения инноваций, а также методы психологической активизации творческого мышления.

Таблица 1. Группировка методов формирования мотивов активизации _____________инновационной деятельности ИОПС НХК_________________

Группа методов Инструменты формирования мотивов

Экономические Налоговые льготы для компаний, внедряющих инновационные технологии производства нефтехимической продукции, государственное

софинансирование инновационных проектов

Нормативно-правовые Закрепление в Плане развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года приоритетов внедрения инновационных техникотехнологических решений

Организационные Организация семинаров, конференций по обмену опытом реализации инновационных проектов между предприятиями нефтехимического комплекса

Информационные Тиражирование положительного опыта реализации инновационных проектов в средствах массовых информации, формирование банка данных об инновационных технико-технологических решениях

Психологические Устранение психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес идей, мешающей всестороннему рассмотрению проблемы, путем проведения морфологического и функцио-нального анализа, мозгового штурма и т.д.

На рис.1 представлена концепция формирования мотивационного комплекса предприятий нефтехимического комплекса.

Под целенаправленным воздействием государства на мотивационную сферу менеджеров, собственников и инвесторов ИОПС НХК посредством нормативноправовых, экономических, организационных и информационных методов формируется модельное представление идеала инновационной деятельности и социально-экономических условий его реализации, при которых мотивационная сфера перестраивается адекватно поставленной управленческой цели и группы компаний и холдинги начинают действовать в направлении реализации целей инновационной деятельности.

В данном случае уровень мотивации ИОПС НХК является функцией от мотивационного комплекса, под которым будем понимать совокупность методов внешней и внутренней (по отношению к ИОПС НХК) мотивации, побуждающих

их к достижению целей инновационной деятельности.

У = {Мж„тах Мж,™ = {ВНЕМ }и {внш}

У - уровень мотивации ИОПСНХК

- мотивационный комплекс

ОИП С НХК

ИОПСНХК

{ВНЕМ}- совокупность (множество) методов внешней мотивации, представляющих собой методы воздействия государственных структур на менеджеров, собственников и инвесторов ИОПСНХК с целью активации инновационной деятельности (см. табл.1)

{ВНУМ}- совокупность (множество) методов внутренней мотивации и представляющих собой методы воздействия менеджеров ИОПСНХК на различные группы сотрудников с целью активации достижения поставленных в рамках внутренней стратегии целей инновационной деятельности (см. табл.1) и - теоретикомножественный знак объединения.

Оценка «— Результат Инновационная ч-

деятельность

Сотрудники ИОПС НХК

Рис. 1. Концептуальная модель формирование мотивационного комплекса инновационной деятельности предприятий ИОПС НХК

к - метод внешней мотивации, доводящий свои воздействия до корпоративного уровня (может относиться к группе экономических, нормативно-правовых, организационных, информационных, психологических);

К - количество методов внешней мотивации;

и - метод внутренней мотивации, доводящий свои воздействия до индивидуального уровня (может относиться к группе экономических, нормативноправовых, организационных, информационных, психологических);

И - количество методов внутренней мотивации.

На индивидуальном уровне в процессе разработки и внедрения инноваций играют методы психологической активизации творческого мышления. Эти методы

направлены на устранение так называемой психологической инерции мышления, препятствующей нахождению изобретательских решений и новых бизнес-идей, мешающей всестороннему рассмотрению проблемы. Эти методы позволяют значительно увеличить число выдвигаемых идей и повышают производительность этого процесса.

Наиболее известные методы психологической активизации: мозговой

штурм, обратная мозговая атака, метод фокальных объектов, метод синектики, метод «Шесть шляп мышления», метод «Коучинг», метод систематизированного поиска, морфологический анализ, функциональный анализ, функциональный метод проектирования Мэтчетта, метод фокальных объектов, метод синтеза оптимальных форм, метод направленного

поиска, функционально-физический метод поискового конструирования Р. Кол-лера, теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), метод «Шесть сигм», метод «Диаграмма разброса», метод «Диаграмма сродства», метод «Диаграмма связей», метод «Диаграмма Парето», метод «Диаграмма Исикавы», метод «Модель Кано», метод Дельфи, метод Тагути и другие.

Остановимся более подробно на втором подходе, предполагающем использование так называемых аутсорсинговых услуг - привлечение к генерации инновационных идей сторонних организаций (научно-исследовательских институтов -НИИИ и опытно-конструкторских бюро

- ОКБ). Аутсорсинг (от англ. outsourcing

- outer-source-using - использование внешнего источника/ресурса) - «передача организацией на основании договора определенных бизнес-процессов или производственных функций на обслуживание другой компании, специализирующейся в соответствующей области» [2]. В отличие от услуг сервиса и поддержки, имеющих разовый характер, на аутсорсинг передаются обычно функции по профессиональной поддержке бесперебойной работоспособности отдельных систем и инфраструктуры на основе длительного контракта. Наличие бизнес-процесса является отличительной чертой аутсорсинга от различных других форм оказания услуг и абонентского обслуживания.

В российской предпринимательской практике на аутсорсинг чаще всего передаются такие функции, как ведение бухгалтерского учета, поддержка работы компьютерной сети, рекламные услуги, обеспечение безопасности. Аутсорсинг управления знаниями «предполагает управление процессами, которые требуют глубокого изучения или серьезной аналитической обработки данных, фор-

мирования и управления базами знаний, которые в последующем могут использоваться в том числе и для поддержки принятия решений» [3]. Такой вид аутсорсинга только сейчас начинает получать распространение на территории США. Предлагаемый нами подход к передаче на аусорсинг функций по генерации инновационных идей и разработке бизнес-планов, их внедрения на конкретном предприятии является новым как с теоретической, так и с практической точек зрения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При данном подходе взаимодействие между ИОПС НХК и сторонними организациями может осуществляться по следующей схеме, приведенной на рис. 2.

Каждый из приведенных выше подходов имеет свои преимущества и недостатки. Первый подход, предполагающий повышение инновационной активности сотрудников и менеджеров предприятий НХК, требует грамотного подбора мотивационных инструментов, но позволяет эффективно использовать внутренние человеческие ресурсы, досконально знакомые с производственным процессом и прекрасно владеющие особенностями организации взаимодействия между подразделениями ИОПС НХК в процессе внедрения инноваций. Преимуществом аутсорсинга является появление возможности освободить соответствующие организационные, материальные и человеческие ресурсы предприятий НХК, чтобы развивать новые направления или сконцентрировать усилия на существующих, наиболее важных. В то же время в данном случае внешние организации не всегда могут в должной мере оценить потребности ИОПС НХК в инновационных технологических и организационных решениях и возможности конкретного предприятия по их реализации.

Предприятия ИОПС НХК

Постановка Определение Планирование Финансирование

цели ИД задач ИД инвестиций исследований и

в инновации разработок

о а в * « |

С5

1C

НИИ и ОКБ

План

внедрения

Инновационная

идея

Рис. 2. Модель организации инновационной деятельности (ИД) на предприятиях ИОПС НХК при использовании аутсорсинговых услуг по генерации инновационных идей

Критерием выбора модели активизации инновационной деятельности является следующая целевая функция: максимизация количества инновационных технологических и организационных решений, внедренных в практику деятельности предприятий ИОПС НХК (группы компаний, холдинга). При этом условиями выполнения этой функции являются:

- ограничения по наличию кадровых ресурсов внутри группы компаний, холдинга, способных к генерации инновационных идей и их доведения до стадии апробации;

- ограничения по наличию материально-технической базы (МТБ) для проведения исследований и разработок по определенным направлениям;

- ограничения по наличию финансовых ресурсов у группы компаний, холдинга, которые они могут направить на проведение исследований и разработок.

К оценке приведенных выше условий, на наш взгляд, целесообразно привлечь экспертную группу из сотрудников ИОПС НХК, способных оценить внутренние кадровые, финансовые и технологические ре-

сурсы предприятий. При этом проведение оценки по первым двум ограничениям предполагает в основном качественную оценку («кадровых ресурсов достаточно», «кадровые ресурсы присутствуют не в полной мере», «кадровые ресурсы отсутствуют»; «МТБ достаточна», «МТБ присутствует не в полной мере», «МТБ отсутствует»). По третьему ограничению необходимо проводить сравнительную оценку в количественной форме, определив, каков будет бюджет затрат на проведение исследований и разработок при активизации внутренних резервов и при передаче функций по генерации инноваций на аутсорсинг научно-исследо-вательским институтам и конструкторским бюро. Проведение комплексной оценки всех ограничений и определение ожидаемых значений целевой функции является достаточно сложной задачей, но позволяет обоснованно подойти к выбору модели инновационной деятельности в различных интегрированных организационнопроизводственных структурах нефтехимического комплекса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Нужен ли России foresinght (форсайт - «взгляд вперед») // [Электронный ресурс]. URL: http://stra.teg.ru/library/foresight/methods%20/1(дата обращения 16.05.12).

2. Хейвуд Дж. Б. Аутсорсинг: в поисках конкурентных преимуществ. М.: «Вильямс», 2004. С. 176.

3. EUROPA - CORDIS // Community Research and Development Information Service [Электронный ресурс]. URL: http://cordis.europa.eu/ (дата обращения 02.09.12).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.