Научная статья на тему 'Инновационная направленность социальной политики государства: региональный аспект'

Инновационная направленность социальной политики государства: региональный аспект Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
214
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Балашова Елена Александровна

В публикации рассматриваются вопросы создания информационного общества как платформы для решения задач более высокого уровня модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав и удовлетворения потребности граждан в государственных и муниципальных услугах на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий на примере Ивановской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Балашова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная направленность социальной политики государства: региональный аспект»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

которой определены значения коэффициентов 5 ' '

y = 107 • [0,0007 • x + 0,0035 • x - 0,0001 • x -1,4796] =

= 7000 • x + 35000 • x -1000 • x или

y = 7000 • x + 35000 • x -1000 • x -1479600

Представленная математическая модель (1) привела к следующим выводам:

1. При постоянных значениях Индекса глобальной конкурентоспособности и Индекса восприятия коррупции, с истечением одного года ВВП на душу населения увеличится на 7 000 сом.

2. При увеличении индекса глобальной конкурентоспособности на 0,1 - ВВП на душу населения увеличится на 3 500 сом. В последующем, увеличение показателя индекса на определенный параметр k вызывает рост ВВП ^ 35 000 сом.

3. При снижении индекса восприятия коррупции на 1- ВВП на душу населения увеличится на 1 000 сом. В последующем, увеличение показателя индекса на определенный параметр k вызывает уменьшение ВВП ^1000 сом.

© Бакас уулу Бахтыяр, Осмонова Б.Б., 2015

УДК 330

Балашова Елена Александровна

к.х.н., доцент кафедры менеджмента, Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, Ивановский филиал, г.Иваново, РФ E-mail: elenab37@rambler.ru

ИННОВАЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА:

РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ

Аннотация

В публикации рассматриваются вопросы создания информационного общества как платформы для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав и удовлетворения потребности граждан в государственных и муниципальных услугах на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий на примере Ивановской области.

Ключевые слова

Инновации, государственные и муниципальные услуги, информационно-коммуникационные технологии.

Особенность перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития состоит в том, что России предстоит одновременно решать задачи и догоняющего, и опережающего развития. Выход из создавшегося положения большинство ученых-экономистов видят в усилении регулирования и управления инновационной направленностью отраслей экономики государства, переход к «экономике инноваций», «умной экономике». При этом необходимо спланировать переход и социальной политики государства на инновационный путь развития.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

На сегодняшний день финансово-организационный механизм для развития инновационного бизнеса разработан многими учеными-экономистами, но финансовые инструменты слабо работают в регионах, их, к сожалению, недостаточно для эффективности и успешности реализации инновационных проектов. Необходимы взаимодействующие организационные меры. Эти меры должны базироваться на концептуальных положениях инвестиционной политики региона, организационные действия, предусматривающие нормативно-правовое обеспечение инновационных процессов, формирования органов регулирования и управления [2].

Государственную инновационную политику следует представлять как особую направленность воздействия государства в лице органов власти и управления, а также государственных учреждений на общность субъектов научно-технической и инновационно-технологической деятельности в целях координации усилий участников процесса по достижению запланированных программных целей в создании продукта инноваций, направленного на значительный рост эффективности общественного производства, способствующего наиболее полному удовлетворению политических, социальных и экономических потребностей общества в условиях включения его в мировое экономическое пространство [1, С.23]. Поскольку инновационно-технологическое перевооружение отраслей экономики - это базис для формирования стратегии реализации стратегии и инновационного прорыва, без которого в настоящее время не возможно существование цивилизованного конкурентоспособного государства [1, С.12-13].

В соответствии со Стратегией развития информационного общества в Российской Федерации целями формирования и развития информационного общества являются повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий. Создание «цифрового государства» - это, прежде всего, составная часть административной реформы, одно из важнейших направлений инновационной деятельности, инновационного развития, а также одним из важнейших политических и социальных вопросов [3].

Необходимость улучшить механизмы работы органов государственной власти, построить эффективный государственный аппарат неоднократно отмечалась в посланиях Президента Федеральному Собранию Российской Федерации. Одним из основных индикаторов нормальной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления является степень удовлетворенности населения порядком предоставления государственных (муниципальных) услуг. В основе работы лежит концепция создания «сервисного» государства - государства, где взаимодействие органов власти и населения осуществляется на качественно новом уровне, характеризующемся высокой степенью доверия, информационной открытостью и прозрачностью административных процедур, созданием для населения условий для получения услуг, которые можно сопоставить с условиями в бизнес-сфере.

Как показывает мировой опыт, одним из способов упрощения процедур получения государственных услуг является создание многофункциональных центров (МФЦ) предоставления услуг по принципу «одного окна». Другими словами, МФЦ - это своего рода «супермаркет» государственных и муниципальных услуг [3]. Начиная с 2007 г. проект по созданию МФЦ, занимающихся предоставлением государственных и муниципальных услуг, стал одним из приоритетных направлений административной реформы в Российской Федерации.

Понятие МФЦ в настоящее время закреплено в Федеральном законе «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [3]. Цели создания Многофункциональных центров полностью совпадают с целями административной реформы Российской федерации:

- повышение качества и доступности государственных услуг

- снижение издержек бизнеса на преодоление административных барьеров

- повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти и межведомственной координации

- повышение открытости и прозрачности для общества

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Социально-значимым и приоритетным направлением по реализации административной реформы в Ивановской области является формирование единой системы предоставления государственных и муниципальных услуг населению, включающей в себя сеть многофункциональных центров, объединенных единым информационным пространством (региональный портал, автоматизированная информационная система, центр телефонного обслуживания).

В результате реализации в 2008 - 2014 годах мероприятий по повышению качества и доступности государственных и муниципальных услуг в Ивановской области было создано и успешно функционируют государственные учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» в городах Иванове (два), Пучеже, Кинешме, Шуе, Кохме, Лухе, Тейкове и Фурманове. В 2015 году в регионе дополнительно создадут 9 МФЦ и 53 территориальных подразделения.

По информации пресс-службы Правительства Ивановской области по итогам 2014 года регион вошел в число субъектов РФ, в которых проведена наиболее активная работа по созданию МФЦ. Доля граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг в действующих учреждениях, составляет 49,4%. Услугами МФЦ в Ивановской области к 2016 году сможет пользоваться 84,9% населения.

В целях обеспечения информационной открытости деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, повышения качества и доступности предоставляемых ими государственных и муниципальных услуг Правительством Российской Федерации утверждено положение о федеральном реестре государственных и муниципальных услуг и правила его ведения, а также положение о едином портале государственных и муниципальных услуг. Портал стал основой взаимодействия между гражданами, бизнесом и государством. Единый портал входит в инфраструктуру, обеспечивающую информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме. Единый портал позволяет гражданам и организациям получать сведения о государственных и муниципальных услугах (функциях), содержащихся в федеральном реестре, а также получать эти услуги в электронной форме.

По информации пресс-службы Правительства Ивановской области более 72 тысяч жителей Ивановской области являются пользователями Единого портала государственных услуг. При этом 8 тысяч человек зарегистрировались на электронной площадке в течение февраля текущего года. По данному показателю Ивановская область занимает 16 место в рейтинге субъектов РФ.

В целях повышения эффективности государственного управления и местного самоуправления в настоящее время внедрена Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), которая призвана обеспечить прием, учет и передачу информации о финансовых операциях между администраторами доходов бюджета, организациями по приему платежей, порталами, многофункциональными центрами, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия. Кроме того, с момента полноценного функционирования ГИС ГМП гражданин в процессе получения услуги будет освобожден от обязанности предъявления квитанции о совершении платежа (в большинстве случаев - об уплате государственной пошлины). Система позволяет физическим и юридическим лицам получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу «единого окна».

В рамках государственной программы «Информационное общество (2011-2020 годы)» начиная с 1 января 2013 года органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт внесения платы за услугу, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг. Для подтверждения этого факта они должны использовать сведения, содержащиеся в ГИС ГМП, оператором которой является Федеральное казначейство РФ. ГИС ГМП официально заработала 1 января 2014 г. Создание системы имело несколько целей. Помимо очевидной и наиболее широко декларируемой — облегчить жизнь гражданам и организациям, обращающимся за госуслугами, вторая (и не менее значимая) из них состояла в «наведении резкости» в сфере госплатежей и достижении максимальной прозрачности этой сферы для Правительства РФ и регуляторов. По данным Федерального казначейства Ивановская область по результатам мониторинга вошла в группу из 9 субъектов с наивысшим показателем готовности.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Важным решением в рамках работы по формированию электронного правительства является введение универсальной карты гражданина, которая необходима для быстрой идентификации гражданина, обратившегося в орган власти. Это обеспечит возможность адресного предоставления услуг по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию, социальных льгот. Другим обязательным элементом универсальной карты является платежное приложение, в результате чего она может быть использована в качестве банковской платежной карты, то есть для проведения расчетов, получения наличных денежных средств, а также оплаты товаров и услуг, в том числе и электронных услуг органов власти.

Одним из важных преимуществ нового электронного документа будет возможность пользоваться им для получения госуслуг. Введение пластиковых паспортов поможет существенно снизить бумажный документооборот, сократить возможность для мошеннических и коррупционных схем при совершении юридических сделок и оказании государственных услуг.

В целях развития автоматизированных информационных систем управления деятельностью образовательных организаций Ивановской области и создания автоматизированной системы учета предоставления мер социальной поддержки обучающимся из многодетных семей на территории Ивановской области реализуется проект автоматизированной информационной системы «Электронная школа» с использованием универсальной карты школьника. Данная карта предоставляет возможность бесплатного проезда детям из многодетных семей на всех видах общественного транспорта. Дети из многодетных семей имеют право льготного проезда не только в городском, но и пригородном общественном транспорте в границах 50-километровой зоны вокруг областного центра.

Универсальная электронная карта может использоваться как пропуск в образовательное учреждение, платежное средство в школьной столовой и общественном транспорте, читательский билет в библиотеке. Карта позволяет исключить возможность утери или кражи у учащихся наличных денег, а также нецелевого использования школьниками средств, выделяемых родителями на питание, снизить вероятность проникновения в школу посторонних лиц, увеличить пропускную способность школьных столовых. В случае утери карта восстанавливается бесплатно и средства на ней сохраняются.

В настоящее время универсальная карта школьника пополнилась новым функционалом. На ее базе реализована возможность бесплатного посещения учащимися средних общеобразовательных организаций области государственных и муниципальных музеев в пределах нашего региона, что является инструментом контроля за реализацией нововведения в связи с принятием в апреле 2014 года федерального закона, согласно которому учащиеся средних общеобразовательных организаций получают право на ежемесячное бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев.

Для создания единой системы идентификации учащихся в комплексе информационных систем, автоматизирующих жизнедеятельность образовательной и социокультурной среды, проект продолжает развиваться. В ближайшем будущем «Карту школьника» можно будет использовать для планирования индивидуальной образовательной траектории, в том числе для обеспечения с ее помощью доступа в учреждения дополнительного образования, культуры и спорта.

На современном этапе развития России создание информационного общества рассматривается как платформа для решения задач более высокого уровня - модернизации экономики и общественных отношений, обеспечения конституционных прав граждан и высвобождения ресурсов для личностного развития. Удовлетворение потребности граждан в государственных и муниципальных услугах на основе внедрения современных информационно-коммуникационных технологий позволит:

- повысить качество государственных услуг, сделать их доступными для граждан и организаций, сориентировать деятельность органов исполнительной власти на интересы пользователей;

- повысить качество и эффективность административно-управленческих процессов в органах государственного управления, что является важным шагом на пути к созданию социально-ориентированного государства.

Список использованной литературы: 1. Доничев О.А. Регулирование процессов формирования и управления инновациями в регионе. Монография. Владимир. Издательство «Собор». 2010. 232 с.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

2. Названова К.В. Инвестиционная деятельность и инновационное развитие: основные проблемы и ограничения (на примере Владимирской области) // Экономический анализ: теория и практика. - 2015. - №6 (405). - С.56-66.

3. О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011-2020 годы)» Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.10.2010. №1815-р.

4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27.07.2010 N 210-ФЗ: официальный текст по состоянию на 11.11.2015.

5. Яковлева Н. Многофункциональный центр: новая модель взаимодействия государства и граждан при предоставлении государственных и муниципальных услуг // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2009. №22.

© Балашова Е.А., 2015

УДК 33

Баяндурян Галина Левоновна

д.э.н., профессор, КубГТУ, г. Краснодар, РФ Багметов Владимир Викторович

к.э.н., соискатель-докторант КУбГТУ, г. Краснодар, РФ

Galina.bayanduryan@ mail.ru

РОЛЬ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЖИЛИЩНЫХ ПРОГРАММ В РЕШЕНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЗАДАЧ РЕГИОНА

Аннотация

В статье дана оценка федеральным жилищным программам для решения социальной миссии государства, рассмотрены их особенности, критерии отбора участников, итоги её реализации в стране.

Ключевые слова

Федеральная целевая программа, национальный проект, строительство, государственная

поддержка, социальное жильё.

Жилье является базовой потребностью, определяющей качество жизни человека, следовательно, на жилищно-строительный комплекс региона возлагается серьезная социальная миссия. Жилищно-строительный комплекс является драйвером развития экономики не только региона, но и страны в целом, так как формирует спрос на продукцию металлургии, станкостроения, электроники и других отраслей.

За первые годы рыночных преобразований в России накопилась масса проблем в сфере жилищного обеспечения населения, в условиях обслуживания приватизированного жилья, модернизации всего коммунального хозяйства и т.д. В целях решения проблемы, связанной с обеспечением доступности жилья для населения, создания безопасных, комфортных условий их проживания Правительством РФ была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы [1].

В 2005 году для решения острых жилищных проблем в стране был предложен новый подход -формирование национальных проектов за счет увеличения объемов финансирования из федерального бюджета, но с активным участием региональных органов власти в реализации национального проекта. Приоритетным проектом в жилищной сфере стал национальный проект «Доступное и комфортное жилье -гражданам России». Он стартовал в 2005 году. К сроку его окончания большинство российских семей должны были решить «квартирный вопрос». Для реализации национального проекта было принято 27 законов, принята новая редакция целевой программы «Жилище», подпрограммы [2]. Однако целевые индикаторы этой программы не были достигнуты.

При разработке новой редакции федеральной программы «Жилище» на 2011-2015 гг. ставились

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.