Научная статья на тему 'Роль информационных систем казначейства России в обеспечении прозрачности публичных финансов'

Роль информационных систем казначейства России в обеспечении прозрачности публичных финансов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
407
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / ФИНАНСЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сергиенко Н.С.

В статье рассмотрены отдельные информационные проекты Федерального казначейства, нацеленные на повышение каче-ства информации о деятельности организаций сектора госуправления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Роль информационных систем казначейства России в обеспечении прозрачности публичных финансов»

УДК 336.146

роль информационных систем казначейства россии в обеспечении прозрачности публичных финансов

Н.С. Сергиенко

Аннотация. В статье рассмотрены отдельные информационные проекты Федерального казначейства, нацеленные на повышение качества информации о деятельности организаций сектора госуправления.

ключевые слова: Федеральное казначейство, информационные системы, финансы.

Abstract. The article discusses the individual projects of the Federal Treasury, aimed at improving the quality of information concerning the activities of organizations in the sector of public managеment.

Keywords: Federal Treasury; Russia's official website; state and municipal payments.

За сравнительно недолгий путь развития Федерального казначейства можно наблюдать трансформацию основных его полномочий. Генезис казначейских функций состоял в проведении контрольных функций при исполнении бюджетов, преимущественно текущего контроля. После вступления в силу Бюджетного кодекса Российской Федерации основное предназначение казначейства - кассир «от имени и по поручению» бюджетополучателя [1]. В 2011 г. к бюджетным полномочиям Федерального казначейства добавилось «создание, ведение, развитие и обслуживание Государственной информационной системы о государственных и муниципальных платежах». В 2013 г. за Казначейством России закрепили функции создания и ведения единого портала бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, основное предназначение казначейства меняет свое содержание, о чем свидетельствует перечень сайтов, обслуживаемых Федеральным казначейством.

При этом среди отличительных особенностей казначейской технологии исполнения бюджета остается широкое внедрение в органах Федерального казначейства автоматизированной системы кассового ис-

полнения бюджетов, явившееся исходным условием для инициирования поэтапного перехода к комплексной автоматизации в бюджетном процессе с охватом всех его участников [2].

Основные приоритеты деятельности Федерального казначейства на современном этапе раскрываются в Стратегической карте на 2013-2017 гг.

Согласно данному документу к стратегическим целям относятся формирование единого информационного пространства финансовой деятельности публично-правовых образований Российской Федерации, совершенствование системы бюджетных платежей, обеспечение содействия эффективному управлению финансовых ресурсов государства, а также обеспечение кассового обслуживания субъектов сектора государственного управления.

На современном этапе реформы бюджетного процесса особые задачи решают обеспечение прозрачности и доступности информации о государственном секторе и общественных финансах, а также создание и развитие государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет».

К непосредственным эффектам решения таких задач относятся:

■ эффективная система общественного контроля за финансовыми ресурсами сектора государственного управления;

■ обеспечение функционирования государственной автоматизированной информационной системы «Управление» в части получения и обработки данных, содержащихся в государственных и муниципальных информационных ресурсах, данных официальной государственной статистики, сведений, необходимых для обеспечения поддержки принятия управленческих решений в сфере государственного управления, а также предоставление и анализ информации на основании указанных данных;

■ предоставление доступа к финансовой информации о деятельности государственного сектора.

Проектом, обеспечивающим реализацию задач по внедрению бюджетирования, ориентированного на результат, с точки зрения обеспечения информацией является запуск официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (www. bus.gov.ru) [3].

На основании Федерального закона от 8 мая 2010 г., №83, а также на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 июля 2011 г., №86н казенные, бюджетные и автономные учреж-

дения обязаны ежегодно размещать на официальном сайте в сети Интернет www.bus.gov.ru (официальный сайт ГМУ) информацию о своей деятельности.

Размещение на официальном сайте ГМУ информации об учреждениях и ведение указанного сайта возложено на Федеральное казначейство.

Учреждения должны обеспечить открытость и доступность сведений о себе и своей деятельности, публикуя следующие данные:

■ общая информация о государственном (муниципальном) учреждении, включая информацию об учредителе учреждения, органе исполнительной власти, в ведении которого находится учреждение, основных видах деятельности учреждения и руководстве учреждения;

■ информация о государственном (муниципальном) задании на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) и его исполнении;

■ информация о плане финансово-хозяйственной деятельности;

■ информация об операциях с целевыми средствами из бюджета;

■ информация о бюджетных обязательствах и их исполнении (бюджетной смете);

■ информация о результатах деятельности и об использовании имущества;

■ сведения о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

■ информация о годовой бухгалтерской отчетности, а также электронные копии документов, такие, как решение учредителя о создании учреждения, учредительные документы учреждения, свидетельство о государственной регистрации и другие.

Официальный сайт ГМУ начал свою работу в масштабах страны 1 января 2012 г.

Для пользователей сайта решается задача по обеспечению удобства граждан при выборе учреждений для получения необходимых им услуг посредством полного и достоверного информирования об учреждениях и оказываемых ими услугах.

Переход на единый порядок расчета стоимости государственной (муниципальной) услуги в нынешних условиях невозможен по причине отсутствия значительных массивов информации о деятельности государственных и муниципальных учреждений. Поэтому официальный сайт ГМУ должен обеспечить возможность государству эффективно управлять своими ресурсами на основе обратной связи от граждан по каче-

ству предоставленных услуг. Для этого сайт аккумулирует информацию обо всей сети государственных (муниципальных) учреждений Российской Федерации, включая сведения о публично-правовом образовании, создавшем учреждение, об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя каждого из учреждений, о размере субсидий, выделенных учреждению, и тех целях, на которые субсидии выделены.

В 2012 г. произведен переход на Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). ЕГРЮЛ - источник основной части реквизитов при формировании Перечня государственных (муниципальных) учреждений (Перечень ГМУ) на официальном сайте ГМУ. В период с февраля по декабрь 2012 г. обновление Перечня ГМУ данными из ЕГРЮЛ, предоставляемыми Федеральной налоговой службой (ФНС), происходило два раза в месяц посредством передачи данных на электронном носителе. Вместе с тем Федеральным казначейством совместно с ФНС проводились работы по проектированию, реализации и апробированию применения сервиса ФНС для получения актуальных данных ЕГРЮЛ с использованием механизма Системы межведомственного электронного взаимодействия (далее - СМЭВ). В декабре 2012 г. были успешно завершены все подготовительные работы, с 15 декабря 2012 г. Федеральное казначейство перешло на постоянное использование сервиса СМЭВ для ежедневного обновления сведений об учреждениях в Перечне ГМУ официального сайта актуальными данными из ЕГРЮЛ.

В августе-сентябре 2012 г. Федеральное казначейство по итогам обработки предложений, полученных от финансовых органов, главных распорядителей бюджетных средств, а также полученных в ходе проведенных опросов управлений Федерального казначейства и пользователей официального сайта ГМУ провело ряд работ, направленных на создание нового дизайна портала.

Таким образом, пользователями официального сайта ГМУ выступают две группы лиц: граждане Российской Федерации (потребители государственных (муниципальных) услуг) и специалисты-аналитики (главные распорядители бюджетных средств, финансовые органы (ГРБС, ФО), контролирующие органы, представители Минфина России, Федерального казначейства).

Для каждой целевой аудитории на официальном сайте ГМУ создан соответствующий раздел со своим интерфейсом: «Услуги учреждений» и «Аналитика по учреждениям».

Так, для граждан, заинтересованных в получении информации об услугах и работах, об учреждениях социально значимых сфер в конкретном публично-правовом образовании, о рейтинге учреждений, в новом дизайне упрощена навигация по сайту и реализован интуитивно понятный поиск с использованием единой поисковой строки.

Что касается специалистов-аналитиков (главных распорядителей бюджетных средств, финансовых органов; контролирующих органов; представителей Министерства финансов, Федерального казначейства), то для них в новом дизайне структурирована и консолидирована аналитическая информация, расширены возможности работы с размещенной информацией об учреждениях, а также возможности контроля и мониторинга исполнения подведомственными учреждениями положений Федерального закона от 08.05.2010 г. №8Э-ФЗ.

Вся информация на сайте размещается в соответствующем разделе в зависимости от аудитории, которой она необходима. Это обеспечивает доступность информации для граждан.

Отметим, что на официальном сайте ГМУ среди реквизитов, предоставляемых в составе «Информации о государственном (муниципальном) задании», появились такие, как формула расчета для вычисления значений показателей качества услуги, порядок и способы информирования потенциальных потребителей услуг, порядок контроля исполнения госзадания, содержание работ, причины отклонения от запланированного значения показателя объема работ и др.

Для учредителей, главных распорядителей бюджетных средств представлены инструменты мониторинга подведомственной сети учреждений.

Особое внимание уделяется повышению качества данных Перечня ГМУ. На официальном сайте ГМУ в личных кабинетах учреждений (их представителей) реализована возможность формирования отчетов о расхождениях опубликованной общей информации об учреждениях с перечнями учреждений, предоставленными финансовыми органами субъектов Российской Федерации.

В 2013 г. предоставлена возможность размещения на официальном сайте ГМУ информации о результатах деятельности и об использовании имущества, информации о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах, информации о годовой бухгалтерской отчетности.

Ведется работа по расширению аналитических возможностей официального сайта ГМУ, функциональных возможностей поиска инфор-

мации (с учетом морфологии русского языка, поиска учреждений непосредственно на интерактивной карте), предоставления сервисов для мобильных устройств и др.

Кроме того, в ближайшее время планируется реализация общедоступных сервисов: оценка и формирование пользователями отзывов о деятельности учреждений, форум, подписка на новости учреждений, проведение опросов пользователей и др. Указанный функционал официального сайта ГМУ позволит развивать механизм обратной связи с гражданами Российской Федерации - потребителями государственных (муниципальных) услуг (работ). В будущем механизм обратной связи как неотъемлемый компонент любой системы управления расширит возможности комплексного управления сетью государственных (муниципальных) учреждений как в разрезе отдельных публично-правовых образований, так и в масштабах всей страны.

Другим проектом, направленным на достижение стратегической цели, выступает Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах (ГИС ГМП).

Необходимость создания такой системы была обозначена при принятии нормы пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона №210-ФЗ от 27.07.2010 г. «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», согласно которой с 1 января 2013 г. органы, предоставляющие государственные услуги, не вправе требовать от заявителей документы, подтверждающие факт внесения платы за услугу, в том числе об оплате государственной пошлины, взимаемой за предоставление государственных и муниципальных услуг. Для подтверждения этого факта они должны использовать сведения, содержащиеся в ГИС ГМП.

В этой связи Федеральное казначейство осуществляет функции по созданию, ведению, развитию и обслуживанию ГИС ГМП, являющейся информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате физическими и юридическими лицами платежей за оказание государственных и муниципальных услуг.

ГИС ГМП представляет собой централизованную систему, обеспечивающую прием, учет и передачу информации между ее участниками, которыми являются администраторы доходов бюджета, организации по приему платежей, порталы, многофункциональные центры, взаимодействие которых с ГИС ГМП производится через систему межведомственного электронного взаимодействия. ГИС ГМП позволяет физическим и юридическим лицам

получить информацию о своих обязательствах перед бюджетами бюджетной системы Российской Федерации по принципу «одного окна».

ГИС ГМП является информационной системой, предназначенной для размещения и получения информации об уплате платежей физическими и юридическими лицами:

■ за оказание государственных и муниципальных услуг;

■ услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронном виде;

■ услуг, оказываемых в целях предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг - постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г., №352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для представления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание», а также в целях предоставления исполнительными органами государственной власти субъекта РФ государственных услуг и муниципальных услуг, оказываемых органами местного самоуправления;

■ платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации согласно ст. 41 БК РФ, к которым относятся налоговые, неналоговые доходы и безвозмездные поступления в доход публично-правового образования;

■ иных платежей в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Механизм предусматривает, что банк, иная кредитная организация, организация федеральной почтовой связи, территориальный орган Федерального казначейства (иной уполномоченный орган), в том числе производящие расчеты в электронной форме, а также иные органы или организации, через которые производится уплата денежных средств заявителем за государственные и муниципальные услуги, услуги, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обязаны незамедлительно направлять информацию об их уплате в ГИС ГМП.

Государственные и муниципальные учреждения после осуществления начисления суммы, подлежащей оплате заявителем за предостав-

ляемые услуги, также обязаны незамедлительно направлять информацию, необходимую для ее уплаты, в ГИС ГМП.

Таким образом, к основным целям создания ГИС ГМП можно отнести:

■ предоставление гражданам и организациям единого источника сведений о начисленных и уплаченных платежах за предоставление государственных (муниципальных) услуг и платежах в бюджетную систему Российской Федерации по принципу «одного окна»;

■ получение платных государственных и муниципальных услуг, без истребования с заявителя документов, подтверждающих оплату.

Основной функционал ГИС ГМП заключается в получении от организации, оказывающей государственные и муниципальные услуги, и передаче по запросу участника информации о начислениях оплаты за оказание услуг, а также в получении от организаций, осуществляющих прием платежей и передачу по запросу участника информации о приеме к исполнению распоряжений заявителей об оплате.

К дополнительному функционалу ГИС ГМП можно причислить предварительное квитирование начислений и фактов оплаты, а также развитие функциональных и аналитических возможностей.

Итак, основное назначение ГИС ГМП - наличие единого источника сведений о фактах оплаты заявителями платежей при получении платных государственных и муниципальных услуг, без истребования с заявителей документов, подтверждающих оплату, - позволяет сделать прозрачными потоки движения информации о платежах.

Кроме перечисленных выше сервисов, Федеральное казначейство обслуживает ИТ-процессы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о заказах на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (www.zakupki.gov.ru), Государственную автоматизированную систему «Управление», Государственную интегрированную информационную систему управления общественными финансами «Электронный бюджет».

После проведения оптимизации работы ИТ-сервисов Федеральным казначейством планируется автоматизация данных процессов в СУЭ и создание ситуационного центра. Это поможет снизить эксплуатационные расходы, а также позволит реализовать предоставление сервисов с одинаковым уровнем качества и обеспечить их автоматизацию в СУЭ в любом регионе России.

Исследование трансформации и модернизации казначейской технологии исполнения бюджета показало необходимость активного внедрения информационных технологий в организацию бюджетного процесса, о чем свидетельствует и зарубежный опыт разработки и внедрения таких технологий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сергиенко Н.С. К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов // Финансы. 2006. №11.

2. Сергиенко Н.С. Повышение эффективности казначейского исполнения территориальных бюджетов в Российской Федерации // Автореф. дис... канд. экон. наук. - М., 2010.

3. Официальный сайт Федерального казначейства: [Электронный ресурс]. URL: http://www. roskazna.ru

Н.С. Сергиенко,

канд. экон. наук, доцент,

Финансовый университет при Правительстве РФ, Калужский филиал E-mail: nssergienko@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.