Научная статья на тему 'Использование информационных технологий в реализации социальных функций: опыт регионов Российской Федерации'

Использование информационных технологий в реализации социальных функций: опыт регионов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1918
197
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОЦИАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ИНФОРМА-ТИЗАЦИЯ / SOCIAL POLICY / SOCIAL SERVICES / MULTIPURPOSE CENTERS / SOCIAL SERVICE / INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина Т.Н., Баранов Д.А., Титиберия Р.Р.

Российское государство является социально-ориентированным. Социальная политика государства на настоящем этапе осуществля-ется с использованием информационно-коммуникационных техноло-гий, что делает ее более доступной и своевременной, т. е. растет эф-фективность социальной политики в целом. Цель данного исследова-ния заключается в том, чтобы рассмотреть, с какими проблемами сталкивается процесс информатизации социальной политики и как эти проблемы можно решать. Проанализированы российские про-граммные документы и нормативно-правовая база по информатиза-ции социальной сферы. Показано, что информатизация социальной сферы регламентируется Федеральным законом № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В ста-тье проанализирован рейтинг регионов России по внедрению инфор-мационно-коммуникационных технологий, также приведены пробле-мы, с которыми сталкиваются регионы при внедрении информатиза-ции. В частности выделены проблемы нехватки квалифицированных кадров для составления техзаданий на внедрение информационных технологий в социальную сферу. Связано это с тем, что на рынке не хватает специалистов, которые в равной степени бы разбирались в социальной политике и информатизации. Также выделена проблема недостаточного финансирования, многие регионы направляют сред-ства на другие области социальной политики, тогда как налаженная информационная среда позволила бы решить очень многие проблемы социальной сферы и удешевить ее содержание для регионов, высвобож-дая дополнительные ресурсы, которые могли бы быть направлены не на текущее поддержание социальной сферы, а на ее развитие. В дан-ной статье показан опыт передовых регионов (Москва, Санкт-Петербург) по внедрению информационных технологий в социальную сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN SOCIAL FUNCTIONS REALIZATION: THE EXPERIENCE OF REGIONS OF RUSSIAN FEDERATION

Russian State is socially orientated. Social policy of the state at this stage is carried out with the use of information and communication technol-ogies making it more available and urgent, i.e. the efficiency of social policy in general grows. The objective of the study is considering the process of in-formatization of social policy and how these problems can be solved. The Russian program documents and standard and legal base on the informati-zation of social sphere are analysed. It is shown that the informatization of social sphere is regulated by Federal law No. 442 "About bases of social ser-vice of citizens in the Russian Federation". In the article the rating of regions of Russia on the introduction of information and communication technolo-gies is analyzed, the problems which regions face at informatization intro-duction are also given. In particular the problems of shortage of qualified personnel for drawing up technical projects are allocated for introduction of information technologies to the social sphere. It is due to the fact the market there are no experts who equally would understand social policy and in-formatization. The problem of insufficient financing is also allocated, many regions allocate funds for other areas of social policy whereas the adjusted information environment would allow solving very many problems of social sphere and reducing the price of its contents for the regions, releasing addi-tional resources which could be directed not on the current maintenance of social sphere, and on its development. In the study the experiment of ad-vanced regions (Moscow, St. Petersburg) on the introduction of information technologies to the social sphere is shown.

Текст научной работы на тему «Использование информационных технологий в реализации социальных функций: опыт регионов Российской Федерации»

УДК 351 Т.Н. Никулина, Д.А. Баранов,

Р.Р. Титиберия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ: ОПЫТ РЕГИОНОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

T.N. Nikulina, DA. Baranov, R.R. Titiberiya

THE USE OF INFORMATION TECHNOLOGIES IN SOCIAL FUNCTIONS REALIZATION: THE EXPERIENCE OF REGIONS

OF RUSSIAN FEDERATION

Российское государство является социально-ориентированным. Социальная политика государства на настоящем этапе осуществляется с использованием информационно-коммуникационныж технологий, что делает ее более доступной и своевременной, т. е. растет эффективность социальной политики в целом. Цель данного исследования заключается в том, чтобы рассмотреть, с какими проблемами сталкивается процесс информатизации социальной политики и как эти проблемы можно решать. Проанализированы российские программные документы и нормативно-правовая база по информатизации социальной сферы. Показано, что информатизация социальной сферы регламентируется Федеральным законом № 442 «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В статье проанализирован рейтинг регионов России по внедрению информационно-коммуникационных технологий, также приведены проблемы, с которыми сталкиваются регионы при внедрении информатизации. В частности выделены проблемы нехватки квалифицированных кадров для составления техзаданий на внедрение информационных технологий в социальную сферу. Связано это с тем, что на рынке не хватает специалистов, которые в равной степени бы разбирались в социальной политике и информатизации. Также выделена проблема недостаточного финансирования, многие регионы направляют средства на другие области социальной политики, тогда как налаженная информационная среда позволила бы решить очень многие проблемы социальной сферы и удешевить ее содержание для регионов, высвобождая дополнительные ресурсы, которые могли бы быть направлены не на текущее поддержание социальной сферы, а на ее развитие. В данной статье показан опыт передовых регионов (Москва, Санкт-Петербург) по внедрению информационных технологий в социальную сферу.

Ключевые слова: социальная политика, социальные услуги, многофункциональные центры, социальное обслуживание, информатизация.

Russian State is socially orientated. Social policy of the state at this stage is carried out with the use of information and communication technologies making it more available and urgent, i.e. the efficiency of social policy in general grows. The objective of the study is considering the process of informatization of social policy and how these problems can be solved. The Russian program documents and standard and legal base on the informatization of social sphere are analysed. It is shown that the informatization of social sphere is regulated by Federal law No. 442 "About bases of social service of citizens in the Russian Federation". In the article the rating of regions of Russia on the introduction of information and communication technologies is analyzed, the problems which regions face at informatization introduction are also given. In particular the problems of shortage of qualified personnel for drawing up technical projects are allocated for introduction of information technologies to the social sphere. It is due to the fact the market there are no experts who equally would understand social policy and informatization. The problem of insufficient financing is also allocated, many regions allocate funds for other areas of social policy whereas the adjusted information environment would allow solving very many problems of social sphere and reducing the price of its contents for the regions, releasing additional resources which could be directed not on the current maintenance of social sphere, and on its development. In the study the experiment of advanced regions (Moscow, St. Petersburg) on the introduction of information technologies to the social sphere is shown.

Keywords: social policy, social services, multipurpose centers, social service, informatization.

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Модернизация и развитие сектора социальных услуг, повышение уровня, качества и эффективности социального обслуживания невозможны без применения современных информационных технологий, внедрения инновационных решений [5, с. 81-88].

Под социальным обслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению им социальных услуг. В свою очередь, социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнеде-

ятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности [1].

Каждый поставщик социальных услуг обязан иметь официальный сайт, а также информационный стенд в местах предоставления услуг. Закон «Об основах социального обслуживания в РФ» обязывает размещать на официальном сайте и на специальных стендах информацию, перечень которой утвержден данным документом. Все описанные трансформации социальной политики протекают в рамках континентальной модели [2, с. 67-70].

Также поставщики обязаны по запросам получателей социальных услуг или их законных представителей предоставлять бесплатно в доступной форме информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости для получателя либо о возможности получать их бесплатно.

Информация на сайте и стенде должна поддерживаться в актуальном состоянии и должна быть размещена или обновлена на официальном сайте в течение 10 рабочих дней со дня создания новых документов или внесения изменений [1].

Также ФЗ № 442 указывает на то, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации социального обслуживания обеспечивают на своих официальных сайтах в сети Интернет техническую возможность выражения мнений получателями социальных услуг о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания.

Практическая реализация идеи предоставления социальных услуг посредством информационных технологий реализуется через многофункциональные центры обслуживания (МФЦ).

Создаваемые на территории Российской Федерации МФЦ позволяют гражданам получать самые разные услуги в одном помещении и не взаимодействовать при этом с чиновниками непосредственно. Такой подход минимизирует моральные, материальные и временные издержки потребителей услуг, в связи с чем популярность МФЦ постоянно растет.

В настоящее время МФЦ может быть учреждение любой организационной правовой формы, соответствующее требованиям к функциям МФЦ, помещениям МФЦ, к взаимодействию МФЦ с заявителем и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и прочим условиям, установленным законодательством Российской Федерации.

Основными функциями МФЦ являются:

• прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;

• представление интересов заявителей при взаимодеиствии с государственными органами, органами местного самоуправления, а также с организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг;

• представление интересов государственных органов, органов местного самоуправления при взаимодействии с заявителями;

• информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, о ходе выполнения запросов о предоставлении госуслуг, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;

• взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг, а также с организациями, участвующими в предоставлении госуслуг;

• выдача заявителям документов по результатам предоставления государственных и муниципальных услуг, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

• прием, обработка информации из информационных систем государственных органов, органов местного самоуправления, а также выдача заявителям на основании такой информации документов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Работа МФЦ строится по принципу «одного окна», в соответствии с которым предоставление услуг федерального, регионального, муниципального уровня осуществляется в одном месте. Таким образом, МФЦ выступает в роли организатора процессов предоставления государственных и муниципальных услуг.

Межведомственное взаимодействие организуется на основе соглашений, фиксирующих порядок документационного и информационного обмена, предельные сроки выполнения необходимых административных процедур и ответственность органов и МФЦ при предоставлении государственных услуг.

По состоянию на 1 января 2016 г. на территории Российской Федерации создано 2 684 центра многофункционального обслуживания и 10 130 офисов государственных и муниципальных услуг. Значение показателя охвата населения «одним окном» составило более 94 % [8].

В соответствии с поручением Председателя Правительства Российской Федерации от 4 декабря 2013 г. Минэкономразвитием России выполнены работы по созданию единого бренда для системы МФЦ в Российской Федерации. В рамках проекта разработан единый для всех регионов страны бренд МФЦ, ставший отражением существующих возможностей и особенностей новой организации системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ по жизненным ситуациям заявителей. Новое имя бренда МФЦ - «Мои Документы» возникло с 2014 г., когда начали открываться новые центры и офисы, а после про-

хождения стадии ребрендинга - и действующие отделения МФЦ по всей стране. Коммуникационная кампания, сопровождающая ребрендинг, проходит под слоганом «На все случаи жизни» [8].

Идея общего бренда системы МФЦ заключается в том, что документы нужны людям в важные и значимые моменты их жизни. Система МФЦ стремится быть надежным спутником человека на протяжении всей жизни, быть рядом и делать процесс получения документов простым и необременительным.

Этой логике соответствует и текущее совершенствование нормативно-правовой базы, определяющее новую организацию системы предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ. Предполагается, что гражданину не нужно будет обращаться в разные организации, чтобы собрать все необходимые ему документы, а будет достаточно обратиться в один МФЦ. Для этого в нормативно-правовые акты внесены правки, расширяющие текущий перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в МФЦ в рамках девяти основных жизненных ситуаций: рождение ребенка, смена фамилии, выход на пенсию, индивидуальное жилищное строительство и земельно-имущественные отношения, утрата документов, открытие своего дела (малое предпринимательство), смена места жительства, утрата близкого человека, приобретение жилья [8].

Ключевыми ценностями единого бренда МФЦ являются внимание к потребностям людей, дружелюбный сервис и комфорт, близкое расположение центров и офисов, а также доступность государственных услуг и инфраструктуры МФЦ каждому россиянину.

Для координации деятельности и оказания методической помощи органам власти регионов с 2013 г. функционирует Совет по региональной информатизации. Деятельность совета направлена на развитие информационного общества в субъектах РФ, а также на улучшение качества жизни граждан и условий ведения предпринимательской деятельности.

Использование информационно-коммуникационных технологий при решении задач социально-экономического развития субъектов РФ позволяет повысить эффективность работы органов государственной власти субъектов РФ, ответственных за отрасли народного хозяйства, повысить качество жизни граждан, обеспечить информационное взаимодействие между федеральным и региональным уровнями власти по соответствующим социально-экономическим направлениям [6, с. 97-103].

Для планомерного и скоординированного внедрения информационно-коммуникационных технологий в субъектах РФ Минкомсвязь России разрабатывает «Концепцию региональной информатизации». Цель концепции - описание основных принципов и механизмов по устранению цифрового неравенства между субъектами РФ, что позволит гражданам независимо от места их проживания и социального статуса полу-

чать образование, медицинскую помощь и другие необходимые услуги с помощью информационных технологий.

Минкомсвязь России ежегодно поддерживает проекты, направленные на развитие информационного общества, распределяя на конкурсной основе субсидии субъектам РФ из федерального бюджета. В 2017 г. планируется дальнейшее выделение субсидий из федерального бюджета субъектам Российской Федерации на реализацию мероприятий по становлению информационного общества в регионах. При этом для каждого субъекта будет рассчитано минимальное значение показателя количества граждан, которых необходимо зарегистрировать в Единой системе идентификации и аутентификации для обеспечения выполнения показателя указа Президента РФ № 601. Отметим, что на конец 2016 г. в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА) зарегистрированы более 35 миллионов россиян.

Субсидии, как и ранее, будут распределяться на конкурсной основе, условия которой будут прописаны в правилах субсидирования, разработанных Минкомсвязью России.

Если говорить об объеме рынка региональной информатизации, то по подсчетам Минкомсвязи в 2016 г. он незначительно изменился в большую сторону по отношению к 2015 г. Разрыв по величине ИТ-бюджетов между регионами-лидерами и отстающими остается колоссальным [7].

Проблемы региональной информатизации по большому счету совпадают с проблемами, которые существуют на федеральном уровне. В частности, это недостаточное финансирование, кадровый дефицит, несогласованность действий между разными уровнями власти. Однако в регионах существуют и свои особенные проблемы. К ним, например, можно отнести отсутствие или слабое развитие информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, чаще это касается отдаленных и малонаселенных регионов.

Недостаток финансов - это основная проблема, с которой регионы столкнулись в 2015 г. Некоторые регионы решают эту проблему, добиваясь получения федеральных субсидий, участвуя в создании региональных сегментов ГИС и привлекая внебюджетные инвестиции. В кризисный период, в условиях дефицита бюджета, регионы отдают приоритет финансирования критически важным направлениям - основным затратам в социальной и оборонной сфере, топливно-энергетическом комплексе и здравоохранении. При этом информационные технологии, и тем более сфера электронного правительства, с обывательской точки зрения выглядят как вторые и третьи приоритеты.

Еще одной немаловажной проблемой, с которой сталкиваются некоторые субъекты, является дефицит квалифицированных кадров, готовых и способных профессионально подготовить техзадание для исполнителя в отношении создания новых информационных продуктов для оказания

услуг, которые лежат в области социальной сферы; данная проблема характерна также для региональных органов государственной власти.

Отсутствие скоординированных действий между отдельными направлениями социальной сферы часто мешает эффективной работе. Внедрение информационных технологий вызывает сложности в условиях, когда формально заказчиком и регулятором выступают региональные власти, тогда как учредителями, а значит управляющими структурами конкретных государственных организаций социальной сферы в пределах отдельной территории могут выступать как федеральные, так и региональные или местные органы власти.

Существенной проблемой является то, что в России за последние годы фактически не создан на федеральном уровне никакой значимый банк решений или сервисов, который регионы могут использовать совместно и без дополнительной оплаты. Сейчас по факту каждый регион изыскивает средства на одни и те же решения.

Регионы практически не тиражируют успешные практики внедрений, что часто приводит к выбору неэффективных или менее эффективных решений.

Минкомсвязь провело опрос российских регионов в отношении материальных затрат на информатизацию, развитие и эксплуатацию информационных систем. Мы выяснили, что в 2016 г. субъекты Российской Федерации намеревались вложить в ИТ-проекты 38,7 млрд руб., что на 7 % выше аналогичного показателя 2015 г., причем около 37,7 % от суммы общего регионального ИТ-бюджета - 14 млрд руб. приходится на Москву. В 2015 г. соотношение было на том же уровне. Четыре крупнейших с точки зрения ИТ-бюджетов регионов - Москва, Санкт-Петербург, Московская область и Татарстан - вкладывают в ИТ около 20 млрд руб., т. е. половину от общего объема.

В 2015 г. в пятерке лидеров место Новосибирской области занимала республика Коми (в 2016 г. опустилась на 7-ю строчку), а суммарный ИТ-бюджет этой группы составлял 57,5 % от общего. Самыми скромными ИТ-бюджетами по абсолютной величине обладают Чечня (1,5 млн руб. в 2016 г.) и Забайкальский край (6,7 млн руб.). По соотношению на 1000 жителей наибольшие ИТ-расходы несет Ненецкий автономный округ (4,3 млн руб.), наименьшие - Чеченская республика (1 тыс. руб.).

Наибольший прирост ИТ-бюджета в 2016 г. продемонстрировали Крым (848,6 %) и Севастополь (200 %). Максимальное снижение зафиксировано опять же в Чечне (-96 %) и Ивановской области (-64,8 %) [11].

В апреле 2016 г. Минкомсвязь представило первый рейтинг регионов по уровню развития информационного общества (позиция региона в рейтинге отражена в колонке «Субъект Российской Федерации» в скобках). Лидерство принадлежит г. Москве и в целом коррелирует с величиной бюджета. Рассмотрим опыт внедрения информационных услуг в данном городе.

По оценке международной исследовательской компании PricewaterhouseCoopers (PwC), достижения Москвы в сфере использования информационных технологий сопоставимы по масштабам и характеру задач с результатами мировых технологических лидеров - Нью-Йорка, Лондона, Барселоны и Сиднея. Об этом говорится в исследовании «Города, управляемые данными», в котором представлен опыт реализации концепции DDC в 28 крупнейших городах мира.

Высказать свое мнение по самым разнообразным вопросам городского устройства москвичи могут в системе онлайн-референдумов «Активный гражданин». Платформа, запущенная в 2014 г., уже насчитывает более 1,3 миллиона зарегистрированных пользователей. Это наивысший показатель среди городов, которые рассматривает в своем исследовании PricewaterhouseCoopers. Для сравнения, в Лондоне на платформе Talk London зарегистрированы около 20 тысяч жителей.

По итогам голосований в рубрике «Активный гражданин» в Москве введено более десятка новых автобусных маршрутов, выбран дизайн станций метро «Солнцево» и «Новопеределкино», определен список улиц для программы благоустройства «Моя улица» и приняты другие решения.

В самом масштабном электронном голосовании о выборе единого графика каникул в школах приняли участие 500 тысяч москвичей. Проект «Активный гражданин» был удостоен девяти престижных российских и международных премий.

Москва - единственный из городов, который рассмотрели исследователи из компании PricewaterhouseCoopers, где полностью внедрена единая система управления городскими поликлиниками. На сегодня к Единой медицинской информационно-аналитической системе (ЕМИАС) подключено более 660 медицинских учреждений по всему городу, зарегистрированы более 21 тысячи медработников.

Проект был запущен в 2011 г. усилиями Департамента информационных технологий и Департамента здравоохранения Москвы. Это один из самых масштабных примеров внедрения информационных технологий в здравоохранении. Подобное решение только обсуждается руководством других мировых столиц.

ЕМИАС содержит интегрированные амбулаторные медицинские карты жителей, позволяет управлять потоками пациентов, вести персонифицированный учет медицинской помощи. Пользователи системы могут найти ближайшую поликлинику по месту проживания, записаться на прием к врачу онлайн, перенести прием, получить медицинскую справку и многое другое. В системе собирают и анализируют данные о посещении пациентами медицинских учреждений города, включая спрос на тех или иных специалистов, их загруженность и длительность ожидания в очереди [10].

Во втором, согласно приведенному рейтингу, субъекте Федерации -г. Санкт-Петербурге реализовывается Концепция региональной информатизации, рассчитанная на период до 2018 г. Порядок и сроки реализации отдельных направлений Концепции будут установлены разрабатываемыми концепцией информатизации Санкт-Петербурга и Планом реализации этой Концепции.

В документе предложены основные принципы и единые подходы развития информационных технологий по 12 направлениям в различных сферах социально-экономического развития субъектов федерации, в том числе в образовании, здравоохранении, транспортной сфере, сфере обеспечения общественной безопасности и др.

Основные цели реализации Концепции - улучшение качества жизни граждан за счет использования ИКТ и повышение эффективности системы государственного управления.

Одним из самых актуальных направлений региональной информатизации по-прежнему является обеспечение предоставления государственных услуг в электронном виде. На сегодняшний день на Портале государственных и муниципальных услуг Санкт-Петербурга (gu.spb.ru) доступно более 190 электронных государственных услуг. Ежемесячно на портал обращаются порядка 7 000 заявителей. С начала 2015 г. подано более 65 тыс. электронных заявлений. Наибольшей популярностью на Портале пользуются услуги по записи на прием к врачу, зачислению в детский сад, регистрации брака и рождения.

Важным вопросом остается устранение необходимости подачи бумажных документов и сокращение личного взаимодействия заявителей с представителями органов власти, ответственными за предоставление услуг. Для решения данной проблемы на Портале осуществляется постепенное внедрение механизма доступа к электронным государственным услугам посредством авторизации пользователей в Единой системе идентификации и аутентификации, разработанной Министерством связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и предназначенной для авторизации и сохранности конфиденциальной пользовательской информации на различных ресурсах электронного правительства по всей России. При регистрации в ЕСИА граждане получают ключ простой электронной подписи, при этом заявления и иные документы, подписанные такой простой электронной подписью, признаются равнозначными документам, подписанным собственноручной подписью и представленным на бумажном носителе. Таким образом, заявления, принятые от заявителей, авторизованных в ЕСИА, должны быть приняты в работу равнозначно бумажному заявлению. В этом году все услуги социальной сферы, относящиеся к ведению Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга и доступные на Портале, переводятся на формат обязательной авторизации в ЕСИА. На данный момент проводятся мероприятия по обучению специалистов органов власти, участвующих в

предоставлении государственных услуг социальной сферы, работе с электронными заявлениями, поданными гражданами, зарегистрированными в ЕСИА. В 2016 г. планируется обеспечение доступа ко всем электронным услугам Портала посредством ЕСИА.

Планируется запуск нового сервиса по оплате жилищно-коммунальных услуг, который будет доступен для всех зарегистрированных в ЕСИА пользователей Портала. Ожидается, что сервис будет пользоваться большой популярностью, так как позволит гражданам сэкономить время и избавить их от необходимости «личного» взаимодействия с банковскими и жилищно-коммунальными структурами.

Кроме того, безусловно, важной задачей является обеспечение активного использования межведомственного взаимодействия при предоставлении государственных и муниципальных услуг. И в данном направлении ведется активная работа. Так, например, государственная услуга по выдаче ордеров на производство работ, связанных с благоустройством территорий Санкт-Петербурга, предполагает осуществление согласования документов с различными организациями. Однако в настоящее время при подаче электронного заявления на получение услуги участие заявителя в согласовании полностью исключено. Все взаимодействие между согласующими организациями осуществляется с использованием программного комплекса «Кабинет согласований». Заявитель подает электронное заявление через Портал, затем должностное лицо Государственной административно-технической инспекции посредством «Кабинета согласований» направляет укомплектованный пакет документов в различные организации для согласования проведения соответствующих работ. Ответы согласующих организаций обрабатываются автоматизированно и имеют юридическую значимость за счет использования всеми участниками процесса электронной подписи, что в значительной степени упрощает процесс предоставления государственной услуги.

Еще одним важным городским проектом, который планируется реализовать в Санкт-Петербурге в ближайшее время, является создание Комплексной информационной системы управления городским пассажирским транспортом, которая с учетом созданных систем обеспечит единый подход к вопросам автоматизации транспорта Санкт-Петербурга. Система позволит оптимизировать маршрутную сеть общественного транспорта, в том числе за счет данных пассажиропотоков, осуществлять оперативное управление общественным транспортом из единого центра управления, улучшить прогноз прибытия общественного транспорта на остановки, а также внедрить современные технологии оплаты проезда и т. д.

Также запланированы мероприятия по созданию условий использования городского общественного транспорта людьми с ограниченными возможностями, в том числе за счет внедрения информационных техно-

логий, информирующих пассажиров о прибытии транспорта, направлении его движения и позволяющих водителю обеспечить безопасную посадку и высадку пассажиров указанных групп из транспортного средства.

Концепция построения и развития АПК «Безопасный город», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 г. № 2246-р, стала единым регламентирующим документом для всех регионов России. В Санкт-Петербурге работа в этом направлении длительное время успешно ведется в рамках действующих информационных систем, в частности в Автоматизированной информационной системе обеспечения безопасности жизнедеятельности Санкт-Петербурга (далее АИС ОБЖ). Система АИС ОБЖ органично вписывается в требования Концепции АПК «Безопасный город» и объединяет множество систем и служб, которые отвечают за безопасность петербуржцев.

В 2015-2017 гг. планируется осуществить проектирование и построение ГИС АПК «Безопасный город», с которой потом будут интегрироваться существующие и перспективные информационные системы - составляющие АПК «Безопасный город». Также постоянно производится работа по увеличению покрытия территории города системами видеонаблюдения, оповещения населения, системами обеспечения безопасности объектов социальной инфраструктуры.

Аналогичные системы есть во многих регионах Российской Федерации. Ведется постоянная работа и обмен опытом с коллегами из других регионов по вопросам организации безопасности населения.

В 2015 г. запущен пилотный проект реализации видеонаблюдения как сервисной услуги, который предусматривает оказание телекоммуникационных услуг по передаче видеоизображений с конкретных улиц.

В систему мониторинга объектов социальной инфраструктуры интегрированы практически все объекты социальной инфраструктуры Петербурга - это более 6000 объектов. В систему поступают сигналы от тревожных кнопок, охранных и пожарных сигнализаций, расположенных на городских объектах социальной инфраструктуры. Все принимаемые в автоматическом режиме сигналы проходят предварительную фильтрацию на предмет ложных вызовов и проверки работоспособности систем, информация обрабатывается и направляется в адрес соответствующей реагирующей структуры в электронном виде, что позволяет минимизировать отправление извещений по ложным срабатываниям в экстренные службы.

Отдельно стоит сказать о Службе, которая принимает, регистрирует и перенаправляет в ответственные городские службы неэкстренные обращения граждан, в частности - по линии ЖКХ. При этом данная служба контролирует исполнение каждого обращения, что практически всегда гарантирует успешное решение проблемы [9].

Итак, в статье мы рассмотрели опыт ведущих регионов Российской Федерации в области использования информационных технологий при реализации социальных функций. Сегодня уже не вызывает сомнений, что информатизация общества является весьма значимым социальным процессом.

Доказано, что использование информационных технологий значительно сокращает затраты других видов ресурсов общества, они не только позволяют экономить ресурсы, но и приводят к принципиально новым решениям, которые начинают составлять суть общественной жизни. Необходимо учитывать, что одна из задач социальной политики государства - накопление и увеличение человеческого капитала - не может реализоваться без своевременности и скорости оказываемых социальных услуг [3, с. 235-238]. Также при анализе реализации социальной политики, кроме стандартного перечня показателей социального аудита, целесообразно использовать показатели, характеризующие уровень развития информационных технологий в социальной сфере [4, с. 50-52].

В перспективе, на наш взгляд, необходимо разработать меры, направленные на решение обнаруженных проблем в области региональной информатизации, а эффективный опыт ведущих регионов страны тиражировать во всех субъектах Российской Федерации.

Литература

1. Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации: федер. закон от 28.12.2013 г. № 442-ФЗ. - М., 2013.

2. Сочнева Е.Н. Основные направления социальной политики российского государства на современном этапе / Краснояр. фил. Санкт-Петербургского ин-та внешнеэконом. связей, экономики и права. -Красноярск, 2014. - 236 с.

3. Сочнева Е.Н. Наращивание человеческого капитала как важное направление социально-экономической политики // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 10 (51). - С. 235-238.

4. Сочнева Е.Н. Социальный аудит: институциональный подход / Человек и труд. - 2009. - № 11. - С. 50-52.

5. Bagdasaryan I.S., Almabekova O.A., Karaseva M.V. et al. Automation of information base development for multilingual adaptive training technologies. SGEM 2015 international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts 2-nd international multidisci-plinary scientific conference on social sciences and arts. 2015. С. 81-88.

6. Bagdasarian I., Almabekova O.A., Vasileva ZA. et al. Benefits and challenges of social media utilisation for academic purposes: faculty perspective SGEM 2015 international multidisciplinary scientific conference on social sciences and arts 2-nd international multidisci-plinary scientific conference on social sciences and arts. 2015. С. 97-103.

7. Официальный сайт Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. - URL: http://minsvyaz.ru/ru/events/35953.

8. Многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг / / Министерство экономического развития. -URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/admReform/mfc.

9. Названы приоритеты Санкт-Петербурга в информатизации. - URL: http://www.cnews.ru/news/line/2015-10-09_nazvany_prioritety_sanktpeterburga _v_informatizatsii.

10. Москва стала одним из мировых лидеров в реализации концепции Data Driven City (DDC) - использования информационных технологий, повышающих эффективность управления городом. - URL: https: //www.mos.ru/news/item/13254073.

11. Информатизация регионов (рынок России). - URL: http://www.tadviser.ru/index.php.

УДК 65.052.206 Т.А. Рудакова, М.Н. Семиколенова,

Н.А. Ракшина

КАЛЬКУЛИРОВАНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА

T.A. Rudakova, M.N. Semikolenova,

N.A. Rakshina

THE CALCULATION OF FORESTRY PRODUCTS COST

Технологический процесс заготовки леса определяется климатическими, метеорологическими и почвенно-грунтовыши условиями, особенностями рельефа местности, территориальной разобщенностью отводимых в рубку лесосек. Отсюда следует, что даже в рамках одного предприятия технологический процесс на разных лесосеках будет отличаться друг от друга, а следовательно, будет отличаться и сумма затрат на производство готовой продукции. Чаще всего в лесных предприятиях существуют несколько заготовительных участков, которые находятся на значительном расстоянии от управленческих служб, что влияет на выбор способа организации бухгалтерского учета. Основу организации бухгалтерского учета затрат составляет правильный выбор метода учета и калькулирования себестоимости, а также объекта учета и объекта калькулирования. В отраслевых методических рекомендациях закреплено, что в лесном хозяйстве должен использоваться попроцессный метод учета затрат. Это значит, что планирование, учет затрат и калькуляция себестоимости ведется по производственному процессу в целом, без калькуляции себестоимости на каждой стадии производства. Анализ осо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.