Научная статья на тему 'Информационный профиль управляемого социума'

Информационный профиль управляемого социума Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
65
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационный профиль управляемого социума»

дикате со значением состояния. Субъ- тивный или тематический, — является ект состояния — экспериенцер, лока- основным аргументом предиката/

ИСТОЧНИКИ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

МК ГЛ — Крлежа М. Сабрана дела. Св. 4 — 5. Загреб, 1954. МК ПФЛ — Крлежа М. Сабрана дела. Св. 3. Загреб, 1954. ОДБИС — Давичо О, Бетон и свици: Роман. Београд, 1956. ОДП — Давичо О. Песма: Роман. Београд, 1974. ОДТ — Давичо О. Та]не: Роман. Београд, 1964.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Адамец П. Очерк функционально-трансформационного синтаксиса современного русского языка. Т. 1. Однобазовые предложения. Прага, 1973. 136 с.

2. Арват H. Н. Семантическая структура простого предложения в современном русском языке. Киев; В ища шк., 1984. 159 с.

3. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл: логико-семантические проблемы. M.: Б. и., 1976.

383 с.

4. Богданов В. В. Семантико-синтаксическая организация предложения. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1977. 204 с.

5. Георгиева В. Д. Безличные предложения с конструктивным элементом обстоятельственного значения в истории русского литературного языка // Вопросы развития грамматики и лексики русского языка: Учен. зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена. Т. 373. Л., 1968. С. 158 — 201.

6. Гиро-Вебер М. К вопросу о классификации простого предложения в современном рус-

ском языке // ВЯ. 1979. № 6. С. 63 — 76.

7. Кендюшенко А. Г. Про семантичну структуру речень з предикативними присл1вниками

// Мовознавство. 1990. № 4. С. 50 — 54.

8. Маркосян Л. Е. Семантика и синтаксис предикатов состояния: Автореф. дис. ...канд. фи-лол. наук. М., 1985. 23 с.

9. Мароевич Р. Неопределенно-личные предложения в русском языке и их сербские эквиваленты (о соотношении сопоставительной лингвистики и теории перевода) // ВЯ. 1993. № 2. С. 96 — 105.

10. Пупынин Ю. А. Безличный предикат и субъектно-объектные отношения в русском языке // ВЯ. 1992. № 1. С. 48 — 63.

11. Цейтлин С. Н. Строение предложения и речевая ситуация (К проблеме эллиптичности предложения) // Функциональный анализ грамматических категорий и единиц: Сб. науч. тр. / Под ред. д-ра филол. наук А. В. Бондарко. Л., 1976. С. 37 — 47.

®<8><8к8><8>®<8>®<8><8>®<£><8><8>

Журналистика

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОФИЛЬ УПРАВЛЯЕМОГО СОЦИУМА

В. И. АНТОНОВА, кандидат филологических наук

В современной науке вопросы природы информации являются сложными, но в то же время и интересными. Уче-ные-информологи всего мира по-разному интерпретируют суть данного понятия. Одни отождествляют сущность природы информации с "третьей сферой действительности1', другие придают ей божественный смысл, третьи определяют информацию как продукт мыслительной деятельности человека.

>

Все, что касается характеристик информации как общенаучной категории, присуще и социальной информации, выявляющейся как особый феномен на уровне социальных форм движения материи. Как и всякая научная категория, имеющая отношение к обществу, социальная информация соотносится с категориями "субъект" и "объект"

Субъектами социально-информационной деятельности являются человек, социальный коллектив, общество. Че-

ловек — главный субъект управления — является общественным потребителем социальной информации. Он ее получает, хранит, преобразует, использует на основании уже имеющихся у него опыта и знаний. Объектом социальной информации является фрагмент действительности, находящийся в определенно^ связи с субъектом и являющийся для него источником инфбр-мации.

Информационный процесс в социальном плане можно выразить как единство субъекта и объекта: получателя и источника социальной информации. Понятие "объект" в данном контексте выступает в двух значениях. С одной стороны, объектом социальной информации является многообразие окружающей нас реальной действительности, с другой — объектом социальной информации нередко бывают че'ловек, коллектив, общество. Субъектом и объектом управления, таким образом, является человек. В качестве субъекта человек, как уже отмечалось, получает, хранит, интерпретирует информацию, объектом будут являться результаты его творческой деятельности, труда, он сам как субъект.

На уровне социума в результате

субъектно-объектных отношений у социальной информации возникает" новое специфическое свойство — ценность. Здесь важна не вся получаемая информация, а лишь та ее часть, которая наиболеё полезна, злободневна, значима для системы управления. С точки зрения ценности выделяется "дискурсивная" социальная информация, изменяющая внутреннюю модель системы (общества), и "актуальная" влияющая на ее поведение.

Осознание и практическое использование ценной социальной информации субъектами управления — су ственный момент социальных отно ннй, который проявляется в процессах социального управления. Управление в обществе выражается в избирательной компоновке условий функционирования объективных законов общества. Деятельность системы управления в конечном счете всегда сводится к ре-

II и

1 ^

111 е

зультату, который определяет развитие

общества.

Управление предполагает процесс воздействия на систему, который обеспечивается непрерывным движением информации. Орган управления влияет на объект управления, только имея информацию о его состоянии и целях, любой управленческий цикл начинается со сбора, отбора!, обработки информации. Результативная информация является исходной для реализации нового управленческого цикла.

В условиях повышения роли социальной информации в процессах управления современным обществом все возрастает значение журналистской информации, которая является важнейшей составной частью социальной. При сопоставлении двух понятий — "журналистская информация" и "социальная информация" — выявляется новая качественная характеристика последней — массовость. Но социальная информация избирательно массовая. Существует ряд секретных государственных документов, дипломатических бумаг, не подлежащих разглашению. Журналистская же информация исключительно массовая, поскольку вся распространяется по каналам средств информации и пропаганды и рассчитана на восприятие.

По предмету отображения социаль?-ной Действительности журналистская информация подразделяется на следующие тематические разделы: политическая, экономическая, экологическая, спортивная, культурная, бытовая и др.

Разделение территории СССР на самостоятельные государства привело к тому, что на уровне регионов функционирует качественно иная система средств массовой информации, обеспечивающая район своевременной, злободневной ¿ля данного населения информацией.

Учитывая реально существующие условия функционирования периодических информационных изданий, йе-обходимо различать информацию региональную, "местную", обеспечивающую определенный регион актуально^ информацией, и информацию универ-

сальную, имеющую общегосударственное или мировое значение. Региональная журналистская информация необходима определенному социально-экономическому району для его оптимального развития.

Условия функционирования СМИ определяются региональной информацией потребностями конкретной аудитории: определенному типу средств информации присуща определенная "региональная информацияобеспечивающая население нужными сведениями.

Следствием функционирования средств информации, результатом воздействия духовно-идеологического климата региона будет являться специфическая атмосфера — информационно-идеологический климат региона, который предопределяет региональное мышление, обусловливающее сознательные действия населения в защиту своих социальных, демократических и прочих прав.

В современных условиях, когда происходят решительные перемены как в управляющей, так и в управляемых системах, возрастает потребность в оперативной, объективной, актуальной информации.

Важнейшим качеством журналистской информации должны быть правдивость, соответствие ее фактов реальности. Особенностью, обусловливающей результативность ее воздействия, является новизна. Смысл ее заключается в том, что, с одной стороны, основу информации составляет новость, с другой — журналистская информация должна бьп> облечена в оригинальную форму, соответствующую объекту отображения. В высшей степени существенно и требование доходчивости, своевременности, последовательности информации. Все большую значимость приобретают сегодня такие характеристики, как гражданственность, аналитичность, острота постановки проблем.

#######################################

РЫНОК МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ МОРДОВИИ

П. Ф. ПОТАПОВ, кандидат исторических наук, Ю. А. МИШАНИН, кандидат исторических наук

Развитие демократии и устранение монополии КПСС привели к отходу от монотипологической модели прессы. Произошло разрушение традиционной системы центральных и местных газет и журналов с их жесткой ранжировкой сверху донизу. Такое ранжирование оправдывалось необходимостью целенаправленного решения задач "комму нистического строительства" Иначе и быть не могло, так «сак отсутствовали демократические институты и свободная печать.

Претерпела изменения и система прессы Мордовии. После августа 1991 г. в республике начался процесс активного "размывания" традиционных характеристик местных средств массовой информации. Перестал выхо-

дить журнал идеологического отдела

областного комитета КПСС "Полити-

ческий вестник", республиканские газеты "Советская Мордовия" (с 31 марта 1994 г. "Известия Мордовии"), "Мокшень правда" и "Эрзянь правда" изменили свой политический статус: они стали общественно-политическими изданиями. К последним относятся также еженедельная газета "Мордовия" — орган Верховного Совета и "Республика

молодая" — издание для молодежи. Рай-

ф

онные газеты стали печатными органами исполнительной власти на местах.

Следует заметить, что принятие Закона о печати способствовало тому, что "информационный рынок" пополнился новыми периодическими изданиями. На 1 июля 1994 г. в Мордовии выхо-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.