Научная статья на тему 'Искомый вариант (о феномене „журналистско-социологическая система" в информационном пространстве региона)'

Искомый вариант (о феномене „журналистско-социологическая система" в информационном пространстве региона) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
64
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искомый вариант (о феномене „журналистско-социологическая система" в информационном пространстве региона)»

ИСТОЧНИКИ И ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

МЛР — ЛалиЬ М. Раскид: Роман. Београд, ОДТ — Давичо О, Та^е: Роман. Београд,

1979. 1964.

ОДП — Давичо О. Песма: Роман. Београд, 1974.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Словари и справочники

1. ДаничиЪЧ} Pjeчник из кн»ижевних старина српских: •у 3 д. Београд, 1763 — 1764. Д. 3. 656 с.

2. Карадо^! В. С. Срлски pjeчник истумачен н»емачмфм' и латинским ри]ечима. ТреЬе (државно) издан>е, исправльено и умножено. Београд, 1898. 880 с.

3. РМСМХ — Речник српскохрватскога кн>и-жевног jeзикa: У 6 д. Нови Сад. Загреб: Матица Српска, Матица Хрватска. Кн. 6. 1038 с.

4. РЯЗУ — Pjeчник хрватскога или српскога ]езика // Обрадио Т. МаретиЬ. Загреб: 1АЗУ, 1963. Св. 77. С. 576 — 651.

Использованная литература

5. Деянова М. Строеж на съставния предикат в сърбохърватския и българския книжовен език // Въпроси на структурата на съвременния български език. София: Изд-во на Българската академия на науките, 1975. С. 197 — 249.

6. Деянова М. Функционален развой на инфинитива в сърбохърватски език (в сравнении с български) // Славянско езикознание. 1982.

№ 3. С. 173 — 189.

7. Исаченко А. В. Грамматический строй

русского языка (в сопоставлении со словацким): В 2 ч. Братислава, 1954. Ч. 1. С. 358 — 382.

8. ИвиЬ П., Кла]н И., Пешикан М., Брбо-рий М. 1езички приручник. Београд, 1991. 300 с.

.9. Марковий С. О употреби личних и без-личних облика глагола ТРЕБАТИ 11 Наш ]език. Нова сер*ф. Београд, 1950. Кн. 1. Св. 7 — 8. С. 311 — 318.

10. Пран>ковип И. О неким наводним син-таксичким погрешкама у вези с глаголом ТРЕБАТИ // 1език. Год. 26. 1978 — 1979. № 5. С. 144 — 147.

11. Шевцова А. А. Образование безлично-

предикативных слов с модальным значением в восточнославянских языках // Проблемы словообразования русского и украинского языков: Сб. ст. / Отв. ред. Е. С. Отин. Киев; Донецк: Вища

шк., 1976. С. 33 — 61.

л

ИСКОМЫЙ ВАРИАНТ

(О ФЕНОМЕНЕ „ЖУРНАЛИСТСКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА" В ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ РЕГИОНА)

А. В. Дубровский, аспирант

Сначала о терминах. Есть один план взаимодействия: социологии как науки с журналистикой как институтом. Это системный (структурный) уровень, отражающий неизбежность сближения двух профилей человеческой деятельности. Есть другой план взаимодействия: социологического материала с публицистическим текстом. Это вербальный (идеологический) уровень, отражающий неизбежность, с одной сто-• роны, стилистического „опрощения"

ученых разработок и, с другой — содержательного „отяжеления" газетных публикаций. В первом случае рождается „журналистско-социологическая система", во втором — „социологическая публицистика", О них и пойдет речь.

В любом публицистическом тексте присутствуют три ряда — понятийный (логический), образный (символический) и фактический (статистический). Их пропорция может быть различной.

© А. В. Дубровский, 1998

Но в социопублицистике, что ее, собственно, и выделяет из общего публицистического контекста, безусловно преобладает фактический ряд, переходящий в целенаправленно комментированную статистику. От весомости фактического ряда зависит отношение конкретной публикации к социологии — прямое или косвенное. В первом, более предпочтительном, варианте социологическая эмпирика выполняет сюжетно-композиционную роль, во втором, менее предпочтительном, она играет роль формально-иллюстратив-ную.

Уровень социологической предпочтительности зависит от иерархического положения прессы в информационной системе. В частности, региональная журналистика имеет большое преимущество перед столичной в том, что она находится намного ближе к реальной аудитории. Именно в региональных изданиях существует самая благоприятная возможность работать по социологическому максимуму. Этот тезис подтверждается контент-анализом местных средств массовой информации (газет „Известия Мордовии", „Столица С", „Вечерний Саранск", районных изданий „Маяк" и „Красная Слобода", многотиражной газеты „Мордовский университет") за 1993 — 1995 годы. При этом 122 публикации, прямо или косвенно связанные с социологией, проанализированы по 20 параметрам.

Самый первый, количественный срез показывает, что существующими возможностями „кристаллизовать" журналистско-социологическую систему и формировать социопублицистику лучше других изданий пользуется ежедневная газета „Известия Мордовии", которая стремится более оперативно и разнообразно использовать социологические замеры протекающих в обществе процессов (количество публикаций, насыщенных социологическими выкладками, за три года — 64). Еженедельные газеты „Столица С" (17 социопубликаций) и „Вечерний Саранск" (11), по всей видимости, не считают социолого-публицистическое направление творческого поиска при-

оритетным. Районная газета „Красная Слобода" (г. Краснослободск) за три года поместила 16 публикаций, непосредственно связанных с социологией, что говорит о высоком профессиональном уровне редакционного коллектива. А в районной газете „Маяк" (г. Арда-тов), наоборот, рейтинг социопублици-стики очень низок — всего четыре подобные публикации.

В исследованном массиве публикаций проглядывают несколько вариантов „контакта" социологии с публицистикой. В одном случае газеты приводят нейтральный отчет о проведенном социологическом исследовании, в дру-гом социологические данные гармонично „вживляются" в фактурную ткань произведения, не утомляя читателя колонками цифр и процентов, в третьем социологические данные играют вспомогательную роль в публикации, снабжая ее текст точными, выверенными цифрами.

Самым популярным у местных средств массовой информации является обнародование результатов исследования, проведенного специалистами, с коротким комментарием. 63 процента публикаций, как правило, в жанрах отчета или статьи прямо используют социологические данные, выстраивая по ним композицию материала. Прием этот хорош, но подходит не на все случаи жизни. Нередко его догматическое использование приводит к появлению на газетных страницах „голой" статистики без подробного анализа и необходимых комментариев, что делает материал нечитабельным и снижает степень его восприятия аудиторией.

Несмотря на то, что социологический текст появляется в газете, он не перестает быть специфически выстроенной информацией, у которой и цели, и характеристики несколько иные, чем у публицистической информации. Для того чтобы отвечать параметрам последней, социологический текст должен образно-стилистически трансформироваться, не казаться чужеродным в газетно-публицистической сфере. И наоборот — „случайность" социологи-

ческих фактов, при которой автор в тексте публикации лишь дает на них ссылку, искусственно присоединяя к своему образно-понятийному ряду, тоже не переводит „просто" информацию в социологическую публицистику. Искомый — социопублицистический — вариант лежит между этими двумя крайностями.

Конечно, ни одна система не существует без определенной частотности повторяющихся признаков, в данном случае — количества текстов, круга авторов, масштаба информации.

По первому индикатору изученные издания, кроме газеты „Известия Мордовии", в социопублицистической рубрике работали „методом всплеска" — то совершенно забывая о существовании социологических данных, то публикуя их в нескольких номерах подряд. Равнопеременной частотности в появлении социопубликаций не было, а значит, и системности тоже.

По второму индикатору — авторской политике в социологической рубрике — можно предположить, что жур-налистско-социологическая система в региональном информационном пространстве находится в стадии становления. В редакциях городских, районных, республиканских газет нет специалистов, владеющих методами социологии для пользы своих изданий. Попытки журналистов-одиночек освоить этот уникальный профиль творческой профессии заслуживают внимания, однако результат спонтанного самоучения, как правило, бывает бесконечно далеким от идеала. Это обучение нужно поставить на поток. При сегодняшних реактивно-стрессовых темпах общественного развития, требующих глубокого научно-публицистического изучения со стороны прессы, необходима организация официального (общественного) института социожурнали-стики, который бы готовил для СМИ работников, свободно использующих социологические навыки написания публицистического материала.

Опорные пункты для новоцелевой структуры в Саранске уже существуют. Например, НИИ регионологии Мордов-

ского университета регулярно (и профессионально) проводит в республике обширные социологические исследования по самым разнообразным профилям с последующей публикацией их результатов в местных газетах. Информационно-аналитический центр

при Правительстве Республики Мордовия специализируется в основном на социологических исследованиях, увязанных с изучением общественного мнения в регионе. Если к ним еще добавить институт социожурналисти-ки, то образовавшийся структурный „треугольник" мог бы стать прочным основанием для журналистско-соци-ологической системы в Мордовии.

И, наконец, третий индикатор саморазвивающейся системы — разноуровневый масштаб информации, отражаемый в социопубликациях. Естественно, республиканские издания изначально нацелены на широкообъемное освещение региональных проблем, что и подтверждают данные контент-анализа. В среднем 31 % соответствующих публикаций содержит социологическую информацию республиканского уровня, которая концентрируется преимущественно в газетах „Известия Мордовии", „Вечерний Саранск" и

„Столица С"

Городскому (районному) уровню освещения региональной жизни посвящено 27,8 % всех социологических публикаций, при этом очень заметен в данном блоке приоритет газеты „Красная Слобода", которая регулярно публикует итоги массовых опросов на интересующие горожан темы. В принципе круг интересов городских читателей в Мордовии, как столичных, так и провинциальных, довольно широк и разнообразен, и местные газеты стараются их полностью удовлетворить: в публикациях можно найти и социологию политики, и социологию средств массовой информации, и социологию молодежных проблем. Значительно меньше социологических публикаций (и они худшего качества) на мини-мально-масштабном уровне (трудовой коллектив, группа людей, отдельный человек). Это говорит о том, что пуб-

лицистические микроисследования удаются журналистам хуже, чем макроисследования.

И все же региональные средства массовой информации стремятся охватить все уровни социума для выявления полной социологической картины происходящих в республике процессов. Из года в год растет объем публикуемой социожурналистской информации, который создает своеобразную „критическую массу" для дальнейшей структуризации и оптимизации журналист-ско-социологической системы в регионе.

Итак, синтез журналистики и социологии в Мордовии состоялся. Озабоченные поиском истины, многие журналисты видят в социологии наивернейший способ „добычи" достоверных, тщательно отслеженных цифр и фактов. Сегодня, когда конкуренция между изданиями на региональном рынке настолько обострилась, что ценой проигрыша может стать закрытие газеты, социологическая информация становится одним из средств спасения, поскольку пользуется у читателя устойчивым спросом.

Синтез журналистики и социоло-

гии в переходном социуме протекает в благоприятных условиях. Социологических изысканий стало на порядок больше, появились специализированные исследовательские центры. Средства массовой информации хорошо осознали, сколь плодотворно сотрудничество с социологией. Но идеальный его вариант не достигнут, не каждая редакция газеты имеет возможность заказывать даже локальные социологические опросы. Нет в редакциях и социологических служб, социологические исследования <тсто остаются невостребованными региональной публицистикой из-за профессиональной неподготовленности многих журналистов-практиков.

Но все-таки журналистско-социоло-гическая система в регионе имеет тенденцию к развитию по горизонтали и вертикали. А социологическая публицистика неизбежно будет прирастать вместе с возвышением информационных потребностей в обществе. Сегодняшний, а тем более завтрашний социум просто не сможет самосохраняться и развиваться без обширных социологических знаний о себе, о сущности, о перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.