Научная статья на тему 'Информационная поддержка жизненного цикла изделий на ФГУП по "УОМЗ"'

Информационная поддержка жизненного цикла изделий на ФГУП по "УОМЗ" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Максин С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная поддержка жизненного цикла изделий на ФГУП по "УОМЗ"»

В последние годы для российских предприятий - экспортеров наукоемкой продукции, в первую очередь, вооружений и военной техники (ВВТ), возникли проблемы обеспечения ее конкурентоспособности при поставках на внешний рынок. В качестве обязательной составляющей контракта на поставку наукоемкой продукции зарубежные заказчики выдвигают требование применения новейших ИПИ-технологий в процессе ее разработки, производства и эксплуатации - комплекса технологий, создающих принципиально новый подход к формированию инструментов, направленных на сопровождение продукта на всех этапах его жизненного цикла.

Информационная поддержка жизненного цикла изделий на ФГУП ПО «УОМЗ»

С. В. МАКСИН,

генеральный директор ФГУП «Производственное объединение "Уральский оптико-механический завод" им. Э. С. Яламова» Екатеринбург Б-тш: infouomz@uomz.com

Информационная поддержка изделий

Технологии информационной поддержки жизненного цикла изделий (ИПИ-технологии), обеспечивающие высокий уровень эффективности процессов разработки, производства и эксплуатации продукции, - важнейшие средства повышения конкурентоспособности продукции и самих предприятий. Зарубежные компании используют возможности применения этих технологий для вытеснения с международного рынка тех конкурентов, которые не могут обеспечить соответствующее информационное взаимодействие с зарубежными субподрядчиками и потребителями продукции. Например, в странах НАТО наличие ИПИ-технологий является обязательным условием получения заказов для разработчиков и производителей новейшей военной техники.

© ЭКО 2008 г.

Внедрение информационных технологий в современную промышленность обусловлено следующими факторами:

• стремление компаний к достижению преимуществ в борьбе за сокращение совокупных затрат (издержек производства и обращения) на всех этапах жизненного цикла продукта;

• изменение содержательной компоненты в системе послепродажного обслуживания продукта путем включения технологии интегрированной логистической поддержки. Ее применение при создании, производстве и эксплуатации продуктов способствует сокращению сроков разработки и производства изделия, повышению полноты и качества его послепродажного сопровождения;

• повышение качества научно-технических разработок и обеспечение эффективного функционирования на всех этапах жизненного цикла продукта;

• растущая конкуренция в определенных продуктовых сегментах при оптимальном соотношении цены и качества продукции.

В силу важности технологий информационной поддержки изделий в процессе производства и обращения на российском и зарубежном рынках они были включены в «Перечень критических технологий РФ», утвержденный президентом РФ в 2002 г.

Разработка единой информационной системы

Активное использование информационных технологий -один из ключевых факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия. ФГУП ПО «УОМЗ» уже в 1999 г. поставил цель - формирование долгосрочного конкурентного преимущества посредством создания эффективной информационно-технологической среды, обеспечивающей рост производительности труда во всех областях функционирования предприятия. Это снижение совокупных издержек, сокращение сроков разработки и производства продукции, повышение лояльности контрагентов, в том числе за счет эффективно выстроенной системы межхозяйственного взаимодействия, оптимизации процесса управления ресурсами и др. На предприятии приступили к решению проблем внедрения информационных технологий.

Одновременно были сформулированы задачи, для решения которых необходима единая информационная система:

- повышение качества и сокращение сроков разработки и производства продукции;

- реализация идеологии «точно в срок»;

- оптимизация уровня запасов;

- повышение оперативности принятия решений;

- обеспечение системы послепродажного обслуживания продукции и потребителей;

- сокращение затрат при выпуске серийной продукции;

- рост инвестиций в разработку инновационной продукции;

- координация и контроль управленческих процессов.

В основе построения интегрированной ИПИ-системы была заложена следующая последовательность действий:

^ принятие решения о необходимости применения современных методов управления на основе сквозных информационных технологий;

^ разработка программных и организационно-распорядительных документов: Концептуального проекта внедрения информационной системы, Генерального плана построения корпоративной сети передачи данных, Программы информатизации;

^ определение целей и задач проекта по внедрению единой интегрированной информационной системы;

^ изучение возможности имеющихся инструментов и компаний, их реализующих, для обеспечения всех целевых установок - в том числе выбор и внедрение модульных интегрированных ИПИ-технологий и системного интегратора;

^ организация работ по реализации проекта внедрения системы. Этот наиболее важный и сложный этап требует применения соответствующих методов и инструментов управления. Опыт ПО «УОМЗ» показал, что наиболее эффективным при внедрении информационной системы является применение технологии управления проектами;

^ организация системы контроля за ходом выполнения проекта на всех уровнях, начиная с руководителя отдельного под-проекта и заканчивая генеральным директором.

Внедрение единой интегрированной информационной системы управления рассматривалось как целостный проект,

заказчиком которого выступал генеральный директор, а руководителем - его первый заместитель. Проект был разбит на отдельные подпроекты - проекты по внедрению отдельных модулей. В рамках каждого проекта были сформированы рабочие группы, состоящие как из руководителей и специалистов функциональных подразделений предприятия, так и из представителей системного интегратора.

Этапы создания системы

Работы по внедрению были начаты в 1998 г., с построения элементов корпоративной сети передачи данных (КСПД) и автоматизации работы конструкторов (внедрение системы автоматизированного проектирования - САПР). В 2000 г. началось внедрение программного комплекса «1С: Бухгалтерия». Продолжались работы по внедрению САПР и развитию КСПД.

В 2001 г. была выбрана ERP-система на базе IFS-Applications, включающая комплекс элементов ИПИ-технологий (производство, снабжение, сбыт, складской учет, логистические программы, технологические процессы, проектирование и конструирование). Начались подготовительные работы по её внедрению.

В 2002 г. начался ввод в действие модулей «IFS-Снабжение», «IFS-Сбыт», «IFS-Финансы», а также системы управления кон-структорско-технологической документацией на базе Team Center Engineering. В 2003 г. - внедрение модуля «IFS-Производство», «IFS-Маркетинг», «IFS-Поставки», системы бюджетирования Hypperion Pillar, электронного документооборота LanDocs.

В 2004 г. завершено внедрение систем бюджетирования и электронного документооборота. Начался ввод автоматизированной системы управления технологической подготовкой производства «Компас-Автопроект», системы управления персоналом и расчёта заработной платы «Босс-Кадровик», IP-телефонии и построение мультисервисной сети. Закончено построение КСПД на головной площадке объединения.

В 2005 г. закончено внедрение четырех модулей IFS, «Компас-Автопроекта», программного комплекса «Босс-Кадровик», IP-телефонии, построена основа мультисервисной сети: охранная и пожарная сигнализация на основе КСПД, система

охранного и технологического видеонаблюдения, контроля доступа. Начала работу система видеоконференцсвязи.

В 2006 г. закончена интеграция отдельных модулей ERP-системы. Начаты работы по объединению САПР, ERP-систе-мы, «1С: Бухгалтерии», системы бюджетирования, кадрового учёта и расчёта заработной платы, контроля доступа. Подключен к корпоративной сети ряд удалённых подразделений -филиалы в Москве, цех в пос. Шаля, уральский филиал.

В 2007 г. завершены работы по интеграции трех научных филиалов в Москве, Санкт-Петербурге и Новосибирске в единое информационное пространство с головной площадкой. Закончено построение подсистемы информационной безопасности корпоративной информационной сети. Также запущено в промышленную эксплуатацию приложение собственной разработки «IFS-Пульт», позволяющее автоматизировать процесс формирования и выполнения сменных заданий для основных производственных рабочих.

Создание корпоративной информационной системы позволило не только обеспечить механизм планирования, координации и контроля бизнес-процессов (производство, снабжение, сбыт, складской и финансовый учет, технологические процессы, проектирование и конструирование, управление персоналом, логистика, маркетинг), но и создать условия для формирования комплекса технологий, обеспечивающих информационную поддержку жизненного цикла выпускаемой продукции.

Факторы успешной реализации проекта

Естественно, что при реализации столь масштабного проекта возник ряд вопросов. Во-первых, невозможно начать внедрение системы без постановки чётких целей и задач. ПО «УОМЗ» решило этот вопрос путём разработки комплекта организующих документов. Во-вторых, не было попытки автоматизировать все бизнес-процессы одновременно. Для первого этапа были определены наиболее узкие места, требовавшие скорейшей информатизации. Предпочтение было отдано системам, имеющим возможность помодульного внедрения с последующей интеграцией.

С целью повышения заинтересованности и стимулирования работников, участвующих во внедрении единой интегрированной информационной системы, было разработано соответствующее положение о материальном стимулировании.

Ключевыми факторами успешной реализации столь масштабных проектов явились следующие:

• чёткая постановка целей;

• системный подход к реализации проекта;

• обоснованный выбор IT-компаний и ПО;

• применение современных технологий внедрения (проектное управление);

• построение эффективной системы мотивации, ориентированной на достижение положительного результата в заданные сроки;

• непрерывное обучение персонала;

• постоянный контроль со стороны всех уровней руководства за ходом выполнения проекта.

Итоги внедрения

На сегодняшний момент ПО «УОМЗ» достигло следующих результатов:

• полная оснащенность рабочих мест ПЭВМ;

• совокупный объем производственных и информационных баз данных - более 5 терабайт (около 5 млрд листов А4);

• среднее количество сеансов одновременной работы - 1650;

• стопроцентное сопровождение в информационной системе всей номенклатуры изделий;

• количество зарегистрированных пользователей в сети -2500;

• введение в эксплуатацию 2000 IP-телефонов на рабочих местах специалистов.

Внедрение системы автоматизированного проектирования (САПР) позволило увеличить производительность конструкторов на 52,5%. Благодаря построению мультисервисной сети и единой системы управления конструкторской и технологической документацией (ТСЕ) стало возможным использование труда высококвалифицированных специалистов известнейших научных школ Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска.

Налаженная работа системы управления человеческими ресурсами «Босс-Кадровик» повысила производительность труда работников, занятых расчётами с персоналом, учётом рабочего времени, подбором и приёмом кадров, в 3,7 раза, уменьшила потери рабочего времени на 16%. Внедрение системы электронного документооборота позволило сократить среднее время обработки документа на 75%, общее количество бумажных документов - на 63%, срок согласования договоров - с месяца (в среднем) до недели (максимум), время на поиск информации по документу - в среднем в 60 раз, увеличить скорость обмена документами между сотрудниками в 5-7 раз.

В результате интеграции различных систем в единое информационно-технологическое пространство за последние пять лет:

• объем продаж увеличился почти в двое;

• остатки готовой продукции уменьшились более чем на 40%;

• издержки за счет повышения эффективности управления снизились на 210 млн руб.;

• производительность труда повысилась на 43,6%;

• сроки исполнения контрактов сократились в 3,5 раза;

• расширился спектр выпускаемой продукции;

• увеличилось количество покупателей продукции в России и за рубежом.

Важнейшим результатом построения корпоративной информационной системы управления на ФГУП ПО «УОМЗ» стало создание единого информационного пространства. Оно охватило все направления деятельности предприятия и позволило не только планировать, координировать и контролировать все бизнес-процессы, но и формировать ресурсно-технологическое и информационно-логистическое обеспечение и сопровождение выпускаемой продукции на различных этапах ее жизненного цикла.

Повышение ответственности предприятия за выпускаемую продукцию создало условия роста его конкурентоспособности и как итог - сформировало необходимые условия для выпуска конкурентоспособной продукции как на российском, так и мировом рынке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.