Научная статья на тему 'Международная промышленная кооперация в машиностроительном комплексе России'

Международная промышленная кооперация в машиностроительном комплексе России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
659
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Капустина Лариса Михайловна, Кондратенко Юлия Николаевна

Проблемы и задачи машиностроительных предприятий России рассматриваются в контексте глобальных тенденций долгосрочного экономического развития. Исходя из анализа деятельности конкретного предприятия дано обоснование ряда предложений по повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности предприятий машиностроительного комплекса России. Эти предложения, учитывающие потенциал и конкурентные преимущества отечественных предприятий, предполагают постепенные структурные преобразования для выхода из кризиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International industry cooperation in Russian engineering industry

The article describes problems and tasks of Russian machine-building enterprises within the global tendencies of long-term economic development. On the basis of a concrete enterprise activity a whole range of proposals is offered to raise the competitiveness and investment attractiveness of Russian engineering industry. These proposals take account of potential and competitive advantages of Russian enterprises and provide a step-by-step structural transformations to get over the crisis.

Текст научной работы на тему «Международная промышленная кооперация в машиностроительном комплексе России»

КАПуСТИНА Лариса Михайловна

Доктор экономических наук, профессор, декан факультета менеджмента и международных экономических отношений, заведующая кафедрой менеджмента и рекламы Уральского государственного экономического университета

КОНДРАТЕНКО Юлия Николаевна

Аспирант Уральского государственного экономического университета

Международная промышленная кооперация в машиностроительном комплексе России

Развитие рыночной экономики в России сопровождается активизацией инвестиционной деятельности предприятий во многих отраслях. К настоящему времени в стране предприняты определенные меры по улучшению инвестиционного климата, базовые принципы российского инвестиционного законодательства приведены в соответствие международным нормам и требованиям. В 2006 г. рейтинговое агентство «Fitch Ratings» повысило кредитный рейтинг России до категории «BBB», а агентство «Standard&Poor's» присвоило ей категорию «BBB+» по долгосрочным обязательствам в иностранной валюте; по рейтингу привлекательности для прямых инвестиций A.T. Kearney Россия переместилась с одиннадцатого места на шестое [1. С. 50].

Перед российской экономикой стоит задача повысить эффективность использования иностранных инвестиций и шире привлекать капитал в те отрасли, которые обеспечивают инновационное развитие страны и рост ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Машиностроение - одна из ведущих отраслей обрабатывающей промышленности России и индикатор уровня технологического развития экономики. В последние годы на российских предприятиях машиностроительного комплекса происходит постепенное улучшение производственной ситуации, увеличиваются объемы производства. Вместе с тем продолжается физическое и моральное старение технологического оборудования, наблюдается недостаток инновационной и инвестиционной активности предприятий, налицо дефицит квалифицированных кадров. Отечественные предприятия по-прежнему проигрывают в конкурентоспособности зарубежным. По экспортноимпортным поставкам машин и оборудования Россия имеет отрицательное и растущее сальдо. В структуре российского экспорта доля машиностроения составляет 5,2%, а в структуре импорта - 47,1% [2]. При этом в общем экспорте машиностроительных предприятий низка доля наукоемкой продукции.

В особенно неблагоприятных условиях находятся предприятия тракторного и сельскохозяйственного машиностроения, перерабатывающих отраслей АПК и легкой про-

мышленности, а также предприятия таких наукоемких отраслей, как электротехника, приборо- и станкостроение.

Для улучшения ситуации в отраслях машиностроительного комплекса необходима разработка грамотной стратегии привлечения дополнительных финансовых средств в целях модернизации производственной базы. Отчасти эта задача может быть решена посредством иностранных инвестиций, которые позволяют привлечь в промышленность страны достижения научно-технического прогресса, более эффективные технологии и передовой опыт управления.

Традиционно считалось, что наиболее эффективными для модернизации производства являются прямые иностранные инвестиции. Однако реальная ситуация в машиностроительном комплексе такова, что на неконкурентоспособное, убыточное предприятие привлечь их возможно в основном лишь путем покупки этого предприятия иностранным инвестором и полной его реструктуризации. Таким образом, чрезмерно активное использование данного способа привлечения инвестиций может привести к передаче под контроль иностранных инвесторов значительной части российского машиностроения, что представляет угрозу для экономической безопасности нашей страны. С одной стороны, без повышения конкурентоспособности российских предприятий успешное и равноправное инвестиционное сотрудничество с зарубежными партнерами практически невозможно, а с другой - для повышения конкурентоспособности необходимо развивать и углублять сотрудничество с зарубежными инвесторами. Выход из ситуации видится в развитии международной промышленной кооперации (МПК) с иностранными производителями. (Под международной промышленной кооперацией понимается кооперация предприятий, принадлежащих капиталу разных стран, в таких сферах хозяйственной деятельности, как научные исследования, материально-техническое обеспечение, процесс производства, сбыт продукции, управление предприятием.)

Международная промышленная кооперация позволит предприятиям выйти из кризисного состояния и подготовить базу для эффективного привлечения и использования иностранных инвестиций.

В условиях дефицита средств у российских предприятий их участие в международной промышленной кооперации является одним из наиболее эффективных способов постепенного технического перевооружения, увеличения объемов экспорта, достижения международных стандартов по качеству продукции и обеспечения оптимальной загрузки мощностей.

Среди основных форм международной промышленной кооперации, характерных для машиностроительного комплекса, можно выделить: лицензионные соглашения, компенсационные соглашения, лизинговые операции, а также наиболее развитые формы - субконтрактинг, реализация совместных проектов, совместное производство и специализация, создание совместных предприятий.

Реализация проектов международной промышленной кооперации строится на следующих принципах: равноправного участия и долговременного характера кооперации; справедливого распределения рисков и доходов между участниками кооперирования; совместной заинтересованности партнеров в достижении конечных результатов сотрудничества [3]. Их соблюдение позволит национальным производителям сохранить свою экономическую безопасность. Однако на практике этому препятствует целый ряд факторов.

В данной статье рассматривается ряд проблем, препятствующих развитию и углублению международной промышленной кооперации, на примере отдельных кооперационных проектов, реализуемых ФГУП «Производственное объединение «Уральский оптико-механический завод имени Э. С. Яламова» (ФГУП «ПО „УОМЗ“»).

Промышленная кооперация ФГУП «ПО „УОМЗ“» с французской фирмой «Thales Navigation S.A.». Производственное объединение «УОМЗ» является предприятием российского военно-промышленного комплекса по разработке и производству оптико-электронных лазерных систем для нужд современной авиации. Наряду с этим Уральский оптико-механический завод производит широкий спектр изделий гражданского назначения: геодезические приборы, медицинское оборудование, светотехническую продукцию.

С 2002 по 2004 г. на ПО «УОМЗ» была предпринята попытка организовать совместное с фирмой «Thales Navigation S.A.» (Франция) производство и реализацию систем GPS (глобальные системы позиционирования). Производственно-сбытовая кооперация позволяла ПО «УОМЗ» начать изготовление наукоемкого, востребованного на рынке продукта и тем самым увеличить объемы продаж на внутреннем рынке, улучшить имидж завода, позиционируя себя как предприятие, привлекательное для сотрудничества с европейскими фирмами, освоить новые технические знания.

Компании «Thales Navigation» сотрудничество с ПО «УОМЗ» давало возможность использовать: развитую торговую и сервисную сеть российского производственного объединения для реализации своих изделий на территории РФ и СНГ; потенциал ПО «УОМЗ» как предприятия, производящего близкую номенклатуру изделий и обладающего необходимыми знаниями о российском рынке геодезии, - для адаптации изделий «Thales Navigation» под требования российского рынка (обеспечение необходимой документацией, упаковкой, проведение русификации изделий и т. д.); производственные мощности ПО «УОМЗ» - для изготовления отдельных комплектующих.

Таким образом, кооперация ФГУП «ПО „УОМЗ“» с французской фирмой «Thales Navigation S.A.» начиналась на основе совместной заинтересованности в сотрудничестве и на первом этапе развивалась довольно успешно. В 2002 г. они подписали соглашение о сотрудничестве по вопросам организации производства ассортимента продукции фирмы «Thales Navigation» на ПО «УОМЗ», сервисного обслуживания изделий «Thales Navigation» в РФ и странах СНГ, изготовления некоторых деталей на производственных площадках завода и продажи готовых изделий под общей торговой маркой через сбытовую сеть завода.

ПО «УОМЗ», имея большой опыт ведения экспортной деятельности и работы с иностранными партнерами, на начальном этапе грамотно провел подготовку к организации совместного производства (были оформлены необходимые документы, проведено маркетинговое исследование, разработана стратегия для продвижения изделий совместного производства на российском рынке и в странах СНГ). Однако в дальнейшем в организации сотрудничества ПО «УОМЗ» были допущены некоторые просчеты.

1. При составлении калькуляции плановая цена продаж была установлена на 10% выше рыночной цены, определенной в маркетинговом исследовании. Хотя изначально эта разница не казалась столь критичной и обосновывалась более высокими качественными характеристиками изделия, изготовленного совместно «Thales Navigation» и ПО «УОМЗ», данный факт продемонстрировал наличие формального подхода к реализации планов.

2. Стремление получить быструю прибыль, а также свойственный для многих российских предприятий формальный подход к планированию привели к тому, что было закуплено комплектующих на 20% больше, чем планировалось. Возросшие же производственные затраты стали компенсироваться путем повышения фактической цены продажи готовых изделий.

3. Изначально не совсем верно была проведена оценка собственного производственного и технологического потенциала. Производство отдельных деталей нового продукта на устаревшем оборудовании потребовало затрат на 15% больше, чем планировалось, что также стали компенсировать путем увеличения цены реализации.

4. Отказ «Thales Navigation» предоставить эксклюзивные права ПО «УОМЗ» на продажу изделий совместного производства привел к тому, что небольшие фирмы, занимающиеся дистрибуцией аналогичных изделий под маркой «Thales Navigation» (без доработки и с увеличением покупных цен не более чем на 10-15%), составили серьезную конкуренцию ПО «УОМЗ», которое вынуждено было компенсировать высокие затраты на доработку продукции, увеличив продажные цены на 25-30%.

Благодаря умелой организации сервисного обслуживания на базе ПО «УОМЗ», успешно проведенным рекламным мероприятиям и новизне продукта для российских потребителей в первый год сотрудничества удавалось продавать изделия совместного производства по завышенным ценам, но успех носил кратковременный характер. После того как в рамках расширения сотрудничества была достигнута договоренность о совместном производстве двух новых изделий, необходимость их адаптации к требованиям российского рынка привела к увеличению производственных расходов ПО «УОМЗ», что вызвало дальнейший рост цен реализации. При этом не учитывался следующий факт: первое изделие совместного производства уже находилось в конце своего жизненного цикла, и спрос на него можно было увеличить, только резко снизив цены. Невозможность быстрой реализации продукции из-за высоких цен вызвала затоваривание склада. Все вышесказанное привело к тому, что отношения между фирмами стали строиться на принципах лидерства, а значит, одновременно с ростом рентабельности производства происходило сокращение его объемов.

Можно сделать вывод: без тщательного планирования и соблюдения планов, без ориентации в сотрудничестве с зарубежным партнером на долгосрочную перспективу, без использования соответствующего уровня технологий и оборудования невозможно успешно осуществлять кооперацию в форме совместного производства. Для данной формы кооперации требуется не только предварительная подготовка путем решения вопросов маркетинга, стандартизации, унификации и типизации отдельных деталей и узлов, но также наличие близкого уровня производственного потенциала.

Важность учета данных факторов подтверждает и другой пример - развитие промышленной кооперации ПО «УОМЗ» и фирмы «Specialized Laboratory Equipment Ltd.» («SLE Ltd.», Великобритания) в форме субконтрактинга.

В 2001 г. ПО «УОМЗ» и фирма «SLE Ltd.» подписали соглашение о сотрудничестве, в котором договорились об организации производства медико-технических приборов на ПО «УОМЗ» (посредством «отверточной сборки») на основе закупки необходимых деталей у фирмы «SLE Ltd.». Благодаря наличию у ПО «УОМЗ» определенных конкурентных преимуществ, а также правильно организованной работе с партнером их сотрудничество оказалось более успешным.

Во-первых, в отличие от предыдущего проекта данное сотрудничество развивалось под жестким контролем со стороны иностранного партнера, который оказывал помощь в составлении планов работ, контролировал выполнение каждого этапа и не допускал перехода к следующему без завершения всех заданий предыдущего этапа.

Во-вторых, положительную роль сыграло наличие у ПО «УОМЗ» базовых условий для организации сотрудничества с иностранным партнером: необходимых международных сертификатов (знака СЕ, сертификата ISO 9001), развитых сервисно-сбытовых сетей, активной экспортной деятельности, надежность ПО «УОМЗ» как крупного государственного предприятия.

В-третьих, на ПО «УОМЗ» была осуществлена тщательная предварительная подготовка организации сотрудничества: проведено маркетинговое исследование и разработана стратегия продвижения изделий в РФ и страны СНГ; с привлечением СМИ организована информационная кампания по продвижению на российский рынок планируемых к совместному производству изделий; получены необходимые лицензии; подготовлены производственные площадки; закуплено недостающее оборудование; согласованы технические вопросы с фирмой «SLE Ltd.».

В-четвертых, получены эксклюзивные права на продажу и сервисное обслуживание изделий «SLE Ltd.» в РФ и ряде стран СНГ.

В-пятых, расширение сотрудничества осуществлялось постепенно и планомерно посредством поэтапного усложнения процесса сборки, перехода от сборки простых моделей к более сложным, начала сборки изделий для фирмы «SLE Ltd.» на основе режима переработки давальческого сырья (наряду со сборкой изделий для внутреннего российского рынка и рынка стран СНГ).

Перечисленные выше факторы позволили организовать эффективную и взаимовыгодную кооперацию двух предприятий.

Однако для дальнейшего углубления сотрудничества необходима взаимная адаптация систем управления предприятий-партнеров. Организация менеджмента большинства российских предприятий имеет ряд существенных отличий от моделей, принятых в европейских, американских и азиатских странах. Близкая же кооперация предполагает умение понять, принять и взаимно приспособиться к особенностям партнеров (см. таблицу).

Основные отличия систем управления европейских и российских компаний

Показатель Европейские компании Российские компании

Отношение к планированию Точное, последовательное выполнение планов Формальный подход, несоблюдение планов

Структура Децентрализация, интегрирование системы активов и ресурсов Централизация, иерархические структуры

Принятие решений [4] Неформальные механизмы Формальные механизмы

Власть Коллективные решения Индивидуальные решения руководителя компании

Перестроить данную структуру в кратчайшие сроки нельзя, но сделать работу с иностранным партнером более эффективной можно даже в рамках подобной системы. И один из способов - создание под кооперационные и инвеситционные проекты рабочих групп из сотрудников разных отделов с наделением руководителей групп определенными полномочиями. При этом каждый член рабочей группы должен нести ответственность и получать вознаграждение за проделанную работу, что позволит повысить мотивацию и сделать работу более согласованной. Данная система помогает создавать благоприятные условия для развития международной промышленной кооперации и впоследствии дает возможность для перехода от «монокультурных» рабочих групп к «мультикультурным» командам, включающим в себя специалистов как российской, так и зарубежной фирмы, и призванным преодолеть культурные различия, препятствующие кооперации.

С учетом проанализированных выше проблем, препятствующих развитию и углублению международной промышленной кооперации на российских машиностроительных предприятиях, можно предложить следующую стратегию развития международной промышленной кооперации в формах субконтрактинга и совместного производства:

1) проведение маркетинговых исследований и предварительный расчет эффективности проекта;

2) заключение соглашения о сотрудничестве или протокола о намерениях;

3) создание рабочей группы и определение плана проведения работ;

4) оценка собственного производственного потенциала на основе сравнения технических параметров имеющегося оборудования с оборудованием и технологиями партнера по кооперации, а в случае необходимости - закупка или приобретение на основе компенсационных соглашений и лизинга нужного оборудования;

5) подготовка производственных площадей и ресурсной базы для производства продукта - достижение договоренностей с поставщиками недостающих комплектующих

(самостоятельно или через иностранного партнера), согласование целого ряда технических вопросов;

6) обеспечение внешних условий - получение необходимых лицензий и сертификатов, прохождение регистраций;

7) решение вопросов послепродажного и сервисного обслуживания;

8) разработка стратегии продаж и заключение предварительных контрактов.

Одним из способов экономического выживания для многих машиностроительных

предприятий может стать сборка современных моделей из импортных компонентов, осуществляемая на основе компенсационных и лицензионных соглашений, что подтверждается опытом международной промышленной кооперации ФГУП «ПО „УОМЗ“». От работы на заказ, через замещение части импортных компонентов изделиями российского производства возможен переход к совместному производству готовой продукции для нужд внутреннего рынка и на экспорт. При этом параллельно постепенно происходит оптимизация структуры и методов управления предприятием: сначала -создание рабочих групп, затем - переход от фрагментированной системы работы отделов к интеграции и взаимоувязанной деятельности в целом.

Литература

1. Инвестиционный климат в России : доклад XV съезду РСПП / науч. рук. Е. Ясин // Вопросы экономики. 2007. № 5.

2. Официальный сайт Министерства промышленности и энергетики Российской Федерации - http://www.minprom.gov.ru.

3. Модель производственной кооперации стран / Национальный институт украинско-российских отношений // http://www.niurr.gov.ua/ukr/econom/uk-r/rozdil_2-2.htm.

4. Андреева, Е. Л. Организационные предпосылки конкурентоспособности предприятий / Е. Л. Андреева // www.ecfor.ru/pdf.php?id=2003/4/10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.