Научная статья на тему 'Информационная открытость акционерного общества'

Информационная открытость акционерного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дайджест-финансы
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная открытость акционерного общества»

ИНФОРМАЦИОННАЯ ОТКРЫТОСТЬ АКЦИОНЕРНОГО ВЕЩЕСТВА

ВД ВДРС1Н,

дилр авввамивсвн и|1, врвфвссвр 1д1авсввгв гвсддарствввввгв двиврнтвтв 1.1. КРАЕВ,

кащдат аквввыачски ввдв, вамдии втдвда ценык ¡¡ыаг ВДВ «КдВавидввтрвсвваь» и. кввькав,

авадии атдвда навив 1дыаг ВДВ «1д1авьэдввтрасвааы

Одной из задач, встающих перед акционерным обществом по завершении открытого размещения, является поддержка его акций в качестве привлекательного инвестиционного инструмента. Целями эмитента становятся обеспечение реальной оценки стоимости предприятия по отношению к рынку в целом, создание ликвидного и стабильною рынка обращения акций предприятия, а также, не в последнюю очередь, обеспечение контроля над составом акционеров. Для достижения поставленных целей огромное значение имеет поддержание связей с инвесторами. Последнее является комплексом маркетинговых мероприятий, осуществляемых на уровне общего руководства акционерным обществом и нацеленных на его существующих и потенциальных инвесторов. Программа организации таких мероприятий по поддержанию отношений с инвесторами не только позволит представить им правильную картину в отношении текущих показателей деятельности общества и его перспектив в будущем, но также будет включать в себя создание и поддержание и дальнейшее развитие деловых, постоянных отношений с избранной аудиторией. Основная цель создания и поддержания взаимоотношений с инвесторами -обеспечение условий для того, чтобы стоимость компании была реальным отражением результатов в работы и ее будущих возможностей, а именно:

• формирование справедливой рыночной стоимости компаний;

• достижение максимально возможною уровня ликвидности акций компаний;

• получение возможности привлечения дешевого капитала с фондового рынка.

Прозрачность для всех участников рынка

С учетом все более усложняющейся рыночной среды и растущей конкуренции, прежде и более

всего инвесторы пытаются оценить качественные характеристики процесса управления компанией, ее корпоративной стратегии, качество получаемой ею чистой прибыли и управления движением денежных средств. Постоянный диалог с инвесторами таким образом является способом поддерживать среди них интерес к акциям и упрочнять взаимоотношения.

Аналитики фондового рынка, со своей стороны, информируют иных участников фондового рынка, оказывая тем самым определенное влияние на институциональных и розничных инвесторов, брокеров, маркет-мейкеров и финансовую печать посредством предоставления объективного анализа всех аспектов деятельности компании и формирования рекомендаций продавать или покупать ее акции. Подготовка соответствующей информации, представление ее в наиболее возможном лучшем свете, а также раскрытие ее на регулярной основе в полном соответствии с практикой рынка и его ожиданиями обеспечат компании создание положительного и информированного контекста при выходе в будущем на рынки капитала с целью привлечения финансирования.

Финансовый календарь и мероприятия по развитию отношений с инвесторами

Программа по поддержанию и развитию отношений с инвесторами включает в себя два этапа -этап подготовки и планирования и этап выполнения намеченных мероприятий.

Для поддержания организованного и равновесного рынка акций акционерного общества (что само по себе является одним из ключевых принципов организации работы на фондовом рынке) принципиальное значение имеет обеспечение для всех участников рынка одновременного доступа к

8 Ш АВГУСТ 2Н1

пршемы. 1р0гнзы. шт

одной и той же информации по эмитенту. Этот принцип подразумевает своевременное раскрытие рынку всей такой информации. Для эффективного выполнения данного требования акционерному обществу необходимо будет подготовить годовой план, скорректированный с учетом основных финансовых дат, или событий (см. рисунок).

Мероприятия по поддержанию и развитию отношений с инвесторами и их реализация

Выход на адекватную инвестиционную аудиторию есть один из способов максимизации ресурсов. До момента начала реализации мероприятий следует убедиться в том, что база данных эмитента на инвесторов, аналитиков фондового рынка, представителей средств массовой информации не является устаревшей и имеет отношение к акционерному обществу и его отраслевой

Мероприятия

Планирование программы

Разработка и обновление базы данных: инвесторы, аналитики, пресса

Идентификация акционеров

Объявление финансовых результатов инвесторам, аналитикам, прессе

Изучение восприятия рынка - до и/или после презентации

Встреча с инвесторами

Отношения с инвесторами, аналитиками, брокерами, маркет-мейкерами

• сообщения

о событиях в АО;

• посещение аналитками;

• встреча с брокерами и дилерами

И нформапионные материалы

♦ брошюры/аналитические сводки

• годовые отчеты

Календарь программы по поддержанию и развитию отношений с инвесторами (пример)

области деятельности. Доступными для эмитента можно рассматривать сразу несколько источников информации.

Состав инвесторов и инвестиционной аудитории в целом, на которую нацеливается эмитент, постоянно меняется. Поэтому базу данных необходимо обновлять на постоянной основе в течение всего финансового года. Вне зависимости от того, предоставляются ли результаты на полугодовой или квартальной основе, наиболее быстрым и эффективным способом доведения их до рынка является организация отдельных селекторных совещаний для разных намечаемых инвестиционных аудиторий -инвесторов и аналитиков фондового рынка. С ростом использования высокотехнологичных способов связи, проведение видеоконференции и использование всемирной сети Internet для информирования рынка о событиях в акционерном обществе будут также результативными решениями.

Еще одним способом доведения информации до желаемой аудитории является ее распространение через средства массовой информации. Обычно, этим занимается уполномоченный сотрудник акционерного общества по связям с прессой, согласовывающий свои действия с Финансовым Директором Пресс-релиз, основанный на информации, подготовленной для инвесторов и аналитиков фондового рынка, распространяется среди ключевых финансовых изданий.

Изучение восприятия рынка

Изучение восприятия рынка обычно проводится до и (или) после объявления финансовых результатов. Оно позволяет оценить существующее восприятие рынком руководства акционерного общества, финансовой ситуации, стратегии, усилий по поддержанию и развитию отношений с инвесторами и позиции предприятия по отношению к схожим с ним предприятиям сектора или отрасли. Исследование, проведенное до презентации финансовых результатов, поможет компании скорректировать презентацию на ожидания инвесторов и аналитиков фондового рынка. Исследование, проводимое после презентации финансовых результатов, поможет эмитенту оценить взгляд рынка на показатели деятельности общества и то, насколько проведенная презентация отвечала ожиданиям инвесторов.

Исследование восприятия рынка охватывает следующие группы вопросов:

управление, стратегия, финансовые показатели, анализ сравнительной груп-

41

атшцнш HiMiTPEciil хурш дайджест мнннш

I НИ ШУСТ 2ЙЙ1 V 1Р1ШМЫ 1Р1ГПЗЫ М1ЕМ1

пы (общество имеет реальную оценку стоимости, недооценку, переоценку), взгляд на последующие шесть месяцев, мероприятия по поддержанию и развитию связей с инвесторами.

Встречи с инвесторами

Одним из основных желаний и потребностей инвесторов является встреча один на один с руководством эмитента, в акции которых они инвестируют. Поэтому, организация одной или двух сфокусированных поездок в год в центры основных мировых финансовых рынков является очень важной частью программы по поддержанию и развитию отношений с инвесторами. График проведения таких встреч, или так называемое «роуд-шоу», будет формироваться в зависимости от размера акционерного общества и состава его акционеров. В качестве общего правила проводят «роуд-шоу» в Великобританию и Соединенные Штаты, как страны, где располагаются два крупнейшие мировые инвестиционные сообщества, следует посещать дважды в год.

Сообщения о событиях в акционерных обществах - практически все фондовые биржи, комиссии по ценным бумагам предъявляют эмитентам требование о своевременном оповещении финансового рынка обо всех основных событиях жизни акционерного общества. Сообщения о таких корпоративных событиях, как показатели реализации в физических величинах, выпуски акций, контракты (новая продукция) или услуги, расширение географии производства и реализации, крупные сделки, изменения в руководстве и финансовые результаты, считаются чувствительными по отношению к цене и, как правило, в той или иной степени на нее влияют.

Аналитики являются профессиональными исследователями фондового рынка, самой проницательной его аудиторией, и очень действенный способ обеспечить их требуемой детальной информацией и общими справками в отношении развития предприятия - пригласить их в группе посетить акционерное общество. Обычно такие посещения занимают по времени один день, начинаясь с формальной презентации руководством, продолженной серией встреч с руководителями подразделений. Организация встреч аналитиков с прочими производственными специалистами дает возможность пре-* доставить первым более полную и специальную информацию о продукции и (или) услугах. Проведение таких дополнительных встреч полезно также с точки зрения подкрепления фактами возможных сделанных ранее акционерным обществом заявлений об использовании современных мощностей, развитой или передовой технологии, о высоком уровне профессионализма работников общества.

Более того, такая практика поможет в развитии отношений с ведущими аналитиками, в дан-

ный момент не отслеживающих рынок акций акционерного общества.

Информационные материалы

Имидж акционерного общества отражается в тех информационных материалах, которые подготавливает эмитент. Поэтому брошюры, рассказывающие о деятельности акционерного общества, годовой отчет, аналитические и фактические сводки, а также информация, представляемая на уэб-сайтах компании, - все должно быть выдержано в одинаковом стиле, выглядеть похоже, с тем чтобы донести до пользователя единый имидж компании, последовательное ее послание. Такие материалы требуют постоянного обновления для отражения процесса развития акционерного общества.

Успех реализации программы поддержки и развития отношений с инвесторами может быть измерен ее влиянием на общее число акционеров и то, сколько из них являются новыми, на число аналитиков, отслеживающих рынок акций акционерного общества, на число брокеров, рекомендующих их, на отношение цены к чистой прибыли на акцию, на средний объем биржевого оборота и на число и качество запросов, поступающих отделу, отвечающему за отношения с инвесторами компании. Все эти показатели также иллюстрируют «представительность» акций акционерного общества на рынке и указывают на то, насколько оно хорошо известно на рынке и насколько хорошую репутацию там имеет.

Российская компания, чьи акции или другие ценные бумаги обращаются за рубежом, должна постоянно готовить и распространять подробную информацию о себе на английском и русском языках, реагировать на запросы акционеров и инвесторов, взаимодействовать с международными средствами массовой информации (СМИ) в своей стране и за рубежом.

Уточним, что речь идет о так называемой «публичной» (официальной) информации, которая предоставляется в распоряжение СМИ и других заинтересованных групп, в первую очередь акционеров и потенциальных инвесторов. Прежде всего, это годовые и промежуточные отчеты, финансовые пресс-релизы. Любая другая информация об ОАО, например о предстоящих выпусках ценных бумаг, о планируемых слияниях, а также неподтвержденные финансово-производственные показатели, рассматриваются ведущими мировыми фондовыми и финансовыми центрами как сознательная утечка конфиденциальной информации с целью оказать влияние на рынок акций компании в интересах менеджеров. В США и других развитых странах это преследуется по закону.

Раскрытие информации особенно актуально при получении листинга на Нью-йоркской,

Лондонской и европейских фондовых биржах. Со- •

ответствующие процедуры здесь целесообразно активизировать, как минимум, за год до прохождения листинга.

Наряду с раскрытием информации, акционерная компания должна целенаправленно и последо- • вательно строить систему отношений с инвесторами, которая включает в себя следующие элементы:

• определение инвестиционной базы эмитен- • та в отдельных регионах мира;

• анализ и выявление приоритетных финансовых структур;

• выявление тенденций и направлений развития рынка ценных бумаг; •

• решение различных кризисных ситуаций, в частности противодействие стратегическим захватам акционерного капитала;

• привлечение крупных зарубежных ин- • вестиционных банков к участию в размещениях ценных бумаг;

налаживание прямых контактов между эмитентом и номинальными держателями акций, потенциальными инвесторами, организациями, регулирующими фондовую деятельность в России и за рубежом; недопущение конфликтов между потенциальными инвесторами, акционерами, и другими заинтересованными лицами; осуществление комплекса маркетинговых мероприятий по конкретным программам, включая проведение зарубежных презентаций, организацию регулярных встреч и конференций с инвесторами; предупреждение резких колебаний курса ценных бумаг на фондовом рынке через прояснение в СМИ ситуаций, возникающих в организации эмитента или вокруг нее; формирование устойчивой репутации эмитента в международном финансовом сообществе через специализированные СМИ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.