Научная статья на тему 'Инвестор Рилейшнз: содержание и особенности реализации в условиях финансового кризиса'

Инвестор Рилейшнз: содержание и особенности реализации в условиях финансового кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
630
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНВЕСТОР РИЛЕЙШНЗ / СВЯЗИ С ИНВЕСТОРАМИ / ЭМИТЕНТ / ФИНАНСОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зотова А.И., Шевченко Д.А.

В статье рассмотрено содержание Инвестор Рилейшнз как информационной деятельности эмитента, направленной на формирование оптимальной рыночной стоимости финансовых инструментов. Определены основные направления трансформации Инвестор Рилейшнз в условиях кризиса: обоснованное определение целевых аудиторий, применение специальных инструментов коммуникации, изменение содержания коммуникаций, которое в условиях финансового кризиса должно отражать влияние внешних факторов на развитие компании

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инвестор Рилейшнз: содержание и особенности реализации в условиях финансового кризиса»

43 (379) - 2009

Инвестиционная деятельность

инвестор риЛЕИшнЗ: содержание и особенности реализации в условиях финансового кризиса

А. И. ЗОТОВА, кандидат экономических наук, профессор кафедры финансов и кредита E-mail: alla.zotova@list.ru

Д. А. ШЕВЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита E-mail: dimasch@mail.ru Южный федеральный университет

В статье рассмотрено содержание Инвестор Ри-лейшнз как информационной деятельности эмитента, направленной на формирование оптимальной рыночной стоимости финансовых инструментов. Определены основные направления трансформации Инвестор Рилейшнз в условиях кризиса: обоснованное определение целевых аудиторий, применение специальных инструментов коммуникации, изменение содержания коммуникаций, которое в условиях финансового кризиса должно отражать влияние внешних факторов на развитие компании.

Ключевые слова: инвестор рилейшнз, связи с инвесторами, эмитент, финансовые коммуникации.

Кризисные явления в финансовой сфере экономики формируют к компаниям ряд новых требований, имеющих принципиальное значение для сохранения и дальнейшего существования бизнеса. Одним из таких требований является необходимость пересмотра системы взаимодействия компании с инвестиционным сообществом, повышение качества отношений с инвесторами. Непонимание и недоверие между эмитентом и инвесторами (акционерами, держателями облигаций, а также банками-кредиторами) может не просто ухудшить ситуацию, но и стать одной из причин более тяжелого положения компании по сравнению со среднерыночным. Особые сложности возникают при этом у российских компаний, не уделявших достаточного внимания развитию отношений с

инвесторами и ранее — в условиях относительно благоприятной внешней среды. В контексте ухудшения общерыночной конъюнктуры способность компании выгодно отличаться от конкурентов качеством организации связей с инвесторами может стать важнейшим фактором не только ее конкурентоспособности, но и выживания, обеспечения доступа к источникам капитала. В связи с этим следует систематизировать инструменты финансовых коммуникаций, определить особенности их использования и механизм влияния на развитие компании в кризисных условиях.

Системный подход к организации отношений эмитента ценных бумаг с инвесторами, основанный на маркетинговых исследованиях и применении инструментов коммуникации, пока не получил достаточно широкого распространения в Российской Федерации. Политика компании-эмитента, направленная на выстраивание и поддержание отношений с инвесторами во всем мире, имеет название Инвестор Рилейшнз (Investor Relations, IR), а в отечественной практике, по аналогии с Паблик Рилейшнз, ее также называют «связи с инвесторами» или «отношения с инвесторами». IR можно считать частью коммуникативной политики предприятия, ориентированной на финансовый рынок и воздействующей на поведение действительных и потенциальных инвесторов предприятия. Инвестор

Рилейшнз предполагает использование информационных каналов и инструментов коммуникации для достижения определенной ответной реакции инвесторов [1, с. 115]. В развитых странах Инвестор Рилейшнз имеет уже более чем полувековую историю, связанную с осознанием необходимости информационной политики на фондовом рынке со стороны эмитентов ценных бумаг. Некоторые крупнейшие российские компании, работающие с иностранными инвесторами на мировом финансовом рынке, начали использовать элементы Ж в 1990-х гг. На внутреннем рынке финансовые коммуникации начали развиваться по мере увеличения интереса к корпоративным ценным бумагам и усиления конкуренции за доступ к капиталу. Хотя раскрытие информации эмитентами ценных бумаг достаточно жестко регламентировано, организационное и содержательное наполнение Инвестор Рилейшнз предполагает, помимо соблюдения требований законодательства, планирование и реализацию добровольных мероприятий, ориентированных на повышение информационной открытости и формирование доверительных отношений с инвесторами.

Цели Инвестор Рилейшнз определяются интересами деятельности компании на рынке ценных бумаг и тем, чего конкретно ожидает компания от инвестиционного сообщества. Первичными интересами компании, обусловливающими необходимость взаимодействия с участниками финансового рынка, являются привлечение финансовых ресурсов и обеспечение экономической (финансовой) безопасности деятельности. Реализация этих интересов в существенной мере зависит от состояния внешней финансовой и правовой среды, но в любом случае предполагает осуществление взаимодействия с участниками финансового рынка. Характер и целевая направленность такого взаимодействия, системно представленного Инвестор Рилейшнз, может различаться в зависимости:

— от наличия и уровня развития вторичного рынка ценных бумаг (акций, облигаций) данной компании;

— от наличия планов по размещению новых эмиссионных ценных бумаг;

— от качества отношений между акционерами, менеджерами и кредиторами.

Основной целью связей с инвесторами традиционно считалась максимизация рыночной стоимости акций компании, однако в современных условиях более обоснованно говорить об оптимизации рыночной оценки акций, т. е. «приведении

рыночной стоимости акций в соответствие с подлинной стоимостью компании» [4, с. 42]. Известно, что подлинная (справедливая, внутренняя) стоимость отражает потенциал компании, состоящий в возможности осуществления прибыльной и стабильной деятельности в будущем. Приближению рыночной стоимости к «идеальному» значению подлинной стоимости компании препятствуют различные барьеры, имеющие преимущественно информационную природу. Как представляется, эти барьеры можно условно разделить на объективные и субъективные.

Объективные барьеры, не подвластные действиям отдельного экономического агента, связаны с несовершенством микроструктуры рынка, технически обусловленными временными разрывами между появлением информации, ее обработкой и воплощением в рыночные цены. При размещении и обращении ценных бумаг возникает информационная асимметрия между такими группами экономических субъектов, как акционеры, кредиторы и менеджмент компании. Разделение функций этих субъектов и дифференцированный доступ к информации формируют отношения «принципал — агент», обусловливающие негативное влияние информационной асимметрии на результаты их взаимодействия, в том числе на равновесную рыночную стоимость ценной бумаги.

Асимметрия ex ante характеризует неосведомленность принципала о качествах агента и имеющихся альтернативах до заключения сделки и может стать причиной «неблагоприятного отбора» (adverse selection), когда агенты заключают неоптимальные сделки. Ситуация, когда принципал не может контролировать действий агента и оценить последствия принимаемых им решений, является следствием информационной асимметрии ex post (после сделки). Как правило, принципал оценивает только результаты работы агента и не имеет доступа ко всей внутренней информации компании-эмитента: возникает эффект «скрытой информации», которая доступна агенту (менеджеру), но не принципалу (инвестору) и обусловливает опасность «hidden action» («скрытых действий») и оппортунистического поведения агента. Такие эффекты возникают не только в отношениях между собственниками компании и менеджментом, но и между акционерами и владельцами облигаций, между крупными и мелкими акционерами. Если при этом интересы агента не вполне соответствуют или противоречат целям принципала (конфликт интересов), то появляются трансакционные издержки, которые

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

35

могут негативно отразиться как на имущественном положении принципала, так и на развитии предприятия. Уменьшение трансакционных издержек возможно благодаря уменьшению информационной асимметрии. Для эмитента преодоление барьеров рыночной оценки стоимости ценных бумаг, связанных с информационной асимметрией, означает активное применение маркетинговых, и прежде всего коммуникативных, инструментов для более полного и оперативного обеспечения информацией всех заинтересованных экономических субъектов. Наличие информационной асимметрии обоих видов можно считать неотъемлемой частью реальных рыночных отношений.

Барьеры субъективного характера связаны с особенностями восприятия информации и принятия решений разными участниками рынка, появлением и распространением слухов. Эти проблемы требуют от публичных компаний значительных усилий по изучению инвесторов и взаимодействию с ними, в том числе посредством специализированных посредников-аналитиков на рынке ценных бумаг, которые также заинтересованы в получении информации и характеризуются определенными процессами оценки информации и принятия решений. Таким образом, совокупный эффект воздействия отдельных субъективных факторов, проявляющийся обычно в динамике рыночных курсов, может казаться объективно обусловленным порядком вещей, но в каждом конкретном случае обнаруживает в той или иной мере подверженность рациональному регулированию со стороны заинтересованных участников. В частности, отсутствие у инвесторов релевантной информации является причиной общерыночных проблем оценки справедливой стоимости ценных бумаг, но может быть устранено последовательными действиями участников рынка, имеющих отношение к появлению и распространению данной информации. Одним из таких заинтересованных участников является эмитент ценных бумаг, целенаправленная деятельность которого может оказаться эффективной даже в первоначально не благоприятных условиях.

Посредством коммуникативной политики эмитента информация, доступная ограниченному кругу лиц (менеджерам компании), становится известной широкой общественности. С одной стороны, это уменьшает трансакционные издержки участников финансирования, возникающие из-за информационной асимметрии ex ante (при выборе инвестором финансового инструмента) и ex post (в отношениях между акционерами, кредиторами

и менеджментом). С другой стороны, появление на рынке новой информации способствует повышению степени эффективности рынка, так как позволяет учесть в рыночном ценообразовании большее количество релевантной информации и, таким образом, приблизить рыночную оценку ценных бумаг к их справедливой, «подлинной» стоимости. При этом существенной особенностью Инвестор Рилейшнз является неоднородный состав аудитории, на которую направлено информационное воздействие. К целевым группам Инвестор Рилейшнз относятся, помимо инвесторов, финансовые аналитики, журналисты, инвестиционные консультанты и другие участники финансового рынка, формирующие общественное мнение и оказывающие влияние на поведение инвесторов. Все участники коммуникативного процесса на фондовом рынке испытывают потребность в информации об эмитенте ценных бумаг.

Проведение дифференцированной информационной политики, основанной на применении специальных инструментов при взаимодействии с различными аудиториями, является одним из основных принципов Ж [9, с. 32]. Основная целевая аудитория Инвестор Рилейшнз — потенциальные и действительные инвесторы. На основании поступающей информации потенциальные инвесторы принимают решения о приобретении ценных бумаг, а действительные инвесторы делают выводы о целесообразности продажи или удержания ценных бумаг. Большинство инвесторов получают информацию не только напрямую от компании-эмитента, но и из средств массовой информации, от финансовых аналитиков, причем мнение последних играет обычно немаловажную роль при обосновании финансовых решений на фондовом рынке. Таким образом, информационные посредники являются значимыми адресатами коммуникативной политики эмитента.

Для организации связей с инвесторами и другими целевыми аудиториями на рынке ценных бумаг используются как классические инструменты маркетинговых коммуникаций, так и специфические, применяемые специально для управления финансовыми отношениями. Финансовые коммуникации предполагают обязательное использование строго регламентированных законодательством инструментов и применение добровольных инструментов коммуникации, позволяющих дополнительно раскрывать информацию и развивать связи с целевыми группами Ж. Согласно российскому законодательству обязательными инструментами коммуникации (формами раскрытия информации)

являются собрание акционеров, проспект ценных бумаг, ежеквартальный отчет, годовой отчет и сообщения о существенных фактах. Раскрытие информации эмитентом на всех этапах эмиссии ценных бумаг регламентируется Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг (утв. приказом ФСФР от 10.10.2006 № 06-117/пз-н). При этом используется понятие обязательного опубликования сообщения в ленте новостей, на странице в сети Интернет и в периодическом печатном издании. Классификация инструментов Инвестор Рилейшнз, учитывающая не только их регулирование, но и характер взаимодействия эмитента с представителями целевых аудиторий, представлена в таблице.

В то время как основной целевой установкой Инвестор Рилейшнз является оптимизация рыночного курса ценных бумаг компании, набор инструментов и принимаемых управленческих решений по взаимодействию с инвесторами в значительной мере обусловлен текущей ситуацией — как в самой компании, так и во внешней рыночной среде.

Кризисные ситуации обычно связаны с ухудшением состояния и перспектив развития компании. К сущностным признакам кризиса на предприятии, независимо от его причин и внешних проявлений, следует отнести ограниченность во времени и негативное воздействие на такие жизненно важные цели, как получение прибыли, поддержание постоянной платежеспособности и конкурентоспособности, формирование справедливой рыночной стоимости (в случае обращения акций на рынке). Проблемы с достижением од-

классш жкация инструментов инвестор рилейшнз

инструменты Обязательные мероприятия добровольные мероприятия

Инструменты неличной коммуникации Проспект ценных бумаг, ежеквартальный отчет, годовой отчет, сообщения о существенных фактах, опубликование информации в ленте новостей и в печатном издании, отчет об итогах выпуска ценных бумаг Информационный меморандум, профиль компании, реклама, журнал для акционеров, пресс-релизы

Инструменты личной коммуникации Собрание акционеров Пресс-конференции, встречи с аналитиками, презентации, роуд-шоу, конференции, визиты на предприятие, «горячие линии»

ной или нескольких из названных целей ведут к увеличению риска банкротства или поглощения, означающего исчезновение компании как самостоятельного хозяйствующего субъекта. В связи с этим кризисные явления любой природы, связанные с деятельностью компании, будут оказывать влияние на формирование политики связей с инвесторами, отражаясь на целях, формах, содержании, интенсивности коммуникаций с инвестиционным сообществом.

Обобщая мнения российских и иностранных специалистов, можно выделить отдельные аспекты совершенствования работы по связям с инвесторами в условиях финансово-экономического кризиса. Прежде всего, отмечается необходимость восстановления капитализации и обеспечения роста после кризиса как основное требование к Ж [8]. Ряд авторов акцентируют внимание на формировании новой «истории», имиджа и т. н. «инвестиционного брэнда» компании-эмитента как приоритетном направлении работы по связям с инвесторами в современных условиях [3, 8]. Подчеркивается необходимость более тщательного выполнения требований оперативности, высокого уровня и полноты раскрытия информации о проблемах в компании и путях их преодоления [3, 8]. Актуализируется требование генерировать постоянный информационный поток и поддерживать личный контакт с инвесторами для обеспечения верного понимания информации в условиях насыщенного новостного фона [10].

Представляется целесообразным рассматривать задачи развития Инвестор Рилейшнз не только в связи с решением сиюминутных проблем эмитента, но и в контексте воздействия складывающейся ситуации на перспективы и возможности реализации его интересов на фондовом рынке, а также последовательной реализации ключевых принципов финансовых коммуникаций. Поэтому недостаточно обоснованно выглядят рекомендации, которые должны быть частью рыночно ориентированной политики эмитента в любых экономических условиях, представляя сущностные черты современных финансовых коммуникаций, например оперативность и полнота раскрытия информации, формирование имиджа компании-эмитента, налаживание личных контактов с инвесторами.

Обвальное снижение рыночной стоимости ценных бумаг российских компаний во время финансово-экономического кризиса в 2008—2009 гг. первоначально было вызвано не ухудшением финансового состояния компаний-эмитентов, а

проблемами с ликвидностью у инвесторов, оказавшихся вынужденными избавляться от финансовых активов, и чрезмерно высокими финансовыми рисками, не адекватными изменившимся экономическим реалиям. Инвестиционному сообществу, а особенно финансовым аналитикам и крупным инвесторам, не ставшим инициаторами продаж ценных бумаг, но способным последовать за ними в стремлении зафиксировать убытки, необходимо демонстрировать, что предприятие интенсивно занимается преодолением кризисного влияния внешней среды — таким образом можно сохранить доверие и избежать критичных для развития рыночного курса действий акционеров. Поскольку «доверие как основание для рыночного обмена, воспроизводящего неопределенность, требует понимания (интерпретации) мотивов и действий контрагента» [6], необходимо постоянно распространять информацию, демонстрировать открытость компании и готовность к диалогу. Сохранение доверия всех контрагентов становится одной из ключевых целей коммуникаций компании на рынке ценных бумаг. В связи с этим, учитывая условия работы с инвесторами в кризисной ситуации, руководство компании должно применять специальные инструменты Инвестор Рилейшнз и, соответственно, изменять содержание финансовых коммуникаций.

Для организации эффективной работы по связям с инвесторами в кризисной ситуации компании, на взгляд авторов, необходимо четко определить:

— целевые аудитории, получатели информации;

— содержание информационных сообщений и мероприятий;

— инструменты информационного взаимодействия.

Работа по определению целевых групп инвесторов, финансовых аналитиков, средств массовой информации и информационных агентств является необходимым условием реализации любых Ж-ме-роприятий. У компании, ценные бумаги которой уже обращаются на рынке, не должно быть сложностей при определении целевых аудиторий Ж, поскольку известны адресаты информационных мероприятий, проводимых компанией до начала кризиса. В условиях кризиса могут измениться приоритеты при взаимодействии с различными группами заинтересованных участников рынка. Речь идет о более внимательном отношении не к аналитикам, в сторону которых система финансовых коммуникаций ряда компаний нередко

имела необоснованный перевес [8], а к крупным институциональным инвесторам, диалог с которыми без посредников может дать более ощутимые результаты.

Особым направлением Инвестор Рилейшнз, развитие которого необходимо в контексте дефицита кредитных ресурсов и переоценки рисков финансирования, является управление отношениями с кредиторами, а именно — владельцами облигаций. Для российских компаний данная проблема является особенно актуальной, поскольку до 2008 г. рынок облигаций активно развивался, а долговая нагрузка корпоративного сектора экономики увеличивалась. При этом ставки доходности по большинству выпусков облигаций привязывались к рыночной ситуации, а также — что еще более проблематично — широкое распространение получил механизм оферты, в стабильных условиях привлекающий инвесторов и повышающий ликвидность облигаций. В ситуации заинтересованности инвесторов в оперативном возврате вложенных средств возможность предъявления бумаг к досрочному погашению существенно повышает риски неплатежеспособности заемщика. По данным БК «Регион», за первые два месяца 2009 г. доля не исполненных своевременно обязательств по оферте и погашению облигаций выросла более чем вдвое и в целом превысила 16,4 % от номинального объема выпусков.

Благоприятная конъюнктура и недостаточно качественный анализ инвесторами рисков корпоративных облигаций позволяли российским эмитентам активно привлекать заемный капитал, прилагая минимальные усилия по раскрытию информации и коммуникациям с инвесторами. Организация целенаправленного взаимодействия с целевыми группами инвесторов, которыми на облигационном рынке являются коммерческие банки, могла бы способствовать уменьшению количества облигаций, предъявляемых к досрочному выкупу и, таким образом, более мягкому прохождению оферты.

Разумеется, в составе целевых аудиторий Ж в условиях кризиса нельзя забывать об информационных посредниках — специализированных информационных агентствах и СМИ, поскольку постоянная работа над новостным фоном и оперативное информирование общественности эффективно предотвращают появление у инвесторов необоснованных предположений и слухов.

Фокусированная работа с крупнейшими инвесторами, особенно на рынке облигаций, обуслов-

ливает необходимость применения специальных инструментов Инвестор Рилейшнз, отвечающих требованиям оперативности и личного взаимодействия с каждым инвестором.

Для формирования постоянного взаимодействия с инвесторами и оперативного обмена информацией в динамично изменяющихся кризисных условиях следует использовать, прежде всего, добровольные инструменты личной коммуникации, учитывающие особенности целевых аудиторий и предоставляющие возможность обратной связи: пресс-конференции, телефонные и Интернет-конференции, телефонные горячие линии. При этом должны соблюдаться такие требования к коммуникации, как отсутствие вопросов без ответов и безотлагательность проведения информационных мероприятий при появлении новой информации.

Проведение пресс-конференций предназначено в первую очередь для журналистов как основных информационных посредников между компанией и финансовым сообществом. Пресс-конференции всегда должны быть связаны с появлением информации, которая может оказать значительное влияние на инвестиционную привлекательность ценных бумаг компании и доверие инвесторов. В обычных условиях такими информационными поводами служат общее собрание акционеров и публикация годового отчета, вывод на рынок новой продукции, заключение крупного контракта, существенные действия конкурентов или государственных органов и т. д. В кризисной ситуации пресс-конференции могут проводиться для того, чтобы прокомментировать новые решения руководства, значительные изменения прогнозов и стратегии компании, требующие обоснования и аргументации. Существенным требованием к пресс-конференции является необходимость участия в ней высокопоставленных представителей предприятия.

Специалисты, ответственные за связи с инвесторами, должны быть постоянно доступны для всех целевых групп. Поэтому наряду с проведением пресс-конференций, встреч и онлайн-конференций рекомендуется организовать телефонную «горячую линию» и специальный адрес электронной почты, имеющий на период кризисной ситуации приоритет по сравнению с существовавшими ранее адресами.

Телефонные «горячие линии» позволяют акционерам, независимо от количества принадлежащих им акций, получить доступ к точной и актуальной информации о деятельности эмитента. Этот инструмент коммуникации играет особую роль в

преодолении кризисных ситуаций, свидетельствует о высокой степени информационной открытости компании. Считается, что «горячая линия», производя впечатление открытости и близости компании к инвесторам, предназначена главным образом для частных инвесторов. Это верно в тех случаях, когда институциональные инвесторы, аналитики и журналисты имеют возможность непосредственного контакта с менеджментом или специалистами компании по связям с общественностью. Разумеется, досягаемость соответствующих сотрудников и их готовность общаться с представителями инвестиционного сообщества не должны ставиться под сомнение.

В условиях кризиса, даже если он вызван не внутренними причинами, следует изменить подход руководства компании к раскрываемой информации, составляющей содержание Инвестор Рилейшнз. Если обычно таким содержанием являются состояние внешней среды и перспективы его изменения, данные об итогах развития компании и прогнозы относительно объема продаж и прибыли в будущем, то в кризисных ситуациях следует оценить правильность распространенных ранее сведений, их адекватность изменившимся реалиям. Именно такая оценка, а также причины, последствия и меры по преодолению кризиса составляют основное содержание информационных мероприятий. Конечно, глобальный финансовый кризис не требует каких-то дополнительных пояснений со стороны отдельной компании. По результатам опроса компаний, проведенного банком Bank of New York Mellon осенью 2008 г., запросы инвестиционного сообщества привели к изменению характера сообщений по таким направлениям, как проблемы кредита (66 %), перспективы на будущее (50 %), снижение затрат (50 %) [2, с. 8]. В сложившихся условиях внешней финансовой среды, одинаково негативной для большинства эмитентов ценных бумаг, при общении с инвесторами следует сконцентрироваться не на причинах и масштабах происходящих в экономике процессов, а на их значении для конкретной компании и мероприятиях по уменьшению отрицательного влияния неблагоприятной конъюнктуры на ее финансовое состояние.

Существенной характеристикой рынка акций, осложняющей взаимодействие эмитента с инвесторами в нестабильных экономических условиях, является постоянное ожидание акционерами роста финансовых результатов компании-эмитента как источника будущих доходов от владения акцией.

Поскольку акционеры заинтересованы в росте котировок акций, компании-эмитенты вынуждены поддерживать позитивные ожидания рынка, демонстрируя динамичное развитие и постоянный рост показателей прибыли и рентабельности. В условиях падения спроса, усиления конкуренции, стагнации экономики и в других объективно обусловленных кризисных ситуациях практически невозможно постоянно повышать эффективность деятельности традиционными методами. Испытывая давление со стороны инвесторов, ожидающих увеличения рыночной капитализации компании, менеджмент прибегает к инструментам, спорным как с позиции экономической эффективности, так и с точки зрения законности: необоснованное сокращение издержек, завышение объявленных прибылей, расширение финансовых операций [5]. В связи с этим подвергается критике англосаксонская модель капитализма, в которой преобладающее значение в финансировании экономики играют инструменты фондового рынка.

Постоянное увеличение рыночной капитализации, ожидаемое акционерами, объективно невозможно в сложившихся в настоящее время условиях недостатка финансовых ресурсов для развития компаний и стагнации в большинстве отраслей российской экономики. Однако сам факт несоответствия динамики рыночного курса требованиям акционеров является фактором, ограничивающим доступ к внешним источникам финансирования и усложняющим кризисную ситуацию и положение компаний-эмитентов. Представляется, что все возможности для разрешения этого противоречия имеют менеджеры, которые, во-первых, заинтересованы в сохранении существующих инвесторов, а во-вторых, располагают полной информацией о причинах и реальном положении дел в своих компаниях. Именно для решения этой проблемы, а не для преукрашивания действительности в попытках продать переоцененные или избыточно рискованные ценные бумаги, необходимо использовать инструменты Инвестор Рилейшнз.

Таким образом, основными направлениями трансформации инструментов Инвестор Рилейшнз для максимального соответствия кризисным условиям и изменяющимся целям компании-эмитента являются более обоснованное определение целевых

аудиторий, соответствующее структуре и характеру инвесторов, применение инструментов коммуникации, позволяющих осуществлять личное общение и обратную связь, изменение характера и содержания передаваемой информации. Набор применяемых инструментов финансовых коммуникаций должен быть адекватен складывающейся ситуации и целям компании в настоящий момент. Содержание коммуникативной политики эмитента в условиях финансового кризиса должно ориентироваться на информационные потребности участников рынка ценных бумаг и в значительной мере отражать влияние внешних факторов на развитие компании и усилия менеджмента по преодолению кризисной ситуации.

список литературы

1. Алешин В. А, Зотова А. И., Шевченко Д. А. Механизм принятия маркетинговых решений на фондовом рынке. Ростов н/Д: Терра Принт, 2006.

2. Глобальные тенденции в области отношений с инвесторами. Изд. 5-е. / The Bank of New York Mellon, 2009.

3. Козлов И. Investor Relations: новая парадигма в условиях кризиса на мировых финансовых рынках // Рынок ценных бумаг. 2008. № 22.

4. Коллер Т. Истинные цели связей с инвесторами // Вестник McKinsey. 2005. № 6.

5. Кокшаров А. Конец турбокапитализма // Эксперт. 2009. № 2.

6. Кузина О. Е. Формирование доверия в массовом инвестиционном поведении // Социологический журнал. 1999. № 1—2.

7. Лэйн М. IR в сложных рыночных условиях // IR magazine Russia & CIS. 2008. № 4.

8. Матовников М. IR-идеи на кризисный 2009 год // Рынок ценных бумаг. 2009. № 1. URL: http://www. rcb. ru/ol/2009-01/18963/.

9. Kirchhof К. R. Grundlagen der Investor Relations // Die Praxis der Investor Relations / K. R. Kirchhoff, M. Piwinger (Hrsg.). — Neuwied; Kriftel: Luchterhand, 2001.

10. Kuhnke L. Effektive Krisenkommunikation — Ausbau der IR-Aktivitäten erhöht Chancen bei der Kapitalbeschaffung // GoingPublic Magazin. 2009. № 5.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.