Научная статья на тему 'Категория Investor Relations (ir) как инструмент обеспечения инвестиционной привлекательности компании'

Категория Investor Relations (ir) как инструмент обеспечения инвестиционной привлекательности компании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1980
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПУБЛИЧНЫЕ КОМПАНИИ / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTOR RELATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Варвус Светлана Анатольевна

В статье рассматривается сущностное содержание категории «Investor Relations», причины возникновения, институциональное назначение категории, раскрывается роль IR в привлечении инвестиционных ресурсов на примере японской компании «Sony».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Категория Investor Relations (ir) как инструмент обеспечения инвестиционной привлекательности компании»

С.А. ВАРВУС

КАТЕГОРИЯ INVESTOR RELATIONS (IR) КАК ИНСТРУМЕНТ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

В статье рассматривается сущностное содержание категории «Investor Relations», причины возникновения, институциональное назначение кате-

Публичные компании, Investor Relations, инвестиции.

Как известно, жизненно важной проблемой российской экономики является повышение инвестиционной привлекательности отечественных компаний. Одним из инструментов решения этой проблем является институт Investor Relations (IR). За рубежом использование института IR общепринято в практике крупных компаний, а понятие «Investor Relations» широко используется в деловом и научном оборотах. В России же практика использования IR не получила еще достаточно широкого распространения в силу на то существующих объективных причин и, следовательно, понятие «Investor Relations» для многих еще незнакомо и непонятно. Поэтому исследование «Investor Relations» как категориального понятия и механизма обеспечения инвестиционной привлекательности компаний представляет определенный научный и практический интерес.

Цель данной статьи - раскрыть сущностное содержание категориального понятия «Investor Relations», изложить причины его возникновения, институциональные функции; рассмотреть роль IR в повышении инвестиционной привлекательности компаний на примере японской компании «Sony». Соответственно целям выстраиваем логику изложения материала.

Прежде всего, определяем, что под сущностью того или иного понятия понимаем то, что устойчиво сохраняется в нем при развертывании процессов, абстрагируемых этим понятием. В соответствии с этим раскрываем сущность категории «Investor Relations», прослеживаем ее диалектику.

Согласно К. Марксу экономические категории возникают как абстракции общественных отношений производства, как результат общественно-исторической практики. То есть экономические категории воз -никают не по желанию и являются не продуктом идеи, а отражением материальных условий жизнедеятельности общества, продуктом материальных условий производства. Данное теоретическое положение Маркса может быть проиллюстрировано и на примере категории «Investor Relations».

Впервые понятие «Investor Relations» было введено в оборот деловой речи в 1953 г. в США Ральфом Кординером (председателем совета директоров американской компании General Electric) и означало на практике установление связей с потенциальными инвесторами. Из этого следует, что сущностное содержание категории «IR» составляла деятельность по обеспечению компании инвестиционными ресурсами.

Возникновение категории IR именно там и именно в тот период времени объясняется объективными причинами: бурное развитие в 1950-е гг. НТП в США

гории, раскрывается роль Ш в привлечении инвестиционных ресурсов на примере японской компании «Бопу».

требовало увеличения инвестиционных ресурсов компаний в разы. Однако только банковские кредиты уже не могли удовлетворить эту потребность. В связи с этим инвестиционная проблема остро встала перед американскими компаниями. Таким образом, общественная практика требовала создания такого механизма, который позволил бы компаниям разрешить эту проблему.

Первым шагом к решению этой проблемы явилась практика реализации акций компаний на открытом рынке без ограничений прав их покупки как институциональными, так и неинституциональными инвесторами, в связи с чем возникло понятие «публичные компании». Потребность же эффективной реализации акций обусловила возникновение института «Investor Relations» - практики установления отношений с инвесторами в целях обеспечения инвестиционной привлекательности компании.

По мере развития практики привлечения инвестиционных ресурсов категориальное понятие «Investor Relations» как абстракция общественных отношений производства наполняется новым содержанием. По сути дела, каждый новый шаг в развитии форм общественных связей компаний с инвесторами и другими агентами инвестиционного рынка находит свое отражение в определениях понятия «IR», в частности таких, как:

• Investor Relations - это коммуникации с различными аудиториями и организациями, которые могут оказать влияние на стоимость ценных бумаг компании с целью обеспечения ее инвестиционной привлекательности [37];

• Investor Relations - это комплекс мероприятий по обеспечению эффективного взаимодействия ком -пании эмитента с инвесторами с целью максимально приблизить оценку компании на фондовом рынке к фундаментальной стоимости бизнеса в целях раскрытия ее инвестиционной привлекательности [36];

• Investor Relations - это отношения с инвесторами в области корпоративных коммуникаций, связанных с управлением информацией и раскрытием информации в публичных и частных компаниях, в значительной степени зависящих от инвестиционного сообщества в части обеспечения их инвестиционными ресурсами [39];

• Investor Relations - отношения с инвесторами в форме стратегической маркетинговой деятельности компании, включающей вопросы раскрытия информации, финансовой политики и предоставления существующим и потенциальным инвесте-

рам адекватных сведений о текущем положении дел в компании и об ее перспективах с целью повышения ее инвестиционной привлекательности [40];

• Investor Relations - это область деятельности компании по решению проблемы инвестиционных ресурсов, находящаяся на пересечении финансов, права и Public Relations [34].

Как видим, в каждом из вышеприведенных определений сущность понятия «IR» в конечном счете сводится к целенаправленной деятельности компании по обеспечению инвестиционными ресурсами. По мере развития хозяйственной практики категория «Investor Relations» наполняется экономическим содержанием. Понятие «IR», отражая через отношения с инвесторами общественные отношения в сфере финансов и отношений собственности, становится действенным инструментом исследования механизма привлечения компаниями инвестиционных ресурсов.

Анализ вышеприведенных определений позволяет выделить следующие цели Investor Relations:

- получение рынком объективной оценки стоимости компании;

- повышение ликвидности ценных бумаг компании;

- поддержание доверия к менеджменту;

- улучшение имиджа компании;

- уменьшение стоимости заемного капитала для компании.

Достижение этих целей, как и любых других, требует решения целого ряда задач. К таковым в области целеполагания института Investor Relations относятся следующие задачи:

- обеспечение раскрытия обязательной информации (согласно нормам законодательства и требованиям регулирующего рынок ценных бумаг органа исполнительной власти);

- организация взаимодействия с институциональными инвесторами, миноритарными акционерами (акционер, владеющий незначительным количеством акций, в силу чего не может оказывать влияния на принятие решений компании) и другими представителями инвестиционного сообщества;

- организация информационного взаимодействия с отраслевыми аналитиками инвестиционных компаний и банков;

- предоставление необходимой финансовой информации ключевой аудитории - акционерам, регулирующим органам, биржам;

- создание коммуникационных программ, направленных на достижение лучшей осведомленности инвесторов о компании.

Решение задач в их совокупности содействует становлению организованного процесса взаимодействия с инвесторами, повышению степени доступности информации о компании, возможности позиционировать компанию как привлекательный объект для инвестиций как на российском, так и на международном рынке, повышению оценки активов.

Целевыми аудиториями Investor Relations являются:

- инвесторы и кредиторы: коммерческие банки, российские и иностранные инвесторы;

- аналитики инвестиционных банков, фондов и рейтинговых агентств;

- инфраструктурные организации: биржи, депозитарии, регистраторы, брокеры и иные финансовые посредники;

- аудиторы, консультанты по отношениям с инвесторами и общественностью;

- партнеры: поставщики и клиенты, сотрудники компании, в т.ч. сотрудники-акционеры;

- информационные агентства, пресса.

К основным функциям IR-специалистов с учетом интеграции их деятельности в части решения

проблемы инвестиционныхресурсов относятся [18]:

- разработка IR-стратегии компании;

- создание планов (перспективных, текущих, комплексных) с целью продвижения компании;

- участие в работе по совершенствованию инвестиционного законодательства (федерального, регионального);

- формирование региональной инвестиционной программы;

- разработка внутренних и внешних IR-процедур и регламентов;

- подготовка и проведение годовых собраний акционеров;

- раскрытие информации в годовом и квартальном отчете;

- раскрытие информации на интернет-сайте;

- презентация финансовых результатов на интернет-сайте;

- взаимодействие с деловыми/финансово-экономическими СМИ;

- взаимодействие с рейтинговыми агентствами;

- подготовка Положения об информационной политике и других документов;

- подготовка материалов о деятельности компании, сбор и подготовка аналитической и статистической информации;

- контроль за информационными потоками о финансовой и операционной деятельности (в том числе на корпоративном интернет-сайте компании, при подготовке годовых отчетов и выступлении топ-менеджмента);

- организация обратной связи с инвесторами (создание и мониторинг базы инвесторов);

- подготовка и проведение встреч и road-show (посещение инвесторов в разных странах с определенным маршрутом, программой выступлений и строгим регламентом. Чаще всего мероприятия проводятся в странах с наиболее развитым и капиталоемким фондовым рынком - США, Великобритании. В среднем road-show занимает до двух недель);

- правовое сопровождение особо важных или крупных инвестиционных проектов;

- организация проведения экспертиз инвестиционных проектов;

- подготовка заявлений и пресс-релизов, справочных материалов о компании;

- поддержание деловых контактов с аналитиками инвестиционных банков и других финансовых учреждений;

- деятельность по снижению репутационных и других рисков.

Как видим, функции IR-специалистов разнообразны и многочисленны. В связи с тем, что выполнение отдельных функций IR связано с возможностью нанесения ущерба экономическим интересам компании, деятельность IR-службы имеет четкие правовые ограничения, которые задаются комплексом правовых норм. В России к таковым относятся:

1. Федеральный закон № 39-Ф3 от 22.12.1996 «О рынке ценных бумаг»;

2. Федеральный закон № 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах»;

3. Федеральный закон № 46-ФЗ от 05.03.1999 «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»;

4. Приказ ФСФР России № 05-5/пз-н от 16.03.2005 «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»;

5. Приказ ФСФР России № 07-4/пз-н от 25.01.2007 «Об утверждении стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг»;

6. Постановление ФКЦБ № 17/пс от 31.05.2002 «Положение о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров».

Общеизвестно, что возможность выстраивания отношений между экономическими агентами рынка предполагает определенный уровень доверия. В сфере IR основой построения отношений с инвесторами является стратегическое доверие, которое складывается в восприятии наблюдателей, основных сторон, заинтересованных в результатах деятельности компании, а также ее клиентов, которые формируют свое доверие к данной компании на основе собственного понимания ее деятельности, целей и обоснованности ее стратегии.

Таким образом, стратегическое доверие возникает как совокупность субъективных восприятий экономических агентов. Объектами их пристального внимания являются стратегический потенциал компании, эффективность ее деятельности в прошлом, степень доверия к высшему руководству компании, особенно генеральному директору, возможность получить необходимую информацию заинтересованным лицам о стратегии компании.

Доверие к компании - это, конечно, нематериальная ценность, тем не менее аналитики отмечают чрезвычайную важность стратегического доверия на рынке инвестиционных ресурсов: рынок тем охотнее принимает ценные бумаги компании, чем более четко и ясно определяются ее цели, выстраиваются перспективы развития.

Модель стратегического доверия была эмпирически проверена Ричардом Хиггинсом. Проанализировав факторы, влияющие на стратегическое доверие как на совокупность субъективных восприятий экономических агентов, он проранжировал их в следующем порядке: потенциал компании; информационная политика (открытость, конкретность и своевременность, информация об ожидаемых перспективах) [14]; степень доверия к высшему руководству; story company, что в отечественной интерпретации означает «прошлая деятельность компании».

Раскроем содержание вышеприведенных факторов в последовательности их значимости для стратегического доверия - основы построения отношений компании с потенциальными с инвесторами.

1. Стратегический потенциал компании (СПК) заключается в наличии перспективных направлений ее развития и конкретного плана достижения поставленных целей с учетом потенциально возможных внешних и внутренних резервов компании. В структуру планирования должны входить как оперативный и финансовый планы компании, так и стратегический план, включающие общие стратегические цели.

Такой интегрированный и органичный плановый процесс, с одной стороны, повышает вероятность принятия обоснованных стратегических решений в перспективе, а с другой - делает прозрачной информацию, необходимую для потенциальных инвесторов, повышает степень стратегического доверия.

В современной практике, по мере того как многонациональные корпорации уступают место транснациональным, эффективность глобальной стратегии фирмы все больше измеряется тем, насколько хорошо она может сочетать удовлетворение иногда противоречащих друг другу требований, а именно: добиваться эффекта масштаба и в то же время задавать масштаб производства, исходя из различий данных региональных рынков.

2. Информационная политика компании - предоставление инвесторам объективной и возможно более полной информации о перспективах развития компании, ее целях и стратегии их достижения. То обстоятельство, что финансовые отчеты компании читают не только инвесторы, но и работники компании и ее клиенты, в том числе ключевые, придает еще большее значение наличию содержательной и детальной корпоративной отчетности.

3. Степень доверия к высшему руководству. Стратегическое доверие к компании усиливается также благодаря репутации и имиджу ее генерального директора. Если ее руководитель широко известен и пользуется общественным уважением, проводит эффективную информационную политику, то это может придать дополнительную инвестиционную привлекательность компании.

Следует заметить, что статус генерального директора в определенном смысле можно рассматривать как стратегический ресурс компании, который передается одной компанией другой при переходе ее руководителя из одной компании в другую. Наглядным примером тому является практика компании «Eastman Kodak». В свое время она пригласила Джорджа Фишера, генерального директора компании «Motorola». Этот переход не слишком отразился на репута-ции «Motorola» (компания сохранила первое место в отрасли по рейтингу «Fortune»), но «Kodak» при новом руководителе поднялась на три позиции в отраслевом рейтинге компаний. Следует заметить, что и обратное справедливо. В том случае, когда генеральный директор не имеет устойчивой стратегической репутации, довольно сложно убедить кого-либо в наличии у данной компании эффективной стратегии развития и ее перспективности в границах определенного временного горизонта.

4. Прошлая деятельность компании. Результаты исследований взаимосвязей стратегического планирования и эффективности деятельности компаний демонстрируют противоречивые результаты. С точки зрения модели, которая была приведена выше, эта взаимосвязь имеет более сложный характер. И тот, и другой факторы являются основополагающими в формировании стратегического доверия. Тем не менее отсутствие одного из них не обязательно приведет к существенной потере доверия, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.

Факторы, влияющие на степень стратегического доверия, можно свести к модели, представленной на рис. 1.

Как видим, слева расположены элементы, формирующие стратегическое доверие, а справа - элементы, которые являются функцией стратегического доверия. Анализ взаимосвязей структурных элементов модели стратегического доверия позволяет говорить о том, что стратегическое доверие является системной категорией и, по сути дела, требует самостоятельного рассмотрения как предмет научного исследования.

Структурная модель стратегического доверия*

Рис. 1

*Составлено по [14].

Иллюстрируем вышеизложенные положения теории института «Investor Relations» на примере японской компании «Sony».

Стратегическое доверие рассматривается экспертами как важный ресурс инвестиционной привлекательности компании. Согласно Р.Хиггинсу, компании с высокой степенью доверия демонстрируют более высокие показатели соотношения рыночной и балансовой стоимости по сравнению со средними показателями в своей отрасли в отличие от компаний с более низкой степенью стратегического доверия [14] и, соответственно, обладают наиболее высокой инвестиционной привлекательностью.

«Sony» использует институт IR с 1960 г., запустив программу американских депозитарных расписок (ADR). Одновременно она начала агрессивную международную маркетинговую программу. Чтобы повысить эффективность привлечения финансовых средств, укрепить свой транснациональный имидж и выработать международный стиль менеджмента, компания в 1970 г. зарегистрировала свои акции на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Приняв к использованию стандарты SEC (Комиссия по ценным бумагам и биржам США), компания «Sony» стала назначать независимых директоров, сократила срок директорских полномочий до одного года и ввела систему квартальной отчетности о доходах. Все эти меры позволили сформировать институциональную базу развития IR.

С момента регистрации компанией акций на Нью-Йоркской фондовой бирже ее деятельность в сфере IR заметно расширилась. «Sony» сконцентрировала усилия на двух основных целевых группах, таких как институциональные инвесторы и индивидуальные инвесторы.

В 1970-е гг. «Sony» выпустила серию корпоративных облигаций. С тех пор одной из важных обязанностей работников отдела IR стали контакты с рейтинговыми агентствами, такими как «S&P» и «Moody's». Экономический эффект, полученный «Sony» от взаимодействия с рейтинговыми компаниями, показал, что стратегическое доверие формируется не только инвестиционным сообществом, но и другими экономическими агентами рынка капитала.

Основной формой Investor Relations компании «Sony» являются собрания акционеров. Компания ежегодно проводит более 200 встреч с институциональными инвесторами и аналитиками (к собраниям акционеров компания рассылает сводные финансовые отчеты в составе пакета материалов).

Проводятся квартальные собрания с отчетами о результатах работы (февраль, май, август и ноябрь). Квартальные отчеты распространяются через неделю после объявления результатов и содержат сведения о новых продуктах, технологиях и социальных программах в дополнение к финансовой информации.

Наряду с собраниями «Sony» использует и другие формы развития связей с инвесторами, в частности:

консультативные семинары с участием аналитиков, менеджеров компании и сотрудников отдела IR; посещения с представителями институциональных инвесторов своих заводов и офисов компании на местах;

телеконференции между Японией, Европой и США;

аналитикам и институциональным инвесторам по их просьбе предоставляются сводные данные экономических показателей деятельности фирмы за указанный период;

распространяет информацию по форме 20-F через электронную систему сбора и поиска информации EDGAR (Electronic Data Gathering Analysis Retrival);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

раз в квартал «Sony» проводит для журналистов презентации и организует экскурсии на свои заво-

ды. Эти обязанности распределены между отделами по связям с общественностью и по рынку капитала.

Все эти мероприятия преследуют одну цель -обеспечить инвестиционную привлекательность компании. Согласно оценке экспертов, практика ГЯ-ком-пании «Sony» не уникальна по меркам международного рынка капитала, однако по отношению к другим японским корпорациям <^опу» занимает очень выгодные позиции.

Деятельность ГЯ в <^опу» приравнивается к деятельности по мобилизации капитала, а отделу ГЯ придается стратегическое значение в обеспечении инвестиционной привлекательности компании, ее развитии (рис. 2). Поэтому между отделом 1Я и высшим руководством компании существует тесное взаимодействие.

Организационная структура компании «Sony»*

Корпоративный

контроль

Международная

отчетность

Финансы

Связи с Связи с

инвесторами общественностью

** Составлено по [14].

Факторы ГЯ, обеспечивающие высокую инвестиционную привлекательность компании <^опу»:

- поддержка высшего руководства;

- оперативное раскрытие информации;

- подчинение цели - мобилизации капитала стратегии доверия;

- стабильное корпоративное управление;

- высокий уровень профессионализма персонала службы ГЯ.

Следует заметить, что взаимоотношения компании <^опу» с инвесторами не всегда имели положительный характер. Например, в 1974-1979 гг., после экономического кризиса, цена акции компании упала до 5 долл. после крупной распродажи их иностранными держателями, поскольку последние были весьма обеспокоены будущим компании.

Принимая во внимание, что доля иностранных акционеров была очень высокой, был составлен список институциональных инвесторов, и первые лица компании наносили частные визиты инвесторам и аналитикам с просьбой проанализировать финансовую отчетность компании и дать экспертную оценку представленной компанией финансовой отчетности.

Предпринятые меры по укреплению стратегического доверия к компании в конечном итоге дали свои результаты: инвестиционная привлекательность компании к концу 70-х гг. была восстановлена. Однако следует принять во внимание, что эффективность любого экономического института требует наличия институционально-правовой инфраструктуры (ИЛИ),

Рис. 2

которая создается по мере вырабатывания практики его использования.

Следует заметить, что практика выстраивания отношений с инвесторами имела место и в СССР. Только в роли компании выступало государство, выпускающее облигации государственного займа под народные стройки. Конечно, это не совсем корректный пример, его анализ требует самостоятельного рассмотрения и будет предложен в следующей статье по данной проблематике. Российскими пионерами использования института Investor Relations в условиях рынка явились такие компании, как «ВымпелКом» при выходе на американский фондовый рынок, а также компания «Уралсвязьинформ» при реализации программы ЕБРР (Европейского банка реконструкции и развития). Их опыт относится к 90-м гг. прошедшего столетия.

За минувшее десятилетие потребность в IR резко возросла. Если еще в 2003 г. количество IR-профессионалов по всей России не превышало, по оценкам Объединения специалистов по связям с инвесторами (ОССИ), 50 человек, то уже к концу 2007 г. более 100 предприятий имели в штате IR-специалиста, и еще 300-500 человек должны были пополнить профессиональные ряды IR-менеджеров в 2008 г. Данная тенденция свидетельствует о возрастающей потребности института Investor Relations на российском рынке.

Проведенный выше анализ категориального понятия «Investor Relations» позволяет сделать следующие

выводы: категория IR есть продукт материальных условий производства; по мере развития хозяйственной практики категория «Investor Relations» наполняется новым экономическим содержанием, т.е. происходит, по выражению Канта, диалектическое развитие категории. Понятие «IR», отражая через связи с инвесторами общественные отношения в сфере финансов и собственности, становится действенным инструментом исследования механизма привлечения компаниями инвестиционных ресурсов. При прочих равных условиях институт Investor Relations может быть эффективным механизмом обеспечения инвестиционной привлекательности компании.

ЛИТЕРАТУРА Законодательные и подзаконные нормативные акты

1. Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от

22.04.1996 № 39-Ф3 (в ред. от 30.12.2008) // Консультант Плюс.

2. Федеральный закон № 46-ФЗ от 05.03.1999 «О за-

щите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» (в ред. от 01.01.2008) // Консультант Плюс.

3. Федеральный закон «Об акционерных обществах»

от 26.12.1995 № 208-ФЗ (в ред. от 30.12.2008) // Консультант Плюс.

4. Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-

ФЗ (в ред. от 27.10.2008) //Консультант Плюс.

5. Приказ ФСФР РФ «Об утверждении положения о

раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» от 10.10.2006 № 06-117/ пз-н (в ред. от 30.08.2007) // Консультант Плюс.

6. Приказ ФСФР РФ «Об утверждении положения о

деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» от 09.10.2007 № 07-102/пз-н // (в ред. от 23.12.2008) // Консультант Плюс.

7. Приказ ФСФР РФ «Об утверждении стандартов

эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» от 25.01.2007 № 07-4/пз-н (в ред. от 12.08.2008) // Консультант Плюс.

8. Приказ Минздравсоцразвития России «О внесении

изменений в Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих» от 29.04.2008 № 200 // Консультант Плюс

9. Постановление ФКЦБ «Положение о дополнитель-

ных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» от 31.05.2002 г. № 17/ пс (в ред. от 07.02.2003) // Консультант Плюс.

Монографии, коллективные научные труды

10. НортД. Институты и экономический рост: историческое введение // Тезис. Т.1. Вып.2. М., 1993.

11. Уильямсон О. Экономические институты капитализма: фирмы, рынки, «отношения контрактация». СПб.: Лениздат, 1996.

12. Боброва И., Зимин В. Черный PR? Белый GR! Цветной IR: Менеджмент информационной культуры. М.: Вершина. 2006.

13. КоулМ. Бенджамин. Новые подходы к отношениям с инвесторами. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

14. ХиггинсР. Отношения с инвесторами: передовой опыт. Пути создания акционерной стоимости/ Пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.

15. Чиркова Е. Действуют ли менеджеры в интересах акционеров? // Корпоративные финансы в услови-яхнеопределенности. М., 1999.

16. Brendan D. and HigginsR. Strategic Capability, Corporate Communications and Strategic Credibility // Journal of Managerial. Issues 5, 1993.

17. Spence A. Market Signaling: Information Transfer in Hiring and Related Process. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1973.

Статьи из периодических изданий

18. Зимин В. Профессия IR: становление, тенденции развития и перспективы// РЦБ. 2007. № 22 (349).

19. Василенко П. Активность компаний на рынке IPO: теоретический аспект // РЦБ. 2006. № 3.

20. Цели и мотивы первичного размещения акций // Биржевое обозрение. 2006. № 7 (33).

21. Информационная политика публичных компаний: специфика, трудности, решения // РЦБ. 2007. № 22 (349).

22. В.Романов. Успех у инвесторов // ЖУК. 2006г. 08(63).

23. ПодцеробМ. Шоумены финансов // Ведомости. 8 апр. 2008

24. Толмачева Т., Ринк О. РЦБ. Этический кодекс IR-специалистов. Анализ международной практики // 2008. № 6(357).

25. Матовников М. Презентация квартальных и годовых результатов: анализ лучшей практики // Сайт журнала «Финансовый директор».

26. Матовников М. IR на долговом рынке: развитие базы инвесторов компании // Cbonds Review. 2007. № 3.

27. Кашин А.В. Экономическая безопасность предприятий: управленческие проблемы // Экономические науки. 2008. № 1.

28. IR, PR и корпоративное управление: координация и границы ответственности //РЦБ. 2007. № 22 (349).

29. Ernst & Young. Исследование «Investors on Risk. The Need for Transparency».

30. Матовников М. Интерфакс Бизнес Сервис. Серия «Мастер-класс IR». 9 авг. 2007.

31. Yoshikawa. Determinants, 145.

32. Japan Investor Relations Association. Survey of IR Activities in Japan // Научно-исследовательский отчет. 1999. Март.

33. Совместное исследование Standard & Poor’s и ЦЭФИР РЭШИ информационной прозрачности российских компаний в 2008 г.: Незначительный прогресс на фоне резкого снижения количества IPO, 2008.

Данные Интернет-сайтов

34. Investor Relations Agency // http://www.ir-ua.com.ua/

35. http://www.iteam.ru/publications/corporation/section_ 98/article_3213

36. Агентство «FlashComm» http://www.flashcomm.ru/

37. Компания East-West Communications http:// www.ewcom.ru/

38. http://uaipo.com/about_public.html

39. Ассоциация развития финансовых коммуникаций и отношений с инвесторами (НОА «АРФИ»). Этический кодекс// http://www.arfi.ru

40. National Investor Relations Institute (NIRI). USA Code of Ethics // http://www.niri.org/

41. The Public Relations Consultants Association (PRCA) // www.prca.org.uk

42. Financial Executives International (FEI) // www.feicanada.org

43. Investor Relations Society (IRS) // www.ir-soc.org.uk

44. Association Francaise des Investor Relations (CLIFF) // http://www.cliff.asso.fr/

45. The Financial Intermediation Research Society (FIRS) // http://www.finirs.org/

46. IR-ассоциация Бразилии (IBRI) // www.ibri.com.br

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.