Научная статья на тему 'Информатизация экономических процессов и ее роль в развитии общества'

Информатизация экономических процессов и ее роль в развитии общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
921
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ / ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Веселая Анастасия Александровна, Ильенко Ирина Валерьевна

В статье рассматривается механизм информатизации сфер жизни общества в целом и экономических процессов в частности. Проанализированы последствия глобального процесса информатизации с точки зрения гармоничного развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the mechanism of informatization spheres of life of society in general and economic processes in particular. The consequences of the global informatization process in terms of harmonious development of the society.

Текст научной работы на тему «Информатизация экономических процессов и ее роль в развитии общества»

ным элементом которых является ЭВМ, увеличилась занятость населения в сфере информационного производства. Произошли изменения в экономике связанные со значительным увеличением роли информации как главного стратегического ресурса общества.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кудинов, Ю. И. Основы современной информатики / Ю. И. Кудинов, Ф. Ф. Пащенко. - СПб.: Лань, 2011.

2. Косарев, В. П. Экономическая информатика / В. П. Косарев, Л. В. Еремин. - М.: Финансы и статистика, 2002.

УДК 330 ББК 65.290с51

А. А. Веселая, И. В. Ильенко

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ОБЩЕСТВА

Аннотация. В статье рассматривается механизм информатизации сфер жизни общества в целом и экономических процессов в частности. Проанализированы последствия глобального процесса информатизации с точки зрения гармоничного развития общества.

Ключевые слова: информатизация общества, информационные технологии в экономике, электронное правительство, многофункциональные центры.

А. A. Veselaya, I. V. Ilyenko

INFORMATIZATION OF THE ECONOMIC PROCESS AND ITS ROLE IN THE DEVELOPMENT OF SOCIETY

Abstract. The article considers the mechanism of informatization spheres of life of society in general and economic processes in particular. The consequences of the global informatization process in terms of harmonious development of the society.

Key words: informatization of the society, information technologies in economics, e-government, multifunctional centers.

За последние десятилетия слово «информация» получило широкое распространение во всех сферах развития общества в целом, и в жизни практически каждого человека в частности. На сегодняшний день информацию как ресурс относят к классической тройке факторов производства, считая, что в XXI веке труд, земля и капитал без информации не смогут обеспечить эффективную деятельность любого субъекта хозяйствования. Почему же за последние несколько десятилетий так возросло значение информации в мировом масштабе, и к чему может привести главная роль информационных ресурсов в развитии общества?

Информация существовала всегда, даже когда общество, в привычном сейчас понимании, еще не было сформировано. С развитием человека, а вместе с ним и общества, а затем и различных сфер хозяйствования (науки, экономики, медицины и др.) различной информации становилось все больше. В целом, слово «информация» всегда несло смысловую нагрузку, характерную для него и сейчас. Обобщенно можно сказать, что «информация» - это знание о чем-то. А таких знаний с каждым веком развития общества накапливалось все больше, причем они использовались, как на уровне общения между людьми, так и на уровне государственного управления. Можно сказать, что раньше в мировом масштабе «информация» воспринималась как нечто само собой разумеющееся, и только примерно с середины XX века она стала восприниматься как ресурс, с помощью которого можно систематизировать уже накопленный опыт и создать новые технологии для развития общества, т.е. информационные технологии.

Информационные ресурсы создали информационные системы в разрезе с информационными технологиями, а информационные технологии породили создание инноваций во всех сферах жизни общества и человека. На начальном этапе «информационного бума» информационные технологии не были доступны обычным пользователям, а когда они получили широкое распространение на персональном уровне, тогда, можно сказать, и произошла информатизация общества, которая продолжается и по сей день. Электронные государственные услуги, электронное правительство - сейчас это уже нельзя назвать невозможным, сейчас это уже реальная повседневность. Информационные технологии постоянно совершенствуются, на сегодняшний день они уже находят свое развитие в нанотехнологиях, а со временем они создадут еще более усовершенствованный информационный ресурс, который в свою очередь породит еще что-то более совершенное.

Развитие информационных технологий, конечно, происходило в разных странах разными темпами. Страны с развитой экономикой (США, страны Европы, Япония) способствовали разработке достижений в области информатики и их распространению в менее развитых странах. «Информация - основная валюта демократии» [1]. Это высказывание американского политолога Р. Нейдера (вторая половина XX века). Несомненно, именно при помощи информации, открытой и доступной, человеку можно предоставить свободу в широком ее понимании. Именно этим путем и шли вышеназванные страны в развитии своих информационных систем. В России же этот процесс был замедлен советским рамками «доступной» информации, несмотря на это советские информационные разработки имели место быть, но не для широкого круга населения. И только к началу XXI века в России в полной мере стали применяться информационные разработки, и, можно сказать, что к этому времени в нашей стране и произошел информационный бум.

Начавшийся в XX веке поиск новых способов представления информации, к началу XXI века превратился в «информационную революцию», которая к настоящему моменту прочно вошла в повседневную жизнь большинства людей. В нынешнее время как таковой «информационной революции» уже не происходит, глобальный информационный переворот произошел в 80-90 гг. прошлого века, когда мировые разработчики программного обеспечения (такие как Apple, Microsoft Corporation и др.) выпустили на рынок персональные компьютеры с удобным и понятным для пользователей интерфейсом. На тот момент подобный рывок в развитии информационных ресурсов воспринимался как новый, для многих даже удивительный шаг в развитии информационных технологий в масштабах всего мира. Можно сказать, что эта была мировая «информационная революция».

Сейчас же развитие информационных технологий происходит в еще более быстром темпе, но не всегда «новинки» информационных разработок воспринимаются именно как новый шаг в развитии информации в целом. Безусловно, информационные разработки помогают объединить в одном устройстве множество необходимых современному человеку приложений, помогают решать ему каждодневные задачи. К тому же такие устройства на сегодняшний день имеют весьма небольшой размер. Но подобные разработки больше не вызывают былого удивления у своих непосредственных пользователей, люди уже ожидают скорого появления чего-то подобного. И это обстоятельство привыкания человека к очередному появлению нового портативного устройства является вполне оправданным для «века информации» - XXI века.

Поэтому в современном мире более значимым являются именно разработки, имеющие важность для всего населения в целом, которые бы помогали решать социальные, медицинские, экономические проблемы страны. Информационные технологии, используемые в экономике, и являются тем новым шагом в развитии информационных ресурсов, помогая решать острые проблемы, актуальные для всего населения. Именно такой разработкой и является сама идея электронного правительства, реализуемая в рамках развития системы электронного взаимодействия государства и населения, которая на сегодняшний день активно воплощается в жизнь. Подобную идею и ее реализацию уже можно отнести если не к «информационной революции», то к ее основной части в рамках нашей страны.

Важность данной проблемы можно проследить на основе высказывания В. Путина, президента России: «Отношения гражданина с государством, качество предоставляемых услуг гражданам - крайне важно и для взаимодействия между гражданами и государственными органами, важно и для социальной сферы, важно и для экономики. Мы должны превратить эту сферу деятельности в современную, эффективную и сделать так, чтобы она была не просто приятна людям, а чтобы она приносила пользу государству. Имею в виду, что при внедрении подобных механизмов у нас все процессы будут ускоряться» [2].

Понимание важности развития информационных технологий для упрощения доступа к государственным и муниципальным услугам сегодня происходит уже на высшем государственном уровне. Следовательно, это проблема всей страны, которая решается именно с помощью широкого распространения информационных технологий.

Раньше как таковое само понятие «электронное взаимодействие государства и населения» могло не восприниматься и не пониматься широким кругом людей. Сейчас же этот процесс активно реализуется во многих городах России, становясь частью повседневной жизни обычных граждан. И этот факт - одно из условий гармоничного развития информационных процессов: доступность и возможность долгосрочного использования научных информационных разработок широкой массой граждан страны.

Рассмотрим более подробно реализацию электронного механизма взаимодействия в России.

Правовой основой новой системы взаимоотношений внутри государства, которая представляет собой механизм электронного правительства, является федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [2].

Электронное правительство - новая форма построения отношений государственных структур по поводу предоставления государственных услуг с гражданами на основе применения ин-

формационных технологий. Электронное правительство обеспечивает прозрачность предоставления государственных услуг, способствует повышению скорости выполнения запросов, снижению коррупции.

Для того чтобы прийти к идее развития электронного механизма взаимодействия, необходимо быть уверенным в возможности ее реализации, необходимо перевести весь долгий процесс предоставления государственных услуг с его длинными очередями, множеством различных документов, которые необходимо получить в разных инстанциях, а также с долгим временем, потраченным на получения необходимой услуги, в преобразованный быстрый электронный запрос и не менее быстрый результат получения услуги.

Электронное правительство реализуется на основе предоставления услуг в электронной форме с помощью порталов государственных и муниципальных услуг, которые соотнесены с регионами страны, а также с помощью многофункциональных центров и универсальных электронных карт.

Многофункциональные центры предназначены для предоставления государственных и муниципальных услуг в одном месте, обеспечивают возможность предоставления взаимосвязанных услуг; сокращают время их предоставления. Если необходимую слугу невозможно получить на портале государственных услуг, а также в электронном виде, то именно многофункциональные центры становятся способом решения этой проблемы, давая возможность оформить всю необходимую документацию, контактируя с ограниченным числом государственных служащих, и в итоге быстро получить нужную услугу.

Универсальные электронные карты способствуют сосредоточению на одном носителе информации об ее пользователе (медицинской, правовой, пенсионной, банковской и др.). В настоящее время электронные карты получили широкое распространение среди населения развитых городов и отдельных регионов. Массового спроса на подобную услугу пока не последовало. Российское население характеризуется исключительной осторожностью, иногда боязнью перед новыми, чаще информационными технологиями, поэтому пока тенденция приобретения электронных карт не столь высока. Но в будущем, когда электронное правительство «заработает» в полную силу, можно будет говорить и о высоком спросе на электронные карты.

В настоящий момент существуют сложности в реализации инструментов электронного правительства, пока не все регионы способны обеспечить условия для реализации данного механизма: технические, информационные, финансовые, а также в реализацию проекта привносит трудности нежелание некоторой части населения принимать электронные механизмы в целом как часть государственного управления.

Информатизация экономики - это долгий процесс. Развитие информационных технологий, сам факт их разработок еще не гарантирует успешного внедрения информационной составляющей в государственные структуры, взаимодействующие с населением. Информационные технологии, реализуемые в рамках самих государственных структур, активно используются государственными служащими. В отношениях же с населением нельзя рассчитывать на сиюминутный эффект от информатизации экономической и социальной сфер. Данные сферы общества характеризуются меньшей мобильностью и гибкостью к происходящим изменениям, особенно если они касаются информационных процессов.

Любые изменения касательно жизни всего населения страны требуют долгой разработки предполагаемого к реализации проекта, создания необходимых условий, затем его непосредственной реализации, адаптация к которой может продолжаться достаточно долгое время, а затем уже анализа полученных результатов. К сожалению, зачастую информатизация начинается там, где для этого не созданы условия, но данный факт как раз и может явиться толчком для решения данного вопроса.

К тому же сложность любых проектов, реализуемых в России, связана с трудностями, обусловленными территориальными особенностями нашей страны. Об информатизации сфер жизни дальних регионов страны, где нарушена постоянная связь с развитыми районами, речь не идет. К тому же, безответственность властей на местах может мешать реализации проектов, диктуемых государственной властью правительственного центра. Но это отрицательная сторона самого процесса управления, от эффективности которого, к сожалению, зависит и успешность информатизации социальных и экономических процессов.

К тому же, разобщенность регионов России влияет на уровень информатизации страны в целом. Если о качестве информационных услуг центров нашей страны (Москвы, Санкт-Петербурга и др.) можно говорить с уверенностью, то касательно близлежащих к ним областей, уже возникают сомнения. Но это проблема снова качества государственного управления, которую как раз и призвано решить внедрение информационных технологий в сферу управления.

Информационные технологии в экономике - это шаг в будущее, это неизбежная сторона научного прогресса и технической модернизации. В дальнейшем необходимо также активно раз-

вивать информатизацию остальных сфер жизни общества, именно этого требуют мировые тенденции XXI века.

Электронное правительство, многофункциональные центры, электронные карты - все это атрибуты глобальной информатизации общества. Данные информационные разработки важны в рамках государственного управления и экономического развития страны. Именно такие разработки обеспечивают как таковой научно-технический прогресс и способствуют совершенствованию информационной инфраструктуры страны. К тому же, в подобных условиях информационные технологии способствуют широкому распространению информации.

Можно заметить интересную деталь: информация первоначально породила зарождение развития информационных процессов в целом и информационных технологий в частности, сейчас же высокоразвитые информационные технологии способствуют еще более широкому распространению еще более «объемной» информации. И далее этот процесс будет только усложняться и расширяться в информационных объемах. Но полезными ли будут для общества такие размеры информации? Американский писатель Д. Нейсбитт писал: «Мы тонем в информации и задыхаемся от нехватки знаний» [1] (конец XX века). Большие объемы информации современного мира создают впечатление полной подготовленности человека к различным жизненным ситуациям и, тем самым, обезоруживают его перед возникающими проблемами. Человек понимает, что он в любой момент с помощью информационных технологий сможет получить необходимую ему информацию, но при этом, он зачастую получает именно информацию, а не знания, ведь знания, к сожалению, хранятся не на информационных носителях.

Существует мнение в современной литературе о том, что информационные технологии настолько упростили повседневную жизнь человека, что он перестает думать. Многообразие кнопок, сенсоров, проводов окружает человека, требуя от него минимум усилий для получения желаемого. С другой стороны, те, кто смог разработать и воплотить в жизнь механизмы работы этих кнопок и устройств, использовали огромные объемы своих знаний и сложную работу мысли. Получается печальный итог: знание одних может привести к незнанию остальных.

В подтверждение данной мысли можно привести еще одно высказывание снова американского писателя Б.Стерлинга: «Информация сама по себе - не сила, иначе самыми могущественными людьми на свете были бы библиотекари» [1] (конец XX века). Действительно, большие объемы информации еще не обеспечивают таких же знаний, необходимых для развития человека. Удивительно, что такие особенности последствий информатизации общества были подмечены представителями американского народа.

Подобные мысли касаются, конечно же, не создателей и разработчиков информационных технологий которые как раз на основе именно своих обширных знаний совершенствуются не только сами, но и изменяют вокруг себя и мир. Мысль о недостатке знаний из-за обширности информации относится, как ни странно, именно к пользователям, для которых информационные технологии как раз были признаны упростить жизнь. Безусловно, данное обстоятельство касается только части конечных пользователей информационных услуг, ведь становиться ли лишь сосудом для поглощения излишней информации или нет, каждый решает для себя сам.

Информационные технологии окружили жизнь современного человека, упростив или же, наоборот, усложнив ее, еще точно определить нельзя. Но точно можно говорить об их глобальном распространении в обществе, их существование уже игнорировать не приходится. В. Пелевин, современный русский писатель, пишет: «Любая реальность является суммой информационных технологий» [1] (начало XXI века). Действительно, во многом реальность современного века определяется именно различным набором различных по составу, структуре и форме представления информационных технологий. И этот факт является данностью информационного века.

Таким образом, нельзя спорить, что информатизация значительно упростила работу всех сфер жизни общества. Плюсы от глобального распространения информационных технологий очевидны и не требуют их повторения. Но в действительности информационные ресурсы стали благом ли для общества? Ответ на данный вопрос неоднозначен. Здесь важен психологический аспект. Безусловно, информатизация позволила обществу стать более открытым для взаимодействия в глобальном масштабе, но это внешняя открытость. Внутри же общество стало, как не парадоксально, более замкнутым: информатизация упрощает жизнь, но живое общение при этом все чаще заменяется виртуальным, порожденным информационным ресурсом. Но подобная «незначительная» жертва живого взаимодействия между людьми во имя развития общества становится все более незаметной в глобальном масштабе и, к сожалению, принимаемой самими же людьми... Стала ли информатизация благом для общества? Вопрос остается открытым.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Информационные системы предприятия [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.isystemspro.ru.

2. Портал государственных услуг Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Электрон. дан. - Режим доступа: www.gosuslugi.ru.

УДК 37.02 ББК 74.202

Н. И. Витиска, Р. А. Попов

РАЗРАБОТКА УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ НА АССЕМБЛЕРЕ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ СКОРОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММНЫХ И БЫСТРЫХ СОРТИРОВОК МАССИВОВ

Аннотация. В статье рассмотрены авторские методы создания учебной программы на ассемблере, которая отличается компактностью реализации за счет использования макросов и процедур. Предложена методика оценки различных алгоритмов сортировки по скорости их реализации. Приведены результаты моделирования сортировок массивов различной длины с возможностью изменения количества элементов в массиве.

Ключевые слова: программа, ассемблер, сортировка, моделирование, макрос, процедура, скорость обмена, дерево данных.

N. I. Vitiska, R. A. Popov

DEVELOPMENT OF THE EDUCATIONAL PROGRAM ON THE PROGRAMMING LANGUAGE ASSEMBLER FOR PRESENTATION OF THE VELOCITY OF IMPLEMENTATION OF PROGRAMMING AND QUICK ARRAY'S SORTS

Abstract. In this article the author's method of creating educational program on assembler. It differs compactness of realization due to using of macros and procedures. The methods of evaluation different sorting algorithms by the velocity of its realization. The results of modeling array's sorting different length with opportunity changing quantity of elements in array.

Key words: program, assembler, sorting, modeling, macro, procedure, exchange velocity, tree of

data.

Программирование алгоритмов сортировки на ассемблере или в командах микропроцессора позволяет исключить этап трансляции с языков высокого уровня и максимально адаптировать управление к реально протекающим процессам. Особенно это важно, когда мы работаем в заданном временном интервале, или когда выделяется минимальное значение времени на сортировку. Из известных самых быстрых алгоритмов сортировки особо следует выделить аппаратные сортировки, например, на специализированных сетях [1-3], или на матрице процессоров [4, 5] или на дереве контроллеров [6], количество которых зависит от числа N элементов в сортирующих массивах. Данное обстоятельство приводит к необоснованным аппаратным затратам. Поэтому в работе исследуются программные сортировки [7, 8, 9], не связанные с дополнительными аппаратными затратами. Разработанная учебная программа максимально реализует все возможности ассемблерной программы и программно объединяет следующие сортировки:

1. Сортировка прямым обменом (пузырьковая сортировка) [7, 8].

2. Сортировка массива, представленного в виде дерева в памяти [7].

3. Сортировка Хора (быстрая сортировка) [9].

Ниже приводится разработанная программа на ассемблере:

;сортировка массива различными методами

model small

stack 150h

include tree.inc

include piramid.inc

include obmen.inc

.data

infile db 'mas.txt',0h

outfile db 'outmas.txt',0h

mass db 65000 dup (?) ;сортируемый массив

n dw 0 ;количество элементов в сортируемом массиве

m dw 0 ;n/2

n1 dw 0

i dw 1

r dw 0

mess db 0ah,0dh,'выбрана сортировка обменом! ','$'

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.