Научная статья на тему 'Диспропорции социально-экономического развития регионов России: пути и механизмы преодоления'

Диспропорции социально-экономического развития регионов России: пути и механизмы преодоления Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2684
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО (ГОСУДАРСТВО) / ДЕМОКРАТИЯ / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ / СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ГРАЖДАНСКИЕ ИНСТИТУТЫ И ИНИЦИАТИВЫ / КОММУНИКАЦИЯ / E-GOVERNMENT / DEMOCRACY / POLITICAL PARTICIPATION / MODERNIZATION / SOCIETY OF EQUAL POSSIBILITIES / SOCIAL MOBILITY / CIVIL INSTITUTES AND INITIATIVES / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Савинков Владимир Ильич

Одна из приоритетных задач государства преодоление диспропорций социально-экономического развития регионов России, тормозящих процессы модернизации, направленные на позитивные социокультурные изменения. Автор статьи акцентирует внимание на процессах информатизации системы государственного управления, выделяет основные принципы и подходы к построению « электронного государства».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

One of the most priority tasks of the state is overcoming of disproportions of the social and economic development of Russian regions, which impedes the processes of modernization and directed to positive socio-cultural changes. The author of the article emphasizes the attention on the processes of informatization of governance system, notes the main principles and approaches to construction of the e-government.

Текст научной работы на тему «Диспропорции социально-экономического развития регионов России: пути и механизмы преодоления»

Политические процессы и практики

Владимир САВИНКОВ

ДИСПРОПОРЦИИ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ: ПУТИ И МЕХАНИЗМЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ

Одна из приоритетных задач государства - преодоление диспропорций социально-экономического развития регионов России, тормозящих процессы модернизации, направленные на позитивные социокультурные изменения. Автор статьи акцентирует внимание на процессах информатизации системы государственного управления, выделяет основные принципы и подходы к построению « электронного государства» .

One of the most priority tasks of the state is overcoming of disproportions of the social and economic development of Russian regions, which impedes the processes of modernization and directed to positive socio-cultural changes. The author of the article pays attention to the processes of informatization of governance system, notes the main principles and approaches to construction of the e-government.

Ключевые слова:

электронное правительство (государство), демократия, политическое участие, модернизация, общество равных возможностей, социальная мобильность, гражданские институты и инициативы, коммуникация; e-government, democracy, political participation, modernization, society of equal possibilities, social mobility, civil institutes and initiatives, communication.

Глобальный финансовый кризис в России высветил все социальные противоречия, актуализировав уже существующие проблемы в области экономики и политики. Казалось бы, нынешняя ситуация в меньшей степени позволяет говорить о модернизации и инновациях. Однако идеи перехода к современному типу общества, напротив, «подхлестываются» социально-экономическими трансформациями.

Первоочередная проблема нашего общества — преодоление немыслимых для любой развитой страны масштабов социального неравенства во всех его разнообразных формах.

На заседании Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 9 декабря 2009 г. Председатель Совета Федерации С.М. Миронов отметил: «Сегодня существует огромная дифференциация в социально-экономическом развитии как отдельных регионов, так и, конечно, ужасная социальная дифференциация между гражданами нашей страны. Соотношение между 10 процентами самых малообеспеченных граждан нашей страны и 10 процентами самых высокообеспеченных, так называемый децильный коэффициент, превышает все разумные не только нормы, но и пределы, и это является, безусловно, очень опасной составляющей нашей современной жизни. Существует такая мощнейшая дифференциация в социально-экономическом развитии регионов, наименее развитыми и наиболее развитыми, в десятки раз, например, по такому показателю, как количество инвестиций, суммы инвестиций на душу населения, разница в 160 раз между самым неблагоприятным субъектом и самым благоприятным, разница показателей безработицы в 24 раза. И это, к сожалению, в том числе является реальной угрозой и территориальной целостности»1.

Прежде всего, глубина социального расслоения напрямую зави-

1 Стенограмма заседания Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на тему: «Качество жизни граждан России в региональном измерении». 9 декабря 2009 г.

САВИНКОВ Владимир Ильич —

к.соц.н., ведущий советник аппарата Совета Федерации anpavluk@gmail.com

сит от действенности институтов социализации, таких как образование, доступ, а соответственно, и приобщение к достижениям мировой и отечественной культуры, непосредственное участие в политической жизни, свободный доступ к информационным ресурсам.

Социологические исследования подтверждают, что значительная часть россиян ощущает себя не нужной государству и обществу, они безразличны к делам государства. Таким образом, возникла одна из самых опасных и разрушительных угроз современной России, связанная с растущим отчуждением граждан от власти на всех ее уровнях.

Неравенство уровней социально-экономического развития регионов наблюдается во всех странах. Однако у нас оно предельно велико даже в границах одного федерального округа и беспрецедентно в масштабах страны.

Необходимо сознавать, что преодоление диспропорций социально-экономического развития регионов России — процесс длительный, как отметил руководитель Центра региональной социологии Института социологии РАН, д.с.н. В.В. Маркин: «Проблема локальной (региональной) социально-пространственной идентификации особенно актуальна для России, имеющей самую большую в мире межконтинентальную национально-государственную территорию, на которой с середины 90-х годов прошлого века развернулась глубочайшая общественная трансформация со сверхдальнесрочной перспективой ее окончания или еще более долгим пребыванием в этом “транзите”»1.

Основные направления преодоления диспропорций социально-экономического развития регионов России определено президентом России на заседании Государственного Совета Российской Федерации, посвященном стратегии развития государства до 2020 г. Главной, ключевой и базовой целью федеральной и региональной политики в Российской Федерации выдвинута задача сбалансированного социально-экономического развития субъектов Российской Федерации.

Для достижения этой цели необходимы совместные действия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской

1 Сборник материалов социологических исследований / отв. ред. В.В. Маркин. Институт социологии РАН. - М. : Экслибрис-Пресс, 2007, с. 9.

Федерации, органов местного самоуправления. Важно создать благоприятные экономические условия для бизнеса в регионах страны с учетом перспективных экономических специализаций этих территорий в целях инновационного развития экономики на условиях частных инвестиций и повышения комфортности жизни населения, доступности бюджетных услуг. Совокупность этих факторов составляет основу для роста уровня и качества жизни и социально-экономического развития государства в целом.

В свою очередь, это потребует дальнейшего развития в Российском государстве федеративных отношений, местного самоуправления — прежде всего, путем завершения разграничения полномочий между уровнями публичной власти и организации надлежащего исполнения этих полномочий. Это в значительной мере позволяет реализовать вторую цель региональной политики в Российской Федерации — формирование эффективного государства именно с точки зрения организации государственного и муниципального управления.

Важно отметить, что, завершая свою деятельность на посту президента Российской Федерации, В.В. Путин издал два важнейших указа. Одним из них он передал правительству полномочия по сбору информации об эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, другим указом введена система оценки деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов перед высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации по 30 показателям. Согласно второму указу, сводный доклад субъекта Российской Федерации о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, расположенных в границах этого субъекта, подлежит размещению на официальном сайте субъекта Российской Федерации в сети Интернет до 1 октября года, следующего за отчетным.

Такая система мониторинга, включающая в себя муниципальный уровень, выработанные критерии оценки и методика их прозрачного использования будут способствовать более объективному решению

вопроса о выделении бюджетных средств как регионам, так и муниципальным образованиям, преодолению диспропорций в их социально-экономическом развитии, усилению контроля по вертикали.

По мнению экспертов, использование в практике органов государственной власти современных ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) безусловно способствует, прежде всего, обеспечению доступа граждан к достоверной официальной информации, созданию новых возможностей для взаимодействия органов власти между собой, населением, бизнесом, институтами гражданского общества и в то же время предполагает значительное повышение эффективности и качества государственного управления.

Сегодня в подавляющем большинстве стран получили свое развитие проекты, которые можно было объединить одним термином «е^отегптеП» (в переводе с англ. — «электронное правительство»), при этом государственные руководители уже получают ощутимую социально-экономическую выгоду от решений, основанных на преимуществах использования компьютерных технологий в государственном управлении.

Открывая 8 февраля 2010 г. в Уфе заседание правительственной комиссии на тему: «О развитии информационных технологий в субъектах Российской Федерации», председатель правительства России В.В Путин отметил: «Информационные технологии уже давно перестали быть, как я сказал, чем-то непонятным для граждан. Это реальный, работающий фактор национальной конкурентоспособности. Использование этих технологий позволяет значительно ускорить и упростить ряд процедур, решений, увеличить эффективность бюджетных расходов, серьезно сократить поле для коррупции и повысить эффективность власти, прозрачность власти»1.

Тем самым главам субъектов федерации и руководителям муниципальных образований еще раз послан сигнал о необходимости внедрения информационных технологий в процессы государственного управления и важности ИТ для обеспечения развития и конкурентоспособности регионов.

В декабре 2009 г. павительство утвер-

1 Российская газета, 2010, 9 февр., с. 3.

дило перечень основных услуг, которые регионы и муниципалитеты должны перевести в электронный формат. При этом В.В. Путин подчеркнул: «Я прошу глав субъектов взять эти вопросы под личный контроль. Практика показывает, что наиболее серьезное продвижение есть именно там, где главы регионов сами вплотную занимаются этой проблемой, понимают ее значимость».

Но одних призывов мало, в сфере модернизации существующих процессов государственного управления одной политической воли и наставления первых лиц недостаточно, помимо воли нужны работающие механизмы и инструменты для реализации поставленных задач.

В последние годы в средствах массовой информации, по телевидению и в Интернете достаточно много информации о целях и задачах проекта «Электронная Россия», в ходе реализации которого приходится решать множество проблем. Достаточно большие трудности связаны с чисто психологическими препятствиями. Значительная часть населения, особенно проживающая вдали от мегаполисов, слабо адаптирована к высокотехнологичным программам деятельности, сказывается и традиционное недоверие к новым инициативам власти.

Следует отметить, что федеральные министерства и ведомства в последние годы активно внедряют информационно-коммуникационные технологии в информацию о своей деятельности, планируемых мероприятиях, а также ведут диалоги с населением по вопросам, относящимся к их компетенции. Лидером в этом направлении выступает Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Фе дерации, которое 15 декабря 2009 г. открыло интернет-портал (www.gosu-slugi.ru), предназначенный для обеспечения доступа граждан к информации об услугах, предоставляемых госструктурами. Проект выполнен в рамках реализации Федеральной целевой программы «Электронная Россия», а разработку портала обеспечила компания «Ростелеком». Сайт госуслуг — это пока что не электронное правительство, но очень серьезный шаг к более эффективной системе взаимоотношений власти и общества, человека и государства.

Федеральная власть придает исключительную важность формированию струк-

туры электронных госуслуг. В плане оптимизации системы управления — сокращение избыточных функций, дальнейшее снятие административных барьеров, что, безусловно, сократит масштабы коррупции. До внедрения реальной интерактивности в данной области дело не дошло, хотя необходимую фазу концептуальных разработок, обсуждений, согласований и «тестовых режимов» проект «Электронная Россия» успешно проходит.

В этой связи следует особо отметить необходимость создания нормативной базы. Депутаты Государственной Думы Т.Л. Воложинская, Н.В. Панков, В.Н. Плигин, В.В. Тимченко, И.А. Яровая подготовили законопроект «Об общих принципах организации предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций», где впервые законодательно закрепляются нормы взаимодействия государства и гражданина на основе информационно-коммуникационных технологий.

В ходе широкой и всесторонней дискуссии по представленной концепции законопроекта, принятого в первом чтении Государственной Думой, депутаты предложили изменить название законопроекта на «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» — таким образом структура данного законодательного акта становится более предметной и понятной.

Основными целями законопроекта являются повышение качества предоставления государственных (муниципальных) услуг и исполнения государственных (муниципальных) функций, предусматривающих взаимодействие с гражданами или организациями, а также повышение эффективности и результативности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Данный законодательный акт разработан в соответствии с современными реалиями и тенденциями в области развития информационно-коммуникационных технологий и, что особенно важно, с учетом норм законодательства действующих федеральных законов № 131-Ф3 от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и № 199-ФЗ от 31 декабря 2005 г. «О внесении изменения в отдельные законодатель-

ные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий».

Из положений комментируемого законодательного акта следует выделить, прежде всего, пионерские основные понятия, такие как государственная (муниципальная) услуга, государственная (муниципальная) функция, заявители, запрос, административный регламент, стандарт предоставления государственной (муниципальной) услуги, исполнения государственной (муниципальной) функции, многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, исполнение государственных (муниципальных) функций в электронном виде. Таким образом, законодательно создается новый институт — «административный регламент». В рамках этого института будет дано предметное описание того, как та или иная функция должна исполняться, а услуга — предоставляться. Соответственно, когда гражданин будет обращаться за той или иной услугой, он сможет посмотреть административный регламент и четко представить себе, что именно должны для него сделать.

Важно отметить, что впервые в отечественном законодательстве дается определение понятия «портал». Статьей 24 законопроекта предусмотрено, что единый портал государственных (муниципальных) услуг (функций) призван обеспечить доступ заявителей к части сведений об услугах (функциях), размещенных в сводном реестре государственных (муниципальных) услуг (функций), предназначенных для распространения с использованием сети Интернет, а также предоставление (исполнение) государственных (муниципальных) услуг (функций) в электронном виде.

Следует отметить, что на первой стадии административные регламенты будут готовиться органами исполнительной власти. Понятно, что эти структуры могут быть ориентированы на преимущественное отстаивание собственных позиций. Поэтому в качестве уравновешивающего института предлагается проведение широкой общественной экспертизы с участием организаций гражданского общества.

На пути создания электронного управления в нашем обществе достаточно много препятствий — прежде всего, несогласованность информационных систем,

составов данных форматов и регламентов обмена данными; отсутствие нормативной базы и организационного обеспечения межведомственного и межбюджет-ного информационного взаимодействия; проблемы материального и финансового обеспечения процессов информатизации; слабое кадровое обеспечение.

Основной целью единой информационной системы является создание рациональной модели управления, позволяющей поднять на новый уровень качество управленческого процесса, что позволит государству успешно решать политические и социально-экономические задачи.

Создание новой коммуникационной среды, безусловно, повысит эффективность взаимодействия госструктур с институтами гражданского общества, бизнес-сообществами. При этом основная цель — улучшить качество и оперативность принятия управленческих решений, повысить уровень жизни населения в регионах Российской Федерации.

Соглашаясь со многими специалистами, что само понятие «электронное государство» наиболее полно соответствует английскому понятию «e-government», в Российской Федерации оно зачастую переводится как «электронное правительство», как способ осуществления информационных аспектов государственной деятельности, основанный на использовании ИКТ-систем, включая исполнительные, законодательные и судебные органы. «В упрощенном виде “электронное государство” можно свести к созданию определенной коммуникативной инфраструктуры, позволяющей государственным органам и гражданам взаимодействовать с

использованием новых информационных технологий. Однако речь идет не столько о технических, сколько о юридико-технических аспектах данной проблемы»1. Наше государство представляет достаточно сложную многоуровневую структуру, состоящую из подсистем, каждая из которых имеет свои специфические функции. Именно поэтому для успешного решения общенациональных задач государство необходимо рассматривать как единую систему.

Сегодня ключевая тема дискуссии ученых и политиков — модернизация, которая и должна вывести нашу страну на новые исторические рубежи.

В своем послании Федеральному Собранию президент Дмитрий Медведев четко заявил: «В XXI веке нашей стране вновь необходима всесторонняя модернизация. И это будет первый в нашей истории опыт модернизации, основанной на ценностях и институтах демократии»2. И в этой связи необходимо помнить, что, сколько бы ни были важны управленческие решения с помощью современных информационно-коммуникационных технологий, главным объектом любой модернизации должно быть само общество. Проблема — не в технологиях как таковых, а в социуме.

1 Богдановская М.И. Концепция электронного государства (сравнительно-правовые аспекты) // Четвертая конференция «Право и Интернет: Теория и практика». — М., 2009, с. 2.

2 Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации. — М. : Изд-во «Известия», с. 5; Российская газета, 2010, 9 февр., с. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.