Научная статья на тему 'Индивидуализация специальной физической подготовки высококвалифицированных легкоатлетов метателей с поражением ода, выполняющих метания в положении сидя'

Индивидуализация специальной физической подготовки высококвалифицированных легкоатлетов метателей с поражением ода, выполняющих метания в положении сидя Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
275
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ПАРАЛИМПИЙСКАЯ ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СПОРТ ЛИЦ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА / МЕТАНИЕ ИЗ СИДЯЧЕГО ПОЛОЖЕНИЯ / ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ СПОРТСМЕНЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ашапатов Алексей Витальевич

В данном материале выполнена попытка индивидуализировать специальную физическую подготовку сидячих метателей-паралимпийцев за счет увеличения объемов средств развития генетически детерминированных специальных физических качеств. В результате внедрения в тренировочный процесс результатов формирующего эксперимента на базовом и предсоревновательном этапах подготовки спортсмены экспериментальной группы (n=6) смогли улучшить результаты в педагогических тестах комплексно оценивающих уровень специальной физической подготовленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ашапатов Алексей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Individualization of special physical training of highly skilled disabled athletes in throwing from sitting position

The given material has shown the results covering the attempt to individualize the special physical training of the paralympic throwers by using the increased volumes of means for development of the genetically determined physical qualities. As a result of introduction in training process of the forming experiment results at the main and precompetitive stages of training, the athletes of the experimental group (n=6) have improved the results in pedagogical tests purposed for complex estimation of the level of the special physical readiness.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация специальной физической подготовки высококвалифицированных легкоатлетов метателей с поражением ода, выполняющих метания в положении сидя»

УДК 796.433

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВЫСОКОКВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ЛЕГКОАТЛЕТОВ МЕТАТЕЛЕЙ С ПОРАЖЕНИЕМ ОДА, ВЫПОЛНЯЮЩИХ МЕТАНИЯ В ПОЛОЖЕНИИ СИДЯ

Алексей Витальевич Ашапатов, четырехкратный Паралимпийский чемпион,

заслуженный мастер спорта, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет (СурГПУ), Сургут

Аннотация

В данном материале выполнена попытка индивидуализировать специальную физическую подготовку сидячих метателей-паралимпийцев за счет увеличения объемов средств развития генетически детерминированных специальных физических качеств. В результате внедрения в тренировочный процесс результатов формирующего эксперимента на базовом и предсоревновательном этапах подготовки спортсмены экспериментальной группы (n=6) смогли улучшить результаты в педагогических тестах комплексно оценивающих уровень специальной физической подготовленности.

Ключевые слова: специальная физическая подготовка, паралимпийская легкая атлетика, спорт лиц с поражением ОДА, метание из сидячего положения, высококвалифицированные спортсмены.

INDIVIDUALIZATION OF SPECIAL PHYSICAL TRAINING OF HIGHLY SKILLED DISABLED ATHLETES IN THROWING FROM SITTING POSITION

Alexey Vitalievich Ashapatov, the fourfold Paralympics champion, Honored Master of Sports, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut

Annotation

The given material has shown the results covering the attempt to individualize the special physical training of the paralympic throwers by using the increased volumes of means for development of the genetically determined physical qualities. As a result of introduction in training process of the forming experiment results at the main and precompetitive stages of training, the athletes of the experimental group (n=6) have improved the results in pedagogical tests purposed for complex estimation of the level of the special physical readiness.

Keywords: special physical fitness, IPC athletics, athletes with musculoskeletal disorders, throwing from a sitting position, highly skilled athletes.

Одним из ключевых направлений спортивной тренировки является физическая подготовка, которая в тренировочном процессе не только занимает максимальное количество времени, но и отнимает большую часть сил спортсмена [1, 4]. Поэтому оптимизация и индивидуализация физической подготовки спортсмена является актуальной задачей в дисциплинах легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА.

Современные достижения науки могут способствовать совершенствованию многих процессов в спортивной тренировке, в том числе возможно использование новых технологий при построении специальной физической подготовки в легкоатлетических метаниях, выполняемых в положении сидя, спортсменами с поражением ОДА. Одной из таких технологий является выявление и учет особенностей генетической предрасположенности спортсменов к нагрузкам различной направленности [6, 7].

Цель исследования: повышение эффективности тренировочного процесса в метаниях, выполняемых в положении сидя, высококвалифицированными легкоатлетами с поражением ОДА, за счет индивидуализации специальной физической подготовки на основе учета генетической предрасположенности к развитию специальных физических качеств.

В 2015 году, при подготовке к ответственным соревнованиям среди высококвалифицированных легкоатлетов, специализирующихся в метаниях, выполняемых в положе-

нии сидя в спорте лиц с поражением ОДА Ханты-Мансийского автономного округа -Югры (п=6), был проведен констатирующий педагогический эксперимент, целью которого являлось сопоставление акцентов в направленности развития специальных физических качеств и генетической предрасположенности к их развитию.

Для определения генетической предрасположенности к развитию специальных физических качеств спортсменов экспериментальной группы были выявлены особенности генов АСЕ, АСТШ, РРАЯЛ, РРАИБ, РРАЯД РвС1А. Данные исследования проведены в специализированной лаборатории Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма под руководством д-ра мед. наук Ахметова Ильдуса Ильясовича. В результате данных исследований мы смогли сделать вывод о генетических способностях спортсменов к развитию специальных физических качеств.

В ходе констатирующего эксперимента нами был сделан анализ объемов средств развития специальных физических качеств спортсменов экспериментальной группы на базовом этапе. Выявлено: у всех спортсменов используемые средства специальной физической подготовки способствовали решению актуальных задач [3, 4] - развивать силовую выносливость, развивать абсолютную силу, повышать техническое мастерство соревновательных упражнений (также происходит развитие скоростно-силовых качеств). Используемые на данном этапе подготовки средства развития специальных физических качеств относительно безопасны и учитывают функциональные особенности спортсменов, связанные с их инвалидностью. Также выявлено, что на базовом этапе основной акцент в специальной физической подготовке у всех спортсменов экспериментальной группы -работа со снарядами (развитие скоростно-силовых качеств), также развитие абсолютной силы, затем у всех спортсменов по приоритетности - развитие силовой выносливости. Аэробные возможности спортсмены экспериментальной группы развивают на минимальном уровне.

При анализе объемов средств развития специальных физических качеств, который был выполнен нами в ходе констатирующего эксперимента, на этапе непосредственной предсоревновательной подготовки (НПП) выявлено: у всех спортсменов используемые средства специальной физической подготовки способствовали решению актуальных задач [3, 4] - развивать взрывную силу, повышать техническое мастерство соревновательных упражнений (также происходит развитие скоростно-силовых качеств); используемые спортсменами на данном этапе подготовки средства развития специальных физических качеств относительно безопасны и учитывают функциональные особенности спортсменов, связанные с их инвалидностью. Также выявлено, что на этапе НПП основной акцент в специальной физической подготовке у всех спортсменов экспериментальной группы -работа со снарядами (развитие скоростно-силовых качеств), также развитие взрывной силы. Развитие силовой выносливости (за исключением групп мышц корпуса), абсолютной силы и аэробных возможностей спортсменов экспериментальной группы выполняется на минимальном уровне.

После сопоставления акцентированной направленности средств специальной физической подготовки спортсменов экспериментальной группы на базовом этапе и этапе НПП и генетической предрасположенностью к их развитию выявлено несоответствие у всех спортсменов.

Для анализа эффективности используемой в ходе констатирующего эксперимента методики на данном этапе исследований были запланированы и внедрены два среза педагогических тестов, способных оценить уровень развития специальных физических качеств. Данные тестирования были проведены в начале базового этапа подготовки (первое тестирование) и по окончанию этапа НПП весенне-летнего подготовительного этапа 2015 года (второе тестирование). Из данных специальной литературы [2, 5] нами были выбраны следующие тесты: бросок ядра двумя руками из-за головы в положении сидя; бросок ядра двумя руками от груди в положении сидя; жим штанги в положении лежа на спине в

«Машине Смита», равный 50% собственного веса, 5 раз на время; жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита», равный 50% собственного веса, за 15 с; жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита».

В ходе дальнейших исследований нами среди спортсменов экспериментальной группы (п=6) был запланирован и проведен формирующий педагогический эксперимент. Данный эксперимент был проведен с начала марта до середины июня 2016 года на базовом этапе и на этапе НПП и направлен на подготовку к ответственным соревнованиям 2016 года. В рамках данного эксперимента был выполнен:

- подбор средств и методов развития специальных физических качеств;

- осуществлено распределение тренировочных нагрузок различной направленности в недельных микроциклах;

- выбрана структура распределения компонентов нагрузки;

- проведено два среза педагогического тестирования по оценке развития специальных физических качеств.

Установлено, что в ходе формирующего эксперимента на базовом этапе и этапе НПП все спортсмены экспериментальной группы использовали методику развития специальных физических качеств с акцентом на развитие генетически превалирующих актуальных качеств. При этом используемые средства решали основные задачи данных этапов подготовки:

- базовый этап: развивать силовую выносливость, абсолютную силу, скоростно-силовые качества, аэробные возможности организма, повышать техническое мастерство соревновательных упражнений;

- этап НПП: развивать взрывную силу, скоростно-силовые качества, силовую выносливость, аэробные возможности организма, повышать техническое мастерство соревновательных упражнений.

Для анализа эффективности, используемой в ходе формирующего эксперимента методики, было проведено два среза педагогических тестов, оценивающих уровень развития специальных физических качеств. Данные тесты использовались в начале базового этапа подготовки (третье тестирование) - до начала внедрения формирующего эксперимента и по окончанию этапа НПП весенне-летнего подготовительного этапа 2016 года (четвертое тестирование) - после внедрения реформирующего эксперимента. Подбор тестов был идентичен первому и второму тестированию. Различий в результатах первого и третьего тестирования не выявлены, что говорит о равном уровне специальной физической подготовленности. При сравнении результатов тестов спортсменов экспериментальной группы, показанных во втором и четвертом тестировании, установлено улучшение результатов в четвертом тестировании в следующих тестах: бросок ядра двумя руками из-за головы в положении сидя (Р<0,01); бросок ядра двумя руками от груди в положении сидя (Р<0,01); жим штанги в положении лежа на спине в «Машине Смита», равный 50% собственного веса, 5 раз на время (Р<0,05); жим штанг в положении лежа на спине в «Машине Смита» (Р<0,05).

Выявленные различия в результатах второго и четвертого тестирований могут свидетельствовать о более высоком уровне развития специальных физических качеств после внедрения экспериментальной методики по сравнению с методикой, исследованной в ходе констатирующего эксперимента.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ворошин, И.Н. Содержание инновационной системы спортивной подготовки легкоатлетов-паралимпийцев с поражением ОДА / И.Н. Ворошин // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 5 (123). - С. 49-52.

2. Ворошин, И.Н. Оценка развития специальных физических качеств в дисциплинах легкой атлетики спорта лиц с поражением ОДА / И.Н. Ворошин // Адаптивная физическая

культура. - 2016. - № 2 (66). - С. 11-14.

3. Ворошин, И.Н. Периодизация годичной подготовки в паралимпийской легкой атлетике / И.Н. Ворошин // Наука-2020: физическая культура, спорт и туризм в XXI веке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под. ред. С. Ю. Махова. - Орел : [б.и.], 2016. - С. 184-188.

4. Ворошин, И.Н. Система спортивной подготовки в IPC Athletics / И.Н. Ворошин // Интегративные процессы и межпредметные связи в системе образования физической культуры и спорта : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В.П. Губа. - М. : [б.и.], 2016. - С. 27-32.

5. Ворошин, И. Н. Оценка уровня специальной физической подготовленности в легкоатлетических метаниях сидячих атлетов спорта лиц с поражением ОДА / И. Н. Ворошин, А.В. Ашапатов // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 1 (69). - С. 16-18.

6. Ворошин, И.Н. Оптимизация методики тренировки легкоатлетов-паралимпийцев на основе данных о генетической предрасположенности к развитию специальных физических качеств / И.Н. Ворошин, С.А. Воробьёв, В.Н. Медведев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 39-41.

7. Новые подходы в индивидуализации методики тренировки в IPC Athletics с использованием генетических маркеров / И.Н. Ворошин, С.И. Губайдуллина, Е.В. Валеева, И.И. Ахметов // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 4 (68). - С. 20-24.

REFERENCES

1. Voroshin, I.N. (2015), "The maintenance of innovative sport training system at paralympic athletes with physical impairment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 49-52.

2. Voroshin, I.N. (2016), "Estimation of special physical faculties' development in the disciplines of IPC Athletics with musculoskeletal disorders", Adaptive Physical Culture, Vol. 66, No. 2, pp. 11-14.

3. Voroshin, I.N. (2016), "Periodization of annual training in paralympic track and field athletics", Nauka-2020: Physical training, sports and tourism in the XXI century: materials International sci.-pract. conf.; under edition of S.J. Mahov, Orel, pp.184-188.

4. Voroshin, I.N. (2016), "System of sports training in IPC АШМ^", Integrative processes and subject communications in a physical training and sports education system: materials International sci.-pract. conf.; under edition of V.P. Guba, Moscow, pp. 27-32.

5. Voroshin, I.N. and Ashapatov, A.V. (2017), "Estimation of the level of special physical readiness in IPC Athletics (athletes throwing from a sitting position) athletes with musculoskeletal disorders", Adaptive Physical Culture, Vol. 69 No. 1, pp. 16-18.

6. Voroshin, I.N., Vorobyov, S.A., Medvedev, V.N. (2013), "Optimization the methods of training of paralympic athletes with musculoskeletal disorders on the basis of the data on genetic predisposition to the development of special physical qualities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 39-41.

7. Voroshin, I.N., Gubaydullina, S.I., Valeeva, E.V. and Ahmetov, I.I. (2016), "New approaches in individualization of training methods in IPC Athletics using genetic markers", Adaptive Physical Culture, Vol. 68, No. 4, pp. 20-24.

Контактная информация: elefant2008@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2017

УДК 796.011.3

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИЗБРАВШИХ В КАЧЕСТВЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» - «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ

СПОРТА»

Борис Викентьевич Ашастин, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Екатеринбург

Аннотация

В настоящее время, наряду с педагогическими и психологическими методами исследования, ведущее место в изучении функционального состояния организма обучающихся занимает метод анализа вариабельности сердечного ритма. Он позволяет быстро и с высокой степенью досто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.