Научная статья на тему 'Регуляторные особенности сердечной деятельности студентов, избравших в качестве элективного курса по дисциплине «Физическая культура» - «Циклические виды спорта»'

Регуляторные особенности сердечной деятельности студентов, избравших в качестве элективного курса по дисциплине «Физическая культура» - «Циклические виды спорта» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
120
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА / АДАПТАЦИЯ / ВЕГЕТАТИВНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ашастин Борис Викентьевич

В настоящее время, наряду с педагогическими и психологическими методами исследования, ведущее место в изучении функционального состояния организма обучающихся занимает метод анализа вариабельности сердечного ритма. Он позволяет быстро и с высокой степенью достоверности исследовать резервные возможности сердечно-сосудистой системы. Использование этого метода в элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» (328 часов практических занятий) позволяет оперативно корректировать учебно-тренировочную нагрузку, тем самым, предупреждая перенапряжение регуляторных систем, срыв адаптации и преморбидное состояние организма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ашастин Борис Викентьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Regulatory features of heart activity of students who have chosen "Cyclic sports" as the elective course for discipline "Physical culture"

Now, along with the pedagogical and psychological methods of research, the leading place in studying of the functional condition of the organism of the trainees is taken by a method of the analysis of the heart rhythm variability. It allows investigating quickly and with high degree of reliability the reserve opportunities of the cardiovascular system. Application of this method in elective course of the educational discipline "Physical culture" (328 hours of a practical training) allows correcting the educational training load very quickly, thereby, warning the overstrain of the regulatory systems, failure of adaptation and premorbid condition of the organism.

Текст научной работы на тему «Регуляторные особенности сердечной деятельности студентов, избравших в качестве элективного курса по дисциплине «Физическая культура» - «Циклические виды спорта»»

культура. - 2016. - № 2 (66). - С. 11-14.

3. Ворошин, И.Н. Периодизация годичной подготовки в паралимпийской легкой атлетике / И.Н. Ворошин // Наука-2020: физическая культура, спорт и туризм в XXI веке : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под. ред. С. Ю. Махова. - Орел : [б.и.], 2016. - С. 184-188.

4. Ворошин, И.Н. Система спортивной подготовки в IPC АШМ^ / И.Н. Ворошин // Интегративные процессы и межпредметные связи в системе образования физической культуры и спорта : материалы Междунар. науч.-практ. конф. / под общ. ред. В.П. Губа. - М. : [б.и.], 2016. - С. 27-32.

5. Ворошин, И.Н. Оценка уровня специальной физической подготовленности в легкоатлетических метаниях сидячих атлетов спорта лиц с поражением ОДА / И.Н. Ворошин, А.В. Ашапатов // Адаптивная физическая культура. - 2017. - № 1 (69). - С. 16-18.

6. Ворошин, И.Н. Оптимизация методики тренировки легкоатлетов-паралимпийцев на основе данных о генетической предрасположенности к развитию специальных физических качеств / И.Н. Ворошин, С.А. Воробьёв, В.Н. Медведев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 6 (100). - С. 39-41.

7. Новые подходы в индивидуализации методики тренировки в IPC Athletics с использованием генетических маркеров / И.Н. Ворошин, С.И. Губайдуллина, Е.В. Валеева, И.И. Ахметов // Адаптивная физическая культура. - 2016. - № 4 (68). - С. 20-24.

REFERENCES

1. Voroshin, I.N. (2015), "The maintenance of innovative sport training system at paralympic athletes with physical impairment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 123, No. 5, pp. 49-52.

2. Voroshin, I.N. (2016), "Estimation of special physical faculties' development in the disciplines of IPC Athletics with musculoskeletal disorders", Adaptive Physical Culture, Vol. 66, No. 2, pp. 11-14.

3. Voroshin, I.N. (2016), "Periodization of annual training in paralympic track and field athletics", Nauka-2020: Physical training, sports and tourism in the XXI century: materials International sci.-pract. conf.; under edition of S.J. Mahov, Orel, pp.184-188.

4. Voroshin, I.N. (2016), "System of sports training in IPC АШМ^", Integrative processes and subject communications in a physical training and sports education system: materials International sci.-pract. conf.; under edition of V.P. Guba, Moscow, pp. 27-32.

5. Voroshin, I.N. and Ashapatov, A.V. (2017), "Estimation of the level of special physical readiness in IPC Athletics (athletes throwing from a sitting position) athletes with musculoskeletal disorders", Adaptive Physical Culture, Vol. 69 No. 1, pp. 16-18.

6. Voroshin, I.N., Vorobyov, S.A., Medvedev, V.N. (2013), "Optimization the methods of training of paralympic athletes with musculoskeletal disorders on the basis of the data on genetic predisposition to the development of special physical qualities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 100, No. 6, pp. 39-41.

7. Voroshin, I.N., Gubaydullina, S.I., Valeeva, E.V. and Ahmetov, I.I. (2016), "New approaches in individualization of training methods in IPC Athletics using genetic markers", Adaptive Physical Culture, Vol. 68, No. 4, pp. 20-24.

Контактная информация: elefant2008@mail.ru

Статья поступила в редакцию 27.09.2017

УДК 796.011.3

РЕГУЛЯТОРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕРДЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ИЗБРАВШИХ В КАЧЕСТВЕ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» - «ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВИДЫ

СПОРТА»

Борис Викентьевич Ашастин, кандидат биологических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Екатеринбург

Аннотация

В настоящее время, наряду с педагогическими и психологическими методами исследования, ведущее место в изучении функционального состояния организма обучающихся занимает метод анализа вариабельности сердечного ритма. Он позволяет быстро и с высокой степенью досто-

верности исследовать резервные возможности сердечно-сосудистой системы. Использование этого метода в элективном курсе учебной дисциплины «Физическая культура» (328 часов практических занятий) позволяет оперативно корректировать учебно-тренировочную нагрузку, тем самым, предупреждая перенапряжение регуляторных систем, срыв адаптации и преморбидное состояние организма.

Ключевые слова: физическая культура, вариабельность сердечного ритма, адаптация, вегетативная регуляция.

REGULATORY FEATURES OF HEART ACTIVITY OF STUDENTS WHO HAVE CHOSEN "CYCLIC SPORTS" AS THE ELECTIVE COURSE FOR DISCIPLINE

"PHYSICAL CULTURE"

Boris Vikentievich Ashastin, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Ural State University of Means of Communication, Yekaterinburg

Annotation

Now, along with the pedagogical and psychological methods of research, the leading place in studying of the functional condition of the organism of the trainees is taken by a method of the analysis of the heart rhythm variability. It allows investigating quickly and with high degree of reliability the reserve opportunities of the cardiovascular system. Application of this method in elective course of the educational discipline "Physical culture" (328 hours of a practical training) allows correcting the educational training load very quickly, thereby, warning the overstrain of the regulatory systems, failure of adaptation and premorbid condition of the organism.

Keywords: physical culture, variability of heart rhythm, adaptation, vegetative regulation.

Согласно требованиям ФГОС ВО 3++ «Физическая культура», как гуманитарная общеобразовательная дисциплина, является неотъемлемой частью основных образовательных программ вузов. По своей трудоемкости (400 часов) физическая культура является самой объемной учебной дисциплиной. Только в рамках «Блока-I» на «Физическую культуру» отводится 72 академических часа. В этом блоке направленность занятий в большинстве вузов сориентирована на овладение знаниями и базовыми умениями в области самоподготовки, здоровьесбережения и профессионально-прикладной деятельности. Остальные 328 часов отводятся на «Физическую культуру», как на элективную, практи-ко-ориентированную дисциплину. В этой ситуации студенты, согласно собственному желанию, могут выбирать определенную учебно-тренировочную деятельность, которая, по их мнению, создает благоприятную образовательно-развивающую среду для эффективного личностного и социального саморазвития. Такой подход хорошо согласуется с общечеловеческими и гуманистическими ценностями Олимпизма: «выбор спортивной специализации должен наиболее полно удовлетворять личностным потребностям, возможностям и интересам индивида» [4]. Следует отметить, что при выборе элективного курса (специализации), студентам и тренерам-преподавателям необходимо ориентироваться не только на личностные предпочтения, но и на объективные данные, раскрывающие биологическую склонность индивида к двигательной деятельности.

В настоящее время наряду с психолого-педагогическими методами исследования ведущее место в определении индивидуальных двигательных задатков занимает биолого-диагностический подход, обеспечивающий эффективное применение инструментальных методик, которые с высокой степенью достоверности раскрывают функциональные и резервные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной системы человека. В спортивной практике сейчас широко используется метод исследования вариабельности сердечного ритма (ВСР), который позволяет определить целый спектр жизненно важных показателей, в том числе, и особенности вегетативной регуляции функций организма человека.

Родоначальниками этой методики были профессор Р.М. Баевский и академик В.В. Парин. В спортивную практику методика активно внедрялась Р.М. Баевским

А.П. Берсеневой, Е.Ю. Берсеневым, Т.Г. Кирилловой, Е.Н. Сапожниковой, В.Г Семеновым Н.И. Шлык, и многими другими. Однако, несмотря на значительные успехи данной методики в области спортивной и функциональной диагностики, остается достаточно много частных вопросов, раскрывающих особенности вегетативной регуляции сердечного ритма студенческой молодежи (возраст 18-24 года) при занятиях физической культурой. Это подтверждают результаты исследований А.П. Жужгова, Т.В. Краснопёровой, Н.И. Шлык [2, 3, 7]. Этими авторами показано, что у 58% квалифицированных лыжников-гонщиков (возраст 17-23 года) выявлены высокие показатели среднеквадратического отклонения сердечного ритма (СКО) и мощности медленных волн второго порядка и низкие показатели амплитуды моды (АМО) и индекса напряжения (ИН).

Согласно классификации, предложенной Н.И. Шлык, лица с таким соотношением показателей сердечного ритма относятся к третьей (III) группе вегетативной регуляции. Эта группа является преобладающей в следующих видах спортивной деятельности: лыжные гонки, легкая атлетика, плавание, велосипед (59,3% всех обследованных спортсменов) [2]. В первую (I) группу вегетативной регуляции (26,85%) вошли спортсмены с высокими значениями частоты сердечных сокращений, АМо, ИН, SI и низкими значениями СКО. Во вторую (II) группу ВР отнесены спортсмены (6,0%) с высокими значениями АМО, ИН и низкими величинами СКО и SI. К четвертой группе (IV) отнесены (7,9%) спортсмены с высокими значениями СКО и низкими значениями АМО, ИН, SI.

В данном случае не совсем ясна причина преобладания лиц, отнесенных к третьей группе вегетативной регуляции, занимающихся циклическими видами спорта. Обусловлены ли выявленные регуляторные проявления врожденными свойствами или особенности сердечного ритма стали следствием регулярных занятий данными видами спортивной деятельности? Ответ на этот вопрос нас остро интересует, так как в большинстве случаев выбор элективного курса по дисциплине «физическая культура» основывается на личностном опыте студентов и той материальной базы вуза, где они обучаются.

В нашем случае, обучающиеся свои предпочтения отдают баскетболу, футболу, спортивной аэробике, плаванию, гребному спорту, легкой атлетике, общефизической подготовке (в выборе преобладают циклические виды двигательной деятельности). Соответственно, мы поставили перед собой задачу: с помощью аппаратно-программного комплекса «Варикард» проследить будет ли меняться вегетативная регуляция сердечной деятельности студентов в процессе занятий циклическими видами спорта в период их обучения в вузе, и чем обусловлены регуляторные особенности сердечной деятельности: врожденными факторами или средой воздействия?

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для решения поставленной задачи в 2014 г. было отобрано 93 студента первого курса (мужчины 17-22 года), ранее не занимавшиеся систематически каким-либо спортом. Затем ежегодно, в течение последующих двух лет обучения эти же студенты обследовались на предмет вариабельности сердечного ритма (2015-2016 г.). Для набора материала использовался компьютерный комплекс «Варикард» (Ю.Н. Семенов, Р.М. Баев-ский), фиксирующий показатели сердечного ритма, полученные в положении лежа в течение 3 минут [5].

Информацию о динамике физического развития, двигательных качеств и состоянии здоровья мы получали в ходе изучения текущей документации спортивного врача, тренеров-преподавателей, а также протоколов соревнований, зафиксированных при сдаче норм ГТО (100 м, 2000 м, 3000 м). Результаты исследований систематизировались, в соответствии с этапами тестирования и уровнем подготовки студентов.

К первому уровню подготовки были отнесены студенты, которые только поступили на первый курс университета и приняли решение посещать элективный курс занятий по дисциплине «Физическая культура» (циклические виды двигательной активности). Ко

второму уровню подготовки отнесены те же студенты, продолжавшие посещать элективный курс занятий один год. К третьему уровню подготовки отнесены студенты, посещавшие элективный курс занятий 2 года.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

При обследовании студентов на начальном этапе обучения (первый уровень подготовки) на предмет вариабельности сердечного ритма было установлено, что 19,1% обучающихся имеют первый тип (I тип) вегетативной регуляции (см. таблицу). Данному типу свойственен умеренный надсегментарный уровень регуляции, что в большинстве случаев указывает на энергодефицитное состояние организма и «напряжении адаптации» [6].

Таблица - Типы вегетативной регуляции студентов в двухлетнем цикле занятий физической культурой «элективный курс» (количество студентов, отнесенных к тому или иному типу вегетативной регуляции отражены в %)_

Этапы обследований Типы вегетативной регуляции

Первый тип регуляции Второй тип регуляции Третий тип регуляции Четвертый тип регуляции

Уровни подготовки 1 Первичное обследование 19,1% 34,2% 39,8% 6,9%

2 После одного года занятий 19,4% 22,7% 48,3% 9,6%

3 После двух лет занятий 17,9% 22,0% 52,1% 8,0%

Примечание: первичное обследование - 1-й уровень; один год занятий - 2-й уровень; два года занятий - 3-й уровень.

Ко второму типу (II тип) вегетативной регуляции отнесено 34,5% студентов. Для данного типа свойственно доминирование центральных механизмов регуляции над автономными. Им характерна высокая активность симпатического отдела ВНС, высокая психоэмоциональная напряженность, сочетанная со значительным энергодефицитом [7]. Это указывает на включение центрального контура в процессы управления ССС, дестабилизирует управляемую систему, что проявляется в подавлении собственных процессов саморегуляции и значительными системными нарушениями [1, 7]. Естественно, что такой контингент студентов необходимо отнести к «группе риска».

В нашем случае такой высокий процент «группы риска» может быть объяснен наличием фактора повышенного психологического напряжения при сдаче ЕГЭ и последующими организационными атрибутами, связанными с поступлением в вуз. Нельзя так же сбрасывать со счетов наличие следовых эффектов предшествующих недомоганий и наличие преморбидного состояния на фоне относительно хорошего самочувствия.

Третий тип (III тип) вегетативной регуляции выявлен у 39,8% обследованных студентов. В их регуляции умеренно преобладает автономный контур управления, который обеспечивает устойчивую работу управляемой саморегулирующей системы без перенапряжения функций. Людям с таким типом регуляции обычно свойственен эукинетиче-ский и гипокинетический типы кровообращения [7].

Естественно, что студенты с III типом регуляции будут более приспособлены к изменениям внешней и внутренней среды, а, соответственно, будут иметь предпочтения в спортивной деятельности, так как имеют готовую функциональную «базу» для успешной адаптации к физическим нагрузкам.

Четвертый тип регуляции (IV тип) был зафиксирован у 6,9% студентов. Для людей этого типа регуляции (по данным А.П. Жужгова) свойственны самые большие значения R-R, кардиоинтервалов, и самые низкие показатели SI. При этом суммарная мощность спектра (ТР) достигает самых высоких значений [7]. Такая реакция указывает на преобладание автономного контура в регуляции сердечной деятельности, что в спортивной практике обычно связывают с неадекватно ускоренной физической подготовкой, которая может способствовать снижению ресурсных возможностей сердца и его перенапряжению.

Несколько иные результаты были получены при исследовании вариабельности сердечного ритма студентов в последующие два года освоения практико-ориентированного элективного курса «циклические виды двигательной деятельности»

Из приведенных результатов (таблица) видно, что уже через год-два занятий циклическими видами спорта, количественное соотношение исследуемых, отнесенных к тому или иному типу вегетативной регуляции, несколько изменилось. Статистически достоверные изменения зафиксированы в группах студентов второго и третьего типа вегетативной регуляции; в группах первого и четвертого типа регуляции достоверных количественных изменений не выявлено.

Приведенные данные показывают, что под воздействием ряда факторов (в том числе и элективного курса по физической культуре) у 12% студентов второй группы вегетативной регуляции происходит качественная корректировка регуляторных механизмов. Теперь вместо центральных механизмов в регуляции умеренно преобладает автономный контур управления, который обеспечивает устойчивую работу сердечно сосудистой системы без перенапряжения функций.

Можно предположить, что такие изменения обусловлены расширением резервов регуляторно-адаптивных возможностей организма, которые ранее были подавлены рядом неблагоприятных факторов, характерных для первого года студенческой жизни. У группы студентов, отнесенных к первому и четвертому типу качественных изменений в вегетативной регуляции не обнаружено.

ВЫВОДЫ

Полученные результаты позволяют предположить, что механизмы вегетативной регуляции человека в определенной степени конституционно детерминированы. Однако, под воздействием ряда неблагоприятных внешних и внутренних факторов, резервы регу-ляторно-адаптивных возможностей человека сужаются, в результате организм вынужден перейти на более энергозатратный механизм регулирования. После чего может последовать: перенапряжение, преморбидное состояние, болезнь.

Следовательно, сбалансированный образ жизни и правильно подобранный режим двигательной активности циклического характера будет способствовать удержанию ресурсно-адаптивной базы организма студентов в устойчивом динамическом равновесии.

Представленные данные позволяют сделать обоснованные рекомендации по ориентированию студентов к занятиям циклическими видами спорта, которые создают относительно устойчивую ресурсно-регуляторную базу, позволяющую студентам эффективно адаптироваться к быстро меняющимся социально-психологическим условиям.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баевский, Р.М. Введение в донозологическую диагностику / Р.М. Баевский,

A.П. Берсенева. - М. : Фирма «Слово», 2008. 220 с.

2. Жужгов, А.П. Вариабельность сердечного ритма у спортсменов различных видов спорта : автореф. дис. ... канд. биол. наук / Жужгов А.П. - Казань, 2003. - 23 с.

3. Краснопёрова, Т.В. Вариабельность сердечного ритма и центральная гемодинамика у высококвалифицированных спортсменов с разной активностью вегетативной регуляции : автореф. дис. . канд. биол. наук / Краснопёрова Т.В. - Киров, 2005. - 19 с.

4. Платонов, В.Н. Индивидуальная адаптация школьников к физической нагрузке /

B.Н. Платонов, К.Г. Гуревич, В.А. Заборова // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - 2011. - Т. 10. - № 2. - С. 242-247.

5. Семенов, Ю.Н. Аппаратно-программный комплекс «Варикард» для оценки функционального состояния организма по результатам математического анализа ритма сердца / Ю.Н. Семенов Р.М. Баевский // Вариабельность сердечного ритма : тез. докл. междунар. симпоз. -Ижевск, 1996. - С. 160-162.

6. Шлык, Н.И. Ритм сердца и тип вегетативной регуляции в оценке уровня здоровья населения и функциональной подготовленности спортсменов / Н.И. Шлык // Материалы VI

всероссийского симпозиума, посвященного 85-летию образования Удмуртского государственного университета. - Ижевск, 2016. - С. 20-40.

7. Шлык, Н.И. Вариабельность ритма сердца в экспресс-оценке функционального состояния спортсмена / Н.И. Шлык, Е.А. Гаврилова // Прикладная спортивная наука. - 2015. - № 2. - С. 115-125.

REFERENCES

1. Bayevsky, R.M. and Berseneva, A.P. (2008), Introduction to donozological diagnostics, publishing house "Slovo", Moscow.

2. Zhuzhgov, A.P. (2003), Variability of a warm rhythm at athletes of different types of sport, dissertation, Kazan.

3. Krasnopyorova T.V. (2005), Variability of a warm rhythm and the central haemo dynamics at highly skilled athletes with different activity of vegetative regulation, dissertation, Kirov.

4. Platonov, V.N., Gurevich, K.G. and Zaborova, V.A. (2011), "Individual adaptation of school students to physical activity", The System analysis and management in biomedical systems, Vol. 10, No. 2, рр. 242-247.

5. Semenov, Yu.N. and Bayevsky, R.M. (1996), "The hardware-software Varikard complex for an assessment of a functional condition of an organism by results of the mathematical analysis of a rhythm of heart", Variability of a warm rhythm, Izhevsk, рр. 160-162.

6. Shlyk, N.I. (2016), "Rhythm of heart and type of vegetative regulation in an assessment of level of health of the population and functional readiness of athletes", Materials VI of the All-Russian symposium of the formation of the Udmurt state university devoted to the 85 anniversary, Izhevsk, рр. 2040.

7. Shlyk, N.I. and Gavrilova, E.A. (2015), "Variability of a heart rhythm in an express assessment of a functional condition of the athlete", Applied sports science, No. 2, рр. 115-125.

Контактная информация: letchik45@bk.ru

Статья поступила в редакцию 29.09.2017

УДК 796.011

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА МОДЕЛИ ФИЗИЧЕСКОЙ ТРЕНИРОВКИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ МИРОТВОРЧЕСКИХ СИЛ

Алексей Евгеньевич Батурин, кандидат педагогических наук, доцент, Военная академия связи имени Маршала Советского Союза С.М. Буденного, Санкт-Петербург; Василий Васильевич Вольский, кандидат педагогических наук, Владимир Николаевич Коваленко, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, Санкт-Петербург; Надежда Сергеевна По-могаева, кандидат медицинских наук, Санкт-Петербургский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье раскрыто содержание физической тренировки военнослужащих Российского миротворческого контингента при подготовке их к участию в операциях по поддержанию мира в зонах региональных конфликтов. Проведен анализ возможностей применения форм физической подготовки в период подготовки миротворцев к проведению операций по поддержанию мира с проработкой различных вариантов предполагаемых действий в этот период, который позволил создать модель физической тренировки, и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическая тренировка, уровень физической подготовленности, профессиональная работоспособность, миротворческий контингент, учебно-боевая деятельность, педагогический эксперимент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.