Научная статья на тему 'Игровой подход в обучениидошкольников чтению'

Игровой подход в обучениидошкольников чтению Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
257
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ / ИГРОВОЙ ПОДХОД / СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ / ГЛАСНЫЕ ПЕРВОГО РЯДА / ЧТЕНИЕ ПО СКЛАДАМ / СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ / READING / GAMING APPROACH / SUBJECT-DIDACTIC GAME / STAGES OF LEARNING TO READ / READING SYLLABLE BY SYLLABLE / DRAWING WORDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синицына Ирина Юрьевна

В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Play approach in teaching preschool reading

In Russian psychology the main components of the role play are thoroughly described: imaginary situation, role playing action, substitutes usage, etc. Since play is a leading activity for preschool child, the presence of the same components for didactic games especially in the case for children 3-5 years old is of great need. It is important in process of teaching children to read make the right sequence of educational objectives. Many preschoolers struggle with the reading not due to the laziness or cognitive complexity of the process, but namely due to the inability to “jump” through the intermediate links of the learning process. In this article the stages of learning to read are clearly spelled out. The task of the teacher is to build the process of learning to read in a creative way, find solutions to every educational problem with the help of the desired components of the role play and thus turn learning into a joyful and fascinating process. The Zaitsev’s cubes are recommended for use, though described system differs from the Zaitsev system in many ways and can not be considered as its extension or modification..

Текст научной работы на тему «Игровой подход в обучениидошкольников чтению»

И. Ю. Синицына

Игровой подход в обучении дошкольников чтению*

Синицына Ирина Юрьевна - ведущий научный сотрудник, психолог-педагог НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Курса подготовки к школьному обучению, игровой методики обучения чтению, развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Москва, Россия)

В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх - особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога - грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.

Ключевые слова: обучение дошкольников чтению, игровой подход, сюжетно-дидактическая игра, этапы обучения чтению, гласные первого ряда, чтение по складам, составление слов.

Play approach in teaching preschool reading

Irina Yu. Sinitsyna, Leading Researcher, Psychologist, Educator of the Center of the Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia)

In Russian psychology the main components of the role play are thoroughly described: imaginary situation, role playing action, substitutes usage, etc. Since play is a leading activity for preschool child, the presence of the same components for didactic games - especially in the case for children 3-5 years old - is of great need. It is important in process of teaching children to read make the right sequence of educational objectives. Many preschoolers struggle with the reading not due to the laziness or cognitive complexity of the process, but namely due to the inability to "jump" through the intermediate links of the learning process. In this article the stages of learning to read are clearly spelled out. The task of the teacher is to build the process of learning to read in a creative way, find solutions to every educational problem with the help of the desired components of the role play and thus turn learning into a joyful and fascinating process. The Zaitsev's cubes are recommended for use, though described system differs from the Zaitsev system in many ways and can not be considered as its extension or modification..

Keywords: reading, gaming approach, subject-didactic game, stages of learning to read, reading syllable by syllable, drawing words.

* Продолжение. Начало см. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №№4, 7; Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №9, 2014. №№7, 9, 2015. №№4, 8, 2016. №3.

Учимся переключаться со смягчающих гласных на несмягчающие и наоборот

В предыдущих статьях было рассказано, как подготовить детей к обучению чтению, как начать складывать с ними первые слова, как перейти от складывания слов к их прочтению. Сначала было предложено освоить сочетания согласных с несмягчающими гласными УОАЭЫ, затем со смягчающими ЮЁЯЕИ.

Казалось бы, на этом наши читательские проблемы должны были бы закончиться: все возможные «единицы» чтения уже освоены. Ребенок читает сочетания согласных не только с «легкими» гласными УОАЭЫ, но и с «трудными» гласными ЮЁЯЕИ, и остаются чисто технические проблемы, касающиеся только скорости чтения.

Однако, как это ни странно, на этом новом этапе «трудными» могут стать именно сочетания с УОАЭЫ. Вернее, могут возникнуть трудности переключения с одних сочетаний на другие. Прочитав в слове ТЕЛЁНОК ТЕ...ЛЁ..., ребенок вместо следующего НО может вдруг прочесть НЁ - ТЕЛЁНЁК. Гласные УОАЭЫ при прочтении слов неожиданно становятся «трудными». Ошибки обратного порядка, когда читается НО вместо НЁ (например, в слове ОГОНЁК), встречаются редко.

Гласные же ЮЁЯЕ остаются «трудными» при составлении слов. Очень вероятно, что малыш некоторое время будет путаться, пытаясь написать вместо них УОАЭ - ТЕЛОНОК и ОГОНОК и т.п.

С игр, требующих быстрого переключения с мягкости на твердость и с твердости на мягкость, мы будем теперь начинать каждое занятие.

Играя в игру «Мягкие диванчики» (см. статью в «СДО», 2015, №8), мы научили детей смягчать согласные звуки. Теперь надо потренироваться в обратном - в том, чтобы превратить мягкий звук в твердый.

Встаем с диванчиков

- Сидят наши буквы на мягких диванчиках, улыбаются: [Л']. [М']. [Н']...(Перед детьми - дорожки с хорошо знакомыми «Мягкими диванчиками» ). А где они сидят? Где бывают мягкие сидения?

Дети могут ответить, что они сидят в кинотеатре или театре. Другие варианты - в автобусе или в поезде. А может быть, у себя дома или в гостях.

И вот фильм (спектакль) закончился. А может быть, автобус приехал на нужную остановку или возникло срочное дело, требующее выхода из дома. Конечно, нашим героям придется встать с диванчиков. И они снова станут «серьезными».

Л М Н Р В З Б Д Г Ж

ЛЬ МЬ НЬ РЬ ВЬ ЗЬ БЬ ДЬ ГЬ ЖЬ

Ф С П Т К Х Ш Ч Щ

ФЬ СЬ ПЬ ТЬ КЬ ХЬ ШЬ ЧЬ ЩЬ

- И вот встала ЛЬ с диванчика. Была [Л'], а стала [Л]. Можешь так? - [Л]!

- [Л]!

- Точно! Встала МЬ. Была [М^], а стала.

- [М].

- НЬ. Была [Н'], а стала.

- [Н'].

- [Н'] - это когда она садилась на диванчик. А теперь она встает. Как будет, поищи.

- [Н]!

Работа несложная, но важно ее проделать несколько раз. В этом случае ошибку при прочтении слова будет легко исправить, сказав: «Встаем с диванчика!»

Стоит еще раз обратить внимание на то, что в некоторых случаях звучание не меняется: Ж и ЖЬ, Ш и ШЬ, Ч и ЧЬ, Щ и ЩЬ читаются одинаково.

Сестрички и братики

Игра очень похожа на игру «Братики и сестрички» (см. статью в «СДО», 2015, №8), но на этот раз все будет наоборот. Теперь «сестрички» будут учить «братиков» говорить.

- Вёть я зя тя-бёй пявь-тя-ряю, пявь-тя-ряю. А ти зя мнёй сьмё-жещ пявь-тё-рить?

- Конечно!Запросто!

- Скажи МЬ!

- М! (Маленький кубик стоит на столе, большой - в руках педагога. Грань с «М» закрывается рукой.)

Далее педагог спрашивает у ребенка:

- Как сделать «М»?

- Встать с диванчика - М без мягкого знака!

- Молодец! Точно! (Педагог убирает руку, показывая «М» на кубике.)

«Сестричка» продолжает:

- Скажи МЮ!

- МЮ!

- Но это же братик! Вставай с диванчика! Была [М^], а стала.

- [М].

- Скажи МЮ!

Поискав, подумав, ребенок отвечает:

- МУ!

Педагог спрашивает у ребенка:

- Как сделать «МУ»?

Вопрос легкий, ответ на него находится сразу:

- С буквой У.

- Молодец! (Педагог убирает руку, показывая МУ на кубике.)

Далее «сестричка» просит «братика» сказать: МЁ, МЯ, МЕ, МИ. Братик, конечно же отвечает МО, МА, МЭ, МЫ, а ребенок определяет, что эти сочетания пишутся с буквами О, А, Э, Ы.

Опять пожар, или Животные-5

На этот раз пожар произойдет в другом лесу. Проехав по 5-6 дорожкам (см. статьи в №9 (51)/2014 и в №3 (65) 2016), мы столкнемся с тем, что дальше дороги нет. Пожарная машина проехать не может. И, конечно же, потребуется срочно построить новую дорогу.

а) Новая дорожка

Перед детьми - россыпь перевернутых вниз изображением карточек. Однако теперь на этих карточках слоги со всеми гласными -как с УОАЭЫ, так и с ЮЁЯЕИ. Обратные стороны карточек, т.е. те стороны, которые видит ребенок, не одинаковы. Карточки, на которых согласные сочетаются с гласными УОАЭЫ, с обратной стороны «синенькие», а карточки, на которых согласные сочетаются с ЮЁЯЕИ - «зелененькие».

Почему карточки именно «синенькие» и «зелененькие»? В принципе можно было выбрать любые другие два цвета, важно лишь, чтобы цвета были разными. Но в школе, куда ребенок весьма скоро попадет, принято твердые согласные звуки обозначать синим цветом, а мягкие - зеленым. Почему бы не ввести эти цвета именно сейчас?

Строя дорожку, дети будут выбирать не отдельные карточки, как раньше, а пары карточек, причем по принципу «синенькие-зелененькие»: одна карточка должна быть «синенькой», другая - «зелененькой». Таким образом, максимально интенсивное чередование смягченных и несмягченных сочетаний нам обеспечено.

ЦА МЯ| ЛЫ св ¡КУ ВЯ I EALCH I ЗА [ БЁ I НА[ЭЮ [

Сама же дорожка строится так же, как прежде, только теперь ребенок прочитывает пару выбранных карточек и удлиняет дорожку сразу на две единицы. (Дорожку лучше строить на фланелеграфе.)

Если вы включитесь в игру наравне с малышом и станете прочитывать пары карточек, играть будет интереснее.

б) Пожарные-спасатели

Ребенку предстоит прочитывать слова, называющие спасаемых животных. Но, разумеется, это будут слова нового «уровня сложности» - более длинные, в них будет больше стечений согласных. В остальном игра проходит так же, как описано в №3 (65)/2016.

Варьируем условия игры

Конечно, вместо «пожара» можно:

• снова посмотреть телевизор, предварительно построив его из пар карточек (см. статью в №4(56)/2015);

• прогуляться в темноте (также см. №4(56)/2015);

• отправиться в дальние страны и познакомиться с новыми животными. При этом можно построить из карточек машину, автобус, самолет или даже целую «железную дорогу». «Рельсами» станут две дорожки из элементов, «шпалами» - полоски, которые очень легко нарезать из обычной бумаги.

1дд~ Ntflj jjbJ СЕ I КУ |ая_|_ БМВЮ I го! ЬИ ЛЕ жу |МЮ|ДЭ | ГЁ | БЫ I ДЯ | ЛА 1 3É ¡ВЫ

Еще один интересный сюжет - поиграть в Доктора Айболита.

Поскольку Айболит традиционно должен сидеть под деревом, именно дерево (как символ знаменитой клиники) мы и будем выкладывать из «синеньких-зелененьких» элементов. Затем один за другим к Айболиту будут приходить звери, и он, конечно же, всех их блистательно вылечит!

14

Магазин

- Внимание-внимание! В нашем лесу на Большой Поляне строится новый магазин! В нем будут продавать продукты (игрушки, одежду, мебель и т.п.).

Конечно же, после такого объявления наш сегодняшний игрушечный герой поспешит на Большую Поляну и захочет помочь строителям.

а) строительство

«Магазин» будет большим прямоугольником, построенным из «синеньких-зелененьких» элементов. Хорошо, если основой для такого строительства будет уже описанный нами фла-нелеграф (прямоугольная основа, обтянутая фланелью) - его форма задаст контуры, вдоль которых будут строиться стены, а элементы на фланелевой основе будут лучше держаться, «не разбегаясь в стороны».

Одному ребенку построить целый магазин сложно. Лучше, если вы с ним будете выбирать и выкладывать пары элементов по очереди.

Двухэлементные слова из сочетаний получаются довольно забавными. Некоторые из них будут похожи на имена (ВУТЯ, НОМЯ), другие - на их падежные формы (ФОТЮ,

ТУЛЕ и т.п.). Для оживления ситуации можно по ходу придумывать сказку про строителей-помощников. Кто пришел следующим? ВУТЯ. Позвал кого? - ФОТЮ. Потом позвонили ТУЛЕ, ЦАМЕ... Новые строители - ДЫТИ! ЛУГИ! При желании можно переставить сочетания местами (некоторым детям это очень нравится, и они с удовольствием подолгу экспериментируют с «кусочками»). Если вместо МЫРЁ захочется составить РЁМЫ - почему бы нет?

Один из моих юных учеников придумал делить всех «новичков» на «чудиков» и «инопланетян». «Чудиками» назывались герои типа НУФЯ, ШОДЯ, ТОЗЯ... Это были существа симпатичные, но менее желанные, чем «инопланетяне». А «инопланетянами» становились ЛУГИ, ГЮМЫ, ЗЁТЫ, ПЯВЫ и т.п. Тот, кому они попадались, был явным счастливчиком - «повезло!»..

б) «Денежки в кассу!»

В построенный магазин привозят товары -картинки с изображением продуктов, игрушек, одежды, мебели - в зависимости от профиля заведения. Картинки не переворачиваются, они красиво раскладываются на «витринах» магазина. (Кто же прячет товары?)

Игрушка-помощница садится в плоскую коробку, которая становится «кассой». Перед детьми - развернутый веер из маленьких узких полосок с напечатанными на них названиями «товаров». Это - «денежки». Выбрав (лучше не глядя) «денежку», ребенок прочитывает название «товара», который можно на нее купить, и получает этот «товар». А саму «денежку» надо будет отправить в «кассу». Если ребенок забудет, «кассир» смешным голосом напомнит:

- Денежки в кассу!

Ребенок положит «денежку» в коробку рядом с «кассиром», а тот обязательно «пробьет чек» - каким-либо доступным для этой игрушки способом постучит по «денежке». Например, лапкой (если игрушка большая) или даже носом (если игрушка маленькая)! Процесс получается очень веселым.

Перспектива увидеть действия «кассира» является хорошим стимулом для того, чтобы читать снова и снова.

Понятно, что игру можно повторять много раз: если поначалу строился и использовался магазин продуктов, то потом можно построить магазин игрушек, затем - одежды, мебели и др. (Подходящие картинки можно найти в детских лото.)

Большие гонки, или Гости-5

Теперь из «синеньких-зелененьких» карточек будут построены широкие (двух-трех-четырех-полосные) дорожки для игрушек-гонщиков. Сами же гонщики будут прибывать по одному (доставаться из непрозрачного пакета, как это было и раньше) и обращаться к «лучшему-в-мире-сборщику-машин» (ребенку) с просьбой собрать для них гоночную машину. Из чего? Ну, разумеется, из частей!

Конечно, это будут строго индивидуальные машины: нельзя же верблюду и лягушке пользоваться одинаковыми!

На каждой машине будет написано, чья она.

Таким образом выкладываются не очень длинные слова, в которых встречаются гласные ЕЁЮЯ. В нашем случае это могут быть, к примеру, ОСЁЛ. КОЗЁЛ. ВЕРБЛЮД. ЛЯГУШКА. ОВЕЧКА. Весьма вероятно, что машины некоторых из них окажутся неисправными - на них будет написано КОЗОЛ, ХРУШКА и т.п. «Лучшие-в-мире-сборщики-машин» тут же устранят неисправности, попутно задумываясь над тем, кто сказал ЗЁ или РЮ - «братик» или «сестричка».

Детский сад, или Гости-6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Теперь наши многоопытные составители слов будут выкладывать длинные и трудные слова, в которых встретятся и УОАЭЫ, и ЮЁЯЕИ. (В силу особенностей слов чаще других будет появляться гласная Ё.)

На этот раз ребенок будет директором детского сада. (Дети, посещающие детский сад, знают упоительную сладость этой роли.) Он будет «записывать» в свой новый, только что построенный садик новых

деток. Каких? Наверняка вы найдете подходящих героев среди игрушек ребенка. Это могут быть, к примеру:

ПОРОСЁНОК

ЖИРАФЁНОК

УТЁНОК

КОТЁНОК

МЕДВЕЖОНОК

ЯГНЁНОК

ТИГРЁНОК

КИТЁНОК

СЛОНЁНОК

КРОКОДИЛЁНОК

ЛИСЁНОК

МАМОНТЁНОК

Надо ли очертания садика выкладывать из «синенько-зелененьких» кирпичиков? Вы это почувствуете сами. Возможно, достаточно будет просто обозначить существование садика каким-либо символическим «ковриком».

- Тук-тук-тук!

- Кто там? (Рука ребенка, как и прежде, достает игрушку из непрозрачного пакета.)

- Здравствуйте! Я - утенок. Вы утят в садик принимаете?

- Принимаем!

- О, как хорошо! Значит, я пошел в группу?

- Подожди! Сначала тебя нужно записать! У. ТЁ...НО... К.

Ребенок составляет слово. Затем приходит Доктор Айболит (которым может оказаться любая игрушка) - ведь надо же убедиться в том, что новоприбывший воспитанник здоров, и ему можно посещать садик!

- У. ТО. НО. К. УТОНОК! Он же УТОНЕТ!!! Надо быстрей спасать!.. Надо лечить! Слово исправляется, счастливый утенок проходит в «помещение».

- Тук-тук-тук!

- Кто там? (Приходит и записывается новый малыш.)

Понятно, что далее записанных в детсад малышей можно:

• накормить (КОТЛЕТАМИ, ПЮРЕ, ТЕФТЕЛЬКАМИ, ЗАПЕКАНКАМИ - выкладываем нужные слова),

• вывести на прогулку (где будут КАРУСЕЛИ, ГОРКИ, ЛЕСЕНКИ, САМОЛЁТЫ, СКАМЕЕЧКИ - выкладываем).

• охватить доступной им культурной программой - например, почитать книжки (про ДЮЙМОВОЧКУ, КРОКОДИЛА ГЕНУ и др.), загадать загадки (если остались неиспользованные карточки или если захочется какой-либо набор прочитать еще раз) и т.п.

Спасение утопающих, или Гости-7

При описании игры в «детский сад» было перечислено множество малышей. Конечно, поработать со всеми ними на одном занятии, в рамках одной игры, не удастся. Останутся малыши, с которыми можно поиграть по-другому. Например, отправиться отдыхать к морю -построив кораблик из «синеньких-зелененьких» элементов и уплыв подальше. Ведь там, в открытом море, мы можем услышать чьи-то крики:

- Спасите! Помогите!

Далее может выясниться, что это пассажиры некоего корабля, потерпевшего крушение. Конечно же, их надо спасти! А для начала -бросить им спасательные круги! Разумеется, подходящие каждому индивидуально - не может же слоненок воспользоваться таким же кругом, как бельчонок! Если среди тонущих вдруг окажется китенок, можно объяснить, что он поранился (например, вызволяя малышей из тонущего корабля) и сам плыть больше не может.

Затем спасенных можно обтереть ПОЛОТЕНЦЕМ, дать им новую ОДЕЖДУ (БРЮЧКИ, РУБАШЕЧКИ, ПЛАТЬИЦА.), успокоить, рассказать сказку, предложить ИГРУШКИ, угостить и т.п.

Масленица

Конечно, в эту игру лучше играть во время соответствующего календарного праздника.

Предварительно вспомнив и перечислив максимальное количество возможных масленичных угощений, мы начинаем их «готовить» (выкладывать). Составленное слово может быть отправлено в «печку» (полочки для кубиков Зайцева или участок фланелеграфа для слов из кассы), постепенно превращающуюся в своеобразную выставку шедевров пекарного искусства.

В «печке» могут оказаться БЛИНЫ, ОЛАДУШКИ, ПИРОЖКИ, СЫРНИКИ,

ЛЕПЁШКИ, ПРЯНИКИ, БУЛОЧКИ, БУБЛИКИ, КУЛЕБЯКИ, БЕЛЯШИ, КРЕНДЕЛЬКИ, РАССТЕГАИ, ТОРТИКИ, ПИРОЖНЫЕ, ПЕЧЕНЬЕ, СУШКИ, БАРАНКИ, КОРЖИКИ, РУЛЕТЫ и др.

Безусловно, возможны уточнения - не просто ТОРТ, а КЛУБНИЧНЫЙ ТОРТ, не просто ПИРОЖКИ, а ПИРОЖКИ С КАПУСТОЙ и т.п. Можно дополнительно, перед подачей блюд на стол, подумать о СМЕТАНЕ, ВАРЕНЬЕ, СГУЩЁНКЕ.

Когда же все испечется, мы начнем угощать гостей (родителей, ребят, игрушечных друзей). Теперь мы будем поочередно доставать изделия из «печки» и торжественно представлять их гостям (прочитывая слова). Как ни странно, это дело может оказаться не таким уж простым.

Снова день рождения

Договорившись с ребенком о том, с какой игрушкой играть, мы объявим, что у нее день рождения. Кто придет в гости - это тоже обсуждается с малышом. Далее - всем хорошо знакомый процесс: «новорожденная» игрушка готовит «угощение», а гости-игрушки придумывают и приносят «подарки» (выкладывая соответствующие слова из кубиков или карточек кассы).

Спектакль

Какую сказку будут показывать в детском театре? Какие будут зрители? Где будет сцена? Ответив вместе с ребенком на эти вопросы, начинаем представление.

Любую сказку можно разы грать, вы клады вая ключевые слова, необходимые для ее продолжения. Например, в сказке про Красную Шапочку можно будет выложить слова: КОРЗИНКА, КУСОЧЕК ПИРОЖКА, ГОРШОЧЕК МАСЛА, ДОРОЖКА, ЛЕС, ВОЛК, ДОМИК, БАБУШКА, ВЕРЁВОЧКА, КРОВАТЬ, ДРОВОСЕКИ. Кто-то из героев при этом может быть и игрушечным - сама Красная Шапочка, Пиноккио, Кот Котофеевич, Василиса Премудрая, Баба Яга, Буратино и др.

Зоопарк, или Животные-6

Наш новый набор карточек для прочтения будет «смешанным» - одни слова в нем будут разделены на части, другие - нет. К тому же этих слов будет много (30-40).

К задаче прочтения теперь можно добавить еще одну задачу - например, интеллектуаль-

ную, требующую разделения изображений на группы.

На этот раз мы можем, поставив «сине-нько-зелененькие», «дорожковые» или какие-то другие заграждения, организовать зоопарк. Карточки будут названы вагонами, на каждом из которых написано, кто именно здесь едет. Конечно же, задачей «директора зоопарка» (ребенка), принимающего новых зверей, будет выяснение того, кто едет в очередном вагоне, и распределение животных внутри зоопарка. Понятно, что травоядные и хищники окажутся в разных отсеках. Отдельное место будет отведено для птиц, причем хищным потребуется своя клетка. Может быть, в зоопарке появится и террариум, и обезьянник, и бассейн с морскими животными, и пруд с водоплавающими и т.п.

В какой отдел?

Потребуется большое количество карточек с надписями и изображениями товаров - как всегда, надписи будут на одной стороне карточки, а изображения - на другой. Ребенок, «директор магазина», будет принимать товары, (то есть читать названия продуктов питания или предметов одежды, обуви, игрушек и т.п.) и распределять эти товары по отделам (мясной, рыбный, бакалейный, кондитерский, овощной, фруктовый.). Можно использовать картинки «Методик Зайцева». Материалом могут также стать картинки многочисленных детских лото.

Морское путешествие Идея морского путешествия обычно детям очень нравится. Лучше всего сразу определить цель путешествия - исследование морских глубин. К примеру, наш любимый игрушечный герой, уже не раз посмотревший по телевизору свою любимую программу «В мире животных» (см. статью в СДО №4 (56)/2015), может заинтересоваться тем, как животных снимают для передачи, связаться для этого с редакцией и неожиданно выяснить, что очередная съемочная

экспедиция должна быть отправлена к морю -в поисках материала про морские глубины.

Ну конечно, наш герой обязательно захочет отправиться в плавание. Но к плаванию, как известно, надо хорошо подготовиться. Что потребуется? Прежде всего, КОРАБЛЬ. ОДЕЖДА, ПРОДУКТЫ (какие именно?). А как долго можно находиться под водой без воздуха? Нужен АКВАЛАНГ, или ВОДОЛАЗНЫЙ КОСТЮМ. А как проводить съемки? ПОДВОДНЫМ ФОТОАППАРАТОМ или ПОДВОДНОЙ ВИДЕОКАМЕРОЙ (выкладываемые слова становятся все труднее, часто образуют словосочетания). Возможно, будет продумана и система защиты от акул, которые могут нам встретиться.

Далее важно не забыть про некоторые игровые детали. Одного выкладывания и прочтения слов будет мало. Игра должна быть игрой. Приготовленный КОРАБЛЬ, обязательно совершающий волнообразные движения, может оказаться фланелеграфом или плоской коробкой. Герой должен сесть и поплыть, возможно, даже рискуя быть сброшенным в море (кстати, его ведь можно и спасти, подобрав соответствующие средства .). Можно при этом спеть «геройский» кусок песни «По морям, по волнам.». Затем, оказавшись на середине моря, герой понарошку надевает «акваланг», берет «камеру» (отлично подходит клеящий карандаш с дырочкой внизу - это и функционально, и забавно). И, конечно же, он ныряет и плывет! Кого увидит - будет снимать!

Далее мы выкладываем перевернутые карточки с названиями морских обитателей. Названия же будут как легкие, короткие (МУРЕНА, КАШАЛОТ, РЫБА-КЛОУН), так и длинные и трудные (БОЛЬШЕРОТАЯ АКУЛА, ГОРБАТЫЙ КИТ, КАРИБСКИЙ ЛАМАНТИН). Мы уже не боимся незнакомых названий - мы ведь отправились изучать неведомое!..

Шл

Ы

Скорее всего, наше путешествие состоится не один раз, так что в следующий раз, возможно, пригодится и ПОДВОДНАЯ ЛОДКА. А может быть, даже БАТИСКАФ (есть дети, которые по мультфильмам прекрасно знают, что это такое). Хорошо, что в современных книгах и журналах материала для карточек предостаточно. Чем более натуральным будет изображение, тем лучше. Фотографии морских обитателей подходят лучше всего.

Приключение

До сих пор, составляя с ребенком слова, мы имели дело преимущественно с существительными. Игра «Приключение» поможет детям попрактиковаться в написании самых различных частей речи - по большей части, глаголов.

Наверняка любой из родителей помнит из своего детства игры-«ходилки»: игроки бросают кубик и определяют, сколько шагов может сделать их фишка по длинной изогнутой пронумерованной дорожке. Некоторые позиции несли негативные предписания (пропустить ход или вернуться назад), некоторые - позитивные (сделать дополнительный ход или пройти вперед). Игроки соревновались, постоянно встречались с неожиданностями, и играть было интересно.

«Приключение» - игра подобного рода. Правда, никакой соревновательности в ней не будет: не каждый дошкольник, особенно четырехлетка, к ней внутренне готов. Нескольких игроков также не потребуется, единственным «идущим» будет наш ребенок, точнее - его фишка. Но вот опасностей и неожиданностей будет хоть отбавляй. И буквально на каждом шагу нужно будет фантазировать - и вам, и ребенку.

Перед ребенком - игровая дорожка с пронумерованными клеточками (или кружочками) - «шагами». Ее легко нарисовать самим на большом листе бумаги. Поскольку мы еще не знаем подробностей будущей игры (они пока что просто не придуманы), никаких рисунков там нет. Однако клеточки-шаги покрашены в разные цвета: есть красные, желтые, зеленые. А некоторые почему-то оставлены белыми.

- Видишь, какой длинный путь? Давай придумаем, кто по нему пойдет.

- Буратино! (Зайчик, Робот, Сказочный Богатырь, Красная Шапочка - хоть Гарри Поттер, если вы не слишком против).

- А куда ему нужно попасть? Очень-очень нужно!

- К Папе Карло! (к Маме-Зайчихе, на корабль инопланетян, к пещере Змея Горыныча, к Бабушке - хоть в волшебную школу).

- Но дорожка не простая, а особенная, и идти по ней надо с помощью волшебного кубика. Помнишь, в некоторых сказках герои шли туда, куда их вел волшебный клубок? А у нас будет волшебный кубик. (При желании можно придумать, какой именно благодетель дал герою это путеводное чудо.) Бросай кубик!..Что на нем?

- Три точки.

- Значит, можно сделать три шага. Вот так -один, два, три. Мы попали на красное поле, а красное поле всегда будет означать какую-нибудь трудность. С ней надо будет справляться. И вот. пошел дождь! Что будем делать?

- Не знаю.

- А что вообще можно сделать? Мы хотим промокнуть?

- Нет.

- А что делать?

- Спрятаться под деревом! (Достать зонтик, забраться в пещеру. - пусть ребенок придумает сам.)

- Так и сделаем: С П РЯ ТА ТЬ СЯ ПО Д ДЕ РЕ ВО М.

Вы отчетливо, по частям произносите нужное слово или слова. Вопросы правописания перед ребенком стоять не должны. Нужный набор кубиков (стопочек с карточками кассы) тоже лучше набрать именно вам - слова трудные, непривычные, задача ребенка и без того непроста.

Возможно, ребенок выложит в одно слово - «СПРЯТАТЬСЯПОДДЕРЕВОМ». И тогда вы спросите: «Как ты думаешь, СПРЯТАТЬСЯ ПОД ДЕРЕВОМ - это одно слово или больше?» И обсудите этот вопрос с ребенком, предложив ему разделить склеившиеся слова. Герой же не захочет приклеиваться к дереву!

Красных полей на пути будет много. Какие еще могут встретиться трудности? Можно сочинять на ходу, в зависимости от выбранного ребенком сюжета (например, появился

Карабас Барабас), а можно воспользоваться заранее заготовленным «универсальным» списком трудностей:

• Началась гроза, буря, пожар, извержение вулкана, наводнение, землетрясение, камнепад;

• Нестерпимо захотелось есть, пить, спать;

• Вышла из строя (например, порвалась, сильно запачкалась или даже сгорела) одежда, обувь, сумка, корзинка (при этом что-то могло упасть и рассыпаться, разбиться);

• Встретился или даже напал враг (динозавр, волк, разбойник - возможно, целая банда, Кощей Бессмертный, тот же Карабас Барабас);

• Враг поймал героя, взял его в плен;

• Герой заболел, упал и сильно ушибся, замерз, перегрелся, обжегся, отравился, промочил ноги или всю одежду, поранил руку, ногу, ему напекло голову, на него сверху что-то упало;

• Герой попал в ловушку, например, в яму, а возможно, в топкое болото;

• Героя кто-то укусил или стал кусать (оса, пчела, змея, комары, дикий пес);

• Герой что-то важное потерял, а может быть, понял, что забыл с собой взять (что именно - можете придумать вместе с ребенком) и т.д. И т.п.

Обычно детям нравится быть находчивыми и справляться с любыми трудностями, поэтому ребенок вскоре начнет придумывать такие подробности, которые нам и не снились (воспаряя над лавой, выбираясь из зыбучих песков или справляясь с невероятными хитростями Лисы Алисы). Такое фантазирование полезно, ведь мы точно знаем, что он при помощи волшебных кубиков справится с любой напастью и выйдет из сложного положения непобедимым героем!

А если фишка попадет на желтое поле? Пусть произойдет что-то позитивное. Что?

• Герой что-то нашел - грибы, ягоды, пальму с бананами, красивый или драгоценный камушек, меч-кладенец, шапку-невидимку (тогда при последующей нежелательной встрече ему надо будет НА ДЕ ТЬ ША П КУ).

• Герой встретил кого-то «положительного» (придумаем, кого);

• Герой кого-то спас, угостил, кому-то помог;

• Кто-то героя угостил, помог советом или делом, подвез (еще на 3-5 шагов) и т.п.

Во всех этих случаях мы снова спросим у ребенка: «Что делать?». И будем выкладывать слова и сочетания слов: «СОБРАТЬ И ПОЖАРИТЬ», «ПОДКРЕПИТЬСЯ», «ПООБЕДАТЬ»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(«ПОЗАВТРАКАТЬ», «ПОУЖИНАТЬ»),

«ПОБЛАГОДАРИТЬ», «ВЗЯТЬ С СОБОЙ», «ПОРАДОВАТЬСЯ» ... Вариантов множество.

А что будет означать зеленое поле? Для разнообразия можно сделать так, чтобы ребенок что-нибудь прочитал. Посмотрите, какие карточки у вас остались непрочитанными. На них животные? - Пусть ребенок, прочитав, «спасет их из плена» (ловушки, капкана). Остались карточки с изображениями продуктов? Пусть они, прочитанные и отгаданные, появятся в качестве дара в «волшебном узелке» ребенка. А может, на ваших карточках растения? Объявим их сказочно-лечебными, предохраняющими от каких-нибудь болезней или даже врагов и возьмем с собой.

Как проинтерпретировать белое поле? Можно «никак» - должен же у героя быть какой-то отдых! А если настрой ребенка и его возможности позволяют, можно объявить белую клеточку «Полем Айболита» и попросить кого-нибудь вылечить или что-нибудь починить. Например, ему может встретиться

Х Ю Ш К А (или Б Е К А, или Б А Р У К).

Кто это? На какое слово похоже? Возможно, ребенок не сразу догадается, что это ХРЮШКА (БЕЛКА, БАРСУК). Чтобы их вылечить, надо догадаться, какой буквы не хватает и куда ее нужно вставить. Это не так-то просто! Хорошо хоть, что между всеми буквами много места, а в руках и карандаш, и ластик - можно думать, пробовать, проверять и исправлять.

А что можно починить? Чтобы не улетать в фантазиях чересчур далеко, можно выбрать что-нибудь, находящееся при себе или даже на себе. В случае, если наш герой Буратино, это может быть даже его К О П А Ч О К (КОЛПАЧОК). А может, перестало быть съедобным что-нибудь из запасов героя, например, Я Б О К О (ЯБЛОКО). Надо вставить выпавшую букву, и яблоко снова станет вкусным и полезным.

В этой игре мы не просили ребенка читать сочетания слов, но он в пылу игры их иногда сам придумывал и даже выкладывал, непроизвольно осуществляя переход к работе над фразами, предложениями, а в перспективе над текстами.

Желаем радостных и плодотворных занятий! ■

(Продолжение следует)

Статья поступила в редакцию 16.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.