Научная статья на тему 'Игровой подход в обучении дошкольников чтению'

Игровой подход в обучении дошкольников чтению Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
451
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧТЕНИЮ / ИГРОВОЙ ПОДХОД / СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ / ГЛАСНЫЕ ПЕРВОГО РЯДА / ЧТЕНИЕ ПО СКЛАДАМ / СОСТАВЛЕНИЕ СЛОВ / READING / GAMING APPROACH / SUBJECT-DIDACTIC GAME / STAGES OF LEARNING TO READ / READING SYLLABLE BY SYLLABLE / DRAWING WORDS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Синицына Ирина Юрьевна

В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Игровой подход в обучении дошкольников чтению»

И. Ю. Синицына

Игровой подход в обучении дошкольников чтению*

Синицына Ирина Юрьевна - ведущий научный сотрудник, психолог-педагог НОУ Центр эстетического воспитания детей «Золотой петушок», автор Курса подготовки к школьному обучению, игровой методики обучения чтению, развивающих программ для детей дошкольного и младшего школьного возраста (Москва, Россия)

В российской психологии описаны главные компоненты сюжетно-ролевой игры: воображаемая ситуация, роль, игровые действия, игровое использование предметов-заместителей. Поскольку именно игра является ведущей деятельностью дошкольника, присутствие тех же компонентов необходимо и в дидактических играх - особенно в том случае, когда обучаются дети 3-5 лет. Дидактические игры должны стать сюжетно-дидактическими. Крайне важной при обучении детей чтению является также последовательность постановки учебных задач. У многих дошкольников «читательские сложности» связаны отнюдь не с ленью и не с интеллектуальной косностью, а именно с неспособностью «перепрыгнуть» через промежуточные звенья процесса обучения. В предлагаемых статьях этапы обучения чтению четко прописаны. Задача педагога - грамотно выстроить процесс обучения чтению, подойти к нему максимально творчески, найдя для решения каждой педагогической задачи нужные компоненты сюжетно-ролевой игры, превратить обучение в радостный, увлекательный процесс. При обучении рекомендуется использовать кубики Зайцева, однако описываемая система отличается от системы Зайцева рядом ключевых особенностей и не может считаться ее продолжением или модификацией.

Ключевые слова: обучение дошкольников чтению, игровой подход, сюжетно-дидактическая игра, этапы обучения чтению, гласные первого ряда, чтение по складам, составление слов.

Play approach in teaching preschool reading

Irina Yu. Sinitsyna, Leading Researcher, Psychologist, Educator of the Center of the Aesthetic Education of Children "The Golden Cockerel" (Moscow, Russia)

In Russian psychology the main components of the role play are thoroughly described: imaginary situation, role playing action, substitutes usage, etc. Since play is a leading activity for preschool child, the presence of the same components for didactic games - especially in the case for children 3-5 years old - is of great need. It is important in process of teaching children to read make the right sequence of educational objectives. Many preschoolers struggle with the reading not due to the laziness or cognitive complexity of the process, but namely due to the inability to "jump" through the intermediate links of the learning process. In this article the stages of learning to read are clearly spelled out. The task of the teacher is to build the process of learning to read in a creative way, find solutions to every educational problem with the help of the desired components of the role play and thus turn learning into a joyful and fascinating process. The Zaitsev's cubes are recommended for use, though described system differs from the Zaitsev system in many ways and can not be considered as its extension or modification.

Keywords: reading, gaming approach, subject-didactic game, stages of learning to read, reading syllable by syllable, drawing words.

* Окончание. Начало см. Синицына И.Ю. Насколько готов ребенок к обучению чтению? // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №№4, 7; Синицына И.Ю. Игровой подход в обучении дошкольников чтению // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. №9, 2014. №№7, 9, 2015. №№4, 8, 2016. №№3, 10.

Учимся читать фразы, предложения, тексты

Часто родители думают, что ребенок «научился читать», если он способен прочитать любое слово.

Это не совсем так. Чтение фраз, предложений, а тем более текстов требует дополнительной умственной активности по установлению связей между словами, фразами и предложениями. Тексты нужно научиться понимать. Как минимум, воспринимая каждое следующее слово, нужно помнить все предыдущие и быть сконцентрированным на определение смысла читаемого.

Мы снова построим игры так, чтобы без понимания смысла прочитанного выполнить игровую задачу было невозможно. Только читаться теперь будут более крупные образования. Для начала - фразы.

При чтении первых фраз нам снова потребуется выделение «кусочков» слов - даже в случае, если ребенок довольно уверенно читает слова без всяких разделений.

Почему? Потому что задача усложнилась. А при усложнении задач не только дети, даже взрослые зачастую теряются. Именно на соединение слов, на понимание смысла должны быть направлены основные силы малыша. В остальном мы постараемся ему максимально помочь.

Домики для сказочных героев

Итак, жил-был строитель Гоша (Ваня, Катя -называется реальное имя ребенка). Всем, кому это требовалось, он строил лучшие в мире дома. Иногда желающие поселиться в новом доме приезжали к нему из очень далеких мест!

Вот как раз едет поезд. В вагончиках -сказочные герои. Кто именно? Как при игре в «Загадки» ребенок отгадывает, прочитывая соответствующие слова и переворачивая соответствующие картинки.

Предположим, приехали Буратино, Маль-вина и Пьеро.

А у Гоши уже готовы «бревнышки» для будущих домов (картонные полоски с написанными на них группами слов). Каждое «бревно» помечено, можно определить, для чьего домика оно предназначено.

Читаем: «Стоит на полянке». Кто это? Рассматриваем картинки - Мальвина! Значит, из этого бревнышка можно сделать первую стенку для ее дома. «Не пошел в школу». Кто это? Конечно, Буратино. И у него появляется первая стенка, хотя его позиции в отношении образования далеко не идеальны. «Пишет печальные стихи». - Ну конечно, Пьеро! «В синих шортах». - Опять Буратино. Вот они, шорты, на картинке.

Наконец, готовы и стенки, и крыши. Но полоски еще не закончились. Можно построить дорожки между домиками - для того, чтобы наши герои могли ходить друг к другу в гости. Получился целый городок!

Лучше, если наборов для подобного строительства будет несколько. После 2-3 игр можно использовать «бревнышки»-полоски со словами, не разделенными на «кусочки».

Цирк

В игры можно превращать любые попавшиеся под руку интересные картинки. На них могут быть изображены представители различных профессий, изделия мастеров, любимые детьми сказочные персонажи. Все, что может заинтересовать ребенка, можно использовать как материал для «читательских» игр.

Тема цирка очень хороша для того, чтобы стимулировать ребенка к прочтению длинных, трудных и, возможно, незнакомых ему слов. Если слово «акробат» дети, как правило, знают, то слова типа «эквилибрист», скорее всего,

вызовут у них недоумение. Конечно, их полезно прочитать, ведь не всегда в книгах появляются только знакомые нам слова. Полезно также справиться и с длинным словом «дрессированный», с редко встречаемыми словами «жонглер», «воздушный гимнаст» и др.

Читательские трудности будут скрашены тем, что цирковые артисты-звери получат смешные имена. На обороте каждой карточки будет написано не менее трех-четырех слов - и легких, и трудных. А их сочетание вызовет у ребенка улыбку: «Жонглер - поросенок Пузик», «Слоненок-эквилибрист Шуша», «Джули, единственная в мире летучая корова», «Знаменитый клоун, кот Помпончик» и т.п.

Останется объявить о представлении и назначить одну из смешных игрушек ребенка цирковым конферансье. Пусть, скажем, веселая обезьянка выбежит на середину придуманной вами арены и радостно возвестит: «Выступает знаменитый артист...», а ребенок выберет одну из карточек, перевернутых вниз изображением, и прочитает то, что на ней написано.

Если перспектива придумывания имен артистов и заголовков в целом вас пугает, можно сделать это вместе с детьми. Тогда игра будет проведена в два этапа: сначала придумывание (возможно, с совместными попытками написать получающийся текст) и собственно представление.

Рассеянный волшебник

В этой игре мы будем по определенному правилу подбирать пары слов.

... Наступила ночь. Все легли спать. А по небу над спящим городом пролетал волшебник. Совершенно случайно он просыпал один из своих волшебных порошков. И даже не заметил этого - так и полетел дальше.

Проснулись утром жители - и не могут понять, что случилось: Собака хрюкает Кошка лает и т.п.

(Вы радуетесь вместе с ребенком, читая весь список.)

Может, жители города просто заболели?

Хорошо, что волшебник, не найдя своего порошка, обо всем догадался. И отправил на выручку своего помощника Диму (Васю, Колю). Конечно, он справится и наведет порядок! Возьмет свою волшебную палочку. Вернее, несколько волшебных палочек (берем цветные карандаши)... И примется за работу.

Теперь задача ребенка - вернуть каждому жителю города «свой» голос. Исцеляя собаку, придется прочитать все варианты, найти среди них подходящее слово «лает» и провести карандашом линию от одного слова к другому. Следующую пару будем соединять линией другого цвета, иначе линии перепутаются и разобраться будет трудно.

Подобных игр можно придумать множество - достаточно составить пары слов или словосочетаний, а затем их перепутать между собой. Темы игр могут касаться, например, профессий («Врач строит дома», «Строитель лечит людей»), используемых человеком предметов («Ножницами забивают гвозди», «Молотком режут бумагу») и т.п.

Шл

/

Путаница

Эта игра чуть сложнее - ребенку надо будет устанавливать соответствия между двумя половинками предложения.

Любимая игрушка ребенка отправляется в гости. К кому? (Придумайте вместе с ребенком.) Однако ее изумлению нет границ. (Разыграйте ситуацию поярче.) Что-то, несомненно, случилось! Все ведут себя очень странно. В чем дело?

А дело в том, что над городом пронеслась буря! К счастью, ни одно жилище не пострадало, но порядки оказались нарушенными.

Перед ребенком россыпь полосок с надписями (6-8 штук). На одних начала предложений, которые можно узнать по большим буквам. На других - концы предложений - их можно узнать по точкам.

Присоединяем наугад любое «начало» к любому «концу». Читаем:

«Утром почтальон принес... восемь человек».

«На автобусной остановке стояло. пять ящиков пряников».

«В кондитерский магазин привезли. большое письмо...».

Или другой набор:

«Утром на лесной полянке. мама пылесосила коврик».

«Во дворе нашего дома. выросло много белых грибов»;

«В субботу в большой комнате. построили новую детскую площадку».

Загадки

Отгадывать загадки - одно из любимых занятий детей. Однако к выбору загадок лучше относиться строго, предлагая ребенку только качественные тексты. Очень подходят народные загадки. Правда, и читать, и отгадывать их современным детям будет довольно трудно. Поэтому мы сгруппируем загадки по 6-7 и к каждой группе приложим лист изображений-отгадок. Во-первых, выбрать нужную отгадку и в этом случае будет не очень просто, а во-вторых, мы не забудем, что главная работа ребенка будет состоять в прочтении

и понимании текста. Совершение этой работы маленьким читателем должно сопровождаться радостью, а не столкновением с новыми трудностями, кажущимися ему непосильными.

Картинная галерея

Перед ребенком - несколько небольших репродукций известных картин. Он - директор музея. В музее готовится большая выставка. Привезены новые картины, их надо принять и развесить в залах галереи. Конечно, важно, чтобы посетители смогли узнать, как называются эти картины и какие художники их написали. Все таблички уже подготовлены. Теперь главное не запутаться и рядом с каждой картиной прикрепить нужную надпись.

Конечно, ребенок вряд ли будет знать названия всех картин и фамилии всех художников. Но он увидит, что изображено на полотнах, и это ему, несомненно, поможет выполнить работу правильно. Вряд ли «Всадницу»

гс1""1*"5"! 11 ЯВЦфДЦ

| На а т хч >у сзю га рк>1!. с 11 м: кт^^^У^^^Т^ГиТ^!^^!^!^

К.П. Брюллова малыш спутает с «Рожью» или «Утром в сосновом лесу» И.И. Шишкина, а за «Богатырей» В.М. Васнецова примет «Девочку с персиками» В.В. Серова. Если выбрать картины с характерными сюжетами и понятными, выразительными названиями, ребенок не будет испытывать затруднений при выборе картин, его задачей останется прочтение и понимание названий. И знакомство с художественными шедеврами будет окрашено радостью от собственной активности и успешности в таком непростом и ответственном деле.

Почтовый ящик

Что будет почтовым ящиком? Придумайте вместе с ребенком. Лучше, если это будет коробка с широкой щелью для писем, хотя бы немного напоминающая ваш реальный почтовый ящик на лестничной площадке. Коробка должна легко открываться и закрываться, иначе ребенок не сможет самостоятельно доставать письма. Ящик будет всегда стоять на одном месте, доступном всем участникам переписки.

Все, что связано с перепиской, будет окутано атмосферой тайны и вслух обсуждаться не будет - так интереснее. Дети любят секреты!

Каждое письмо будет представлять собой листок бумаги, свернутый, например, вдвое и подписанный: «Пете» или «Маме» (или «Анне Петровне», если игра происходит в детском учреждении).

Ваши письма будут короткими, информативными, призывающими к совершению какого-нибудь интересного действия, лучше всего поискового характера. Они могут быть «вашими», а могут быть написаны от имени игрушки.

Например:

«Я спрятался под твоей кроваткой. Найди меня. Мишка»;

«Петя, возьми меня сегодня, пожалуйста, на прогулку. Слоник»;

«На кухонном столе в вазочке под крышкой лежит конфета для Пети. Мама»;

«Подойди к книжной полке, загляни в синюю коробочку, я в ней. А кто я - угадай» (любая маленькая игрушка - солдатик, божья коровка и т.п.);

«Твой друг Ваня пойдет гулять в три часа. Мама» и т.п.

Ни в коем случае не пишите «Петя, помой посуду» или «Петя, вымой руки» - это разрушит игровую атмосферу и вызовет у ребенка законное чувство разочарования. О подобных вещах лучше договариваться устно.

Если игра подана правильно, то, скорее всего, через некоторое время ребенок тоже захочет написать вам письмо. Творческий подход заразителен. И скорее всего, его послание будет для вас подлинным испытанием. Ведь он напишет его сам, без помощи старших. В нем почти обязательно будут пропущенные буквы (возможно, их будет много). И каллиграфия, и орфография в нем будет, мягко говоря, весьма условными. И вероятно, даже главную мысль письма понять будет весьма непросто.

И вы почувствуете, что в жизни всегда есть место подвигу. На этот раз вашему. Ведь вы сконцентрируете в себе максимум терпения, такта и любви к малышу и не будете обрушивать на его творческую голову поток всех возникших у вас соображений по поводу его грамотности. Он еще не должен писать правильно, он будет много лет этому учиться в школе. Постарайтесь просто порадоваться получению письма, понять то, вам хотели сказать, и отреагировать соответствующим образом.

А уже потом, например, на следующий день особенно взволновавшее вас слово можно будет ненароком выложить с ребенком из кубиков или написать на бумаге. Например, под предлогом того, что какой-нибудь игрушке надо «по секрету» составить подобное письмо, и она просит помощи. Вы скажете, как именно пишется слово, ребенок его выложит или напишет. Благодарная игрушка не забудет похвалить своего замечательного помощника. Так мы сможем поправить малыша, не отбив у него охоты к дальнейшим письменным опытам.

Остров сокровищ

Эта игра очень похожа на «Почтовый ящик» - ребенок снова будет читать сообщения о «секретах». Но теперь эти сообщения будут более длинными, а зона поиска уменьшится.

Она ограничится столиком, за которым ведутся занятия, а еще лучше - фланелеграфом.

Игровое действие будет происходить на «Острове сокровищ».

Согласно совершенно достоверной информации, на этом острове есть клад! (Можно заранее показать ребенку плоскую блестящую фигурку желательно «драгоценной» ромбовидной или шестиугольной формы.) Клад закопан под одним из многочисленных больших камней острова. А вот и эти камни.

На фланелеграфе один за другим появляются различные предметы. Это могут быть

• маленькие разноцветные непрозрачные крышечки (например, от йогурта, зубной пасты или шампуня);

• фигуры, вырезанные из цветного картона;

• небольшие коробочки (вроде пустых спичечных, обклеенных чем-нибудь ярким);

• маленькие, лучше красивые, кусочки ткани (это, конечно, будут уже не камни, а, например, песчаные холмы);

• любые небольшие предметы, оказавшиеся под рукой: ластики, точилки, камушки и т.п.

Таким образом, на столе появляется множество привлекательных предметов. Их можно рассмотреть, потрогать. Пока это разрешается. Ведь очень скоро, буквально через минуту, игра начнется, и камни (песчаные холмы) станут заколдованными, «горючими». Прикоснешься -и сгоришь. И только под одним будет сокровище. Этот камень (холм) будет обычным, «негорючим». В целях собственной безопасности его нужно будет найти сразу, без ошибок. Как? Благодаря старинному письму, найденному на острове.

Итак, игра начинается. Сейчас, пока Ваня добирается до нужного места по подземному ходу, сокровище будет спрятано. Где подземный ход? Конечно, под столом. Туда надо забраться . (Ваше предложение просто закрыть глаза

может оказаться весьма ненадежным: если ребенок будет под столом, легче обрести полную уверенность, что он не подглядывает.)

Вы же, если это требуется, передвигаете камни и прячете сокровище.

Но где же письмо? Вот оно (примерные варианты):

«Ищи сокровище под камнем прямоугольной формы. Он находится справа, цвет синий. Осторожнее!.. »

«То, что ты ищешь, спрятано под большим зеленым камнем. Посмотри, он недалеко от тебя. Этот камень круглый».

«Видишь зеленый блестящий холм? Ты его не трогай, обойди его. Прямо за ним желтый треугольный камень. Он-то тебе и нужен».

«Посмотри на россыпь круглых камней в левой части острова. Рядом с ней красный холм. Там ты найдешь сокровище».

«Если ты пройдешь между квадратным и прямоугольным камнями и доберешься до серебряного песчаного холма, то ничего не найдешь. Клад совсем рядом, под серым камнем».

«Внимательно посмотри на камень, который находится от тебя дальше всего. Он сиреневый. Под ним и копай».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Понятно, что подобных инструкций можно написать множество. Иссякнувший запас подобных «писем» можно пополнить прямо на глазах ребенка - игровая условность это вполне допускает.

Что же делать, если ребенок ошибся? Вряд ли факт сгорания вызовет у ребенка прилив необходимого нам игрового вдохновения. Конечно, мы тут же скажем, что он «сильно обжегся, чуть не сгорел», и порадуемся тому, что неподалеку оказался небезызвестный Доктор Айболит. Ему было трудно, но он вылечил Ваню и посоветовал быть впредь осторожнее, хорошенько проверять свой выбор перед тем, как поднимать камень. И игра продолжится.

Разумеется, рано или поздно ребенку обязательно захочется самому спрятать сокровище. Значит, написать письмо тоже надо будет ему самому. И у него появится прекрасная возможность потренироваться не только в написании слов, но и в составлении понятной исчерпывающей инструкции.

Телеведущий

Для достижения желаемого результата в этой игре ребенку придется прочитать один и тот же текст много раз. Это очень полезно, ведь при повторных попытках малышу будет

становиться все легче и легче, слова будут наполовину читаться, наполовину узнаваться зрительно - почти как у взрослых.

Однако «просто так» ни один уважающий себя дошкольник многократно читать одно и то же не будет. Пусть это будет необходимо по игровым соображениям.

Возьмите достаточно большую крышку от картонной коробки. Вырежьте в ней прямоугольное отверстие (фактически, крышка при этом превратится в рамку). Телевизор готов.

Первым за рамкой-телевизором появитесь вы.

- Уважаемые телезрители! Первый канал российского телевидения объявляет набор телевизионных ведущих. Набор производится на конкурсной основе. Желающим стать ведущими нужно приехать на прослушивание сегодня после обеда.

Затем вы продолжите - теперь уже от своего собственного имени:

- Вот это да! Машенька, а ты знаешь, что значит «на конкурсной основе»? (Объяснение.) А что такое «прослушивание»? (Снова объяснение.) Когда будет прослушивание? После обеда? Мы как раз только что пообедали. Вот бы попробовать! Ты хотела бы стать ведущей?.. А кто хочет стать ведущим? (Или «А кто еще хочет стать ведущим?») Можно выбрать любые игрушки или придумать имена людей, заинтересованных в своем появлении на экранах.

Если ребенок выбрал всего одного-двух желающих, вы можете, взяв в руки еще несколько плюшевых мечтателей или назвав еще несколько имен, добавить:

- И я тоже хочу!.. И я хочу!

И вот вся замечательная компания появляется на телевидении.

- Уважаемые конкурсанты! На прослушивании вам надо будет прочитать один небольшой текст.

Текст можно взять любой (желательно с картинкой). Он может быть чисто познавательным, например, касаться жизни животных. Соответственно, ведущий будет принят для участия в передаче «В мире животных». А может быть, сюжет текста будет сказочным. Тогда передача будет называться, к примеру, «Спокойной ночи, малыши!» или «Сказка за сказкой». Юным любителям палеонтологии можно предложить тексты-описания динозавров, объявив передачу «Доисторический мир». Вариантов множество. Важно, чтобы тексты действительно не были слишком объемными. Шести-семи предложений будет вполне достаточно.

- Первый конкурсант! Песик! Пожалуйста!

Понятно, что первому конкурсанту будет

очень трудно. Но вежливые работники телевидения обязательно скажут ему после его выступления:

- Спасибо! О результатах прослушивания мы объявим вам позже. Пожалуйста, следующий конкурсант!..

Каждому претенденту можно давать рамку-телевизор. А можно будет вручить ее только победителю - для долгожданного проведения его триумфальной передачи. В какой именно момент ребенок захочет выступить на прослушивании от своего собственного имени и захочет ли он это делать вообще, решать исключительно ему самому.

Когда текст будет прочитан нужное количество раз, можно будет назвать победителя (лучше, если его определит сам ребенок, ведь именно его роль в этой игре была самой трудной). И, если силы еще позволяют, приступить к съемкам самой передачи.

Эта игра может стать любимой. Собрав «у экрана» всех «телезрителей»-игрушек, можно читать один текст за другим. От своего имени или от имени игрушки (в зависимости от выбора малыша). Важно лишь, чтобы ведущий не забыл как следует подготовиться к своему эфиру.

Что значит «подготовиться»? Обратим внимание ребенка на то, как читают свои тексты работники телевидения - легко и непринужденно. Вспомним, как легко на прослушивании было читать тому, кто выступал позже других. Зададимся вопросом: «Как ты думаешь, сколько раз нужно прочитать, чтобы было совсем легко?» Согласимся с названным числом. Наберемся терпения и выслушаем соответствующее число повторений - ребенку намного

труднее, чем нам. В конце спросим, стало ли читать текст «совсем легко». Снова согласимся с его оценкой. И приступим к проведению «передачи».

Хорошо, если в конце передачи кто-нибудь из телезрителей задаст «в прямом эфире» вопрос, касающийся темы сообщения. Ведь ведущему придется на него ответить, проявив глубокое понимание текста.

Первые книжки

Выберите в магазине тонкую книжку, в которой мало текста и много картинок, желательно крупных. Лучше, если это будет сказка. Хорошо бы взять цветной карандаш или ручку и разделить слова на части - так, как мы это делали прежде. А вот выбирать книжки, в которых уже есть разделения дефисами (типа «пал-ка ле-жит у сто-ла»), мы бы не советовали. Во-первых, это деление не на части (в нашем понимании), а на слоги. Незнакомая система может вызвать у нашего юного читателя совершенно излишнее напряжение. Кроме того, на наш взгляд, дополнительные знаки-дефисы, нарушающие цельность слов, не помогают чтению, а скорее мешают ему.

Другой вариант - прийти в книжный магазин с ребенком и выбрать книжку вместе с ним, опираясь на его предпочтения. Если книжка понравилась, заинтересовала, вдохновила, если она сама просится в руки, начать чтение будет легче. Ну, а если в ней слишком много текста, можно договориться о порядке прочтения: несколько строчек ребенок, несколько - взрослый.

В любом случае на первых порах ребенка не следует оставлять наедине с книгой, ожидая от него полной самостоятельности. Лучше разделить с ним и трудности, и радости первых встреч с литературой. И, конечно, стоит пригласить на «домашние чтения» любимые ребенком игрушки.

Учимся в детском учреждении

Занятия по предлагаемой методике могут проводиться как дома, так и детских садах, в школах и эстетических центрах и т.п. (В ЦЭВД «Золотой петушок» г. Москвы такое обучение ведется более двадцати лет.)

Формы обучения

Заниматься можно:

• Индивидуально. Это, как правило, и эффективнее, и быстрее, т.к. мы максимально учитываем особенности конкретного ребенка, в том числе скорость его продвижения.

• В группах по 2-3 человека. Это тоже весьма эффективно, т.к. совместность и легкий оттенок соревновательности могут оказать дополнительное стимулирующее влияние на детей.

При формировании группы, безусловно, стоит опираться на данные диагностики - не всем детям потребуется подготовительный этап, да и длительность его у разных ребят будет разной. Диагностика проводится с каждым ребенком индивидуально и занимает 20-30 минут.

Более крупные группы нежелательны: педагог должен всегда держать всех обучающихся детей в активном, рабочем состоянии, имея при этом постоянную возможность выслушать каждого, обратиться к каждому. Если детей будет больше трех, они неизбежно начнут отвлекаться или шалить, будучи не в силах дождаться своей очереди высказаться. В этом случае, не прибегая к строгости, сохранить порядок на занятии будет трудно, а «строгая» атмосфера тут же прогонит игровую.

Организация мелкогрупповых занятий

Удобно заниматься с детьми, сидящими в ряд достаточно близко друг к другу, - в этом случае каждому будет видно то, что находится перед соседом (или соседями), и нужный ракурс не будет нарушен. Таким образом, каждый сможет пассивно участвовать в работе другого, обучаясь и во время выполнения его задания.

Взрослому лучше сесть напротив детей -тогда он постоянно будет обращен лично к каждому и сможет полноценно общаться со всеми.

Однако «рабочее место» лучше иметь не одно, а несколько - иногда во время занятия нужно будет пересаживаться (например, за стол большего размера для игры в «Эхо»).

На мелкогрупповых занятиях задания будут выполняться по-разному:

• иногда всей группой - малышам важно чувствовать поддержку других детей в ситуации совместной работы, а также легкую необидную конкуренцию в стремлении первым ответить на вопрос взрослого;

• иногда индивидуально, по очереди -важно, чтобы хотя бы некоторые вопросы были адресованы каждому из детей лично. Конечно, в этом случае желательно дать каждому ребенку одинаковое количество возможностей проявить себя. Обратите внимание, почти во всех наборах «Гостей» лучше использовать 6 игрушек - это число легко делится и на два, и на три, т.е. подходит для работы в группе и из 2, и из 3 человек.

Некоторые задания, возможно, придется разделить на всех участников группы. Например, если при игре в «Поезд А» поезд получился длинный, можно, взяв «запасные паровозики А», объявить, что одному паровозику такой длины состав не сдвинуть. Затем лучше разделить поезд на 2-3 поезда поменьше и предложить детям выбрать для себя поезд, «который нравится». Если все дружно выберут один и тот же, вести его можно будет по очереди. Слушать же, как товарищ ведет слишком длинный поезд, мало кому из малышей под силу.

Сколько времени может занять обучение?

Если наши занятия групповые, и мы (без пропусков!) занимаемся, к примеру, два раза в неделю по 30 минут, то четырехлетним детям, чтобы научиться читать, в среднем потребуется 3-4 месяца - в зависимости от их исходного уровня и индивидуальных особенностей.

Пяти-шестилетним детям зачастую хватает 2-3 месяцев.

Встречаются ребята, которых достаточно «подтолкнуть» и сориентировать в ключевых моментах. Их обучение может стать очень быстрым (3-4 индивидуальных установочных занятия и инструкция родителям о том, как заниматься дома).

Однако следует помнить, что все дети очень разные. И скорость при обучении чтению далеко не главное. Важно, чтобы процесс вдохновлял и радовал наших юных читателей, формируя у них любовь к чтению, тягу к печатному слову.

Домашние задания

Домашние задания даются детям редко, время от времени, для того, чтобы повто-

рить то, с чем шла работа на занятии, или же для того, чтобы «подтянуть» ребенка, которому трудно, до уровня группы. Они невелики -домашняя работа тоже должна быть детям в радость. Для достижения той же цели родителям дается игровая инструкция, возможно, они даже приглашаются на несколько минут на занятие, чтобы иметь возможность увидеть игровой процесс собственными глазами.

Каким же может быть домашнее задание?

Вероятно, кому-то из родителей придется показать игры «Эхо» и «Поезд» (СДО № 7 (39) / 2013, стр. 30 и 32).

Детям, которым педагог на уроке рисовал буквы-картинки (СДО № 7 (39) / 2013, стр. 29), эти рисунки даются с собой для обучения буквам его домашних игрушек.

Все без исключения дети на соответствующем этапе получат черно-белые копии листков с «дорожками» УОАЭЫ, а затем ЮЁЯЕИ (СДО № 9 (51) / 2014, стр.59 и СДО №3(65) / 2016, стр. 41). Детям предлагается играть дома в «машиниста» - придумывать, куда они едут, сколько станций должны миновать, как эти станции называются. Соответственно, проехать участок пути от каждой станции к следующей надо будет, прочитав «дорожку» с одной из гласных.

Если родители заинтересованы в том, чтобы дети научились читать быстрее, и они готовы в этом поучаствовать, на дом могут даваться также загадки-листы (см. СДО №7 (49) / 2014, стр. 40). Две или три полосы загадок кладутся в полиэтиленовый пакет вместе с плотной белой полоской для закрывания отгадываемых картинок - и в таком виде выдаются родителям. Однако эта работа - лишь техническое подспорье, обязательной она не является.

Когда же ребенок начинает читать фразы и предложения, родителям показывается способ разделения слов на части цветными вертикальными полосами (СДО №4 (56) / 2015, стр. 42) для того, чтобы дома можно было начинать читать небольшие книжки. На этом же этапе родителям объясняются особенности игр «Почтовый ящик», «Остров сокровищ» и «Телеведущий» — в них очень хорошо играть именно дома. К игре «Телеведущий» дома можно готовиться, а саму «телепередачу» с двумя-тремя сообщениями проводить на занятии.

Желаем радостных и плодотворных занятий! ■

Статья поступила в редакцию 26.10.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.