Научная статья на тему 'Идея ценностного отношения к педагогической деятельности в трудах Петра Григорьевича Редкина'

Идея ценностного отношения к педагогической деятельности в трудах Петра Григорьевича Редкина Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
401
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX В. / ПРИНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ПОЗИТИВНОЕ САМОВОСПРИЯТИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ САМОСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ACCEPTING A STUDENT'S PERSONALITY / VALUES OF PEDAGOGIC ACTIVITY / SOCIO-PEDAGOGIC ACTIVITY IN RUSSIA IN THE SECOND PART OF XIX CENTURY / THE SOCIAL MEANING OF TEACHING / THE PERSONAL MEANING OF TEACHING / PEDAGOGIC MEANING / POSITIVE SELF-PERCEPTION / PROFESSIONAL AND PERSONAL SELF-IMPROVEMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мураева Ольга Геннадьевна

Анализируются идеи ценностного отношения к педагогической деятельности в трудах одного из представителей общественно-педагогического движения России второй половины XIX в. Петра Григорьевича Редкина. Взгляды педагога на данную проблему рассматриваются в соответствии с типологизацией ценностного отношения к педагогической деятельности по трем составляющим, а именно выделяются его идеи по поводу необходимости сформированности у учителя ценностного отношения непосредственно к педагогическому труду, к личности учащегося и к самому себе как педагогу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Idea of Values in Pedagogic Activity in Works of Peter Red'kin

This article analyses the ideas of values in pedagogical activity in the works of one of the figures of socio-pedagogic school of Russia in XIX century Peter Red'kin. The ideas of this teacher are shown according to typology of value relation to the teaching, meaning the formation of value relation to the teaching process, to a student and to self as a teacher.

Текст научной работы на тему «Идея ценностного отношения к педагогической деятельности в трудах Петра Григорьевича Редкина»

УДК 370(47)(09)

О. Г. Мураева

ИДЕЯ IИНИПГТЮ О ОТ О11ГН11Я К 11ГДМ ОИЧГТКЛП ; ДГЯГПуПЬ КУТИ

В ТРУДАХ ПЕТРА ГРИГОРЬЕВИЧА РГДКИНА

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ценностное отношение к педагогической деятельности; общественно-педагогическое движение России второй половины XIX в.; принятие личности учащегося; общественная значимость педагогического труда; личностный смысл педагогической деятельности; педагогическая направленность; позитивное самовосприя-тие; профессионально-личностное самосовершенствование.

АННОТАЦИЯ. Анализируются идеи ценностного отношения к педагогической деятельности в трудах одного из представителей общественно-педагогического движения России второй половины XIX в. — Петра Григорьевича Редкина. Взгляды педагога на данную проблему рассматриваются в соответствии с типологизацией ценностного отношения к педагогической деятельности по трем составляющим, а именно выделяются его идеи по поводу необходимости сформированное™ у учителя ценностного отношения непосредственно к педагогическому труду, к личности учащегося и к самому себе как педагогу.

O. G. Muraeva

THE IDEA OF VALUES IN PEDAGOGIC ACTIVITY IN WORKS OF PETER RED’KIN

KEY WORDS: Values of pedagogic activity; Socio-pedagogic activity in Russia in the second part of XIX century; accepting a student’s personality; the social meaning of teaching; The personal meaning of teaching; Pedagogic meaning; Positive self-perception; Professional and personal selfimprovement.

ABSTRACT. This article analyses the ideas of values in pedagogical activity in the works of one of the figures of socio-pedagogic school of Russia in XIX century - Peter Red’kin. The ideas of this teacher are shown according to typology of value relation to the teaching, meaning the formation of value relation to the teaching process, to a student and to self as a teacher.

Результаты современных педагогических исследований (Т. С. Буторина, З. А. Демченко, Е. В. Есипова и др.) и анализ существующей школьной реальности показывают, что в силу на-

зревших в системе образования проблем современная школа испытывает необходимость в таких учителях, для которых их педагогическая деятельность представляет определенную ценность. Важ-

ность сформированное™ у учителя ценностного отношения к педагогической деятельности обусловливается тесной связью и взаимозависимостью человеческой деятельности и отношения к ней. Результаты педагогической деятельности, в частности, во многом определяются отношением педагога к собственной профессии.

Под ценностным отношением к педагогической деятельности мы понимаем значимость педагогического труда для конкретного учителя, определяемую его осознанными потребностями, выраженными в виде интереса к педагогическому труду или его цели.

О колоссальной значимости педагогической профессии для развития общества, о необходимости в связи с этим сформированности у учителя ценностного отношения к педагогической деятельности много говорили представители общественно-педагогического движения России второй половины XIX в., среди которых был и Петр Григорьевич Редкин (1808—1891).

Редкин Петр Григорьевич — педагог-демократ, гуманист, был хорошо известным популярным профессором Московского, а затем Петербургского университетов в середине XIX в. Незаурядный творческий работник в области теории и истории педагогики, вложивший своей активной общественно-педагогической и научно-литературной деятельностью ощутимый вклад в дело теоретического и практического развития русской прогрессивной педагогики. Он являлся издателем детской литературы, редактором педагогического журнала, организатором педагогических обществ (школьного и дошкольного) и автором ряда популярно-практических и теоретических трудов, как отмечает исследователь В. Я. Струминский [9, с. 7].

Среди важнейших вопросов образования в своих педагогических произведениях П. Г. Редкин освещает и проблему личности учителя и его ценностного

отношения к педагогической деятельности.

Останавливаясь на творчестве П. Г. Ред-кина, касающемся этого вопроса, следует отметить, что ценностное отношение к педагогической деятельности включает в себя ценностное отношение:

— непосредственно к педагогическому труду;

— к личности учащегося;

— к личности учителя и к самому себе как педагогу [3, с. 42—43].

В связи с данным положением нам представляется целесообразным рассматривать взгляды Петра Григорьевича по этим трем составляющим.

Идея ценностного отношения к педагогическому труду, которое предполагает осознание общественной значимости педагогической профессии, цели и личностного смысла педагогической деятельности, заинтересованность в ее результатах, увлеченность преподаваемым предметом, прослеживается во многих сочинениях П. Г. Редкина.

Так, в статье «Чего ожидать и требовать от современного учителя» (1863 г.) автор говорит о важнейшей роли школы и учителя для общества. Он пишет о тех духовных благах, которые производит учитель в процессе своей работы, а именно о нравственной, гуманной работе, об улучшении социальных отношений. Все это невозможно, по его словам, без «повсюду распространенного образования» [8, с. 300], а следовательно, и без учителя, осознающего общественную значимость своего труда.

Развивая мысль, каким должен быть педагог в статье «Личность учителя» (1863 г.), Петр Григорьевич акцентирует внимание на том, что учителю прежде всего необходима педагогическая направленность и призвание к педагогическому труду. Должен существовать «такой единый принцип всех стремлений учителя, направленных к воспитанию и обучению детей и юношей, — говорит он, — такая полная, совершенная живая

преданность своему призванию, которое учитель считает чем-то священным, которым он хочет служить человечеству более, нежели самому себе, и в котором видит задачу своей жизни; забытие самого себя в своем деле» [7, с. 185].

Под влиянием такой личности, которая не может не произвести впечатления, утверждает П. Г. Редкин, ученики не будут невнимательными и равнодушными к учению, как и к самому учителю. Автор с восхищением отзывается о тех педагогах, которые «за своим делом являются такими мастерами, так увлекают и учеников, и даже посетителей, так электризуют их... что урок их представляется чем-то волшебным.» [Там же].

Немаловажно отметить, что Петр Григорьевич считает возможным и необходимым воспитывать учителей, обладающих сформированным ценностным отношением к педагогическому труду, в специальных заведениях — в учительских институтах, «устроенных надлежащим образом» [Там же].

Проблеме ценностного отношения к личности учащегося, понимаемого как безусловное принятие личности ребенка и направленность на ее развитие, также уделяется в сочинениях П. Г. Редкина немало внимания.

В статье «Как учителю вести себя с учениками» (1863 г.) автор приходит к выводу, что самым важным в практике обучения является умение строить взаимоотношения с учениками. «Любовь и доверенность они оказывают только тому учителю, — пишет он, — который соединяет с качествами знающего и дельного преподавателя еще и умение обходиться с ними» [6, с. 160].

Петр Григорьевич уверен, что правильное обращение учителя с учениками является залогом установления доверительных взаимоотношений в классе. Он имеет в виду такое отношение к каждому учащемуся, которое доказывает ребенку ценность его личности для учителя.

Рассматривая вопрос взаимоотношений учителя с учащимися, педагог останавливается на проблеме, нередко встречающейся в современной ему школе, — проблеме неравного отношения к ученикам.

Речь идет о случаях, когда учитель, будучи знакомым с семьей какого-либо ребенка, его родителями, начинает относиться к нему более благосклонно и уважительно, чем к другим. Такое дифференцированное отношение педагога к ученикам вызывает у П. Г. Редкина большое возмущение. «Разве одна случайность ближайшего знакомства с родителями ученика, — пишет он, — должна иметь такое влияние на учителя, чтоб изменять его отношение к ученику? Разве чувство приличия не должно заставить учителя быть равно внимательным, вежливым ко всем ученикам, знаком ли он ближайшим образом с его родителями или нет?» [Там же, с. 160].

Относиться к каждому учащемуся с равным уважением, ценить в нем то, что заложено природой, его личностные потребности и интересы, доверять ему — вот главная мысль, которую Петр Григорьевич проносит через многие свои педагогические произведения.

Однако, подчеркивает педагог, нередко встречаются такие учителя, которые смотрят с недоверчивостью на все, что делают ученики. «При всяком случае они подозревают их в злом умысле и потому беспрестанно сердятся и горячатся», — пишет П. Г. Редкин [Там же, с. 162].

Если, например, ребенок ленится, или использует какие-либо недозволенные средства для выполнения заданной работы, или подсказывает товарищу, рассуждает он, «то надобно быть совсем слепым, чтобы видеть в этом неприязнь против учителя» [Там же]. Подобное поведение детей он объясняет возрастным неумением взвешивать свои поступки, минутными увлечениями, которые являются неизбежными в детском

возрасте, придавать важность которым совсем не следует.

В контексте идеи ценностного отношения к личности учащегося неоднократно прослеживается мысль автора о необходимости изучения и учета его индивидуальных особенностей: «Учитель должен знать своих учеников; должен знать не только каких можно ожидать от них познаний и работ, но и какого они поведения, характера, чтобы на этом основании судить о них справедливо», — пишет Петр Григорьевич [6, с. 164].

В произведении «Чего ожидать и требовать от современного учителя» также говорится о необходимости педагогу учиться действовать сообразно вечным законам человеческой природы, т. е. понимать ее развитие. Автор поясняет, что причиной преуспевания, прогресса, развития общества является стремление человека к самостоятельной, не стесняемой ничем и никем деятельности. Так как дети стремятся к развитию, то «учитель обязан развивать своих учеников, побуждать их к внутреннему развитию из себя самих», — рассуждает Петр Григорьевич [8, с. 197]. «Каждый носит в себе законы своего развития. Исследуй их и следуй им!.. Дай ему расти, дай ему простор, дай ему возможность проявлять свои силы в деятельности», — призывает автор [Там же].

Идея ценностного отношения к личности учителя и к самому себе как к педагогу, рассматриваемого нами как наличие профессионального идеала и позитивной Я-концепции, т. е. совокупности представлений о самом себе как педагоге, изложена на страницах статьи П. Г. Редкина «Век живи — век учись!» (1863 г.). В ней автор говорит о важности осознания учителем необходимости постоянного самообразования. Эта привычка, по его мнению, должна сформироваться еще в годы профессиональной подготовки. Ведь если молодой учитель «привык собирать сокровища знания», то он не может уже «отстать от своей

прекрасной привычки, не может не идти вперед, вкусив от того плода, который все только возбуждает аппетит и никогда не насыщает его», — уверен автор [4, с. 168].

Одну из причин возникновения потребности самообразования П. Г. Редкин видит в необходимости удовлетворения не «идеальным требованиям своего знания», а «реальным, насущным требованиям». Здесь он имеет в виду необходимость следования постоянно развивающейся жизни, т. е. наукам и искусствам вообще и непосредственно науке воспитания и обучения. «Не идти рядом со всеми этими естественными спутниками его жизни, — рассуждает педагог, — значило бы остаться позади. потеряв всякую надежду догнать когда-либо быстрый полет человечества. с потерей этой надежды, потерять и веру в свои силы, и любовь к своему призванию — словом все, чем он живет и движется» [4, с. 168].

Таким образом, автор подходит к мысли о важности самообразования не только для формирования ценностного отношения к себе как педагогу, но и для поддержания ценностного отношения непосредственно к педагогическому труду, что подчеркивает целостность и единство компонентов такого образования как ценностное отношение учителя к педагогической деятельности.

Причем, Петр Григорьевич заостряет внимание на том, что ориентация на самообразование должна стать внутренней потребностью педагога: «Желание и старание образовываться, развиваться, усовершенствоваться следует предполагать в каждом учителе, достойном называться этим именем» [Там же, с. 169]. Кто не чувствует в себе этой потребности, считает автор, тот не может называть себя учителем, а кто имел потребность самообразования, но подавил ее самодовольством, тщеславием, тот — учитель-самозванец.

П. Г. Редкин указывает и еще одну причину необходимости самообразова-

ния учителя, заключающуюся в сохранении чувства собственного достоинства перед его коллегами. «В наш век неутомимого соперничества, общего соревнования попробуй какой-нибудь учитель остановиться, — и... скоро над его головой разразится ужасное современное проклятие, выражающее на челе человека неизгладимое позорное пятно: «Отсталый!», — говорит педагог [Там же]. Причем, он уверен, что никакие старания такого учителя догнать сверхчеловеческими усилиями спешащих за временем товарищей не будут никем признаны и такого учителя ждет только отчаяние и разочарование в себе как профессионале, что, несомненно, не может не сказаться на его дальнейшей педагогической деятельности.

Но ценностное отношение к себе как к педагогу, по мнению автора, должно проявляться в стремлении самосовершенствоваться не только посредством изучения специальной и общей литературы, но и с помощью изучения опыта и наблюдения уроков своих коллег. Так, в статье «Взаимное посещение учителями своих уроков» (1863 г.) Петр Григорьевич указывает на необходимость как можно чаще бывать на уроках своих товарищей для того, «чтобы одному учителю учиться у другого» [5, с. 195].

Кроме того, П. Г. Редкин утверждает, что учителя должны объединяться в специальные педагогические общества. Они «должны соединяться с людьми силами, стремящимися к одной цели» [8, с. 299]. Безусловно, присутствие рядом тех, кто также болеет за педагогическое дело, поддерживает и помогает учителю в трудной ситуации, замечает и достойно оценивает результаты его деятельности, благотворным образом сказывается на положительном восприятии учителем себя как педагога.

П. Г. Редкин указывает на шаткое материальное положение учителя, на тот факт, что нужда нередко заставляет учителя искать дополнительный источник

доходов. Учитель «превращается в живую машину, готовую давать встречному и поперечному во всякое время какие угодно уроки и на какой угодно лад» [4, с. 173]. Он уже «не вкушает освежительного плода, вырастающего из духовного, не механического труда, который убивает не одно тело свое, но и душу» [Там же]. В результате учитель теряет веру в свои силы, теряет то позитивное само-восприятие себя как педагога, которое необходимо ему для дальнейшего профессионального совершенствования. В связи с этим автор обращается к правительству с просьбой одуматься и изменить положение школьного учителя, поскольку «единственно прочное наследство, оставляемое родителями детям и государством гражданам своим — воспитание, ученье, образование» [Там же, с. 174].

Нетрудно заметить, что изложенные здесь взгляды Петра Григорьевича Редки-на, раскрывающие идею ценностного отношения к педагогической деятельности, подчеркивают необходимость для эффективной работы учителя ценностного отношения как непосредственно к педагогической профессии, так и к личности учащегося, и к самому себе как педагогу.

Так, в его трудах развивается мысль о первостепенной важности ценностного отношения к педагогическому труду, проявляющемуся в осознании учителем общественной значимости, цели и личностного смысла педагогической деятельности и преданности делу, ставшему жизненным призванием.

Ценностное отношение учителя к личности учащегося, по мнению П. Г. Редкина, должно проявляться в стремлении учителя строить с детьми взаимоотношения, основанные на любви и уважении к ним, в равном отношении учителя ко всем учащимся, в изучении и учете индивидуальных особенностей каждого ребенка, в снисходительном отношении к маловажным проступкам учеников, в педагогическом воздействии

на учащихся в соответствии с принципом ча Редкина, следует подчеркнуть, что те

природосообразности. Отношение педа- вопросы, которые волновали общество

гога к учащимся должно подчеркивать, во второй половине XIX в., актуальны и

что личность каждого ребенка представ- на современном этапе. Опыт истории

ляет для него и для окружающих опре- ценен для нас тем, что многие вопросы

деленную ценность. В процессе форми- уже тогда находили отклик в обществен-

рования позитивного самовосприятия ном сознании. В частности, проблему

учителя и его ценностного отношения к недостаточной сформированности у учи-

самому себе как к педагогу немаловаж- теля ценностного отношения к педаго-

ную роль Петр Григорьевич отводит гической деятельности некоторые пред-

ценностно-мотивационной готовности к ставители общественно-педагогического

профессионально-личностному совершен- движения России, среди которых был и

ствованию, т. е. стремлению к профессио- П. Г. Редкин, предлагали решать, начи-

нальному идеалу, ориентации на форми- ная со студенческих лет, формируя цен-

рование профессионально значимых ка- ностное отношение к педагогической

честв, закрепленных в этом идеале. деятельности в процессе теоретической и

Подводя итоги краткому анализу практической подготовки будущего учи-

взглядов виднейшего деятеля отечест- теля.

венного образования Петра Григорьеви-

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. БУТОРИНА, Т. С. Ценностное отношение будущего учителя к профессиональной деятельности как педагогическая проблема / Т. С. Буторина, З. А. Демченко // http://l.emissia. peter-host.ru/offline/2006/1064. ^т

2. ЕСИПОВА, Е. В. Формирование ценностного отношения к педагогической профессии / Е. В. Есипова, Н. Г. Никифорова / / Педагогика. — 2007. — №4.

3. НИКИТИНА, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность : теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Никитина, Н. Р. Кислинская. — 2-е изд., испр. — М. : Изд. центр «Академия», 2006.

4. РЕДКИН, П. Г. Век живи — век учись / П. Г. Редкин // Редкин П. Г. Избранные педагогические сочинения / сост. В. Я. Струминский. — М. : Гос. учеб.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1958.

5. РЕДКИН, П. Г. Взаимное посещение учителями своих уроков / П. Г. Редкин // Редкин П. Г. Избранные педагогические сочинения / сост. В. Я. Струминский. — М. : Гос. учеб.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1958.

6. РЕДКИН, П. Г. Как учителю вести себя с учениками / П. Г. Редкин // Редкин П. Г. Избранные педагогические сочинения / сост. В. Я. Струминский. — М. : Гос. учеб.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1958.

7. РЕДКИН, П. Г. Личность учителя / П. Г. Редкин / / Редкин П. Г. Избранные педагогические сочинения / Сост. В. Я. Струминский. — М. : Гос. учеб.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1958.

8. РЕДКИН, П. Г. Чего ожидать и требовать от современного учителя / П. Г. Редкин // Редкин П. Г. Избранные педагогические сочинения / сост. В. Я. Струминский. — М. : Гос. учеб.-педагогическое изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1958. — 314 с.

9. СТРУМИНСКИЙ, В. Я. П. Г. Редкин — русский педагог второй половины XIX века (1808— 1891) / В. Я. Струминский // Редкин П. Г. Избранные педагогические сочинения / сост. В. Я. Струминский. — М. : Гос. учеб.-пед. изд-во мин-ва просвещения РСФСР, 1958.

Получено 05.09.08 © Мураева О. Г., 2 008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.