Научная статья на тему 'Проблема ценностного отношения к педагогическому труду в сочинениях Н. А. Добролюбова'

Проблема ценностного отношения к педагогическому труду в сочинениях Н. А. Добролюбова Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
288
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ РОССИИ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА / ПРАВОВОЕ И МАТЕРИАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРИЗВАНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЙ СМЫСЛ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / VALUED ATTITUDE TO PEDAGOGICAL ACTIVITY / SOCIAL AND PEDAGOGICAL MOVEMENT OF RUSSIA / THE SOCIAL SIGNIFICANCE OF PEDAGOGICAL WORK / LEGAL AND FINANCIAL SITUATION / PEDAGOGICAL BENT / PERSONAL SENSE OF PEDAGOGICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мураева Ольга Геннадьевна

Данная статья посвящена описанию взглядов Н. А. Добролюбова, яркого представителя общественно-педагогического движения России второй половины XIX века, на актуальную проблему ценностного отношения к педагогическому труду. В связи с этим даны определения понятий «ценностное отношение к педагогической деятельности», «общественно-педагогическое движение России второй половины XIX века», изучено мнение Н. А. Добролюбова на необходимые условия формирования у учителя ценностного отношения к педагогическому труду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of valued attitude to pedagogical activity in works by N. A. Dobroliubov

This article is devoted to the description of the views of N. A. Dobrolubov, the prominent representative of the social and pedagogical movement of Russia of the second half of XIX century, on the topical problem of valued attitude to the pedagogical activity. In this regard the definitions of “valued attitude to pedagogical activity” and “social and pedagogical movement of Russia in the second half of the XIX century” are given, Dobrolubov’s opinion to the conditions necessary for forming of valued attitude to pedagogical activity is studied.

Текст научной работы на тему «Проблема ценностного отношения к педагогическому труду в сочинениях Н. А. Добролюбова»

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 4 (11). Декабрь 2016 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 37: [011.31]

ББК 74.03

М91

О.Г. Мураева Нижний Тагил, Россия

ПРОБЛЕМА ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ТРУДУ В СОЧИНЕНИЯХ Н. А. ДОБРОЛЮБОВА

Данная статья посвящена описанию взглядов Н. А. Добролюбова, яркого представителя общественно-педагогического движения России второй половины XIX века, на актуальную проблему ценностного отношения к педагогическому труду. В связи с этим даны определения понятий «ценностное отношение к педагогической деятельности», «общественно-педагогическое движение России второй половины XIX века», изучено мнение Н. А. Добролюбова на необходимые условия формирования у учителя ценностного отношения к педагогическому труду.

Ключевые слова: ценностное отношение к педагогической деятельности; общественно-педагогическое движение России; общественная значимость педагогического труда; правовое и материальное положение; педагогическое призвание; личностный смысл педагогической деятельности.

THE PROBLEM OF VALUED ATTITUDE TO PEDAGOGICAL ACTIVITY IN WORKS BY N. A. DOBROLIUBOV

O.G. Muraeva Nizhniy Tagil, Russia

This article is devoted to the description of the views of N. A. Dobrolubov, the prominent representative of the social and pedagogical movement of Russia of the sec© Мураева О. Г., 2016

ond half of XIX century, on the topical problem of valued attitude to the pedagogical activity. In this regard the definitions of "valued attitude to pedagogical activity" and "social and pedagogical movement of Russia in the second half of the XIX century" are given, Dobrolubov's opinion to the conditions necessary for forming of valued attitude to pedagogical activity is studied.

Keywords: valued attitude to pedagogical activity; social and pedagogical movement of Russia; the social significance of pedagogical work; legal and financial situation; pedagogical bent; personal sense of pedagogical activity.

Проблема ценностного отношения к педагогической деятельности является особенно актуальной на современном этапе развития отечественного образования. Школе необходимы учителя именно со сформированным ценностным отношением к педагогической деятельности, под которым мы понимаем значимость педагогического труда для конкретного учителя, определяемая его осознанными потребностями, выраженными в виде интереса к педагогическому труду или его цели.

Понятие ценностное отношение к педагогической деятельности - это сложный системный объект, который, как отмечает Н. Н. Никитина, включает в себя:

- ценностное отношение к педагогическому труду;

- ценностное отношение к личности учащегося;

- ценностное отношение к личности учителя и к самому себе как педагогу [Никитина, 2006, с. 41].

Под ценностным отношением к педагогическому труду (первая составляющая) понимается осознание цели и личностного смысла педагогической деятельности, осознание общественной значимости данной профессии, заинтересованность в ее результатах, увлеченность преподаваемым предметом.

Итак, ценностное отношение к педагогическому труду не может формироваться и поддерживаться без понимания общественной значимости педагогической

профессии. Однако недостаточно заинтересованное отношение государства к проблемам образования вообще и к деятельности учителя в частности влечет за собой снижение интереса и мотивации к педагогической деятельности у многих представителей данной профессии. Так, Смолин О. приводит следующие немаловажные факторы снижения мотивации к педагогическому труду:

- низкая оплата труда (повышение которой расценивается экспертами лишь как запоздалая и неполная индексация в связи с инфляцией);

- «переоценка ценностей», в результате которой труд педагога стал рассматриваться обществом как услуга (а педагог как обслуживающий персонал);

- сокращение пространства академической свободы в образовании, влекущее боязнь учителей вставать на защиту своих интересов [Смолин, 2008, с. 11-16].

Безусловно, это является основными причинами угасания ценностного отношения педагога к своей профессиональной деятельности.

Однако анализ историко-педагогического опыта показывает, что проблема не является новой для отечественного образования. Вопрос значимости педагогического труда и социального статуса педагога стоял особенно остро во второй половине XIX века. Важно отметить, что в тот период подобные проблемы не оставались незамеченными обществом. Вопросы, связанные с личностью учителя, очень активно обсуждались представителями набиравшего тогда силу общественно-педагогического движения второй половины XIX- началаXXвв., под которым мы понимаем течение, объединившее членов общества, в частности, деятелей образования, выражавших заинтересованное и созидательное отношение к системе образования и образовательной политике и видевших в становлении народного учительства и народной школы основное условие духовно-нравственного развития страны [Иванова, 2007, с. 7].

Объектом внимания и обсуждений среди представителей этого движения были, в том числе, и условия, которые являются ведущими в формировании собственного ценностного отношения к педагогическому труду.

Об общественной значимости учительского труда, о важности предоставления ему достойных материальных условий и правовых возможностей очень ярко говорил представитель общественно-педагогического движения Николай Александрович Добролюбов (1836 - 1861) - публицист, литературный критик, революционный демократ, педагог.

Н. А. Добролюбов был против каких-либо сословных, религиозных или национальных ограничений в образовании. Новое воспитание, по Добролюбову, должно быть истинно народным, должно быть проникнуто духом демократизма и гуманизма. Николай Александрович считал невозможным настоящую реформу образовательной системы без коренной перестройки всей общественной жизни в России, считая, что в новом обществе появится и новый учитель, бережно охраняющий в воспитаннике достоинство человеческой природы, обладающий высокими нравственными убеждениями, всесторонне развитый [Пискунов, 1997, с. 172].

Развивая тему необходимости такого педагога, Н. А. Добролюбов неоднократно затрагивает в своих педагогических сочинениях актуальный как для того времени, так и для современности вопрос о важности формирования ценностного отношения учителя к педагогическому труду.

Основой формирования такого отношения он видит призвание к педагогическому труду, которое должен осознать человек, собирающийся заниматься этим делом, и которое лично он ощутил в себе, поступая в педагогический институт. «Размышляя об этом звании, - пишет он, - я почувствовал в себе и способность, и желание, и терпение - все, что нужно для этого трудного дела» [Добролюбов, 1952, с. 67].

Педагогическое призвание, то есть осознание личностной значимости данной деятельности для человека, должно сопровождаться и подкрепляться и осознанием общественной значимости. Николай Александрович твердо убежден, что многие педагогические ошибки допускаются учителями в народной школе лишь потому, что они не осознают ценности своей профессии для общества. «Они не зна-

ют, что делают, - пишет автор, - потому что им никто не внушил лучшего взгляда на человеческую природу, на значение образования, на высокую важность звания народного учителя» [Добролюбов, 1952, с. 170]. Происходит это, по его мнению, главным образом, из-за недооценки государством педагогического труда, и учителя «видят только, что звание народного учителя есть ничтожное место, не дающее никаких выгод, никаких преимуществ, не пользующееся почетом, принимаемое лишь теми, кому иначе некуда деваться» [Там же]. Естественно, такое равнодушное отношение правительства к положению учителя народной школы не способствует формированию ценностного отношения к учительскому труду.

Рассуждая о деятельности императрицы Екатерины в конце БУШ в. в области образования, Н. А. Добролюбов также освещает причины нежелания людей заниматься учительским трудом. Среди них он отмечает скудные средства, плохое помещение, отсутствие учебных пособий, ничтожное жалование учителям. «Естественно, что ни у кого не являлось охоты ни учиться, ни быть учителем, тем более, что ... учителя даже чинов не получали...», - пишет автор [Добролюбов, 1952, с. 549].

Поэтому, Николай Александрович настаивает на улучшении правового и материального положения учителя: « Поставьте должность сельского учителя хоть на ту ступень общего уважения, на какой находится она в Германии; обеспечьте ее получше в материальном отношении, и поверьте, что ею не побрезгуют порядочные воспитанники семинарий и гимназий» [Добролюбов, 1952, с. 171].

Но не только это видит Н. А. Добролюбов в качестве преграды для формирования ценностного отношения к педагогическому труду. Изнуряющие формальности мешают учителю реализовать свои замыслы, подойти творчески к педагогическому процессу, а это, как известно, притупляет интерес к осуществляемой деятельности, может привести к механическому исполнению обязанностей, что отрицательно сказывается на процессе обучения и воспитания. От людей, поставленных в хорошие материальные условия, считает он, можно будет ожидать хороших

результатов, «если только не связывать им руки ненужными формальностями» [Добролюбов, 1939, с. 172].

Н. А. Добролюбов указывает и на тот факт, что на учительскую должность в начальные школы, как правило, назначаются «люди без всякого умственного и нравственного приготовления», без общепедагогической и методической подготовки [Добролюбов, 1939, с. 268]. Главными условиями для получения этой должности являются, как ни странно, преданность престолу и религиозные убеждения, а не научные и педагогические знания. Николай Александрович понимает, что отсутствие интереса к преподаваемому предмету и педагогической науке, к творческой самореализации в педагогическом процессе из-за недостатка базовых специальных знаний и стремления к ним не может положительно повлиять на формирование ценностного отношения к педагогическому труду у таких «учителей».

Правительство же, не только не заботилось о привлечении на должность народных учителей наиболее подготовленных и способных людей, но и всячески этому препятствовало. Образованный и передовой учитель считался опасным для самодержавия. И если случалось, что такой человек попадал на учительскую должность и «пытался изменить отсталую, затхлую атмосферу, какой была проникнута тогда жизнь школы» [Смирнов, 1957, с. 154], пытался внедрить в практику обучения передовые приемы, то встречал на своем пути массу преград. Начальство при всяком удобном случае придиралось к нему, требовало строгого исполнения инструкций, вмешивалось духовенство, полиция. Все это заканчивалось если не увольнением учителя, то тем, что, потеряв интерес к педагогической деятельности, он уходил из школы сам.

Николай Александрович настаивал на изменении данной ситуации, подчеркивая важность для учителя иметь возможность проявлять самостоятельность, инициативу и реализовывать свой творческий потенциал. Интересные мысли в этом контексте мы находим у Добролюбова о роли директора учебного заведения. «Задача директора - руководить учителями, не убивая инициативы и самостоятельно-

сти, поддерживать и даже воспитывать эти качества педагогов», - отмечает он [Добролюбов, 1937, с. 390].

Таким образом, в педагогических сочинениях Н. А. Добролюбова мы прослеживаем мысль о необходимости формирования у учителя ценностного отношения к педагогическому труду через реализацию ряда правительственно-административных мер, таких как:

- коренное изменение материально-правового положения учителя;

- организация серьезной общепедагогической и методической подготовки будущих учителей, воспитывающей интерес к педагогической науке и преподаваемому предмету;

- информирование будущих учителей о значении образования и о высокой важности звания учителя, то есть об общественной значимости педагогического труда;

- устранение из педагогического процесса «формальностей», подавляющих активность и самостоятельность учителя;

- административное руководство (директорами школ) с поддержкой и воспитанием таких качеств, как инициатива, самостоятельность и творческий подход.

Безусловно, многие их этих мер, выдвигаемых Н. А. Добролюбовым как необходимое условие развития образования и педагогической подготовки того времени, довольно актуальны на сегодняшний день и могли бы способствовать формированию ценностного отношения к педагогическому труду у современного учителя.

Библиографический список

1. Добролюбов Н. А. Полное собрание сочинений в 6 томах / Под ред. П. И. Лебедева-Полянского. М.: ГИХЛ, 1939. Т. 5, 612 с.

2. Добролюбов Н. А. Полное собрание сочинений в 6 томах / Под ред. П. И. Лебедева-Полянского. М.: ГИХЛ, 1937. Т. 4, 492 с.

3. История педагогики: Ч. 2. С XII в. до середины XX в. / Под ред. Академика РАО А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1997. 304 с.

4. Мое призвание к педагогическому званию // Добролюбов Н. А. Избранные педагогические произведения / Сост. Проф. В. 3. Смирнов / под ред. Н. А. Сундукова. М.: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1952. 735 с.

5. Иванова Н. А. Педагогические взгляды Н. В. Чехова на проблемы российского учительства в контексте общественно-педагогического движения второй половины XIX - начала XX века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. 13.00.01 / Н. А. Иванова. Воронеж, 2007. 24 с.

6. Никитина Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: Теория и практика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Н. Никитина, Н. Р. Кислинская. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. 224 с.

7. О народном воспитании. По поводу статьи г. Аппельрота // Добролюбов Н. А. Избранные педагогические произведения / Сост. Проф. В. 3. Смирнов / под ред. Н. А. Сундукова. М.: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1952. 735 с.

8. Русская сатира в век Екатерины // Добролюбов Н. А. Избранные педагогические произведения / Сост. Проф. В. 3. Смирнов / под ред. Н. А. Сундукова. М.: Издательство Академии пед. наук РСФСР, 1952. 735 с.

9. Смирнов В. 3. Педагогические идеи Н. Г. Чернышевского и Н. А. Добролюбова. М.: Учпедгиз, 1957. 165 с.

10. Смолин О. Статус педагога: социально-правовые и политико-идеологические аспекты // Народное образование. 2008. № 5. С. 10-16.

References

1. Dobrolubov N. A. (1939). Complete works in 6 volumes / ed. by P. I. Lebedev-Polyansky. M: GEHL, 1939. Vol. 5, 612 p. 7. (In Russian).

2. Dobrolubov N. A. (1937). Complete works in 6 volumes / ed. by P. I. Lebedev-Polyansky. M: GEHL, 1937. Vol. 4, 492 p. (In Russian).

3. History of pedagogy: Part 2. From the XII century until the mid XX century / Under the editorship of Academic A. I. Piskunov. M.: "Sphere", 1997. 304 p. (In Russian).

4. My calling to the teacher's rank // N. A. Dobrolubov. Selected pedagogical works / Comp. by Prof. V. Z. Smirnov / ed. by A. Sundukov. M.: Publishing house of the Academy of pedagogical Sciences. Sciences, 1952. 735 p. (In Russian).

5. Ivanova N. A. (2007). Pedagogical views of N. V. Chekhov on problems of the Russian teachers in the context of the social and pedagogical movement of the second half XIX - early XX century: author's abstract of the dissertation ... Cand. Of pedagogical Sciences. 13.00.01 / N. A. Ivanova. Voronezh, 2007. 24 p. (In Russian).

6. Nikitina N. N., Kislinskaya N. R. (2006). Introduction to teaching: Theory and practice: Teaching aid for students of higher educational institutions. 2nd ed. M.: Publishing center "Academy", 2006. 224 p. (In Russian).

7. About people's education. Concerning the article by G. Appelrot // Dobrolubov N. A. Selected pedagogical works. / Comp. Prof. V. Z. Smirnov / ed. By A. Sundukov. M.: Publishing house of the Academy of pedagogical Sciences 1952. 735 p. (In Russian).

8. Russian satire in the age of Catherine the Great // Dobrolubov N. A. Selected pedagogical works / Comp. Prof. V. Z. Smirnov / ed. by A. Sundukov. M.: Publishing house of the Academy of pedagogical Sciences, 1952. 735 p. (In Russian).

9. Smirnov V. Z. (1957). Pedagogical ideas of N. G. Chernyshevsky and N. A. Dobrolubov. M: Uch-medgiz, 1957. 165 p. (In Russian).

10. Smolin O. (2008). the Status of the teacher: a social and legal and political and ideological aspects // People's Education. 2008. No. 5. P.10-16. (In Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.