Научная статья на тему 'Идеологический фактор социальной модернизации в Республике Беларусь'

Идеологический фактор социальной модернизации в Республике Беларусь Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
803
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / INNOVATIVE DEVELOPMENT OF SOCIETY / NATIONAL STATE / CIVIL SOCIETY / SOCIAL MODERNIZATION / STATE IDEOLOGY / POLITICAL DOCTRINE / NATIONAL IDEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Храмцова Ф. И.

Изложена авторская концепция идеологии модернизационных процессов в Республике Беларусь. Выделены особенности и взаимосвязи категорий «идеология», «политическая доктрина», «государственная идеология», «национальная идея» как детерминант модернизации. Доказано влияние идеологии государства на социальную сплоченность, инновационную активность субъектов модернизации общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEOLOGICAL FACTOR OF SOCIAL MODERNIZATION IN REPUBLIC OF BELARUS

The author’s concept of ideology of innovative development of Russia is stated. Specifics, interrelation of politological categories «ideologiya», «the political doctrine», «the state ideology», «national idea» as a determinant of innovative development of Russia is revealed. Influence of ideology of the state on social unity, dynamics of innovative activity of subjects of modernization of society is proved.

Текст научной работы на тему «Идеологический фактор социальной модернизации в Республике Беларусь»

Ф. И. ХРАМЦОВА,

доктор политических наук, доцент,

Филиал Российского государственного социального университета в г. Минске Республики Беларусь, г. Минск

ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Изложена авторская концепция идеологии модернизационных процессов в Республике Беларусь. Выделены особенности и взаимосвязи категорий «идеология», «политическая доктрина», «государственная идеология», «национальная идея» как детерминант модернизации. Доказано влияние идеологии государства на социальную сплоченность, инновационную активность субъектов модернизации общества.

Ключевые слова: инновационное развитие общества, национальное государство, гражданское общество, социальная модернизация, государственная идеология, политическая доктрина, национальная идея.

Процессы социальной модернизации в Республике Беларусь сопряжены с необходимостью разработки и внедрения целого ряда социогуманитарных технологий обеспечения консолидации гражданского общества, государства, бизнес-сообществ как фактора динамичного инновационного развития в условиях динамично нарастающих вызовов глобализирующегося мира. Интеграция субъектов модернизации невозможна без учета идеологических детерминант социально-политической трансформации как фактора устойчивого социально-экономического развития. В этой связи изречение Н. Макиавелли не утрачивает силу и показывает решающее значение идейного воздействия на сознание людей: «Никогда не веди войска в бой, пока ты не внушил им уверенности в себе и не убедился, что они вполне благоустроены и не боятся врага. Никогда не начинай сражения, если ты не знаешь, что войска верят в победу» [8, с. 296].

Фундаментальной для эффективной модернизации общества является проблема консолидации субъектов инновационного процесса на платформе стратегий политической доктрины, государственной идеологии, национальной идеи общества как идеологических детерминант национальной государственности современной Беларуси. Только при таком подходе возможна высокая степень социальной сплоченности, трактуемой в данной работе как политико-методологическая триада на уровне цели, средства и результата политики государства. В данной работе обосновывается прямая зависимость индекса инновационного развития Беларуси от развитости идеологического фактора

политики государства. В работе представлена авторская концепция идеологического обеспечения инновационного развития государства.

Итак, генезис проблемы единения граждан общества как цели политики имеет многовековую традицию, уходя истоками в античность. В частности, в трактате «Государство» древнегреческий философ Платон раскрывает взаимосвязи политики идейных убеждений для сплоченности в государстве: «...Закону не того нужно, чтобы какой-то один вид людей был особенно счастлив: закон стремится к такому состоянию для всего государства, делая граждан с помощью убеждения и принуждения гармоничными, он склоняет их к тому, чтобы они друг с другом делились тем имуществом, какое каждый в силах принести для всеобщего блага; закон не для того создает таких людей в государстве, чтобы позволить каждому идти всюду, куда тот захочет, но для того, чтобы употреблять их для единения государства» (цит. по: [2, с. 307]).

Значение государственной идеологии в современных условиях трансформации социальных систем возрастает. На это указывают западные политологи, в частности, Т. Жиро, С. М. Липсет, которые подчеркивают, что отсутствие идеологии государства ведет к утрате равновесия общества, социальному напряжению, делигитимизации власти как формы эрозии, разложения данного политического порядка. К таковым, по мнению авторов, «относятся бунт, государственный переворот или, наконец, революция» [2, с. 323]. Такая постановка вопроса разделяется российским академиком В. И. Жуковым в понимании назначения политики как инструмента гармонизации общества, «солидарной ответственности, стабильности и устойчивого развития» [3, с. 490].

Исходя из обозначенных подходов, разработка концепции идеологического обеспечения инновационного развития Беларуси предпринята в русле цивилизационной и модернизационной парадигм, концепций социального благоденствия и справедливости. Основные положения научно-теоретических подходов включают ряд актуальных идей:

человек как существо сознательно-творческое, активный субъект эволюции, социальной инженерии, ответственный за все живое на планете; земля как «всеобщий дом», объект и субъект глобальной коэволюции; модернизация как «проектная идентификация субъектов инновационного развития»;

переопределение социального равенства на уровне закона; мобилизация интеллектуально-духовного потенциала на идейной платформе политической доктрины, идеологии государства, национальной идеи общества.

Первым шагом к пониманию этико-мировоззренческой компоненты обновления общества является герменевтический анализ модернизации в трактовке В. Е. Лепского, эксперта Российского Гуманитарного Научного Фонда, который актуализирует факторное значение идейно-мировоззренческой составляющей феномена. Отсутствие такового, по мнению автора, «не дает идеологических оснований для возникновения тенденций конструктивной интеграции

внутри российского общества» [6, с. 10]. В. Е. Лепский подчеркивает, что консолидация субъектов модернизации возможна в рамках субъектно-ориентированного подхода. Это означает «смену объектов исследования, проектирования и управления, которыми становятся не только системы деятельности в целом, но и их субъекты», активно участвующие в инновационном развитии, готовые определять образ будущего, брать на себя ответственность за осуществление целей, задач [6, с. 12]. В этой связи реальная модернизация нуждается в наличии общественных и политических субъектов, обладающих волей для реализации инновационного проекта. Как показывает компаративный анализ российской и белорусской практики модернизации, игнорирование идеологического фактора модернизации чревато процессами стагнации, разобщенности различных агентов модернизации: государства, общественных, политических сообществ, бизнес-структур, социальных институтов. Основными признаками дисфункциональности субъектов модернизации являются блокировка рефлексии; неспособность к самоопределению, недостаточность «прорывных» идей, готовности взаимодействовать с другими субъектами модернизации; снижение потенциала прикладной науки и влияния науки на общество в целом. Такая ситуация создает угрозу национальной безопасности.

В этой связи решение проблемы инновационного развития общества видится, прежде всего, в обеспечении идеологического фактора государственной политики и политики структур гражданского общества в формировании социальной сплоченности. Актуальность проблемы обусловлена усугублением социально-экономических проблем, недостаточной эффективностью социальной политики, кумулятивностью разрывов между богатыми и бедными. Новейшая история доказывает, что важнейшим институтом демократий транзитивного типа является политическая доктрина государства. В науке общепризнанна возрастающая роль национальных идеологий в укреплении государственности. Рассматривая государство как верховный и универсально организованный институт власти, следует подчеркнуть его фундаментальное значение для модернизации путем выработки политической доктрины в обеспечении социальной интеграции агентов инновационного процесса. Прежде всего, государство призвано обеспечить равновесие интересов групп, слоев, организаций. Государство - это «особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата)» [11, с. 135]. Подчеркнем, что в области методологии государств на первый план выдвигались ранее и остаются по-прежнему актуальными нравственно-правовые аспекты политики как инструменты социального равноправия, солидарности и общности целей, способов жизнедеятельности. Такой подход содержится в концепции государства И. А. Ильина (1883-1954), выдающегося мыслителя русского зарубежья. Далее автор уточняет: «Государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти...

Несмотря на все различия людей в смысле возраста, пола, характера, богатства и субъективных прав, в положении каждого члена государственного союза есть сходство с положением всех остальных членов» [5, с. 135].

Такой подход в понимании феномена государства актуализирует значение политической доктрины как идеологического ядра политической системы общества. Исходя из этого, политическая доктрина выступает как движущая сила целого ряда сложных механизмов социальной модернизации. Все изложенное выше позволяет заключить, что провозглашенные национальной доктриной, реализуемые идеологией государства стратегии модернизации прямо влияют на интенсивность инновационной активности агентов модернизации, а также на уровень развития демократии, качество жизни. Развернутое определение понятия «доктрина» дано В. Ф. Халиповым в масштабном научном исследовании «Энциклопедия власти»: «Доктрина - (doctrine, от лат. doctrina - учение, обучение, наука) - учение, научная или философская теория, система; руководящий теоретический или политический принцип или документ» [15, с. 510]. В работах Л. Альтюссера, Д. Белла, К. Манхейма, Г. Плеснера, В. Парето, Ю. Хабермаса и других авторов исследованы различные стороны понятия «политическая доктрина» [16; 17; 9; 10; 19; 14]. Итак, политическая доктрина - это система руководящих политических принципов государственного правопорядка, государственных стратегий и способов их реализации. Политическая доктрина конкретно предписывает ценностные эталоны политики, как для государственных, так и общественных институтов на всей территории государства.

В последующем К. Манхейм исследовал интегральную функцию идеологии в объединении интересов различных социальных групп и слоев. Э. Дюрк-гейм рассмотрел идеологию как способ социальной самоорганизации, «социальный клей», подчеркнув, что общество может выжить тогда, когда между его членами существует значительная степень социальной однородности. Практическое значение идеологии, вслед за марксистами, исследовали К. Поппер и К. Фридрих, раскрыв механизмы идеологии на основе анализа деятельности партий, правящих элит, социальных групп [12; 18]. Общее значение идеологии трактуется как целостный свод идей, ценностей и норм, объединяющих всех граждан [1, с. 523]. Наконец, идеология рассматривается как социальнополитическая теория, обосновывающая цели, направления, средства общественного развития. Идеология рассматривается и как система концептуально оформленных представлений и идей, которые выражают интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики - классов, наций, общества, политических партий, общественных движений, и выступает формой санкционирования или существующего в обществе господства и власти (консервативные идеологии) или радикального их преобразования (идеологии «левых» и «правых» движений) [15, с. 81].

Между тем в науке наблюдается четкая дифференциация значений идеологии как понятия и политической доктрины. В частности, М. Реджай акцен-

тирует внимание на деятельностном аспекте идеологии в политике: «Важно различать идеологию в политике и идеологию в науке. В первом случае мы сосредотачиваемся на деятельности - и проблема заключается в эффективности. Во втором - мы сосредотачиваемся на мышлении - и проблема заключается в принципиальности» (цит. по: [2, с. 404]). В продолжение аргументации этой идеи Т. Жиро раскрывает позиции современных западных исследователей Дж. Сартори, М. Лернера, К. Фридриха и др. В их работах идеология трактуется как практическое средство преобразования идей в социальные рычаги, «как матрица человеческих свершений в социальной сфере, как преобладающая сила при определении политических целей, как главный источник существования политического сообщества» [2, с. 406].

Парадигмальный аспект идеологии вычленяет российский политолог Г. Ю. Семигин. Согласно авторской трактовке, данное понятие образует базовый концепт парадигмы политического плюрализма. Это предполагает, по мнению Г. Ю. Семигина, наличие «идейного рынка» в современных демократических государствах [13, с. 81]. Поэтому для государства с недостаточно развитой демократией «идейный рынок» составляет один из источников формирования и обновления политической доктрины.

Таким образом, понятие «идеология» имеет широкий социально-политический спектр. Государственная идеология является идейной объединительной платформой существующих идеологий. Идеологии формируются на уровне отдельных групп, объединенных общими целями социальной кооперации. Поэтому, понимая национальную доктрину как генеральный план инновационного развития, идеологию государства следует рассматривать как важнейший инструмент достижения общенациональных стратегий, заявленных в доктрине, закрепленных на уровне институциональных механизмов. Идеология государства выступает как социально-политическая теория и как эффективный инструмент политической доктрины. При этом государственная идеология, отражающая чаяния и потребности различных групп, составляет часть этнокультуры, идейный базис общества, являясь формой индивидуально-группового сознания.

Отсюда следует заключить, что идеология государства - это консолидирующий и стабилизирующий фактор интеграции групп для решения актуальных общественно-политических и социально-экономических задач социальной модернизации на основе четких, ясных и близких гражданам социально-политических идей. Для социальной модернизации важна интеграционно-координационная функция идеологии, они «обеспечивают в некоторых государствах идеологические эталоны жизнеспособности в течение длительного времени» [2, с. 410].

При этом идеология государства по своей природе имплицитна национальной идее как духовной матрицы этноса. Д. С. Лихачев в работе «Три основы европейской культуры и русский исторический опыт» раскрывает методологию национальной идеи, подчеркивая, что стержнем национальной

идеи любого государства являются три нравственных опоры: любовь к Отечеству, историческая память, гражданский долг. Именно это объединяет народ и делает его непобедимым [7, с. 15-16]. Из этого следует, что идеологический фактор политики государства понимается как ключевой компонент конструирования устойчивой политической системы. Это предполагает обновление правовых механизмов обеспечения равенства прав и возможностей различных социальных групп. В условиях нарастания глобализации противоречия, обусловленные неравенством, многократно усугубляются. Для преодоления этих процессов необходима горизонтально-вертикальная координация всех субъектов социальной модернизации. Требуется политика мобилизации гражданского общества средствами информационно-идеологической работы в социуме, по месту жительства, с гражданами разных социальных статусов.

Таким образом, в инновационном развитии возрастающая роль консолидации принадлежит идеологическому фактору. Это обусловлено следствием глобальных, национальных, экономических, политических, социально-культурных трансформаций. Идеологический фактор социальной модернизации становится ключевым в расширении и структурировании равенства возможностей граждан как новых жизненных шансов, новых социальных статусов. Идеологические детерминанты состоят в динамичном характере влияния на динамику инновационной активности граждан, как на уровне политики государства, так и на уровне субполитик структур гражданского общества. И наоборот, игнорирование идеологического фактора инновационного развития общества может быть разрушительным для устойчивого развития. Инновационное развитие общества означает укоренение и обновление социальной, политической идентичности человека в культуре общества, традициях, идеалах, нравственных и семейных ценностях, в ценностях истории, культуры, языка на основе консолидации всего общества с целью обогащения духовнонравственного потенциала белорусского народа.

Литература

1. Доклад Президента Республики Беларусь А. Г Лукашенко на постоянно действующем семинаре руководящих работников республиканских и местных государственных органов по вопросам совершенствования идеологической работы «Сильная и процветающая Беларусь должна иметь прочный иделогический фундамент» // Совет. Беларусь. - 2003. - 28 марта. - С. 2.

2. Жиро, Т. Идеология / Т. Жиро // Политология: пер. с польск. - Харьков: Изд-во Гуманитарный центр, 2006. - 428 с.

3. Жуков, В. И. На рубеже тысячелетий: социология отечественных преобразований (19852005 годы) / В. И. Жуков. - М.: Изд-во РГСУ, 2008. - 940 с.

4. Жуков, В. И. Россия в глобальном мире: философия и социология преобразований: в 3 т. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Изд-во РГСУ, 2007. - Т. 1: Россия на рубеже тысячелетий: социология экономики и политики (1985-2005). - 553 с.

5. Ильин, И. А. Общее учение о государстве и праве / Иван Ильин. - М.: АСТ [и др.], 2006. -510 с.

6. Лепский, В. Е. Становление стратегических субъектов: постановка проблемы / В. Е. Леп-ский // Рефлексивные процессы и управление. - 2002. - Т. 2, № 1. - С. 5-23.

7. Лихачев, Д. С. Три основы европейской культуры и русский исторический опыт / Д. С. Лихачев // Наше наследие. - 1991. - С. 15-16.

8. Макиавелли, Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. О военном искусстве / Н. Макиавелли: пер. с итал. - М.: Мысль, 1996. - 639 с.

9. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм: пер. с нем. и англ. - М.: Юрист, 1994. - 700 с.

10. Плеснер, Х. Ступени органического и человек: введение в философскую антропологию / Х. Плеснер: пер. с нем. - М.: РОССПЭН, 2004. - 368 с.

11. Политология: учеб. / под ред. М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2004. - 588 с.

12. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер: пер. с англ.; под ред. В. Н. Садовского. - М.: Феникс, Междунар. фонд «Культурная инициатива», 1992. - Т. 1: Чары Платона. - 448 с.

13. Семигин, Г. Ю. Идеократия / Г. Ю. Семигин // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / РАН, Ин-т философии, Нац. общ.-науч. фонд; науч.-ред. совет: В. С. Степин [и др.]. - М., 2001. - Т. 2. - 612 с.

14. Хабермас, Ю. Историческое сознание и посттрадиционная идентичность. Западная ориентация ФРГ / Ю. Хабермас // Политические работы / сост. А. В. Денежкина; пер. с нем. Б. М. Скуратова. - М.: Праксис, 2005. - 368 с.

15. Халипов, В. П. Энциклопедия власти / В. П. Халипов. - М.: Академ. проект; Культура, 2005. - 1056 с.

16. Althusser, L. Ideologie et appareils idéologiques d’Etat / L. Althusser // Positions (19641975). - Paris: LesEditions Sociales, 1976. - Р 67-125.

17. Bell, D. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in Fifties / D. Bell. -Giencoe, 1960. - 416 p.

18. Friedrich, C. Autocracy and Totalitarianism / Carl Friedrich, Zbigniew Brzezinski. - New York, 1993.

19. Pareto, V. Oeuvres complètes / V. Pareto. - Genève: Droz, 1965. - 231 p.

F. I. HRAMTSOVA

IDEOLOGICAL FACTOR OF SOCIAL MODERNIZATION IN REPUBLIC OF BELARUS

Summary

The author’s concept of ideology of innovative development of Russia is stated. Specifics, interrelation of politological categories «ideologiya», «the political doctrine», «the state ideology», «national idea» as a determinant of innovative development of Russia is revealed. Influence of ideology of the state on social unity, dynamics of innovative activity of subjects of modernization of society is proved.

Keywords: innovative development of society, national state, civil society, social modernization, state ideology, political doctrine, national idea.

Поступила 13.12.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.