Научная статья на тему 'Некоторые теоретические вопросы идеологии и политики'

Некоторые теоретические вопросы идеологии и политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2075
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕОЛОГИЯ / ПОЛИТИКА / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ДЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ / IDEOLOGY / POLITICS / REFORMATION / DEIDEOLOGIZATION / NATIONAL IDEA

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Акмалова Мунира Абдунабиевна

Политика и идеология находятся в диалектическом единстве в любом обществе. Анализ взаимосвязи политики и идеологии показывает, что значение последней в жизни современных обществ, независимо от их социально-экономического уровня развития, неуклонно возрастает. С помощью идеологии политика дает теоретическое обоснование своих целей и задач, своего политического курса, формируются структуры власти и определяются их функции, она является эффективным средством психологической мобилизации масс на борьбу за власть, а также с помощью идеологии господствующие политические круги обеспечивают легитимность своей власти. Идеология со своей стороны также нуждается в политике. Именно политика является своеобразным «полигоном» для проверки политических идей и их реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Theoretical Issues Concerned with Ideology and Politics

Ideology and politics are in dialectal unity in any society. The analysis of interconnection between politics and ideology shows that the significance of the latter in the life of modern societies irrespective of their social-economic level of development has been enhancing steadfastly. With the help of ideology politics presents a theoretical foundation of its objectives and goals, its course; frameworks of power are formulated and their functions are determined, it is an effective means of psychological mobilization of masses for a struggle for power, with the help of ideology governing political circles provide a legitimateness of their power. On its part ideology also needs in politics. It is politics which turns into a peculiar “testing-ground”for monitoring political ideas and carrying them into effect.

Текст научной работы на тему «Некоторые теоретические вопросы идеологии и политики»

ФАЛСАФА ВА ХУ КУК ФИЛОСОФИЯ И ЮРИСПРУДЕНЦИЯ

М.Акмалова

НЕКОТОРЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИДЕОЛОГИИ И ПОЛИТИКИ

Ключевые слова: идеология, политика, реформирование, деидеологизация, национальная идея

90-е годы XX века войдут в мировую историю как период глубоких качественных сдвигов в общественном мировоззрении, в геополитической структуре мирового сообщества. Это означает, что проблемы политического мировоззренческого и социально-политического реформирования вновь образованных суверенных государств переросли рамки чисто региональных и по праву стали общемировыми.

Глубина и широта изменений, происходящих во всех сферах общественной жизни суверенных государств, требуют неординарного подхода при определении роли и места идеологии в период перехода к демократическому, правовому государству. Все постсоветские государства вступили в XXI век, не имея теоретически обоснованной модели социального выбора, научно разработанной стратегии и политической цели, не располагая ярко выраженной национальной идеей. Этот архисложный вопрос современности волнует сегодня не только политиков, но и каждого гражданина нашей республики (1, 5).

Практически все постсоветские республики оказались неготовыми к столь серьезным переменам. Ситуация действительно парадоксальная: с одной стороны, открылся широкий простор для осуществления рыночных реформ, демократических преобразований, обеспечения духовных и политических свобод, активизации политической и общественной жизни, развития национального самосознания, формирования новых институтов гражданского

общества и т.д. С другой стороны, интенсификация политической, социально-экономической и духовной жизни транзиторных обществ обусловила появление множества политических, экономических и национальных проблем, которые вызывают огромные трудности в их разрешении, обуславливают неустойчивость развития всего общества. Неподготовленность значительной части населения к жизни и деятельности в условиях рыночных отношений порождает нездоровые настроения, недоверие народа к исполнительной власти. От оптимального решения актуальных сегодня экономических и политических вопросов зависит не только состояние общества, но и судьба целых народов и этносов. Вот почему исследование проблемы идеологии, национальной идеи вызывает живой интерес субъектов практической политики, политических факторов.

Со времени введения в научный оборот термина идеологии французским философом и экономистом А. Л. К. Дестютом де Траси в 1801г. в произведении "Элементы идеологии" для «анализа ощущений и идей», «для обозначения учения об идеях, позволяю-щего установить твердые основы для политики, этики и т.д.», в политической теории сложились самые разнообразные взгляды на это общественное явление (6, 119).

Анализируя идеологию и ее роль в общественной жизни, Смирнов И. и Титов В. пишут, что в середине XIX века новый подход к выяснению содержания и общественного познания идеологии был сделан К. Марксом и Ф. Энгельсом. В интерпретации В. Парето идеология существенно отличается от науки, и они не имеют между собой ничего общего. Если последняя опирается на наблюдения и логическое осмысление, то первая на чувства и веру. Определив, что чувства и вера являются важнейшими свойствами идеологии, Парето считает основной общественной функцией ее способность убеждать, воздействовать на умы и заставлять действовать. (5, 146-149)

В начале XX века немецкий социолог К. Манхейм разрабатывает концепцию об индивидуальной и универсальной идеологии. С точки зрения последователей марксизма идеология определяется как система взглядов и идей, с помощью которых осмысливаются и оцениваются отношения и связи людей с действительностью и друг с другом, социальные проблемы и конфликты, а также определяются цели и задачи общественной деятельности, заключающиеся в

закреплении или изменении существующих общественных отношений.

В середине XX века в западноевропейской общественно-политической мысли некоторые политологи и социологи, в частности, Р. Арон (1905-1983), Д. Белл, К. Поппер и некоторые другие выступили с идеей утверждения в науке объективности и беспристрастности, которая получила название деидеологизации общественной мысли.

Концепции деидеологизации просуществовали недолго, около двух десятилетий, и это неудивительно, так как они слишком были оторваны от реальной жизни, с самого начала аргументы их создателей звучали неубедительно и вызывали серьезные возражения.

Сегодняшняя общественная жизнь свидетельствует о том, что значение идеологии в жизни современных обществ, независимо от их социально-экономического уровня развития, будет неуклонно возрастать.

Политика и идеология находятся в диалектическом единстве в любом обществе. Рассматривая проявления взаимосвязи между ними, следует отметить, что в первую очередь, политика нуждается в идеологии, так как с помощью идеологии политика дает теоретическое обоснование своих целей и задач, своего политического курса; на основе идеологии, выступающей в качестве проекта или модели организации политики, формируются структуры власти и определяются их функции, она является эффективным средством психологической мобилизации масс на борьбу за власть, а также с помощью идеологии господствующие политические круги обеспечивают легитимность своей власти. Следовательно, идеология в руках политиков является интеллектуальным средством оправдания существования определенного социального порядка или его изменения.

С другой стороны, идеология также нуждается в политике. Именно политика является своеобразным «полигоном» для проверки политических идей и их реализации. Идеологический труд - это труд по производству, воспроизводству идей и их распространению в массах. Как и всякий труд, он требует определенного финансового и материального обеспечения. Такое обеспечение предоставляют политика и ее институты.

«Идеология как явление получила признание и оказалось, что

человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений и т.д., а в современной оценке идеология - не только одна из организационных, регулятивных и контрольных систем, направляющих жизнь общества и человека, непосредственно связанная функционально политической системой общества, политическим режимом государства, политической этикой...»(4, 113-114).

Идеология как сфера воспитания охватывает всё «пространство» в жизни, где живет, трудится, проводит свой досуг человек (2,101).

В демократическом и правовом государстве ни одна идеология не может претендовать на знание абсолютной истины. Следовательно, ни одна идеология, в том числе и религиозная, не может устанавливаться в качестве государственной. Любое общество, в том числе и Республика Таджикистан, провозгласившее себя демократическим государством, развивается на основе политического и идеологического плюрализма. Выбор той или иной идеологии является неотъемлемым жизненным правом каждого человека. Никто, в том числе и государство, не имеет право в принудительном порядке заставить человека принять неугодную идеологию.

Сегодня главная задача в сфере идеологии состоит в том, чтобы научить наших людей самостоятельно мыслить, укрепить их веру в себя, национальную независимость, духовные и культурные ценности, ибо, если сознание и мышление не избавлены от гнета и давления, человек не может чувствовать себя свободным (3, 57).

Как показывает проведенное нами исследование, общество озабочено отсутствием ценностной идеи. Если в переходные годы перестройки происходило явное отрицание традиционных ценностей, то сейчас общество начало заботиться возрождением ценностей и сохранением самобытности.

Национальная идейность на основе осмысления, постижения глубоких историко-культурных корней своей нации, культурных форм - необходимое условие одной из форм политической консолидации общества переходного периода. Но важно не ограничивать себя только национальным видением мира, не впадать в национальное самосозерцание, самолюбование. Этот путь ведет к национализму, агрессивному противопоставлению культуры, традиций, достижений своего народа культурам, традициям и

достижениям других народов, что вовсе не способствует стабильности и единству. Интегративная роль идеологии выражается в выработке социального идеала. Под ним понимается представление об идеальном обществе, о том, каким ему быть. Формирование социального идеала, его выражение в четких, ярких, привлекательных формах - одна из насущных задач идеологов во все времена человеческой истории.

Разработка принципов национальной идеи осуществляется сегодня в достаточно сложной атмосфере. И трудности связаны, прежде всего, с масштабностью перемен в странах СНГ, в том числе и в Таджикистане. Это вполне понятно, так как в них еще только складывается новая государственность, понимается осознание целей и перспектив развития, своих роли и места в современном мире.

Обретение национальной идеи затрудняется наличием резко конфронтационных отношений в политике, неоправданно высокой социальной поляризацией. Наше общество в последнее время уже неоднократно переживало коллапс идеологических систем, с различной степенью основательности претендовавших на всеобщность. В результате образовался ценностно-идейный вакуум, который пока никак не заполняется.

Вокруг проблемы национальной идеи сегодня в Таджикистане идут горячие споры. Опубликованы ряд статей, в которых ученые, политики, писатели, публицисты, журналисты размышляют о том, какой должна быть национальная идея.

Понятие «национальная идея» многопланово и сложно. Оно может быть рассмотрено в следующих аспектах: а) как осмысление национальных особенностей в процессе трансформации общества и поиск путей развития нации; б) как консолидирующая идея политического объединения общества переходного периода. Национальная идея несет в себе ответ на вопрос о сущности нации, ее лица, целях и задачах на будущее.

В общественном сознании, применительно к Таджикистану, «национальная идея» заключает в себе объединительное, универсальное и консолидирующее значение. Более того, оно считалось одним из главных условий образования нации. Каждая страна, нация и каждое общество должны иметь свою идеологию, т.е. совокупность идеалов, идей, которые выражали бы глубинные основы их жизни. Без этого духовного стержня нация распыляется, разрывается на

разные культуры, а в политике - приводит к расколу в обществе.

Сегодня, к сожалению, к вопросу национальной идеи стали относиться более скептически. Поэтому национальная идеология должна опираться на общественные институты. Но всякая духовно оправданная власть отличается от голого насилия тем, что она не навязывает, а вдохновляет какой-либо идеей и в основе политических отношений всегда лежат некоторые ведущие принципы и идеи. Сегодня, как показывает практика, страны переходного периода не смогли пока использовать для преодоления затяжного социального кризиса весь имеющийся у них потенциал, а особенно, в духовной сфере - главным моментом которого является национальная идея. Как показывает исторический опыт, именно национальная идея в суровые годы исторических событий оказывала созидательную мощь и консолидирующую идею.

Мы считаем, что для постсоветских республик, ныне самостоятельных государств, переживающих глубокий политический и социально-экономический кризис, именно национальная идея, при широком разъяснении населению, является более доступной и оптимальной формой консолидации политических сил и всего общества для успешного осуществления политических и социально-экономических реформ. Ни одна политическая система не может существовать и нормально функционировать без наличия столь важного феномена, каким является национальная идея.

Для развития общества необходима, прежде всего, политическая стабильность, а для этого нужна консолидация всех этносов и политических сил общества. Поскольку политика не может быть без противоречий, только духовное единение народов должно основываться на общих культурных ценностях, созданных на протяжении их многовековой истории. Немало было трагических страниц в истории каждого народа. Возрождались те народы и государства, которые свои мощные духовные силы использовали в целях политической консолидации и своего развития. Сегодня все страны переходного периода стоят на перепутье. Какое место они займут для себя в новом столетии? Найдут ли они свое лицо в новом мироустройстве? Поиски ответов на эти вопросы неразрывно связаны с вопросами национальной идеи. Следовательно, каждая нация, испытывает на себе воздействие другой нации, впитывая в себя ее опыт и духовно обогащая свой национальный «багаж». А роль

государства заключается в том, что оно должно все эти процессы направить в позитивное русло. Государство должно вести целенаправленную, национальную, не навязчивую, а свободную политику.

Национальная идея - это способ организации идей, художественных образов, символов в направлении самоидентификации, сплочения, сохранения и развития социумов различного уровня на основе их духовного и практического опыта, традиций и ценностей с тем, чтобы ориентировать действия членов данной общности в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности. Национальная идея - это, по сути дела, то главное, чем руководствуются в своей внутренней и внешней политике все государства в мире.

Национальная идея как мощная консолидирующая идея, аккумулирующая в себе духовные, религиозные и нравственные ценности, образ жизни и национальный менталитет, никогда не утрачивает присущих ей важнейших качественных характеристик и черт этноса. По мере исторического развития она приобретает новые, прежде всего духовные, нравственные, гуманистические составляющие, которые придают политике и политической деятельности созидательную, консолидирующую направленность.

Национальная идея может объединить народ только на основе глубокого осознания национальных интересов, духовных ценностей, активного самосознания индивидуальных, частных и общих интересов, необходимости их взаимодействия и взаимовлияния. Национальная идея призвана обеспечить единство общества, опираться на доверие народа к своему правительству, к своей власти. Только при этом условии возможны консолидация и устойчивое развитие страны, защита ее национальных интересов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Асадуллоев И.К. Политика, религия, философия,- Душанбе: Эчод, 2009

2. Бобоев К.Ф. Актуальные проблемы формирования гражданского общества в Таджикистане - Душанбе: Ирфон, 2009

3.Махмадов А. Политическое поведение: социальные факторы и формы проявления. - Душанбе: Диловар: ДДМТ - 2000

4. Политология. Энциклопедический словарь,- М., 1993

5. Смирнов И. Н„ Титов В. Ф. Философия,- М„ 1998

6.Философский энциклопедический словарь/Ред кол.: С.С. Аверинцев,

Э.А. Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. 2е изд. -М.:' Советская энциклопедия, 1989

Некоторые теоретические вопросы идеологии и политики М.Акмалоеа

Ключевые слова: идеология, политика, реформирование, деидеологизация, национальная идея

Политика и идеология находятся в диалектическом единстве в любом обществе. Анализ взаимосвязи политики и идеологии показывает, что значение последней в жизни современных обществ, независимо от их социально-экономического уровня развития, неуклонно возрастает.

С помощью идеологии политика дает теоретическое обоснование своих целей и задач, своего политического курса, формируются структуры власти и определяются их функции, она является эффективным средством психологической мобилизации масс на борьбу за власть, а также с помощью идеологии господствующие политические круги обеспечивают легитимность своей власти.

Идеология со своей стороны также нуждается в политике. Именно политика является своеобразным «полигоном» для проверки политических идей и их реализации.

Some Theoretical Issues Concerned with Ideology and Politics M. Akmalova

Key words: ideology, politics, reformation, deideologiiation, national idea

Ideology and politics are in dialectal unity in any society. The analysis of interconnection between politics and ideology shows that the significance of the latter in the life of modern societies irrespective of their social-economic level of development has been enhancing steadfastly.

With the help of ideology politics presents a theoretical foundation of its objectives and goals, its course; frameworks of power are formulated and their functions are determined, it is an effective means ofpsychological mobilization of masses for a struggle for power, with the help of ideology governing political circles provide a legitimateness of their power.

On its part ideology also needs in politics. It is politics which turns into a peculiar "testing-ground"for monitoring political ideas and carrying them into effect.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.