Научная статья на тему 'Холдинг как форма предпринимательских объединений'

Холдинг как форма предпринимательских объединений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2418
348
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ермолик А.В., Шевцова Н.В.

Раскрывается сущность такой формы предпринимательских объединений, как холдинг, названы виды холдингов, обозначены цели их создания, выявлены достоинства и недостатки холдингов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Холдинг как форма предпринимательских объединений»

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

лист не дает входить на рынок другим игрокам, перекрывает воздух конкурентам, в то же время, завышает уровень цен на услуги. В думающей и политизированной стране к мнению социума будут прислушиваться. К сожалению, в нашей стране пока это не возможно, это связано со слабой гражданской позицией населения.

2. Подрыв связей монополиста с государственными аффилированными лицами. В нашем случае это так же не осуществимо, так как государство фактически владеет данными монополиями и не захочет терять такую «кормушку».

3. Иностранная конкуренция. На сегодня это самый действенный способ снижения степени монополизации экономики, когда потребитель видит на прилавке аналогичный импортный товар, но по сравнительно низкой цене, чем у монополиста, то конечно он отдаст предпочтение товару с низкой ценой.

4. Создание новых предприятий. На сегодня мы не можем использовать данный метод потому, что экономика находится в условиях кризиса. Данный метод является одним из самых предпочтительных это связано с тем, что он не уничтожает существующие монополии, а только снижает степень их влияния на рынок, но так, же создаются новые рабочие места.

В долгосрочной перспективе все четыре пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Однако, существуют огромные трудности по осуществлению этих путей, в ближайшем будущем народное хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер, поэтому все большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

© Егорова Ю. А., 2014

УДК 334.7

А. В. Ермолик Научный руководитель - Н. В. Шевцова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ХОЛДИНГ КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Раскрывается сущность такой формы предпринимательских объединений, как холдинг, названы виды холдингов, обозначены цели их создания, выявлены достоинства и недостатки холдингов.

В современном обществе стала распространена такая форма предпринимательских объединений, как холдинг. Уже сейчас в России активно создаются и развиваются такие экономические структуры. Холдинг - это совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. Существуют простые холдинги, которые представляют собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ, и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией [1]. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют имущественный и договорной холдинги. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают чистый и смешанный холдинги. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют интегрированный и конгломератный холдинги. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают классический и перекрестный холдинги.

Как правило, холдинги создаются с несколькими целями. Во-первых, предприятиям малого и среднего бизнеса холдинги позволяют расширить свою деятельность, развить деловые связи, добиться налоговых, кредитных и других преимуществ. Во-вторых, для крупных компаний образование холдингов позво-

ляет существенно увеличить свою экономическую «массу», укрепить инвестиционный потенциал, поднять рентабельность и технологический уровень производства. В-третьих, при расширении масштабов коммерческих операций у крупной компании часто «разрастается» номенклатура продукции и услуг. В-четвертых, создание дочерних обществ может быть направлено на рационализацию управления, поскольку в результате снимается часть функций с персонала материнской компании. В-пятых, возможно создание ряда корпоративных схем, направленных на снижение финансовых и налоговых потерь. Речь идет об операциях, которые обычно относятся к категории внутрихозяйственных. В-шестых, с помощью дочерних обществ холдинговой компанией могут проводиться операции с капиталоемкими объектами не непосредственно, а путем продажи дочерних обществ, которым они принадлежат. В-седьмых, наличие дочерних обществ является важным фактором в конкурентной борьбе, поскольку во многом определяет организационные возможности холдинга и его финансовый потенциал. Компания, имеющая дочерние общества, выглядит более массивной, чем равное с ней по размерам одиночное предприятие.

Преимущества холдингов перед другими формами предпринимательских объединений: масштаб используемых ресурсов, в том числе возможность привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала; минимизация отрицательного воздействия конкуренции; значитель-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

ная централизация капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может «перетекать» из одной сферы предпринимательской деятельности в другую; возможность создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки; возможность диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности; объединение производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможность интеграции науки и производства; возможность повышения устойчивости бизнеса, управления рисками, обеспечения безопасности основных имущественных активов предпринимательского объединения; облег-ченность процедур создания и реструктуризации холдингов; устойчивость и стабильность; ограниченность риска ответственности; распределение коммерческих рисков.

Что касается недостатков холдингов, то существуют риски привлечения головной компании к ответственности по обязательствам дочерних компаний [2]. Во-первых, это касается обязательств по тем сделкам, которые совершены дочерним обществом по указанию основного. В этом случае головная компания будет отвечать наравне с дочерней. Во-вторых, если по вине основного общества дочернее оказалось банкротом. Тогда головная компания должна будет рассчитываться по тем долгам, на погашение которых не хватило имущества банкрота. Если говорить об экономической составляющей, то приходится констатировать отсутствие конкуренции внутри холдинга как сложной иерархической системы, что может повлечь поддержание нерентабельных производств.

Управление в холдингах также имеет недостатки, поскольку, как правило, осуществляется нанятыми менеджерами, что может повлечь злоупотребления с их стороны. При территориальном распределении бизнеса по системе организации дочерних предприятий возможно возникновение такой проблемы, как

приобретение нематериальных активов (НМА) - на какое именно из предприятий нужно приобрести тот или иной НМА. Центральное место занимает также проблема правильного распределения финансовых потоков между компаниями группы. При намерении организовать дочернее предприятие в иностранном государстве целесообразно изучить не только законодательство, регулирующее ту область деятельности, в которой планируется организовать дочернее предприятие, но и инвестиционное, таможенное, налоговое, финансовое, трудовое, корпоративное законодательство, законодательство о рекламе, о товарных знаках.

Таким образом, основной причиной появления холдингов как формы объединения субъектов предпринимательской деятельности является объективное стремление получения большей доходности при меньших затратах. Холдинговая модель построения бизнеса дает ряд преимуществ, в частности, возможность оптимизировать налоговое планирование, повысить эффективность инвестиционных процессов, улучшить финансово-экономическое состояние организаций, увеличить прибыль, что способствует увеличению налогооблагаемой базы. Несмотря на то, что ей присущ также ряд недостатков, в целом, создание и деятельность холдингов благоприятно влияет на экономику страны и отвечает интересам государства при условии соблюдения норм антимонопольного законодательства. Понимание сущности холдинга и применение своих знаний на практике является неотъемлемой частью успешного ведения экономической деятельности современного управляющего любой компании.

Библиографические ссылки

1. Берзон Н. Современные тенденции развития холдингов // Управление компанией. 2008. № 4.

2. Псарева Н. Ю. Холдинговые отношения : теоретические и методические аспекты. М. : Высш. образование и наука, 2007.

© Ермолик А. В., 2014

УДК 330.131.7

Д. Э. Ермошенко Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

КЛАССИФИКАЦИЯ РИСКОВ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Рассматриваются различные классификации предпринимательских рисков. Описываются и анализируются выделенные группы рисков, в зависимости от разных критериев.

Сложность классификации предпринимательских ского риска И. Шумпетером, который выделяет два

рисков заключается в их многообразии. В экономиче- вида риска:

ской литературе, посвященной проблемам предпри- - риск, связанный с возможным техническим прова-

нимательства, нет стройной системы классификации лом производства, сюда же относится также опасность

предпринимательских рисков. Существует множество потери благ, порожденная стихийными бедствиями; подходов к классификации риска. Определенный ин- - риск, сопряженный с отсутствием коммерческо-

терес представляет классификация предприниматель- го успеха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.