Научная статья на тему 'Экономико-правовые аспекты функционирования холдинговых структур'

Экономико-правовые аспекты функционирования холдинговых структур Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2031
466
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЛДИНГ / ХОЛДИНГОВАЯ КОМПАНИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / КЛАССИФИКАЦИЯ / HOLDING / HOLDING COMPANY / LEGAL STATUS / CLASSIFICATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Глущенко Марина Евгеньевна, Нарежнева Ольга Валерьевна

В хронологической последовательности рассмотрен процесс развития содержательной части понятия «холдинг» с выделением понимания термина в узком и широком смысле слова. Установлено различие экономического и правового содержания терминов «холдинг» и «холдинговая компания». Уделено внимание вопросам несовершенства регулирования деятельности холдинговых объединений, существующего в российском правовом поле. Исследованы цели и основные задачи, решаемые в процессе создания холдингов. Предложена обширная классификация холдинговых структур, позволяющая понять сложность и разнообразие их внутренней организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF HOLDING COMPANIES

The article consider in the chronological order the process of developing the content of the concept «holding», proposes interpretation of the term in the narrow and broad senses. Author makes a difference in interpretation of economic and legal content of the terms «holding company» and «holding company». Paid attention to the imperfections of regulation of holding associations, existing in the Russian commercial law. Investigated the goals and basic tasks in the process of establishing holding companies. Offered an extensive classification of holding companies, allowing to understand the complexity and diversity of their internal organization.

Текст научной работы на тему «Экономико-правовые аспекты функционирования холдинговых структур»

УДК 334.7:346.21

ЭКОНОМИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ХОЛДИНГОВЫХ СТРУКТУР*

ECONOMIC AND LEGAL ASPECTS OF HOLDING COMPANIES

М.Е. Глущенко, О.В. Нарежнева M.E. Glushchenko, O.V. Narezhneva

Омский государственный институт сервиса

В хронологической последовательности рассмотрен процесс развития содержательной части понятия «холдинг» с выделением понимания термина в узком и широком смысле слова. Установлено различие экономического и правового содержания терминов «холдинг» и «холдинговая компания». Уделено внимание вопросам несовершенства регулирования деятельности холдинговых объединений, существующего в российском правовом поле. Исследованы цели и основные задачи, решаемые в процессе создания холдингов. Предложена обширная классификация холдинговых структур, позволяющая понять сложность и разнообразие их внутренней организации.

The article consider in the chronological order the process of developing the content of the concept «holding», proposes interpretation of the term in the narrow and broad senses. Author makes a difference in interpretation of economic and legal content of the terms «holding company» and «holding company». Paid attention to the imperfections of regulation of holding associations, existing in the Russian commercial law. Investigated the goals and basic tasks in the process of establishing holding companies. Offered an extensive classification of holding companies, allowing to understand the complexity and diversity of their internal organization.

Ключевые слова: холдинг, холдинговая компания, правовой статус, классификация.

Key words: holding, holding company, legal status, classification.

В качестве одного из основных результатов непрерывных мировых процессов интеграции и глобализации, проявляющихся в экономической сфере, нацеленных на завоевание новых секторов рынка и снижение издержек, является структурное укрупнение фирм, создание интегрированных холдинговых структур.

История интеграционных процессов в России тесно связана с политическими и экономическими событиями, происходившими в конце XX в. на постсоветском пространстве. Наиболее ярко интеграционные процессы проявились в результате осуществления рыночных реформ, концентрации производства и капитала и реструктуризации экономики, что повлекло за собой изменения в организации и управлении промышленных предприятий. Вынужденные адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и ужесточению конкурентной борьбы многие из российских предприятий пошли по пути создания корпораций и холдингов. Этот процесс значительно активизировался в

начале XXI в., когда экономика России вступила в фазу устойчивого роста и у многих успешно развивающихся компаний возникла настоятельная потребность в притоке капитала. Путь развития и трансформации от обычных предприятий до холдингов российские предприятия проходили за очень короткий срок, в десятки раз быстрее, чем эволюционировали холдинговые структуры в развитых странах мира.

Организационно-управленческие и финансово-экономические аспекты интеграции производства и капитала требуют дальнейшего развития и совершенствования, поскольку холдинги играют все более заметную роль в экономике страны. Официальные статистические данные о числе холдингов в РФ не публикуются, однако в научных работах экономистов и юристов можно найти интересующие данные. Так, по оценкам Всемирного банка, в 2005 г. 35 % экономики России контролировали 23 крупнейшие бизнес-группы в виде холдингов [1]. По другим источникам - в 2007 г. десятью

Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского государственного научного фонда согласно договору № 11-12-55001а/Т от 12.08.2011.

© М.Е. Глущенко, О.В. Нарежнева, 2012

крупнейшими отечественными вертикальноинтегрированными компаниями было создано 22 % ВВП Российской Федерации, обеспечено 31 % всего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет и 32 % объема экспорта [2]. При сохранении средних темпов роста (1,5 % ежегодно) к 2020 г. совокупная доля крупных корпораций в РФ может достигнуть 64 % от общего выпуска товаров и услуг в стране [3, с. 13].

Однако в силу того, что холдинги - довольно молодое явление в российской экономике, их правовой статус, процесс создания и функционирования до сих пор четко не определены на законодательном уровне, в том числе и в Гражданском кодексе РФ, в рамках которого ничего не указано об этой разновидности объединений компаний. По этой же причине в юридической литературе нет единого мнения по поводу того, что считать холдингом и каков его правовой статус.

Термин «холдинг» является производным от английского to hold - держать, а само понятие «холдинг» означает держатель крупных пакетов акций или долей в уставном капитале многочисленных дочерних компаний. Таким образом, изначально подразумевалось термином «холдинг» обозначать головную компанию, которой принадлежит контрольный пакет акций другой компании.

Экономический смысл холдингов как хозяйствующей институциональной единицы гораздо глубже и заключается не столько в фактическом удержании головной компанией крупного пакета акций дочерних компаний, сколько в осуществлении управления и контроля над ними. В связи с этим в юридической и экономической литературе можно встретить различные определения понятия «холдинг».

Возможность создания холдинговых структур впервые была закреплена в Законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 3 июля 1991 г. [4], где присутствует первое упоминание о холдинговых компаниях в российской экономике, но не дается определение этим новым формам хозяйствования. Определение холдинговых компаний и правила их создания в российском законодательстве впервые были сформулированы во Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденном Указом Президента РФ № 1392 от 16 ноября

1992 г.: «холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав актива которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на вынесение этими предприятиями своих решений» [5].

Отклоненный проект Федерального закона «О холдингах» содержал следующее определение понятия холдинга (п. 1 ст. 2): «Холдинг - совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами» [6]. Таким образом, законодательно было предложено понимать холдинг как совокупность головной и дочерних компаний. Это определение, однако, не отражает всего содержания понятий «холдинг» и «холдинговая компания», которые целесообразно различать.

На текущий момент специализированные правовые документы, регулирующие деятельность холдингов, отсутствуют, структурам холдингового типа в российском законодательстве уделено мало внимания. Можно отметить, что в Гражданском кодексе РФ такая форма предпринимательских объединений вообще не предусмотрена. Отсутствие четкого законодательного определения понятия холдинга и холдинговой компании обусловило различное понимание данных понятий в научной литературе.

Хронология процесса развития содержательной части понятия «холдинг», имеющая место в российской науке, прослежена авторами данного исследования и представлена в табл. 1.

По итогам проведенного авторами анализа содержательных трактовок термина «холдинг», представленных в табл. 1, можно констатировать, что по мере развития в российской экономике корпоративных отношений ученые (юристы, экономисты) все чаще четко разделяют понятия «холдинг» и «холдинговая компания», т. е. в российской экономической науке термин «холдинг» употребляется в двух смыслах: в узком и в широком.

Т аблица 1

Содержательная трактовка понятия «холдинг» в правовой и научной литературе

№ п/п Источник определения Предлагаемое определение «холдинга»

в широком смысле в узком смысле

1 П. 1.1. Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества [5] - Холдинговой компанией признается предприятие независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий

2 Проект Федерального закона «О холдингах» [6] Холдинг - совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения -

3 Петухов В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности корпораций в России [7] Холдинг - сложная хозяйственная структура типа корпорации -

4 Российский энциклопедический словарь [8, с. 1728] - Холдинг компания (англ. holding - владеющий) - акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними

5 Винслав Ю., Германова И. Холдинговые отношения и правообеспечение их становления в России и СНГ [9, с. 21] Холдинг - совокупность юридических лиц, состоящая из основной и дочерней (дочерних) компаний, ведущих совместную производственную, торговую, финансовую и иную коммерческую деятельность и связанных между собой системой участия (как имущественного, так и неимущественного характера), предоставляющей основной компании права определять важнейшие управленческие и хозяйственные вопросы деятельности дочерних компаний -

6 Лаптев В.А. Холдинг как субъект предпринимательского права [10, с. 55] Холдинг - совокупность взаимосвязанных участников (хозяйствующих субъектов), осуществляющих совместную деятельность -

7 Кравченко Е.Н. Такие разные холдинги [11] Под холдингом понимается структурированная организация юридических лиц, одно из которых (холдинговая компания) имеет возможность оказывать влияние на решения остальных участников холдинга (дочерних компаний) -

8 Холдинги. Правовой и управленческий аспекты (коммент. И. С. Шитки-ной) [12, с. 107-110] Холдинги... являются разновидностью группы лиц, основанной на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы -

Окончание табл. 1

№ п/п Источник определения Предлагаемое определение «холдинга»

в широком смысле в узком смысле

9 Портной К. Правовое положение холдингов в России [13] Холдинг - группа лиц, включающая головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими Холдинговой компанией является хозяйственное общество, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале иных хозяйственных обществ (участников холдинга), либо в соответствии с договором, либо иным образом имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) определять решения, принимаемые хозяйственными обществами -участниками холдинга

10 Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление [14, с. 50] Холдинг - форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании Холдинговая компания (головная организация), будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы

11 Посунько Д.А. Холдинг как предпринимательское объединение: на примере агропромышленного комплекса [15] Холдинг - предпринимательское объединение хозяйствующих субъектов, которые обладая юридической самостоятельностью, находятся в экономической зависимости и под административным контролем у холдинговой (головной, управляющей, материнской) компании; участники холдинга реализуют общие экономические цели и работают на основе единой политики осуществления предпринимательской деятельности Холдинговая (головная, управляющая, материнская) компания - коммерческое юридическое лицо, являющееся участником холдинга и обладающее полномочиями оказывать прямо или косвенно (через третье лицо) существенное влияние на решения, принимаемые органами управления других участников холдинга, и несущее ответственность по долгам участника холдинга аналогично ответственности основного хозяйственного общества по долгам дочернего

12 Куликов Л.А. Законодательное закрепление понятия «холдинг» [16] Холдинг - это группа экономически взаимодействующих юридических лиц, в которой головной компании достаточно минимальной доли участия в других юридических лицах для полного контроля над их деятельностью -

13 Общедоступная многоязыковая энциклопедия Wikipedia [17] Холдинг (от англ. holding - владение) -совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний Холдинговая компания (от англ. holding company - владеющая компания) - материнская компания, контролирующая все другие (дочерние) компании в холдинге, посредством доминирующего участия в их уставном капитале либо иным образом, имея возможность определять их хозяйственную деятельность

Холдинг в узком смысле слова - это холдинговая компания, организация, аккумулирующая контрольные и не контрольные пакеты акций (для акционерных обществ) или доли (для прочих не акционированных фирм, товариществ, обществ) и занимающаяся контролем и управлением. Под термином «холдинг» в широком смысле слова подразумевается совокупность всех компаний, объединенных связями финансового характера. В научных трактовках данных понятий достаточно полно раскрывается смысл, экономическое и правовое содержание используемых терминов.

В практической деятельности, как правило, холдингами называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между головной компанией и дочерними подразделениями определяются правом собственности или мерой участия в уставном капитале, а также формами договорных отношений, определяемых действующим законодательством.

К.Я. Портной, давая в своих исследованиях оценку правовой основы существования и деятельности холдингов, отмечает: «Холдинг не является юридическим лицом, так как не

имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленного имущества, а потому не отвечает признакам юридического лица, закрепленным в п. 1 ст. 48 ГК РФ. В силу этого холдинг не может считаться участником гражданских правоотношений, т. е. не является их субъектом. Холдинг не вправе заключать от своего имени какие-либо сделки и, соответственно, не несет ответственности по сделкам, заключенным участниками холдинга. По ним отвечают участники холдинга самостоятельно либо солидарно с головной компанией в случаях, когда такая сделка была заключена во исполнение ее указаний».

По мнению автора, таких участников гражданского оборота, как холдинги, которые не являются субъектами гражданско-правовых отношений в смысле требований ГК РФ, но в то же время реально участвуют в гражданском обороте как некое целостное образование, как единый хозяйствующий субъект, можно считать квазисубъектами гражданско-правовых отношений [13, с. 12].

И.С. Шиткина также отмечает, что холдинги не являются самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности, предусмотренной гражданским законодательством. Однако это не может опровергнуть как факт наличия таких объединений в реальной жизни, так и их существенное влияние на экономику [12, с. 107, 110].

Холдинги de facto являются субъектами предпринимательства, так как они осуществляют предпринимательскую деятельность, т. е. самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг [18, с. 104]. Как субъекту предпринимательской деятельности холдингу присущи некие особые условия существования и хозяйствования, вытекающие из его экономической сущности, которые можно рассматривать как специфические черты, отличающие холдинг от иных форм предпринимательских объединений:

- холдинг может выступать в гражданском и хозяйственном обороте в качестве единого субъекта;

- его участниками являются самостоятельные субъекты гражданско-правовых отношений (акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью);

- само холдинговое объединение не приобретает статус юридического лица;

- один из участников холдинга - материнская (головная) компания - определяет решения, принимаемые другими участниками холдинга - дочерними (зависимыми) компаниями;

- холдинг в своей деятельности реализует единую политику (инвестиционную, технологическую, производственно-хозяйственную, финансовую или научно-техническую).

Приведенные особенности холдинга позволяют отличить его от таких предпринимательских объединений, как финансово-промышленная группа, концерн, естественная монополия, трест, синдикат, альянс.

Главными целями создания холдинговых объединений являются укрепление их позиций на рынке и получение экономического выигрыша. При этом учеными выделяется ряд основных задач, которые решаются в процессе создания холдингов:

• Формирование технологически взаимосвязанных производственных и сбытовых цепочек, что обеспечивает бесперебойное функционирование всех включенных в эту цепочку предприятий и меньшую степень их зависимости от внешних поставщиков. По такому принципу создаются вертикально интегрированные компании, о которых более подробно говорится ниже;

• Диверсификация бизнеса, когда в холдинг входят разнородные предприятия, производящие различные виды продукции или услуг. В процессе своего развития компании часто делают производство новых продуктов прерогативой дочерних фирм. Диверсификация способствует наращиванию мощи и повышению устойчивости холдинга путем оперативного перераспределения финансовых и других ресурсов между направлениями бизнеса;

• Оптимизация структуры управления, в процессе которой руководство головной компании может сосредоточиться на разработке и решении стратегических задач, обеспечивающих перспективное развитие всей группы компаний. Выполнение текущих рутинных операций переносится на уровень дочерних фирм;

• Создание собственной сервисной сети, когда отдельные службы предприятий (ремонтные, транспортные, строительные, сбытовые и т. д.) реорганизуются и регистрируются отдельные юридические лица, которые в централизованном порядке обслуживают все предприятия холдинга;

• Обособление лицензируемых видов деятельности - аудиторской, страховой, инвестиционной и др. В целом ряде случаев законода-

тельством предусматривается, что лицензируемый вид деятельности для компании должен быть исключительным. И поскольку его нельзя совмещать ни с какими другими видами бизнеса, для осуществления лицензируемой деятельности головной компании приходится создавать дочерние фирмы;

• Снижение рисков и повышение устойчивости бизнеса. Разрабатывая новые виды продукции и вводя инновации в технологические процессы, компания подвергает себя определенному риску, так как всегда есть вероятность получения отрицательного результата. Наличие в портфеле предприятия большого числа рисковых проектов приводит к тому, что инвесторы рассматривают такое предприятие как высокорисковое, что приводит к падению рыночной цены акций [19, с. 138].

В связи с недостаточной разработкой вопросов, связанных с особенностями холдингов, как отдельных институциональных единиц хозяйственной деятельности, большое теоретическое и практическое значение имеет научно обоснованная классификация холдингов, позволяющая понять специфику их деятельности и максимально достоверно оценить её эффективность. Несмотря на значительное внимание, уделяемое практическим проблемам функционирования холдингов исследователями, единой их классификации еще не сложилось. Отчасти это можно объяснить переплетением многочисленных видов и типов холдинговых структур между собой, значительной частью латентных отношений и связей внутри холдингов, разрывами между законодательной базой и практическими аспектами их деятельности.

В научной литературе выделяется ряд критериев классификации для холдинговых структур. Для целей организационного управления нам представляется наиболее важной следующая классификация холдингов:

- по роли материнской компании: чистые и смешанные;

- по типу экономических отношений: горизонтальные и вертикальные.

Указанные классификационные признаки выделены в работах многих авторов, освещающих организационные аспекты деятельности интегрированных структур [13; 14; 19; 20-22 и др.].

Чистые холдинги - это организации, в которых материнская компания занимается исключительно контрольно-управленческой деятельностью. Смешанные холдинги - организации, в которых у материнской компании помимо функций контроля и управления находятся

также вопросы ведения предпринимательской деятельности.

Горизонтальные холдинги (сбытовые холдинги) - объединение обществ, действующих на одном рынке (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и проч.). Они представляют собой объединение однородных бизнесов в территориальные структуры, которыми управляет головное хозяйственное общество. Главной целью такого объединения является единая система поставщиков и много дочерних обществ, выполняющих функции сбыта.

Вертикальные холдинги представляют собой объединение предприятий в одной производственной цепочке: добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, их сбыт, например, объединения, занимающиеся переработкой. Данный тип холдингов получил в российской экономике наиболее широкое распространение (в сельском хозяйстве, металлургии, газовой и нефтяной отраслях).

Вертикальные холдинги характеризуются объединяющей их технологической цепочкой от переработки сырья до выпуска готовой продукции и обладают следующими особенностями:

- хозяйственные общества передают друг другу свой продукт по себестоимости;

- по всей цепочке обеспечивается сквозное управление качеством;

- все хозяйственные общества холдинга должны быть уравновешены по уровню оснащения производственных процессов, квалификации персонала и прочим производственным параметрам.

Одной из основных целей холдинга является обеспечение нужного качества продукции. Система контроля качества и единое управление сроками производства на каждом этапе функционирует более эффективно в вертикальном холдинге, в чем заключается его преимущество перед холдингом горизонтального типа.

Кроме указанных признаков, в научных исследованиях рассматриваются и другие классификации холдингов.

Так, К.Я. Портной в зависимости от характеристики собственников выделяет следующие разновидности холдингов: государственный холдинг, муниципальный холдинг и частный холдинг, разновидностью которого является семейный холдинг [13].

На настоящем этапе развития российской экономики государство уделяет большое внимание созданию и функционированию государственных холдингов, в частности, в военнопромышленном комплексе, который, согласно

правительственной программе развития оборонного комплекса, предстоит объединить в несколько десятков подконтрольных государству холдингов, закрыв при этом избыточные производства. Примером может служить ОАО «Вертолёты России» - российский вертолетостроительный холдинг, объединяющий все вертолётостроительные предприятия страны. ОАО «Вертолёты России» является дочерней компанией ОАО ОПК «Оборонпром», входящего в состав Государственной корпорации «Ростехнологии». В настоящее время в российской экономике созданы крупные государственные холдинги в авиационной промышленности, судостроении, в производстве бронетанковой техники.

В зависимости от отраслевой принадлежности дочерних обществ различают следующие виды холдингов: промышленный холдинг, страховой холдинг, банковский холдинг, почтовый холдинг, энергетический холдинг, телекоммуникационный холдинг, автомобильный холдинг и др. Данная классификация показывает приоритетную отраслевую направленность финансовых инвестиций и позволяет выделить обобщенное понятие «отраслевой холдинг».

В зависимости от функций дочерних обществ различаются: контрольный холдинг, холдинг на основе менеджмента, холдинг ценных бумаг, холдинг долевого участия, холдинг капитала.

На практике чаще всего встречаются контрольные холдинги и холдинги долевого участия. В контрольном холдинге головная (холдинговая) компания владеет контрольными пакетами акций других участников холдинга, благодаря чему оказывает определяющее влияние на их деятельность.

Если головная компания холдинга имеет решающее участие в капитале других хозяйственных обществ - участников холдинга, то такой холдинг считается холдингом долевого участия.

По месту дислокации предприятий холдинга выделяются транснациональные и национальные холдинги.

Транснациональным холдингом является холдинг, хозяйственные общества которого дислоцируются в различных государствах. Признаком национального холдинга является дислокация его участников в одном определенном государстве.

В зависимости от характера производственных и экономических отношений между участниками холдинга и способа организации холдингового объединения К.Я. Портной, кро-

ме вышеуказанных горизонтальных и вертикальных холдингов, выделяет диверсифицированные холдинги, которые представляют собой форму объединения различных бизнесов, действующих на разных рынках. Их создание связано с распространением хозяйственной деятельности холдинговой компании на новые сферы (с расширением номенклатуры продукции, видов предоставляемых услуг и т. д.) [13].

В.А. Баринов в проводимых исследованиях выделяет три классификационных признака. Так, по выполняемым функциям холдинговые компании могут быть инвестиционными или объединяющими инвестиционную деятельность с производственной, коммерческой и другими функциями. По характеру деятельности автор традиционно выделяет чистые и смешанные холдинги. По производственной взаимосвязи между предприятиями, входящими в холдинг, выделено два вида холдингов:

- интегрированный, в котором предприятия связаны технологической цепочкой; данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;

- конгломератный, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом; каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других дочерних фирм.

Автор отмечает, что кроме указанных, существует понятие промежуточных холдингов для выполнения определенных задач. Это могут быть патентный и лицензионный холдинг, холдинг по оказанию услуг, холдинг, занимающийся инвестиционной деятельностью, и т. п. [19].

Е.Л. Драчева и А.М. Либман представили следующую классификацию холдинговых метакорпораций:

1. Классические холдинги, состоящие из материнской и дочерних компаний и основанные на иерархическом принципе (вертикальные, классические холдинги). В рамках данного вида автор выделяет следующие типы холдингов:

а) чистые холдинги, управленческие холдинги, операционно-холдинговые компании;

б) государственные и банковские холдинги;

в) отраслевые, региональные, межотраслевые, межрегиональные холдинги;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) промежуточные и фиктивные холдинги;

д) возникшие при слиянии, при поглощении, при приватизации;

е) классифицированные по матрице Т. Келлера [20];

ж) классифицированные по типу финансовых связей внутри холдинга.

2. Распределительные холдинги - личные унии собственников, контролирующих сеть дочерних компаний.

3. Перекрестные холдинги - этархии, кроссхолдинги, циркулярные, смешанные холдинги, основанные на перекрестном владении акциями.

4. Компании, основанные на холдинговой форме контроля (концерны, конгломераты, ТНК, ФПГ, банковские холдинги) [21].

Некоторые авторы [19; 22 и др.] отделяют холдинги по способу участия компании в капитале других компаний:

• Холдинг долевого участия. Если головная компания холдинга имеет решающее участие в капитале других хозяйственных обществ - участников холдинга, то такой холдинг считается холдингом долевого участия;

• Перекрестный холдинг. Перекрестное взаимное владение акциями изменяет отношения между участниками, они могут в таком случае выступать одновременно в двух видах -субъекта и объекта управления, хотя на практике акцент может быть сдвинут в ту или иную сторону.

Как видно из вышеизложенного, авторы в большинстве случаев ограничиваются незначительным перечнем классификационных признаков. В рамках данного научного исследования нами предпринята попытка обобщить многие возможные и представляющие практическое значение классификационные признаки и создать более обширную и комплексную классификацию холдинговых компаний.

Исследовав механизмы создания классификационных групп по тем или иным признакам, присущим объектам классификации, следует отметить, что в основу классификации холдингов могут быть положены способы их образования (так называемые модели создания холдингов). Изучив научную литературу, освещающую широкий круг проблемных вопросов деятельности холдингов, нами выделены следующие способы (модели):

1) разделение используется при преобразовании крупных компаний с выделением из их состава подразделений в качестве юридически самостоятельных (дочерних) компаний, контрольные пакеты акций которых закрепляются в собственности головных компаний;

2) слияние применяется при объединении пакетов акций юридически самостоятельных

компаний и передаче этих пакетов акций холдинговой компании;

3) учреждение применяется при учреждении новых компаний, которые с момента учреждения приобретают доминирующее участие в других компаниях;

4) делегирование полномочий имеет место при заключении договора о подчинении одной компании другой, согласно которому управляющей компании передаются полномочия исполнительного органа управляемой компании;

5) поглощение (присоединение), которое имеет место быть при покупке компанией пакета акций других компаний без согласования с ними, которые, в свою очередь, становятся дочерними по отношению к головной компании.

Нам представляется, что в качестве важного классификационного признака холдинговых структур могут быть использованы формы и методы контроля головной компании своих дочерних предприятий, описанные в работе

Н.И. Берзона и др. [23]:

- через полную ответственность, когда 100 % или близкий к этому объему процент акций принадлежит фирме, группе лиц или одному лицу;

- через большинство акций, предполагающее владение собственностью на 51 % объема выпущенных акций;

- через механизм соподчинения, когда обладание большинством акций одной фирмы, в свою очередь владеющей контрольным пакетом акций другой фирмы, влечет за собой контроль и над этой фирмой;

- через меньшинство акций, когда акции фирмы распылены и достаточно иметь небольшой процент их, чтобы иметь контроль над фирмой.

Указанные автором способы контроля также могут быть использованы в качестве одного из классификационных признаков.

Кроме того, авторами данного исследования предлагается при составлении комплексной классификации холдингов использовать и ряд признаков, присущих как любым субъектам хозяйствования, так и в целом корпоративным объединениям: по географии деятельности, по типу контроля, по генезису интеграции, по степени организации, по возможности наблюдаемости и т. д.

Классификация холдингов, сформированная в рамках данного исследования, приведена в табл. 2.

Предложенная классификация холдинговых компаний, на наш взгляд, формирует наи-

более полное представление как о многообразии и сложности самих холдинговых структур, так и о разнообразии внутрикорпоративных

связей в них, и, безусловно, будет полезна для дальнейшего углубленного изучения специфики деятельности холдингов и её анализа.

Т аблица 2

Классификация холдинговых компаний

Критерии Виды

По функциональной роли • Чистые

материнской компании • Смешанные

По характеру отношений • Классические холдинги

между участниками • Распределительные холдинги • Перекрестные холдинги

По географии деятельности • Локальные • Региональные • Межрегиональные • Национальные • Межгосударственные

По типу интеграции • Горизонтальные • Вертикальные • Радиальные • Кольцевые • Диверсифицированные

По способу участия в капитале • Холдинг долевого участия • Перекрестный холдинг

По способу контроля • Через обладание контрольным пакетом акций • Через заключение договора о координирующей и контролирующей роли головной компании • Путем внесения в уставные документы дочерних копаний положения о лидирующей роли головной компании

По типу контроля • Через полную ответственность • Через большинство акций • Через механизм соподчинения • Через меньшинство акций

По характеру собственности • Государственные • Муниципальные • Частные

По отраслевой принадлежности • Промышленные • Страховые • Банковские • Агрохолдинги • Энергетические • Телекоммуникационные • Медиахолдинги и т. д.

По генезису интеграции • По решению государства • Из промышленного предприятия • Из банковского капитала • Из единства территориального рынка • На основе специфических активов • Из семейного бизнеса

По способу создания • Созданные через разделение компаний • Созданные через дружественное слияние юридически самостоятельных компаний • Созданные через агрессивное поглощение юридически самостоятельных компаний • Возникшие при учреждении новых компаний • Созданные путем делегирования полномочий

Окончание табл. 2

Критерии Виды холдингов

По степени организации • Простые (локальные) • Сложные (разветвленные)

По возможности наблюдаемости • Явные • Латентные

По производственной взаимосвязи • Интегрированные в рамках технологии производства и сбыта продукции • Конгломератные

По отраслевому составу • Моноотраслевые • Многоотраслевые

По степени применения корпоративного управления • Полностью реализующие корпоративное управление • Применяющие отдельные элементы корпоративного управления (производство, сбыт, маркетинг, НИОКР и т. д.)

По участию в международной деятельности • Не осуществляющие внешнеэкономическую деятельность • Участвующие в международной конкуренции, но не осуществляющие прямые иностранные инвестиции • Характеризующиеся прямыми иностранными инвестициями, международным коллективом, сетевым построением, участием в глобальной системе «новой экономики»

По рыночному положению • Монополисты • Олигополисты

По ресурсному обеспечению • Использующие собственные ресурсы • Использующие привлеченные ресурсы • Имеющие государственную поддержку

По целевым установкам • Рост производства в рамках имеющейся номенклатуры • Диверсификация продукции • Рост экспортных возможностей • Экономия финансовых затрат • Вытеснение конкурентов • Осуществление НИОКР • Выполнение государственного заказа

Обобщая проведенное теоретическое исследование, можно отметить, что за 20 лет развития процессов глобализации в российской экономике, несмотря на правовой вакуум, окружающий деятельность холдинговых структур, в экономическом пространстве сложилась определенная и устойчивая терминология, применяемая в отношении этих компаний и позволяющая отличать термины «холдинг» и «холдинговая компания». Многоотраслевой характер отечественной экономики, территориальная масштабность деятельности хозяйствующих агентов, несовершенство нормативной базы происходящих рыночных преобразований, непредсказуемость российского законодательства и необходимость снижения необоснованно высоких экономических рисков способствовали многообразию видов холдингов, функционирующих в российской экономике. В ходе исследования разработана обширная классификация холдинговых структур, позволяющая по-

нять сложность и разнообразие их внутренней организации и найти правильный подход к исследованию их институциональной специфики.

1. Макарова О. А. Корпоративное право : учебник. - М. : Волтерс Клувер, 2005. - 420 с.

2. Касымова Г. Ф. Вертикально-интегрированные компании как основа развития промышленных кластеров в регионе: на примере Республики Татарстан : автореф. дис. ... канд. экон. наук : 08.00.05. - Казань, 2008 . - 15 с.

3. Бекетов Н. В. Институциональный подход к теории современной корпорации // Экономический анализ: теория и практика. - 2008.

- № 21 (126). - С. 13-16.

4. Закон РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» № 1531-1 от 3 июля 1991 г. // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс». - ИКЬ : http://www.consultant.ru (документ утратил силу).

5. Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

- URL : http://www.consultant.ru.

6. Постановление Государственной Ду-

мы РФ от 7 июня 2002 г. № 2826-Ш ГД «О Федеральном Законе "О холдингах" (проект

№ 99049555-2) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - URL : http://www. consultant.ru.

7. Петухов В. Некоторые вопросы административно-правового регулирования организации и деятельности корпораций в России // Право и экономика. - 2000. - № 4 - С. 7-13.

8. Российский энциклопедический словарь: в 2 кн. / гл. ред.: А. М. Прохоров - М. : Большая Российская энциклопедия, 2001, -Кн. 2: Н-Я. - 2015 с.

9. Винслав Ю., Германова И. Холдинговые отношения и правообеспечение их становления в России и СНГ (вариант содержания модельного закона о холдингах и комментарий к нему) // Российский экономический журнал. -2001. - № 4. - С. 19-32.

10. Лаптев В. А. Холдинг как субъект предпринимательского права // Юридический мир. - 2002. - № 4. - С. 55.

11. Кравченко Е. Н. Такие разные холдинги // Учет. Налоги. Право. - 2000. - № 17.

- URL : http:// www.jurisconsult.ru (дата обращения: 05.05.2011).

12. Холдинги: правовой и управленческий аспекты. Законодательные и другие нормативные акты. Профессиональный комментарий кандидата юридических наук И. С. Шиткиной. / И. С. Шиткина. - М . : ООО «Тородец-издат», 2003. - 36S с.

13. Портной К. Я. Правовое положение холдингов в России : научно-практическое пособие. - М. : Волтерс Клувер, 2004. - 304 с.

14. Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление. -М. : Волтерс Клувер, 2006. - 648 с.

15. Посунько Д. А. Холдинг как предпринимательское объединение: на примере агропромышленного комплекса : автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. - М., 2007. - 26 с.

16. Куликов Л. А. Законодательное закрепление понятия «холдинг» // Библиотека бухгалтерских и налоговых документов. - 2009. -№ 023. - URL : http://www.naloglib.net (дата обращения: 12.04.2011).

17. Общедоступная многоязыковая энциклопедия Wikipedia. - URL : http://www. wikipedia.ru.

1S. Жилинский С. Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности) : учебник для вузов / предисл. проф. В. Ф. Яковлева. - 5-е изд., перераб. и доп. - М. : Норма, 2004. - 915 с.

19. Баринов В. А. Организационное проектирование : учебник. - М. : ИНФРА-М, 2010. -3S4 с. - (Учебники для программы МВА).

20. Келлер Т. Концепции холдинга: Организационные структуры и управление : пер. с нем. / под ред. Ю. П. Руднева, Р. М. Гринева. -Обнинск : Государственный центральный институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов Министерства Российской федерации по атомной энергии, 1996.

21. Драчева Е. Л., Либман А. М. Проблемы глобализации и интеграции международного бизнеса и их влияние на российскую экономику // Маркетинг в России и за рубежом. -2000. - № 4. - URL : http://www.cfin.ru/press/ management/2000-4/ll.shtml (дата обращения: 03.05.2011).

22. Драчева Е. Л., Либман А. М. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 4. - URL : http://www.cfin.ru/press/management/2001-4/03. shtml (дата обращения: 13.04.2011).

23. Берзон Н. И., Буянова Е. А., Кожевников М. А., Чаленко А. В. Фондовый рынок : учебное пособие. - М. : Вита-Пресс, 199S. - 400 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.