Научная статья на тему 'Законодательное закрепление понятия «Холдинг»'

Законодательное закрепление понятия «Холдинг» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН / LAW / "ХОЛДИНГ" / "HOLDING" / СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / SYSTEM OF LEGISLATION / ОРГАНИЗАЦИЯ БИЗНЕСА / ORGANIZATION OF BUSINESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куликов А.В.

В статье анализируется российское законодательство на предмет легального закрепления понятия «холдинг». Ключевые слова: закон, «холдинг», система законодательства, организация бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legislating the concept of "holding"

Now there is no legislative definition of «holdings», however it does not prevent them to exist in the Russian economy. So, taxes from gas holding Gazprom compose almost twenty percent from total amount of federal taxes and tax collections in Russia. The purpose of this work is consideration of the various points of view on the definition of «holdings», disclosing the classification of holdings and alloting advantages and disadvantages of holdings as a model of the organization of business.

Текст научной работы на тему «Законодательное закрепление понятия «Холдинг»»

Законодательное закрепление понятия

«холдинг»

Куликов А.В.*

Now there is no legislative definition of «holdings», however it does not prevent them to exist in the Russian economy. So, taxes from gas holding Gazprom compose almost twenty percent from total amount of federal taxes and tax collections in Russia.

The purpose of this work is consideration of the various points of view on the definition of «holdings», disclosing the classification of holdings and alloting advantages and disadvantages of holdings as a model of the organization of business.

Ol

Z

0) о о см

о о о

Q.

со s

H

о

0

1

о я с о m ф VO >5

о *

о ф

У

s

s

0

1

о *

о

s

ф

ч

я *

< s

I H

о ф

со

Текущий этап экономического развития России характеризуется активной интеграцией бизнеса, образуются различные по своей конфигурации предпринимательские объединения.

Самой распространенной формой предпринимательских объединений в современной российской экономике являются холдинги1. Холдинги как способ интеграции характерны не только для естественных монополий, стратегических отраслей и крупного бизнеса. Средний и даже малый бизнес в настоящее время также представлен созданными на основе системы участия и контроля группами хозяйственных обществ.

Фактически термин «холдинг» присутствует в многочисленных публикациях в периодической печати, электронных средствах массовой информации. Однако в нормативно-правовых актах РФ отсутствует. Неразработанность термина в отечественной науке создает неопределенность в понимании сущности и содержания термина «холдинг», что не позволяет его эффективно использовать в практике.

Целью работы является рассмотрение различных точек зрения по этому вопро-

су, раскрытие классификации холдингов, а также выделение преимуществ и недостатков холдинговой модели организации бизнеса.

Анализ формирования понятия «холдинг» в российской правовой и научной литературе представлен ниже в таблице.

В последнее время в России холдингами называют любые конгломератные объединения коммерческих структур, в которых отношения между управляющей компанией и дочерними подразделениями регулируются не только и не столько правом собственности или мерой участия в уставном капитале, сколько посредством тех или иных форм договорных отношений, определяемых действующим законодательством2.

На основании вышеизложенного предлагаем следующее определение «холдинга».

Холдинг — это группа экономически взаимодействующих юридических лиц, в которой головной компании достаточно минимальной доли участия в других юридических лицах для полного контроля над их деятельностью.

Таблица

№ Источник, дающий определение Предлагаемое определение «холдинга»

1 п. 1.1. Временного положения о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденного Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392 Холдинговой компанией признается предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других предприятий. На основании этих контрольных пакетов холдинговая компания влияет на вынесение этими предприятиями своих решений

2 Кравченко Е. Н. Такие разные холдинги // Учет. Налоги. Право. 2000. № 17 [электроный ресурс]: http://www.jurisconsult.ru.). Под холдингом понимается структурированная организация юридических лиц, одно из которых (холдинговая компания) имеет возможность оказывать влияние на решения остальных участников холдинга (дочерних компаний)

Соискатель Академии экономической безопасности МВД России.

№ Источник, дающий определение Предлагаемое определение «холдинга»

3 Российский энциклопедический словарь. М., 2001. Т. 2. С. 1728. Холдинг-компания (англ. holding - владеющий) - акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний с целью установления контроля над ними

4 Шиткина И. С. Холдинги. Правовой и управленческий аспекты. М., ООО Городец-издат., 2003. Холдинги... являются разновидностью группы лиц, основанной на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы, который в силу владения контрольными пакетами акций (долями участия в уставном капитале), договора или иных обстоятельств оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы.

5 Шувалов В. Финансовый холдинг: структура и функции. // VIP Консультант. Аналитический бюллетень «Финансовый холдинг: структура и функции.2003. № 11. С. 8-11. Холдинговой компанией является хозяйственное общество, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале иных хозяйственных обществ (участников холдинга), либо в соответствии с договором, либо иным образом имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) определять решения, принимаемые хозяйственными обществами -участниками холдинга.

6 Портной К. Правовое положение холдингов в России / Научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер. 2004. Холдинг - группа лиц, включающая головную компанию (холдинговую компанию) и другие хозяйственные общества, в отношении которых головная компания имеет возможность определять решения, принимаемые ими. Холдинговой компанией является хозяйственное общество, которое в силу преобладающего участия в уставном капитале иных хозяйственных обществ (участников холдинга), либо в соответствии с договором, либо иным образом имеет возможность прямо или косвенно (через третье лицо) определять решения, принимаемые хозяйственными обществами -участниками холдинга.

7 Проект Федерального закона «О холдингах» (проект № 99049555-2) Холдинг - совокупность двух и более юридических лиц (участников холдинга), связанных между собой отношениями (холдинговыми отношениями) по управлению одним из участников (головной компанией) деятельностью других участников холдинга на основе права головной компании определять принимаемые ими решения. В холдинг могут входить коммерческие организации различных организационно-правовых форм, если иное не установлено федеральными законами

8 Шиткина И. С. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление: научно-практ. издание: учеб.- метод. пособие / И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2006. 648с. С.50. Холдинг - форма предпринимательского объединения, представляющая собой группу организаций (участников), основанную на отношениях экономической зависимости и контроля, участники которой, сохраняя формальную юридическую самостоятельность, в своей предпринимательской деятельности подчиняются одному из участников группы - холдинговой компании (головной организации), которая, будучи центром холдингового объединения, в силу владения преобладающими долями участия в уставном капитале, договора или иных обстоятельств прямо или косвенно (через третьих лиц) оказывает определяющее влияние на принятие решений другими участниками группы

OI

О) О О CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о

т ф

VO >s

о *

о ш

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

л *

<

I

н

о ф

со

Ol

Z

0) о о сч

о о о

Q. С[ CQ

s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

2

0

1

о *

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

Данное определение хорошо отражает сегодняшнюю ситуацию — холдинги активно используют внутренние операции по купле-продаже ценных бумаг для перераспределения денежных средств между подразделениями с целью финансирования крупных инвестиционных проектов и сделок.

Виды холдингов. В связи с недостаточной разработкой вопросов, связанных с особенностями отдельных видов холдингов, большое теоретическое и практическое значение имеет научно обоснованная классификация холдингов. Выявление на ее основе особенностей отдельных видов холдингов позволит более четко урегулировать вопросы деятельности холдингов в законодательных и подзаконных нормативных актах.

Преимущества организации бизнеса в холдинговой форме условно можно разделить на две группы. Первая группа связана с эффектом интеграции вообще, независимо от формы, в которой она представлена: холдинг, ФПГ, простое товарищество, так как в период всеобщей экономической глобализации осуществлять деятельность в автономной, некооперированной структуре менее выгодно, чем в интегрированной. Вторая группа преимуществ холдинга связана со спецификой именно этой формы предпринимательского объединения.

Эффект объединения хозяйственных сообществ в холдинг как синергетический эффект системы3 заключается в том, что преимущества от объединения достигаются не посредством арифметического сложения, а умножением возможностей всех организаций, входящих в структуру холдинга. Холдинги как разновидность предпринимательских объединений в сравнении с неинтегрированными коммерческими организациями обладают следующими преимуществами4:

• реализацией масштаба используемых ресурсов (производственных фондов, инвестиционных средств, трудовых ресурсов), в том числе. возможностью привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала;

• минимизацией для участников объединения в сравнении с обособленными производителями, не входящими в него, отрицательного воздействия конкуренции, поскольку участники объединения, как правило, не допускают взаимной конкуренции на одном и том же рынке;

возможностью производства конкурентоспособной продукции (работ, услуг) вследствие создания самодостаточной вертикально интегрированной системы от добычи сырья до выпуска законченной продукции высокой степени переработки; значительной централизацией капитала, который в зависимости от экономической конъюнктуры может «перетекать» из одной сферы предпринимательской деятельности в другую; возможностью диверсификации производства для снижения предпринимательских рисков и обеспечения специализации отдельных видов деятельности как условия их конкурентоспособности;

объединением производства, технического опыта и научно-исследовательских разработок, возможностью интеграции науки и производства; возможностью осуществлять согласованную финансовую, инвестиционную, кредитную политику; имиджем крупной и влиятельной интегрированной структуры; возможностью лоббирования в законодательных и правительственных органах. Так, с 1 января 2008 г. при переводе прибыли из дочерней компании в материнскую в форме дивидендов налог на прибыль платить с них не надо, если материнская компания владеет контрольным пакетом «дочки» больше года, этот пакет стоит более 500 млн рублей и «дочка» не зарегистрирована в оффшоре. Принятие данного закона выгодно многим российским холдингам, так как достигается экономия на налоге на прибыль в сотни млн рублей15; гибкостью и мобильностью в выборе организационно-правовых форм участников холдинга, в распределении между ними функций, определении степени их автономии16; облегченностью процедур создания и реструктуризации холдингов (отсутствие регистрационных процедур, приобретение бизнеса через покупку акций);

устойчивостью и стабильностью (нельзя добровольно «выйти» из состава холдинга);

ограниченным риском ответственности (основное общество несет ответственность по долгам дочернего только в случаях, установленных федеральными законами);

• распределением коммерческих рисков (особенно для диверсифицированных холдингов);

• возможностью спекуляций на акциях дочерних обществ;

• эффективностью финансового и налогового планирования;

• конфиденциальностью контроля для владельцев бизнеса, находящихся на верхушке «холдинговой пирамиды». Не каждое холдинговое объединение

обеспечивает единовременно реализацию всех перечисленных преимуществ. Отдельные из названных преимуществ холдингов оборачиваются для других субъектов (государство, граждане, другие предприниматели, например, контрагенты по договорам) обратной стороной и могут быть отнесены с точки зрения реализации их интересов к недостаткам. Здесь следует исходить из общего подхода защиты прав и законных интересов всех участников правоотношений, осуществляющих свои права разумно и добросовестно.

К недостаткам холдинговой модели организации бизнеса наряду с очевидными преимуществами можно отнести7:

• отсутствие внутри холдинга конкуренции, влекущей за собой возможность сохранения нерентабельных производств и снижение экономической эффективности холдинга в целом;

• бюрократизацию управления, сложность иерархической структуры;

• неоптимальное налогообложение участников холдинга, отсутствие «налогового единства» холдинга;

• сложность управления холдинговым объединением:

а) большое количество субъектов корпоративных отношений, имеющих различные интересы;

б) высокие транзакционные издержки (в том числе усложненный документооборот) ;

• отсутствие адекватного нормативно -правового регулирования холдингов;

• отсутствие особенностей правового регулирования совершения сделок с заинтересованностью внутри холдинга.

Законодательное определение понятия «холдинг» поможет:

• во-первых, решить проблему в области трансфертного ценообразования;

• во-вторых, определить долю налогов, поступающих в тот или иной бюджет РФ (федеральный, региональный, местный);

• в-третьих, правоохранительным и контролирующим органам, так как будут установлены «правила игры», то есть создание, регистрация, ликвидация и проверка «холдингов».

OI

О) О О СМ

Литература и примечания

1. Холдинги: правовое регулирование и корпоративное управление / И.С. Шиткина. М.: Волтерс Клувер, 2006. 648 с.

2. Шувалов В. Финансовый холдинг: структура и функции. // VIP Консультант. Анали-тический бюллетень «Финансовый холдинг: структура и функции. 2003. № 11.С. 8-11.

3. Синергизм, синергия (от греч. synergeia - сотрудничество, содружество) - возрастание эффективности деятельности, процесса в результате соединения, интеграции отдельных частей в единую систему (например, в экономике в результате слияния компаний) / Новый словарь иностранных слов; под ред. Е.Н. Захарченко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева. М., 2003. С. 586; - эффект комбинированного воздействия на организм человека одновременно двух или более факторов внешней среды (условий труда), характеризующийся тем, что это воздействие превышает действие, создаваемое суммой этих факторов. Там же.

4. Шиткина И.С. Указ.ранее. С. 194-196.

5. Иванова С. Из дочернего кармана // Forbes. 2007. Сентябрь. С. 46.

6. Шиткина И.С. Указ.ранее. С. 194.

7. Там же, С. 200.

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф vo

>5

О *

О ф

У S

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.