Научная статья на тему 'Неконкурентное поведение «Ржд» и «Газпром» на рынке'

Неконкурентное поведение «Ржд» и «Газпром» на рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
681
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егорова Ю.А., Иванченко Л.А.

Рассмотрено неконкурентное поведение фирм ОАО «РЖД» и ОАО «ГАЗПРОМ» на рынке. Роль государства в борьбе с монополиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Неконкурентное поведение «Ржд» и «Газпром» на рынке»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2014. Социально-экономические и гуманитарные науки

УДК 330.101.542

Ю. А. Егорова Научный руководитель - Л. А. Иванченко Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

НЕКОНКУРЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ «РЖД» И «ГАЗПРОМ» НА РЫНКЕ

Рассмотрено неконкурентное поведение фирм ОАО «РЖД» и ОАО «ГАЗПРОМ» на рынке. Роль государства в борьбе с монополиями.

Неконкурентное поведение фирм на рынке, препятствует функционированию других, так же возможны случаи, когда вход на рынок новых фирм, невозможен. Формы неконкурентного поведения можно выделить достаточное количество. Основные из них соответствуют ситуации сложившейся на отечественном рынке.

Формы проявления неконкурентного поведения:

- ограничение объемов производства;

- дискриминационное ценообразование;

- контроль крупных месторождений и их полная монополизация;

- необоснованное повышение цен;

- контроль всего производственного процесса;

- слияние и поглощение фирм.

ОАО «Российские железные дороги» монополист на рынке грузовых пассажирских перевозок, по данным РБК управляет 99 % магистралей всей страны. Под ее властью находятся не только транспортные ветки и развязки, но и множество дочерних компаний, таких как: ТрансКредитБанк; заводы по производству вагонов, шпал, рельсов и т. д. Всего организационная структура холдинга ОАО «РЖД» включает, 65 дочерних (с долей более 50 %) и 62 зависимых общества (с долей участия от 20 до 50 %). Уставный капитал постоянно растет и на 2012 год составил около 2 трлн рублей. Единственным акционером общества является Российская федерация.

РЖД остается типично советской монополией. В 2011 году ФАС не удалось выиграть ни одного дела против компании и компаний контролируемых РЖД. Это говорит о том, что направления, существующие в российском антитрестовом законодательстве, неспособны бороться с такими монополиями, которые берут свое начало еще с времен плановой экономики. РЖД ведет целенаправленную борьбу против развития конкуренции на рынке железнодорожных перевозок, так РЖД не только самостоятельно производит средства перевозки, но и ведет добычу железных руд. Свои доли компания имеет в образовательных и банковских услугах. Сотрудники лечатся в железнодорожных больницах, отдыхают в санаториях, а их дети ходят в детские сады и школы, финансируемые ОАО РЖД.

РЖД была замешана в нарушении закона о защите конкуренции из-за отказа частным компаниям в перевозке грузов по регулированным тарифам. Тарифы, которые существуют в России на железнодорожные перевозки за последние годы стали самыми высокими в мире. Так, например, из-за тарифной политики монополии перевозить грузы на дальние расстояния ока-

зывается выгоднее фурами. Именно так поступают торговцы овощами, отправляющие товар с Кубани в Новосибирск. Между тем рост автоперевозок вредит экологии и перегружает дороги.

ОАО «Газпром» крупнейшая в мире нефтегазовая, газодобывающая и газотранспортная компания в России, в мировом рейтинге занимает первое место. По версии авторитетного журнала Forbes Газпром входит в тройку самых прибыльных компаний мира, пропуская вперед себя, Nestle и Exxon Mobil. В настоящее время Газпром владеет набором активов, которые делают его мультиэнергетической корпорацией. Государству принадлежит 50,002 % акций Газпрома.

В сентябре 2011 года Еврокомиссия провела обыски в офисах ряда дочерних компаний Газпрома, работающих на европейском рынке энергоносителей, по подозрению в нарушении ряда норм европейского антимонопольного законодательства. Через год, в сентябре 2012, Газпром стал официальным фигурантом антимонопольного расследования Еврокомиссии по подозрению в ограничении свободной конкуренции на рынках Центральной и Восточной Европы. Как сообщает газета Ведомости, еще в 2009 году Евросоюз принял Третий энергопакет, который, в частности, запрещает компаниям заниматься одновременно продажей и транспортировкой газа: активы должны быть разделены или переданы в управление независимому оператору, чтобы максимально либерализовать рынок, пока остается не ясным, исход данного дела, но ясно одно Газпром не согласится привязать цены на газ в долгосрочных контрактах к ценам на нефть.

В структуру Газпрома входят компании: по добычи газа в каждом регионе, имеющие его залежи в России; экспортирующие газ; занимающиеся его распределением; по геологоразведке. Газпром - это не только компания по добычи, распределению и транспортировке газа и нефти, но и занимается активным строительством спортивных сооружений, инвестором по развитию космических систем и т. д.

Из выше перечисленных доводов, можно сделать вывод о несостоятельности антимонопольной политики российского государства. Государство не то что не борется с ними, но и фактически владеет ими, соответственно защищает и отстаивает их права и интересы, что противоречит антимонопольной политике государства.

С данным положением дел нужно бороться, представленные ниже направления, способствуют снижению степени монополизации:

1. Социальный протест. Данный метод работает хорошо в странах с развитой демократией. Монопо-

Секция «Современные проблемы экономической теории и регионалистики»

лист не дает входить на рынок другим игрокам, перекрывает воздух конкурентам, в то же время, завышает уровень цен на услуги. В думающей и политизированной стране к мнению социума будут прислушиваться. К сожалению, в нашей стране пока это не возможно, это связано со слабой гражданской позицией населения.

2. Подрыв связей монополиста с государственными аффилированными лицами. В нашем случае это так же не осуществимо, так как государство фактически владеет данными монополиями и не захочет терять такую «кормушку».

3. Иностранная конкуренция. На сегодня это самый действенный способ снижения степени монополизации экономики, когда потребитель видит на прилавке аналогичный импортный товар, но по сравнительно низкой цене, чем у монополиста, то конечно он отдаст предпочтение товару с низкой ценой.

4. Создание новых предприятий. На сегодня мы не можем использовать данный метод потому, что экономика находится в условиях кризиса. Данный метод является одним из самых предпочтительных это связано с тем, что он не уничтожает существующие монополии, а только снижает степень их влияния на рынок, но так, же создаются новые рабочие места.

В долгосрочной перспективе все четыре пути снижения степени монополизации российской экономики, несомненно, будут использованы. Однако, существуют огромные трудности по осуществлению этих путей, в ближайшем будущем народное хозяйство нашей страны сохранит высокомонополизированный характер, поэтому все большее значение в этих условиях приобретает текущее регулирование деятельности монополий.

© Егорова Ю. А., 2014

УДК 334.7

А. В. Ермолик Научный руководитель - Н. В. Шевцова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ХОЛДИНГ КАК ФОРМА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Раскрывается сущность такой формы предпринимательских объединений, как холдинг, названы виды холдингов, обозначены цели их создания, выявлены достоинства и недостатки холдингов.

В современном обществе стала распространена такая форма предпринимательских объединений, как холдинг. Уже сейчас в России активно создаются и развиваются такие экономические структуры. Холдинг - это совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. Существуют простые холдинги, которые представляют собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ, и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией [1]. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют имущественный и договорной холдинги. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают чистый и смешанный холдинги. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют интегрированный и конгломератный холдинги. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают классический и перекрестный холдинги.

Как правило, холдинги создаются с несколькими целями. Во-первых, предприятиям малого и среднего бизнеса холдинги позволяют расширить свою деятельность, развить деловые связи, добиться налоговых, кредитных и других преимуществ. Во-вторых, для крупных компаний образование холдингов позво-

ляет существенно увеличить свою экономическую «массу», укрепить инвестиционный потенциал, поднять рентабельность и технологический уровень производства. В-третьих, при расширении масштабов коммерческих операций у крупной компании часто «разрастается» номенклатура продукции и услуг. В-четвертых, создание дочерних обществ может быть направлено на рационализацию управления, поскольку в результате снимается часть функций с персонала материнской компании. В-пятых, возможно создание ряда корпоративных схем, направленных на снижение финансовых и налоговых потерь. Речь идет об операциях, которые обычно относятся к категории внутрихозяйственных. В-шестых, с помощью дочерних обществ холдинговой компанией могут проводиться операции с капиталоемкими объектами не непосредственно, а путем продажи дочерних обществ, которым они принадлежат. В-седьмых, наличие дочерних обществ является важным фактором в конкурентной борьбе, поскольку во многом определяет организационные возможности холдинга и его финансовый потенциал. Компания, имеющая дочерние общества, выглядит более массивной, чем равное с ней по размерам одиночное предприятие.

Преимущества холдингов перед другими формами предпринимательских объединений: масштаб используемых ресурсов, в том числе возможность привлечения квалифицированного управленческого, научного, производственного персонала; минимизация отрицательного воздействия конкуренции; значитель-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.