Научная статья на тему 'Характеристика уровней сформированности информационной культуры учащихся'

Характеристика уровней сформированности информационной культуры учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
665
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / УРОВНИ / ПОКАЗАТЕЛИ / ИНФОРМАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ СТИЛЬ МЫШЛЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ К ИНФОРМАЦИОННОМУ ОБЩЕНИЮ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / INFORMATION CULTURE / LEVEL / INDICATORS / INFORMATION ACTIVITY / INFORMATION STYLE OF THINKING / TO BE READY TO INFORMATION COMMUNICATION / TECHNOLOGICAL READINESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шипунова М. Н.

В работе описаны современные подходы к понятию «информационная культура», этапы педагогического эксперимента, дана характеристика уровней сформированности информационной культуры учащихся в процессе изучения общественных дисциплин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHARACTERISTIC OF THE LEVEL OF FOUNDATION PUPILS' INFORMATION CULTURE

Modern approaches to the definition information culture, stages of pedagogical experiments are described in this search. The characteristic of the level of foundation pupils' information culture in studying of scientific discipline is given.

Текст научной работы на тему «Характеристика уровней сформированности информационной культуры учащихся»

Bibliography

1. Akatov, L.I. Social self-seniors: a retrospective approach. - Kursk: Izd Kursk State University, 2009.

2. Bezyuleva, G.V. Psycho-pedagogical support professional adaptation of students: monograph. - M.: KNOW VPO Moscow Psychological and Social Institute, 2008.

3. Coumarin, G.F. School maladjustment: the symptoms and prevention methods // Education. - 2002. - № 1.

4. Mudrik, A.V. Communication in the educational process: Textbook. - Moscow: Ped. Society of Russia, 2001.

Статья поступила в редакцию 09.04.11

УДК 37:002

Shipunova M.N. THE CHARACTERISTIC OF THE LEVEL OF FOUNDATION PUPILS' INFORMATION CULTURE. Modern approaches to the definition “information culture”, stages of pedagogical experiments are described in this search. The characteristic of the level of foundation pupils' information culture in studying of scientific discipline is given.

Key words: information culture, level, indicators, information activity, information style of thinking, to be ready to information communication, technological readiness.

М.Н. Шипунова, учитель МОУ «Гимназии № 11», г. Бийск, E-mail: [email protected]

ХАРАКТЕРИСТИКА УРОВНЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ

В работе описаны современные подходы к понятию «информационная культура», этапы педагогического эксперимента, дана характеристика уровней сформированности информационной культуры учащихся в процессе изучения общественных дисциплин.

Ключевые слова: информационная культура, уровни, показатели, информационная активность, информационный стиль мышления, готовность к информационному общению, технологическая готовность.

В современных условиях социальная роль информатизации в жизни общества способствует переходу системы образования на новые принципы изучения учебных дисциплин. Информатизация образования является одним из ключевых условий, определяющих последующее успешное развитие информационной культуры.

Понятие «информационная культура» характеризуется многогранностью и определяется на современном методологическом уровне неоднозначно.

В настоящее время существует несколько подходов к его интерпретации. В связи с тем, что информационная культура связана с двумя фундаментальными категориями - «информация» и «культура», основными подходами к трактовке этого понятия выступают информационный и культурологический. Большинство исследователей определяют информационную культуру, придерживаясь информационного подхода. Использование культурологического подхода к интерпретации информационной культуры существенно расширяет её содержание.

Информационная культура рассматривается как неотъемлемая составная часть общей культуры личности; как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности; включается в человеческую культуру в целом, гармонизируя внутренний мир личности в ходе освоения социально необходимой информации и т.д. В культурологическом плане информационная культура тесно переплетается со многими другими видами культур (экономической, правовой, нравственной и др.) является неотъемлемой их составляющей. С позиций культурологического подхода информационная культура рассматривается в качестве способа жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

Для понимания феномена информационной культуры применяют психолого-педагогический подход. Информационная культура представляет собой составную часть, неотъемлемый компонент процесса всестороннего и гармоничного развития личности, решаемого современной системой образования. Информационная культура в широком смысле - это совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих позитивное взаимодействие этнических и национальных культур, их соединение в общий опыт человечества. Ин-

формационная культура в узком смысле слова - это оптимальные способы обращения со знаками данными, информацией и представление их заинтересованному потребителю для решения теоретических и практических задач; механизмы совершенствования технических сред производства, хранения и передачи информации; развитие системы обучения, подготовки человека к эффективному использованию информационных средств и информации.

Информационная культура - область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности [1, с. 57]. Информационная культура личности - гармонизация внутреннего мира личности в ходе освоения всего объема социально-значимой информации [2, с. 141]. Информационная культура - информационная деятельность аксиологического характера, т.е. обусловленная ценностями культуры [3, с. 15]. Информационная культура - качественная характеристика жизнедеятельности человека в области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности [4, с. 2]. Информационная культура - совокупность информационных возможностей, которые доступны специалисту в любой сфере деятельности в момент развития цивилизации [5, с. 12]. Информационная культура - уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию [6, с. 59]. Информационная культура - степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом использовании. Информационная культура является продуктом творческих способностей и выступает содержательной стороной субъект-субъектных и объект-объектных отношений [6, с. 31]. Информационная культура - это часть общей культуры, компетенции, обеспечивающие оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности, направленной на удовлетворение информационных потребностей. Компетенции включают: наличие информационного мировоззрения (представление о таких понятиях как информационное обще-

ство, информационные ресурсы, информационные потоки и массивы, закономерности их функционирования и организации и др.); умение формулировать свои информационные запросы; способность осуществлять самостоятельный информационный поиск различных видов документов; обладание навыками анализа и синтеза информации (составление планов, конспектирование, аннотирование и реферирование и т.д.); владение технологией информационного самообеспечения (умение использовать полученную информацию в своей учебной или познавательной деятельности). Основная причина появления понятия «информационная культура» - усиливающаяся роль информации, информационных технологий и информационной деятельности в жизни общества, отказ от технологизации как тенденции общественного развития в пользу гуманизации. Е.Л. Семенюк предлагает понимать информационную культуру как степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: ее получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передачи, практическом использовании» [7, с. 7]. Информационная культура -это специфическая сторона культуры, которая прямо и непосредственно связана с информационным аспектом жизни людей во всей его полноте. Она объективно характеризует уровень всех осуществляемых в обществе информационных процессов и существующих сугубо информационных отношений и является информационным компонентом человеческой культуры в целом [8, с. 43]. Развитие информационной культуры - это процесс и результат целенаправленного изменения, наиболее общей закономерностью, которого является переход из состояния развития в саморазвитие.

Различные определения информационной культуры подчёркивают её сущностные характеристики. Проведенный теоретический анализ проблемы развития информационной культуры учащихся в процессе гуманитарной подготовки подтвердил необходимость педагогического эксперимента в связи с тем, что развитие информационной культуры учащихся в процессе изучения общественных дисциплин мало изучено.

В программу педагогического эксперимента мы включили следующие этапы. I этап — констатирующий эксперимент: диагностика уровня сформированности информационной культуры учащихся 10 и 11 классов на основе критериев и показателей, позволяющих установить уровни сформирован-ности информационной активности, информационного стиля мышления, готовности к информационному общению, технологической готовности; проведение опроса и выявление самооценки информационных качеств с целью выявления степени осознания учащимися значимости информационной культуры для будущей профессиональной деятельности. II этап - фор-

мирующий эксперимент: обоснование и апробирование пси-холого-педагогических условий развития информационной культуры учащихся общеобразовательной школы в процессе изучения общественных дисциплин; диагностика уровней сформированности информационной культуры у учащихся в экспериментальных группах; обобщение результатов исследования.

Для проведения диагностики уровня сформированности информационной культуры у учащихся в процессе изучения общественных дисциплин на этапе констатирующего эксперимента нами были использованы следующие показатели: информационная - активность; информационный стиль мышления; готовность к информационному общению; технологическая готовность. Охарактеризуем уровни сформированности информационной культуры учащихся в процессе изучения общественных дисциплин.

Для низкого уровня информационной активности характерны: информационные потребности и интересы в стадии развития; невысокий уровень знаний; трудности при отборе информации в условиях ее недостатка и избыточности; слабое владение методами аналитико-синтетической обработки информации; пассивность в ситуациях информационного взаимодействия; неумение использовать полученную информацию; слабые навыки владения компьютером. Заинтересованность учащихся в получении знаний обусловлена потребностью сдать экзамен и осознанно выбрать будущую профессию.

Для среднего уровня характерны: развитие системы информационных потребностей и интересов; значительный объем информационных знаний; осознанное восприятие информации; знание информационных источников; сформированность навыков профессионального чтения; алгоритмов оптимизированного поиска информации; умение эффективно использовать информацию при решении информационных задач.

Высокий уровень характеризуется творческой активностью учащихся, системой их устойчивых информационных потребностей и интересов, умением оценивать явления в информационной среде на основе культурных ценностей; поиск новых способов решения задач.

Диагностическое исследование технологической готовности учащихся нами проводилось посредством педагогического наблюдения за работой учащихся с информационными источниками на уроках при использовании сети Интернет, анкетирования с целью определения мотивов информационной деятельности, самооценки учащихся. Наиболее значимыми мотивами для осуществления информационной деятельности учащиеся в процессе обучения общественных дисциплин считают успешную сдачу экзаменов и осознанный выбор будущей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Вохрышева, М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. Методология и организация информационно-культурологических исследований / науч. ред.: Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.; Магнитогорск, 1997. - Вып. 6.

2. Гречихин, А.А. Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 1994.

3. Зиновьева, Н.Б. Информационная культура личности: Введение в курс / под ред. И.И. Горловой. - Краснодар, 1996.

4. Медведева, Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. - №11.

5. Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. - 1994. - №7. - Сер.1.

6. Хангельдиева, И.Г. О понятии «информационная культура» // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее //

Тез. докл. Междунар. науч. конф. Краснодар-Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г. - Краснодар, 1993.

7. Семенюк, Э.Л. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. - 1994. - № 1. - Сер.1.

8. Гречихин, А.А Информационная культура: Опыт типологического определения // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / под. ред. Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 2о0б.

Bibliography

1. Vokhrysheva, M.G. Foundation of information culture science // Problems of information culture // Methodology and organization of informa-tion-culturalogic researches / Scientific editor Zubov Y.S., Fokeev V.A. - Magnitagorsk,1997. - issue 6.

2. Grechikhin, A.A. Information culture: The experience of typological definition // Problems of information culture: Methodology and organization of information-culturalogic researches / Scientific editor Y.S. Zubov, I.M. Andreeva. - Magnitagorsk,1994.

3. Zinovyeva, N.B. Information culture of individual: entry course / reduction of I.I. Gorlova. - Krasnodar,1996.

4. Medvedeva, E.A. Basics of information culture // Sotsis. -1994 - № 11.

5. Semenyuk, E.L. Information culture of society and progress of information technology // NTI. - 1994. - № 7. - Series 1.

6. Khangel’dieva, I.G. About the notion «information culture» // Information culture of individual: past, present, future: International scientific conference, Krasnodar - Novorossiysk, 23-25 sept.1993: papers. - Krasnodar, 1993.

7. Semenyuk, E.L. Information culture of society and progress of information technology // NTI. - 1994. - № 1. - Series 1.

8. Grechikhin A.A., Information culture: The experience of typological definition // The problems of the information culture: sb. st. / under the editorship of Yu. S. Zubova, I.M. Andreevoy. - М., 2006.

Статья поступила в редакцию 09.04.11

УДК 159:922

Koval V.V. TEENAGERS FROM SINGLE PARENT FAMILIES: PERCULIARITIES OF SELF-ATTITUDE. The

paper discusses the determinants of self-attitude development. Parameters of self-attitude of teenagers from complete families and single parent families are distinguished.

Key words: self-attitude, complete family, single parent family.

В.В. Коваль, соискатель ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: ksoc @bigpi.biysk.ru

ПОДРОСТКИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ: ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ

В работе рассмотрены детерминанты развития самоотношения, выделены параметры самоотношения подростков из полных и неполных семей.

Ключевые слова: самоотношение подростков, полная семья, неполная семья.

Проблема самоотношения является одной из острых на сегодняшний день. Положительное самоотношение обеспечивает личности стабильное развитие, что особенно актуально в настоящее время, наполненное кризисами и социальноэкономическими переменами. Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека. Самоотношение играет важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования стратегий поведения, разрешения кризисных ситуаций, а также в профессиональном и личностном становлении [1].

В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития [2;3]. Самоотношение входит в структуру самосознания, его можно определить как выражение смысла «Я» субъекта, и связано с реальной жизнедеятельностью субъекта и одна из основных его функций - сигнализировать о смысле «Я» личности [3].

Отношение человека к самому себе является неотъемлемой частью целостной системы отношений. Самоотношение формируется в процессе деятельности, познания и общения, в результате интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми и обеспечивает личности целостность и единство [3]. В свою очередь, самоотношение может детерминировать отношение личности к окружающим, а также стиль и характер общения с ними [3]. Самоотношение активно взаимодействует с самопознанием человека, причем в их формировании ведущую роль играет родительское отношение. Р. Берне подчеркивает, что в окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе [2, с. 71].

И.С. Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чесноко-ва и другие отмечают, что критическим в формировании са-моотношения выступает подростковый возраст [4]. В подростковом возрасте самоотношение претерпевает максимальные изменения: в его формировании внутренние факторы, по сравнению с внешними, начинают играть более значительную роль [3]. Тем не менее, исследователи отмечают существенную роль в формировании самоотношения подростков его взаимоотношений с родителями, при этом максимальное значение отводится не столько реальной оценке родителями под-

ростков, сколько тем, как подростки субъективно воспринимают родителей и их отношение к себе [3].

В старшем подростковом возрасте среди четырех источников социальной поддержки: родителей, учителей, одноклассников, близких друзей родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самоотно-шение ребенка.

На формирование гармоничной личности огромное влияние оказывает наличие обоих родителей, их положительное отношение к ребенку. Родительская любовь, как ничто другое, способствует возникновению чувства собственного достоинства и самоуважения человека. Социальная ситуация (состав семьи) и духовная позиция в большей мере определяет самосознание, самооценку и самоотношение подростка.

К основным факторам, оказывающим отрицательное воздействие на самоотношение, выступающее одним из основных компонентов самосознания ребенка, относятся: отсутствие отца, неустойчивое эмоциональное и психологическое состояние матери, неблагоприятные отношения ребенка с матерью, также другие причины, по которым семья стала неполной. Вместе с тем, в научном плане остаются невыясненными психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребенка, глобальность этих воздействий, возможности целенаправленной коррекции са-моотношения у подростков из неполных семей и другие актуальные вопросы, требующие дальнейшего изучения.

В данном исследовании было сделано предположение о том, что определенные параметры самоотношения, а именно, открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотнотшение, самоценность, самопринятие, самопривя-занность, внутренняя конфликтность, самообвинение будут иметь различную степень выраженности у подростков, воспитывающихся в условиях полной и неполной семьи. В исследовании принимали участие 40 детей подросткового возраста (13-14 лет), 20 из которых воспитывались в условиях полной семьи, 20 - в условиях неполной.

Для выявления содержания самоотношения подростков была использована методика «Исследование самоотношения» (МИС) С.Р. Пантелеева. Методика состоит из 110 утверждений, с которыми можно согласиться или нет и из 9 шкал: открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязан-ность, внутренняя конфликтность, самообвинение [5]. На основании тесной взаимосвязи компонентов самоотношения между собой, В.В. Столин объединил все девять шкал в три обобщенных фактора [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.