Научная статья на тему 'Подростки из неполных семей: особенности самоотношения'

Подростки из неполных семей: особенности самоотношения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1643
338
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООТНОШЕНИЕ ПОДРОСТКОВ / ПОЛНАЯ СЕМЬЯ / НЕПОЛНАЯ СЕМЬЯ / SELF-ATTITUDE / COMPLETE FAMILY / SINGLE PARENT FAMILY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль В. В.

В работе рассмотрены детерминанты развития самоотношения, выделены параметры самоотношения подростков из полных и неполных семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEENAGERS FROM SINGLE PARENT FAMILIES: PERCULIARITIES OF SELF-ATTITUDE

The paper discusses the determinants of self-attitude development. Parameters of self-attitude of teenagers from complete families and single parent families are distinguished.

Текст научной работы на тему «Подростки из неполных семей: особенности самоотношения»

6. Khangel’dieva, I.G. About the notion «information culture» // Information culture of individual: past, present, future: International scientific conference, Krasnodar - Novorossiysk, 23-25 sept.1993: papers. - Krasnodar, 1993.

7. Semenyuk, E.L. Information culture of society and progress of information technology // NTI. - 1994. - № 1. - Series 1.

8. Grechikhin A.A., Information culture: The experience of typological definition // The problems of the information culture: sb. st. / under the editorship of Yu. S. Zubova, I.M. Andreevoy. - М., 2006.

Статья поступила в редакцию 09.04.11

УДК 159:922

Koval V.V. TEENAGERS FROM SINGLE PARENT FAMILIES: PERCULIARITIES OF SELF-ATTITUDE. The

paper discusses the determinants of self-attitude development. Parameters of self-attitude of teenagers from complete families and single parent families are distinguished.

Key words: self-attitude, complete family, single parent family.

В.В. Коваль, соискатель ГОУВПО «АГАО», г. Бийск, E-mail: ksoc @bigpi.biysk.ru

ПОДРОСТКИ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ: ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ

В работе рассмотрены детерминанты развития самоотношения, выделены параметры самоотношения подростков из полных и неполных семей.

Ключевые слова: самоотношение подростков, полная семья, неполная семья.

Проблема самоотношения является одной из острых на сегодняшний день. Положительное самоотношение обеспечивает личности стабильное развитие, что особенно актуально в настоящее время, наполненное кризисами и социальноэкономическими переменами. Структура и специфика отношения личности к собственному «Я» оказывают регулирующее влияние практически на все аспекты поведения человека. Самоотношение играет важную роль в установлении межличностных отношений, в постановке и достижении целей, в способах формирования стратегий поведения, разрешения кризисных ситуаций, а также в профессиональном и личностном становлении [1].

В отечественной и зарубежной психологической литературе самоотношение понимается как эмоциональный компонент самосознания, который, с одной стороны, опирается на самопознание, а с другой - создает главные предпосылки для формирования саморегуляции, самоактуализации и саморазвития [2;3]. Самоотношение входит в структуру самосознания, его можно определить как выражение смысла «Я» субъекта, и связано с реальной жизнедеятельностью субъекта и одна из основных его функций - сигнализировать о смысле «Я» личности [3].

Отношение человека к самому себе является неотъемлемой частью целостной системы отношений. Самоотношение формируется в процессе деятельности, познания и общения, в результате интериоризации опыта взаимоотношений с другими людьми и обеспечивает личности целостность и единство [3]. В свою очередь, самоотношение может детерминировать отношение личности к окружающим, а также стиль и характер общения с ними [3]. Самоотношение активно взаимодействует с самопознанием человека, причем в их формировании ведущую роль играет родительское отношение. Р. Берне подчеркивает, что в окружении, располагающем к доверию, ребенок чувствует, что он любим, что его всегда готовы принять; у него закладывается прочная основа для будущих взаимодействий с другими людьми и для формирования позитивного отношения к самому себе [2, с. 71].

И.С. Кон, B.C. Мухина, Д.И. Фельдштейн, И.И. Чесноко-ва и другие отмечают, что критическим в формировании са-моотношения выступает подростковый возраст [4]. В подростковом возрасте самоотношение претерпевает максимальные изменения: в его формировании внутренние факторы, по сравнению с внешними, начинают играть более значительную роль [3]. Тем не менее, исследователи отмечают существенную роль в формировании самоотношения подростков его взаимоотношений с родителями, при этом максимальное значение отводится не столько реальной оценке родителями под-

ростков, сколько тем, как подростки субъективно воспринимают родителей и их отношение к себе [3].

В старшем подростковом возрасте среди четырех источников социальной поддержки: родителей, учителей, одноклассников, близких друзей родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самоотно-шение ребенка.

На формирование гармоничной личности огромное влияние оказывает наличие обоих родителей, их положительное отношение к ребенку. Родительская любовь, как ничто другое, способствует возникновению чувства собственного достоинства и самоуважения человека. Социальная ситуация (состав семьи) и духовная позиция в большей мере определяет самосознание, самооценку и самоотношение подростка.

К основным факторам, оказывающим отрицательное воздействие на самоотношение, выступающее одним из основных компонентов самосознания ребенка, относятся: отсутствие отца, неустойчивое эмоциональное и психологическое состояние матери, неблагоприятные отношения ребенка с матерью, также другие причины, по которым семья стала неполной. Вместе с тем, в научном плане остаются невыясненными психологические механизмы воздействия условий неполной семьи на душевный мир ребенка, глобальность этих воздействий, возможности целенаправленной коррекции са-моотношения у подростков из неполных семей и другие актуальные вопросы, требующие дальнейшего изучения.

В данном исследовании было сделано предположение о том, что определенные параметры самоотношения, а именно, открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотнотшение, самоценность, самопринятие, самопривя-занность, внутренняя конфликтность, самообвинение будут иметь различную степень выраженности у подростков, воспитывающихся в условиях полной и неполной семьи. В исследовании принимали участие 40 детей подросткового возраста (13-14 лет), 20 из которых воспитывались в условиях полной семьи, 20 - в условиях неполной.

Для выявления содержания самоотношения подростков была использована методика «Исследование самоотношения» (МИС) С.Р. Пантелеева. Методика состоит из 110 утверждений, с которыми можно согласиться или нет и из 9 шкал: открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, самопривязан-ность, внутренняя конфликтность, самообвинение [5]. На основании тесной взаимосвязи компонентов самоотношения между собой, В.В. Столин объединил все девять шкал в три обобщенных фактора [5].

Первый обобщенный фактор по содержанию определяется следующими шкалами: саморуководство, самоуверенность, закрытость, отраженное самоотношение. Все эти шкалы выражают оценку собственного «Я» индивида по отношению к социально-нормативным критериям: целеустремленности,

воли, успешности, моральности, социального одобрения и т. п. Данный фактор В.В. Столин назвал «самоуважение».

Второй обобщенный фактор составили такие шкалы, как: самопринятие, самопривязанность, самоценность. Данный фактор называется «ауто-симпатия». В основе фактора лежит некоторое обобщенное чувство симпатии, которое может существовать наряду и даже вопреки той или иной обобщенной самооценке, выражающейся в переживании самоуважения.

Третий обобщенный фактор, который называется «самоуничижение», представлен всего двумя шкалами: «самообвинение» и «внутренняя конфликтность». В один фактор их объединяет наличие негативного эмоционального тона само-отношения, содержащегося в каждой из этих шкал.

Вначале проводилось исследование самоотношения подростков, воспитывающихся в условиях неполной семьи. В результате проведённого исследования, в соответствии с преобладающими параметрами по шкалам самоотношения, было выделено 4 группы респондентов: 1 группа - З0% респондентов показали преобладающие параметры по фактору «самоуважение», в состав которого входят шкалы «саморуководст-во», «самоуверенность», «отраженное самоотношение». Все эти шкалы выражают оценку собственного «Я» индивида по отношению к социально-нормативным критериям: целеустремленности, воли, успешности, моральности, социального одобрения и т.д. В качестве основной особенности данного аспекта самоотношения большинством исследователей подчеркивается его оценочный характер; 2 группа - 40% респондентов показали преобладающие параметры по фактору «ауто-симпатия», в который входят шкалы «самопринятие», «са-мопривязанность», «самоценность». Этот фактор, выражает те или иные чувства или переживания в адрес собственного «Я» индивида, на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе; 3 группа - 10% респондентов показали преобладающими параметры по фактору «самоуничижение», в который входят шкалы «самообвинение» и «внутренняя конфликтность». Их объединяет наличие негативного эмоционального тона самоотношения; 4 группа - 20% респондентов, у которых не было выделено преобладающих параметров ни по одному из факторов.

Далее проводилось исследование самоотношения подростков из полных семей, в результате которого было выделено З группы испытуемых в соответствии с преобладающими параметрами по шкалам: 1 группа - 10% респондентов показали преобладающие параметры по фактору «самоуважение»; 2 группа - 70% респондентов показали преобладающие параметры по фактору «ауто-симпатия». З группа - 20% респондентов, у которых не было выделено преобладающих параметров ни по одному из факторов. Респондентов имеющих преобладающие параметры по фактору «самоуничижение» среди подростков из полных семей выявлено не было.

Анализируя содержание самоотношения подростков, воспитывающихся в условиях полной и неполной семьи, можно отметить следующее: преобладающие параметры по фактору «самоуважение» имеют З0% подростков из неполных семей и

Библиографический список

10% подростков из полных семей. Это означает, что для подростков из неполных семей в большей степени характерен процесс оценки себя по сравнению с некоторыми социально значимыми критериями, нормами, эталонами. У данных подростков наблюдается тенденция стремления соответствовать социально-желательному образу, представления о том, что их личность, характер и деятельность способны вызывать у других уважение, симпатию, одобрение, понимание и т.п. Например: «Думаю, что все мои знакомые относятся ко мне с симпатией»; «Вряд ли найдутся люди, которым я не по душе»; «Случайному человеку я, скорее всего, покажусь человеком приятным». У подростков же из полных семей в меньшей степени выражено стремление к социально-желательному образу. Например: «Я бы хотел оставаться таким, какой я есть»; «Мой характер, каким бы он ни был, вполне меня устраивает»; «Если не мелочиться, то в целом мне себя не в чем упрекнуть».

По фактору «ауто-симпатия» преобладающие параметры имеют 40% подростков из неполных семей и 70% подростков из полных семей. Это означает, что подростки из неполных семей в меньшей степени принимают себя такими, какие они есть, а у подростков из полных семей общий фон отношения к себе положительный, полностью принимающий, даже с оттенком некоторого самодовольства. Для большинства подростков из полных семей характерно отношение к себе как уверенному, самостоятельному, волевому человеку, которому есть за что себя уважать: «Я вполне могу сказать, что уважаю сам себя»; «Мое мнение имеет достаточный вес в глазах окружающих». По фактору «самоуничижение» преобладающие параметры имеют 10% подростков из неполных семей, у подростков из полных семей с преобладающими параметрами по данному фактору выявлено не было. У подростков из неполных семей просматривается тенденция к чрезмерному самокопанию и рефлексии, протекающих на общем негативном эмоциональном фоне отношения к себе. У подростков из полных семей такой особенности не наблюдается. Было выяснено, что 20% подростков из неполных семей и 20% подростков из полных семей составили 4 группу респондентов, у которых ярко выраженных параметров ни по одному из факторов са-моотношения выявлено не было. В их ответах присутствовали фразы, характерные для 1, 2, 3 групп, но определенной линии самоотношения не прослеживается.

По итогам проведенного исследования можно сделать вывод о том, что содержание самоотношения подростков, воспитывающихся в условиях неполной семьи, отличается от содержания самоотношения подростков, воспитывающихся в полных семьях, и имеет следующие особенности: неуверенность в себе, закрытость, стремление к социально-одобряемому образу, непринятие себя такими, какие есть, внутриличностную конфликтность, повышенной рефлексией, наличием самообвинения. Таким образом, результаты научного поиска, описанные в данной работе, позволят еще глубже заглянуть в проблему самоотношения подростков и будут способствовать тенденции создавать условия для развития положительного самоотношения с целью обеспечения личности стабильного развития.

1. Коваль, В.В. Методические проблемы исследования самоотношения // Наука и образование: проблемы и перспективы: труды 7-й региональной научно-практической конференции аспирантов, студентов и учащихся, 15-16 апреля 2005 г. - Бийск: РИО БПГУ им.

B.М. Шукшина, 2005. - Ч. 2.

2. Борисова, И.В. Особенности самосознания личности детей 10-15лет из полных и неполных семей: дис. ... канд. психол. наук. - М., 1996.

3. Субгатуллина, О.Л. Социально-психологическая коррекция самоотношения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2001.

4. Мухина, В.С. Психология детства и отрочество: учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. - М.: Ин-т практической психологии, 1998.

5. Столин, В.В. Тест-опросник самоотношения: Психологические материалы по изучению личности школьника / В.В. Столин,

C.Р. Пантелеев. - Минск, 1989.

Bibliography

1. Koval, V.V. Methodic problems of self-attitude research // Science and education: problems and prospects: Researches of the 7th regional scientific and practical conference for post-graduates, students and schoolchildren, April, 15-16 2005 г. - Biysk: EPD BPGU after V.M. Shukshin, 2005.

2. Borisova, I.V. Peculiarities of self-consciousness of personality of 10-15 -year-old children from complete families and single parent families: psychology Candidate dissertation. - M.: 1996.

3. Subgatullina, O.L. Social and psychological correction of self-attitude: author’s abstract from psychology Candidate dissertation. - Yaroslavl, 2001.

4. Mukhina, V.S. Psychology of childhood and adolescence: text-book for students of psychological and pedagogical departments of higher educational institutions. - M.: Institute of practical psychology, 1998.

5. Stolin, V.V. Test-questionnaire of self-attitude: Psychological materials for pupil’s personality research / V.V. Stolin, S.R. Panteleev. - Minsk,

1989.

Статья поступила в редакцию 09.04.11

УДК 374.02

Borisova Е.У. SCIENTIFICALLY-METHODICAL SUPPORT OF TEACHERS' INNOVATIVE ACTIVITY OF CHILDREN'S ADDITIONAL EDUCATION. Modern contexts of activity in sphere of teachers' scientifically-methodical support of children's additional education , logic construction of technology in methodical support, its direction and the form in the basis of experience of introduction a new qualitatively level of methodical support by innovative activity in Detsko-youthful center «Priobsky» are described in this work.

Key words: innovative activity, scientifically-methodical support, educational activity, efficiency of formation, professional growth, modern educational technologies.

Е.В. Борисова, асп. ГОУВПО ««АГАО», г. Бийск, E-mail: lenaborisova25@mail.ru

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

В статье описан подход к научно-методическому обеспечению образовательного процесса учреждения дополнительного образования детей с учетом его специфики и результаты предварительного исследования, проведенного в МОУДОД «Детско-юношеский центр «Приобский» по данному вопросу.

Ключевые слова: научно-методическое сопровождение, повышение профессионального уровня, обновление содержания, кадровый потенциал, педагогический коллектив, социально-педагогический инициативы.

Модернизация российского образования предусматривает концептуальные изменения, основой которых является устремленность в будущее, динамичность, ориентация на необратимость предполагаемых изменений.

Основная функция методической службы в процессе реформирования образования - обеспечение оперативного и массового внедрения системообразующих инноваций в практику.

Для системы образования инновационная деятельность является основным способом модернизации. Как известно, система образования выполняет двуединую функцию: с одной стороны, обеспечивает непрерывную передачу, трансляцию культурного опыта, образцов мышления и действий; с другой стороны - создает условия для творчества.

Поэтому среди ведущих тенденций развития российского образования, в условиях активизации инновационных процессов, является усиление внимания к проблеме повышения профессиональной компетентности педагогических кадров, актуализация потребности в достижении качественно нового уровня методической поддержки данного процесса на различных уровнях.

Изменения в содержании образования, внедрение современных образовательных технологий, программ нового поколения, переход на новый учебный план, введение профильного обучения, информатизация образования, реализация направлений приоритетного национального проекта «Образование» требуют от методической службы адаптации к изменяющимся условиям, влекут за собой изменение содержания деятельности и возникновение новых функций.

В понимании термина «методическая работа» мы опираемся на определение, М.М. Поташника «Методическая работа

- это целостная, основанная на достижениях науки, педагогического опыта и на конкретном анализе учебновоспитательного процесса, система взаимосвязанных мер, действий и мероприятий, направленных на всестороннее по-

вышение квалификации и профессионального мастерства каждого учителя» [1, с. 128]. Поэтому методическое сопровождение рассматривается как система целенаправленных, последовательных воздействий для достижения поставленной цели с наименьшими затратами временных, материальных и других ресурсов.

Цель - это обоснованная идеальная модель результатов деятельности, а целью методического сопровождения является её развитие, перевод в новое качественное состояние, в инновационный режим работы.

Если рассматривать сопровождение как построение системы операций, то логика построения технологии методического сопровождения будет иметь следующий вид:

1. Анализ реальной образовательной ситуации в данном образовательном учреждении, выявление противоречий в педагогической практике как источника проблемы.

2. Определение целей и критериев их достижения.

3. Прогнозирование промежуточных и конечных результатов, выявление ожидаемых новообразований в личности педагога (его опыте, знаниях и поведении).

4. Проектирование модели развития педагогов и образовательного учреждения в целом.

5. Разработка особой системы педагогического взаимодействия методиста и педагогов, педагога и обучающихся.

6. Управленческое - информационное, психологическое и методическое - обеспечение соответствующего вида педагогической деятельности.

В Детско-юношеском центре «Приобский» на данное время сложились следующие формы научно-методического сопровождения и работы с педагогами:

Информационно-методическая:

- всесторонняя и регулярная информация о современных требованиях к работе с детьми и опыте других учреждений дополнительного образования детей, об эффективных подходах, формах и методах педагогической деятельности;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.