Научная статья на тему 'Особенности самоотношения подростков -представителей разностатусных этнических групп'

Особенности самоотношения подростков -представителей разностатусных этнических групп Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
673
376
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ADOLESCENCE/TEEN-AGE / САМООТНОШЕНИЕ / САМОСОЗНАНИЕ / ЭТНИЧЕСКАЯ ГРУППА / ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / SELF-TREATMENT / IDENTITY / ETHNIC GROUP / ETHNOSOCIAL STATUS / ETHNICITY / SOCIALIZATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Миронов А. В.

Представлены результаты эмпирического исследования самоотношения подростков представителей разностатусных этнических групп. Выявлены особенности содержательных характеристик самоотношения и его структуры у подростков доминирующей этнической группы и этнических меньшинств. Показано, что подростки, включенные в этнические группы с разным этносоциальным статусом, характеризуются наличием значимо различающегося отношения к своему «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FEATURES OF SELF-TREATMENT BY TEENAGERS REPRESENTATIVES OF DIFFERENT-STATUS ETHNIC GROUPS

The article presents the results of an empirical research on self-treatment by adolescents/teenagers from ethnic groups of different status. The research discovers the features of content characteristics for self-treatment and its structure in teenagers-dominant ethnic groups and ethnic minorities. The generalisation shows that teenagers, included into ethnic groups with different ethnosocial status, are characterized by significantly different relationship to their ego.

Текст научной работы на тему «Особенности самоотношения подростков -представителей разностатусных этнических групп»

shows that teenagers, included into ethnic groups with different ethnosocial status, are characterized by significantly different relationship to their ego.

Key words: self-treatment, identity, ethnic group, ethnosocial status, ethnicity, socialization, adolescence/teen-age.

А.В. Миронов, асп/ ЮГУ, г. Ханты-Мансийск, E-mail: Milan109@yandex.ru

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ ПОДРОСТКОВ -ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАЗНОСТАТУСНЫХ ЭТНИЧЕСКИХ ГРУПП

Представлены результаты эмпирического исследования самоотношения подростков представителей разностатусных этнических групп. Выявлены особенности содержательных характеристик самоотношения и его структуры у подростков доминирующей этнической группы и этнических меньшинств. Показано, что подростки, включенные в этнические группы с разным этносоциальным статусом, характеризуются наличием значимо различающегося отношения к своему «Я».

Ключевые слова: самоотношение, самосознание, этническая группа, этносоциальный статус, этническая социализация, подростковый возраст.

Одним из важнейших отношений социального бытия человека является его отношение к себе. Любое проявление человека как социального субъекта сопровождается включением в данный процесс его самоотношения.

В отечественной психологии самоотношение принято рассматривать в качестве одного из видов отношений личности (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, А.Е. Ше-розия и др.), либо в качестве эмоционального компонента в структуре самосознания (В.В. Столин, С. Р. Пантилеев, И.И. Чеснокова, Е.Т. Соколова и др.) [1-8].

В.В. Столин определяет самоотношение как основной компонент самосознания, проявляющийся в сознательном когнитивном восприятии и оценке индивидом самого себя, как систему устойчивых мнений и чувств в адрес собственного «Я» [5].

На формирование самоотношения влияет большое количество факторов. И.И. Чеснокова выделяет две группы наиболее существенных из них. В первую группу включены собственные достижения в различных сферах деятельности, оценка этих достижений человеком и соотнесение своей оценки с оценкой общественной и значимых для человека людей. Во вторую группу будет входить отношение других людей к данному человеку как к личности [7]. В особенности отношение с родителями и значимыми взрослыми. Необходимо так же отметить, что факторы тесно взаимосвязаны между собой, и их достаточно сложно разграничить [8; 9; 10].

Система самоотношения является полифункциональной. Отношение к себе играет важную роль в формировании целостности личности и ее самосознания, в активности личности, направленной на самовыражение и самореализацию. Лишь имея сложившиеся представления о себе и определенным образом, относясь к себе, субъект способен регулировать и контролировать свою деятельность. Саморегуляция подразумевает положительное, эмоционально устойчивое отношение в совместной деятельности и общении между индивидами.

От степени согласованности и уровня направленности системы самоотношения будет во многом зависеть успешность личностной и социальной адаптации в стремительно изменяющихся условиях жизнедеятельности человека, а так же возможность реализации личностью своего потенциала.

Самоотношение являясь структурным компонентом самосознания, подчиняется законам и правилам его формирования. Сама структура представляет собой совокупность устойчивых связей ее элементов, предполагает сохранение основных значений и смыслов при внешних и внутренних изменениях, она строится внутри порождающей ее системы - той человеческой общности, к которой принадлежит эта личность [11], в частности принадлежность к определенному этносу. Следовательно, на формирование самоотношения большое влияние будут оказывать особенности этнической социализации - освоение индивидом духовных ценностей и опыта только того этноса, к которому он принадлежит [12].

К сожалению, несмотря на то, что Всеобщая декларация прав человека гласит о равных достоинствах и правах человека вне зависимости от национальной принадлежности, в нашем обществе этнические различия носят статусный характер. Это относительно незаметно во многих ситуациях на уровне общения, но в определенных условиях может приобретать принципиальное значение, в частности оказывать влияние на формирование, как отдельных компонентов, так и самосознания личности в целом [13; 14].

Необходимо уточнить, что статус этнической группы в современных социальных науках определяется не только (и не столько) количественным составом этноса, сколько его положением (подчинение/доминирование), в иерархии общества. Группой этнического большинства принято считать сообщество людей, обладающих властью, влиянием и большей частью ресурсов относительно других групп. При таком определении группы меньшинств занимают подчиненное положение в социальной структуре общества.

Если принадлежность к этнически доминирующей группе, как правило, формирует ощущение своей значимости, уверенности и защищенности, то принадлежность к группе этнических меньшинств может сопровождаться негативным самосознанием и ненавистью к самим себе в результате интернализации негативных взглядов доминантного общества [15; 16].

Такая интернализация вредна для психологического здоровья, негативно влияет на формирование личности и на дальнейшее социальное и личностное самоопределение человека. Особую актуальность приобретают исследования само-отношения в подростковом возрасте, поскольку в этот период происходит становление самосознания [7; 17], и именно от личности подрастающего поколения во многом зависит процветание народа, уровень достижения материальной и духовной культуры, будущее социально-демографическое состояние страны, нации.

Таким образом, становится очевидной необходимость исследования особенностей самоотношения представителей разностатусных этнических групп, результаты которого позволят, во-первых, расширить научные знания о данном феномене, во-вторых, могут лечь в основу разработки программ по коррекции и гармонизации системы самоотношения личности.

Данные положения определили цель нашего исследования - изучение особенностей системы самоотношения личности представителей этнических групп имеющих разный этносоциальный статус в структуре общества.

Материал и методы исследования. Выборочная совокупность исследования составила 88 человек, для анализа результатов были выделены две группы. В первую группу вошли представители русской национальности, представляющие в нашем исследовании группу этнического большинства, во вторую представители коренных малочисленных народов Севера (КМНС) (ханты и манси), представляющие группу

этнического меньшинства. Национальность участников исследования определялась по их самоотчетам. Количество участников исследования в первой группе составило 48 человек, во второй 40 человек, что соответствует требованиям эмпирических этнопсихологических исследований при изучении феноменов связанных с личностью, количество опрашиваемых в таком случае должно быть не меньше 30-50 человек в каждой сравниваемой группе [18].

В нашем исследовании, мы объединяем народы ханты и манси, учитывая их схожие социокультурные, бытовые, экономические основы жизни, условия этнической социализации, а так же их групповой статус, занимаемый в обществе, не отрицая при этом этнической уникальности каждого народа. В пользу объединения так же выступили результаты сравнительного анализа по всем шкалам используемой методики, в результате которого не было выявлено ни одного статистически значимого отличия между данными этническими группами.

Исследование проводилось на территории Ханты-Мансийского автономного округа-ЮГРЫ в сельских поселениях Казым Белоярского района и Саранпауль Березовского района, городском поселении Приобье Октябрьского района в период с сентября 2009 по ноябрь 2010 года.

В качестве диагностического инструментария была использована «Методика исследования самоотношения» (МИС)

С. Р. Пантилеева . Разработка представляет собой многомерный психодиагностический инструмент, основанный на принципе стандартизированного самоотчета, направленный на исследование комплекса факторов отношения к себе. В качестве шкал выступают 9 факторов, которые наиболее существенно характеризуют самоотношение как чувство в адрес собственного «Я»: Закрытость-открытость, Самоуверенность, Саморуководство, Отраженное самоотношение, Самоценность, Самопринятие, Самопривязанность, Внутренняя конфликтность, Самообвинение.

В методике можно выделить три независимых и хорошо интерпретируемых вторичных фактора.

Первый фактор составляют шкалы внутренней честности, самоуверенности, саморуководства и отраженного самоотно-шения. В один фактор их объединяет то, что все эти шкалы выражают оценку собственного «Я» респондента по отношению к социально-нормативным критериям моральности, успеха, воли, целеустремленности, социального одобрения и т. п. Это дает основание интерпретировать данный фактор как самоуважение.

Во второй фактор входят три шкалы: самоценность, са-мопринятие и самопривязанность. Эти шкалы не связаны ни с социално-нормативными критериями, ни с теми или иными чертами личности и характера объекта. Они в наиболее чистом виде отражают эмоциональное отношение к субъекта к своему «Я» и могут быть интерпретированы как шкалы аутосимпатии.

Третий фактор, содержащий шкалы внутренней конфликтности и самообвинения, связан с негативным самоот-ношением и получил название самоуничижения [19].

Обработка, анализ и интерпретация данных исследования проводилась с использованием методов математической статистики. Методы отбирались в соответствии с поставленной целью и, а так же учетом характеристики выборки и переменных. В результате в качестве методов были использованы: Параметрический критерий t-Стьюдента для независимых выборок для определения специфики различий средних значений двух генеральных совокупностей. Коэффициент корреляции r-Пирсона для изучения взаимосвязи переменных, измеренных на одной и той же выборке.

Все вычисления производились на персональном компьютере с помощью программного пакета «SPSS for Windows Version 12».

Результаты и их обсуждение. В результатах обеих исследуемых групп параметры самоотношения выражены на среднем, нормативном уровне, отсутствуют завышенные и заниженные показатели (рис. 1).

Параметры самоотношения Рис. 1. Параметры самоотношения подростков разных этнических групп

У подростков представителей КМНС самые высокие показатели наблюдаются по параметрам «саморуководство» и «самопривязанность». Саморуководство является одной из важных характеристик самоотношения связывающее чувство ответственности, готовности к активности и переживания «Я». Переживание своего собственного «Я» как внутреннего

стержня, интегрирующего и организующего личность, деятельность и общение зависит от таких качеств как уверенность, самостоятельность и воля. По мнению Крупника Е.П. саморуководство играет существенную роль в регуляции человеком своего поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми. Саморуководство побуждает этносы

прикладывать большие усилия для саморегуляции, способности противостоять судьбе и сложившимся обстоятельствам [20].

Высокие значения по шкале «самопривязанность» отражают нежелание представителей КМНС меняться на фоне общего положительного отношения к себе, консервативную самодостаточность, отрицание возможности и желательности развития собственного «Я» (даже в лучшую сторону). Тенденции к сохранению такого образа является одним из защитных механизмов самосознания.

В группе русских подростков выделяются высокие значения показателя «самоценность», они достаточно высоко ценят свою личность и проявляют большой интерес к своему внутреннему миру. Так же достаточно высокие значения получили такие аспекты как «самоуверенность», «саморуководство» и «самопривязанность».

Необходимо заметить, что самые низкие показатели получены по шкале «самопринятие» это характерно не только для русских подростков, но и для подростков представителей КМНС. В основе данного аспекта самоотношения лежит чувство симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями, принятия себя таким, какой ты есть, пусть даже с некоторыми недостатками. Аспект связан с одобрением своих планов и желаний, снисходительным, дружеским отношением к себе. Таким образом, можно сделать вывод, что подростки относятся к себе с определенной долей критичности, видят свои недостатки и в связи с этим могут переживать чувство неудовлетворенности собой. Подобное отношение подростков к себе, может быть связано с их возрастными особенностями. Так, например Д.И. Фельдштейн отмечает, что критическое отношение подростка к себе, переживание недовольства собой сопровождается потребностью в общем положительном от-

ношении к себе как личности со стороны значимого для него окружения [21].

Результаты сравнения по аспектам самоотношения, показывают, что, в целом отношение к себе подростков КМНС не существенно отличается от самоотношения их русских сверстников. Достоверные различия обнаружены всего по двум шкалам «самоуверенность» ^= 2,786, Р < 0,01) и «самоценность» ^= 2,526, Р < 0,01), по остальным параметрам и обобщенным факторам значения схожи, либо различаются, но статистически незначимо, как например показатель «конфликтности».

Подростки представители этнического большинства обладают более высоким уровнем самоуверенности, которая характеризуется отношением к себе как уверенному, самостоятельному, волевому человеку. Для них характерна более высокая социальная приспособленность, социальная смелость и более низкий уровень внутренней напряженности. Так же у русских подростков выше интерес к своему внутреннему миру, значимость и ценность своего «Я».

Уже было отмечено что, параметры самоотношения выражены на среднем, нормативном уровне, отсутствуют завышенные и заниженные показатели во всех группах. Эти выводы были сделаны на основе расчетов среднего арифметического. Такой способ расчета усредняет значения по параметрам самоотношения и не позволяет определить его полюс (позитивный/негативный) для каждого участника исследования в отдельности. Поэтому для определения направленности системы отношения к себе каждого респондента было определено преобладание того или иного обобщенного фактора модальности в структуре самоотношения подростков представителей разностатусных этнических групп (рис. 2).

□ Самоуважение

□ Аутосимпатия

] Самоуничижение

КМНС Русские

Рис. 2. Ведущий фактор в структуре самоотношения подростков среди КМНС и русских

В группе русских подростков преобладают участники исследования с позитивным тоном самоотношения. Так доля респондентов с доминирующим фактором «самоуважение», который связан со стремлением к социально желательному образу «Я» составила 37,5%. Незначительно меньшее количество респондентов с доминированием фактора «аутосимпатия», он встречается у 33,3%. В данном факторе фиксируется содержание самоотношения на основе эмоционального чувства привязанности и расположенности к себе. В отличие от самоуважения он не связан со стремлением к социально желательному образу «Я», и даже, наоборот, за счет положительного эмоционального отношения к себе индивид может более честно и открыто к себе относится. Реже всего в данной группе встречаются участники исследования с доминированием фактора «самоуничижение» 29,2% от числа опрошенных.

В группе подростков КМНС, напротив, у большинства респондентов доминирует фактор «самоуничижение» 47,5%, то есть почти у половины подростков представителей этнических меньшинств отмечается негативный эмоциональный тон самоотношения. Такой тип людей склонен к обвинению себя в

промахах, неудачах, собственных недостатках, для них характерно чрезмерное самокопание и рефлексия, наличие внутренних противоречий, сомнений, несогласия с собой. Эти чувства могут сопровождаться внутренней напряженностью и тревожностью, низкой самооценкой, фрустрированностью ведущих потребностей. «Аутосимпатия» и «самоуважение» в качестве ведущих факторов в системе самоотношения встречаются у 32,5% и 20% подростков КМНС соответственно.

С целью более подробного изучения структуры самоот-ношения был проведен корреляционный анализ показателей аспектов самоотношения в исследуемых выборках.

У подростков представителей КМНС число статистически значимых (от г=0,001 до от г=0,044) корреляционных связей между аспектами самоотношения равно 13, что составляет 36% от общего количества возможных взаимосвязей. Структура самоотношения схематично представлена на рис. 3, из которого отчетливо видны взаимосвязи между факторами «самоуважение» и «аутосимпатия», фактор «самоуничижение» довольно слабо вписывается в структуру взаимосвязей и занимает обособленную позицию.

Симпатия к себе у таких подростков достаточно сильно зависит от обобщенной самооценки, в особенности от отношения к себе как к уверенному, надежному и уважаемому человеку, ощущение силы собственного «Я», влияет на эмоциональный внутренний комфорт, вызывает чувство удовлетворенности собой и симпатии к себе, согласия со своими внутренними побуждениями. Слабая связь факторов задаю-

Самоуважение

щих положительный тон самоотношению, с фактором «самоуничижение», показывает, что рост аспектов самоуважения и аутосимпатии, не способствует смягчению негативизма по отношению к себе, возможно именно с особенностями строения структуры связано высокое количество подростков КМНС с негативным тоном самоотношения.

Avto симпатия

Самоуничижение

Рис. 3. Схема корреляционных взаимосвязей аспектов самоотношения в группе подростков представителей КМНС. Здесь и далее условные обозначения: 1 - «открытость»; 2 - «самоуверенность»; 3 - «саморуководство»; 4 - «зеркальное Я»; 5 - «самоценность»; 6 - самопринятие»; 7 - «самопривязанность»; 8 - «конфликтность»; 9 - «самообвинение». Прямые связи обозначены сплошной линией, обратные связи пунктирной.

Самоуважение

Avto симпатия

Самоуничижение

Рис. 4. Схема корреляционных взаимосвязей аспектов самоотношения в группе русских подростков

Снижение отрицательных эмоций в адрес своего «Я» в симпатию и уважение у других людей. Несмотря на то, что данной группе возможно лишь за счет представлений субъек- данный аспект связан с предвосхищаемым, отраженным отта о том, что его личность и деятельность способна вызвать ношением других людей, С. Р. Пантилеев отмечает о возмож-

ной связи данного параметра самоотношения с реальными отношениями, демонстрируемыми другими людьми. Так, эмоционально-окрытый и приверженный групповым нормам субъект, не склонный к асоциальному поведению и хорошо контактирующий с другими, действительно вызывает положительное отношение окружающих, что и отражается в его самоотношении [6].

В группе подростков представителей этнического большинства число статистически значимых (от г=0,001 до от г=0,038) корреляционных связей между аспектами самоотношения равняется 17, что составляет 47,2% от общего количества возможных взаимосвязей. Структура самоотношения по сравнению со сверстниками из группы этнического меньшинства является более сложной (рис. 4).

Сильную выраженность в структуре имеет фактор «самоуважение», а компоненты «аутосимпатии» связаны между собой слабо. В отличие от предыдущей группы появляется взаимосвязь между компонентами входящими в факторы «аутосимпатия» и «самоуничижение». Таким образом, снижение негативного тона самоотношения происходит не только за счет позитивной глобальной самооценки, но и за счет положительной оценки своего «Я» по внутренним интимным критериям духовности, богатства внутреннего мира.

Выводы

1. В группе подростков представителей этнического большинства преобладают респонденты с позитивным тоном самоотношения, а в группе этнических меньшинств с негативным тоном.

2. Подростки, представляющие этнические группы с разным этносоциальным статусом в структуре общества, значимо различаются по параметру отношения к самому себе. Подростки представители этнического большинства обладают более высоким уровнем самоуверенности, чем их сверстники из группы этнических меньшинств. Они лучше адаптируются к изменяющимся социальным условиям и сильнее проявляют интерес к своему внутреннему миру.

3. Самоотношение подростков представителей разностатусных этнических групп обладает разной структурой. Структура самоотношения у представителей этнического большинства является более сложной. Снижение негативного тона самоотношения происходит за счет позитивной глобальной самооценки, и положительной оценки своего «Я» по внутренним интимным критериям духовности. У подростков представляющих группу этнического меньшинства симпатия к себе достаточно сильно зависит от обобщенной самооценки, рост аспектов самоуважения и аутосимпатии, не способствует смягчению негативизма по отношению к себе.

Библиографический список

1. Лазурский, А.Ф. Классификация личностей. - Л.: Госиздат, 1924.

2. Мясищев, В.Н. Психология отношений. - М.: ИПП; - Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.

3. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Прогресс, 1983.

4. Шерозия, А.Е. Психика, сознание, бессознательное. - Тбилиси. : Мецниереба, 1979.

5. Столин, В.В. Самосознание личности. - М.: МГУ, 1983.

6. Пантилеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: МГУ, 1991.

7. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977.

8. Соколова, Е.Т. Самосознание и самооценка при аномалиях личности. - М.: МГУ, 1989.

9. Айварова, Н.Г. Этнопсихологические особенности самоотношения подростков в условиях семейного воспитания (на примере марийского этноса): дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2001.

10. Архиреева, Т.В. Критическое самоотношение младших школьников и факторы его развития. - Великий Новгород: НовГУ, 2008.

11. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Академия, 2004.

12. Крысько, В.Г. Этническая психология. — М.: Академия, 2004.

13. Савва, М.В. Этнический статус в молодежной среде // Социологические исследования. - 1992. - № 7.

14. Дробижева, Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

15. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Прогресс, 1996.

16. Солдатова, Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998.

17. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО МОДЭК, 1997.

18. Резников, Е.Н. Методические проблемы этнической психологии. - М.: Институт психологии РАН, 2005.

19. Пантилеев, С. Р. Методика исследования самоотношения. - М.: Смысл, 1993.

20. Крупник, Е. П. Национальное самосознание. - М.: МПСИ, 2006.

21. Фельдштейн, Д. И. Психологические основы общественно полезной деятельности подростков. - М.: Педагогика, 1982.

Bibliography

1. Lazurskii, A.F. Classification of personalities. - L.: Gosizdat, 1924

2. Myasishev, V.N. Psychology of relations. - M.: IPP; - Voronezh: NPO MODEK, 1995

3. Leontiev, A.N. Activities. Consciousness. Personality. - M.: Progress, 1983

4. Sheroziya, A.E. Psyche, consciousness, unconscious. - Tbilisi: Metsniereba, 1979

5. Stolin, V.V. Pesonality self-consciousness. - M.: MGU, 1983.

6. Pantileyev, S.R. Self-attitude as an emotional-evaluative system. - M.: MGU, 1991

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Chesnokova, I.I. The problem of self-consciousness in psychology. - M.: Nauka, 1977

8. Sokolova, E.T. Self-consciousness and self-evaluation of the personality with anomalies - M.: MGU, 1989.

9. Aivarova, N.G. Ethno-psychological features of the self-attitude of the teenagers brought up in the families (Mari ethnos): thesis for a Candidate’s Degree in Psychology. - Kazan, 2001

10. Arkhireyeva, T.V. Critical self-attitude of junior schoolchildren and factors of its development. - Velikii Novgorod: NovGU, 2008.

11. Mukhina, V.S. Age psychology: fenomenology of development, childhood, teens. - M.: Akademia, 2004.

12. Krys’ko, V.G. Ethnic psychology. - M.: Akademia, 2004.

13. Savva, M.V. Ethnic status in the youth milieu // Sociological research. - 1992. - №7

14. Drobizheva, L.M. Social problems of interethnic relationships in post-Soviet Russia. - M.: Center of Human Values, 2003.

15. Erikson, E. Identity: youth and crisis. - M.: Progress, 1996.

16. Soldatova, G.U. Psychology of interethnic tension. - M.: Smysl, 1998.

17. Bozhovitch, L.I. Personality development problems. - M.: Institute of practical psychology, Voronezh: NPO MODEK, 1997

18. Reznikov, E.N. Methodological problems of ethnic psychology. - M.: Psychology Institute of Russia’s Academy of Science, 2005.

19. Pantileyev, S.R. Methodology of self-attitude research. - M.: Smysl, 1993.

20. Krupnik, E.P. National self-awareness. - M.: MPSI, 2005

21. Feldshtein, D.I. Psychological basis of teenagers’ social useful activities. - M.: Pedagogy, 1982.

Статья поступила в редакцию 18.02.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.