Развитие информационной культуры личности студента как субъекта информационного взаимодействия DEVELOPMENT OF PERSONAL INFORMATION CULTURE OF STUDENTS AS SUBJECTS OF INFORMATION INTERACTION Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Научная статья на тему 'Развитие информационной культуры личности студента как субъекта информационного взаимодействия' по специальности 'Народное образование. Педагогика' Читать статью
Pdf скачать pdf Quote цитировать Review рецензии ВАК
Авторы
Коды
  • ГРНТИ: 14 — Народное образование. Педагогика
  • ВАК РФ: 13.00.00
  • УДK: 37
  • Указанные автором: УДК:378.14:004

Статистика по статье
  • 119
    читатели
  • 37
    скачивания
  • 0
    в избранном
  • 0
    соц.сети

Ключевые слова
  • ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
  • КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  • РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
  • INFORMATION CULTURE
  • COMPONENTS OF INFORMATION CULTURE
  • DEVELOPMENT OF INFORMATION CULTURE
  • UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIVITIES

Аннотация
научной статьи
по народному образованию и педагогике, автор научной работы — ШУЛИКА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА

Рассматривается роль универсальных учебных действий в развитии информационной культуры личности студента как компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующего уровень всех осуществляющихся информационных отношений. Обозначены различные подходы к феномену информационной культуры: информологический, культурологический и философский. С позиций данных подходов определено понимание феномена «информационная культура». Автор утверждает, что в информационной культуре личности выделяется четыре основных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и действенно-практический, коммуникативный. Подробно раскрыт каждый из компонентов. Описаны универсальные учебные действия как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность, влияющие на развитие информационной культуры личности студента.

Abstract 2016 year, VAK speciality — 13.00.00, author — SHULIKA NADEZHDA ANATOLIEVNA, Tomsk State Pedagogical University Bulletin

The article examines the role of universal educational actions in the development of information culture of the individual student as a component of human culture as a whole, objectively characterize the level of ongoing information relations. Specifies various approaches to the phenomenon of information culture: information and logic, cultural and philosophical. From the standpoint of these approaches defined the understanding of the phenomenon of “information culture”. The author claims that the personal information culture has four major components: cognitive, emotional and evaluative, effective and practical, communicative. Details of each component are disclosed. Described universal educational actions as a set of actions of the student providing social competence, ability of independent mastering of new knowledge and skills, including organization of this process, cultural identity and tolerance, affecting the development of information culture of the student’s personality.

Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика" из научного журнала "Вестник Томского государственного педагогического университета", ШУЛИКА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА

 
Рецензии [0]

Похожие темы
научных работ
по народному образованию и педагогике , автор научной работы — ШУЛИКА НАДЕЖДА АНАТОЛЬЕВНА

Текст
научной работы
на тему "Развитие информационной культуры личности студента как субъекта информационного взаимодействия". Научная статья по специальности "Народное образование. Педагогика"

УДК 378.14:004
Н. А. Шулика
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА ИНФОРМАЦИОННОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
Рассматривается роль универсальных учебных действий в развитии информационной культуры личности студента как компонента человеческой культуры в целом, объективно характеризующего уровень всех осуществляющихся информационных отношений. Обозначены различные подходы к феномену информационной культуры: информологический, культурологический и философский. С позиций данных подходов определено понимание феномена «информационная культура». Автор утверждает, что в информационной культуре личности выделяется четыре основных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и действенно-практический, коммуникативный. Подробно раскрыт каждый из компонентов. Описаны универсальные учебные действия как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность, влияющие на развитие информационной культуры личности студента.
Ключевые слова: информационная культура, компоненты информационной культуры, развитие информационной культуры, универсальные учебные действия.
Анализ современности выявляет наличие противоречия между растущим требованием современной действительности к вузу по подготовке выпускника, умеющего получать и использовать информацию с применением компьютерной техники для решения профессиональных и социальных задач, и неразработанностью педагогических условий и технологических механизмов развития готовности студентов к этой деятельности. Данное противоречие определило проблему, которая заключается в выявлении педагогических условий и средств, обеспечивающих развитие новой информационной культуры личности студентов в образовательном пространстве вуза.
В обществе выработались различные подходы к феномену информационной культуры: философский, информологический, культурологический.
Философы считают, что информационная культура является важнейшим компонентом духовной культуры общества в целом, различных социальных групп, отдельной личности. А. П. Суханов определяет информационную культуру как «достигнутый уровень организации информационных процессов, степень удовлетворения потребностей людей в информационном общении, уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки и передачи информации» [1].
Об информологическом подходе к трактовке понятия «информационная культура» пишет Н. А. Ка-линовская. Она определяет информационную культуру как «совокупность умений и навыков поиска, отбора, анализа информации, то есть всего того, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей» [2].
С точки зрения культурологического подхода информационная культура рассматривается как область культуры, связанная с функционированием
информации в обществе и формированием информационных качеств личности. Так, Э. П. Семенюк определяет информационную культуру как «информационную компоненту человеческой культуры в целом, объективно характеризующую уровень всех осуществляющихся информационных отношений» [3]. Именно в рамках этого подхода развивается понятие информации как социокультурного продукта, а информационная культура определяется как область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности.
В зависимости от объекта рассмотрения выделяют информационную культуру общества, информационную культуру отдельных категорий потребителей информации и информационную культуру личности. В. Е. Леончиков отмечает, что информационная культура выступает «в трех ипостасях: информационная культура личности, отдельных групп сообщества и общества в целом» [4].
Рассматривая понятие «информационная культура личности», мы исходим из определения, предложенного Н. И. Гендиной: «Информационная культура личности - одна из составляющих общей культуры человека, совокупность информационного мировоззрения и системы знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по оптимальному удовлетворению индивидуальных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Является важнейшим фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищенности личности в информационном обществе» [5].
Развитие информационной культуры личности связано с проблемой систематического самообразования на протяжении всей жизни через самосто-
ятельную познавательную деятельность. Владея информационной культурой, обучающийся имеет возможность получать новые знания в соответствии с возникающими потребностями. При этом он выступает не как обычный пользователь, а как субъект информационного взаимодействия, способный к изменению самого себя и среды. Т. Н. Соснина и П. Н. Гончуков отмечают, что «информационная культура неразрывно связана со „второй социальной природой" человека. Она является продуктом его разнообразных способностей, выступает содержательным аспектом субъ-ектно-объектных отношений, зафиксированных при помощи различных материальных носителей. При этом под субъектом понимается человек или социальная группа - носитель предметно-практической деятельности и познания; под объектом -то, на что направлена указанная деятельность субъекта» [6].
Информационная культура поддерживает процессы личностного самостроительства, и, как отмечает Н. П. Табачук, это позволяет осуществлять взаимодействие с информацией на уровне целостных и ценностных образов, в результате чего происходит понимание студентами многомерности и богатства информационных потоков, бережного отношения к ним [7].
Таким образом, развитие информационной культуры личности студента можно рассматривать как развитие способности и потребности будущего специалиста к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта в области использования информационных технологий для получения новых знаний. В основе развития информационной культуры личности лежит информационная деятельность человека, определяемая уровнем развития общества. Эта деятельность, с одной стороны, связана с использованием накопленной и производящейся информацией, а с другой - с созданием и закреплением ее на различных материальных носителях.
В последние годы уделяется особое внимание развитию информационной культуры в контексте высшего образования. Развитие информационной культуры будущего специалиста предполагает не только развитие у него способности ориентироваться в новом информационном пространстве и умение использовать полученные знания в учебной и профессиональной деятельности, но и непрерывное развитие и саморазвитие профессионала на протяжении всей его многолетней деятельности.
В связи с переходом на ФГОС 3+ (ФГОС 4) в системе образования высшей школы происходит модернизация ООП ВО в целях установления соответствия с нормативами Федерального закона
«Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с 1.09.2013 г. В требованиях ФГОС к образовательным программам четко разграничены понятия «компетенции» как результата освоения образовательной программы выпускником в целом и «результата обучения»: знания, умения и навыки, которыми овладеет обучающийся в результате освоения отдельных дисциплин (модулей) и необходимые для формирования отдельных компетенций.
Таким образом, в системе высшего образования, как и в системе образования в целом, осуществляется переход от парадигмы знаний, умений и навыков к культурно-исторической системно-де-ятельностной парадигме образования [8]. В основу данной парадигмы образования легли основные положения культурно-исторической концепции психического развития школы С. В. Выготского. Образование в ней рассматривается как институт социализации личности.
Основная задача высшего образования состоит в полноценном социальном развитии личности будущего специалиста как субъекта социальных отношений и профессиональной деятельности со сформированной у него мотивацией к обучению, познанию и творчеству в течение всей жизни и «компетентности к обновлению компетенций» в качестве ведущей цели образования в информационную эпоху [9]. Одним из направлений реализации данной цели в соответствии с новыми социальными запросами развития у обучающихся интеллектуальных и других способностей, опыта применения полученных знаний в различных жизненных ситуациях, т. е. развития их компетентности, может быть формирование у них универсальных учебных действий.
Концепция универсальных учебных действий, используемая в ФГОС общего образования, рассматривает компетентность как «знание в действии», учитывает опыт реализации компетентност-ного подхода, в частности достижение обучающимися способности и готовности использовать на практике полученные знания и навыки.
Приоритетными направлениями новых образовательных стандартов высшей школы становится не только обеспечение качества образования в соответствии с миссией и целями вуза, но и поддержка тенденций реализации развивающего потенциала личностно ориентированного обучения. В новой концепции указаны требования к результатам освоения программ, которые наряду с результатами по дисциплинам включают в себя личностные результаты - сформировавшуюся в образовательном процессе систему ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его
результатам, что достигается в результате формирования универсальных учебных действий.
Специфика процесса развития личностных качеств студента, связанного с формированием универсальных учебных действий, определяется функциями универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия способствуют развитию умений самостоятельно осуществлять учебную, а в будущем и профессиональную деятельность, создают условия для развития личности и ее самореализации, обеспечивают успешное усвоение знаний, умений и навыков, формируют компетентности в любой предметной области.
В связи с этим, на наш взгляд, в высшей школе актуальной и новой задачей становится обеспечение развития у студентов универсальных учебных действий наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Универсальные учебные действия определяются «как совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность» [9]. Знания, умения и навыки в данном случае приобретаются в результате целенаправленных действий самих учащихся, так как формирование любых умений как личностных новообразований, в том числе и общеучебных умений, возможно только в деятельности [10].
Следовательно, рассматривая развитие информационной культуры личности студента в данной парадигме, можно сделать вывод, что процесс ее развития наряду с предметным содержанием учебных дисциплин: информатики, информационных технологий и других связан с формированием у студента универсальных учебных действий, являющихся психологической составляющей содержания образования.
Концепция универсальных учебных действий учитывает компетентностный подход в образовании как «знание в действии» [11], как способность применять на практике знания, умения и навыки и мотивацию к эффективным действиям.
Информационная культура включает в себя грамотность и компетентность в понимании природы информационных процессов и отношений, гуманистически ориентированную информационную ценностно-смысловую сферу (стремления, интересы, мировоззрение, ценностные ориентации), развитую информационную рефлексию, а также творчество в информационном поведении и социально-информационной активности.
Одна из составляющих информационной культуры информационная компетентность, отличие которой состоит в круге решаемых задач, проблем,
а также уровне их решения. Значимым для данного исследования является определение информационной компетентности Н. Х. Насыровой [12]. Это:
- мотивация, потребность и интерес к получению знаний, умений и навыков в области технических, программных средств и информации;
- совокупность общественных, естественных и технических знаний, отражающих систему современного информационного общества;
- знания, составляющие информативную основу поисковой познавательной деятельности;
- способы и действия, определяющие операционную основу поисковой познавательной деятельности;
- опыт поисковой деятельности в сфере программного обеспечения и технических ресурсов;
- опыт отношений «человек - компьютер».
Процесс развития информационной культуры
не сводится только к получению знаний и умений в области информатики, информационных технологий и других дисциплинах, а заключается в процессе формирования необходимых информационных качеств будущего специалиста и зависит от степени осознания его собственных информационных потребностей.
Формирование у студентов универсальных действий обеспечивает развитие информационной культуры личности и построение информационной картины мира. К основным видам универсальных учебных действий относятся: личностные, регулятивные (включающие действия саморегуляции), познавательные, коммуникативные.
В информационной культуре личности выделяются четыре основных компонента: когнитивный, эмоционально-ценностный и действенно-практический, коммуникативный.
Когнитивный компонент информационной культуры проявляется во владении обучающимся методологией осуществления своей информационной деятельности, умении сочетать цели информационной деятельности со своими информационными потребностями, рациональной организации процесса творческой деятельности по достижении целей, ее рефлексии и оценки, мобильности, гибкости и адаптивности в информационно-образовательной среде. Он предполагает наличие у обучающегося целостных знаний об информационной среде и ориентирование в этой среде.
Развитие этого компонента посредством формирования универсальных учебных действий подразумевает как освоение студентами конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, так и способность на практике применять полученные знания и навыки.
Важным понятием при рассмотрении когнитивного компонента информационной культуры явля-
ется компьютерная грамотность. А. П. Ершов понимает под компьютерной грамотностью «владение навыками решения задач с помощью ЭВМ, умение планировать действия и предвидеть их последствия, понимание основных идей информатики, представление о роли информационных технологий в жизни общества» [13].
Не владея компьютерной грамотностью и современными знаниями, умениями, навыками в области поиска, отбора, хранения и использования информации, субъект не сможет приспособиться к быстро изменяющимся условиям информационного общества.
Однако знания, умения, навыки не могут быть приобретены сами по себе, в отрыве от мировоззренческих, морально-этических, психологических сторон социальной жизни и информационных потребностей личности. Развитая компьютерная грамотность приобретает социально значимый характер, при этом личность критически относится к своим действиям и анализирует результаты своего труда, что в целом свидетельствует о развитии общей культуры человека, совершенствовании его личностных и профессиональных качеств. Этому способствует формирование познавательных УУД, включающих общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Эти действия связаны с организацией информационной деятельности обучающихся:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- моделирование объекта из чувственной формы в знаково-символическую модель;
- постановка, формулирование проблемы и самостоятельное создание способов ее решения с помощью построения алгоритма деятельности;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности.
Эмоционально-ценностный компонент информационной культуры характеризуется содержанием информационных потребностей и интересов обучающегося, мотивацией деятельности, выбором каналов информации, самооценкой степени удовлетворения информационных потребностей, отношением к компьютерным технологиям.
Информационная культура студента зависит от степени осознания им собственных информационных потребностей: насколько они глубоки по содержанию и затрагивают сущность информационных процессов. В зависимости от значимости информационных потребностей строится информа-
ционное поведение субъекта. Потребности могут быть как профессиональные, необходимые в профессиональной деятельности, так и личностные.
Информационная активность студента тесно связана с уровнем развития информационной мотивации. Успешность обучения и профессиональной деятельности определяется, как правило, интеллектуальными способностями обучаемого. Развитие умственных способностей личности зависит от ее познавательной активности, на которую, в свою очередь, влияет мотивация. Различные мотивы обуславливают различное место информации в структуре жизненных ценностей человека и определяют разные средства достижения жизненных целей.
Ценностно-смысловую ориентацию студентов обеспечивают личностные универсальные учебные действия. К ним относятся три вида действий: самоопределение, смыслообразование и нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.
Действенно-практический компонент информационной культуры проявляется во владении обучающимися способами поиска и каналами получения необходимой информации из различных источников, в том числе Интернета, в умении применять полученную информацию в различных сферах деятельности, в степени включенности в интернет-сообщество.
С действенно-практическим компонентом информационной культуры связано понятие «информационное поведение» личности. Под информационным поведением понимается образ действий, совокупность поведенческих актов, предпринимаемых людьми для получения, усвоения, использования и передачи профессиональному сообществу нового знания. Информационное поведение включает в себя осознанные, целеполагаемые действия -информационную деятельность и систему неосознанных реакций, таких как раздражение, страх, интерес и тому подобное [14].
Осуществлению информационной деятельности способствуют личностные качества субъекта: интеллект, развитая память, мобильность, эвристический склад мышления, на базе которых формируются знания, умения и навыки, приобретенные в результате информационной практики. Поиск, систематизация и производство информации субъектом осуществляются для какой-либо цели, и ее достижение определяет результативность информационной деятельности.
Развитие действенно-практического компонента информационной культуры личности обеспечивают регулятивные универсальные учебные дейст-
вия. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция. Личностная саморегуляция заключается в формировании и развитии специфической способности человека быть относительно независимым субъектом своей жизнедеятельности, что обеспечивает ему стать свободным и сознательным субъектом собственной активности. Человеческая активность может рассматриваться как деятельность: осознанность, целенаправленность, предметность, орудийность, ее преобразующий характер и ценность (смысл) для человека и окружающих. Регулятивная функция це-леполагания обеспечивается комплексом умений: целеформулирования, целеудержания, целеосу-ществления и др.
Коммуникативный компонент информационной культуры включает в себя принципы и правила поведения личности в информационных и коммуникативных системах в условиях взаимодействия человека, компьютера и информационной среды. Этот компонент предполагает наличие у обучающегося способностей в гибком и конструктивном ведении диалогов типа «человек - человек», «человек - компьютер», «человек - компьютер - человек», представление об этике и такте в компьютерной коммуникации, утверждение нравственности в складывающихся в процессе обмена информацией взаимоотношениях людей.
Развитие данного компонента обеспечивают коммуникативные учебные действия. Коммуникативные учебные действия включают планирование учебного сотрудничества в группе, сотрудничество в сборе и поиске информации, выявление проблемы и поиск способов разрешения конфликтов, а также управление поведением партнеров при взаимодействии, владение грамотной речью.
Все компоненты информационной культуры взаимосвязаны, оказывают непосредственное влияние друг на друга и не могут развиваться один без другого.
Важным звеном, связывающим все компоненты информационной культуры, является информационное мировоззрение. Информационное мировоззрение - система обобщенных взглядов на информацию, информационные ресурсы, информационные системы, информационные технологии, ин-
форматизацию, информационное общество и место человека в нем, на отношения людей к окружающей информационной среде, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности [15].
Таким образом, развитие информационной культуры личности студента обеспечивает общекультурное, ценностно-личностное и познавательное развитие студентов. Ведущее место в этом процессе принадлежит системе образования как важнейшему фактору повышения информационной культуры личности.
Развитие у студентов информационной культуры опирается на их целостный субъектный опыт, аккумулирующий опыт информационной деятельности и многообразную практику конструирования их социального взаимодействия. Он содержит комплекс знаний и операционных умений самоорганизации познания в информационной среде и определяет активную, осознанную, целенаправленную, умелую и координированную с усилиями других людей позицию человека. Сложность развития у студентов информационной культуры актуализирует роль преподавателей, способных использовать в этих целях потенциал образовательного пространства вуза.
В образовательном процессе развитие информационной культуры личности можно рассматривать в трех аспектах.
Во-первых, рассматривая развитие информационной культуры личности как цель образовательного процесса, необходимо осуществить выбор методов, определить формы обучения, способствующие формированию универсальных учебных действий.
Во-вторых, развитие информационной культуры студентов происходит при изучении различных дисциплин, так как каждый предмет дает разные возможности для формирования универсальных учебных действий, определяемых предметным содержанием.
В-третьих, развитая информационная культура студентов способствует повышению эффективности образовательного процесса за счет формирования у них умений анализировать и управлять своей учебной деятельностью, самостоятельно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетен-тностями.
Список литературы
1. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988. 192 с.
2. Калиновская Н. А. Информационная культура личности и общества: наполнение понятия // Информационное общество: культурологические проблемы: материалы междунар. науч. конф. Краснодар; Новороссийск, 17-19 сентября 1997 г. Краснодар, 1997. С. 93-94.
3. Семенюк Э. П. Информационная культура общества и прогресс информатики // НТИ. Сер. 1. 1994. № 7. С. 3-6.
4. Леончиков В. Е. Информационная культура личности: поиски методологии // Информационное общество: культурологические проблемы: материалы междунар. науч. конф. Краснодар; Новороссийск, 17-19 сентября 1997 г. Краснодар, 1997. С. 91-93.
5. Гендина Н. И., Колкова Н. И., Скинор И. Л., Стародубова Г. А. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях: учеб.-метод. пособие. М., 2002. 337 с.
6. Соснина Т. Н., Гончуков П. Н. Словарь трактовок понятия «информация». Самара: Самарский гос. аэрокосм. ун-т, 1998. 212 с.
7. Табачук Н. П. Процесс создания инфографики: как не упустить главное? // Дистанционное и виртуальное обучение. 2014. № 12. С. 7883.
8. Асмолов А. Г. Психология личности. Культурно-историческое понимание развития человека. М.: Смысл, 2007.
9. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16-23.
10. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. собр. соч. В 6 т. М.: Педагогика, 1983. Т. 3.
11. Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 1996.
12. Насырова Н. Х. Технология развития информационной компетентности студентов гуманитарных факультетов // Материалы телеконференции «Информационные технологии в гуманитарных науках». URL: http://www/ksu.ru/gum_konf/otl.htm (дата обращения: 5.08.2015).
13. Ершов А. П. Информатизация: от компьютерной грамотности учащихся к информационной культуре общества // Коммунист. 1988. № 2. С. 82-92.
14. Елистратора Н. Н. Информационная культура как критерий информационного высшего образования в современных условиях реформирования // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (дата обращения: 24.06.2015).
15. Генезис понятия «информационное мировоззрение личности» (тезисы). XI региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, г. Волгоград, 8-10 ноября 2006 г.: тез. докл. Напр. 12 «Педагогика и психология». Секция «Педагогика». Волгоград: Перемена, 2007. С. 32-34.
Шулика Н. А., кандидат педагогических наук, доцент. Дальневосточный государственный университет путей сообщения.
Ул. Серышева, 47, Хабаровск, Россия, 680021. E-mail: shulika2006@yandex.ru
Материал поступил в редакцию 14.08.2015.
N. A. Shulika
DEVELOPMENT OF PERSONAL INFORMATION CULTURE OF STUDENTS AS SUBJECTS OF INFORMATION INTERACTION
The article examines the role of universal educational actions in the development of information culture of the individual student as a component of human culture as a whole, objectively characterize the level of ongoing information relations. Specifies various approaches to the phenomenon of information culture: information and logic, cultural and philosophical. From the standpoint of these approaches defined the understanding of the phenomenon of "information culture". The author claims that the personal information culture has four major components: cognitive, emotional and evaluative, effective and practical, communicative. Details of each component are disclosed. Described universal educational actions as a set of actions of the student providing social competence, ability of independent mastering of new knowledge and skills, including organization of this process, cultural identity and tolerance, affecting the development of information culture of the student's personality.
Key words: information culture, components of information culture, development of information culture, universal educational activities.
References
1. Sukhanov A. P. Informatsiya iprogress [Information and progress]. Novosibirsk, 1988. 192 p. (in Russian).
2. Kalinovskaya N. A. Informatsionnaya kul'tura lichnosti i obshchestva: napolneniye ponyatiya [Information Culture of Person and Society: content of the concept]. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Informatsionnoye obshchestvo: kul'turologicheskiye problemy" [Materials of the International Scientific Conference "Information Society: cultural problems"]. Krasnodar, 1997. Pp. 93-94 (in Russian).
3. Semenyuk E. P. Informatsionnaya kul'tura obshchestva i progress informatiki [Information culture of society and the progress of computer science]. NTI - Scientific and Technological Information, Ser.1, 1994, no. 7, pp. 3-6 (in Russian).
4. Leonchikov V. E. Informatsionnaya kul'tura lichnosti: poiski metodologii [Personal Information Culture: the search for methodology]. Materialy mezhdunarodnoy nauchnoy konferentsii "Informatsionnoye obshchestvo: kul'turologicheskiye problemy" [Materials of the International Scientific Conference "Information Society: cultural problems"]. Krasnodar, 1997. Pp. 91-93 (in Russian).
5. Gendina N. I., Kolkova N. I., Skinor I. L., Starodubova G. A. Formirovaniye informatsionnoy kul'tury lichnosti v bibliotekakh i obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh: uchebno-metodicheskoye posobiye [Formation of information culture of the person in libraries and educational institutions: teaching aid]. Moscow, 2002. 337 p. (in Russian).
6. Sosnina T. N., Gonchukov P. N. Slovar' traktovok ponyatiya "Informatsiya" [Dictionary interpretations of the concept of "information"]. Samara, Samarskiy gosudarstvennyy aerokosmicheskiy universitet Publ., 1998. 212 p. (in Russian).
7. Tabachuk N. P. Protsess sozdaniya infografiki: kak ne upustit' glavnoye? [Process of creating infographics: how not to miss the point?]. Distantsionnoye i virtual'noye obucheniye - Distance and Virtual Learning, 2014, no. 12, pp. 78-83 (in Russian).
8. Asmolov A. G. Psikhologiya lichnosti. Kul'turno-istoricheskoye ponimaniye razvitiya cheloveka [Personality Psychology. Cultural and historical understanding of human development]. Moscow, Smysl Publ., 2007. (in Russian).
9. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A., Karabanova O. A., Salmina N. G. Kul'turno-istoricheskaya sistemno-deyatel'nostnaya paradigma proektirovaniya standartov shkol'nogo obrazovaniya [Cultural-historical-activity systemic paradigm for designing standards of school education]. Voprosy psihologii - Issues of Psychology, 2007, no. 4, pp. 16-23 (in Russian).
10. Vygotskiy L. S. Istoriya razvitiya vysshikh psikhicheskikh funktsiy [History of development of higher mental functions]. Sobr. soch. V 6 t.: T. 3. Moscow, Pedagogika Publ., 1983 (in Russian).
11. Asmolov A. G. Kul'turno-istoricheskaya psihologiya i konstruirovaniye mirov [Cultural-historical psychology and design of the worlds]. Moscow, MPSI; Voronezh: MODEK Publ., 1996 (in Russian).
12. Nasyrova N. Kh. Tekhnologiya razvitiya informatsionnoy kompetentnosti studentov gumanitarnykh fakul'tetov [Technology of development of information competence of humanitarian faculties' students]. Materialy telekonferentsii "Informatsionnye tekhnologii v gumanitarnykh naukakh" [Materials of teleconference "Information Technologies in the Humanities"]. URL: http://shhshhshh7ksu.ru/gum_konf/otl.htm (accessed 5 August 2015) (in Russian).
13. Ershov A. P. Informatizatsiya: ot komp'yuternoy gramotnosti uchashchikhsya k informatsionnoy kul'ture obshchestva [Informatization: from computer literacy of students to information culture of the society]. Kommunist, 1988, no. 2. pp. 82-92 (in Russian).
14. Elistratova N. N. Informatsionnaya kul'tura kak kriteriy informatsionnogo vysshego obrazovaniya v sovremennykh usloviyakh reformirovaniya [Information culture as a criterion of information of higher education in modern conditions of reforming]. Sovremennye nauchnye issledovaniya i inovatsii- Modern scientific research and innovation, 2012, № 7. URL: http://web.snauka.ru/issues/2012/07/15770 (accessed 06.24.2015).
15. Genezis ponyatiya «informatsionnoye mirovozzreniye lichnosti» (tezisy). [The genesis of the concept «information outlook of the personality» (abstract)]. Materialy XI regional'noy konferentsii molodykh issledovateley Volgogradskoy oblasti [Materials of the XI Regional Conference of young researchers of the Volgograd region]. Volgograd, Peremena Publ., 2007, Pp. 32-34 (in Russian).
Shulika N. A.
Far Eastern State Transport University.
Ul. Serysheva, 47, Khabarovsk, Russia, 680021.
E-mail: shulika2006@yandex.ru

читать описание
Star side в избранное
скачать
цитировать
наверх