УДК 796.011:378
КОПЕЙКИНА Татьяна Евгеньевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры теоретических основ физической культуры института физической культуры, спорта и здоровья Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 27 научных публикаций, в т. ч. 5 учебных пособий
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИСТОРИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
В статье представлен историко-педагогический анализ произведений известных мыслителей эпохи Возрождения Д. Алигьери, Д. Боккаччо, Ф. Петрарки, Ф. Рабле. На основе их сочинений сделана попытка обсудить широкий круг проблем общечеловеческого характера с позиции гуманистической направленности. Размышления просветителей над вопросами внутренних духовных потребностей человека, общими вопросами смысла жизни и ее содержания отражены в их сентиментальных, лирических произведениях. В статье приведены отрывки из них, показан творческий поиск смысла человеческой жизни. Одними из ведущих идей творчества указанных писателей являются нравственная сторона жизни общества, критика богословского образования и влияние данного образования на житейские проблемы. Каждый автор по-своему воспринимал свободу эпохи, размышлял над совершенствованием образования человека. Творчество Ф. Петрарки открыло миру значимость человека с его эстетическим восприятием мира и взаимосвязью с духовными потребностями в познании собственной личности. Д. Алигьери размышлял над вечностью души и стремлением человека к наслаждению, отдыху, удовольствию любыми возможными земными средствами. Именно изъяны души ограничивали достижение вечного удовлетворения желаний, которое заканчивалось после смерти человека. Д. Боккаччо привлекал общество идеями просвещенной части женщин и их умением организовать внимание со стороны противоположного пола. Ф. Рабле являлся представителем реалистического восприятия жизни, ее практической стороны. Он выступил с критикой богословского образования и представил новый взгляд на воспитание молодежи и их потребности в совершенствовании.
Ключевые слова: духовный мир, внутреннее состояние человека, ренессансный гуманизм, открытие человека, общечеловеческое воспитание, идея гармонического развития, всестороннее развитие.
Историко-педагогическое наследие европейской культуры являлось источником духовного озарения передовой интеллигенции россий-
© Копейкина Т.Е., 2015
ского общества в период становления и развития образования. Гуманистические идеи эпохи Возрождения сохраняют свою актуальность
ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ
в современном отечественном образовании, раскрывая вопросы и проблемы общечеловеческих отношений, семейных традиций, обозначая осознание тайн человеческой души, потребностей, интересов и стремлений человека [1]. Впервые вопросы нравственного воспитания, гармонического развития личности с позиции гуманистических идей просветителей эпохи Возрождения (Д. Алигьери, Д. Боккаччо, Ф. Петрарка, Ф. Рабле) стал обсуждать основатель системы физического образования в России П.Ф. Лесгафт [2].
Эпоха Возрождения с позиции общечеловеческих культурных ценностей характеризовалась уникальной исторической ситуацией, сложившейся благодаря расширению мировых экономических связей, расцвету искусства, литературы, гуманистических идей, направленных на неподдельный интерес к духовному миру человека, его чувствам, поведению, нуждам, потребностям. В эпоху Возрождения человек осознал собственную значимость вне религиозной, национальной, сословной принадлежности. Кроме того, в данный период были обнажены проблемы высшего общества: придворные интриги, спровоцировавшие многочисленные войны, инквизиции, жестокость, невежество, смертоносные болезни [1].
Одной из гуманистических идей эпохи Возрождения была идея созерцания, открывшая миру поэта Франческо Петрарку (1304-1374). Понимание литературы как источника мудрости и внутреннего равновесия позволяло Петрарке наслаждаться естественным мирозданием, наблюдая за явлениями природы, поднявшись на Мон-Венту. Читая строки Блаженного Августина, Ф. Петрарка удивлялся совершенству художественного слова и понимал, что главное открытие - это человек. Но люди удивлялись неслыханным волнам моря, широкому течению реки, бесконечной дали океана, движению светил - только самих себя оставляли без вни-
1Петрарка Ф. Лирика. М., 1980. 382 с.
2Там же. С. 152-153.
3Там же. С. 169-170.
мания, только перед собой они не чувствовали удивления. Гуманистическая художественная концепция Ф. Петрарки пронизана чувственностью, наивной простотой, противоречивостью, натуралистической конкретностью. В лирике поэта сочетались устремленность к божественному, духовному началу, размышления над человеческими потребностями в любви, над судьбой, счастьем, нравами общества, взаимосвязью человека с природой, человека с человеком, мужчины с женщиной. В качестве примера поэтом раскрыт образ мадонны Лауры в сонетах, посвященных ее жизни и смерти1.
Ф. Петрарка преподнес чувства, внутренние любовные порывы души как награду и как наказание, описывая влечение к прекрасной девушке, озарившей его жизнь: «.. .И пусть ведут обычную игру Амур и Госпожа и Рок со мною, -я буду счастлив мыслями о ней. Останусь жить, исчахну иль умру - Блаженней нет удела под луною. Так сладок корень горечи моей»2. В гармоничном образе Лауры Петраркой воспет идеал женской красоты, вдохновляющий и возвышающий поэта до понимания истины и одновременно истязающий его душу: «Предо мной лицо и длань как два светила, какой невиданный, какой волшебный свет! Подобной сладости непостижима сила. Искрились ясных глаз живые свечи, меня касаясь нежностью лучей, из недр глубоких сердца, как ручей, ко мне струились ласковые речи»3. Ф. Петрарка сравнил гармонию природы с естественной телесной и духовной красотой женщины, этот образ наполнял душу поэта противоречивыми чувствами. Гуманизм поэта раскрыт в созерцании божественного образа молодой женщины Лауры, в ее внутреннем и внешнем совершенстве, рассуждении о ее судьбе в условиях монастырской жизни. Сонеты Ф. Петрарки показали противоречивость чувств, восхищение и недоумение от скорой кончины Лауры. Творческий поиск поэта был направлен
на созерцание истины, объективное отношение к монастырским нравам, на поиск нового гуманистического отношения к природе человека.
Идея нравственного воспитания молодежи была предложена поэтом Данте Алигьери (1265-1321). В поэме «Божественная комедия» автор описал 7 кругов ада, 7 кругов чистилища, 7 кругов рая. С ортодоксальной суровостью поэт устроил самосуд над душами умерших, он создал картину беспощадных вечных мучений для людей, которые нарушали общественные законы. В каждом круге - особая кара и страж в виде бесов, кенгаиров, гарпий, змей. В середине 9 круга расположено ледяное озеро с властным Люцифером (ангелом, восставшим на бога и свергнутым с неба)4. В Чистилище (самая высокая гора из земных гор, недоступная для живых людей) каялись грешники, искупающие страданиями свою вину. В каждом круге кающихся охраняли лучезарные ангелы, напутствовали божественными заповедями, а после очищения душу провожали в рай. Поэт нарисовал картину реального и мистического мира, обращая внимание на общественный и нравственный порядок, на его целесообразность.
Философские и гуманистические идеи эпохи Раннего Возрождения связаны с именем Джованни Боккаччо (1313-1375). В его литературном творчестве ярко прослеживалась новая ветвь авантюрного романа, изощренных бытовых анекдотов, изысканных пародий, способствующих осмыслению нравственного поведения человека в разных бытовых ситуациях. Автор осуждал мужской эгоизм, безнравственное поведение мужей, папской знати. Д. Боккаччо заложил основы литературной стилистики и персоналистического жанра в молодой Европе. Его «Декамерон»5 назван самым гениальным произведением, в котором собраны сокровища итальянского языка, доведенного до совершенного стиля и изящества. Гуманизм
Д. Боккаччо показан в умении утверждать личность человека, его индивидуальность, слабость, пристрастие, способности. В романтических сюжетах характеризуются жизнь общества, нравы сословий, меркантильность взглядов, изощренность замыслов и поступков, присутствует критика служителей церкви. Его труды являлись источником общечеловеческого воспитания, примером полезного, целесообразного проведения времени.
Великим французским писателем, критиком ренессансного гуманизма являлся Франсуа Рабле (1494-1553), гуманистические идеи которого связаны со всесторонним гармоническим развитием молодежи. Его роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»6 стал энциклопедией высоких и низменных проявлений человеческого характера, воспитательных, образовательных идей передового общества. В этом произведении автор говорит с тонкой иронией о богословском образовании, образе жизни церковных служителей, нравах устоявшегося общества. Авантюризм и народная речь, фантазии и реальность сделали произведение излюбленным для читателей. Ф. Рабле говорил, что за два месяца было продано столько книг, сколько купили за 9 лет экземпляров «Библии». Интерес к роману был очень велик, это объяснялось новым стремлением к знанию и просвещению в народе.
Автор на примере героев романа - отца Гран-гузье и сына Гаргантюа - показал значимость развития творческих способностей ребенка, его познавательных интересов. По замыслу автора, Гаргантюа рос без матери и от трех до пяти лет воспитывался как все дети - он был предоставлен собственным желаниям: «Вечно валялся в грязи, пачкал нос, мазал лицо, стаптывал башмаки, ловил мух и с увлечением гонялся за мотыльками, писал себе на башмаки, какал в штаны, утирал рукавом нос, сморкался в суп, пил из туфли и т. п.»7. Первое богословское образование
4Алигьери Д. Божественная комедия / пер. с итал., вступ. ст., коммент. М.Л. Лозинского. СПб., 2009. С. 53-190.
5Боккаччо Д. Декамерон. М., 2010. 672 с.
6Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль / пер. с фр. Н. Любимова, стихи в пер. Ю. Корнеева, вступ. ст. А. Джи-велегова, примеч. С. Артамонова. М., 2008. 896 с.
7Там же. С. 55.
ПЕДАГОГИКА. ПСИхОЛОГИЯ
по классической системе не устроило отца, забота о здоровье сына побудила изменить привычную систему образования. По совету короля Франции воспитателем его сына стал Понократ, благодаря которому у Гаргантюа не пропало зря ни одного часа. Увидев, какой образ жизни ведет его подопечный, Понократ предложил метод всестороннего воспитания:
«Итак, Гаргантюа вставал около четырех часов утра. В то время как его растирали, он должен был прослушать несколько страниц из Священного писания, которое ему читали громко и внятно, с особым выражением, для этой цели был нанят юный паж. Содержание читаемых отрывков вызывало особое благоговение и любовь к богу. Затем Гаргантюа отправлялся в одно место, чтобы извергнуть из себя экскременты. Возвращаясь, наблюдали за небесной сферой, такая ли она, как была вчера <...> Затем три часа он слушал чтение. После этого выходили на воздух, по дороге обсуждали прочитанное, шли ради гимнастических упражнений в Брак или же шли в луга и там играли в мяч, в лапту, в пиль тригон, столько же искусно развивали телесные силы, как и силы духовные. В играх не было ничего принудительного: они бросали партию, когда хотели, прекращали игру, когда утомятся или вспотеют <.. > Далее в ожидании обеда они читали внятно и наизусть изречения из сегодняшнего урока. В начале обеда читали занимательную повесть, рассуждали о свойствах, особенностях, полез-
ности и происхождении всего, что подавалось на стол: хлеба, вина, воды, соли, мяса, рыбы, плодов, трав, корнеплодов и о том, как из них готовят пищу. <.. > Затем приносили карты для забав и остроумных игр. После обеда Гаргантюа занимался арифметикой и другими математическими предметами, чертили геометрические фигуры, изучали астрономические законы. Потом они пели и играли на инструментах, на лютне, на спинете, на арфе, на флейте <...> По окончании занятий Гаргантюа изучал верховую езду»8. Новое образование позволило Гаргантюа стать образованным и физически крепким юношей, разбирающимся во всех отраслях наук и хозяйственной жизни. Ф. Рабле удалось показать значимость всестороннего гармонического образования, которое позволяло осмысливать происходящие явления, контролировать их, обогащать жизненный опыт.
Эпоха Возрождения позволила человеку осмыслить собственную жизнь, оценить ее значимость и неповторимость, восхититься совершенством и красотой окружающего мира, построить идеал человека - жизнерадостного, наслаждающегося природой. Впервые человек осознал способность к сочувствию, переживанию, оценил свои потребности в любви, раскаянии, нравственной жизни. Благодаря усердию, старанию сумел овладеть всесторонним гармоническим образованием, что позволило вести активный образ жизни и реализовывать свои способности.
Список литературы
1. Борев Ю.Б. Эстетика: учеб. М., 2002. 511 с.
2. Лесгафт П.Ф. Собрание педагогических сочинений: в 5 т. Т. 1. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. М., 1951. 444 с.
References
1. Borev Yu.B. Estetika [Aesthetics]. Moscow, 2002. 511 p.
2. Lesgaft P.F. Sobranie pedagogicheskikh sochineniy: v 5 t. T. 1. Rukovodstvo po fizicheskomu obrazovaniyu detey shkol'nogo vozrasta [Collection of Pedagogical Works: In 5 Vols. Vol. 1. Guidelines for Physical Education of School-Age Children]. Moscow, 1951. 444 p.
8Рабле Ф. Указ. соч. С. 83-94.
Kopeykina Tatyana Evgenyevna
Institute of Physical Education, Sport and Health, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov
(Arkhangelsk, Russia)
HUMANISTIC IDEAS OF THE RENAISSANCE IN THE HISTORY OF PHYSICAL EDUCATION
The article presents a historical and pedagogical analysis of the works by well-known thinkers of the Renaissance: D. Alighieri, G. Boccaccio, F. Petrarch and F. Rabelais. The author discusses a wide range of universal issues from the humanistic point of view. The thoughts of these scholars on the spiritual needs of man as well as on meaning and content of life are reflected in their sentimental, lyrical works. The paper presents excerpts from them and demonstrates the thinkers' creative search for the meaning of life. One of the leading ideas of these writers was the moral side of society, criticism of theological education and its impact on everyday problems. Each of the authors had his own understanding of liberty in that era and reflected on how to improve education. F. Petrarch's works had showed the importance of man with his aesthetic perception of the world and relationship with the spiritual needs in understanding oneself. Alighieri reflected on the eternity of the soul and the human desire for enjoyment, recreation and pleasure by any possible means. It were the flaws of the soul that put limits to the eternal satisfaction of desires, which ended only with the person's death. Boccaccio fascinated the society by the ideas of educated women and their ability to attract the opposite sex. Rabelais adhered to the realistic view of life and its practical side. He criticized theological education and introduced a new approach to the education of young people and their need for self-improvement.
Keywords: spiritual world, person's internal state, Renaissance humanism, personality discovery, universal education, harmonious development, all-round development.
Контактная информация: адрес: 163002, г. Архангельск, ул. Смольный Буян, д. 3;
e-mail: tatjana.copeykina@yandex.ru