Научная статья на тему 'Готовность к опережающей поддержке ребенка как результат обучения студентов педагогического вуза'

Готовность к опережающей поддержке ребенка как результат обучения студентов педагогического вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ЛЕКЦИИ / СЕМИНАРЫ / СПЕЦКУРС / PROFESSIONAL READINESS / PRACTICAL STUDIES / LECTIONS / SEMINARS / SPECIAL COURSE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кевля Фаина Ильинична

В статье представлены основные формы проведения мероприятий, способствующих подготовке студентов к опережающей поддержке ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Readiness to childs outrunning maintenance as pedagogic higher education institution students teaching result

Arrangements providing students training in childs outrunning maintenance main holding forms are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Готовность к опережающей поддержке ребенка как результат обучения студентов педагогического вуза»

УДК 378

Кевля Фаина Ильинична

доктор педагогических наук Вологодский государственный педагогический университет

fkevlya@mail.ru

ГОТОВНОСТЬ К ОПЕРЕЖАЮЩЕЙ ПОДДЕРЖКЕ РЕБЕНКА КАК РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА

В статье представлены основные формы проведения мероприятий, способствующих подготовке студентов к опережающей поддержке ребенка.

Ключевые слова: профессиональная готовность, практические занятия, лекции, семинары, спецкурс.

Общетеоретический подход к содержанию и организации профессиональной подготовки педагога заложен в трудах В.И. Загвязинского, Н.В. Кузьминой,

А.К. Марковой, В.А. Сластенина, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой и других [1, с. 185].

Готовность к профессиональной деятельности рассматривается ими как комплексный показатель конечного результата обучения студента в педагогическом вузе. Будучи сложным и целостным личностным образованием, готовность к профессиональной деятельности студента обеспечивается формированием у него положительной установки на восприятие детей, овладением теоретическими знаниями, методическими умениями и технологическими навыками.

Организация процесса формирования готовности специалиста выстраивается на основе таких принципов как: стимулирование личной активности студента; актуализация рефлексии собственной деятельности; овладение навыками самообразования и основами педагогического управления.

Профессиональная готовность представляет собой синтез взаимосвязанных компонентов: мотивационно-целевого, информационного, организационно-деятельностного и контрольноаналитического. Эта структура положена нами в основание характеристики деятельности специалиста по прогнозированию и опережающей поддержке личностного развития ребёнка и включает: а) профессионально-значимые личностные качества; б) мотивационно-ценностное отношение к детям, нуждающимся в опережающей педагогической поддержке; в) совокупность практических умений, направленных на моделирование индивидуальной траектории развития ребёнка (диагностических, прогностических, конструктивных, организаторских, психотерапевтических, координационных, контрольно-оценочных и аналитических).

Прогностический компонент педагогической деятельности, ориентированной на опережающую поддержку личностного развития ребёнка, с нашей точки зрения, представляет собой взаимосвязь концептуального мышления, прогностической способности и проективных умений педагога. Степень выраженности данных качеств -показатель зрелости педагога-мастера.

Умением актуализировать потенции, видеть перспективу, «оптимистическую гипотезу» в становлении личности воспитанника пронизано творчество многих выдающихся педагогов. Идея опережения, отличаясь всеобщностью, пронизывает и другие подсистемы педагогической деятельности. На основе комплекса требований к искусству и мастерству воспитания нами составлен «Алгоритм определения уровня компетентности педагога», выступающий в исследовании также в качестве стержневого образования по формированию готовности студентов к опережающей поддержке личностного развития ребёнка [1, с. 100-102].

Формирование основ профессионального мастерства будущих педагогов предусматривает:

- обогащение научно-теоретического содержания лекционных курсов;

- совершенствование содержания и организации семинарских и лабораторно-практических занятий, в частности, путем увеличения доли самостоятельного участия студентов в их проведении;

- разработку спецкурсов и спецсеминаров;

- привлечение студентов к выполнению научных работ, вооружение их знанием методик и процедур педагогического исследования.

В каждой форме обучения, профессионального взаимодействия студента с детьми ставился акцент на развитие его проективных умений, в частности, в области целеполагания, предвидения последствий, программирования действий.

На лекционных занятиях, проводимых в форме диалога в разных вариантах отрабатывалось

68

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

© Кевля Ф.И., 2012

умение рефлексировать. Изучение профессиональных намерений и мотивов получения высшего педагогического образования студентами музыкально-педагогического факультета показало, что 42% опрошенных (из 52 чел.) планируют работать по избранной специальности, 28% -в музыкальных школах и других образовательных учреждениях; 20% - видят возможность использования полученных знаний вне школы, реализуя себя в семье; 10% - намерены в дальнейшем переквалифицироваться, искать новую работу.

Отвечая на вопросы, что в преподавании данного предмета устроило, обрадовало, удивило, не устроило, студенты пишут:

- изучение данного курса помогло понять сложную структуру педагогики, разобраться во множестве теорий, выбрать предпочтительную концепцию;

- осознать, что значит быть учителем;

- представить на множестве интересных и ярких ситуаций, как следует общаться с детьми;

- убедиться в преимуществах доброжелательной атмосферы на лекционных занятиях, искреннего внимания к личности студента, умения устанавливать субъект-субъектные отношения;

- открыть достоинства нового предмета.

Встречаются откровения исповедального плана: «Раньше думала, что педагогика - дело скучное, нудное. Оказалось, я ошиблась. Вы открыли мне Мир Педагогики и натолкнули на мысль, что работа с детьми - дело очень важное, интересное, самоотверженное». «Благодаря этим лекциям поняла, что работа с детьми - мое призвание». Есть и критические заметки, в которых гуманизация образования оценивается как «наивный взгляд преподавателя на мир».

На семинарах поощрялись те студенты, которые в предварительной подготовке сумели один на один пообщаться с первоисточниками, с про-

изведениями классической и современной педагогики. Они могут аргументировано отстаивать свою позицию в диалоге, при решении педагогических задач и ситуаций. Важным для развития прогностических способностей студентов является участие в обсуждении проблемных психо-лого-педагогических характеристик учеников, представленность в них компонентов диагностики, целеполагания и разноуровневой перспективы личностного развития ребенка.

В практико-ориентированной монографии автора разработан поэтапный процесс подготовки и проведения психолого-педагогического консилиума с использованием специфических способов опережающей педагогической поддержки личностного развития ребенка [1].

В связи с ориентацией на личностный подход в учебных пособиях по педагогике обращается внимание на методы и приемы, ориентированные на саморазвитие личности. В пособии Б.Т. Лихачева «Педагогика» выделена группа методов общения и взаимодействия, среди которых: уважение, понимание, доверие, сочувствие, предостережение [2]. Обозначена группа методов детской самодеятельности, с помощью которых происходят процессы (см. рис.).

В «Практикуме по педагогической технологии» Н.Е. Щурковой (1995) профессионально представлен «веер» технологий, среди них - организация ситуации успеха (снятие страха, высокая мотивация, авансирование, скрытая инструкция, персональная исключительность, педагогическое внушение, высокая оценка детали).

Перечисленные формы, методы и приемы стали предметом пристального внимания на практических занятиях со студентами факультета социальной педагогики, психологии и социальной работы.

Возможность разработать план-конспект очередного семинара или лекции, с их фрагментами

I самосовершенствования II самообразования III самодисциплины

духа

само - анализ критика познание эчищение

самоорганизации чувства и разума

само - воспитание 'обучение обладание

воли и поведения само - ограничение контроль стимулирование

Рис.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

69

выступить перед студентами, организовать интервью с мастерами педагогического труда, проявить творчество при сдаче зачета или экзамена в форме научно-практической конференции или пси-холого-педагогического консилиума по проблемной семье и педагогически запущенному подростку - все это связано с развитием общих педагогических способностей, а также стимулирует студентов к активному развитию концептуального мышления и прогностических способностей.

Углублению и расширению, систематизации и осмыслению знаний способствовали спецкурсы и спецсеминары. Спецкурс «Основы педагогического мастерства», имея вариативную основу, был приближен к особенностям подготовки студентов факультета физического воспитания, которые к началу второго курса не изучали педагогики. Его задача - формирование первоначального уровня мировоззренческого аспекта педагогической культуры будущих учителей физического воспитания. С ними проводилась совместная работа по обсуждению содержания книг

A.С. Макаренко «Педагогическая поэма»,

B.А. Сухомлинского «Сердце отдаю детям», Ш.А. Амонашвили «Здравствуйте, дети!», Я. Кор-чака «Как любить детей?».

Более подготовленные студенты самостоятельно разрабатывали рефераты по технологиям педагогов-новаторов (И.П. Волков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, В.Ф. Шаталов). На завершающих занятиях было актуализировано осмысление компонентов педагогического мастерства. По первому блоку алгоритма-опросника «Личностные качества и педагогические способности» [1, с. 100-102] каждый студент оценил уровень их проявления у себя, у одного из товарищей, у преподавателя педагогики.

Большинство студентов (76 чел.) положительно оценили знания и умения, приобретенные на данном спецкурсе, отметили доброжелательную атмосферу на занятиях, их диалоговый характер, личностно ориентированный подход преподавателя к студентам и желание совершенствовать у себя толерантность, интуицию, психологическую зоркость, эмпатию, оптимизм, высоконравственные качества и концептуальное мышление.

В учебных планах факультета педагогики и методики начального образования Вологодского государственного педагогического университета в перечне дисциплин психолого-педагогическо-го цикла предусмотрен спецкурс по обучению

студентов педагогическому прогнозированию. Курс «Опережающая педагогическая поддержка и прогнозирование личностного развития ребенка» раскрывает сущность прогноза, значение прогностической деятельности в жизни человека, специфику опережающей поддержки и роль прогнозирования в деятельности классного воспитателя, семейного социального педагога, школьного психолога, которым по роду своей деятельности необходимо оказывать постоянную помощь и поддержку учащимся в работе по их личностному развитию.

Студенты знакомятся с основными научными понятиями, принципами, содержанием, формами и методами работы педагога, ориентированного на опережающую поддержку и прогнозирование личностного развития ребенка. Значительное место в данном курсе отводится работе с семьей, подготовке и проведению психологопедагогического консилиума, методике составления индивидуальных программ личностного развития школьников, технологии повышения уровня профессиональной компетентности специалиста, ориентированного на индивидуализацию воспитания ребенка.

Спецкурс «Основы саморазвития», проведенный. для студентов музыкально-педагогического факультета (дневного отделения), факультета педагогики и методики начального образования (заочного отделения), факультета социальной педагогики, психологии и социальной работы, в котором приняли участие 134 человека, показал, что его содержание и выполнение творческих работ настраивают их на более глубокие размышления о своем внутреннем мире, истоках формирования способностей, достоинств и недостатков характера, о путях самосовершенствования и са-мопроектирования будущего. Из этого следует, что организовать успешную работу по саморазвитию личности ребенка сможет тот педагог, который сам осознал ее необходимость, овладел специальными методами формирования своей субъектности. Творческие работы выглядели либо как самохарактеристики, планы, программы по саморазвитию, либо как доверительные письма наставнику исповедального характера.

Обобщение представленных материалов убеждает в том, что тема саморазвития актуальна для студентов педагогического вуза, что разнообразие индивидуальностей сказалось уже в том, как они выбирали форму и стиль изложения.

70

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18

Основные компоненты саморазвития (само-оздоровление, самообучение, самовоспитание, самоосознаие) нашли отражение в размышлениях о смысле жизни, счастье, своей родословной, отношении к себе, к особенностям своего характера, взаимоотношениях с родными и друзьями, способах самоутверждения, отношении к будущему, то есть происходило осмысление разных сторон «Я»: объективного, субъективного, предметного, экзистенциального.

Занятия в данном спецкурсе способствовали развитию у студентов рефлексии и интереса к исследовательской работе, педагогике и новым технологиям, что делает для них привлекательной перспективу дальнейшего совершенствования образования в различных формах.

Приведенные материалы подтверждают мысль о том, что включение студентов в различные виды исследовательских работ является эффективным средством развития у них прогностических способностей. При этом следует учесть, что, если их тематика посвящена в основе своей

технологиям осуществления опережающей поддержки личностного развития ребенка, то можно утверждать, что прогностическому компоненту в подготовке данных студентов уделялось серьезное внимание, а современная школа получила выпускников педагогического вуза действительно ориентированных на индивидуализацию воспитания ребенка.

Библиографический список

1. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка: Практико-ориентирован-ная монография для школьных психологов и социальных педагогов. - Вологда: Легия, 2009. - 226 с.

2. Лихачев Б. Т. Педагогика: Курс лекций. Учебное пособие для студентов пед. учебн. заведений и слушателей ИПК и ФПК. - М.: Прометей, 1992. -552 с.

3. Щуркова Н.Е. Воспитание как формирование и развитие личности // Педагогика / под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995. - С. 365-373.

УДК 159.9+371

Коровкина Татьяна Евгеньевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

kor-ulya9@yandex.ru

К ВОПРОСУ О ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматривается эффективность процесса профессионализации будущего бакалавра: овладение теоретическими знаниями и практическими умениями, сориентированными на самостоятельное изучение и на развитие творческих способностей.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, подготовка.

Изменения, происходящие в нашем обществе, предъявляют совсем иные, нежели ранее, требования к подрастающему поколению, которое в недалеком будущем станет не только активным компонентом государства, но и ведущей силой в его дальнейшем развитии. В связи с этим изменяются требования и подходы к образовательным учреждениям, осуществляющим профессиональную подготовку граждан страны. В современных условиях реорганизации образовательного процесса и воспитательной работы в вузах требуется совершенствование профессиональной подготовки педагога. Важнейшим условием эффективности процесса профессионализации будущего педагога явля-

ется овладение еще в студенческие годы теоретическими знаниями и практическими умениями, сориентированными на развитие творческих способностей, расцвет индивидуальности студента.

Одним из основополагающих в подготовке бакалавра психолого-педагогического образования является курс «Теория обучения и воспитания», овладение которым предусматривается на 1 курсе.

В соответствии с сегодняшними требованиями бакалавр должен знать основы педагогической теории и практики. Студент должен в процессе обучения в вузе овладеть системой знаний о сфере образования, сущности, содержании и структуре образовательных процессов, системой знаний по педагогике, современным тенден-

© Коровкина Т.Е., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1

71

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.