турно-массовых мероприятий была выбрана современная и достаточно эффективная форма обобщения деятельности - проектная. Целью проекта было - раскрыть возможности и способности учащихся в соответствии с их склонностями и интересами. Так появилась форма реализации проекта - провести стилизованный бал при свечах. Бал проводится в школе один раз в год, ему предшествует длительная подготовка. Помощь в подготовке бала оказывает Дом культуры и музыкальная школа. Таким образом, осуществляются интеграционные связи школы с другими организациями, оказывающими влияние на успешную социализацию школьников.
Бал - одна из форм литературно-музыкальных вечеров, проводимых творческой группой преподавателей школы. Основная цель - способствовать формированию самых разнообразных качеств личности в её нравственном и эстетическом проявлениях. Цель проекта - привитие эстетического вкуса, расширение кругозора в области истории русской культуры.
Общение педагогов и учащихся в специально организованном воспитательном процессе
создает атмосферу домашнего тепла и душевного равновесия, формирует чувство защищенности и ответственности в их совместной деятельности. Все это является благоприятными условиями для формирования у учащихся компетенций, связанных с решением коммуникативных, социальных, бытовых, практических проблем в их жизни. Ориентируясь на проектноинновационную практику как эффективное средство в освоении и реализации практико-пре-образующих компетенций, в овладении субъект-субъектными способами работы, учителя обнаружили успешность компетентностного подхода в процессе воспитания.
Библиографический список
1. Артемова Л.К. Профильное обучение учащихся в системе общего среднего образования. -М.; Новокузнецк, 2002. - 117 с.
2. Запесоцкий А.С. Образование: философия, культурология, политика. - М.: Наука, 2002.
3. Немова Н.В. Управление системой профильного обучения в школе // Директор школы. -2006. - №>3.
УДК 159.923
Кевля Фаина Ильинична
доктор педагогических наук, профессор Вологодский государственный педагогический университет
АВАНСИРОВАННАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАК МЕТОД ПРОЕКТИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
В статье предлагается один из путей конструктивного решения проблемы проектирования индивидуальной траектории (программы) развития личности воспитанника. Описывается пошаговая технология использования авансированной характеристики, которая представляет собой результат одновременного видения педагогом особенностей ребенка в настоящем и будущем времени.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, программы саморазвития, развитие личности, метод авансированной характеристики.
Социально-экономические преобразования в современном обществе, закон РФ «Об образовании» обуславливают необходимость уважительного отношения к детям, их правам на образование, сохранение индивидуальности, реализацию творческого потенциала. В психолого-педагогической литературе все чаще используются выражения «индивидуальные трассы» (В.И. Слободчиков), «индивидуальный образовательный маршрут» (А.В. Хуторской), «Траектория развития личности ребенка
в перспективе его жизненного самоопределения» (Ф.И. Кевля).
В реализации личностно-ориентированного образования взгляды ученых сосредотачиваются на проблеме, как дойти до каждого ученика, возможно ли создать оптимальные условия для его восхождения по пути развития, воспитания, образования? Педагогическое мастерство, педагогические технологии направлены на поиски адекватных решений. Разрабатываемые нами концепция и технология опережающей педагогической
© Кевля Ф.И., 2010 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
поддержки личностного развития ребенка предлагают педагогу один из путей конструктивного решения обозначенной выше проблемы.
Продолжатель и разработчик идеи педагогической поддержки О.С. Газмана Н.Б. Крылова утверждает, что поддержка возможна там и тогда, где и когда есть содействие (сопровождение, сотрудничество, сопереживание, сочувствие) процессам, базирующимся на относительной автономии и независимости личности... на самодвижении индивида к конкретной цели [2].
Педагогическое стимулирование самодвижения индивида к конкретной цели - это и есть, по существу, ведущая идея опережающей педагогической поддержки, под которой мы понимаем «деятельность по моделированию условий и траектории развития личности воспитанника в перспективе его жизненного и профессионального самоопределения» [1]. Такая деятельность характеризуется гуманистической направленностью, обеспечивается субъект - субъектным взаимодействием, основывается на совокупности специфических принципов, реализуется с помощью комплекса индивидуальных средств, методов и приемов.
Цель данной статьи - рассмотреть возможности метода авансированной характеристики для проектирования (прогнозирования) личностного развития воспитанника. Индивидуальная траектория развития личности в нашем понимании -это поэтапное (пошаговое) восхождение индивида по пути достижения ближних, средних и дальних целей саморазвития в процессах самооздо-ровления, самообучения, самовоспитания и самоопределения в соответствии со своими и общечеловеческими ценностями Красоты, Истины, Добра, Свободы [1].
В экспериментальной работе проблема «Какой «Я» сегодня и в будущем?» вылилась для пе-дагога-исследователя - в процесс опережающей поддержки по выращиванию субъектности ребенка; для воспитанника - приобрела форму авансированной характеристики как целостной программы развития личности.
Рассмотрим такую характеристику старшеклассника (в данном случае внимание сосредоточено на одном из показателей воспитанности -общественной активности). Первая часть характеристики дает представление о сегодняшнем уровне воспитанности, вторая - каким может стать юноша, будучи выпускником средней школы.
I. «Александр П. - учащийся 9 класса, успевает в основном на «4». Опрятен, скромен. Организован. Умеет держать слово. Добросовестно выполняет поручения. Не уверен в себе. Иногда затрудняется в принятии самостоятельных решений, стесняется критиковать, проявлять инициативу, так как в классе есть ребята, которые, по его мнению, к хорошему относятся плохо. Нуждается в поддержке старших. Дорожит мнением коллектива, чувствует ответственность за учебу и поведение. Самокритичен, дисциплинирован».
II. «Александр П. - один из лучших учащихся нашей школы. Его внешняя скромность, опрятность сочетаются с внутренней культурой. Обладает сильным характером, отличается целеустремленностью, принципиальностью. Активист, член совета старшеклассников. Он умеет так сказать правду товарищу в глаза, что даже самый развязный - вдруг потеряет желание оправдываться. В сложной ситуации борьбы личных и общественных интересов отдает предпочтение интересам в пользу общества. На первом месте высокое чувство ответственности и долга перед коллективом. За это его в классе не просто уважают, а стремятся ему подражать. Самокритичен, дисциплинирован».
Дальнейшая работа с Александром П. показала, что авансированная характеристика активизирует поведение школьника, придает ему уверенность в своих силах; воспринимается как радостная перспектива, содержащая программу действий на длительное время; способствует развитию рефлексии, целеполагания, перспективного планирования, самоконтроля, самодисциплины, необходимых в саморазвитии личности.
Составление авансированных характеристик школьников приводит к развитию у воспитателей прогностических способностей. С этой же целью нами был использован акмеологический тренинг А.П. Ситникова [3], где дана пошаговая разработка психотехники «Взгляд из будущего». Она позволяет актуализировать идею саморазвития, самопрограммирования, самомотивирования (см. рис. 1).
Четко прослеживается алгоритм деятельности педагога, включающей четыре этапа: 1) Пофантазировав, сконструировать в будущем ^и) образ себя, добившегося определенных целей, имеющего желанные качества и черты. 2) Перейти из диссоциированного (отодвинутого) вида представлений (DS) в ассоциированный образ
8
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
(AS) будущего ^и) в трех модальностях (V - визуальная, А - аудиальная, К - кинестетическая). Получить весь возможный комплекс позитивных ощущений от представления обладания желаемыми качествами. 3) Из достигнутого будущего ^и) диссоциированно (DS) осмыслить (УА) сегодняшний день (Рг) как прошлое (Ра) и проанализировать, что делается лишнего, а что, наоборот, необходимо сделать, чтобы добиться поставленных целей. Составить список необходимых и лишних действий. 4) Вернуться в ассоциированное (AS) настоящее (Рг) с составленным списком, необходимым для планирования будущей деятельности.
Соотношение данной технологии и методики автора представляется плодотворным. Сравнение характеристик, реальной и авансированной, стимулирует воспитанника к поиску путей самосовершенствования.
Когда перед Александром П. была положена авансированная характеристика в письменном виде (первый и второй этап по психотехнике А.П. Ситникова), наблюдателя поразило, как углубился он в чтение текста, «ушел в себя», охватив голову руками и только неприкрытые уши, наливаясь краской, выдавали внутреннее волнение. Можно утверждать, что он находился в ассоциированном состоянии, во всех модальностях (V,
А, К) и получил весь возможный комплекс позитивных ощущений от представления обладания желаемыми качествами.
Прочитав характеристику, сказал: «Я не такой, но хотел бы соответствовать этой характеристике!» На третьем этапе шел процесс составления программы индивидуального развития, включающей список необходимых и лишних действий с тем, чтобы добиться поставленных целей. На четвертом этапе он вернулся в ассоциированное настоящее другим человеком, так как более ясно увидел перспективу своего развития (см. рис. 1).
По поводу использования авансированной характеристики существуют противоположные мнения, одно из них: «Я бы не хотел, чтоб программировали мое будущее! Это похоже на зом-бирование!» В нашем эксперименте авансированная характеристика дала положительный результат, так как ей предшествовала большая подготовительная работа, убедившая экспериментаторов в том, что суть прогностической способности педагога - перспективное видение объект-субъектной позиции воспитанника.
Обобщение опыта деятельности лучших воспитателей школ-интернатов, классных руководителей общеобразовательных школ свидетельствует о том, что опережающая педагогическая поддержка личностного развития ребенка в своей основе имеет следующие алгоритмы:
- установить причины отставания в обучении, воспитании, развитии;
- актуализировать положительные качества, интересы, желания путем авансирования доверия, создания такой атмосферы, в которой ребенок чувствует себя безусловно принятым, понятым и оцененным как личность одноклассниками, учителями, родителями и другими «значимыми» взрослыми;
- использовать диалог как «мягкую» технологию по выращиванию само-сознания, инициативы и чувства ответственности за выбор пути самоопределения;
- стимулировать школьника к составлению индивидуальной программы саморазвития, оказывать ему помощь и поддержку в конкретизации ее содержания;
- создать благоприятные условия для проявления и роста положительных качеств, развития профессиональных интересов и способностей, для накопления опыта положительных переживаний и уверенности в себе;
Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 3
9
- научить приемам саморазвития, самоосоз-нания (самопознания, рефлексии, самодисциплины, самозащиты), также целенаправленно преодолевать трудности, дробить задания на части, выделять главное звено, видеть перспективу (разноуровневую цель), прогнозировать последствия действий и поведения;
- подкреплять достигнутое положительными оценками;
- расширять и усложнять задания, виды деятельности;
- совместно анализировать результаты и стимулировать школьника к самостоятельному построению дальнейших жизненных и профессиональных планов.
Подводя итог разделу «Проектирование траектории развития личности», следует подчеркнуть, что нами апробированы и обобщены несколько вариантов помощи педагогам и воспитанникам в организации работы по индивидуальным программам саморазвития. К ним относятся:
для педагогов - изучение специальной литературы; обобщение опыта коллег; участие в проблем-
ном семинаре, психолого-педагогических консилиумах, научно-практических конференциях; ведение педагогических дневников, накопление диагностической информации по составлению психологопедагогических и авансированных характеристик;
для воспитанников - уроки психологии под рубрикой «Познай себя!»; ведение индивидуальных записей с размышлениями о себе, материалами тестирования; работа с «Картами саморазвития»; выполнение творческих работ типа: со-чинение-самоисследование «Портрет моего «Я», генограмма поколений.
Библиографический список
1. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. - Вологда, 2009. - 226 с.
2. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. -М., 1995. - Вып. 2. - С. 67-103.
3. СитниковА.П. Акмеологический тренинг: Теория. Методика. Психотехнологии - М.: ТШБ, 1996. - 428 с.
УДК 37.013
Уварова Любовь Рудольфовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
АКТУАЛЬНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
В статье представлена попытка взглянуть на педагогический процесс не только со стороны интеллектуального становления, но и со стороны эмоционально-чувственной сферы ребенка.
Ключевые слова: педагогический процесс, эмоции, состояния, качества, свойства.
«Для того, чтобы жизнь стала лучше, есть только одно средство: самим стать лучше».
Лев Толстой
Наше общество с течением времени получает какие-либо характеристики и определения: общество технического прогресса, индустриальное общество, постиндустриальное, информационное... Развитие техники, несомненно, важный показатель, без технического прогресса страна неконкурентоспособна на мировой арене. Но следует заметить, что, совершенствуя одну сторону жизни, не стоит забывать о других. В последние десятилетия все чаще педагоги, психологи, философы, священники говорят
о снижении духовности, нравственности общества, о фрагментарном мышлении подростков, о росте агрессивности, о снижении эмоциональной культуры и т.д. Неслучайно проблема гуманизации и нравственного оздоровления является одной из важнейших в современной педагогике. Многие школы и концепции обучения и воспитания отражают непрерывный поиск и усилия, принимаемые педагогами и психологами в этом направлении.
Издавна принцип гуманистической направленности педагогического процесса считается
1 0
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2010, Том 16
© Уварова Л.Р., 2010