Научная статья на тему 'Связь представлений студента о времени с его личностным развитием'

Связь представлений студента о времени с его личностным развитием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
150
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВРЕМЕНИ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ОПЕРЕЖАЮЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА СТУДЕНТА / IDEAS ABOUT TIME / PERSONAL DEVELOPMENT / HIGHER EDUCATION / ADVANCED PEDAGOGIC SUPPORT FOR STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Кевля Фаина Ильинична, Сысоева Екатерина Валентиновна

Цель данной статьи рассмотреть, как связаны представления студента о времени с уровнем его личностного развития, так как идея опережения (опережающей педагогической поддержки студента) одна из ведущих в нашем исследовании. Чем выше концепция представления о времени у студента, тем выше его уровень личностного развития. Прослеживается четкая связь между уровнем личностного развития и представлением субъекта о своем будущем. Те лица, которые боятся будущего, не имеют четких планов и не готовы к изменениям при осуществлении задуманного недостаточно развиты, имеют узкое представление о будущем. Поэтому задача преподавателя формировать у студентов адекватное представление о своем будущем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Relationships between student’s ideas about time with a level of his personal development

The paper considers the relationship between stu-dent’s ideas about time with a level of his personal development as the idea of advancing (advanced peda-gogic support for students) is one of the most important in our study. The higher concept of time a student has, the higher is his level of personal development. There is a clear link between the level of personal de-velopment and subject’s presentation about his future. Those who are afraid of future, have no clear plans and not want to change when implementing plans are considered as insufficiently developed, have a narrow view of future. Therefore, the task of a teacher is to form an adequate representation among students about their future.

Текст научной работы на тему «Связь представлений студента о времени с его личностным развитием»

УДК 378.018

Кевля Фаина Ильинична

доктор педагогических наук, профессор

Сысоева Екатерина Валентиновна

Вологодский государственный университет fkevlya@mail.ru, ksysoeva1@yandex.ru

СВЯЗЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТА О ВРЕМЕНИ С ЕГО ЛИЧНОСТНЫМ РАЗВИТИЕМ

Цель данной статьи - рассмотреть, как связаны представления студента о времени с уровнем его личностного развития, так как идея опережения (опережающей педагогической поддержки студента) - одна из ведущих в нашем исследовании. Чем выше концепция представления о времени у студента, тем выше его уровень личностного развития. Прослеживается четкая связь между уровнем личностного развития и представлением субъекта о своем будущем. Те лица, которые боятся будущего, не имеют четких планов и не готовы к изменениям при осуществлении задуманного - недостаточно развиты, имеют узкое представление о будущем. Поэтому задача преподавателя - формировать у студентов адекватное представление о своем будущем.

Ключевые слова: представления о времени, личностное развитие, организация высшего образования, опережающая педагогическая поддержка студента.

В условиях быстрых изменений жизни человеку необходимо рационально планировать свое время и обоснованно принимать решения. Тот, кто справляется с этой задачей, более успешен в учебной и трудовой деятельности, более психологически устойчив.

Цель данной статьи - рассмотреть, как связаны представления о времени у студента с его личностным развитием, так как идея опережения (опережающей педагогической поддержки студента) -одна из ведущих в нашем исследовании.

В психолого-педагогической литературе термины «развитие личности» и «личностное развитие» употребляются, как правило, в качестве синонимов. Однако, понятие «личностное развитие» шире, чем «развитие личности». Цель первого -социализация субъекта в социуме, а второго - прежде всего, развитие его самосознания. Начальный этап обучения в организации высшего образования является адаптационным и направлен на социализацию студента в коллективе для успешности дальнейшей деятельности. Уровень развития самосознания студента выступает одним из компонентов, которые влияют на социализацию.

Мы рассматриваем понятие «личностное развитие» в рамках гуманистического и системного подходов. От того, каким будет представление субъекта о себе самом, зависит, в каком направлении будет осуществляться его личностное развитие. Для нас важно, что личностное развитие человека зависит от его стремления к самоактуализации.

В основе целостной структуры личности, разработанной Б.Г. Ананьевым, лежат принципы подчинения и согласования. Элементы данной системы: индивид, личность, субъект деятельности и индивидуальность [3, с. 780-781]. Рассмотрение индивидуальности (ядра личности) как закрытой встраиваемой системы всех противоречивых свойств человека как индивида, личности и субъекта в открытую систему (взаимодействие с миром)

нам представляется перспективным направлением в изучении личности человека.

Личностное развитие осуществляется путем восхождения от индивида с набором определенных физиолого-психологических характеристик до индивидуальности как интегрального понятия, обозначающего человека как био-психо-социо-культурного существа. Таким образом, в основе личностного развития лежит социализация с последующей индивидуализацией.

Период студенчества интересен нам тем, что личностное развитие студента в этот период принимает социогенный характер. Поэтому студенчество мы рассматриваем как благоприятный период для формирования личности, а «личность» - как особое свойство индивида, приобретаемое им в обществе.

В нашем исследовании «личностное развитие студента» понимается как особое противоречивое становление нравственной целостности; как сложный непрерывный процесс самореализации студента в обществе, помогающий ему преодолевать внутриличностные конфликты и жизненные кризисы, разумное разрешение которых способствует формированию психо-социальных новообразований более высокого порядка.

Мы солидарны с исследователем В.Г. Бочаровой, рассматривающей личностное развитие как нравственное [3, с. 72]. От уровня личностного (нравственного) развития студента в организации высшего образования, по нашим наблюдениям, зависит его успешная адаптация на младших курсах и деятельность на более старших курсах. Представляется, что понятие «нравственность» и глобальное значение времени связаны друг с другом, поскольку имеют общую основу - возвышение над субъектностью человека.

В.А. Петровский говорит о возвышении над субъектностью человека как о надситуативной активности. Под ней ученый понимает способность субъекта подниматься над уровнем требований

72

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Кевля Ф.И., Сысоева Е.В., 2016

ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи [14, с. 15]. Мы солидарны с В.А. Петровским в том, чтобы рассматривать надситуативную активность как один из путей развития личности.

Стремление к саморазвитию является целью личностного развития. Важна связь определений «личностное развитие» и «саморазвитие», которую проследила Ф.И. Кевля. По мнению ученого, «личностное развитие» - противоречивый процесс становления личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания; наращивание физиологических, психических и социальных новообразований за счет освоения человеком внутреннего и внешнего потенциала, то есть личностное развитие и саморазвитие взаимосвязаны, взаимопроникают и обогащают друг друга [8, с. 22].

Как показала наша практика, в процессе социализации и воспитания студентов младших курсов возникает возможность повлиять на их представление о времени, поскольку уровень личностного развития студента зависит от осознания перспектив своего развития, избавления от страхов, связанных с будущим.

Понятие «время» является философской категорией. Представление о времени возникло еще во вненаучных формах знания - мифах и религии. Однако мифическое представление о времени не носит исторического характера, оно циклично и необратимо. Во времена Античности начинает возникать историчность времени. Время трактуется как способ изменения материи, как длительность существования материи (Аристотель, апории Зенона). В Средние века появляется идея линейности времени. В Ветхом Завете возникает начало движения. В Новое время складывается естественно-научное представление о времени (Г. Галилей, И. Ньютон и др.).

Впервые о времени как об априорной категории говорит И. Кант в трактате 1786 года «Предполагаемое начало человеческой истории». В процессе превращения животного в человека большую роль играет разум. Философ рассматривает ступени («шаги разума»), которые возвышают человека над животным. «Рассудочное ожидание будущего» является, по мнению И. Канта, третьей ступенью («шагом разума») после инстинкта пищи и пола. Способность «рассудочного ожидания будущего», - считает И. Кант, - не только наслаждаться настоящим, но и приблизить к себе часто весьма отдаленное время - является решающим признаком преимущества человека, так как позволяет ему подготовиться соответственно своему назначению к отдаленным целям и равным образом неисчерпаемому источнику забот и огорчений, которые порождает неизвестное будущее и от которых животные избавлены [12, с. 48].

В дальнейшем психология и педагогика начинают изучать категорию времени. Рассматривая понятие «представление о времени», мы опирались на работы К.А. Абульхановой, Е.И. Головахи, В.С. Мухиной, Т.Н. Денисовой и других.

Следует отметить, что первоначально понятие «время» появилось в физике, а затем в психологии. При этом в физическом понимании время -это величина, обозначающая вечное, неизменное движение материи. Психология трактует время как субъективное восприятие настоящего, прошедшего и будущего времени.

К.А. Абульханова рассматривает время с точки зрения осознанности личности организовать свое время и предлагает 4 направления изучения времени:

1. Отражение объективного времени сознанием.

2. Временные характеристики самой психики, связанные с ритмами биологических, органических, нейрофизиологических процессов.

3. Способность психики к регуляции времени, движений и деятельности.

4. Личностная организация времени жизнедеятельности [1, с. 16].

Таким образом, психолог устраняет разрыв в понятии о времени в физике и психологии. Временная линия - это последовательность образов (мысленных картин), в которых индивидуум представляет события своего прошлого, настоящего и возможного будущего [1, с. 107].

К.А. Абульханова выделяет 3 типа жизненных перспектив: когнитивная, личностно-мотивацион-ная и жизненная [1, с. 39]. Когнитивная перспектива связана с осознанным планированием своего будущего. У субъектов с личностно-мотивационной перспективой высок уровень мотивации достижения и нет осознанности в представлении о будущем. Жизненная перспектива основана только на прошлом опыте, благодаря которому осуществляется планирование своего будущего.

На наш взгляд, данная типология согласуется с уровнями представления о времени в «системе перспективных линий» А.С. Макаренко, в идеях, предложенных Т.Н. Денисовой, с понятием о ближайшей и отдаленной временной перспективе К. Левина, с понятиями «жизненные цели» и «жизненные планы» Е.И. Головахи.

В методике А.С. Макаренко («система перспективных линий») важным компонентом выступает «завтрашняя радость». Развитие человека активизирует ощущение радостного будущего, которое проектирует педагог.

База методики «системы перспективных линий» заключается в прогнозировании постепенного возвышения перспектив (цели, мечты, проекта): от близких - через дальние - к далеким. От более простых радостей (примитивного удовлетворения) следует идти к более сложным («молчаливому

нравственному обязательству») через «авансирование» личности [10, с. 40]. Близкая перспектива - это завтра; она подходит для маленьких детей, у которых еще не сформированы выдержка и настойчивость в осуществлении своей мечты. Средняя перспектива (мероприятие, проект), которая требует радостной подготовки и находится в несколько отдаленном будущем, подходит для школьников. Близкая и средняя перспективы неотделимы от дальней перспективы - будущего всего коллектива и отдельной личности. Считается, что перспективы присутствуют и в общей «стандартной» программе развития человека, и в ее «индивидуальном коррективе» [10, с. 10]. Согласимся с А.С. Макаренко, что без такой развернутой программы развития личности человека не обойтись, и что она должна выступать целью воспитания [10, с. 10]. Уметь прогнозировать, предвидеть перспективы развития личности человека способен лишь мудрый педагог, мыслящий широко и творчески.

В теории Т.Н. Денисовой лежит распределение времени на точечное, цикличное и глобальное [5, с. 26-27].

Так, для лиц с точечным восприятием времени характерно ориентирование на настоящее, недостаточность рефлексии, слабость навыка целеполага-ния, непонимание причинно-следственных связей. Время для него конечно, связи между прошлым, настоящим и будущим нет. Субъект с циклическим пониманием времени действует с опорой на прошлый опыт, стремится с переменным успехом планировать свое будущее. Плоское рассмотрение времени.

Глобальная концепция времени предполагает многомерное последовательное рассмотрение времени в динамике. Надличностностная характеристика времени в глобальной концепции времени связана с масштабностью точки зрения человека, его качеством.

В зарубежной психологии термин «временная перспектива» впервые научно обосновал К. Левин. По его мнению, «временная перспектива» включает психологическое прошлое и психологическое будущее на уровне реальности и различных уровнях ирреальности. Человек наблюдает не только за своим настоящим, он имеет также мечты, страхи, желания о своем будущем. Часто человек обладает ложным представлением о своем прошлом. Тем не менее, даже ложное представление является «уровнем реальности» прошлого [9, с. 74].

Таким образом, согласно теории поля, разработанной К. Левиным, любой тип поведения зависит от всего поля, включая временную перспективу в это (данное, конкретное) время [9, с. 74]. В другое время (и соответственно, другие временные перспективы) будет наблюдаться и другой тип поведения. Разделение перспективы на ближайшую и отдаленную является важнейшим этапом развития личности [4, с. 4].

Для нашего исследования актуально то, что только у 75% студентов жизненные перспективы когнитивно определены [1, с. 41]. Можно предположить, что неопределенность представления о будущем зависит от возраста. Однако, с точки зрения В.С. Мухиной, осознание ответственности за себя в настоящем и будущем не коррелирует с возрастом [11, с. 154].

Мы считаем, что основой представления субъекта о времени является уровень его личностного (нравственного) развития. Уровень личностного развития студента мы зафиксировали в критериях (мотивационный, когнитивный, деятельностный, рефлексивный) и показателях: открытость новому опыту, мотивация достижения, ориентация на нравственные ценности; любознательность, понимание мотивов поведения, прогнозирование последствия действий; воображение, лидерские и коммуникативные умения; рефлексия, самооценка, саморегуляция.

Выявленные нами показатели перекликаются с показателями К.А. Абульхановой: мотивацией достижения, типом ответственности и уровнем тревожности субъекта, его готовности к изменениям и трудностям на пути осуществления задуманного, направленности из будущего в настоящее как основы для прогнозирования своей деятельности [1, с. 41-42, 49].

Направленность из будущего в настоящее обозначает широту представления себя в будущем и четкое планирование и осуществление перспектив с постоянной рефлексией, применением значительных личностных усилий в изменении намеченных планов. Менее прогрессивный вектор из настоящего в будущее означает неопределенность позиции и зависит от событий, происходящих в жизни субъекта. В любой момент субъект может отказаться от своих планов в будущем.

Е.И. Головаха отмечает истинную ценность прошлого и настоящего человека только лишь в связи с будущим [4, с. 4]. Деятельность субъекта имеет смысл только тогда, когда она имеет цель. Поэтому необходимо прогнозировать будущее и создавать его.

Однако, существует диалектика в представлении будущего человеком. С одной стороны, необходима цель будущего, представляющая собой идеальный результат. С другой стороны, создается воображаемый образ будущего, который отвлекает человека от повседневных забот. Следовательно, необходимо определить границы, в которых человек станет определять свое будущее, наметить жизненные планы. Для этого потребности человека должны совпадать с его возможностями создавать свое будущее. Необходимо изучать потребности и возможности субъекта. Современный преподаватель может получить представление о реальном уровне развития студента исследуя его «зону ак-

74

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

туального развития». Чтобы обоснованно выбрать форму работы со студентом и затем планировать работу по саморазвитию, требуется определить его «зону ближайшего развития».

При групповой форме работы осуществляется дифференциация, если назначается лидер внутри группы - индивидуализация. Однако, внутри группы иногда остаются студенты, которые ничем не заняты. Поэтому следует находить средства индивидуальной помощи. Однако, методы индивидуальной помощи разработаны еще недостаточно. В нашей работе используются методы, направленные на приобретение навыков взаимодействия в группе, самопознание и самопринятие. Совершенствуются методы индивидуального консультирования, альтруистической деятельности, авансированной характеристики, укрепления здоровья и т.п.

В.С. Мухина, рассматривает психологическое время личности, которое определяет уровень развития личности. Под психологическим временем личности исследователь понимает индивидуальное переживание своего физического и духовного изменения в течение времени, представленного прошлым, настоящим и будущим в отрезке объективного времени жизни [11, с. 154]. Интенсификация развития личности, как считает В.С. Мухина, идет в двух направлениях: овладение всем социальным пространством и стремление к рефлексии на свой внутренний мир. Многие ученые (Е.И. Го-ловаха, Ф.И. Кевля, Э. Рубин и др.) утверждают, что уровень развития временной перспективы связан с уровнем и психологического и социального развития личности [4; 8, с. 32].

Одна из целей нашего исследования - повышение уровня личностного развития студента средствами опережающей педагогической поддержки. Задача спецкурса, разработанного и внедряемого на младших курсах сельхозакадемии - на основании диагностики и самодиагностики личностного развития студента формировать у него уверенность в себе, своем будущем, своей профессии. Постановка перспективной задачи и составление индивидуального плана работы, определение «зоны ближайшего развития», использование дифференцированного и индивидуального подходов в обучении и воспитании студента - необходимые условия для повышения его уровня личностного развития.

Следует констатировать, что прослеживается четкая связь между уровнем личностного развития и представлением субъекта о своем будущем. Те лица, которые боятся будущего, не имеют четких планов и не готовы к изменениям при осуществлении задуманного - недостаточно развиты, имеют узкое представление о будущем. Поэтому задача преподавателя - формировать у студентов адекват-

ное представление о своем будущем. В связи с тем, что идея опережающей педагогической поддержки студента является продуктивной, необходимо продолжить её разработку (ставить перед студентами перспективные, далеко идущие задачи; учить их выстраивать индивидуальный образовательный маршрут в соответствии с разноуровневой перспективой; формировать у них уверенность в будущем).

Библиографический список

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980. - 336 с.

2. Ананьев Б.Г. Избранные труды по психологии: В 2-х т. Т. 2: Развитие и воспитание личности. - СПб.: СПбГУ 2007. - 964 с.

3. Бочарова В.Г. Социально-педагогическая парадигма реформирования образования // Педагогическое образование в России. - Екатеринбург, 2010. - № 1. - С. 69-74.

4. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/ text/77/435/427.php (дата обращения 5.12.2015).

5. Денисова Т.Н. Время в образе мира человека: норма и патология. - Вологда: ВГПУ, 2008. - 162 с.

6. Денисова Т.Н. Особенности представлений о времени у школьников и студентов с различной выраженностью мотивации достижения // Вестник Моск. ун-та. Серия: Психология. - 2013. - № 1. -С. 111-122.

7. Ильин В.В. История философии. - СПб.: Питер, 2003. - 732 с.

8. Кевля Ф.И. Педагогические технологии: диагностика, прогнозирование и поддержка личностного развития ребенка. - Вологда: Легия, 2009. -226 с.

9. Левин К. Теория поля в социальных науках. -СПб: Сенсор, 2000. - 368 с.

10. Макаренко А.С. Проблемы школьного воспитания: Лекция 1. Методы воспитания. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. makarenko.edu.ru/files/problemy_shkolnogo_sov_ vospitania.doc (дата обращения 14.12.2015).

11. Мухина В.С. Феноменология развития и бытия Личности. - М.: МПСИ, Воронеж: НПО «Мо-дэк», 1999. - 640 с.

12. Кант И. Трактаты и письма. - М.: Наука, 1980. - 710 с.

13. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. - Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 512 с.

14. Психология: Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.