Научная статья на тему 'Функции политической партии: политико-правовая природа'

Функции политической партии: политико-правовая природа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
6025
544
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ / POLITICAL PARTY / ФУНКЦИЯ / FUNCTION / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ОБЩЕСТВО / LAW AND SOCIETY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Курочкин А.В.

В статье рассматриваются политическая и правовая природа функций, которые осуществляют политические партии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Function of political parties: political and legal nature

The functions of political parties as the basic directions of their activity determined by the purposes facing to them are considered in this article.

Текст научной работы на тему «Функции политической партии: политико-правовая природа»

целом. Для этого необходимо ведение продуманной взвешенной социальной политики, увеличение затрат в расходной

части бюджета на социальные проекты, укрепление законности и усиление защиты общественного правопорядка.

Литература и примечания

1. Переведенцев В.И. Методы изучения миграции населения. — М., 1975.

2. Рыбаковский Л.Л. Миграция населения //Миграция в России. Вып. 5. Стадии миграционного процесса. Приложение к журналу. — М., 2001. С. 22—23.

СО

Ol

Z

О)

о о

CJ

о о о

Q.

со

S

н о

0

1

о я с о т ф VO >5

о *

о ф

У S

2

0

1

о *

о

2

ф

d

я *

<

*

S I

н

о ф

со

Функции политической партии:

политико-правовая природа

Курочкин А.В.*

The functions of political parties as the basic directions of their activity determined by the purposes facing to them are considered in this article.

Политическая структура современного гражданского общества чрезвычайно сложна, она включает в себя множество взаимодействующих с государством общественных объединений. Политические партии - лишь один из их видов. Следовательно, основополагающее значение для их правового регулирования имеет формулирование такого юридического определения самого понятия «политическая партия», которое позволило бы ограничить партии как специфический субъект права от всех иных видов общественных объединений. Только в зависимости от наличия или отсутствия у какого-либо объединения признанного законом качества политической партии могут быть определены его правовой статус, права и обязанности, место и роль в политической системе.

Политические партии играют важнейшую роль в общественно-политической и государственной жизни будучи одним из центральных компонентов современных политических систем национальных сообществ. С их деятельностью связано решение вопроса о политической власти - ее принадлежности, использовании, способах и формах осуществления. Партии активно участвуют в политической жизни на всех стадиях политического процесса: в выборах, в формировании органов государства, принятии политических и государственных решений, в их реализации.

Как политико-правовой институт, партия является, с одной стороны, звеном вертикальной связи государства и общества, его составляющим элементом,

опосредующим все фазы политического процесса: от артикуляции групповых интересов до принятия и осуществления решений. С другой стороны, - партии в демократических системах представляют сложную сеть горизонтальных связей самого гражданского общества, способствуют рационализации и интенсификации механизмов саморегуляции и саморазвития. Деятельность партий тем самым предстает как важнейший механизм распределения и перераспределения властных ресурсов как в государстве, так и в обществе.

Сущность политических партий более всего проявляется в их целях и функциях. В основе деятельности партий могут лежать различные цели и интересы (социальные, национальные, конфессиональные, территориальные, демографические и т.п.) групп населения, идеалы и ценности, утопии и идеологии.

Функции политических партий есть основные стороны (направления) их деятельности, обусловленные стоящими перед ними целями и задачами. Много -гранность деятельности партий обусловила, в какой-то мере, плюрализм в определении их функций. Ряд авторов1 выделяют прежде всего: 1) функции партии, характеризующие ее связь с классом (социальной базой), относя к ним функции артикуляции и социального представительства; 2) функции по отношению к политической системе в целом и ее отдельным институтам, имея в виду функцию социальной интеграции (либо социальной мобилизации); 3) функции «внутрен-

Соискатель Казанского государственного университета им. Ульянова-Ленина.

Трибуна адъюнкта, аспиранта и соискателя

него порядка», определяющие содержание внутрипартийной жизни: функция политической социализации (решает задачи передачи опыта, традиций, политических ценностей и политической информации; формирования представлений и отношения к политике, политическим институтам; вовлечения молодежи в активную, организованную и целенаправленную общественно-политическую деятельность); функция идеологическая; функция выработки и осуществления политического курса.

Другие авторы делят функции партии на внутренние и внешние2. К внутренним относят: набор членов организации; пополнение партийной кассы; регулирование имущественных и иных отношений между первичными структурами, партийной элитой и рядовыми членами и т.п. К внешним функциям причисляют: борьбу за завоевание и использование политической власти в интересах той или иной группы населения на основе реализации собственной программы решения как внутренних, так и международных проблем; обеспечение связи масс с государственными структурами, институционали-зацию политического участия граждан и замену стихийных форм общественно-политической активности населения формализованными, контролируемыми, борьбу с политической апатией, пассивностью, отчужденностью; отбор и рекрутирование политических лидеров и элит на всех этажах политической системы, участие с их помощью в управлении делами общества; согласование собственных интересов, целей, программ с другими участниками политического процесса; осуществление политической социализации граждан.

Встречаются также авторы3, по мнению которых функции партии сводятся к разработке политического курса (с этой целью создаются инициативные группы, комитеты, комиссии, общественные советы, мозговые тресты и т.п.); рекрутированию новых членов; воспитанию активистов; мобилизации избирателей на поддержку партийных кандидатов; подбору лидеров, продвижению их на руководящие должности в органах государственных и массовых общественных организаций; осуществлению контроля за деятельностью органов власти; участию в разрешении социальных конфликтов (через переговоры, предложения альтернативных программ и т.п.); осуществлению национальной интеграции. Упоми-

наются идеологическая функция, коммуникативная функция (через комитеты, клубы, группы поддержки и т.д. достигается диалог, взаимная связь граждан и властей).

Многообразие партийных функций, усложнение форм и методов действия партий, возрастание их роли в обществе закономерно обусловили необходимость их юридической институционализации. Если конституции XIX в. не содержали упоминаний о партиях, то ныне последние являют собой политико-правовой институт. Институционализация политических партий проявляется в двух взаимосвязанных правовых процессах: консти-туционализации (включение в конституционные нормы основных принципов их статуса), и законодательной институцио-нализации (детальное регламентирование правового положения партии через принятие специального закона).

В одних странах законодательные определения их предназначения отражают традиционный для политико-правовых доктрин XIX в. взгляд на политические партии лишь как на главный субъект избирательного процесса, что в целом соответствовало их действительной роли. Политические партии представляли собой организации, предназначенные преимущественно для проведения выборов, и не проявляли заметной активности в периоды между выборами («избирательные машины»). «Американские партии, - писал, например, М. Острогорский, - являются лишь аппаратом для производства выборов и для получения тех выгод, которые дают эти выборы»4. Этот вывод справедлив и для большинства европейских партий того периода.

В другой группе стран соответствующие определения исходят из более широкой трактовки общего предназначения политических партий. В них находят отражение современные взгляды на политические партии как на постоянно действующий институт политической системы, роль которого отнюдь не ограничена лишь участием в выборах. Именно такой подход характерен для новейшего законодательства о политических партиях. На конституционном уровне признается их важная роль не только в избирательном процессе (содействие формированию и выражению народной воли), но и в политическом процессе в целом, о чем уже говорилось. Соответствующие конституционные положения о партиях как основных инструментах политического участия, об их участии в фор-

п

О!

О) О О

сч

о о о о.

со

н о

0

1

о я с о

т ф

ю

>5

о *

о ф

У

2

0

1

о *

о

2

ф

13

я <

I

н

о ф

со

CO

Ol

z

0) о о сч

о о о

Q.

et

CQ s

I-

о

0

1

о я с о т ф VO >s о

о ф

у

S

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2

0

1

о *

о

2 ф d

я *

<

S I

н

о ф

со

мировании национальном политики, в организации и осуществлении государственной власти являются исходными для определения многообразных задач и функций политических партий, которые закреплены в некоторых специальных законах (Ангола, Гвинея, Кабо-Верде, Мексика, Португалия, ФРГ), а в ряде стран и в конституциях (Мозамбик, Того).

Нормативно устанавливаются политические, идеологические и воспитательные задачи и функции политических партий. К политическим относятся: участие в формировании и деятельности государственных органов и органов местного самоуправления; рекрутирование политических кадров (ст. 2 закона ФРГ: партии воспитывают граждан, способных принимать на себя ответственность за дела общества); ст. 2 закона Анголы: подготовка граждан к принятию ими политической ответственности в государственных органах); содействие осуществлению политических прав граждан (ст. 20 закона Мексики: обеспечение социальной активности и демократического участия граждан; ст. 2 закона Португалии: содействие осуществлению гражданами политических прав); осуществление связи между обществом и государством, т.е. посредническая функция (ст. 2 закона ФРГ: забота о постоянной живой связи между народом и государственными органами; ст. 4 закона Кабо-Верде: содействие укреплению связей между народом и органами государства или местных автаркии).

Большое значение придается идеологической функции - агитационно-пропагандистской деятельности, направленной на формирование общественного мнения (Ангола, Мозамбик, ФРГ) и политического сознания граждан (Ангола, Гвинея-Бисау). Характерно, что законодательство некоторых стран признает агитационно-пропагандистскую деятельность политических партий в качестве

постоянной функции, проводя различие между общей и предвыборной агитацией (Австрия, Бельгия, ФРГ). Так, в п. 2 § 4 закона ФРГ говорится о «партийной пропаганде общего характера» и о «предвыборной агитации».

К воспитательной функции законодательство относит деятельность, направленную на «содействие патриотическому и гражданскому воспитанию» (Ангола), на «усиление чувства патриотизма и укрепление морали и нации» (Мозамбик), на «информирование и просвещение народа» (Буркина-Фасо).

В связи с двойственным характером института многопартийности - партия выражает интересы части гражданского общества, являясь при этом структурным элементом системы властных отношений, функции, выполняемые политической партией, можно классифицировать и по направленности воздействия. Так выделяются политические функции, т.е. связанные непосредственно с реализацией властных отношений, и общесоциальные, касающиеся прочих составляющих общественной жизни: социальной, экономической, идеологической и т.д.

Объем и содержание политических функций в значительной степени определяются типом политико-правового режима, нормами конституционного законодательства, а также характером сложившейся в обществе партийной системы. В зависимости от этих условий на первый план выходит то или иное направление деятельности партий.

Важнейшей политической функцией партии является политическое рекрутирование, т.е. продвижение кандидатов в органы представительной и исполнительной власти. Иными словами, партии представляют собой то связующее звено, с помощью которого осуществляется формирование, селекция и последующая циркуляция политической элиты.

Литература и примечания

1. Даниленко В.Н. Политические партии и буржуазное государство. — М., 1984; Дмитриев Ю.А. Россия: становление многопартийности. — М., 1992; Евдокимов В.Б. Партии в политической системе буржуазного общества. - Свердловск, 1990 и др.

2. Острогорский М.Л. Демократия и политические партии. — М., 1930; Партии и выборы в капиталистическом государстве. — М., 1980; Токманов К.К. Россия: становление многопартийности. — М., 1992; Юдин Ю. Политические партии и право в современном государстве. — М.: ИНФРА-М, 1998; Кузнецов В.Ф. Партия как связующее звено между государством и гражданским обществом // Политическая теория: тенденции и проблемы. — М.: Луч., 1993; Политические партии в России и на Западе: функционирование партийных систем (проблемно-тематический сборник). — М.: ИНИОН РАН, 1995 и др.

3. Холодковский К.Г. Парламентские выборы 1999 г. и партийное структурирование российского общества //Политические исследования. 2000. №2; Цыганков А.П. Политический режим // Социально-политический журнал. 1996. №1; Чиркин В.Е. Правовое положение политических партий: Россия и зарубежный опыт // Общественные науки (и современность).1999. №4; Алисова Л.Н. Взаимодействие партий в политической жизни реформируемого общества: дис. ... д-ра полит. наук. — М., 1997 и др.

4. Острогорский М.Л. Демократия и политические партии. Т II. - М., 1930. С.252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.