Научная статья на тему 'Правовые основы взаимодействия политических партий, государственной власти и общества'

Правовые основы взаимодействия политических партий, государственной власти и общества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
639
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / РОЛЬ ПАРТИЙ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ / THE ROLE PLAYED BY PARTIES IN SOCIETY'S LIFE / REGULATION OF POLITICAL PARTIES' ACTIVITY BY LAW / POLITICAL PARTIES

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исмаилов Руслан Рауфович

Статья посвящена анализу правового положения политических партий как одного из факторов взаимодействия общества и государственной власти. Являясь важным элементом демократии, политические партии пронизывают все звенья структуры власти современного государства, оказывая воздействие как на их формирование, так и на их функционирование.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF EFFECTIVE INTERACTION BETWEEN POLITICAL PARTIES, STATE POWER AND SOCIETY

The article is devoted to the law status of political parties, being a factor that provides for interaction between society and state power. While being an essential element of democracy, political parties have permeated every tier of the power structure in the contemporary state and exert their influence both on their formation and their functioning.

Текст научной работы на тему «Правовые основы взаимодействия политических партий, государственной власти и общества»

Список литературы

Долгушкин, Н.К. Трудовой потенциал российского села: состояние и перспективы. - М., 2004.

Заславский, И. К новой парадигме рынка труда // Вопросы экономики. - 1998. - № 2.

Новиков, В.Г. Образовательные аспекты формирования кадрового потенциала агропромышленного комплекса России. - М., 2001.

Стрельцов, В.Я. Конкурентоспособность аграрных кадров на рынке труда (теория и практика). - М., 2007.

© Новиков В.Г, 2009

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Р.Р. Исмаилов

правовые основы взаимодействия

ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ

и общества

ИСМАИЛОВ Руслан Рауфович - аспирант кафедры государственного строительства и права РАГС (e-mail: ismailov@ur.rags.ru)

Аннотация. Статья посвящена анализу правового положения политических партий как одного из факторов взаимодействия общества и государственной власти. Являясь важным элементом демократии, политические партии пронизывают все звенья структуры власти современного государства, оказывая воздействие как на их формирование, так и на их функционирование.

Ключевые слова: политические партии, роль партий в жизни общества, правовое регулирование деятельности политических партий.

Одной из основ конституционного строя современного демократического государства является признание народа в качестве источника публичной политической власти. Различные формы участия граждан в управлении делами общества и государства конституционно закреплены. Представительная демократия выступает ведущей формой осуществления народовластия в демократических государствах. Сущность представи-

тельной демократии заключается том, что граждане участвуют в управлении государством через своих представителей, избранных в органы власти и призванных выражать политические интересы. Главной институциональной формой объединений граждан, обеспечивающей формирование их политического волеизъявления, а также выражением политической воли различных социальных групп в органах государственной власти являются политические партии, что находит законодательное закрепление в конституциях современных государств, законах и иных нормативно-правовых актах.

Партия есть основной политический институт государств, выстраиваемый по принципу представительной демократии, то есть «институт политизации общества, преобразования его многочисленных интересов в консолидированные курсы и программы, которые определяют использование власти. Институционально партия является не столько одним четко очерченным институтом, сколько динамической и эволюционирующей системой, включающей как собственно внутренние правила партийной жизни, так и задаваемые извне нормы политического представительства, механизмы выдвижения кандидатов в различные органы власти, механизм выборов и так далее»1. Институт партии тесно связан с другими общественными институтами, влияет на них и зависит от них.

В современной юридической науке, как и в законодательстве разных стран, отсутствует единое общепризнанное определение политической партии. Существующие определения основываются на разных представлениях о предназначении политических партий, их роли в общественно-политической жизни. Так, например, законодательством некоторых государств политические партии представляются лишь организациями, предназначенными преимущественно для проведения выборов (Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 г.)2. Функциональный подход к политической партии отражен в Федеральном законе Австрии от 2 июля 1975 г. «О задачах, финансировании и предвыборной агитации политических партий»3. Структурно-функциональный подход к определению политической партии содержится в законе Федеративной Республики Германии «О политических партиях» от 24 июля 1967 г.4 Понятие политической пар-

1 Основы теории политических партий ; под. ред. С.Е. Заславского. - М., 2007. -С. 81.

2 См.: Конституция Французской Республики от 4 октября 1958 года // Конституции государств Европы : в 3 т. - Т. 3. - М., 2001. - С. 411-430.

3 Bundesgesetz vom 2 Juli 1975 über die Aufgaben, Finanzierung und Wahlwerbung politischer Parteien // Bundesgesetzblatt für die Republik Österreich. - N 404/1975, am 24 Juli 1975. - S. 1719-1723.

4 См.: Закон «О политических партиях» Федеративной Республики Германия от 24 июля 1967 г // Gesetz über die politischen Parteien (Parteiengesetz) Parteiengesetz in der Fassung der Bekanntmachung vom 31. Januar 1994 // BGBl. I. - S. 149, zuletzt geändert durch das Gesetz vom 22. Dezember 2004 // BGBl. I

тии, данное в ст. 3 Федерального закона Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»1, одновременно содержит электоральный и функциональный подходы к определению политической партии. Классовое определение политической партии сегодня присутствует в законодательстве социалистических государств (например, Конституция Республики Куба от 24 февраля 1976 г.)2.

Обобщая существующие подходы к определению политической партии, можно предложить универсальное правовое определение политической партии как добровольного объединения граждан, созданного в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политический воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Исследуя такие характеристики политической партии, как участие в волеизъявлении народа; завоевание и осуществление власти посредством участия в выборах; постоянный характер деятельности; идеологическая ориентация; организационная структура; обеспечение социальной поддержки, выражение интересов граждан, можно сделать вывод, что в той или иной мере они разделяются большинством ученых и находят свое выражение в законодательстве разных стран, тем самым составляя основу современного понимания сущности этого общественно-политического явления и его правового статуса.

Политические партии играют важную роль в жизни гражданского общества, интересы которого выражают. Современные демократические государства законодательно провозгласили признание политического многообразия, многопартийности и равенства общественных и политических объединений перед законом. Другими словами, эффективно функционирующая политическая система предполагает наличие многопартийности, существование устойчивых и активно формирующихся политических объединений с различными политическими интересами и целями.

Анализ нормативно-правовых актов Австрии, Германии, Швейцарии и России показывает, что наряду с другими функциями, такими, например, как политическое рекрутирование, формирование органов власти, социализация и мобилизация, выработка и реализация политики, к одной из основных функций политических партий законодательство этих стран относит представительство интересов (или электоральную функцию). В праве содержание этой функции раскрывается как формирование и выражение политической воли и мнений граждан по любым вопросам общественной жизни посредством участия в выборах, референдумах, общественных и публичных акциях.

1 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29.

2 См.: Республика Куба. Конституция и законодательные акты ; пер. с исп. / сост. Б.А. Страшун; под ред. Б.И. Гвоздырева. - М., 1980.

Как видно из анализа, перечисленные функции, которыми наделяются политические партии законодательством разных стран, в действительности реализуются партиями не всегда и не в полном объеме. Об исчерпывающей реализации функций, которые присущи политическим партиям в демократическом государстве, и их главной роли - реализации социального представительства - можно говорить только лишь в отношении стран со сложившейся социальной структурой и развитыми демократическими традициями.

Что касается Российской Федерации, то большинство из рассмотренных функций практически не осуществляются современными российскими партиями. Связанно это, с одной стороны, с низкой политической активностью большинства населения страны и разобщенностью граждан. С другой стороны, такое положение объясняется внесоциальным политическим образованием большинства партий, присутствующих на современной российской политической арене, лишенных какой-либо устойчивой социальной базы, но обладающих немалым влиянием во властных структурах. И наконец, с отсутствием в России благоприятных правовых условий для возникновения в стране партий, представляющих интересы граждан и обладающих реальной политической силой.

Политические партии являются одним из институциональных выражений идеологического многообразия в обществе. Это институт политизации общества, способствующий преобразованию существующих в нем многочисленных интересов в систематизированные программы, политические стратегии и курсы развития. Именно партии позволяют перевести интересы и цели общества и его отдельных групп в общезначимые, государственные курсы. Благодаря этой функции партии способствуют созданию в обществе условий, при которых от разрозненных интересов и целей оно должно перейти к их консолидации и распространению на все общество.

Законодательством разных стран нормативно устанавливается, что идеологическая функция партий выражается в формулировании партийной идеологии в программных документах и агитационно-пропагандист-кой деятельности партий, направленной на формирование общественного мнения и политического сознания граждан.

Роль политических партий в формировании политической идеологии общества прежде всего связана с разработкой партийной идеологии и ее пропагандой. Главная задача любой политической партии - достижение государственной власти, поскольку только это позволяет партии реализовать стратегические положения своей программы. Стратегические цели партии составляют часть той идеологической платформы, которая отражена в партийной программе, состоящей из таких компонентов, как образ будущего, оценка настоящего, средства и методы достижения видимых целей общественного и государственного развития.

198 Команджаев Е.А.

В соответствии с принципами идеологического плюрализма и политического многообразия, закрепленными законодательством демократических стран, политические партии вправе развивать и пропагандировать определенную систему взглядов, идей и ценностей, находящих отражение в принимаемых ими программах. Тем самым политические партии принимают активное участие в развитии идеологической системы общества, идеологическом воспитании граждан, распространении среди населения определенных ценностей, формировании общественного мнения, приобщении различных социальных слоев к политической деятельности, формировании у них чувства причастности к государственной политике и происходящим общественным процессам.

Список литературы

Конституция Российской Федерации. - М., 2003.

Федеральный закон Российской Федерации от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 29.

Основы теории политических партий ; под. ред. С.Е. Заславского. - М., 2007.

© Исмаилов Р.Р, 2009

Е.А. Команджаев

ЭВОЛЮЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ В КАЛМЫЦКОМ ХАНСТВЕ В КОНЦЕ XVM-XVШ ВЕКЕ

КОМАНДЖАЕВ Евгений Александрович - кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой государства и права Калмыцкого государственного университета (Элиста)

Аннотация. В статье рассматривается становление органов управления, существовавших в Калмыцком ханстве в конце XV.П-ХУШ веках, на основе анализа конкретных научных работ, отдельных законов, использование которых позволяло создавать административно-территориальные единицы и судебно-административные органы.

Ключевые слова: властные органы управления, Калмыцкое ханство, общекалмыцкие учреждения, феодальная знать калмыков, судопроизводство.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.