Научная статья на тему 'Теоретические основы исследования деятельности политических партий как субъекта политики в современной России'

Теоретические основы исследования деятельности политических партий как субъекта политики в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
3300
377
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ / ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО / ГОСУДАРСТВО / ОРГАНИЗАЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Вагина Лариса Сергеевна

Изучение политических партий как политико*правового явления, категории и института яв* ляется одним из наиболее значимых и перспективных направлений современной общественной науки. Теория политических партий (партология) представляет собой междисциплинарную об* ласть научного знания, изучающую общие закономерности возникновения, развития, функцио* нирования и организационного устройства политических партий. В данной статье рассматрива* ются теоретические основы политических партий, раскрывающие сущность политических партий, признаки, отличающие их от других общественных организаций, и функциональные особеннос* ти партий в политической системе общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы исследования деятельности политических партий как субъекта политики в современной России»

Вагина Л.С.

Оренбургский государственный университет E-mail: LogosVLS@yandex.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ КАК СУБЪЕКТА ПОЛИТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

Изучение политических партий как политико-правового явления, категории и института является одним из наиболее значимых и перспективных направлений современной общественной науки. Теория политических партий (партология) представляет собой междисциплинарную область научного знания, изучающую общие закономерности возникновения, развития, функционирования и организационного устройства политических партий. В данной статье рассматриваются теоретические основы политических партий, раскрывающие сущность политических партий, признаки, отличающие их от других общественных организаций, и функциональные особенности партий в политической системе общества.

Ключевые слова: политические партии, гражданское общество, государство, организация, политическая система, общество.

Основы общей теории политических партий были заложены в первой половине XX века исследованиями Дж. Брайса, М. Вебера, Р. Михельса, П. Сорокина, М. Острогорского и других ученых. В своих работах они определили предмет исследования, обозначили общенаучные и политологические методы исследования, сложился собственный категориальный аппарат. Возникает новое самостоятельное направление в политологии - партология. Большой вклад в разработку общей теории политических партий во второй половине XX века внесли М. Дюверже, К. фон Бойме, К. Джанда, Дж. Лапаломбара, Д. Сартори, С. Хантингтон и другие.

Один из основополагающих вопросов общей теории партий - это определение партии. Сущность партии исследователи пытались выразить в дефинициях. Одним из первых самое общее определение политической партии, краткое и емкое по содержанию, дал еще в начале XX века М.Я. Острогорский: партия - это «...группировка индивидов для достижения политической цели». История функционирования политических партий в Европе и России подтверждает этот тезис. Представители классической партологии (М. Острогорский, Р. Ми-хельс, М. Вебер, М. Дюверже) рассматривают политические партии массового характера как детище демократии и введения всеобщего избирательного права, целью которых является вовлечение в избирательный процесс широких слоев населения. Различные дефиниции, разработанные западными партологами и применяе-

мые при изучении разных типов партий, можно свести в две группы - узкое и широкое определение партии. В теории политических партий второй половины XX века (М. Дюверже, Дж. Сартори, К. фон Бойме и др.) узкое определение партии связывалось с партиями для выборов в демократических государствах. Так, по определению итальянского и американского философа и социолога Дж. Сартори, партия -это «любая политическая группа, имеющая официальное название, участвующая в выборах и способная путем участия в выборах замещать государственные должности своими кандидатами». Широкое определение, например, дает профессор университета Northwestern University (Эванстон, Иллинойс, США) Кеннет Джанда. Партия - это организация, преследующая цель достижения «правительственных должностей своими признанными представителями» путем участия в выборах, административного назначения или насильственного захвата [1]. Не потеряла актуальности и характеристика политических партий П.А. Сорокина как организаций, близких к открытым: вход и выход из них «нормально свободны», поэтому индивиды интенсивно циркулируют между ними и часто меняют свой «партийный костюм», что напоминает гостиницу. Колебания объема партий совершаются быстро и в широких масштабах. Данное явление было характерно для России конца XX века [2, с. 9]. На сегодняшний день в политической науке нет однозначного понимания сущности партий, общепринятая практика демократических стран позволяет вывес-

ти лишь квалификационные признаки партии как политического института.

Политические группы, именовавшиеся партиями, были известны еще в Древней Греции со времен Аристотеля. Тогда они представляли собой, как правило, группы в поддержку какого-либо политического деятеля (так называемые клиентелы). Обеспечивая известную координацию своих действий и усилий, клиен-телы быстрее достигали поставленных целей в интересах определенной личности и ее приближенных. Политические партии в их современном понимании возникли сравнительно недавно, в XIX в. Наиболее ярко партийное влияние и противостояние выразились в это время в Англии и в США. Позднее, к началу XX в., политические партии стали все больше отражать и отстаивать интересы уже не столько отдельных индивидов, сколько определенных слоев населения, классов и других социальных групп.

Политические партии существенно отличаются от внешне похожих на них других политических объединений (союзов, движений, клубов, кружков и т. п.) по ряду специфических признаков. Основной признак заключается в доминирующей цели деятельности политических партий - завоевании и осуществлении политической власти в обществе. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов от партии в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать, влиять на власть, оставаясь вне ее сферы. По мнению немецкого социолога М. Вебера, практически все партии стремятся к «ведомственному патронажу» - занятию их лидерами и их собственными свитами из чиновничьего и пропагандистского аппарата партии руководящих государственных постов политического характера. Другим весомым признаком политических партий является наличие детально разработанной политической программы и устава партии, наличие организационной структуры в центре и на местах.

Американские политологи Дж. Лапалом-бара и М.Вейнер в своей работе «Политические партии и политическое развитие» сформулировали еще несколько признаков политических партий:

- партия - это организация, то есть достаточно длительное время действующее объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе со своими организаторами;

- наличие устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

- обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и заканчивая активным членством в партии. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности [3, с. 46-47].

В этом качестве в большинстве случаев партии выражают интересы определенных социальных сил и призваны представлять эти силы в структурах власти. В данном контексте партии играют ключевую роль несущей конструкции как гражданского общества, так и политической системы.

В работах российских исследователей встречаются и более детализированные варианты перечня признаков политической партии. В частности, советский и российский ученый и правовед В.Е. Чиркин в числе существенных признаков политической партии, находящих отражение в законодательстве, выделяет ее добровольный, самоуправляемый, устойчивый и автономный характер, общность убеждений и целей ее членов как фактор образования партии, отсутствие целей извлечения прибыли, содействие формированию и выражению политической воли народа путем участия в выборах, осуществляемое на демократических принципах и на основе гласности, публичности и открытости [4, с. 104].

Сила политических партий во многом определяется их организованностью, соединением усилий их членов, поэтому они способны гораздо в большей степени, чем отдельные индивиды или другие общественные группы, влиять на политику и общественное мнение. Путем своего представительства в структурах власти партии более эффективно решают вопросы реализации политических интересов представляемой ими политической общности и соответствующих социальных групп.

Партии, возникающие в результате объединения воли и действий многих людей на ос-

нове определенных принципов, являются мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации. Они дают индивиду возможность выбирать не только между управляющими, но, что более важно, между различными вариантами будущего - в своей программе партия формулирует коллективную цель для общества, которую она обязуется выполнить в случае победы на выборах. По утверждению французского ученого, государствоведа М. Дюверже, «совершается любопытная эволюция, отражающая изменения сущности и роли партий. Первые партии были чисто избирательными организациями, чья основная функция состояла в обеспечении успеха их кандидатов: выборы были целью, партии - средством. Но затем развитие функций собственно партии как организации, способной непосредственно воздействовать на политическую жизнь, привело к тому, что выборы стали использовать в целях пропаганды самой партии» [5]. Получившие на выборах поддержку общества партии участвуют в формировании основных институтов государственной власти, сфера компетенции которых охватывает весь диапазон стоящих перед обществом проблем [6, с. 9-10]. Право каждого на объединение, закрепленное в ч. 1 ст. 30 Конституции РФ, относится к базовым ценностям общества и государства, основанным на принципах господства права и демократии, и включает в себя право свободно создавать политические партии для защиты своих интересов и свободу деятельности таких партий. С этим корреспондируют положения Международного пакта о гражданских и политических правах (п. 1 ст. 22) и Конвенции о защите прав человека и основных свобод (п. 1 ст. 11) о праве каждого на свободу объединения (ассоциации) с другими.

Природа партий и их роль в обществе понимаются неоднозначно: некоторые теоретики и политики считают партии источником здоровой конкуренции в обществе, другие же -предпосылкой разлада, т. е. при определенных условиях партии могут становиться источником конфликта, вносить в общество разлад, снижая тем самым уровень устойчивости общественной системы, деятельность массовых партий может создать угрозу «тирании масс» (М. Острогорский) или «тирании партий» (Н. Бердяев) как следствие противоречия меж-

ду политической культурой масс и ростом их влияния [7, с. 17-18].

Партии являются важнейшим элементом политической системы любого демократического государства. Без них сегодня практически невозможно само осуществление государственной власти. Крупный немецкий специалист по политическим партиям К. фон Бойме считает, что в политической системе партии выполняют четыре функции. Первая функция заключается в определении целей деятельности партии. Разрабатывая идеологию и программу, партии стремятся определить направляющие стратегии и убедить граждан в возможности альтернативных действий. Во второй половине ХХ века в ряде развитых стран появляются ряд новых типов политических партий - «всеядных партий», «партий хватай всех», «партий избирателей», «проблемно ориентированных партий», которые пошли на снижение идеологической заостренности своих программных позиций, ориентируясь на происходящие социальные и духовные изменения эпохи, заявили о своем стремлении стать «идеологически нейтральными организациями». Но, изучая сущность политических процессов, ряд зарубежных и российских исследователей заявляют об утопичности тезиса о «конце идеологий», выдвинутого в 60-е годы ХХ века в США и Западной Европе. Российскими политологами прогнозируется динамическое изменение идеологического спектра в будущем, и оно не обойдется без участия политических партий. В процессе реализации идеологической функции политическими партиями вначале максимально вырабатываются силами своих лидеров или актива базисные политические идеологии (хотя чаще всего вновь создаваемые партии идут сначала по пути идеологического заимствования). Следующий шаг по реализации - это деятельность по выработке политических программ и платформ на базе избранных политико-идеологических ценностей. Каждая партийная платформа представляет собой, с одной стороны, выражение степени и особенностей освоения или развития партиями той или иной идеологии (или нескольких идеологий), а с другой стороны, -некое множество целей и задач, которые партия намечает решить как в соответствии со своими идеологическими принципами, так и с учетом особенностей протекания реальных политичес-

ких процессов и существующих проблем. С содержательной точки зрения партийная платформа есть выражение некой модели политического устройства и развития (полной или частичной, реалистичной или нереалистичной), которую выстраивает и предлагает всякая политическая партия со своими идейными принципами, политическими целями и задачами. Это разносторонняя пропагандистская работа партийных структур с целью донесения до граждан, в первую очередь до своего электората, сущности своих идейно-политических позиций. В числе общих показателей РИ-кампаний партийных структур - рост числа сторонников и членов партийных организаций, голосов избирателей, получаемых в ходе избирательных кампаний. Итак, политические партии по степени своей «заряженности» и нацеленности на идейно-политическую деятельность - это самый заинтересованный, динамичный и профессиональный «носитель» и «производитель» политических идеологий, стоящий первым в ряду всех действующих общественно-политических объединений, а по степени своей идейно-политической гибкости, оперативному использованию ресурсов в конкурентной идейно-политической борьбе он превосходит и «медлительное» государство [8, с. 55]. Вторая функция - выражение и объединение общественных интересов. Выражать интересы людей могут и группы, однако лишь партии сводят их воедино в такой форме, которая оказывает непосредственное влияние на решение центральных государственных органов. Удовлетворять интересы каждого гражданина даже в демократическом обществе государственная власть физически не может. Партия взяла на себя функцию выделения из автомизированного множества частных интересов наиболее значимых и превращения их в групповые политические интересы, с которыми может взаимодействовать государство. Благодаря партиям на смену стихийным, зачастую противоправным выступлениям толпы пришло осознанное, узаконенное конституцией участие граждан в политике государства. Интегрируя индивидов в социальные группы со своими интересами, партии преобразуют массы в общество граждан и способствуют формированию политической воли народа, а интегрируя групповые интересы в политику государства, партии способствуют материализации полити-

ческой воли народа, ее превращению во власть народа. Третья функция - мобилизация и социализация граждан. Партии стремятся усилить политическую активность граждан и создать основу долгосрочной политической деятельности. Однако здесь их значение уменьшается. И эту функцию все больше берут на себя СМИ. Четвертая функция - формирование элиты и правительства. Политические партии имеют программные документы, публикуемые для всеобщего сведения. Политические партии вправе выдвигать кандидатов в депутаты, вести предвыборную агитацию, пользоваться государственными средствами массовой информации.

В современных условиях полноценное функционирование партий как институтов политического опосредования является необходимой предпосылкой устойчивости общественной системы. Государство, заинтересованное в стабильном развитии гражданского общества, должно совместно с политическими партиями разрабатывать программу развития гражданского общества, основанную на основах морали и права и направленную на развитие каждого гражданина.

Теоретическая ценность различных концепций в разработке данного вопроса несомненна. Однако этого недостаточно для анализа современных российских политических партий. Поэтому рассмотрим нормативные основы деятельности партий по Федеральному закону «О политических партиях», принятому парламентом РФ в 2001 году. В данном законе дано юридическое определение партии. «Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления» (ст. 3, гл. 1) [9].

В преамбуле этого закона говорится следующее: «В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологий, целей и за-

дач. Государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов политических партий». Федеральный закон заложил правовую базу упорядочения организационно оформленного механизма взаимодействия гражданского общества и государства, основным звеном которого и является политическая партия, агрегирующая и транслирующая во власть все многообразие интересов, потребностей и запросов разнообразных слоев россиян. Политические партии выступают основными структурно оформленными субъектами избирательного процесса, полномочными представителями тех и или иных слоев или групп электората. Согласно статье 7 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» политическая партия является единственным видом общественного объединения, которое обладает правом выдвигать кандидатов (списки кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти. В случаях, предусмотренных уставом политической партии, ее региональные отделения и иные структурные подразделения вправе принимать участие в выборах, в референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о референдумах. Выдвигать кандидатами в депутаты, в том числе в составе списков кандидатов, на выборные должности в органы государственной власти и органы местного самоуправления граждан Российской Федерации, которые являются членами иных политических партий, политическая партия не вправе. При выдвижении кандидатов (списков кандидатов) политическая партия обязана опубликовать свою предвыборную программу в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации о выборах.

Закон детально регламентирует: создание политической партии; государственную регистрацию политической партии; внутреннее устройство политической партии; права и обязанности политической партии; государственную поддержку политических партий; государственное финансирование политических партий; участие политических партий в выборах и референдумах; приостановление деятельности и ликвидацию политических партий.

Согласно этому закону деятельность политических партий в Российской Федерации ос-

новывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности; является общедоступной; не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением следующих ограничений:

- запрещаются создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных и военизированных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

- не допускается создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности;

- не допускается создание структурных подразделений политических партий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных силах Российской Федерации, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;

- не допускается создание и деятельность на территории Российской Федерации политических партий иностранных государств и их структурных подразделений;

- не допускается вмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, равно как вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий.

На протяжении всей истории новой России политические партии пытались играть заметную роль в государственном управлении. Однако, не имея серьезных законодательно закрепленных институциональных возможностей влияния на власть, партии длительное время не могли опираться на эффективный конституционно-правовой инструментарий юридической регламентации их организации и деятельности, характерный для большинства стран западной демократии. Мировой политический опыт показывает, что уровень развития конституци-

онализма, степень становления гражданского общества самым непосредственным образом зависят от того, насколько институционализировался политический плюрализм. Федеральный закон «О политических партиях» привел в

стройную систему правовую основу деятельности политических партий, которая вобрала в себя опыт партийного законодательства европейских стран и практический опыт функционирования политических партий России.

24.03.2011

Список литературы:

1. Сорокин П.А. Система социологии. - М., 1993. - Т. 2. - С. 257.

2. Никифоров Ю.Н., Никифоров А.Ю. Политические партии современной России: эволюция многопартийности и статуса партии. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2008. - 168 с.

3. Тимофеева В.И. Политические партии современной России как активный и профессиональный «носитель» и «производитель» политических идеологий: теоретические и практические аспекты // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. - 2006. - №6. - С. 46.

4. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. М.: Юрист, 1997. - 568 с.

5. Дюверже М. Политические партии [Электронный ресурс]. - И^: http://ihtik.lib.ru/ (дата обращения 3.12. 2010).

6. Кулик А. Партийная демократия: политические партии в формировании открытого общества на Западе и в России. М.: Магистр, 1997. - 140 с.

7. Шабров О.Ф. Партогенез и партийные системы: параметры, классификация, российская реальность // Социология власти. - 2006. - №1. - С. 17-18.

8. Тимофеева В.И.Политические партии современной России как активный и профессиональный «носитель» и «производитель» политических идеологий: теоретические и практические аспекты // Вестник МГУ. Серия 12. Политические науки. -2006. - №6. - С. 55.

9. О политических партиях: Федеральный закон №95-ФЗ от 11 июля 2001 года (изм. и доп. от 26 апреля 2007 года) // Справочная правовая система ГАРАНТ.

Сведения об авторе:

Вагина Лариса Сергеевна, старший преподаватель кафедры политологии Оренбургского государственного университета, соискатель 460018, г. Оренбург, пр-т Победы, 13, к. 2553, тел. (3532) 372578, е-шаП: logosvls@yandex.ru

UDC 32 Vagina L.S.

THE THEORETICAL BASIS FOR STUDY OF POLITICAL PARTIES AS THE SUBJECT OF POLITICS IN MODERN RUSSIA

The study of political parties as political-legal phenomenon, category, and institute is one of the most important and promising areas of contemporary social science. The theory of political parties (partology) is an interdisciplinary area of scientific knowledge that addresses general patterns of occurrence, development, operation and organizational structure of political parties. This article explores the theoretical foundations of political parties, revealing the essence of political parties, the attributes that distinguish them from other social organiza-

tions, and functional features of parties in the political system of society.

Keywords: political parties, civil society, state, organization, political system, society

Bibliography:

1. Sorokin PA. The system of sociology. - M., 1993. - Vol.2. - S. 257.

2. Nikiforov Y.N., Nikiforov A.Y, Political parties of modern Russia: the evolution and status of multi-party.- Ufa: RIP BSU,

2008. - 168 s.

3. Timofeev V.I. political parties of modern Russia as an active and professional «media» and «producer» of political ideologies: theoretical and practical aspects / Bulletin of Moscow University. Ser.12. Political science. - 2006. - №6. - P 46.

4. Chirkin V.E. constitutional law of foreign countries. Moscow: Jurist, 1997. - 568 sec.

5. Duverger M. Political parties [Electronic resource]. - URL: Http://ihtik.lib.ru/ (the date of treatment 3.12.2010).

6. Kulik party democracy: political parties in the formation of an open society in the West and in Russia. MA: Master of Arts -1997. - 140.

7. Shabrov O.F. Partogenez and party systems: parameters, classification and Russian Reality / / Sociology of power. -2006. - №1. - P. 17-18.

8. Timofeev V.I. political parties of modern Russia as an active and professional «media» and «producer» of political ideologies: theoretical and practical aspects, Vestnik MGU, Series 12, Political Science - 2006.- №6.- p. 55.

9. On political parties: Federal Law №95 - FZ, dated July 11, 2001 (Amended and added. April 26, 2007) // Reference Legal safeguards system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.