Научная статья на тему 'Фрактальная графика в дизайне'

Фрактальная графика в дизайне Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1225
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Иванова О.В., Пискорская С.Ю.

В данной статье речь пойдет об особой значимости использования фрактальной графики в областях информатики и дизайна с развитием глобальных компьютерных технологий, об истории возникновения фракталов и сферах распространения графических дизайнерских идей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Фрактальная графика в дизайне»

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

ляет собой Россия и куда она идет. России необходима новая идеология. Я уверен, что национальная идея помогла бы и в удвоении ВВП, и при решении других вопросов - об этом свидетельствует опыт множества развитых стран. Институтом, который сформирует эту идею, должно стать государство».

Однако национальная идея невозможна без создания положительного образа России - сначала в глазах самих россиян, а потом и жителей других стран. Пока же дела с этим обстоят неважно. Четверть опрошенных заявили, что России гордиться нечем. Чертами, свойственными русскому национальному характеру, большинство респондентов назвали широту души, терпимость, пьянство, лень, сострадание, самопожертвование, низкую культуру и религиозность.

Зачем же вообще нужна НИ? Это хороший способ сплотить людей для решения глобальной задачи. Скажем, «американская мечта», т. е. представление, что любой чистильщик обуви может стать миллионером, способствует социальной мобильности. К тому же человек, находящийся внизу, готов терпеть, потому что у него есть перспектива.

Не только в нашей стране идет обсуждение того, что в России нет национальной идеи, специалисты по рекламе из-за рубежа тоже имеют свою позицию на этот счет.

Шон Камминз, которого приглашали председателем жюри московского фестиваля рекламы, говорил об этом: «Это мой первый визит в Россию и меня удивило то, что я не почувствовал, не увидел в рекламе, которую оценивал, русской культуры. Я просмотрел очень много работ, и мне показалось, что, на самом деле, они могли быть сделаны в любой точке мира. Я не смог нащупать «национальности», этой внутренней мысли, инсайда, который характерен именно для русской культуры. Да, люди по своей природе одинаковы во всем мире: они любят, злятся, смеются и создают семьи, но я хочу видеть, как это по-русски, как здесь люди проявляют свои эмоции, как здесь осуществляют свои мечты. Современная российская реклама мне этого не рассказала. Думаю, это говорит о том, что русским не хватает понимания чувства собственной идентичности, которую они могли бы донести до всего мира, не боясь быть непонятными».

Но недавно рекламисты все же решили заняться этим актуальным вопросом. Агентство BNT Alliance

организовало конкурс среди рекламистов на разработку «Национальной Идеи России». На специально созданном сайте была размещена задача: разработать концепцию бренда «Россия», зарегистрироваться на сайте и опубликовать ее для дальнейшего голосования.

Подробности поясняются в креативном брифе. Продукт, в данном случае - это одновременно российский народ, российская история, российская государственность. Причина - необходимость такой формулировки для самой нации. Так уж совпало, что недавно по этому поводу высказывались многие власть имущие, вплоть до премьер-министра В. В. Путина.

«... У нас с вами, в России, есть еще такая «старинная русская забава» - поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное. Этим можно заниматься всегда и бесконечно» В. В. Путин.

Однако это только начало. Полагается, что позиционирование России и построение ее внутренних и внешних коммуникаций как страны и как государства может и должно быть основано на абсолютных и четко сформулированных особенностях бренда «Россия». А в том, что к этому должны быть привлечены в первую очередь российские рекламисты, вообще нет никаких сомнений.

В заключении хотела бы высказать свое мнение на этот счет. Возможно, что у нас нет проявления «национальности» и это, скорее всего, объясняется тем, что вся реклама, как институт, пришла к нам с запада, принеся свои основы и традиции. Также нужно учитывать то, что подавляющее число платежеспособной ЦА в России стараются жить на западный манер и во всем ориентироваться на запад, отсюда и западная стилистика.

Так же за 30 секунд или 1 минуту ужасно сложно рассказать о таких понятиях, как национальность и самобытность, чтобы не стать карикатурой. Ведь есть примеры российской рекламы, где пытались придать русский колорит, но она побольше своей части выглядит именно карикатурно, не искренней. Но все, же национальная идея существует, ее просто никто не может выразить и объяснить. Будем надеяться, что в скором будущем все изменится.

© Зайка А. Ю., Пискорская С. Ю., 2010

УДК 669.713.7

О. В. Иванова Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ФРАКТАЛЬНАЯ ГРАФИКА В ДИЗАЙНЕ

В данной статье речь пойдет об особой значимости использования фрактальной графики в областях информатики и дизайна с развитием глобальных компьютерных технологий, об истории возникновения фракталов и сферах распространения графических дизайнерских идей.

Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»

Вопрос об использовании фрактальной графики появился в конце 70-х годов и уже сегодня прочно вошёл в обиход математиков и компьютерных художников. Эпоха компьютерной революции дала начало новой, более сложной фазе развития человечества - информационному обществу. На протяжении последних ста пятидесяти лет человечество становится свидетелем зарождения и бурного развития дизайна - феномена технологического и эстетического прогресса общества, который принёс с собой множество новых форм, цветов, звуков, а вместе с ними - и новых эстетических впечатлений.

Возникнув как высокотехнологичный вид деятельности, чтобы «очеловечить» продукцию машинного производства, дизайн сегодня использует самые современные информационные технологии, допускающие построение моделей объектов, которые или не поддаются изображению традиционными способами, или требуют в обычных условиях колоссальных затрат времени, а также богатый арсенал средств информатики, связанных с поиском и обработкой информации.

Очевидно, что дизайн и информатика в информационном обществе очень близки и имеют точки соприкосновения. Дизайн поставляет комфорт и массу эстетических впечатлений, сближает гуманитарную и техническую сферы творчества, предвосхищает будущее и проектирует его без какой-либо опоры на существующие прототипы. История возникновения дизайна как профессии и его теоретические концепции отражены в работах многих ученых, таких как В. Р. Аронов, В. В. Волкова, Л. Б. Пере-верзев и других.

Слово фрактал образовано от латинского -fractus и в переводе означает «состоящий из фрагментов». Оно было предложено математиком Бенуа Мандельбротом в 1975 г. для обозначения нерегулярных, но само - подобных структур, которыми он занимался. Рождение фрактальной графики принято связывать с выходом в 1977 г. книги Мандельброта «The Fractal Geometry of Nature». В его работах использованы научные результаты других учёных, но только в наше время удалось объединить их работы в единую систему.

Определение фрактала, данное Мандельбротом: фракталом называется структура, состоящая из частей, которые в каком-то смысле подобны целому. Из всех типов фракталов наиболее наглядными являются геометрические фракталы.

Перефразируя это определение, можно сказать, что в простейшем случае небольшая часть фрактала содержит информацию обо всём фрактале. Например, снежинка несет информацию о снежном сугробе, а горный камень имеет те же самые очертания, что и горный хребёт. Благодаря этому свойству, можно использовать фракталы для генерирования поверхности местности, которая походит на саму себя, независимо от масштаба, в котором она отображена. Компьютеры дают возможность строить модели бесконечно детализированных структур. Есть много методов создания фрактальных изображений на компью-

тере. Два профессора математики из Технологического института штата Джоржия разработали широко используемый метод, известный как системы интегрируемых функций (СИФ). С помощью этого метода создаются реалистичные изображения природных объектов, таких, например, как листья папоротника, деревья, при этом неоднократно применяются преобразования, которые двигают, изменяют в размере и вращают части изображения. В СИФ используется само-подобие, которое есть у творений природы, и объект моделируется как композиция множества мельчайших копий самого себя.

Эта идея нашла использование в компьютерной графике благодаря компактности математического аппарата, необходимого для её реализации. Так, с помощью нескольких математических коэффициентов можно задать линии и поверхности очень сложной формы.

Сегодня постоянно усовершенствуются алгоритмы синтеза коэффициентов фрактала, позволяющего воспроизвести копию любого объекта сколь угодно близкую к исходному оригиналу. С точки зрения машинной графики, фрактальная геометрия незаменима при генерации сложных евклидовых объектов, образы которых весьма похожи на природные. Геометрические фракталы на экране компьютера - это узоры, построенные самим компьютером по заданной программе. Они очень красивы, необычны и интересны. Многие художники и дизайнеры рассматривают фракталы как новый вид компьютерного искусства. Создатель фракталов - это художник, скульптор, фотограф, изобретатель и учёный в одном лице. Создатель сам задаёт форму рисунка математической формулой, исследует процесс, варьируя его параметры, выбирает вид изображения и палитру цветов, то есть творит рисунок «с нуля».

Следует обратить внимание на то, что фрактальная компьютерная графика - вычисляемая, при этом никакие объекты в памяти компьютера не хранятся, поэтому ничего, кроме формулы хранить не надо. Изменив коэффициенты в уравнении, можно получить совершенно другую картину. Фрактальные узоры часто используют в качестве красивых фрактальных заливок в редакторах растровой и векторной графиках, при создании иллюстраций, интерфейсов программных продуктов, фонов для web-страниц и прочего. Сейчас сложно найти людей, которых бы не завораживало созерцание фрактальной графики - в ее таинственных элементах кому-то может представляться ночное пламя костра, кому-то -длинные плети колышущихся водорослей в толще воды, кому-то - целое таинство Вселенной.

В заключение следует прийти к выводу, что в последнее время отмечается рост интереса к дизайну и стремление максимально использовать его возможности для эстетики предметно - пространственной среды. Фрактальная графика - это новый вид компьютерного искусства, который требует постоянного развития для использования его в дизайне.

© Иванова О. В., Пискорская С. Ю., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.