Секция «Фундаментальнее и прикладньш проблемы культурологии»
многие люди бы не узнали каков нормальный кислотно-щелочной баланс и что это вообще такое.
В современной российской рекламе заметную часть информации общечеловеческого интереса составляют сведения об исторических фигурах и событиях. В последние годы - это образы Петра I, Екатерины II, А. В. Суворова, отсылки к конкретным страницам истории России (в первую очередь славным, таким, как победа в войне с Наполеоном) [1].
Исторические мотивы в рекламе действительно популярны в нашей стране. Такая реклама востребована, люди испытывают к ней интерес. Известно, что мерой популярности любого текста является его вхождение в фольклор, а степень вхождения в фольклор, в народные анекдоты телевизионных рекламных роликов исторической тематики весьма велика - вспомним хотя бы знаменитое «Ждем-с!» из сюжета про Екатерину Великую и графа Суворова. Данный сюжет стал одним из самых запомнившихся. Нет уже и банка «Империал», благодаря которому была создана серия роликов «Всемирная история», а сюжет живет в народной памяти. И все это при общем негативном отношении к рекламе [3].
Можно сделать вывод, что нынешнее использование исторической тематики в рекламе совершенно закономерно. Современная российская реклама стала одним из каналов напоминания об историческом прошлом, а возможно, и одним из инструментов исторического самосознания нации. Таким образом, она выполняет не только коммерческие, но и важные социальные функции, помогая искоренить «историческое беспамятство» и содействуя развитию уважения и интереса к родной истории [4].
В заключении хотелось бы добавить, хорошая реклама - это маленькое произведение искусства. И
не случайно в разных странах проводятся различные конкурсы рекламной продукции. В США главный приз называется «Клио»- по имени одной из девяти муз. Это своего рода рекламный «Оскар». На ежегодном конкурсе представляются 10 тыс. рекламных клипов из разных стран [5].
Конечно, далеко не все рекламные ролики представляют собой произведение искусства. К сожалению, мы видим на нашем телеэкране массу пошлых, глупых, а то и просто вредных реклам.
Таким образом, реклама стала ярким социокультурным явлением и привлекает внимание многих ученых и практиков. О рекламе написано много слов хвалебных и уничижительных, язвительных и патетических. Ясно одно, что реклама - не приправа к бизнесу, политике и торговле, а жизненно важная часть культуры, экономики, политики.
Библиографические ссылки
1. Костюк В. Н. Информационные процессы в постиндустриальном обществе // Полис. 1996. № 2. С. 101-110.
2. Пирогова Ю. К. Современные творческие рекламные стратегии и их отражение в тексте. Рекламный текст: семиотика и лингвистика. М. : Изд. дом Гребенникова, 2000. С. 46.
3. Ромат Е. В. Реклама : учебник для студ. спец. «Маркетинг». Киев, 2000. С. 70-74.
4. Федорова Л. Н. Реклама в социоинформаци-онном пространстве: Социологические эссе. М. : Моск. рекл. обозрение, 1996.
5. Шлезенбер М. Л. Циклы американской истории. М. : Прогресс, 1992. С. 66.
© Заблоцкая Д. В., Непомнящий Л. А., 2010
УДК 168.522
А. Ю. Зайка Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ ЧЕРЕЗ РЕКЛАМУ
С завидной периодичностью все СМИ страны в один голос вещают нам об очередной обретенной национальной Идее. Начинается якобы бурная деятельность по Возрождению России.
Что же такое эта национальная идея, о которой все говорят, но никто ее не видит. Понятие «Национальная Идея» в «Современном философском словаре» объясняется так: «Национальная идея выражает цель и смысл бытия данного этноса - народа, нации в настоящем и будущем, с учетом прошлого исторического опыта и опыта других народов». Нация не может существовать длительное время без национальной идеи - лишенная такого ориентира интеллектуальная элита и власть неизбежно заведут народ в тупик, часто кровавый.
Но в наши дни люди перестали задумываться о самоидентификации и самобытности русского наро-
да. А национальная идея дает развитие и процветание страны в целом.
В прошлые года, Союз создателей социальной рекламы представил на российской конференции Всемирного экономического форума исследование, посвященное самоидентификации современного российского общества. По мнению его организаторов, полученные результаты могут быть полезны для формирования национальной идеи. Которая, в свою очередь, позволит получать от государства выгодные заказы на ее продвижение.
Президент союза Дмитрий Коробков говорил: «Речь идет о понимании того, что сейчас представ-
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки
ляет собой Россия и куда она идет. России необходима новая идеология. Я уверен, что национальная идея помогла бы и в удвоении ВВП, и при решении других вопросов - об этом свидетельствует опыт множества развитых стран. Институтом, который сформирует эту идею, должно стать государство».
Однако национальная идея невозможна без создания положительного образа России - сначала в глазах самих россиян, а потом и жителей других стран. Пока же дела с этим обстоят неважно. Четверть опрошенных заявили, что России гордиться нечем. Чертами, свойственными русскому национальному характеру, большинство респондентов назвали широту души, терпимость, пьянство, лень, сострадание, самопожертвование, низкую культуру и религиозность.
Зачем же вообще нужна НИ? Это хороший способ сплотить людей для решения глобальной задачи. Скажем, «американская мечта», т. е. представление, что любой чистильщик обуви может стать миллионером, способствует социальной мобильности. К тому же человек, находящийся внизу, готов терпеть, потому что у него есть перспектива.
Не только в нашей стране идет обсуждение того, что в России нет национальной идеи, специалисты по рекламе из-за рубежа тоже имеют свою позицию на этот счет.
Шон Камминз, которого приглашали председателем жюри московского фестиваля рекламы, говорил об этом: «Это мой первый визит в Россию и меня удивило то, что я не почувствовал, не увидел в рекламе, которую оценивал, русской культуры. Я просмотрел очень много работ, и мне показалось, что, на самом деле, они могли быть сделаны в любой точке мира. Я не смог нащупать «национальности», этой внутренней мысли, инсайда, который характерен именно для русской культуры. Да, люди по своей природе одинаковы во всем мире: они любят, злятся, смеются и создают семьи, но я хочу видеть, как это по-русски, как здесь люди проявляют свои эмоции, как здесь осуществляют свои мечты. Современная российская реклама мне этого не рассказала. Думаю, это говорит о том, что русским не хватает понимания чувства собственной идентичности, которую они могли бы донести до всего мира, не боясь быть непонятными».
Но недавно рекламисты все же решили заняться этим актуальным вопросом. Агентство BNT Alliance
организовало конкурс среди рекламистов на разработку «Национальной Идеи России». На специально созданном сайте была размещена задача: разработать концепцию бренда «Россия», зарегистрироваться на сайте и опубликовать ее для дальнейшего голосования.
Подробности поясняются в креативном брифе. Продукт, в данном случае - это одновременно российский народ, российская история, российская государственность. Причина - необходимость такой формулировки для самой нации. Так уж совпало, что недавно по этому поводу высказывались многие власть имущие, вплоть до премьер-министра В. В. Путина.
«... У нас с вами, в России, есть еще такая «старинная русская забава» - поиск национальной идеи. Это что-то вроде поиска смысла жизни. Занятие в целом небесполезное и небезынтересное. Этим можно заниматься всегда и бесконечно» В. В. Путин.
Однако это только начало. Полагается, что позиционирование России и построение ее внутренних и внешних коммуникаций как страны и как государства может и должно быть основано на абсолютных и четко сформулированных особенностях бренда «Россия». А в том, что к этому должны быть привлечены в первую очередь российские рекламисты, вообще нет никаких сомнений.
В заключении хотела бы высказать свое мнение на этот счет. Возможно, что у нас нет проявления «национальности» и это, скорее всего, объясняется тем, что вся реклама, как институт, пришла к нам с запада, принеся свои основы и традиции. Также нужно учитывать то, что подавляющее число платежеспособной ЦА в России стараются жить на западный манер и во всем ориентироваться на запад, отсюда и западная стилистика.
Так же за 30 секунд или 1 минуту ужасно сложно рассказать о таких понятиях, как национальность и самобытность, чтобы не стать карикатурой. Ведь есть примеры российской рекламы, где пытались придать русский колорит, но она побольше своей части выглядит именно карикатурно, не искренней. Но все, же национальная идея существует, ее просто никто не может выразить и объяснить. Будем надеяться, что в скором будущем все изменится.
© Зайка А. Ю., Пискорская С. Ю., 2010
УДК 669.713.7
О. В. Иванова Научный руководитель - С. Ю. Пискорская Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ФРАКТАЛЬНАЯ ГРАФИКА В ДИЗАЙНЕ
В данной статье речь пойдет об особой значимости использования фрактальной графики в областях информатики и дизайна с развитием глобальных компьютерных технологий, об истории возникновения фракталов и сферах распространения графических дизайнерских идей.