с детьми и юношеством. Соотнесение этих встречных процессов реально осуществляется на уровне воспитательного пространства школы, которое представляет собой уникальную систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями.
Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в области саморазвития личности подтверждают особую социальную востребованность этой идеи и дают возможность совершенствовать практическую деятельность учреждений образования, нацеливая их на реализацию воспитательных идей педагогической поддержки сотрудничества, разработку индивидуальных образовательных, методических, управленческих проектов, нацеленных на создание условий для саморазвития личности учащихся.
Литература
1. Афанасьева, Е.Д. Инновационная культура педагогов / Е.Д. Афа-
насьева, Л.Г.Борисова // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. - 2004. - № 5. [Электронный ресурс] - URL: http: //
image.website. ru / 05 / textarticle.htm. (14.11.2012).
2. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. - 416 с.
3. Межуев, В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования / В.М. Межуев - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. - 440 с.
4. Ярошенко, Н.Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - Москва,2011. - №6. - С. 66-73.
И.А. Герасимова
Формирование ценностных ориентаций молодежи в современном обществе: социально-культурный аспект
Трансформация российского общества затронула все сферы жизнедеятельности людей. Предстоящие задачи по модернизации общества требуют реалистического осмысления его основных тенденций. Именно поэтому становится актуально, как никогда, понимание сложной проблематики молодежного сознания - наиболее энергичной и дееспособной социальной силы.
По сути, структурная трансформация ценностей молодых людей в условиях радикальных российских реформ является не столько известным социальным процессом, сколько социально-культурной и гуманитарной проблемой. Тотальный кризис породил ситуацию глубокой миро-
102
воззренческой дезориентации в молодежной среде, и не следует надеяться на то, что ситуация разрешится сама собой. С одной стороны, за прошедшие десятилетия произошла латентная эрозия норм и образцов поведения молодежи, которая деформировала существовавший механизм межпоколенной передачи традиционных ценностей. С другой - изменилась смысловая интерпретация таких базовых понятий, как «ценностные ориентации», «справедливость», «труд», «достаток», «жизненный успех», «уважение», «образование», «досуг», «семья» и т. д.
Сложившаяся ситуация в сфере развития молодого поколения неоднозначна. С одной стороны, современную молодежь отличает рост самостоятельности, практичности и мобильности, ответственности за свою судьбу, резкое повышение заинтересованности в получении качественного образования и профессиональной подготовки, влияющей на дальнейшее трудоустройство и карьеру. Молодые люди стремятся к интеграции в международное молодежное сообщество, в общемировые экономические, политические и гуманитарные процессы.
С другой стороны, молодым людям присущ низкий уровень интереса и участия в событиях политической, экономической и культурной жизни. Остаются распространенными явлениями криминализация молодежной среды, влияние в ней деструктивных субкультур и сообществ. Не спадает острота проблемы социальной интеграции молодых людей с ограниченными возможностями, детей сирот, подростков из неблагополучных семей.
В настоящее время проблеме базовых ценностей российских граждан посвящено много работ отечественных исследователей. Наиболее серьезные разработки ведутся в Институте социологии РАН, Институте философии РАН, в Национальном исследовательском университете - Высшей школе экономики и др. Большой интерес представляют исследования члена-корреспондента РАН Н. Лапина, а также Л. Беляевой, Н. Тихоновой, М. Горшкова, Н.Лебедевой, А. Татарко, В. Магуна, М. Руднева, В. Ядова и др. Немаловажно и то, что в 2006 г. Россия впервые участвовала в Европейском социальном исследовании (ESS). Это позволило, в частности, получить сравнительные данные о состоянии ценностных ориентаций россиян и представителей других европейских государств. Результаты этих разработок позволяют рассмотреть и такую локальную проблему, как влияние ценностных ориентаций на формирование человеческого капитала - как индивидуального, так и страны в целом [3: 82].
Переход к рыночным отношениям создал социальное расслоение, раннее неизвестное в России, и одна из областей, где это особенно хорошо видно, - это неравный доступ к высшему образованию. В проведенном исследовании «Молодежь в России» (2010 г.), основанном на обзоре печатного материала, представителем ООН Яэль Охана, международным экспертом Frankly Speaking Training Development, был проанали-
зирован феномен социального неравенства молодежи по отношению к такому общественному благу, как образование, и вытекающие проблемы жизненного старта молодых россиян [1].
Высшее образование, в том числе в его государственной подсистеме, стремительно переходит на платную основу. Неформальные связи, как и прежде, важны и определяют доступ для молодых людей к образовательным учреждениям, дающим качественное образование. Обращает на себя внимание недостаточное финансирование образования государством. Затраты на образование в России оцениваются в проекте ЮНЕСКО «Взгляд на образование» всего лишь в 3,8% от внутреннего валового продукта [7]. Многие эксперты в области образования указывают на то, что низкие капиталовложения в образование повлекут долгосрочные последствия для его качества и релевантности, некоторые аналитики считают, что сейчас в России достаточно общих ресурсов, чтобы инвестировать намного больше.
В открытых дебатах по образованию было выражено существенное беспокойство слабой эффективностью современной системы образования в России по сравнению с другими странами. В Советском Союзе за сравнительно короткий срок была достигнута всеобщая грамотность, и его система образования вызывала уважение за высокий уровень достижений в области естественных наук. Но, с началом переходного периода, ситуация изменилась. Низкий уровень финансирования образования в течение многих лет дал свой результат. С 2000 по 2006 год, по данным исследований Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), показатели работы российского образования ухудшились [6]. Показатели российских учащихся статистически значительно ниже средних по ОЭСР. Российские учащиеся занимают 33-38 место по естественнонаучным дисциплинам, 32-36 место по математической' грамотности и 37-40 - по чтению. Показатели ЮНЕСКО, представленные в исследовании «Взгляд на образование» по состоянию на январь 2008 года, также указывают на ухудшение в системе начального образования по сравнению с пиком, достигнутым в 1991 году. Галина Ковалева, координатор исследований, проведенных в России в 2006 году Международной программой по оценке образовательных достижений учащихся (PISA), заявила: «Это значит, что наши школьники хуже своих сверстников из многих стран по своей способности использовать знания на практике, делать выводы, понимать сущность вещей и даже демонстрировать гражданскую активность, имея дело с проблемами, связанными с наукой». Впрочем, эти данные и оценки оспариваются другими российскими исследователями, поскольку, во-первых, речь здесь идет не вообще о показателях начального образования, а о показателе окончания начального образования. Во-вторых, снижение этого показателя, в свою очередь, связано с методикой расчета, неточно отражающей российскую
действительность. Об этом, в частности, свидетельствует то, что российские школьники начальных классов заняли в 2007 году первое место в международном исследовании качества образования TIMIS. Некоторые эксперты считают, что традиционно сильные стороны российского образования в естественных науках не могут быть раскрыты исследованиями PISA, так как оно обладает иными целями, в основном продиктованными нуждами современного информационного общества. Это предполагает, что современная система образования в России обеспечивает студентов прочным запасом теоретических знаний, но прилагает мало усилий для развития способности выходить за рамки учебной программы и применять их в практической жизни [5].
Безусловно, качество образования влияет на формирование ценностных ориентаций молодого поколения. На основе исследований ИСПИ РАН (2002 г.) можно сделать вывод об устойчивости структуры духовных ценностей в сознании молодежи, а также о некоторых тенденциях их изменения. Этот вывод вошел в текст государственного доклада о положении молодежи, опубликованного в 2003 году: «Ведущие позиции, как раньше, так и теперь занимают чувства, которые возникают у молодых людей в отношениях со сверстниками, - любовь, дружба, верность, долг. Хотя процент молодежи, идентифицирующей себя с этими ценностями, несколько снизился по сравнению с 1999 г., очевидно, что духовность остается главной ценностью в межличностных отношениях» [4: 22].
В структуре ценностей достаточно значимое место занимают ценности материального благополучия, и, напротив, ценности социального служения отходят на второй план. Многолетними данными мониторинга «Российский вуз глазами студентов», где респондентам предлагалось охарактеризовать свое представление о «хорошей жизни», подтверждается, что четыре ключевые позиции сохраняют устойчивый приоритет в оценках студентами критериев «хорошей жизни», а именно: «быть материально обеспеченным»; «иметь хорошую семью»; «быть здоровым»; «иметь хорошую работу» [2].
Иерархия ценностей «нового поколения российской молодежи» может быть представлена по материалам одного из многочисленных эмпирических исследований Калининградского фонда Социальных и рыночных исследований (2008 г.). Приоритетным показателем в иерархии ценностей является «семья», «любовь», «брак», «дружба»; им не намного уступают «деньги», «карьера», «успех», «недвижимость», «стабильность». К сожалению, последние места занимают такие ценности как: «совесть», «духовность», «творчество», «ответственность», «служение обществу».
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2010 года подчеркнуто: «Забота о будущих поколениях - это самые надежные, умные и благородные инвестиции...». Соответственно, внимание к формированию ценностей и ценностных
ориентаций должно стать первоосновой любого общества. Они определяют сферу человеческой жизнедеятельности, интересы, потребности, социальные отношения, критерии оценки значимости, выраженные в нравственных идеалах, установках, что придает для каждого особый жизненный смысл. Ценности являются не только ориентиром жизни человека, определяющим его цель и стремления, но и выступают в качестве механизма социально-культурного контроля, демонстрации здорового образа жизни, качества «человеческого капитала», социальной адаптации, гражданственности.
Новые приоритеты в системе ценностей, интересов и социальных норм у молодежи найдут в дальнейшем отражение в их сознании, а затем и в поведении, активности и, в конечном счете, в социальном самочувствии. Активная жизненная позиция молодежи чаще всего выражается в росте трудовой, общественно-политической, познавательной и других видах активности, в социальной мобильности, в формировании не анархично рыночного сознания, а цивилизованного продуктивно осмысленного менталитета. И этот процесс должен быть регулируемым и управляемым.
Литература
1. Константиновский, Д. Л. Неравенство и образование: опыт социологических исследований жизненного старта российской молодежи (1960-е годы - начало 2000-х) / Д. Л. Константиновский. - Москва: ЦСО, 2008. - 551 с.
2. Отчеты по результатам мониторинга за 2004-2009 годы. - [Электронный ресурс]. - URL: http: // mosgu.ru / nauchnaya / ifpi / csm / search / (14.11.2012).
3. Плискевич, Н.М. Человеческий капитал в трансформирующейся России / Н.М. Плискевич. - Москва: Ин-т экономики РАН, 2012. - 231 с.
4. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 год / Ю.А. Зубок, В.И. Чупров (отв. ред.); Минобразования России. - Москва, 2003. - 151 с.
5. Is Pulp Fiction Russians Failure // Moscow News. - 2007. - № 51.
6. The Programme for International Student Assessment (PISA), Execu-
tive Summary UNESCO, Education at a Glance: Russian Federation, June 2008. - [Электронный ресурс]. - URL: www.unrussia.ru / ... /
youth_in_Russia_Executive_Summary_rus.pdf (14.11.2012).