Научная статья на тему 'Сущность и специфика воздействия социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи'

Сущность и специфика воздействия социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
518
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Ольга Борисовна

The article considers welfare aspects of formation of values of teenagers and youth, and also possibilities of influence of welfare environment on formation of moral culture of the rising generation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Essence and specificity of influence of welfare environment on formation of values of teenagers and youth

The article considers welfare aspects of formation of values of teenagers and youth, and also possibilities of influence of welfare environment on formation of moral culture of the rising generation.

Текст научной работы на тему «Сущность и специфика воздействия социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи»

3. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: пособие для учителей. М., 1983.

4. Ионин Л.Г. // Социс. 1995. № 2.

5. Кабинет физики средней школы / под ред. А.А. Покровского. М., 1982.

6. Казенас В.Е. Развитие физико-технического творчества учащихся при обучении физике:

автореф. дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 1999.

7. Peacock Alan. Science Skills. A problemsolving. Activities Book. Macmillan, 1986.

Поступила в редакцию 1.06.2007 г.

СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ВОЗДЕЙСТВИЯ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ СРЕДЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ И МОЛОДЕЖИ

О.Б. Ершова

Ershova O.B. Essence and specificity of influence of welfare environment on formation of values of teenagers and youth. The article considers welfare aspects of formation of values of teenagers and youth, and also possibilities of influence of welfare environment on formation of moral culture of the rising generation.

В современных условиях российского государства сохранение духовных, нравственных ориентиров подрастающего поколения является главной задачей культуры. Учитывая сложившуюся тревожную обстановку на экономической, политической, социально-культурной арене в России, очевидно, что молодым людям, подросткам предстоит нелегкая задача в нахождении и удержании определенной позиции в социальной структуре общества. Социально-культурная среда, окружающая каждого человека на всех возрастных этапах его жизни, оказывает самое прямое и непосредственное воздействие на возникновение и формирование сознательного осмысления им своего пребывания в данном обществе.

Концептуально главной содержательной составляющей государственной политики в сфере культуры, разрабатываемой Минкуль-туры России, является развитие и реализация культурного и духовного потенциала нации как основы ее целостности, устойчивости и динамичного развития. Долгосрочной стратегической линией Минкультуры России является реализация новой Федеральной целевой программы (ФЦП) «Культура России (2006-2010 гг.)» [1].

В сфере культуры задачей номер один остается формирование правового поля взаимодействия учреждений культуры и ор-

ганов государственного управления всех уровней: федерального, субъектов РФ, местного самоуправления. Постановлением правительства РФ от 17 июня 2004 г. № 289 определены полномочия Минкультуры России и направления его взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.

Министерство образования и науки РФ рекомендует строить отношения органов управления образованием и образовательных учреждений с детскими и молодежными общественными объединениями на базе законодательных актов (Конвенция о правах ребенка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Закон РФ «Об общественных объединениях», Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Закон РФ «Об образовании», документы и материалы Министерства образования и науки РФ, в частности, «Программа развития воспитания в системе образования России»).

Проблема использования возможностей воздействия социально-культурной среды на становление нравственной культуры подрастающего поколения представляет интерес для многих ученых. Данной тематике посвящены работы Е.И. Григорьевой, B.C. Садов-

ской, Ю.А. Стрельцова, А.А. Сукало, Н.Н. Ярошенко и др.

Однако такой важный показатель формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи, как способность самостоятельно находить, ставить и решать проблемы, остается еще во многом неопределенным. Недостаточно рассмотрен вопрос о зависимости формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи от условий образовательной среды, вообще от особенностей вхождения человека в культуру.

Эти вопросы побуждают к постановке социально-культурных проблем, направ-

ляющих исследователя на поиск тех факторов, которые наиболее значимы в процессе формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи. Необходимо обратить внимание и на факт, представляющий исследование проблемы еще более актуальным, -социально-педагогические условия формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи в средовых взаимодействиях.

Многие ученые, задумываясь о судьбах человека и человечества в меняющемся мире, концентрируют свои усилия на проблематике нравственного начала в сфере социальных взаимодействий как фундамента гуманизации, приоритета общечеловеческих ценностей в системе социально-культурных отношений. При социокультурном подходе к данной проблеме в центре внимания исследователя находится человек активный (homo activus) - «многомерное био-социо-культурное существо и субъект действия» [2], «его нравственность, составляющая основание любой культуры» [3].

Лапин Н.И. отмечает, что характер общества определяется типом совместимости личностных характеристик членов общества с типом самого общества [2, с. 27-28], и выделяет два возможных типа общества: общество с господством традиционалистских ценностей (следование предписанным нормам и правилам поведения субъектов) и либеральных ценностей (приоритет возможностям целерациональных инновационных действий, свободе, ответственности субъектов).

Социально обусловленный заказ, обращенный в сферу социально-культурной деятельности, заключается в изучении особенностей формирования ценностно-смысловых ориентаций личности (подростков и молоде-

жи), способной к саморазвитию и самореализации своих возможностей в социуме в условиях современной социально-культурной среды. В этих знаниях нуждаются, прежде всего, авторы различных социально-культурных проектов и личностно-ориентированных образовательных моделей, сторонники субъективно-объективной образовательной парадигмы.

Социально-культурная среда способствует созданию определенной предпосылки для успешности социального и профессионального самоопределения старшеклассников, реализации их жизненных планов. Данная проблема рассматривается в работах

Н.А. Бердяева, А.А. Галочкина, Н.В. Кирий, Е.А. Климова, Н.И. Орлянской, Н.С. Пряжни-кова, С.И. Тюшляевой, С.Н. Чистяковой и др.

Рассмотрение социально-культурных аспектов формирования ценностных ориентаций подростков и молодежи привело к выявлению ряда противоречий и несоответствий в социокультурной практике, требующих научного решения:

• возрастающие образовательные и культурные потребности подрастающего поколения не удовлетворяются реальной структурой и содержанием деятельности социально-культурных институтов;

• социально-педагогический потенциал досуговой сферы в повышении культурного уровня подростков и молодежи сдерживается недостаточным ресурсным обеспечением;

• формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи затруднено слабыми духовными и нравственными ориентирами на современном этапе развития общества;

• коммерциализация социально-культурной сферы в период рыночной экономики проходит на фоне прогрессирующего обнищания значительной части населения, прежде всего молодежи.

Следовательно, необходимо конструктивное решение обозначенных проблем, позволяющее в значительной мере способствовать продуктивному гуманистическому влиянию социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи не только на современном этапе развития российского общества, но и в перспективе на будущее.

Ценностные ориентации затрагивают глубинные личностные структуры. Именно

ценности личности определяют ее поведение, деятельность, активность, лежат в основе мировоззрения и формируют определенный тип отношения к действительности.

Активность субъекта проявляется в постоянном разрешении противоречия между той организацией, которую представляет личность, включая ее цели, мотивы, притязания, и внешними условиями и требованиями. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, субъект активен не потому, что потребности движут его активностью, а потому, что он разрешает противоречие между своими потребностями и возможностями, условиями их удовлетворения. В порядке разрешения этого противоречия субъект и вырабатывает способ организации, систему своей деятельности, в которой преобразуется и в новом качестве выступает личность. Отношение человека к себе как к деятелю связано с признанием активности, сознательности, связанной со способностью к целеполаганию, уникальностью, необходимостью свободы выбора и ответственностью за этот выбор. Именно субъектное отношение к своим склонностям и интересам, осознание ценностных ориентаций и возможностей саморегуляции отличают активный, целенаправленный подход учащихся к решению учебных задач и задач самоопределения [4].

Различная социальная среда способна сформировать существенные различия в ценностных ориентациях личности. Поэтому организация развивающей образовательной социокультурной среды способствует развитию определенных качеств личности, приобретению социального опыта, формированию субъектной активности на пути формирования социально значимой иерархии ценностей

В молодежной сфере ослабевает ориентация на духовные ценности и усиливается процесс бездуховности. Современное поколение молодежи в большинстве своем может быть охарактеризовано как маргинальное, не усвоившее общечеловеческие ценности. Отсюда противоречивость поведения как группового, так и индивидуального.

Потенциальная социальная мобильность молодого поколения может служить одним из субъективных показателей объективной направленности общественного развития.

Для восстановления индустрии, ее перевооружения на основе новейших научно-

технических достижений мирового уровня необходима иная экономическая политика и социальная политика, предполагающая, в частности, коренные изменения в системе распределительных отношений, при осуществлении которых труд будет оцениваться в соответствии с его квалификацией и интенсивностью, иметь соответствующий престиж. Когда в российском обществе шкала доходов и шкала престижа придут в относительное соответствие, должна измениться и социальная ориентация молодого поколения.

На наш взгляд, сущностью формирования ценностных ориентаций подрастающего поколения является самостоятельная и осознанная моральная саморегуляция нравственного поведения личности, устойчивость нравственных ориентиров, потребность и способность к самовоспитанию, самоопределению жизненной перспективы в конкретной социально-культурной среде, культурноисторической ситуации.

Регулируемая система ценностных ориентаций молодого поколения способствует развитию нравственной культуры общества. Основное назначение социальных институтов, осуществляющих приобщение молодого поколения к условиям общественной жизни -социализация человека, превращение его в активного члена общества, актуализирующего культурные базовые ценности; регулирование процесса обучения общепринятым способам и методам действий и взаимодействий, ролевому поведению.

Основными функциями институтов воспитания в процессе социализации считаются: приобщение к культуре общества в целом; создание условий для индивидуального развития; эмансипация ребенка, подростка, юноши от эмоциональной привязанности к семье и автономизация от взрослых; дифференциация воспитуемых в соответствии с их личностными ресурсами применительно к реальной структуре общества.

С точки зрения педагогики можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, включенности в социальнокультурную среду подростков и молодежи, которые необходимо учитывать и частично использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах. Условно их можно назвать и охарактеризовать следующим образом: традиционный (через се-

мью и ближайшее окружение); институциональный (через институты общества); стилизованный (действует в рамках субкультуры: комплекс ценностей, норм, морально - психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя); межличностный (в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами); рефлексивный (индивидуальное переживание и осознание).

Передача культурных ценностей - процесс весьма не простой. Трудности здесь обусловлены, с одной стороны, сложной организацией самой семьи, а с другой - сложным устройством общества, в котором мы живем. Чем более разнородна социальная структура, тем большее внешнее давление испытывает на себе семья. Кроме того, когда ценности размыты и непостоянны, затрудняется их передача из поколения в поколение. Важно осознать, что, хотя мы и говорим о семье, социальной среде и культуре, ни одно из этих понятий не обозначает какую-то единую, устойчивую систему.

Установление взаимодействия в деятельности учителей, воспитателей, педагогов дополнительного образования, единого подхода, прежде всего, на личностном уровне, т. е. устранение по отношению к подростку узковедомственных позиций, соответствующих профессиональной компетенции каждого, будет определяющим показателем результативности воспитательных усилий.

Ценностные ориентации нравственной культуры формируются в процессе взаимодействия (личность, общество), общения, осуществления нравственной деятельности, созидательного труда. Нравственная культура включает: производство, усвоение, практическую реализацию духовных ценностей морального сознания в деятельности и поведении людей в обществе. Процесс приобщения индивида к нравственной культуре - социальный процесс, предполагает усвоение моральных норм (образцы нравственного поведения).

Развитие нравственной культуры личности осуществляется поэтапно: доморальный уровень (0-7 лет), уровень элементарной моральности (младший школьный возраст), уровень ориентации на внешние моральные

регуляторы поведения (средний школьный возраст), уровень моральной саморегуляции (уровень совести) (старший школьный возраст ит. д.) - высший уровень.

Созданная нами педагогическая модель воздействия социально-культурной среды (СКС) на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи, личностная модель старшеклассника в аспекте духовнонравственного становления; обозначение структурных компонентов модели СКС; разработка и апробация авторских программ, применение анкет, теста М. Рокича открыли новые возможности в изучении указанной проблемы. Такой подход в плане исследования позволил увидеть не только феномены, важные для социально-культурной сферы, но и общепсихологические механизмы самодвижения человека как сложной самоорганизующейся психологической системы.

Представленная педагогическая модель воздействия социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи - искусственно созданный объект в виде схемы, который отображает и воспроизводит в простом виде структуру, свойства, взаимосвязи между элементами исследуемого объекта.

Если обратить внимание на структурные компоненты педагогической модели воздействия социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи, то можно в первую очередь отметить принципы процесса формирования ценностных ориентаций личности, которые определяют содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями:

• единство социально-нравственного, общекультурного и профессионального развития личности;

• динамичность, инновационный подход к решению проблемы в соответствии с требованиями действительности;

• демократизация социально-культурного подхода, предполагающая развитие активности, инициативы, творчества участников процесса;

• изучение и внедрение педагогических технологий на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся;

Рис. 1. Педагогическая модель воздействия социально-культурной среды на формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи

• методологическое обеспечение формирования ценностно-нравственной основы формирования нравственной культуры;

• обеспечение общего, культурного и профессионального развития личности;

• системность, преемственность, мно-гоэтапность становления нравственной культуры личности.

К факторам, влияющим на формирование ценностных ориентаций личности, мы

относим общие, мотивационные и психофизиологические.

Таким образом, формирование нравственных критериев общества, ценностных ориентаций личности связаны с множеством элементов, которые подвержены определенным изменениям: структура, социальное состояние общества, социальные отношения. Недоверие к окружающей социальной действительности, ее потенциальная непредсказуемость способствует формированию у мо-

лодого поколения россиян инструментального и прагматичного отношения к жизни: понимание образования как возможности получения престижных и высокооплачиваемых специальностей, а труда - как приносящего или не приносящего высокие и гарантированные доходы. Такое мировоззрение и поведение человека выражается в совершении поступков и действий, напрямую направленных на получение выгоды и различных материальных благ. При этом формирование ценностных ориентаций подростков и молодежи проходит во взаимодействии, органичном сочетании общественного и личного. Культурные приобретения предполагают развитое чувство долга, ответственности, бескорыстие, честность, совесть. Становление нравственной культуры осуществляется добро-

вольно, сознательно, в условиях свободного выбора личности, ответственности за свое поведение.

1. Карасев В.И. // Справочник руководителя Учреждения Культуры. 2004. № 11. С. 5-14.

2. Лапин Н.И. Пути России: социокультурные трансформации. М., 2000. С. 27.

3. Ахиезер А. С. Россия: критика исторического опыта. Новосибирск, 1997. Т. 1.

4. Белых Т.В. Значение прикладной психологии в новейшей истории России: материалы Все-рос. науч. интернет-конф. / под общ. ред. О.А. Ахвердовой. Ставрополь, 2005.

Поступила в редакцию 2.07.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.