Научная статья на тему 'Саморазвитие личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности общеобразовательной школы'

Саморазвитие личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности общеобразовательной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
599
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Саморазвитие личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности общеобразовательной школы»

2. Россия федеративная: проблемы и перспективы // Под общ. ред. В.Н. Иванова. - Москва: РИЦ ИСПИ РАН, 2002. - 446 с.

А.А. Пашков

Саморазвитие личности старшеклассника в условиях социально-культурной деятельности общеобразовательной школы

Одной из наиболее важных задач модернизации системы общего образования сегодня нужно признать разработку эффективных педагогических технологий помощи личности в процессе ее саморазвития в учебной и внеучебной деятельности общеобразовательной школы. Эта задача ориентирует педагогическое сообщество на понимание процесса саморазвития личности как базового условия для развития духовного, интеллектуального и творческого потенциала личности и общества. Успешное саморазвитие личности - это основа дальнейшей адаптации выпускников школ в системе профессионального образования их эффективной самореализации в системе трудовых, социальных и культурных отношений.

Саморазвитие личности - это уникальный процесс, который необходимо рассматривать в контексте процессов и идентификации личности. Здесь индивидуализация сущностно связана с самоактуализацией (А. Маслоу), а идентификация являет собой главный механизм саморазвития человека (Э. Эриксон).

Рассматривая воспитание, образование, обучение человека как развитие его внутренних (душевных, психических) и внешних (физических, творческо-деятельностных) сил, нужно понимать под воспитанием в широком смысле процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление человеком необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование у него определенной системы ценностей; воспитание - целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активной трудовой деятельности.

Саморазвитие личности - широкое понятие, вбирающее всю полноту самодетерминации процессов социализации, аккультурации и инкульту-рации, развернутых в социально-культурном воспитательном пространстве.

Современная российская школа стоит на пороге преодоления веками сложившейся дидактической трансляционности - «педагогики передачи и усвоения» (термин академика И.П. Иванова). Ориентация на личность и всемерная помощь в ее саморазвитии - непременная задача модернизации российского образования.

Экстенсивный путь развития образования сегодня сменяется ориентацией на интенсификацию обучения.

«Вместо традиционной задачи воспитания «эрудита» на первый план выдвигается развитие нестандартно мыслящего человека-творца, - отмечают современные исследователи, - А это значит, что инновационный процесс не может не включать обновления методов, создания и использования креативных образовательных технологий. Инновационная настроенность педагогов лишь на изменение содержания и объема учебных дисциплин не дает желаемого результата» [1].

Самое существенное - поворот всего учебно-воспитательного процесса к развитию творческой активности, коммуникативности, нравственной ответственности человека. Образование должно не только вооружать знаниями, но и развивать и совершенствовать личность. Таким образом, общество все более проникается идеей гуманизации образования, которая наиболее четко проявляется в современном понимании актуальности задач педагогического обеспечения саморазвития личности школьника и роли в этом процессе социально-культурных условий.

Обращаясь к анализу саморазвития личности. мы обращаем внимание на то, что процессы социализации, индивидуализации и инкультура-ции сущностно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их целостность необходимо рассматривать как важнейшее условие становления и саморазвития личности.

Социально-культурные условия вбирают в себя ориентацию на самые лучшие образцы мировой и отечественной культуры. Благодаря трудам выдающихся отечественных философов в российском гуманитарном дискурсе сложилось понимание культуры как «культа лучшей личности, ориентированной на изменение себя и мира путем самосозидания и саморазвития» (Н.А. Бердяев, И.А.Ильин, В.В. Розанов, П.А. Флоренский).

Культура - сотворенная человеком материальная и духовная среда его обитания, форма созидания и выражение свободы человеческой природы; технологии сохранения, распространения и воспроизводства базовых нормативно-ценностных ориентиров (А.Я.Флиер).

Видный отечественный философ и культуролог В. М. Межуев подчеркивает, что культура несет в себе важнейшую способность человека и всего «человеческого рода» - способность к саморазвитию, делающая возможным сам факт человеческой истории» [3: 25].

Рассматривая социально-культурные условия саморазвития личности. считаем необходимым обратиться к работам видного российского философа и культуролога М.С. Кагана, в которых рассмотрена система отношений культуры и личности. Эту систему М. С. Каган подразделяет на три уровня: практический, практически-духовной и духовно-

теоретический.

Сочетание этих уровней создает целостность социально-культурных условий саморазвития личности и дает основу для методологически важной мысли М.С. Кагана - «человек творит культуру и культура творит человека» [2: 110].

На практическом уровне речь идет о создании личностью своего пространственно-предметного окружения, культурных предметов и процессов, т.е. всего того, что составляет «вторую природу» человека.

На втором - практически-духовном уровне - формируется творческий опыт отношения личности к окружающему миру, что проявляется в таких культурных практиках (мифологическое, религиозное, художественное осмысление культурой человека), которые позволяют образно осмыслять природное и социальное бытие.

Духовно-теоретический уровень предполагает рефлексию личности культуры, этот уровень М. С. Каган конкретизирует в особой практике изучения «культурой человека и человеком культуры» [2: 110] в обыденном сознании людей, в науке, философии, идеологических учениях.

Сочетание практического, духовно-практического и духовнотеоретических компонентов в учебно-воспитательном процессе обеспечивает целостность социально-культурного воспитания учащихся, включение их в созидательную, общественно значимую деятельность, в том числе - в разнообразных формах организации свободного времени [4]. В современной общеобразовательной школе сегодня таким условием для саморазвития личности выступает школьное самоуправление.

В нашей педагогической практике мы неоднократно проводили анализ уровня развития школьного самоуправления и каждый раз обнаруживали противоречие: с одной стороны, имеется тяга ребят к самостоятельности и самодетерминированному поведению, а, с другой - отсутствие навыков такого поведения и деятельности. Это приводит к проблемам в развитии ученического самоуправления.

Приведем фрагмент отчета, составленного по результатам обследования уровня развития ученического самоуправления в возглавляемой нами общеобразовательной школе г. Москва:

«В школе действует ученическое самоуправление. Оно имеет следующую структуру. Все классы поделены на творческие группы по основным направлениям воспитательной деятельности: учебно-познавательную, интеллектуально-творческую, гражданско-патриотическую,

спортивно-оздоровительную, оформительскую, художественно-эстетическую. Лидеры групп составляют актив класса. Лидер класса и его заместитель входят в Совет лидеров школы. Заседания совета лидеров проводятся еженедельно. На этих заседаниях обсуждается план работы, подготовка и проведение различных мероприятий, проводится подведение итогов. В школе есть ряд мероприятий, за проведение которых полностью отвечает совет лидеров. Это День учителя, презентации о проведении

каникул, выставка «Природа и фантазия», КВН между командами учителей и учащихся и др. В школе проводится конкурс «Самый классный класс» на рейтинговой основе. Однако, далеко не все учащиеся вовлечены в систему школьного самоуправления. Очень вяло работают творческие группы. Часто за внеурочную работу берутся одни и те же учащиеся. Плохо развита самостоятельность в принятии решений и выполнении поручений. Зачастую только под давлением классного руководителя работа выполняется в установленные сроки».

В отчете также были отмечены и другие недостатки. В том числе -несовершенство самой системы школьного самоуправления и отсутствие в школе старших вожатых.

Следует отметить, что педагоги, сделавшие данные выводы, точно указав на проблемы, не в полной мере смогли понять их причины и практически не указали на пути их преодоления.

Наш анализ показывает, что проблемы личностного и общественного самодетерминированного поведения учащихся тесно взаимосвязаны. Высокая потребность и уровень личностного саморазвития во многом предопределяет потребность учеников во включении в активную социальнокультурную, культурно-воспитательную деятельность. В то же время, развитая система ученического самоуправления становится условием для активизации процессов личностного саморазвития.

Поэтому, обнаруживая недостатки в развитии ученического самоуправления, можно с уверенностью утверждать и о наличии проблем на уровне личностного саморазвития учащихся. Ключ к решению этих проблем - усиление внимания педагогов ко всему комплексу социальнокультурных условий, обеспечивающих самодетерминированное поведение учащихся, поддержку их инициатив, развития лидерства в детско-юношеских ученических коллективах. Современная школа нуждается в преодолении, а точнее, в расширении знаниевой ориентации: стремление «во что бы то ни стало» подготовить ученика к сдаче государственных испытаний (ИГ А, ЕГЭ) не должно входить в противоречие с задачами воспитания личности ученика, всемерной помощи ему в процессе социализации.

Школа как открытая социально-педагогическая система не может абстрагироваться от социальной ситуации, поскольку ребенок развивается в определенной социальной среде, и без учета ее влияния мы не можем управлять этим развитием. Именно поэтому внешняя социально-культурная среда рассматривается как один из ресурсов, определяющих образовательные и воспитательные потребности детей и их саморазвития. Потребность в научном анализе этого явления определяется, с одной стороны, многочисленными и динамичными изменениями, которые происходят в системе школьного образования, в системе становления представителей новых поколений, а с другой, - процессами постепенного формирования и конкретизации целей и приоритетов воспитательной работы

с детьми и юношеством. Соотнесение этих встречных процессов реально осуществляется на уровне воспитательного пространства школы, которое представляет собой уникальную систему условий, возможностей для саморазвития личности, образуемых отдельными субъектами этого пространства - детьми, педагогами, родителями.

Практический опыт образовательных учреждений, научные исследования в области саморазвития личности подтверждают особую социальную востребованность этой идеи и дают возможность совершенствовать практическую деятельность учреждений образования, нацеливая их на реализацию воспитательных идей педагогической поддержки сотрудничества, разработку индивидуальных образовательных, методических, управленческих проектов, нацеленных на создание условий для саморазвития личности учащихся.

Литература

1. Афанасьева, Е.Д. Инновационная культура педагогов / Е.Д. Афа-

насьева, Л.Г.Борисова // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. - 2004. - № 5. [Электронный ресурс] - URL: http: //

image.website. ru / 05 / textarticle.htm. (14.11.2012).

2. Каган, М. С. Философия культуры / М. С. Каган. - Санкт-Петербург: Петрополис, 1996. - 416 с.

3. Межуев, В.М. История, цивилизация, культура: опыт философского истолкования / В.М. Межуев - Санкт-Петербург: СПбГУП, 2011. - 440 с.

4. Ярошенко, Н.Н. Ценности досуга в контексте цивилизационного развития / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - Москва,2011. - №6. - С. 66-73.

И.А. Герасимова

Формирование ценностных ориентаций молодежи в современном обществе: социально-культурный аспект

Трансформация российского общества затронула все сферы жизнедеятельности людей. Предстоящие задачи по модернизации общества требуют реалистического осмысления его основных тенденций. Именно поэтому становится актуально, как никогда, понимание сложной проблематики молодежного сознания - наиболее энергичной и дееспособной социальной силы.

По сути, структурная трансформация ценностей молодых людей в условиях радикальных российских реформ является не столько известным социальным процессом, сколько социально-культурной и гуманитарной проблемой. Тотальный кризис породил ситуацию глубокой миро-

102

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.