Научная статья на тему 'Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося'

Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2246
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТИЖЕНИЕ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ УЧАЩИХСЯ / УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ. ACHIEVEMENT OF NEW EDUCATIONAL RESULTS / STUDENT'S SELF-MANAGEMENT / PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Севрюкова Алла Александровна, Иванова Людмила Александровна, Еременко Любовь Алексеевна

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о необходимости приобщения обучающихся к общественной деятельности и участия в ученическом самоуправлении. В статье раскрывается сущность понятия «школьное самоуправление», которое может быть реальной частью педагогического процесса. В этом смысле интересным является опыт деятельности ученического самоуправления в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 91 г. Челябинска. Авторы описали роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащихся их готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться», развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Role of Student’s Self-Management in Providing His Personal Development

New Federal state educational standards of basic general education points on necessity to attach students to social activities and student’s self-management. The article discloses the essence of the term «student’s self-management», which can be a part of pedagogical process. Here the experience of student’s self-management of the Chelyabinsk school № 91 could be interesting. The authors describe the role of student’s self-management providing personal development of students their preparedness and ability to self-development and realization of creative potential in mental and subject-productive activities, high social mobility based on continuous education and the competence of «know how to learn», development of preparedness to independent actions, and taking responsibility for the results of these actions.

Текст научной работы на тему «Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося»

СОДЕЙСГв.

^ ч

Современная школа

ЧИППКРО

УДК 371.5 ББК 74.202

РОЛЬ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ

Севрюкова А. А., Иванова Л. А., Еременко Л. А.

Аннотация. В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования говорится о необходимости приобщения обучающихся к общественной деятельности и участия в ученическом самоуправлении. В статье раскрывается сущность понятия «школьное самоуправление», которое может быть реальной частью педагогического процесса. В этом смысле интересным является опыт деятельности ученического самоуправления в Муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 91 г. Челябинска. Авторы описали роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащихся - их готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться», развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

New Federal state educational standards of basic general education points on necessity to attach students to social activities and student's self-management. The article discloses the essence of the term «student's self-management», which can be a part of pedagogical process. Here the experience of student's self-management of the Chelyabinsk school № 91 could be interesting. The authors describe the role of student's self-management providing personal development of students - their preparedness and ability to self-development and realization of creative potential in mental and subject-productive activities, high social mobility based on continuous education and the competence of «know how to learn», development of preparedness to independent actions, and taking responsibility for the results of these actions.

Ключевые слова: достижение новых образовательных результатов, личностное развитие учащихся, ученическое самоуправление.

Achievement of new educational results, personal development of students, student's self-management.

Современная школа работает в условиях глубоких изменений в российском обществе.

С начала 1990-х годов Россия вступила на путь демократизации. Но построение демократического правового государства во многом зависит от уровня правовой культуры общест -ва: активность самих людей определяет улучшение качества жизни в нашей стране.

Естественно, что изменения в обществе требуют и изменений в образовательных учреждениях. Перед школой стоит непростая задача преодоления авторитарных традиций, сформированных за годы советской власти. Нужно, чтобы школа готовила ребят к жизни в демократическом правовом государстве, иными словами, она должна быть основана на демократических ценностях и уважении к правам человека.

Одним из важнейших прав человека является право на участие в управлении делами государства. Не случайно у школьников, педагогов и родителей есть право на участие в управлении школой. Это право было закреплено в Законе «Об образовании» еще в 1992 году. Ученическое самоуправление базируется на статье 35 пункт 2 и статье 50 пункт 4 из федерального закона «Об Образовании» [2], статье 9 из федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (№ 124-ФЗ от 24 июля 1998 г.) [1]. При этом должен существовать устав ученического самоуправления, который в свою очередь должен соответствовать уставу школы (гимназии, лицея) и Конституции Российской Федерации.

В новом Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего

Научно-теоретический журнал

Выпуску 1(6)* 2011

Севрюкова Я- Я-, Иванова Л- Я-, Еременко Л- Я-

Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося

образования говорится о необходимости при -общения обучающихся к общественной деятельности и школьным традициям, участия в детско-юношеских организациях и движениях, школьных и внешкольных организациях (спортивные секции, творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, библиотечная сеть, краеведческая работа), в ученическом самоуправлении, военно-патриотических объединениях, в проведении акций и праздников (региональных, государственных, международных) [3].

Под понятием «школьное самоуправление», мы подразумевали особый способ воспитательной работы, когда дети как бы «играют в демократию». Лишь в последние годы, в связи с переменой в политическом курсе, на передний план стало выходить требование о реальном участии общественности в управлении школой. Совершенно очевидно, что основное предназначение ученического самоуправления - удовлетворять потребности учащихся, направленные, прежде всего, на защиту их гражданских прав и интересов, участие в решении реальных проблем школы. Самоуправление выражается в возможности самостоятельно проявлять инициативу, принимать решения и осуществлять их в интересах всего коллектива.

Самоуправление - это и планирование всех дел, и организация работы, а затем анализ и подведение итогов. Здесь важна роль актива, наиболее деятельных ребят.

Наверное, поэтому поиски его смысла и места в детско-взрослом школьном сообществе продолжаются.

Ученическое самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива учащихся, обеспечивающая развитие их самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения общественно значимых целей.

Самоуправление развивается только тогда, когда учащиеся оказываются в ситуации выбора и сами определяют пути решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия.

Самоуправление развивается быстрее там, где более ярко выражена сфера интересов учащихся. В результате развития постановка

управленческих задач зависит в основном от инициативы и самостоятельности учащихся.

Однако школьное самоуправление может быть чем-то совершенно иным, а именно - реальной частью педагогического процесса.

В этом смысле интересным является опыт деятельности детского самоуправления в муниципальном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 91 г. Челябинска. Далее остановимся на его представлении.

Главная задача воспитательной работы связана с созданием в школе условий для активной жизнедеятельности учащихся, их гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей в ин-теллектуальном, культурном и нравственном развитии. Эта задача, прежде всего, предполагает развертывание системной работы по формированию у учащихся гражданской позиции и патриотического сознания. Для обеспечения эффективной учебной и социально полезной деятельности учащихся воспитательные усилия педагогического коллектива и родителей направлены на формирование соответствующих личностных качеств учащихся (нравственных качеств, духовности, общечеловеческих ценностей, духовности и гуманизма).

В течение последних пяти лет школа работает над проблемой создания эффективной системы школьного ученического самоуправления. Очевидно, что ресурсы и потенциал этой формы государственно-общественного управления направлены на привитие учащимся умений и навыков управленческой деятельности с использованием различных форм ученического самоуправления, приобщение к школьному (корпоративному) духу, формирование чувства школьной солидарности. Помимо этого, школьное ученическое самоуправление способствует сохранению и приумножению историко-культурных традиций школы, преемственности в воспитании учащихся. Наконец, совершенствование физического состояния учащихся, привитие потребности здорового образа жизни, воспитание нетерпимого отношения к антиобщественному поведению также было вынесено в число приоритетов в воспитательной работе.

Специальное внимание уделяется дальнейшему развитию системы школьного ученического самоуправления. Основная его функ-

Научно-теоретический журнал

117

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

Современная школа

ция связана с организацией совместной социально полезной деятельности учащихся. Эта работа проводится различными средствами: включением учащихся в коллективную творческую деятельность; организацией деятельности классных коллективов и объединений дополнительного образования детей; организацией совместных с родителями, детьми и педагогами творческих и трудовых дел.

Опыт работы школы по организации школьного ученического самоуправления по теме «Роль ученического самоуправления в повышении качества учебной деятельности учащихся» был высоко оценен экспертами в ходе конкурсного отбора общеобразовательных уч-реждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

Педагогическая инновация направлена на использование потенциала школьного ученического самоуправления в решении актуальной для современной школы задачи повышения качества учебной деятельности учащихся. Инновация предполагает педагогически обоснованные механизмы повышения эффективности школьного ученического самоуправления, интеграции усилий субъектов педагогического и ученического самоуправления в повышении результатов учебных достижений учащихся.

Замысел заключался в разработке педагогических условий организации ученического самоуправления в школе, которое выступает в качестве одного из средств повышения качества учебной деятельности учащихся. В результате разработана эффективная система школьного ученического самоуправления, определена оптимальная структура, уточнены функции органов ученического самоуправления. Для заместителей директоров школ по учебно-воспитательной работе, классных руководителей и учителей-предметников, являющихся организаторами школьного ученического самоуправления были составлены рекомендации «Школьное ученическое самоуправление и качество учебной деятельности учащихся». В рекомендациях определены и методически обоснованы подходы к организации ученического самоуправления в школе и обеспечению его направленности на повышение качества учебной деятельности учащихся.

Ещё одним достижением является состав -ленная комплексная диагностическая методика определения эффективности функционирования школьного ученического самоуправления. Система критериев и показателей эффективности ученического самоуправления спроектирована с позиции его влияния на повышение качества учебной деятельности учащихся. В методику, помимо системы критериев и показателей, введены материалы и инструкции по осуществлению мониторинга качества учебной деятельности как следствия включения учащихся в систему ученического самоуправления.

Ценной является разработанная целевая программа «Содействие становлению ученического самоуправления». Программа направлена на подготовку педагогов школы к организации ученического самоуправления, сориентирована на приобретение учителями опыта организации ученического самоуправления, отработки приемов и методов обеспечения управленческой деятельности учащихся.

Также разработана целевая программа «От ответственного отношения к учебной деятельности - к высоким учебным достижениям». В ней акцент был сделан на то, что достижение высоких результатов учебной деятельности учащихся является следствием формирования у них такой ценности как учебная деятельность. Задачи ученического самоуправления были подчинены формированию у учащихся ответственного отношения к учебной деятельности.

Наконец, разработана целевая программа «Лидеры ученического самоуправления». Программа была направлена на поддержку одаренных учащихся, которые одновременно преус -пели как в учебной, так и в управленческой деятельности. Здесь предложен комплекс мероприятий по выявлению таких учащихся, определению адекватных способов их стимулирования. В программе нашли отражение меры по развитию лидерских качеств учащихся, добившихся высоких результатов в учебной и управленческой деятельности.

Оценивая результативность реализации системы школьного самоуправления, отметим, что она направлена на духовно-нравственное становления учащихся, развитие у них различных компетентностей (напомним, что в основу разработки системы самоуправления был положен компетентностный подход); подготовку

Научно-теоретический журнал

Выпуск, 1(6)* 2011

Севрюкова А- А-, Иванова Л- А-, Еременко Л- А-

Роль ученического самоуправления в обеспечении личностного развития учащегося

их к самостоятельной жизни, адаптацию к новым условиям социума. Иными словами, система самоуправления МОУ СОШ № 91 г. Челябинска играет огромную роль в обеспечении личностного развития учащихся - их готовности и способности к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции «уметь учиться», развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.

Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что коллектив школы, активно реализуя деятельностную парадигму образования в развитии самоуправления, успешно отвечает требованиям стандартов нового поколения: придание результатам образования социально и личностно значимого характера.

Соответственно перспективы в развитии школьного самоуправления мы видим в:

- обеспечении его направленности в школе на формировании у учащихся личност-

ных результатов;

- усилении педагогических мер поддержки талантливых и одаренных детей в системе самоуправления;

- активизации воспитательной работы по формированию у учащихся ценностной ориентации на здоровье и здоровый образ жизни;

- привлечении ресурсов социальных партнёров в целях социально-культурной адаптации детей для профилактики и коррекции асоциального поведения.

Литература

1. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : // http://www.r-komitet.ru/zakon/zak-002.html.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»// Российская газета. - 1992, 31 июля.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа : // http ://www. standart. edu. ru/catalog. aspx?Cata-logId=2588/

Научно-теоретический журнал

119

Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.