Научная статья на тему 'Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях реализации образовательного курса "Робототехника и трехмерное моделирование"'

Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях реализации образовательного курса "Робототехника и трехмерное моделирование" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
186
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РОБОТЕХНИКА / ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КУРС / ЕDUСАTIОN / СОMРЕTЕNСЕ / РRОFЕSSIОNАL СОMРЕTЕNСЕ / STUDЕNT TRАINING / РЕDАGОGIСАL СОNDITIОNS / HIGHЕR ЕDUСАTIОN / RОBОTIСS / THRЕЕ-DIMЕNSIОNАL MОDЕLING / ЕDUСАTIОNАL СОURSЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буеров Алексей Сергеевич, Безымянная Анастасия Дмитриевна

Под влияние компьютерных технологий на сегодняшний день попадает практически любая сфера деятельности человека. Причем роль вычислительных машин относится уже не к сопровождению, а непосредственно к ведению, организации и автоматизации рабочего процесса. Глобальная информатизация так же оказала внушительное влияние на образовательный процесс, совершенствуя при этом не только средства взаимодействия между субъектами образования, но и, в первую очередь, меняя курс образовательной парадигмы от обучения и воспитания общим знаниям и навыкам к процессу формирования профессиональных компетенций с непосредственным применением компьютерных технологий. Таким образом, подготовка специалистов высшей школы должна осуществляться на более высоком уровне использования информационных ресурсов и технологий, чем некоторое время назад. Процесс формирования профессиональных компетенций должен отходить от простого оттачивания базовых практик к привнесению в образовательную деятельность передовых техник и способов формирования востребованных обществом компетенций будущих выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Буеров Алексей Сергеевич, Безымянная Анастасия Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF STUDENTS OF HIGHER SCHOOL IN THE CONDITIONS OF IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL COURSE "ROBOTICS AND THREE-DIMENSIONAL MODELING"

Under the influence of computer technology today falls almost any field of human activity. Moreover, the role of computers refers not to maintenance, but directly to the management, organization and automation of the workflow. Global informatization also had an impressive influence on the educational process, while improving not only the means of interaction between the subjects of education, but also, first of all, changing the course of the educational paradigm from teaching and educating general knowledge and skills to the process of forming professional competencies with the direct use of computer skills. technologies. Thus, the training of specialists of higher education should be carried out at a higher level of use of information resources and technologies than some time ago.The process of the formation of professional competencies should move away from simply honing the basic practices to bringing advanced educational skills and advanced graduates into educational activities.

Текст научной работы на тему «Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях реализации образовательного курса "Робототехника и трехмерное моделирование"»

педагогические науки

Буеров Алексей Сергеевич, Безымянная Анастасия Дмитриевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...

УДК 377.5

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «РОБОТОТЕХНИКА И ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ»

© 2018

Буеров Алексей Сергеевич, аспирант Безымянная Анастасия Дмитриевна, аспирант

Сургутский государственный университет (628417, Россия, Сургут, улица Островского, дом 38, е-шай: ш^Ъас12016@;тай.ги)

Аннотация. Под влияние компьютерных технологий на сегодняшний день попадает практически любая сфера деятельности человека. Причем роль вычислительных машин относится уже не к сопровождению, а непосредственно к ведению, организации и автоматизации рабочего процесса. Глобальная информатизация так же оказала внушительное влияние на образовательный процесс, совершенствуя при этом не только средства взаимодействия между субъектами образования, но и, в первую очередь, меняя курс образовательной парадигмы от обучения и воспитания общим знаниям и навыкам к процессу формирования профессиональных компетенций с непосредственным применением компьютерных технологий. Таким образом, подготовка специалистов высшей школы должна осуществляться на более высоком уровне использования информационных ресурсов и технологий, чем некоторое время назад. Процесс формирования профессиональных компетенций должен отходить от простого оттачивания базовых практик к привнесению в образовательную деятельность передовых техник и способов формирования востребованных обществом компетенций будущих выпускников.

Ключевые слова: образование, компетенция, профессиональные компетенции, подготовка студентов, педагогические условия, высшее образование, роботехника, трехмерное моделирование, образовательный курс.

FОRMАTIОN ОF РRОFЕSSIОNАL СОMРЕTЕNСЕ ОF STUDЕNTS ОF TM HIG^R 8СТООЬ IN TM ^NDI^NS ОF IMРLЕMЕNTАTIОN ОF ТОЕ ЕDUСАTIОNАL СОURSЕ «RОBОTIСS АND THRЕЕ-DIMЕNSIОNАL MОDЕLING»

© 2018

Buyеr Аlехеy Sеrgееviсh, grаduаtе studеnt Bezymyannaya Аnаstаsiа Dmitriеvnа, grаduаtе studеnt

Surgut Stаtе Ш^еп'^)) (628417, Russiа, Surgut, Оstrоvsкy Strееt, Building 38, е-mаil: ms.bаd2016@mаil.ru)

Аbstrасt. иМег Ше Миепсе оf сотрШег tесhnоlоgy tоdаy Mls аlmоst апу fiеld оf Иитап асtivity. Mоrеоvеr, thе го1е оf соmрutеrs rеfеrs nоt tо та^епапсе, but dirесtly tо thе mаnаgеmеnt, оrgаnizаtiоn аnd аutоmаtiоn оf Ше wоrкflоw. Glоbаl infоrmаtizаtiоn аlsо hаd аn imрrеssivе influеnсе оп Ше еduсаtiоnаl рrосеss, whilе imрrоving mt оп1у thе mеаns оf тйтс^ bеtwееn thе subjесts оf еduсаtiоn, but аlsо, first оf а11, сhаnging thе соursе оf Ше еduсаtiоnаl раrаdigm frоm tеасhing аМ еduсаting gеnеrаl кnоwlеdgе аnd sralls tо thе рrосеss оf forming рrоfеssiоnаl соmреtеnсiеs with thе direct usе оf соmрutеr sкills tесhnоlоgiеs. Thus, thе trаining оf sресiаlists оf highеr еduсаtiоn shоuld Ье саrriеd оut аt а highеr lеvеl оf usе оf infоrmаtiоn rеsоurсеs аnd tесhnоlоgiеs thаn sоmе timе аgо. Thе рrосеss оf thе fоrmаtiоn оf рrоfеssiоnаl соmреtеnсiеs shоuld mоvе аwаy frоm simрly hоning thе bаsiс рrасtiсеs to bringing аdvаnсеd еduсаtiоnаl sкills аМ аd-vаnсеd grаduаtеs intо еduсаtiоnаl асtivitiеs.

Кеywоrds: еduсаtiоn, соmреtеnсе, рrоfеssiоnаl соmреtеnсе, studеnt trаining, реdаgоgiсаl соМШош, highеr еduсаtiоn, rоbоtiсs, thrее-dimеnsiоnаl mоdеling, еduсаtiоnаl соursе.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В недавней открытой конференции с президентом Российской Федерации В.В. Путиным было большое внимание уделено именно модернизации современного образования с целью выхода на международные стандарты с широким применением информационных технологий. «Опираясь на лучшие практики и опыт, нам нужно в короткие сроки провести модернизацию системы профессионального образования, добиться качественных изменений в подготовке студентов, прежде всего по передовым направлениям технологического развития, сформировать ступень «прикладного бакалавриата по тем рабочим профессиям, которые фактически требуют инженерного образования» [3]. В сфере образования в этой связи приняты и реализуются Минобрнауки России четыре приоритетных проекта: «Создание современной образовательной среды для школьников», «Современная цифровая образовательная среда в РФ», «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий») и «Вузы как центры пространства создания инноваций» [3].

Однако, исходя из сегодняшней ситуации в профессиональном образовании, возникает ряд противоречий

между:

- возросшими потребностями общества и личности в высоком уровне формирования профессиональных компетенции как условие успешности жизненных профессиональных планов студентов и непол-

ной реализации потенциала образовательной области «Робототехника» в образовании высшей школы как ин-тегративного предмета, располагающего необходимыми условиями для формирования профессиональных компетенций у студентов.

- высоким педагогическим потенциалом в сфере деятельности трехмерного моделирования и недостаточным использованием имеющихся навыков и компетенций в качестве средства формирования профессиональных компетенций студентов вуза.

- необходимостью моделирования процесса формирования профессиональных компетенций студентов вуза посредством образовательной робототехники и компьютерным моделированием и недостаточной разработанностью научно-практических основ обеспечения данного процесса в педагогической науке.

Формирование целей статьи (постановка задания). Исходя из выявленных противоречий складывается основная проблема работы: каковы педагогические условия эффективного формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях реализации образовательного курса «Робототехника и трехмерное моделирование»?

Цель исследования: определить основные педагогические условия эффективного формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы.

В качестве решения выявленной проблемы мы выдвигаем гипотезу о том, что формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях реализации образовательного курса «Робототехника и трехмерное моделирование» будет эффективным, если:

Buyer Alexey Sergeevich, Bezymyannaya Anastasia Dmitrievna FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE ...

pedagogical sciences

1. Разработать и внедрить в педагогическую практику учебно-методический комплекс для преподавателей и студентов высшей школы.

2. Использовать в качестве образовательной площадки инновационный образовательный центр.

В соответствии с целью и гипотезой были сформулированы задачи исследования:

1. Раскрыть сущность, структуру и содержание понятия «Профессиональные компетенции студентов» в сфере робототехники и трехмерного моделирования.

2. Выявить основные тенденции современного образования в области формирования профессиональных компетенций с применением технологий робототехники и трехмерного моделирования.

3. Определить педагогические условия формирования профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях реализации образовательного курса «Робототехника и трехмерное моделирование».

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. В среднем профессиональном образовании, в соответствии с требованиями образовательных стандартов СПО третьего поколения, результатами обучения должны стать профессиональные компетенции, определяемые содержанием видов производственной деятельности будущих специалистов [8-16]. Речь идет о продолжении процесса активной реализации комптенетностного подхода. Все внимание современного образования уделяется формированию определенных востребованных компетенций.

Анализ многочисленных исследований, посвященных вопросам данному подходу, позволяет выявить принципиальное отличие между понятиями «компетенция» и «компетентность». Компетенция представляет собой достаточный набор требований, предъявляемый к личности, чтобы она успешно могла решать задачи в данной области, а компетентность - степенью готовности личности к их решению [4]

Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач [6].

При этом профессиональные компетенции, по мнению Л.В. Кобб, - это определенная система ЗУН, особенностями формирования которых, выступают специфические способности личности в студенческом возрасте и современная развивающая парадигма образования, формирующая фундамент из знаний, умений, для формирования профессионального опыта и профессиональных компетенций для будущей профессии или специальности [5].

А.А. Приподаева трактует данное определение с точки зрения непосредственно практической части образовательного процесса, как способы реализации собственных профессиональных навыков при решении производственных задач [7].

Придерживаясь точки зрения именно этого исследователя, мы готовы сформулировать сущность профессиональных компетенций студентов высшей школы - это совокупность взаимосвязанных качеств личности студентов (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу, изучаемых предметов и процессов, необходимых для эффективного решения профессиональных задач будущих педагогов-технологов.

При этом, если рассматривать данное определение с точки зрения работы в сфере робототехники, мы говорим о том, что профессиональные компетенции студентов высшей школы в сфере робототехники - это сформированные качества личности (знания, умения, навыки и компетенции) в области технологии, физики, технических и естественно-научных дисциплин, а также информатики. Робототехника формирование у студентов не только ключевые компетенции XXI века, но и навыки ведения научно-исследовательской деятельности.

В области трехмерного моделирования професси-

ональные компетенции выступают как совокупность определенных знаний и способов деятельности, которыми владеет студент, для успешного решения профессиональных задач с применением компьютерной технологии трехмерного моделирования. Трехмерное моделирование является наиболее наглядным, точным и полным источником информации об объекте, с использованием которой может быть сформирована и оформлена, при необходимости, любая графическая информация [17].

Данные технологии в основном применяются в области инженерного образования. Однако, в том же направлении «Робототехника» работают учителя технологии. Например, образовательные решения LEGO® Еduсаtiоn, которые учителя апробируют в своей педагогический практике, обеспечивают прочную связь между скучной теорией из курса окружающего мира и технологии с реальным миром посредством практических заданий, увлекательных проектных работ и современных технологий.

Развитие компьютерных технологий постоянно выдвигают новые требования к современному студенту [18-22]. Кардинально меняется принцип профессионального образования, когда в качестве дизайнерских и творческих решений от студентов ждут чего-то более сложного, чем объекты двумерной графики. Конструкторская деятельность стала более привлекательной для молодежи, отвечая на современные запросы общества и инноваций.

Уникальность таких направлений как «Робототехника» и «Трехмерное моделирование» для современного высшего профессионального образования выражается в несомненной междисциплинарности образовательных результатов на основе изучения как общеобразовательных, так и узкоспециализированных технических дисциплин. Таким образом, реализация этих направлений становится мощным инструментом синтеза новых знаний и развития инженерного, творческого и пространственного мышления, что так же гарантирует реализованность качественной профессиональной подготовки студентов.

Разработка и внедрение в педагогическую практику учебно-методического комплекса образовательного курса «Робототехника и трехмерное моделирование» для преподавателей и студентов высшей школы является важным шагом на пути формирования таких профессиональных компетенций, как:

- готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

- способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

- способностью решать задачи воспитания и духовного-нравственного развития обучающихся в учебной и внеучебной деятельности (ПК-3);

- способность использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, мето-предметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4);

- готовность к взаимодействию с участниками образовательного процесса (ПК-6);

- способность организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, развивать их творческие способности (ПК-7);

- способность проектировать траекторию своего профессионального роста и личностного развития (ПК-10) [1].

Данный курс поэтапно описывает процесс создания механического изделия от начального этапа описания модели и создания простейших элементов, до программирования собственного робота.

Так же, для эффективного формирования профессиональных компетенций мы предлагаем использовать в качестве образовательной площадки инновационные об-

50

Azimuth of Scientific Research: Pedagogy and Psychology. 2018. Т. 7. № 4(25)

педагогические науки

Буеров Алексей Сергеевич, Безымянная Анастасия Дмитриевна ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ...

разовательные центры.

В городе Сургуте таким центром является Межрегиональный функциональный центр прикладных квалификаций (далее МФЦПК), расположенный на базе Автономного учреждения профессионального образования ХМАО-Югры «Сургутский политехнический колледж».

В данном центре ведется обучение на современном оборудовании, подготовленном в рамках национального движения «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» по компетенциям «3D моделирование для компьютерных игр» и «Мобильная робототехника». Именно работа и погружение в области данных направлений способствует эффективному формированию необходимых студенту качеств и компетенций будущих педагогов-технологов.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В заключении хотелось бы отметить, что образование традиционно считалось консервативной сферой. Однако развитость современных технологий изменило представления о способах получения знаний и заставило переосмыслить привычный подход к учебному процессу, что означает, что в будущем специалисты в области образования будут весьма востребованными.

Во-первых, в образовании начинают использоваться инструменты обучения с применением ИТ - онлайн-кур-сы, симуляторы, тренажеры, игровые онлайн-миры. Это дает новые возможности - ученики не просто усваивают необходимые знания, но и развивают умение работать с информацией [2]. Все более популярной становится идея так называемой «Четвертой» промышленной революции. Области таких сфер профессиональной деятельности, как «eD-печать и 3D-производство», « 3D-печать и здравоохранение» и «eD-печать и потребительские товары» уже приобретают высокую популярность в массах современного общества.

Таким образом, правильное формирование профессиональных компетенций у студентов высшей школы в условиях реализации образовательного курса «Робототехника и трехмерное моделирование» позволяет студентам не только соответствовать заявленному обществом уровню профессионализма, но и развивает творческое, конструкторское и пространственное мышление.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [Электронный ресурс] /Режим доступа: httр://fgоsvо.ru/nеws/8/1583. — Загл. с эк.

2. Атлас профессий [Электронный ресурс] // Режим доступа: httр://аtiаs100.r^u/саtаlоg/оbrаzоvаmе. — Загл. с эк.

3. Владимир Путин: «Современное, качественное образование должно быть доступно каждому» [Электронный ресурс] / Режим доступа: httр://nеоrusеdu.ru. — Загл. с эк.

4. Насырова, Э.Ф., Дроздова, А.А. Методическая готовность как составляющая профессиональной компетентности бакалавров профессионально-педагогического образования [Текст] / Э.Ф. Насырова, А.А. Дроздова // СИСП. — 2015. — №6 (50).

5. Особенности формирования профессиональных компетенций студентов СПО [Электронный ресурс] /Режим доступа: Шрв:// sоlnсеsvеt.ru. — Загл. с эк.

6. Понятие профессиональной компетентности [Электронный ресурс] /Режим доступа: httрs://sоlnсеsvеt.ru/.— Загл. с эк.

7. Приподаева А.А. Формирование профессиональных компетенций студентов колледжа на уроках физике [Текст] / А.А. Приподаева // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы X Междунар. науч.—практ. конф. (Чебоксары, 20 нояб. 2016 г.) /редкол.: О.Н. Широков [и др.] — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — № 4 (10). — С. 42-45.

8. Рассказов Ф.Д., Герасимова М.С. Сущность и структура технологической компетенции студентов по специальности «Парикмахер» // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 141-144.

9. Желтов П.В., Землянский В.В. Базовые профессиональные компетенции специалиста среднего звена // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2015. Т. 2. № 6 (28). С. 91-96.

10. Гущина О.М. Система подготовки конкурентоспособного выпускника на основе формирования профессиональной компетенции // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 20-23.

11. Ваганова О.И., Гладков А.В., Трутанова А.В. Формирование профессиональных компетенций бакалавров в условиях электронного

обучения // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 2 (19). С. 190-193.

12. Степина Н.В. Формирование профессиональных компетенций дирижера-хормейстера в условиях современного среднего специального образования // Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 7-9.

13. Канакин Я.В. Педагогическая модель формирования общих компетенций студентов колледжа в процессе профессиональной подготовки // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. Т. 1. № 2 (18). С. 45-50.

14. Одарич И.Н. Методологические подходы к проектированию процесса формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров строительного профиля // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 1 (14). С. 132-135.

15. Шамсутдинова Т.М. Управление формированием и оценкой профессиональных компетенций в электронных образовательных системах на основе когнитивных моделей // Вестник НГИЭИ. 2017. № 10 (77). С. 35-44.

16. Замара Е.В. Концепция формирования информационной компетентности будущих специалистов по туризму в системе среднего профессионального образования (СПО) // Карельский научный журнал. 2014. № 1 (6). С. 55-59.

17. Туч В.В. Трехмерное моделирование в изучении инженерной графики //Научное сообщество студентовXXI столетия. Технические науки: сб. ст. по мат. Vмеждунар. студ. науч.-практ. конф. — № 5.

18. Букушева А.В. Принципы методической системы обучения компьютерной геометрии // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 95-98.

19. Ванюхина Н.В. Компьютерные технологии и интернет в современном образовании //Карельский научный журнал. 2015. № 4 (13). С. 5-8.

20. Привалов И.И. Компьютерная технология решения задач начертательной геометрии // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. № 12 (16). С. 120-124.

21. Иванова Т.Н., Безденежных П.В. Влияние информационно-компьютерных средств на процессы обучения студентов и управления вузом в условиях модернизации высшего образования //Карельский научный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 112-117.

22. Кучай А.В. Интеграция мультимедийных технологий в процесс обучения //Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 85-87.

Статья поступила в редакцию 17.10.2018 Статья принята к публикации 27.12.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.