Научная статья на тему 'Педагогические условия формирования проектно-конструкторской компетенции студентов политехнического колледжа'

Педагогические условия формирования проектно-конструкторской компетенции студентов политехнического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
164
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
COMPETENCE / DESIGN COMPETENCE / DESIGN AND DESIGN COMPETENCE / THREE-DIMENSIONAL MODELING / PEDAGOGICAL CONDITIONS / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОНСТРУКТОРСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ТРЕХМЕРНОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насырова Э.Ф., Безымянная А.Д.

Анализ специфики проблем современного профессионального образования позволил выделить особенности политехнического образования и определить его основные недостатки при внедрении компетентностного подхода в обучении студентов. К таковым, например, можно отнести недостаточность воспитания в будущем специалисте только профессиональных и общепрофессиональных компетенций. При ведении такого рода образовательной деятельности государство получает ограниченного только профессиональной спецификой специалиста, не готового к внедрению инноваций и нововведений в свою деятельность. В нашем исследовании особую значимость занимают студенты, выпускающиеся по профессиям и специальностям в области IT-технологий, чьи навыки сегодня так необходимы в стране. Узкий спектр профессиональных компетенций, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте (на примере специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах) не включает в себя в полной мере качества, которые необходимы сегодняшним выпускникам, когда они обращаются к работодателям для принятия на работу в индустрию. Речь идёт о таких качествах и компетенциях, как: развитое пространственное мышление, креативное мышление, сформированные навыки проектирования, развитые компетенции: конструкторская, исследовательская, проектная и проектно-конструкторская компетенция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Насырова Э.Ф., Безымянная А.Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF DESIGN AND ENGINEERING COMPETENCE OF STUDENTS OF A POLYTECHNICAL COLLEGE

Analysis of the specifics of problems of modern vocational education allows identifying features of polytechnic education and its main shortcomings in the implementation of the competence approach in teaching students. The training only professional and general professional competencies in future specialist is one of such shortcomings. When conducting this kind of educational activity, the state receives a specialist who is limited only by professional specificity and who is not ready to introduce innovations into work. In the study students who graduate to be specialties in the field of IT-technologies, whose skills are so necessary in the country are of particular importance. The narrow range of professional competencies formulated in the Federal State Educational Standard (for example, the specialty 09.02.03 Programming in computer systems) does not fully include the qualities that today’s graduates need when they work for employers in the sphere of their profession. The researchers study such qualities and competencies, as developed spatial thinking, creative thinking, formed design skills, developed competences: design, research, design and design competence.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия формирования проектно-конструкторской компетенции студентов политехнического колледжа»

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR FORMATION OF DESIGN AND ENGINEERING COMPETENCE OF STUDENTS OF A POLYTECHNICAL COLLEGE.

Analysis of the specifics of problems of modern vocational education allows identifying features of polytechnic education and its main shortcomings in the implementation of the competence approach in teaching students. The training only professional and general professional competencies in future specialist is one of such shortcomings. When conducting this kind of educational activity, the state receives a specialist who is limited only by professional specificity and who is not ready to introduce innovations into work. In the study students who graduate to be specialties in the field of IT-technologies, whose skills are so necessary in the country are of particular importance. The narrow range of professional competencies formulated in the Federal State Educational Standard (for example, the specialty 09.02.03 Programming in computer systems) does not fully include the qualities that today's graduates need when they work for employers in the sphere of their profession. The researchers study such qualities and competencies, as developed spatial thinking, creative thinking, formed design skills, developed competences: design, research, design and design competence.

Key words: competence, design competence, design and design competence, three-dimensional modeling, pedagogical conditions.

Э.Ф. Насырова, д-р пед. наук, проф. каф. педагогики профессионального и дополнительного образования, Сургутский государственный

университет, г. Сургут, E-mail: elm.n@mail.ru

А.Д. Безымянная, аспирант каф. педагогики профессионального и дополнительного образования, Сургутский государственный университет,

г. Сургут, E-mail: ms.bad2016@mail.ru

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

Анализ специфики проблем современного профессионального образования позволил выделить особенности политехнического образования и определить его основные недостатки при внедрении компетентностного подхода в обучении студентов. К таковым, например, можно отнести недостаточность воспитания в будущем специалисте только профессиональных и общепрофессиональных компетенций. При ведении такого рода образовательной деятельности государство получает ограниченного только профессиональной спецификой специалиста, не готового к внедрению инноваций и нововведений в свою деятельность. В нашем исследовании особую значимость занимают студенты, выпускающиеся по профессиям и специальностям в области IT-технологий, чьи навыки сегодня так необходимы в стране. Узкий спектр профессиональных компетенций, сформулированных в Федеральном государственном образовательном стандарте (на примере специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах) не включает в себя в полной мере качества, которые необходимы сегодняшним выпускникам, когда они обращаются к работодателям для принятия на работу в индустрию. Речь идёт о таких качествах и компетенциях, как: развитое пространственное мышление, креативное мышление, сформированные навыки проектирования, развитые компетенции: конструкторская, исследовательская, проектная и проектно-конструкторская компетенция.

Ключевые слова: компетенция, конструкторская компетенция, проектно-конструкторская компетенция, трехмерное моделирование, педагогические условия.

Компетенция - это личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач [1].

Опираясь на исследования И.Л Столяр, А.В Хуторского и И.А. Зимней, а так же исследователей Э.Ф. Насыровой и А.А. Данилова, мы трактуем понятие «компетенция», как - перечень требований, предъявляемых потенциальному работнику, гарантирующих продуктивное выполнение им его профессиональной деятельности. Следует разграничить такие близкие понятия, как компетенция и компетентность. Обобщая опыт выше упомянутых ученых, мы определили компетентность, как интегративное свойство личности, способствующее продуктивному выполнению работником его профессиональной деятельности [2].

В нашем исследовании ключевую роль играет формирование проек-тно-конструкторской компетенции. Сама конструкторская компетенция представляет собой формируемую характеристику способности и готовности выпускника к проектировочной деятельности, на основе владения специальными проектными и конструкторскими знаниями и умениями, использования современных технологий в среде проектирования и программирования обоснованного выбора и оптимизации в случае многообразии решений; учета скоростного изменения технологий [3].

В свою очередь, проектно-конструкторская компетенция трактуется нами как, как личностная, интегративная, формируемая в процессе обучения характеристика способности студента-программиста, проявляющаяся в готовности к проектированию и моделированию с использованием современного оборудования и программного обеспечения, на основе владения специальными проек-тно-конструкторскими знаниями и умениями.

Разделяя конструирование и проектирование, отметим, что конструирование представляет собой процесс разработки конструкции технической системы с использованием определенным образом связанных стандартных и изобретенных элементов. Результат конструкторской деятельности материализован в виде опытного образца. Проектирование в отличие от конструирования связано с научно-техническими расчетами на чертеже основных параметров будущей технической системы, её предварительным исследованием. Продукт проектировочной деятельности выражается в особой знаковой форме: текст, чертеж, график, расчет, модель на компьютере [4].

На сегодняшний день 3D моделирование занимает очень обширную нишу во многих сферах детальности, начиная от моделирования различных систем и процессов, до прототипирования интерфейсов и создания модели любого живого и неживого существа. Именно поэтому, формирование проектно-конструк-торской компетенции актуально для специалистов по профессиям и специальностям:

- 09.02.03 Программирование в компьютерных системах;

- 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы;

- 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации;

- 09.02.07 Информационные системы и программирование;

- 54.02.01 Дизайн (по отраслям) и другие.

Именно в данном процессе обучения трехмерному моделированию формируются такие ключевые качества профессионала, как: творческое мышление, критическое мышление, конструкторские навыки, пространственное мышление, визуальное восприятие, проектная деятельность, информационная и инновационная компетенция.

Для того чтобы выпускник мог обладать достаточным уровнем квалификации и набором профессиональных компетенций для ведения профессиональной деятельности и эффективного решения производственных задач, необходимо внедрить в образовательный процесс особые условия обучения. Они же - педагогические условия образовательного процесса.

Для качественного формирования проектно-конструкторской компетенции будущих программистов при обучении трехмерному моделированию в политехническом колледже нами были сформулированы и выбраны наиболее эффективные педагогические условия:

- введение в образовательный процесс специализированной системы оценки на основе критериального оценивания международного некоммерческого движения «WorldSkills International»;

- организация подготовки студентов к участию в чемпионате «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) по компетенции «3D моделирование для компьютерных игр»;

- применение метода конструкторского проекта в организации учебного процесса будущих программистов при обучении трехмерному моделированию;

- разработка и внедрение учебно-методического пособия «Трехмерное моделирование» в процесс обучения будущих программистов.

Рассмотрим подробнее выделенные нами педагогические условия.

Введение в образовательный процесс специализированной системы оценки на основе критериального оценивания международного некоммерческого движения «WorldSkills International»

Движение «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia (далее, WSR) получило свое развитие от международного некоммерческого движения WorldSkills International (далее, WSI). С 2012 года, когда Российская федерация вступила WSI, правительство страны начало активное спонсирование условий для трансляции международной практики оценки качества подготовки специалистов. Цель движения - повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Главной миссией Движения является развитие профессиональных компетенций, повышение престижа высококвалифицированных кадров, демонстрация важности компетенций для экономического роста и личного успеха [5].

Для выполнения справедливой и независимой оценки качества выполненных специалистом работ, была разработана специфическая критериальная система оценки, которая включает в себя такие элементы, как:

1. Аспект

2. Субкритерий.

3. Критерий.

Схема оценки составляется таким образом, чтобы максимально точно и корректно измерить уровень владения специалистом навыками и знаниями, необходимыми для профессионала высшего класса. Количество аспектов должно находиться в пределах от 50 до 300 позиций в сумме по всем модулям. Оптимально - от 75 до 250. Каждый аспект должен относиться к определенной секции стандарта (WSSS) в котором прописываются все ключевые навыки и компетенции специалиста в конкретной области. Вес одного аспекта не должен превышать 2-х баллов. Общий вес аспектов для всех модулей Конкурсного задания не может превышать 100 баллов.

Таким образом, определенное количество аспектов позволяет максимально детально рассмотреть процесс создания и обработки практически любого продукта деятельности. В этом случае, идет речь о внедрении в образовательный процесс бально-рейтинговой системы, позволяющей решить проблемы неточности оценки, которые присущи обычной пяти бальной шкале.

Аспекты в свою очередь подразделяются на: измеримые (оценка по определенным показателям) и судейские (субъективная оценка членов жюри). Измеримый аспект может быть бинарным или дискретным. При бинарной системе понимается оценка качества по двум параметрам: «да» или «нет». Дискретный аспект имеет условия частичного выполнения. То есть, допускает погрешность в выполнении работы и начисления неполного количества баллов.

Не измеряемые (например, «красиво», «эстетично», «вкусно», «профессионально» и т. п.) - это судейская оценка. Она ведется группой из 3-х экспертов. Для оценки используются карточки с судейскими оценками: 0, 1, 2, 3, где:

0 - качество ниже индустриальных стандартов;

1 - работа выполнена в пределах индустриальных стандартов, то есть качество приемлемо для использования потребителем/заказчиком. Однако с точки зрения профессионала работа может быть выполнена лучше;

2 - исполнение превосходит индустриальные стандарты, профессионал не видит никаких недостатков;

3 - шедевр, крайне редкий и сложно достижимый результат

Разница между оценками не должна быть больше 1.

Таким образом, критерии к работе будут оценены как с точки зрения измеряемых параметров и качества работы, так и с точки зрения эстетики и профессионализма студента.

Организация подготовки студентов к участию в чемпионате «Молодые профессионалы» (Ворлдскиллс Россия) по компетенции «3D моделирование для компьютерных игр».

Учебный процесс включает в себя равномерное усвоение знаний и умений, а так же оттачивание навыков в приближенной к производству профессиональной обстановке. Однако в таком размеренном процессе, как правило, не учитываются показатели стрессоустойчивости, мотивации, конкурентной среды и борьбы за достижение лучшего результата. Именно погружение студентов среду конкурсного состязания способно подготовить будущего специалиста в работе во внештатной обстановке и быть более спокойным при выполнении производственных задач.

Чемпионаты профессионального мастерства «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia позволяют сымитировать производственный процесс с вышеописанными показателями максимально близко к реальному заказу работодателя. Конкурсное задание для чемпионатов разрабатывается непосредственно работодателями и обязательно должно быть сложным и практически невыполнимым за указанный промежуток времени даже профессионалом. Таким образом, при участии в таком мероприятии студенты имеют возможность не только отточить свои навыки и компетенции, но и сравнить свои показателями с другими участниками из других образовательных учреждений. Именно здесь берётся обмен опытом, как между студентами, так и непосредственно преподавателями профессиональных дисциплин.

Применение метода конструкторского проекта в организации учебного процесса будущих программистов при обучении трехмерному моделированию.

Применение проектов в образовательном процессе постепенно становится неотъемлемой частью любой образовательной деятельности. Даже при

Библиографический список

выполнении выпускной квалификационной работы обучающиеся изготавливают какой-либо проект, направленный на демонстрацию навыков и умений студента.

На стадии закрепления материала конструкторский проект служит средством для оценки уровня подготовки студента по необходимым требованиям и критериям. Изначально, проект - это последовательность взаимосвязанных мероприятий, направленных на решение конкретной проблемы и ограниченных по времени, месту и ресурсам [6].

Результативность проектирования основывается его освоением на методологическом, теоретическом, эмпирическом уровнях. Проектное обучение может реализовываться в форме научно-исследовательской деятельности, социокультурном проектировании в рамках воспитательного процесса образовательной организации, а также в творческой деятельности.

Проектная деятельность обладает объективным педагогическим потенциалом, так как относится к комплексной и наряду с непосредственным результатом она позволяет овладеть универсальными компетенциями, сформировать новые представления, смыслы и ценности [7].

В нашем исследовании проектирование является заключительным этапом формирования проектно-конструкторской компетенции студентов, при котором будет выполнена наиболее качественно оценка итоговых знаний и умений. Проводится в виде выполнения конструкторского проекта с последующей презентацией.

Сама стадия проектирования (стадия конструкторского проекта), предусматривает углубленную разработку итоговой работы с учетом замечаний и предложений, принятых при ее рассмотрении. Характерная особенность этой стадии заключается в том, что объем работы студента в роли конструктора значительно больше объёма обычного моделлера за счёт применения профессиональных навыков программиста в конструкторский проект.

Большую часть времени на этой стадии занимают объемное моделирование изделия и его отдельных элементов, уточнение общей композиции, пропорции, компоновка элементов.

На этой стадии студент обязан выполнить чертежи общих видов в соответствии с последней утвержденной моделью, создать модель, обработать, выполнить развертку, затекстурировать модель, выполнить построение скелета и костей, а также выполнить анимацию модели. Итоговым шагом при завершении проекта будет программирование модели в движках (Unity или Unreal Engine) и создание полноправной игры или мультимедийного контента, например, небольшой анимационный фильм.

Процесс оценки такого проекта требует очень внимательного анализа всей проектной документации с учетом задания на проектирование, в котором должны быть отражены результаты [8].

В конструкторский проект, представляемый на оценку, входят следующие материалы: пояснительная записка; выписка из протокола об утверждении конструкторского предложения; чертежи общих видов модели, аксонометрические изображения, рисунки концепта; готовые образцы моделей, файлы с программным обеспечением для проверки корректности выполнения блоков в программах.

Разработка и внедрение учебно-методического пособия «Трёхмерное моделирование» в процесс обучения будущих программистов.

Учебное пособие - учебно-теоретическое издание, частично заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания [9]. Учебно-методическое пособие «Трехмерное моделирование» издано в двух томах и имеет направленность как для студентов в качестве опорного учебного материала, так и для преподавателей с точки зрения оценки работы учащихся.

Первая часть (студенческая) издана в роли учебно-методического источника последовательности действий для выполнения заданий. Помимо предложенных тем и упражнений, пособие включает в себя информацию о том, на какие элементы модели необходимо обращать внимание, чтобы модель была корректна для индустрии видеоигр.

Для преподавателей разработана вторая часть пособия и содержит в себе информацию по оценке корректности моделей студентов. В этом случае, преподаватель выступает экспертом и должен понимать каждый этап выполнения конструкторского проекта для качественной оценки студенческой работы.

1. Буеров А.С., Безымянная А.Д. Формирование профессиональных компетенций студентов высшей школы в условиях реализации образовательного курса «Робототехника и трехмерное моделирование». Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018; Т. 7, № 4: 49 - 51.

2. Насырова Э.Ф., Данилов А.А. Информационно-методическая компетенция педагога. Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8, № 1: 94 - 97.

3. Буеров А.С., Косенок С.М. Роль учебно-методического пособия в формировании конструкторской компетенции студентов педагогического образования в области робототехники. В сборнике: Современные тенденции развития системы образования сборник статей, Чебоксары, 2019: 14 - 18.

4. Осипова С.И., Ерцкина Е.Б. Формирование проектно-конструкторской компетентности студентов-будущих инженеров в образовательном процессе Сибирский педагогический журнал. 2007; 14.

5. Ворлдскиллс Россия. Available at: https://worldskills.ru

6. Практическая психология. Тренинги. Проект. Available at: https://uchebnik.online/prakticheskaya-psihologiya-treningi/proekt-46262.html

7. Варлакова Ю.Р Формирование готовности к проектной деятельности будущих педагогов в условиях введения ФГОС 3++ в ВУЗе. Лучшая научная статья 2018: сборник статей XIX Международного научно-исследовательского конкурса. 2018: 41 - 43.

8. Художественно-конструкторский проект. Available at: http://stoneholdbooks.com

9. Словарь специальных терминов. Available at: http://www.pgsga.ru

References

1. Buerov A.S., Bezymyannaya A.D. Formirovanie professional'nyh kompetencij studentov vysshej shkoly v usloviyah realizacii obrazovatel'nogo kursa «Robototehnika i trehmernoe modelirovanie». Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2018; T. 7, № 4: 49 - 51.

2. Nasyrova 'E.F., Danilov A.A. Informacionno-metodicheskaya kompetenciya pedagoga. Azimut nauchnyh issledovanij: pedagogika ipsihologiya. 2019. T. 8, № 1: 94 - 97.

3. Buerov A.S., Kosenok S.M. Rol' uchebno-metodicheskogo posobiya v formirovanii konstruktorskoj kompetencii studentov pedagogicheskogo obrazovaniya v oblasti robototehniki. V sbornike: Sovremennye tendencii razvitiya sistemy obrazovaniya sbornik statej, Cheboksary, 2019: 14 - 18.

4. Osipova S.I., Erckina E.B. Formirovanie proektno-konstruktorskoj kompetentnosti studentov-buduschih inzhenerov v obrazovatel'nom processe Sibirskijpedagogicheskijzhurnal. 2007; 14.

5. Vorldskills Rossiya. Available at: https://worldskills.ru

6. Prakticheskaya psihologiya. Treningi. Proekt. Available at: https://uchebnik.online/prakticheskaya-psihologiya-treningi/proekt-46262.html

7. Varlakova Yu.R. Formirovanie gotovnosti k proektnoj deyatel'nosti buduschih pedagogov v usloviyah vvedeniya FGOS 3++ v VUZe. Luchshaya nauchnaya stat'ya 2018: sbornik statej XIX Mezhdunarodnogo nauchno-issledovatel'skogo konkursa. 2018: 41 - 43.

8. Hudozhestvenno-konstruktorskj proekt. Available at: http://stoneholdbooks.com

9. Slovar' special'nyh terminov. Available at: http://www.pgsga.ru

Статья поступила в редакцию 05.06.19

УДК 37.032

Andrianov A.S., senior teacher, Barnaul Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul Russia), E-mail: vyzemsky@bk.ru

Medvedev I.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul Russia),

E-mail: vyzemsky@bk.ru

Semenov V.V., Cand. of Sciences (Engineering), senior lecturer, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Barnaul Russia),

E-mail: vyzemsky@bk.ru

PROBLEMS OF WOMEN LAW ENFORCEMENT OFFICERS. The specificity of official activities in bodies of internal affairs of the Russian Federation requires a high level of physical and psychological preparedness of employees, which may be absent or underrepresented, especially among female employees. Equally important is the lack of a differentiated approach in the presentation of official tasks and responsibilities to employees, depending on their gender. As a result, psychological problems are more likely to occur in female employees. The problem of women's service in bodies of internal affairs of the Russian Federation is relevant, especially at the present time when the general strategy and priorities of the state policy for the advancement of women in Russia are aimed at creating conditions and legal norms that are necessary for the implementation in practice of the constitutional principle of equal rights and opportunities.

Key words: training, women officers, bodies of internal affairs, law enforcement.

A.С. Андрианов, ст. преп., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: vyzemsky@bk.ru

И.В. Медведев, канд. пед. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: vyzemsky@bk.ru

B.В. Семенов, канд. техн. наук, доц., Барнаульский юридический институт МВД России, г. Барнаул, E-mail: vyzemsky@bk.ru

ПРОБЛЕМЫ ЖЕНЩИН-СОТРУДНИКОВ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ

Специфичность служебной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации требует от сотрудников высокого уровня физической и психологической подготовленности, который может отсутствовать или быть представлен в недостаточном объёме, особенно у женщин-сотрудников. Не менее значимым фактором является и отсутствие дифференцированного похода в предъявлении служебных задач и обязанностей к сотрудникам в зависимости от их половой принадлежности. Вследствие этого психологические проблемы возникают с большей частотой вероятности именно у женщин-сотрудников правоохранительных органов. Проблема службы женщин в органах внутренних дел Российской Федерации является актуальной, особенно в настоящее время, когда общая стратегия и приоритетные направления государственной политики в области улучшения положения женщин в России направлены на создание условий и правовых норм, необходимых для осуществления на практике конституционного принципа равных прав и возможностей.

Ключевые слова: профессиональная подготовка, женщины-сотрудники, органы внутренних дел, правоохранительная деятельность.

Недостаточное рассмотрение данного вопроса в педагогической теории и практики, его социальная и научная значимость, а также современные требования к качеству профессиональной подготовки сотрудников правоохранительных органов обусловили постановку цели настоящего исследования - изучить проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации намеченной цели предполагается решить следующие задачи исследования:

1. Провести анализ теоретических основ и практических предпосылок проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов.

2. Рассмотреть проблемы характерные для женщин, принадлежащих к определённой профессии в структуре правоохранительных органов.

3. Выявить проблемы женщин-сотрудников правоохранительных органов, возникающих в ходе изучения дисциплины «Огневая подготовка» на базе образовательного учреждения системы МВД России.

Одна из проблем, которая встречается при прохождении службы женщинами в органах внутренних дел в настоящее время, это гендерные стереотипы [1]. Исходя из традиционных гендерных убеждений, мужчины-сотрудники правоохранительных органов считают, что работа в силовых структурах государства - это исконно мужская сфера деятельности. Для женщины непринятие её мужчинами-коллегами как сотрудника правоохранительной деятельности, как человека, способного эффективно и качественно исполнять поставленные перед ним задачи в области обеспечения охраны правопорядка - это большая проблема. Мужчины проявляют недоверие к женщинам-сотрудникам, часто считают их некомпетентными в профессиональной деятельности и ещё более осторожно относятся к женщинам-руководителям, вышестоящим по должности. Гендерные стереотипы в системе правоохранительных органов - весьма распространённая проблема, которая существенно мешает адекватно воспринимать профессиональные качества женщин-сотрудников, препятствует эффективному взаимодействию внутри рабочего коллектива, может сильно повлиять

на его микроклимат и даже сказываться на работе целых структурных подразделений.

Следующая группа проблем - это отсутствие психодиагностической базы для профотбора женщин-кандидатов в сотрудники правоохранительных органов. Главной целью профессионального психологического отбора сотрудников является определение психологических профессионально важных качеств личности, подходящих для исполнения служебных обязанностей и функций, а также прогнозирование успешности их служебной деятельности. Психодиагностическая база и психологическое сопровождение служебной деятельности женщин положительно повлияют на эффективность работы сотрудников, повышение их профессионализма и улучшение кадрового состава в правоохранительных органах [2].

Теперь рассмотрим специфические проблемы, характерные для женщин, принадлежащих к определённой профессии в структуре правоохранительных органов. Одной из них является синдром эмоционального выгорания, точнее специфические признаки эмоционального выгорания и скорость его развития именно у женщин. В научной литературе ряд работ посвящён изучению специфической проблемы для женщин-следователей - синдрому эмоционального выгорания, который обусловлен следующими причинами:

1. Неоправданная трата собственных сил, отсутствие признания со стороны руководства и коллег.

2. Жёсткая регламентация времени работы, сжатые сроки её выполнения.

3. Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа.

4. Напряжённость и конфликтность в профессиональной среде, постоянная критика проделанной работы.

5. Наличие конфликтных ситуаций в личной жизни и другое.

На женщин-следователей указанные выше факторы оказывают своё влияние ещё в большей степени. Женщины по своей природе более эмоционально отзывчивы, чем мужчины, они в меньшей мере способны абстрагироваться

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.