Научная статья на тему 'Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования на обобщающих занятиях по математике'

Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования на обобщающих занятиях по математике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ОБОБЩАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ / ОБЩЕКУЛЬТУРНЫЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шумилина Н.Г.

В статье показывается эффективность проведения обобщающих занятий по математике для формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования на обобщающих занятиях по математике»

НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161

Для целевого достижения требуемого уровня качества обученности курсанта иностранному языку адаптивная АОС автоматически корректирует уровень сложности выдаваемых базовых опорных текстов (БОТ), которые были на подготовительном этапе преподавателем соответствующим образом подобраны и дифференцированы по уровню сложности на три группы А, В и С.

Критерием принятия решения о векторе управления индивидуальной траекторией учебного процесса для курсанта следует считать минимизацию функционала качества на участке рубежного контроля, который можно представить в виде суммы квадратов невязок теоретической модели и фактического состояния достигнутого уровня обученности курсантом по иностранному языку [4,с.77]. Фактически, управление индивидуальной траекторией обучения является возрастающей дискретно-ступенчатой функцией с коррекцией в моменты рубежного контроля.

Процедура автоматического управления индивидуальной траекторией учебного процесса реализована в модификации адаптивной АОС «Арктур-3» и показала положительные результаты при ее использовании. Список использованной литературы:

1. Склярова О.Н. Адаптивная автоматизированная обучающая система для изучения иностранного языка «Арктур»: методология и требования [Текст] / О.Н. Склярова // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 марта 2016 г., г. Тюмень). В 3 ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА,2016. - С.159-162.

2. Склярова О.Н. Применение адаптивных АОС при организации самостоятельной работы по индивидуальным программах обучения лингво-профессиональной подготовки [Текст] /О.Н. Склярова и др. // Информатизация образования университетского комплекса: Сб.научн.статей по материалам Всероссийской научно-практич. конф. - Воронеж: Военный авиационный инженерный университет, 2008. -С.182-188.

3. Петросян Я.В. Автоматизация формирования тестовых заданий по иностранным языкам с использованием программ Arktur-3 и UniTest [Текст] / Я.В. Петросян, О.Н. Склярова // Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: традиции и инновации. Часть 2. Информатизация образования. - Воронеж: ВГАСУ, 2011. - С.97-103.

4. Склярова О.Н. Оптимальное управление в адаптивной автоматизированной обучающей системе иностранных языков [Текст] / О.Н. Склярова //Сборник статей международной исследовательской организации "Cogшtю" по материалам VIII международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы науки XXI века», 2 часть, г. Москва: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - М.: Международная исследовательская организация "Cognitio", 2016.- С. 74-79

© Склярова О.Н., 2016

Шумилина Н.Г.

к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования,

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г.Орел, РФ

E-mail: shumilina-nadusha@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБОБЩАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ ПО

МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье показывается эффективность проведения обобщающих занятий по математике для формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

Ключевые слова:

обобщающие занятия по математике, общекультурные и профессиональные компетенции бакалавров

педагогического образования

Анализ требований Федерального образовательного стандарта по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) [1] позволил сделать вывод, что приоритетным задачами современного образования являются повышение его качества, доступности и эффективности. Выпускник высшего учебного заведения должен обладать фундаментальными знаниями, умениями и навыками, а также быть способным самостоятельно их пополнять и готовым использовать в дальнейшей профессиональной деятельности. Только в этом случае он сможет реагировать на запросы производства, науки и культуры, учитывать социальные, экономические и духовные процессы, происходящие в обществе.

Подготовка бакалавров педагогического образования включает в себя, с одной стороны, разнонаправленные учебные дисциплины, а с другой стороны, имеет единые цели и задачи, такие, например, как:

- формирование представлений об основных понятиях и закономерностях изучаемой науки, о ее взаимосвязях с другими научными дисциплинами;

- ознакомление с практическими приложениями изучаемых вопросов внутри дисциплины, в смежных дисциплинах, а также в реальной жизни,

- овладение навыками и методами применения полученных теоретических знаний в решении широкого спектра практических задач;

- развитие общей культуры, научного мировоззрения, исследовательских умений, навыков самообразования, творческого отношения к деятельности.

Таким образом, обучение бакалавров должно быть ориентировано, прежде всего, на формирование у них совокупности компетенций и именно компетенции (общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные) являются и нормативными требованиями и планируемыми результатами освоения программы бакалавриата.

Термин «компетенция» происходит от латинского слова competere - быть способным к чему-либо. При всем разнообразии определений компетенции, можно отметить общий смысл, который несет оценочный характер формирования способности применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Исходя из этого в структуре компетенции будущих бакалавров можно выделить следующие составляющие: мотивационный компонент, характеризующийся стремлением овладевать общекультурными и профессиональными компетенциями, использовать их в процессе обучения и для достижения успеха в дальнейшей профессиональной деятельности; когнитивный компонент, который характеризует владение необходимыми знаниями, умениями и навыками деятельностный компонент, определяющий способность их практического применения в различных стандартных и нестандартных ситуациях; личностный компонент, который проявляется в осознании обучающимся значимости профессионального саморазвития и самосовершенствования и включает в себя профессионально важные качества, от которых зависит уровень сформированности профессиональных умений и навыков.

Для формирования компетенций у будущих учителей начальных классов а также для достижения общих целей и задач образования при изучении математики эффективно проводить обобщающие занятия. Как показывает опыт работы, такие занятия позволяют повторить и систематизировать пройденный материал, проследить его связь с другими дисциплинами (когнитивный компонент). На обобщающих занятиях имеются широкие возможности ознакомления с практическими приложениями изучаемых вопросов внутри дисциплины, в смежных дисциплинах, а также в реальной жизни (деятельностный компонент). Компетентностно-ориентированные задания таких занятий позволяют продемонстрировать необходимость изучаемого материала для обучения математике младших школьников (мотивационный компонент). Кроме этого, обобщающие занятия положительно влияют на развитие общей культуры

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

бакалаввров, их исследовательских умений, навыков самообразования, творческого отношения к деятельности (личностный компонент).

Таким образом, обобщающие занятия способствуют формированию у бакалавров ряда компетенций, определенных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [1]:

- Способность использовать естественно-научные и математические знания для ориентирования в современном информационном пространстве (ОК-3)

- Способность к самоорганизации и самообразованию (ОК-6)

- Готовность сознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- Способность осуществлять обучение, воспитание и развитие с учетом социальных, возрастных, психофизических и индивидуальных особенностей, в том числе особых образовательных потребностей обучающихся (ОПК-2);

- Готовность реализовывать образовательные программы по учебному предмету в соответствии с требованиями образовательных стандартов (ПК-1);

- Способность использовать современные методы и технологии обучения и диагностики (ПК-2);

- Готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11)

Проиллюстрируем это на примере обобщающего занятия по разделу: «Натуральные числа и нуль». Материал данного раздела является одним из основных в подготовке учителя начальных классов, так как именно с натуральных чисел для ребенка начинается математика. Традиционно в этом разделе рассматриваются различные подходы к построению множества целых неотрицательных чисел.

После изучения раздела, студентам было предложено выбрать одну из тем: «Аксиоматическое построение системы натуральных чисел», «Теоретико-множественный смысл целых неотрицательных чисел» или «Понятие натурального числа как меры величины», и приготовить по ней презентацию.

Общая схема презентации была такой:

1) Дать характеристику выбранного подхода; показать историю его возникновения. При выполнении этого этапа студенту необходим был изученный материал, а также дополнительная информация и новые знания (ОК-3), (ОК-6).

2) Привести примеры реализации выбранного подхода в начальном курсе математики. Проанализировать действующие УМК для начальной школы и указать те, в которых выбранный подход к натуральному числу является преобладающим (ОК-3, ПК-1)

3) Рассмотреть решение задач начального курса математики с точки зрения выбранного подхода, показать методику обучения младших школьников решению таких задач (ПК-1, ПК-2).

4) Указать достоинства и недостатки реализации выбранного подхода в начальном курсе математики, проанализировать возможные трудности младших школьников при изучении соответствующего материала, наметить пути их устранения. (ОПК-2, ПК-2).

Как показывает опыт работы, проведение обобщающих занятий существенно повышает интерес студентов к изучаемому материалу, показывает его необходимость в дальнейшей работе. Это способствует формированию качественных знаний, повышению мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1).

Таким образом, обобщающие занятия способствуют достижению целей и задач современного высшего образования и являются эффективным средством формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования.

Список использованной литературы: 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) /Приказ Министерства образования и науки РФ №1426 от 04.12.2015 //минобрнауки. рф

© Шумилина Н.Г., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.