Научная статья на тему 'Управление индивидуальной траекторией обучения иностранному языку на базе адаптивной автоматизированной обучающей системы'

Управление индивидуальной траекторией обучения иностранному языку на базе адаптивной автоматизированной обучающей системы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
113
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
IN SITU
Область наук
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ТРАЕКТОРИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТЕЗАУРУС / АДАПТИВНАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ОБУЧАЮЩАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Склярова Оксана Николаевна

Процесс индивидуального обучения должен быть направлен на достижение обучаемым своих потенциальных результатов. Предложена методика управления индивидуальной траекторией обучения курсантов иностранному языку в неязыковых вузах на базе адаптивной АОС. Критерием достижения заданного уровня обученности является формируемый профессиональный тезаурус. Методика апробирована в системе «АРКТУР».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Склярова Оксана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление индивидуальной траекторией обучения иностранному языку на базе адаптивной автоматизированной обучающей системы»

_НАУЧНОЕ ПЕРИОДИЧЕСКОЕ ИЗДАНИЕ «IN SITU» №4/2016 ISSN 2411-7161_

Склярова Оксана Николаевна

канд. пед. наук, доцент

Военный учебно-научный центр Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия

им. проф. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,

г. Воронеж, РФ E-mail: oxi_us@rambler.ru

УПРАВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИЕЙ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ НА БАЗЕ АДАПТИВНОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЫ

Аннотация

Процесс индивидуального обучения должен быть направлен на достижение обучаемым своих потенциальных результатов. Предложена методика управления индивидуальной траекторией обучения курсантов иностранному языку в неязыковых вузах на базе адаптивной АОС. Критерием достижения заданного уровня обученности является формируемый профессиональный тезаурус. Методика апробирована в системе «АРКТУР».

Ключевые слова

индивидуальное обучение, траектория обучения, профессиональный тезаурус, адаптивная

автоматизированная обучающая система

В настоящее время разрабатываемые технологии автоматизированного обучения иностранному языку базируются в основном на применении автоматизированных обучающих систем (АОС). Основа такого обучения - некоторая дидактическая база знаний АОС, которая ориентирована на достижение поставленной учебной программой целей. К сожалению, центр тяжести такой базы знаний ориентирован на обучаемого, который обладает средними способностями и средним уровнем базовых знаний. Это приводит к тому, что имеет место жесткая дифференциация между двумя крайними группами обучаемых - лицами с уровнем знаний ниже среднего и лицами с уровнем знаний выше среднего. Возникающая проблема в организации учебного процесса может быть перефразирована следующим образом: «низы не могут» в силу объективных причин, а «верхи не хотят» в силу отсутствия заинтересованности.

Решение данной проблемы при изучении иностранного языка может быть достигнуто путем создания адаптивных АОС, имеющих следующие встроенные функции: автоматизированного формирования базы знаний, автоматизирован-ного формирования тестовых заданий по заданным шаблонам, управление индивидуальной траекторией обучения. Такая структура адаптивной АОС реализована в авторской разработке «АРКТУР» (рис.1) [1, с. 160 ].

Рисунок 1 - Структура адаптивной АОС «Арктур»

Методика автоматизированного формирования базы знаний и генерирования тестов описаны в работах [2,с. 183; 3,с.97]. Функция электронного учебника общеизвестна. Управление учебным процессом осуществляется по результатам тестирования, а выявленные пробелы знаний предлагается устранять с помощью электронного учебника. Процедура является циклической до момента сдачи обучаемым теста. В процесс управления обучения может вмешаться и педагог по итогам рубежного контроля, принудительно изменив типовой БОТ на два других ранжированных по степени сложности. Однако при такой модели организации учебного процесса изучения иностранного языка автоматизировать процесс адаптации управления невозможно.

Цель исследований - разработать методику управления индивидуальной траекторией обучения курсантов иностранному языку в неязыковых вузах на базе адаптивной АОС.

Рассмотрим задачу управления индивидуальной траекторией обучения курсантов иностранному языку на примере их самостоятельной работы. Самостоятельная работа курсанта имеет целью сформировать совокупность военно-профессиональных знаний по профилю подготовки, критерием которого является профессиональный тезаурус. Авторская позиция в этом вопросе базируется на положении, что курсант должен владеть некоторым активным ядром профессионального тезауруса, что позволяет оценивать качество его знания профессионального тезауруса. Ядро профессионального тезауруса можно поэтапно формировать путем целенаправленного соответствующего подбора базовых профильных опорных текстов

Учебный процесс построен на освоении совокупности профильных БОТ, которые состоят из учебно-аутентичных (адаптированных) и аутентичных текстов. На преподавателя возлагается функция подбора профессиональных аутентичных текстов. При этом он в соответствии с тематическим планом организовывает общую траекторию обучения курсантов учебной группы путем освоения совокупности БОТ с рубежным контролем. Курсант поэтапно осваивает весь учебный материал, проходя процедуру поэтапного контроля: зачет/незачет. Считается, что по окончании учебного процесса и прохождения всех рубежных контролей курсант осваивает требуемый профессиональный тезаурус.

Задача управления индивидуальной траекторией обучения может быть рассмотрена как выдача БОТ определенной категории сложности по итогам рубежного тестирования, при этом целевая задача остается прежней - курсант должен освоить профессиональный тезаурус с заданным активным ядром.

В методологическом плане решение поставленной задачи базируется на сравнении предложенной теоретической модели индивидуальной траектории обучения курсанта иностранному языку (1) и фактического состояния достигнуто уровня обученности (2) на момент рубежного контроля (рис.2). Здесь С - уровень усвоения учебного материала; 11 и 11+1 - соответствующие временные моменты рубежного контроля, которые регламентируются учебным планом или индивидуальным планом в виде детализации учебного плана, разработанным преподавателем совместно с курсантом. Величина отклонения -АС является информацией для формирования соответствующего корректирующего управления индивидуальной траекторией обучения курсанта на момент рубежного контроля и коррекции 11+1.

(БОТ).

' ^ С,балл

11 1, сутки

Рисунок 2 - Модель принятия управляющего воздействия в адаптивной АОС

Для целевого достижения требуемого уровня качества обученности курсанта иностранному языку адаптивная АОС автоматически корректирует уровень сложности выдаваемых базовых опорных текстов (БОТ), которые были на подготовительном этапе преподавателем соответствующим образом подобраны и дифференцированы по уровню сложности на три группы А, В и С.

Критерием принятия решения о векторе управления индивидуальной траекторией учебного процесса для курсанта следует считать минимизацию функционала качества на участке рубежного контроля, который можно представить в виде суммы квадратов невязок теоретической модели и фактического состояния достигнутого уровня обученности курсантом по иностранному языку [4,с.77]. Фактически, управление индивидуальной траекторией обучения является возрастающей дискретно-ступенчатой функцией с коррекцией в моменты рубежного контроля.

Процедура автоматического управления индивидуальной траекторией учебного процесса реализована в модификации адаптивной АОС «Арктур-3» и показала положительные результаты при ее использовании. Список использованной литературы:

1. Склярова О.Н. Адаптивная автоматизированная обучающая система для изучения иностранного языка «Арктур»: методология и требования [Текст] / О.Н. Склярова // Закономерности и тенденции развития науки в современном обществе: сборник статей Международной научно-практической конференции (15 марта 2016 г., г. Тюмень). В 3 ч. Ч.2. - Уфа: АЭТЕРНА,2016. - С.159-162.

2. Склярова О.Н. Применение адаптивных АОС при организации самостоятельной работы по индивидуальным программах обучения лингво-профессиональной подготовки [Текст] /О.Н. Склярова и др. // Информатизация образования университетского комплекса: Сб.научн.статей по материалам Всероссийской научно-практич. конф. - Воронеж: Военный авиационный инженерный университет, 2008. -С.182-188.

3. Петросян Я.В. Автоматизация формирования тестовых заданий по иностранным языкам с использованием программ Агк1иг-3 и ишТе81 [Текст] / Я.В. Петросян, О.Н. Склярова // Непрерывное многоуровневое профессиональное образование: традиции и инновации. Часть 2. Информатизация образования. - Воронеж: ВГАСУ, 2011. - С.97-103.

4. Склярова О.Н. Оптимальное управление в адаптивной автоматизированной обучающей системе иностранных языков [Текст] / О.Н. Склярова //Сборник статей международной исследовательской организации "Cogшtю" по материалам VIII международной научно-практической конференции: «Актуальные проблемы науки XXI века», 2 часть, г. Москва: сборник со статьями (уровень стандарта, академический уровень). - М.: Международная исследовательская организация "Cognitio", 2016.- С. 74-79

© Склярова О.Н., 2016

Шумилина Н.Г.

к.п.н., доцент, доцент кафедры теории и методики начального общего и музыкального образования,

Орловский государственный университет им. И. С. Тургенева, г.Орел, РФ

E-mail: shumilina-nadusha@yandex.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОБОБЩАЮЩИХ ЗАНЯТИЯХ ПО

МАТЕМАТИКЕ

Аннотация

В статье показывается эффективность проведения обобщающих занятий по математике для формирования общекультурных и профессиональных компетенций бакалавров педагогического образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.