Е. Э. Лобачева
ФОРМИРОВАНИЕ КАБИНЕТА РЕДКОСТЕЙ В КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ
Традиция создания кабинетов редкостей в России получила развитие в период царствования Петра I. «Кабинет редкостей» в переводе на немецкий язык означает «Кунсткамера». Первая и самая известная кунсткамера России начала формироваться по инициативе императора - преобразователя. В XIX в. увеличение доли дисциплин гуманитарного знания в образовании стимулировало формирование коллекций редкостей в высших учебных заведениях.
Ключевые слова: коллекция, экспонат, даритель, духовная академия, музейная ценность, комплектование, научно-просветительская деятельность.
The tradition of creation of museum of rarities in Russia has received development during the reign of Peter I. The museum of rarities in a translation into German means «Kunstcamera». The first and famous kunstcamera has started to be formed at the initiative of the emperor. In XIX century the increase in a share of disciplines of humanitarian knowledge in formation stimulated creation of collections of rarities in higher educational institutions.
Keywords: a collection, an exhibit, the donator, spiritual academy, museum value, acquisition, scientifically-
educational activity.
Открытие Духовной академии в Казани, состоявшееся в 1842 г., стимулировало
развитие научного потенциала духовенства Казанской епархии. На протяжении всего периода своего существования Казанская духовная академия являлась одним из крупнейших образовательных учреждений Поволжья, центром миссионерской деятельности в Казанском крае.
Первоначально академия
функционировала по уставу 1814 г., в соответствии с которым наряду с основополагающими гуманитарными,
богословскими дисциплинами
предписывалось изучение естественных наук, сопровождавшееся наглядным материалом. Это было необходимо для того, чтобы выпускники академий могли преподавать их в духовных семинариях, программы которых имели общеобразовательный характер. Согласно следующему уставу от 1869 г., введенному в Казанской академии в 1870 г., изучение естественнонаучных дисциплин упразднялось. Вследствие такой
кардинальной перемены период с 1842 по 70 гг. является уникальным по отношению к текущей собирательской деятельности академии.
В совокупности музейное собрание Казанской духовной академии в 1842-1870 гг. насчитывало сотни предметов и отличалось большим разнообразием. Оно включало в себя уникальные естественно-научные коллекции - геологические, этнографические,
нумизматические, таксидермические
коллекции флоры и фауны и т.д. Коллекции, вследствие критериев, положенных в основу их формирования, являлись типологическими (систематическими). Иными словами, они состояли из однотипных предметов, сгруппированных по признаку
классификации в соответствии с научными достижениями исторического периода. Исключение составляла коллекция редкостей, которая складывалась из разных переданных в академию предметов. Комплектование данных коллекций происходило за счет пожертвований (дарений), передачи из духовных и духовноучебных учреждений, специальных закупок.
Кабинет редкостей при Казанской духовной академии был создан для хранения и презентации пожертвованных предметов, представляющих собой музейную ценность. В состав «редкостей» XIX века включали, очевидно, все те коллекции и предметы, которые не могли войти в другие собрания (естественнонаучные, книжные и пр.) [4; с. 28]. Образование данного кабинета, в отличие от других подобных подразделений академии, связано с собирательской деятельностью академии. Это объясняется тем, что процесс собирательства не предполагает изучения объектов собирания. В силу этого в сформированных подобным образом музейных подразделениях часто присутствуют предметы случайные, малоценные, подделки, отсутствуют
целостность и научная систематика. В свою очередь, в академическом кабинете редкостей экспонировались всевозможные, по отзывам современников, необычные предметы: привезенные из путешествий
«фантастические» и экзотические объекты, древние артефакты, природные редкости и просто странные вещи [3; 523].
Начало коллекции названного кабинета был положено архиепископом Владимиром (Ужинский Василий Кононович), возглавлявшим Казанскую епархию
достаточно про-должительное время (1836 -1848 гг.). Архиепископ Владимир много сделал для развития академии: ее
материального обеспечения, строительства, которое осуществлялась в 1844-1848 гг. [2]. Он принимал участие и в формировании академических собраний. В 1844 г. архиепископ передал в дар академии «3 раковины в виде змеиных головок, и 4 каменных груздя, 2 кораллов, рыбку с щетинами, манну в кружечке» [3; 523]. Кроме того, он подарил 3 пасхальные восковые свечи, которые были зажжены патриархом в Иерусалиме при схождении благодатного огня [Там же]. В числе пожертвований были также волос из бороды афонского схимонаха Мефодия длиной 2 аршина 6 вершков [Там же] и «солонка в виде овальной рюмки, выточенная из мисцкой соли высотой 3 5/8 дюйма, диаметр длиной 3 У дюйма, поперечный 2 6/8 дюйма» [7; Л. 1].
В 1845 г. свияжский архимандрит Мартирий подарил 3 обломка мамонтовых костей [5; 1, 3]. Подобные экспонаты были получены от протоиерея Петропавловской церкви г. Казани В.П. Вишневского [5; 32]. Среди пожертвований за означенный год значится также «природная аномалия», полученная от студента Академии Ивана Падарина. Она представлял собой «подобие руки, обратившееся игрою природы из древесного трута».1 Названный экспонат относился к числу уникальных предметов, вследствие того, что был единственным в своём роде природным объектом,
1 Т.е. масса из берёзовой коры, сухой травы, еловых шишек, сосновых иголок и размельчённых сухих грибов, спрессованных в виде человеческой руки.
отличающимся своеобразием и
неповторимостью. Впоследствии она был передана в физический кабинет. Однако данный предмет значился в описи кабинета редкостей [5; 37].
В 1846 г. благодаря пожертвованиям частных лиц интенсивное пополнение кабинета продолжилось. Упоминавшийся выше архиепископом Владимиром была подарена финиковая ветвь, которая является одним из знаковых атрибутов в христианской культуре [3; 524]. Епископ саратовский Иаков (Вечерков Иосиф Иванович) передал в дар старинный татарский сосуд, деревянный крест и 4 фрагмента древних сооружений. Сосуд был высечен из камня и украшен различными орнаментами.
Предположительно он употреблялся в виде стакана. Крест, покрытый кристаллами соли, найден в окрестностях крупнейшего в Европе соленого озера Эльтон, которое располагалось на крайнем севере Прикаспийской низменности. Длина креста равнялась 1 четверти 2 вершкам, ширина - 1 четверти [6; 25]. Фрагментами сооружений были каменные обломки древних татарских зданий, найденные в Саратовской губернии. Они имели форму изразцов, из которых в старину делают русские печи [7; 33].
В 1846 же году профессор Духовной академии соборный иеромонах Антоний (Радонежский Александр) пожертвовал в кабинет так называемые «еврейские хранилища» (греч. «филактерии») - кожаные коробочки с текстами, надевавшимися иудеями на лоб и на левую руку во время молитвы [6; 25, 25 об.].
Диакон Петропавловской церкви г. Казани П. Ивановский передал в кабинет редкостей окаменелости, обнаруженные в окрестностях города [Там же].
Ценными и своеобразными
экспонатами являлись два позолоченные слепки с золотых самородков, сделанные по заказу унтер-шихмейстра Е.А. Бояринова в 1847 г. [7; 7,10]. Сами самородки были найдены «на Царево-Александровском руднике в округе Златоустовской слободы
2 Приблизительно 22 см. в ширину и 17 см. в длину.
собственными трудами Благословенного Александра во время посещения Урала» в 1824 г.
В 1850 г архиепископ нижегородский и арзамазский Иаков (Вечерков) подарил в академию медный сосуд с верхушкой в виде цветка, который в качестве артефакта поступил в кабинет редкостей [8; Л. 117].
В 1854 г. по ходатайству хранителя кабинета С. Гремяченского Совет академии разрешил приобрести по каталогу Швабе модели человеческого сердца (20 руб.) и человеческого уха (45 руб.) сделанные из папье-маше [10; 33]. Эти предметы были
внесены в каталог рассматриваемого подразделения.
В 1858 г. протоиерей В. Мохов передал в кабинет погремушку, применяемую японскими бонзами во время шествия для жертвоприношения. В 1859 г. руководство Ставропольского шелкопрядильного
училища прислало в Казанскую академию ящик с тремя пасмами размотанного шелка и с несколькими шелковичными коконами
[Там же].
Фонд кабинета увеличивался не только частными вкладами, но и за счет
пожертвований разных учреждений, и в частности, духовных консисторий. Так, в 1855 г. из Оренбургской духовной
консистории по распоряжению св. Синода были присланы калмыцкие вещи. В среде бытования они использовались для ведения соответствующих религиозных служб. Экспонатами становились предметы, отобранные у раскольников [10; 33]. Они поступили в академию в 1856 г. также по распоряжению св. Синода.
Этап формирования кабинета редкостей завершился в конце 1850-х гг. В
последующем пополнение фонда прекратилось по причине отсутствия пожертвований. В целом фонд кабинета редкостей насчитывал 55 экспонатов в 114 экземплярах [3; 523]. Он был образован из раритетов, то есть предметов, ценностное значение которых заключалось, прежде всего, в их редкости и вещевых источников, представлявших собой предметы
утилитарного назначения. Основу фонда
составляли предметы второго вида. В соответствии с музейной классификацией предметов можно выделить несколько групп экспонатов обозначенного академического подразделения: палеонтологические находки, археологические артефакты, предметы материальной культуры, атрибуты религиозного культа.
После реформирования Казанской академии в 1870 - 1872 г. (в связи с введением устава 1869 г.) кабинет редкостей наряду с нумизматической и минералогической коллекциями остался в академии, но как музейное подразделение был упразднен. Его фонд стал частью собрания, хранившегося в библиотеке. Кабинет редкостей послужил прообразом миссионерского музея, который был открыт в Казанской духовной академии в 1912 г.
Формирование кабинета редкостей являлось прогрессивным процессом в научной деятельности Казанской академии. Во-первых, создание рассматриваемого кабинета и было направлено на развитие «гуманистической направленности» высшего образования, характерного для дореволюционного времени. Во-вторых, его функционирование связано с сохранением и демонстрацией объектов культурного, исторического, природного наследия. В-третьих, научно-фондовая работа обеспечивала контроль собирательской деятельности академии. В-четвертых, востребованность фонда была обусловлена наличием в учебной программе миссионерских дисциплин.
Литература
1. Бурлыкина, М. И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII — первая четверть XIX в.) / М. И. Бурлыкина. - Сыктывкар, 1994.
2. Липаков, Е. В. Владимир (Ужинский Владимир Кононович; 1777 - 1855), архиеп. Казанский и Свияжский / / Православная энциклопедия. Т. 12 / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М., 2005. - С. 577 - 579.
3. Знаменский, П. В. История Казанской духовной академии в первый (дореформенный) период её существования. В 3 вып. Вып. 2 / П. В. Знаменский. - Казань: Тип. Казан. ун-та, 1892. - 593 с.
4. Назипова, Г. Р. К истории кабинета редкостей Казанского Императорского университета / Г. Р. Назипова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2008. - Т. 10. - № 1. - С. 27-35.
5. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.10 Казанской духовной академии. -Оп. 1.- Д. 337.
6. Там же. Д. 476.
7. Там же. Д. 585.
8. Там же. Д. 812.
9. Там же. Д. 1321.
10. Там же. Д. 11588.
11. Сотникова, С.И. Музеология / С. И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 190 с.