Научная статья на тему 'Формирование кабинета редкостей в Казанской духовной академии'

Формирование кабинета редкостей в Казанской духовной академии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
146
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛЛЕКЦИЯ / ЭКСПОНАТ / ДАРИТЕЛЬ / ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / МУЗЕЙНАЯ ЦЕННОСТЬ / КОМПЛЕКТОВАНИЕ / НАУЧНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / A COLLECTION / AN EXHIBIT / THE DONATOR / SPIRITUAL ACADEMY / MUSEUM VALUE / ACQUISITION / SCIENTIFICALLY-EDUCATIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобачева Елена Эдуардовна

Традиция создания кабинетов редкостей в России получила развитие в период царствования Петра I. «Кабинет редкостей» в переводе на немецкий язык означает «Кунсткамера». Первая и самая известная кунсткамера России начала формироваться по инициативе императора преобразователя. В XIX в. увеличение доли дисциплин гуманитарного знания в образовании стимулировало формирование коллекций редкостей в высших учебных заведениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tradition of creation of museum of rarities in Russia has received development during the reign of Peter I. The museum of rarities in a translation into German means «Kunstcamera». The first and famous kunstcamera has started to be formed at the initiative of the emperor. In XIX century the increase in a share of disciplines of humanitarian knowledge in formation stimulated creation of collections of rarities in higher educational institutions.

Текст научной работы на тему «Формирование кабинета редкостей в Казанской духовной академии»

Е. Э. Лобачева

ФОРМИРОВАНИЕ КАБИНЕТА РЕДКОСТЕЙ В КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Традиция создания кабинетов редкостей в России получила развитие в период царствования Петра I. «Кабинет редкостей» в переводе на немецкий язык означает «Кунсткамера». Первая и самая известная кунсткамера России начала формироваться по инициативе императора - преобразователя. В XIX в. увеличение доли дисциплин гуманитарного знания в образовании стимулировало формирование коллекций редкостей в высших учебных заведениях.

Ключевые слова: коллекция, экспонат, даритель, духовная академия, музейная ценность, комплектование, научно-просветительская деятельность.

The tradition of creation of museum of rarities in Russia has received development during the reign of Peter I. The museum of rarities in a translation into German means «Kunstcamera». The first and famous kunstcamera has started to be formed at the initiative of the emperor. In XIX century the increase in a share of disciplines of humanitarian knowledge in formation stimulated creation of collections of rarities in higher educational institutions.

Keywords: a collection, an exhibit, the donator, spiritual academy, museum value, acquisition, scientifically-

educational activity.

Открытие Духовной академии в Казани, состоявшееся в 1842 г., стимулировало

развитие научного потенциала духовенства Казанской епархии. На протяжении всего периода своего существования Казанская духовная академия являлась одним из крупнейших образовательных учреждений Поволжья, центром миссионерской деятельности в Казанском крае.

Первоначально академия

функционировала по уставу 1814 г., в соответствии с которым наряду с основополагающими гуманитарными,

богословскими дисциплинами

предписывалось изучение естественных наук, сопровождавшееся наглядным материалом. Это было необходимо для того, чтобы выпускники академий могли преподавать их в духовных семинариях, программы которых имели общеобразовательный характер. Согласно следующему уставу от 1869 г., введенному в Казанской академии в 1870 г., изучение естественнонаучных дисциплин упразднялось. Вследствие такой

кардинальной перемены период с 1842 по 70 гг. является уникальным по отношению к текущей собирательской деятельности академии.

В совокупности музейное собрание Казанской духовной академии в 1842-1870 гг. насчитывало сотни предметов и отличалось большим разнообразием. Оно включало в себя уникальные естественно-научные коллекции - геологические, этнографические,

нумизматические, таксидермические

коллекции флоры и фауны и т.д. Коллекции, вследствие критериев, положенных в основу их формирования, являлись типологическими (систематическими). Иными словами, они состояли из однотипных предметов, сгруппированных по признаку

классификации в соответствии с научными достижениями исторического периода. Исключение составляла коллекция редкостей, которая складывалась из разных переданных в академию предметов. Комплектование данных коллекций происходило за счет пожертвований (дарений), передачи из духовных и духовноучебных учреждений, специальных закупок.

Кабинет редкостей при Казанской духовной академии был создан для хранения и презентации пожертвованных предметов, представляющих собой музейную ценность. В состав «редкостей» XIX века включали, очевидно, все те коллекции и предметы, которые не могли войти в другие собрания (естественнонаучные, книжные и пр.) [4; с. 28]. Образование данного кабинета, в отличие от других подобных подразделений академии, связано с собирательской деятельностью академии. Это объясняется тем, что процесс собирательства не предполагает изучения объектов собирания. В силу этого в сформированных подобным образом музейных подразделениях часто присутствуют предметы случайные, малоценные, подделки, отсутствуют

целостность и научная систематика. В свою очередь, в академическом кабинете редкостей экспонировались всевозможные, по отзывам современников, необычные предметы: привезенные из путешествий

«фантастические» и экзотические объекты, древние артефакты, природные редкости и просто странные вещи [3; 523].

Начало коллекции названного кабинета был положено архиепископом Владимиром (Ужинский Василий Кононович), возглавлявшим Казанскую епархию

достаточно про-должительное время (1836 -1848 гг.). Архиепископ Владимир много сделал для развития академии: ее

материального обеспечения, строительства, которое осуществлялась в 1844-1848 гг. [2]. Он принимал участие и в формировании академических собраний. В 1844 г. архиепископ передал в дар академии «3 раковины в виде змеиных головок, и 4 каменных груздя, 2 кораллов, рыбку с щетинами, манну в кружечке» [3; 523]. Кроме того, он подарил 3 пасхальные восковые свечи, которые были зажжены патриархом в Иерусалиме при схождении благодатного огня [Там же]. В числе пожертвований были также волос из бороды афонского схимонаха Мефодия длиной 2 аршина 6 вершков [Там же] и «солонка в виде овальной рюмки, выточенная из мисцкой соли высотой 3 5/8 дюйма, диаметр длиной 3 У дюйма, поперечный 2 6/8 дюйма» [7; Л. 1].

В 1845 г. свияжский архимандрит Мартирий подарил 3 обломка мамонтовых костей [5; 1, 3]. Подобные экспонаты были получены от протоиерея Петропавловской церкви г. Казани В.П. Вишневского [5; 32]. Среди пожертвований за означенный год значится также «природная аномалия», полученная от студента Академии Ивана Падарина. Она представлял собой «подобие руки, обратившееся игрою природы из древесного трута».1 Названный экспонат относился к числу уникальных предметов, вследствие того, что был единственным в своём роде природным объектом,

1 Т.е. масса из берёзовой коры, сухой травы, еловых шишек, сосновых иголок и размельчённых сухих грибов, спрессованных в виде человеческой руки.

отличающимся своеобразием и

неповторимостью. Впоследствии она был передана в физический кабинет. Однако данный предмет значился в описи кабинета редкостей [5; 37].

В 1846 г. благодаря пожертвованиям частных лиц интенсивное пополнение кабинета продолжилось. Упоминавшийся выше архиепископом Владимиром была подарена финиковая ветвь, которая является одним из знаковых атрибутов в христианской культуре [3; 524]. Епископ саратовский Иаков (Вечерков Иосиф Иванович) передал в дар старинный татарский сосуд, деревянный крест и 4 фрагмента древних сооружений. Сосуд был высечен из камня и украшен различными орнаментами.

Предположительно он употреблялся в виде стакана. Крест, покрытый кристаллами соли, найден в окрестностях крупнейшего в Европе соленого озера Эльтон, которое располагалось на крайнем севере Прикаспийской низменности. Длина креста равнялась 1 четверти 2 вершкам, ширина - 1 четверти [6; 25]. Фрагментами сооружений были каменные обломки древних татарских зданий, найденные в Саратовской губернии. Они имели форму изразцов, из которых в старину делают русские печи [7; 33].

В 1846 же году профессор Духовной академии соборный иеромонах Антоний (Радонежский Александр) пожертвовал в кабинет так называемые «еврейские хранилища» (греч. «филактерии») - кожаные коробочки с текстами, надевавшимися иудеями на лоб и на левую руку во время молитвы [6; 25, 25 об.].

Диакон Петропавловской церкви г. Казани П. Ивановский передал в кабинет редкостей окаменелости, обнаруженные в окрестностях города [Там же].

Ценными и своеобразными

экспонатами являлись два позолоченные слепки с золотых самородков, сделанные по заказу унтер-шихмейстра Е.А. Бояринова в 1847 г. [7; 7,10]. Сами самородки были найдены «на Царево-Александровском руднике в округе Златоустовской слободы

2 Приблизительно 22 см. в ширину и 17 см. в длину.

собственными трудами Благословенного Александра во время посещения Урала» в 1824 г.

В 1850 г архиепископ нижегородский и арзамазский Иаков (Вечерков) подарил в академию медный сосуд с верхушкой в виде цветка, который в качестве артефакта поступил в кабинет редкостей [8; Л. 117].

В 1854 г. по ходатайству хранителя кабинета С. Гремяченского Совет академии разрешил приобрести по каталогу Швабе модели человеческого сердца (20 руб.) и человеческого уха (45 руб.) сделанные из папье-маше [10; 33]. Эти предметы были

внесены в каталог рассматриваемого подразделения.

В 1858 г. протоиерей В. Мохов передал в кабинет погремушку, применяемую японскими бонзами во время шествия для жертвоприношения. В 1859 г. руководство Ставропольского шелкопрядильного

училища прислало в Казанскую академию ящик с тремя пасмами размотанного шелка и с несколькими шелковичными коконами

[Там же].

Фонд кабинета увеличивался не только частными вкладами, но и за счет

пожертвований разных учреждений, и в частности, духовных консисторий. Так, в 1855 г. из Оренбургской духовной

консистории по распоряжению св. Синода были присланы калмыцкие вещи. В среде бытования они использовались для ведения соответствующих религиозных служб. Экспонатами становились предметы, отобранные у раскольников [10; 33]. Они поступили в академию в 1856 г. также по распоряжению св. Синода.

Этап формирования кабинета редкостей завершился в конце 1850-х гг. В

последующем пополнение фонда прекратилось по причине отсутствия пожертвований. В целом фонд кабинета редкостей насчитывал 55 экспонатов в 114 экземплярах [3; 523]. Он был образован из раритетов, то есть предметов, ценностное значение которых заключалось, прежде всего, в их редкости и вещевых источников, представлявших собой предметы

утилитарного назначения. Основу фонда

составляли предметы второго вида. В соответствии с музейной классификацией предметов можно выделить несколько групп экспонатов обозначенного академического подразделения: палеонтологические находки, археологические артефакты, предметы материальной культуры, атрибуты религиозного культа.

После реформирования Казанской академии в 1870 - 1872 г. (в связи с введением устава 1869 г.) кабинет редкостей наряду с нумизматической и минералогической коллекциями остался в академии, но как музейное подразделение был упразднен. Его фонд стал частью собрания, хранившегося в библиотеке. Кабинет редкостей послужил прообразом миссионерского музея, который был открыт в Казанской духовной академии в 1912 г.

Формирование кабинета редкостей являлось прогрессивным процессом в научной деятельности Казанской академии. Во-первых, создание рассматриваемого кабинета и было направлено на развитие «гуманистической направленности» высшего образования, характерного для дореволюционного времени. Во-вторых, его функционирование связано с сохранением и демонстрацией объектов культурного, исторического, природного наследия. В-третьих, научно-фондовая работа обеспечивала контроль собирательской деятельности академии. В-четвертых, востребованность фонда была обусловлена наличием в учебной программе миссионерских дисциплин.

Литература

1. Бурлыкина, М. И. Университетские музеи дореволюционной России (XVIII — первая четверть XIX в.) / М. И. Бурлыкина. - Сыктывкар, 1994.

2. Липаков, Е. В. Владимир (Ужинский Владимир Кононович; 1777 - 1855), архиеп. Казанский и Свияжский / / Православная энциклопедия. Т. 12 / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М., 2005. - С. 577 - 579.

3. Знаменский, П. В. История Казанской духовной академии в первый (дореформенный) период её существования. В 3 вып. Вып. 2 / П. В. Знаменский. - Казань: Тип. Казан. ун-та, 1892. - 593 с.

4. Назипова, Г. Р. К истории кабинета редкостей Казанского Императорского университета / Г. Р. Назипова // Известия Самарского научного центра РАН. - 2008. - Т. 10. - № 1. - С. 27-35.

5. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.10 Казанской духовной академии. -Оп. 1.- Д. 337.

6. Там же. Д. 476.

7. Там же. Д. 585.

8. Там же. Д. 812.

9. Там же. Д. 1321.

10. Там же. Д. 11588.

11. Сотникова, С.И. Музеология / С. И. Сотникова. - М.: Дрофа, 2004. - 190 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.