Научная статья на тему 'Крупные частные вклады в библиотеку духовной академии (1842 1870)'

Крупные частные вклады в библиотеку духовной академии (1842 1870) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
121
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧАСТНЫЕ ВКЛАДЫ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА / КОМПЛЕКТОВАНИЕ ФОНДА / ДРЕВНИЕ КНИГИ / ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ / ИМЕННЫЕ НАДПИСИ / ПОПОЛНЕНИЕ / СТАРОПЕЧАТНЫЕ ИЗДАНИЯ / КНИЖНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ / ИМЕННЫЕ INSCRIPTION / QUOTIENT CONTRIBUTIONS / ACADEMIC LIBRARY / CREATION OF FUND / ANCIENT BOOKS / SPIRITUAL TESTAMENT / RENEWING / EARLY PRINTING BOOKS / BOOK ARRIVALS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лобачева Е. Э.

Казанская духовная академия имела богатейшую библиотеку гуманитарного направления. Она состояла из отделений: философско-богословского, исторического, литературного, юридического, филологического и педагогического. В рассматриваемый период основным источником комплектования библиотеки были дарения, в том числе частные. Статья содержит сведения о наиболее крупных пожертвованиях. Материал статьи адресован специалистам истории книг библиотечного и музейного дела, краеведам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kazan spiritual academy had unique, rich library of the humanitarian direction. It was consisted of branches: philosophical theological, history, literary, legal, philological, pedagogical. The main source of picking in considered period was a presenting, including quotient. Information of article is about the most large donation. The interpretation is given by chronology principle. The article will be interesting to the specialist of museum, book's history and to amateurs of the history of a region.

Текст научной работы на тему «Крупные частные вклады в библиотеку духовной академии (1842 1870)»

Е. Э. Лобачева

КРУПНЫЕ ЧАСТНЫЕ ВКЛАДЫ В БИБЛИОТЕКУ КАЗАНСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ (1842 - 1870)

Казанская духовная академия имела богатейшую библиотеку гуманитарного направления. Она состояла из отделений: философско-богословского, исторического, литературного, юридического, филологического и

педагогического. В рассматриваемый период основным источником комплектования библиотеки были дарения, в том числе частные. Статья содержит сведения о наиболее крупных пожертвованиях. Материал статьи адресован специалистам истории книг библиотечного и музейного дела, краеведам.

Ключевые слова: частные вклады, академическая библиотека, комплектование фонда, древние книги, духовное завещание, именные надписи, пополнение, старопечатные издания, книжные поступления.

Kazan spiritual academy had unique, rich library of the humanitarian direction. It was consisted of branches: philosophical - theological, history, literary, legal, philological, pedagogical. The main source of picking in considered period was a presenting, including quotient. Information of article is about the most large donation. The interpretation is given by chronology principle. The article will be interesting to the specialist of museum, book’s history and to amateurs of the history of a region.

The keywords: quotient contributions, academic library, creation of fund, ancient books, spiritual testament, именные inscription, renewing, early printing books, book arrivals.

В Российской империи функционировала развитая система духовного образования. В дореволюционный период на территории России действовали 4 духовные академии. Открытие первых академий - Киевской и Московской - состоялось в XVII в. К XVIII в. относится основание Санкт-Петербургской и Казанской академий. В результате реформы духовного образования 1814 - 1818 гг. Казанской духовной академии был присвоен статус семинарии. Второе открытие академии состоялось в 1842 г. Со временем она стала крупным образовательным центром Поволжья. Для достижения такого статуса, помимо прочего, требовалось создание научной базы, которая включала бы в себя обширную библиотеку.

Периодичность в истории академий, как и всех учебных заведений, обычно связана с введением уставов, регламентирующих их деятельность. Такие уставы принимались в

1869 г., 1884 г., 1910 г. [3]. Принятие очередного, нового устава влекло за собой изменения, связанные с программой обучения, структурой, штатами и т.д. Поэтому с отменой одного устава завершался определенный этап в истории академии, а с принятием нового устава начиналась новая веха в ее развитии.

Интересующий нас период - с 1842 по

1870 г. - связан с уставом 1814 г., на основании которого академия была открыта и функционировала в первый период своей

деятельности. В связи с текущей собирательской деятельностью названного учебного заведения этот период был поистине уникальным, причем, по отношению к различным структурам, среди которых выделяется библиотека. Если физический или математический кабинет, различные коллекции (нумизматическая, ботаническая и пр.) обеспечивали какое-то одно направление деятельности (как правило, обучение), то библиотека обеспечивала учебно-образовательный процесс, духовновоспитательную сферу, науку, была связана издательской практикой и в значительной степени - с академическим журналом («Православным собеседником»).

Одним из важных источников комплектования академической библиотеки были пожертвования. Традиция

осуществления пожертвований в академию начинает складываться в первые годы ее существования. Осознавая важность библиотеки, казанские архиепископы пополняли ее фонды своими, подчас немалыми вкладами, о которых речь пойдет далее.

Первым жертвователем библиотеки был Архиепископ Владимир (Ужинский Василий Кононович), возглавлявший Казанскую епархию достаточно продолжительное время (1836-1848). Владимир много сделал для развития академии: ее материального

обеспечения, строительства, которое

осуществлялась в 1844-1848 гг. [4]. Не обошел своим вниманием он и библиотеку, в которую пожертвовал до 60 названий книг. К сожалению, сведений о содержании таких пожертвований мы не имеем, тем более не располагаем информацией о том, были ли среди них древние книги. Тем не менее, исходя из того, что архиепископ принимал активное участие в преподавательской деятельности, можно предположить, что среди книжных поступлений присутствовала литература, необходимая для обеспечения учебного процесса и, вероятно, науки.

Значительное книжное собрание подарил академии Григорий (Постников Григорий Петрович, архиепископ Казанский и Свияжский (1840-1851 гг.). В 1851 году он пожертвовал в академическую библиотеку 674 сочинений богословского и церковно-истори-ческого содержания [2; 512]. Среди них произведения на немецком и латинском языках -«Краткие извлечения из Теологии» Платона (Рига); «Христианское

мировоззрение» И. Дж. Матца (Лейпциг, 1772); «Древние христианские сообщества» Дж. Л. Сельваджио (1787); «Обзор рукописного наследия Кипра» Дж.

Джирмонда (Галле, 1769) [7; 51, 57] и др. Помимо данного собрания архиепископ ежегодно жертвовал по несколько книг.

Для увековечивания памяти столь

важного благотворителя академии Правление постановило на каждой из подаренных им книг сделать печатные надписи: «Пожертвована Высокопреосвященным

Григорием, архиепископом казанским». [2; 511] Архиепископ передавал в библиотеку также географические карты, которые использовались в качестве материала для

учебных занятий.

Литература от Григория поступала в академическую библиотеку не только в его бытность архиепископом Казанским и Свияжским. К примеру, в 1855 г., являясь членом Св. Синода, он прислал в Казанскую академию 205 книг, в числе которых были и старопечатные издания. Г ригорий не обошел своим вниманием Казанскую духовную академию в своем духовном завещанию, по которому она пополнилась в 1867 г. получила

198 драгоценными рукописями и старопечатными книгами [2; 511].

Вклад преемника архиепископа Григория на казанской кафедре также был значительным. Преосвященный Афанасий (Соколов Андрей Григорьевич; в 1856 - 1866 гг. - архиепископ Казанский и Свияжский) являлся ярким представителем просвещенного православного духовенства. Один из пунктов его духовного завещания касался пожертвования в академическую библиотеку изданий из личного собрания. Так в 1866 г. академия получила 1348 названий книг в 2105 томах [2; 511]. Кроме того, в качестве дара от архиепископа были получены географические карты, а также физические инструменты. Ранее, в 1861 году, он передал в «Раскольничий отдел» несколько

полемических сочинений (написаны скорописью на белой бумаге) [9; 9].

Благотворителями библиотеки Казанской духовной академии были не только иерархи Русской Православной церкви, но и светские лица. К числу первых крупных книжных поступлений в первый дореформенный период относится дар коллежского советника И. Г. Калашникова. Он был сделан в 1847 г. и составил 1084 названий книг в 1523 томах. Прирост фонда оказался, как видим, значительным и количественно

несопоставимым с теми поступлениями, которые осуществлялись путем покупки, поскольку отпускавшиеся по этой статье средства были мизерными. Как следует из архивных документов большая часть поступивших изданий - на русском языке; книги XVI - XVIII вв. составили 40 - 45 % от общего числа поступлений. Данный случай благотворительности стал общеизвестен. Св. Синод отметил жертвователя, выразив ему свою особую признательность. Книги И. Г. Калашникова, аналогично некоторым другим пожертвованиям, были обозначены именными надписями. В дальнейшем 33 названия книг были исключены как «вредные». Такой вердикт вынесло Правление академии [2; 513]. Изъяли,

главным образом, сочинения французских просветителей. В 1848 году по требованию духовно-учебного управления их отправили в Санкт-Петербург.

Особую роль в формировании фонда библиотеки сыграл архимандрит Григорий (Николай Васильевич Митькевич). Будучи ректором Казанской академии в 1844 - 1851 гг., он не только уделял большое внимание библиотеке, заботясь о ее развитии, но и пополнял фонд своими личными пожертвованиями. Общее количество подаренных архимандритом изданий составило 107 названий книг в 130 томах, в том числе 91 название в 109 томах, единовременно пожертвованные в 1845 г. [2; 511]. В их числе «Симфония или Согласие на богодухновенную книгу псалмов царя и пророка Давида» А. Кантемира (1627, 4°), Книга Св. Ефрема Сирина (Москва, 1725, 4°), Часослов (Киев, 1625)» и др. [6; 31, 33]. После отъезда из Казани, будучи калужским епископом, он не забывал академию и продолжал ежегодно присылать книжные издания, сведения о которых часто встречаются в архивных делах1 [2; 511].

В репертуаре книг, пожертвованных Архимандритом Григорием, преобладает литература церковно-догматического и духовно-нравственного содержания. К примеру, в числе пожертвований были издания на латинском и немецком языках: «Комментарии к описанию рукописных собраний библиотек» Р. Московато (1556, 4°, в коже), «Описание Аравии как собственные наблюдения и сообщения, собранные им самим в этой стране» Кристиана Нибура (Копенгаген, 1772, в малую 4, в корешке)» и т.д. [6; 51, 57].

Приведенный печень иностранных сочинений, а также изданий на иностранном языке дополним примерами книг на русском языке и российскими изданиями, большинство которых датировано XVIII веком и является переводами сочинений иностранных авторов: «Беседа Хрисанфа, блаженейшего Патриарха Иерусалимского, сысковшиеся патриархом Мелетием» (перевод с греческого, в 2 частях, Москва, 1784), «Житие св. Григория Назианзина, писанное им самим, с присовокуплением философической поэмы на несчастия в его жизни», (перевод с французского, Москва, 1783, 12°, в коже); «Надеянное руководство подучителям и учителям к разумению

1 До 1854 года.

христианскому детей воспитанию, собранные с поучительных слов Долликофера» (перевод с немецкого языка Архимандрита Иеронима, Спб., 1798, 12°, в корешке) [6; 33] и др. Фонды библиотеки обогатились переводной литературой, главным образом, с латинского, французского языков, а также с немецкого и других языков. Конечно, даритель был осведомлен о нуждах библиотеки. Поэтому тематика пожертвованных книг

соответствовала требованиям академического курса. В архивных описях встречаются также названия изданий на светскую тематику, которые были необходимы для расширения кругозора студентов.

В числе щедрых благотворителей библиотеки Академии - архиерей Евсевий (Алексей Алексеевич Ильинский), который часто жертвовал книги в библиотеки духовных учебных заведений: Санкт-

Петербургской академии, Казанской академии, Киевской академии, Курской и Тифлисской семинарий, Тифлисского духовного училища и т. д. [1]. Казанская академия получила большое количество изданий в бытность Евсевия епископом Ковенским м викарием Литовской епархии. Епископ присылал в Казанскую духовную академию довольно крупные и ценные пожертвования в 1849 - 1855 гг. Они были значительными не только по масштабам, но и по ценности. Среди подаренных книг - 16 изданий XVI века (в том числе одно издание в 5 частях), 66 изданий XVII века, 17 изданий XVIII века [5, 7, 8].

В 1849 и 1850 гг., например, Евсевий передал в академию 152 названий книг на латинском и польском языках. Данные пожертвования, как и книги, подаренные названными выше лицами, были отмечены такими же печатными надписями [2; 512]. Среди них издания XVI - XVIII веков: Латинский толковый словарь Комена (Амстердам, 1586, в пергаменте), «Сатирические эпиграммы», в 3 вып. И. Дукера (Солоники, 1634), «Краткая история Рима» Фл. Еатопия (1700)» [5; 62, 915, 24 об., 25].

Период с 1842 по 1870 являлся временем становления вновь открытой Казанской духовной академии. На протяжении обозначенных десятилетий происходило

формирование и развитие академической библиотеки. Пополнение ее фондов происходило путем покупки книг, передачи их из других учебных заведений, а также дарения частных лиц. Особенностью этого периода для библиотеки стало поступление большого количества изданий за счет пожертвований. По отношению к общему фонду частные пожертвования составляли, конечно, меньшую его долю. Но их фондообразующая роль неоспорима, более того, весьма значима. К тому же происхождение таких пожертвований, поступивших из разных частных библиотек, является источником особого интереса для их исследования.

Литература

1. Берташ, А., свящ. Евсевий (Ильинский Алексей Алексеевич, 1809 или 1810, Белгород -12.03.1879, Тверь) / Свящ. А. Берташ / / Православная энциклопедия. Т. 13 / под ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II -М.: 2005. - Т. 13 - С. 267 - 269.

2. Знаменский, П. В. История Казанской духовной академии в первый (дореформенный) период её существования / / П. В. Знаменский. - Вып. 2. - Казань: тип. Каз. ун-та, 1892. - 593 с.

3. Козлов, М., свящ., Федоров, В. А. Академии духовные православные / Свящ. М. Козлов, В. А. Федоров / / Православная энциклопедия. Т. 5 / под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.; 2003. - Т. 5. - С. 349 - 352.

4. Липаков Е. В. Владимир (Ужинский Владимир Кононович; 1777 - 1855), архиеп. Казанский и Свияжский / Е. В. Липаков / / Православная энциклопедия. Т. 12 / под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. - М.; 2005. - Т. 12 - С. 577 - 579.

5. Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф.10 Казанской духовной академии. - Оп. 1.- Д. 812.

6. НА РТ, ф. 10, д. 915.

7. НА РТ, ф. 10, д. 951

8. НА РТ, ф. 10, д. 1430.

9. НА РТ, ф. 10, д. 2075.

10. Хасаншина А. З. Библиотека Казанской духовной академии в Национальном архиве РТ / А. З. Хасаншина / / Краеведческие среды. Выпуск 4. - Казань, 2004. - с. 104 - 106.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.